В популярной бостонской газете появился новый редактор, заявившийся со стороны, оказалось, в курсе мелькнувшей в ней некогда заметки о тёмных делах пастырей человеческих душ, оживив новой целью размеренную работу отдела журналистских расследований, не без сомнений пустившегося по следам подзабытых судебных дел и их особых участников, выуживая списки жертв и вычисляя имена преступников, которых покрывали церковный сан и страхи обиженных, сдавшихся под напором адвокатов – ловчил.
То, что поначалу возмутило, вскоре было принято вызовом и стало долгом перед обманутыми в прошлом и теми, кому теперь грозила беда, применяя угрозу к себе и своим детям, не знающим о подвохе, с которым рискуешь столкнуться в церкви, таящей грехи её служителей, ломающих жизни детей прихожан, оставляя их на произвол условного правосудия.
Невозможно было ожидать, что кино – расследование без погонь и расстрелов сможет сосредоточить внимание и приковать к экрану провокационной дискуссионностью темы о целесообразности ворошить былое, поднимая цену вопроса, адресованного к церкви и обществу, на доверии которого был взращен великий грех и совершено не одно преступление, способное поколебать устои одного и другого, приводя журналистов к серьёзным ценностным оценкам соотношения гражданских и общественных институтов, наряду с переоценкой собственной профессиональной задачи раскрытия перед согражданами правды о тех, кому доверяя, они доверяют себя и своих детей.
Без надрыва и тенденциозности, кино представляет кропотливое дознание дотошных следователей, уполномоченных своей совестью найти улики и выложить их на всеобщее обозрение, где каждый сделает своё заключение о случившемся, предупреждённый о содеянном, а, значит, ответственный за продолжающийся обман и круговую поруку, результатом которой стал не один, ставший таким поневоле нравственный и психически неуравновешенный инвалид, свидетельства о которых ложатся листами документальных доказательств, составивших строгое деловое досье, где критерием остается беспристрастность, сделавшаяся главным достижением всей картины, опирающейся не на крикливые формы, а на суть, суть, состоящую в правде и в чести, не дающей права на её забвение, именно она, правда, поставлена во спасение, а не противоположенная ей церковью циничная ложь.
Подчиняясь этой идее, никто из актёров не думает о себе, погружаясь внутрь болезной истории, проникаясь ею до мозга своих костей, независимо от роли и предписанной им сценарием позиции, делая свою работу в том самом лучшем виде, что только и может быть, когда безраздельно отдаваясь делу, они воссоздают весь процесс препарирования преступления, досконально представляя его изнутри и снаружи, в полном спектре личных взглядов, непреложной основой которых является документальный факт, делающий этот фильм манифестом независимой журналистики, остающейся четвёртой властью, а, зачастую, и последней опорой общества, когда ему вдруг изменяют первые три.
'В центре внимания' - еще один фильм-номинант на премию Оскар в ряде категорий, в числе которых лучший фильм, лучшая актриса и актер второго плана, лучший режиссер, оригинальный сценарий и прочее. Из представленных категорий, спустя несколько часов после просмотра, когда и складывается объективное мнение о фильме, а не его эмоциональное послевкусие, я бы предрек ленте американского режиссера Томаса Маккарти (который, кстати, очень любит снимать фильмы о международных политических и сексуальных скандалах) приз за лучший оригинальный сценарий. Ни выдающейся игры со стороны Рэйчел МакАдамс, ни виртуозной режиссуры, ни драматического перевоплощения Марко Руффало здесь я не заметил. Однако, сам фильм очень и очень хорош, если оценивать его вне плоскости какого-либо сравнения с другими, более сильными конкурентами. Но об этом по порядку.
В центре внимания фильма - скандал вокруг сексуальных домогательств представителей католической церкви, который действительно имел место в кажущемся сейчас далеким 2001 году, в Бостоне. Тогда несколько журналистов, входящие в так называемую оперативную группу расследования 'Spotlight' c приходом нового главреда начинают копать под дела священников бостонской митрополии, находя при этом множество пикантных деталей, которые, в конечном счете, наводят их на след некоего Бернарда Лоу - кардинала (а этона секундочку следующее после Папы Римского духовное лицо в католической иерархии), знавшего о сексуальных домогательствах детей со стороны ряда священнослужителей, но ничего при этом не сделавшего.
Впервые 'Spotlight' увидел свет в сентябре 2015 года, на Венецианском кинофестивале, где снискал всеобщее признание. На сайте Rotten Tomatoes лента имеет высочайшие рейтинги: 97% положительных рецензий на основе 183 представленных, общий рейтинг которых составляет 9.0. Такие высокие показатели говорят, пожалуй, об остроте задетой Томом МакКарти проблемы: до публикации материалов Time в 2001 году общество замалчивало грехи церкви, об этом было не принято говорить, что лишь усугубляло проблему. В самом фильме не раз проскакивала фраза: 'Согласно исследованию можно говорить о целом психическом феномене'. И это действительно так. Если провести хотя бы час времени за поиском статей, показателей, статистик и данных о расследовании дел о домогательствах католических священнослужителей, то невольно задаешься вопросом: как такое могли замалчивать? Для примера, архиепископ Сильвано Томаси в противовес данным знаменитого религиоведа Филипа Дженкинса, который в своем расследовании доказал 'греховность' 0,2% священников (это очень большие цифры от общего числа), указывает на более высокие показатели - 5%! В одной Австралии, в период с 1993 по 2010 гг, было осуждено не менее 100 католических священников за те или иные домогательства до детей. Фильм представляет собой калейдоскоп вариативных ответов на вопросы, которые возникают у человека в частности и общества в целом. И хотя тема это столь серьезна, что требует профессионального психоисторического анализа, понятной она будет каждому думающему зрителю, чей диапазон мыслительных процессов не ограничивается серостью простой обыденности.
