Наверное, обычно, когда говоришь о первых работах человека с именем в той или иной сфере, чаще упоминаешь само имя автора, хвалишь его последующие работы, говоришь о его становление. Но бывают исключения, и исключения, надо сказать, приятные. Кристофер Нолан не выходит за рамки, но и в рамках тоже не сидит - такое вот противоречие. И если до этого фильма я так и не смог определить его фирменный стиль, то сейчас это будет сделать немного проще, ведь даже на маленьком и не особо аккуратном постере сверху белым по черному написано 'From the director of memento', что не сложно перевести на русский как 'От режиссера 'Помни' '. И правда - два фильма действительно похожи, причем как по исполнению, так и по некоторому созвучию основных смыслов, и основных поворотов событий. Но причем тут режиссерская 'изюминка'?
Дело в том, что Нолан не сидит на месте. Как и любой прогрессирующий человек, он ищет что-то новое. Можно понять, что Memento и Following хоть чем то, да похожи. Кристофер Нолан - как Аронофски - знал с чего начать, и просто начал. Они оба в своих первых фильмах сделали то, что хотели, а в следующих работах (которые, кстати, тоже обе вышли в один год) повторили свои находки на качественно новом уровне. И если говорить о чем то особенном у режиссера таких фильмов как 'Помни', 'Престиж', и, безусловно, 'Переследование', то я наверное не совру, если скажу, что Нолан хочет вывернуть фильм наизнанку, при этом показать настоящую человеческую сущность.
'Following' - в первую очередь фильм об одиночестве. Одиночество, как известно, бывает очень многогранным. В данном случае - безысходность одиночества. А именно эта безысходность рождает наивность - одну из главнейших ошибок людей в таком положении. Было бы честно отметить, что, как и в некоторых других фильмах Нолана, общий итог получаешь только в конце. И в этом еще один кайф от фильма.
Если дальше раскрывать о чем фильм, то можно очень сильно испортить впечатление тем, кто еще не смотрел, но делать это собирается. Можно лишь опять повторить и сказать, что одиночество иногда ведет к не поправимым последствиям.
Раскрывая отзыв по стандартной схеме, надо бы упомянуть исполнение и исполнителей. Что же, не буду скрывать, долго на этом останавливаться не хочется. Потому что в данном случае лучше устроить себе час просмотра, чем читать эти строчки. Но пару предложений уделить хочется. У меня создалось впечатление фильма из пятидесятых. Какое-то неосознанное и ненавязчивое. 'Классический саспенс', если позволите. Девушка, с прической, будто из 'Окна во двор'; костюмы главных героев, будто из любого фильма о 50-60-х; музыка, создавающая волнительную нотку; и даже черно-белый цвет пленки, будто добрался из тех лет. Не один раз возникали параллели с совсем арт-хаусным 'Пи', уже упомянутого мной, Аранофски. Сравнивать, правда, эти два фильма для меня будет насилием, потому что от обоих я получил почти одинаковый кайф. Все справились со своей задачей равно настолько, насколько нужно, а если у кого то что и не получалось - операторская работа, а затем и режиссерская, все возвращала на места.
Если я скажу, что Нолан взорвал мой мозг - я совру. Кристофер сделал все очень мягко и четко. Настолько правильно, и настолько аккуратно, что сложно поверить в то, что перед нами семидесятиминутый черно-белый триллер, десятилетней давности, сделанный всего за шесть тысяч зеленых баксов. Настолько все просто, и настолько сложно, что я до сих пор не могу поверить в то, что видел один из самых интересных и качественных низкобюджетных фильмов прошлого десятилетия, а может и века...
Отзывы пишу нечасто. Но тут я просто не сдержался. С таким смехотворным бюджетом снять ТАКОЙ фильм. Это просто не передать словами. Одни эмоции.
Лучшего дебюта придумать сложно. Прекрасный сценарий самого Кристофера Нолана, великолепная (его же) операторская работа, нетипичная манера изложения сюжета (что продолжиться в 'Мементо'), чудесный оригинальный сценарий не оставят равнодушным ни одного поклонника жанра.
Есть мнение, что Нолан - самый перспективный постановщик триллеров в современном Голливуде (когда-то им был Дэвид Финчер, в которого сейчас некий творческий застой, ждем ' Загадочное дело Бенджамина Баттона'). И, надеюсь, он нам это еще не раз докажет. И подтвердит будущими своими творениями.
Уже давно готовился к просмотру 'Преследования', но так и не представлял, что всё таки это будет за кино. Это неудивительно, ведь моё знакомство с Ноланом состоялось с картины 'Престиж', продолжилось знаменитым 'Memento', а потом уже переросло в крепкую дружбу после остальных фильмов. Но всё же, как это наверно и всегда, ярчайшие воспоминания оставляют первые моменты знакомства. Именно режиссёра 'Prestige' и 'Memento' я хотел увидеть в преследовании. Мое желание было удовлетворено сполна.
Уже будучи знакомым с мощью Нолана было страшновато браться за просмотр одной из его первых работ, в основном из-за боязни разочарования. Моё отношение к Нолану можно описать, как к человеку, который очень тебе нравится, но ты его ещё совсем не знаешь. После долгой ходьбы вокруг да около я приступил к просмотру.
Как и от любого его фильма оторваться просто невозможно. Интрига сразу захватывает тебя целиком и, ты почти не двигаясь следишь за сюжетом. Последовательность немного перепутана, от этого момент когда всё сплетается воедино становится ещё интереснее. В голове пролетает множество мыслей, предположений, начинают зарождаться свои варианты развязки, поток мыслей резко прекращается, и ты жадно всматриваешься в концовку, стараясь уловить каждую фразу.
Удивительный фильм! Как в него много вложено! (целых 6000 $) Ощущение того,что всё сделано предельно дёшево ощущается, пожалуй, только в качестве плёнки и отсутствии дорогих костюмов. Сюжет нисколько не пострадал, разве стал чуть-чуть более размыт, что даже ещё интереснее.
Итак, пора подвести итоги. Если вы любите творчество Кристофера Нолана, то посмотреть 'Преследование' непременно стоит. Одно только жаль - что картина была не снята на пару лет позже, при большой кассе, непременно стала бы классикой мирового кино...
О Кристофере Нолане много слов говорить не нужно. Достаточно вспомнить, что он уже успел снять за свою жизнь (а ему еще и сорока нет!).
Так вот, «Преследование» - это второй проект Криса, но первый полный метр, так как до этого он снял короткометражку «Жук-скакун», которая через шесть лет попадет на Британский кинофестиваль короткометражек.
«Преследование» - это история о писателе, который, будучи в творческом кризисе, начинает преследовать прохожих, надеясь нащупать что-то стоящее. И вот, однажды, Билл (так зовут главного героя) знакомится с одним из своих «объектов». Им оказывается грабитель с собственными взглядами на понятие «кража». Зовут его Кобб (вот откуда взялся герой ДиКаприо в «Начале»).
О дальнейшем развитии событий вам лучше узнать во время просмотра. Скажу лишь, что именно в «Преследовании» зарождалась идея «Помни», который выйдет всего через два года и войдет в список лучших фильмов.
На этом интересности не заканчиваются. На двери Билла можно заметить значок Бэтмена, с которым Нолану еще придется столкнуться. Совпадение ли?
За окном 1998 год, Нолану всего 28! лет. Только вдумайтесь в это! Сценарист, режиссер да еще и оператор. Именно в «Преследовании» зарождался почерк гения.
Стоит отметить, что бюджет фильма составил всего шесть тысяч долларов. И за эти копейки будущему гению (многие уже считают его приемником Кубрика) удалось снять незабываемый фильм. Это как раз тот случай, когда не всегда первый блин выходит комом.
Если Вы являетесь поклонниками фильмов 'Помни', «Темный рыцарь», «Престиж», «Начало», то пройти мимо этой ленты Вы просто не имеете права. Посмотрите с чего все начиналось.
На этот раз настало время просмотра дебютного полнометражного фильма Кристофера Нолана под названием “Преследование”. Что же, эта лента получилась очень даже неплохой. Правда, полнометражной ее называть можно только с некоторой натяжкой, ведь она идет 69 минут. Но за эти 69 минут Кристофер Нолан смог изобразить все, что хотел в полной мере. Сразу видно, что задумка реализована. Получился такой некий детектив с элементами триллера. Меня всегда удивляет, какой Нолан мастер на все руки. Мы имеем с вами возможность наблюдать не только за качественной режиссурой, но и за занимательным сценарием. Кристофер всегда силен в роли сценариста, он это уже всем доказал.
Эта лента о том, как играя в игру, можно стать ее участником. И никакое “я немного поиграю и брошу” здесь не спасет, не поможет. Все совершенно серьезно. Практически все вещи затягивают, ко многому быстро привыкаешь и начинаешь в полной мере зависеть от того, к чему прикасаешься. Зависимость, к слову, это страшная вещь. Никто до конца от нее не может избавиться, как бы ни хотел. В любой момент зависимость может легко и быстро проявить себя, снова выделиться и заиграть с новой силой.
Повествование ведется о человеке по имени Билл. Билл безработный парень, который мечтает стать великим писателем. Он пытается писать что-то более или менее дельное, ежедневно проводит время за печатной машинкой. Но долго в закрытом пространстве этот молодой человек находиться не может, а выходя на улицу заняться нечем. Билл нашел для себя выход, он придумал одну занимательную игру, о которой он никогда никому не расскажет. Какую же? Билл просто выходит на улицу, выбирает любого человека, то есть прохожего и начинает следить за ним. Эта игра настолько затягивает нашего героя, что он начинает придумывать для себя некоторые ограничения, рамки, например, узнав место жительства своей, так называемой, “жертвы”, незамедлительно прекращать слежку и т.д. Так случается, что ограничения все чаще и чаще перестают работать. Заодно, узнавая о людях все новые и новые вещи, Билл начинает писать свою большую и серьезную книгу. Поворотный момент в жизни бедняка Билли случается, когда он встречает странного парня по имени Кобб.
Эта лента, по-моему, помогает легко прочитать всю сущность того самого молодого Кристофера Нолана. Перед нами, так называемая, настройка прицела на большой кинематограф после своей дебютной короткометражки “Жук-скакун”. Что же, как видно, прицел у Нолана со временем совсем не сбился и стреляет он все лучше и лучше. Надеюсь, что его новый “Бэтман” получится еще лучше фильма “Начало”, чего уж слезать с такой высокой точки, если забрался на гору?
По сути, эта авторская лента, которая в качестве исполнителей ролей собрала друзей Нолана, является подготовкой к серьезному детищу под названием “Помни”. Ведь именно здесь пробуются, используются многие игровые приемы, которые будут во втором полнометражном фильме режиссера. И, не смотря, на бюджет всего в 6 000 долларов, все получилось качественно, а дефицит декораций и света смотрится, как основная задумка автора, особенность. Кстати, на 1998 год, еще тогда не профессиональные актеры справились, вполне, успешно со своими задачами и меня удивляет, почему исполнитель роли Кобба – Alex Haw, так больше и не был востребован в качестве актера (хотя, может быть, он сам избрал другой карьерный путь).
В общем, полнометражный дебют Нолана удался. Пока могу говорить о том факте, что все ленты Кристофера не разочаровывают, осталось только посмотреть его фильм “Бессонница”.
Если приглядеться внимательно к постеру фильма Преследование на КиноПоиске, то можно увидеть весьма интересную надпись - дословно: 'От режиссера Помни и Бессонницы'. Но те, кто хоть немного знаком с фильмами Кристофера знают, что и Помни, и Бессонница были выпущены на много лет позже. Эта надпись как бы поднимает фильмы Нолана на новый уровень сравнения. Первая его, известная всему миру, работа - Жук-скакун. Короткометражка не о простом способе убийства 'жука', а фильм с глубочайшем смыслом. Ведь если верить самому фильму, то история человека с тапком никогда не закончится. Она бесконечна, так же как и смысл того фильма. Той своей работой Нолан опровергает негласную теорию 'У всего есть конец'. А историю фильма Жук-скакун можно продолжать и продолжать, и продолжать, и продолжать, и продолжать...
Сюжет Преследования для 1998 года был как глоток свежего воздуха. Оригинальность сценария подчеркивает ум и талан Кристофера Нолана. Никто и предположить не мог тогда, чего добьется этот режиссер. Сюжет выстроен не в хронологическом порядке, как большинство фильмов. Наоборот, каждая из ситуаций дополняет, поясняет или переворачивает с ног на голову выше упомянутую сцену.
Бюджет - $6 000. А разве, что бы создать шедевр нужна куча денег? Нет! И это доказывают до сих пор мастера своего дела. Что бы сделать шедевр не нужно денег, не нужно звезд-актеров, не нужно, ныне популярного, но совсем не к месту, 3D, а нужен лишь талант создателей. В Преследовании Нолан выступил в трех ролях: режиссер, сценарист и оператор. В этом фильме уже видна та изюминка, которая отличает Кристофера от других режиссеров. А рассматривая его как сценариста можно увидеть в нем гения, что он и доказал, правда немного позднее. Операторство, конечно, не его призвание, но все-таки хочется отметить, что раз он взялся за все это сам, то он просто был уверен в успехе.
Концовка фильма- это концовка шедевра. Такое я видел последний раз лишь в фильмах Хичкока. Хичкок был мастером своего дела. И Нолан очень сильно мне его напоминает. Развязка просто гениальная. Наверное, никто не мог бы даже предположить, что так все обернется. Нет слов...
Спасибо, Кристофер! Буду ждать твоих фильмов с большим интересом! Люблю такое кино!
250 кинофильмов которые я никогда не забуду: часть 2
Пожалуй, после первой рецензии я сделал ошибку написав '250 фильмов', а не '250 кинофильмов', ведь в моем списке есть не только фильмы, но и... ладно это в будущем, а пока я остановлюсь на моем самом любимом режиссере - Кристофере Нолане.
Итак, 'Преследование' - в чем же оказался залог успеха фильма? Во-первых: как по мне, то он не мог оставить равнодушным любителей черно-белого кино. Ведь увидеть в 21 веке черно-белое кино (ну, будем считать, что все таки успех у фильме оказался, то уже после 2000 года), без сомнения, кинокритикам и 'киноманам' - это пришлось по душе. Во-вторых - короткая длительность фильма, заставляющая в свободный часок, расслабиться и посмотреть вот подобное 'полнометражное' кино. В-третьих: разбивка на временные промежутки, что было 'фишкой' Кристофера Нолана в первых его работах - ну как же это не может восхищать, если мы привыкли сидеть и гадать, а что же будет в следующем кадре или эпизоде, если куда интересней узнать, что было до того, не теряя причинно-наследственной связи. В-четвертых: в фильме при интересном и невероятно простом сюжете, играют актеры, да да, именно играют, а не отрабатывают свои гонорары. Ну и наконец в-пятых - нет спец эффектов, нет погонь, нет кровавых драк и так далее, в смысле, нет ничего лишнего, к чему прицепиться или придраться, ну естественно откуда это все при бюджете в 5(!) тысяч долларов - вот это талант (есть кому учиться, и не стоит придираться, что в 99-ом не было инфляции)!
Таким образом, мой итог - это лучшее низкобюджетное кино в моем списке, хотя никакие бюджеты не могут повлиять на природный гений и талант режиссера (а он же и сценарист, и оператор, и монтажер, уф, как же он, то не стал, то в главной роли сниматься?) и прочих людей которые работают не за деньги, а для искусства.
В этом все дело. Вклинится в жизнь человека, заставиться его посмотреть на все свежим взглядом... Вернуть, пойдут снова покупать безделушки на деньги страховки. И в первый раз задумаются: «Зачем им все это?». Отнимаешь, и они понимают, что у них было. (с)
Первый полнометражный фильм Кристофера Нолана, снятый за шесть тысяч долларов, что не делает его дешевым, в черно-белой гамме, что не забирает у него яркости и насыщенности. Это удивительный фильм, и у меня есть причины это говорить. Во-первых, повествование в фильме идет не линейно. И это заставляет зрителей не просто бездумно таращиться на экран, а думать. Строить предположения насчет концовки, пытаться угадать следующий кадр и неизбежно понимать, что вновь ошиблись с догадками. И лишь в конце удается соединить все части в одну цельную мозаику. Такие фильмы всегда имеют скрытую изюминку. Их хочется пересмотреть, чтобы на второй раз просмотра заметить новые детали. Во-вторых, у фильма довольно запутанный сюжет. Я бы даже сказала, что далеко не каждый триллер-криминал может похвастаться таким. И вновь мои аплодисменты Нолану, так как сценарий фильма полностью его заслуга.
Актеры фильма. Хочу сказать лишь, что в их игре не было ничего лишнего. Но конечно же более всех впечатлил Джереми Теобалд, исполнитель главной роли.
Подводя итог, хочу сказать о том, что это один из лучших низкобюджетных фильмов. Фильм интересен и захватывает, единственным минусом считаю малый хронометраж, не успеваешь вдоволь насладиться фильмов. Единственный выход – пересмотреть.
Цикл «Никому ненужные рецензии от никому ненужных людей»
Работа №4
Итак, «Преслдование» - это первый полнометражный фильм Нолана с небольшим оттенком нео-нуара, в котором уже начались проявляться особенности линейки «Written and directed by Nolan», но ещё не в полную силу.
1. Кастинг и актерская игра
Скажу честно – даже если я что-то и напишу про актеров, то всем будет всё равно, потому что никто их и не знает в современном мире. Отмечу только, что весь каст старается, и нет уровня Кристиан Стюарт.
2. Музыкальное оформление
Его тут нет. От фильма в 70 минут с мизерным бюджетом в 6 тысяч долларов я не требую саундтрека.
3. Техническая сторона фильма (монтаж, операторская работа и т.д.)
Фильм снят «по-любительски» на черно-белую пленку. Это подчеркивает эффект нео-нуара.
4. Сюжет
Насчет нелинейности повествования (которое станет главной фишкой «Помни») – это как пазл, который, если немного внимательнее следить, собрать достаточно легко. Поэтому данный фильм интересно собирать в уме.
5. Похожие творения
Естественно, я не могу упомянуть про идейное продолжение «Преследования» - «Помни» (на этот фильм, скорее всего, будет следующая рецензия)
6. Подводя итог
Нолан дебютировал с интереснейшей картиной. Она является не полным и трудновоспринимаемым бредом, а хорошей логической задачкой. Небольшая доля психологического триллера, нео-нуар и неожиданная развязка – всё это делает «Преследование» фильмом, который вызывает острое желание пересматривать его снова и снова.
Кристофер Нолан: Часть 1 - дебют человека изменившего поколения.
Так уж, получилось, что мне было суждено посмотреть первую режиссерскую работу Кристофера последней! Даже не верится, что фильм бюджетом в 6000 американских рублей (одна машина и та меньше стоит) сможет изменить историю кино 21 века. Многие могут относиться к Нолану, как к фанатику, одержимого идеями, шизиком (лично моя родная мать так сказала когда я ей сказал, что в центре его идей патологии или работа мозга человека, судите сами - амнезия в 'Помни', одержимость фокусами в 'Престиже', сны в 'Начале', про 'Бессонницу' и говорить нечего, даже Пугало в 'Бэтмен: Начало' и тот изучает страхи, а Джокер вообще 'Дьявол в гриме'), но то какой он талантище признают все.
Итак, что же особенного оказалось в дебюте никому не известного британца - фильм снят черно-белых тонах, что конечно не должно было привлечь молодежь, но киноклассики не могли пропустить такого фильма (хотя данный фон был вынужденным ввиду бюджетных ограничений), отсутствие громких актерских имен, но доказательство того, что для хорошего кино не нужны актеры-миллионеры, достаточно просто выполнять указания режиссера и не стесняться камеры, использование будущей 'фишки' Нолана - сложность сюжета с отсутствием стандартной комбинации, где непонятно до конца, что именно является кульминацией сюжета.
В будущем режиссер получит бюджет превышающий данный в 1500 раз, не являясь тем не менее блокбастером, но получив статус культового.
Именно этот человек разрушил миф, что нельзя сходу заснять хорошее кино и продолжить снимать кино, успех которых будет увеличиваться не в арифметической, а геометрической прогрессии. А через 13 лет это будет не просто хороший режиссер, а режиссер чьи фильмы по ожиданию будут первыми, чьи фильмы будут приводить в восторг любую публику, с разным мышлением, разными вкусами, публику которая живет мечтой увидеть кино и рассказать будущим поколением, что возможно они не жили в эпоху Копполы, Кубрика, Тарковского, лишь родились в лучшие времена Спилберга, Камерона, Тарантино, но они жили во время выхода фильмов Нолана - человека заставившего молодежь и любителей классики смотреть не только комедии и боевики или жить мыслями о смерти современного кинематографа, а заставить их смотреть фильмы которые обсуждаются не час, не день, не месяц, не год, а которые обсуждаются вечно. А ведь все началось в Англии с шести тысяч долларов...