Возвращаясь к картине и говоря о реализации проекта 'Spotlight', прежде всего, обращаешь внимание на сценарий. Весьма конъюнктурное журналистское расследование прошлых лет, хоть и очень громкое и провокационное, удалось трансформировать в психологический триллер с очень тонкой экосистемой саспенса и нарратива. 'В центре внимания' словно попытка режиссера самолично осмыслить всю масштабность выбранного конфликта, вновь заострить внимание общества не целом феномене. Именно для этого он сводит развитие второстепенных сюжетных линий и эфемерных фабулярных перипетий на абсолютный ноль. Здесь, практически, нет какого-либо представления личностного бэкграунда главных героев, которым так любят смаковать многие режиссеры, снимающие детективы, поскольку, по мнению режиссера, это будет словно бельмо на глазу - отвлекать от главного, а именно от проблемы и конфликта, на котором держится весь костяк ленты. Другой вопрос, важны ли переживания, внутренняя борьба и вызовы главных героев в процессе их расследования. Несомненно. Поэтому здесь представлен весьма талантливый актерский состав в лице той же МакАдамс, Руффало, а также Майкла Китона и Лива Шрайбера, каждый из которых по своему хорош, но местами не столь убедителен. Хочется пожелать 'Спотлайту' взять, как минимум, одну статуэтку. И пусть это будет триумф в категории лучшего оригинального сценария, в котором 'Глобус' прокатил столь значимую по многим аспектам и векторам ленту.
Фильм рассказывает о газетёнке Бостон Глоуб (жаль, не Бостон Бьюгл, если вы понимаете, о чем я), которая проводит журналистское расследование в отношении батюшек-педофилов. Выступать против церкви до сих пор довольно опасно, но это не останавливает наших героев. Как оказалось, любовь к детям в церкви носит не единичный характер, а имеет масштаб едва ли не эпидемии, а также заложено в саму церковную систему. ''Провинившихся'' батюшек не то, что не отлучают от церкви, а просто отправляют на ''больничный'', пока шумиха не уляжется. Хотя до шумихи частенько и не доходит вообще: родители подкупаются, полиция тоже, а дети так и остаются с психологической травмой на всю жизнь. Понятное дело, журналистов такое дело просто шокирует. Иметь дело приходится не с десятком извращенцев, а едва ли не с тысячью. Так начинается противостояние Бостон Глоуб и бостонской католической церкви.
Перед просмотром стоит знать, что фильм сугубо ''разговорный''. Буквально. Люди болтают 98% двухчасового хронометража. Болтают о вере, о педофилах, о геях, о журналистике, о морали, о власти, о коррупции. Обо всём. Фильм в русском прокате стоило назвать ''О чём говорят журналисты''. Вот столько тут болтовни.
Но грош цена болтовне, если она скучна и ни к чему не ведёт. О, здесь у фильма всё в порядке. Поднимаются действительно интересные темы, которые пытаются наиболее полно раскрыть герои. Фильм заставляет задуматься, включить мозг. Поэтому садиться за него стоит готовым и в соответствующем настроении.
Среди ''болтунов'' у нас: Бёрдмен/Бэтмен, Халк, девушка-любящая-большие-члены-не-пролезающие-в-наручники, и ещё парочка актёров, с чьей фильмографией я не знаком, и потому не знаю как несмешно пошутить. Все отыгрывают свои роли на все сто, особенно Руффало. Люблю Руффало, он клёвый.
В итоге мы имеем фильм, который понравится атеистам. Фанатам журналистcких расследований. Ну и любителям такой темы, как совращение малолетних. Педофилия - это всегда интересно и порой весело.
Посмотрев 'Spotlight', сразу задаешься вопросом - откуда, собственно, такой хайп? Откуда столько много хваленных отзывов критиков? Нет, вы не подумайте, 'В центре внимания' - ни разу не плохая картина. Только не с претензией на 'лучший фильм года'.
'Spotlight' - это добротная драма, качественно освещающая проблемы современной католической церкви и обращающая внимание на существенные изъяны социального института журналистики, но, по сути, не предлагающая зрителю ничего нового и оригинального. Ни выдающейся операторской работы, ни какого-то шикарного монтажа - ничего похожего здесь нет. Актеры здесь также не показывают чего-либо выдающегося. Китон весь фильм монотонно болтает, МакАдамс почти весь фильм ходит за Китоном, и иногда с сочувствующим видом кивает во время интервью, а Руффало, как будто под спидами, весь фильм гиперактивно ведет расследование и играет здесь 'как бы' самого заинтересованного в расследовании члена команды. Собственно, в его натужном 'Это же дети!!' и заключается весь натянутый драматизм картины.
И как бы МакКарти здесь не старался, те же Фукунага и Пиццолатто, вскользь затрагивая похожие проблемы церкви в 'Настоящем детективе', раскрыли эту тему намного более качественно и методично. Хотите фильма про журналистов? Пакула и его 'Вся президентская рать' к вашим услугам. Поэтому, если и говорить о 'Spotlight', то стоит упомянуть лишь крепкую историю, однозначно достойную вашего просмотра, но называть картину лучшим фильмом 2015-го года это, уж простите, явный перебор.
Ещё не потеряна надежда на современный кинематограф, когда порой среди низкокачественного вторсырья, производимых Голливудом в последнее время с удручающей частотой, вдруг сверкнёт крупинка золота.
Фильм не просто документальный, медлительный, растягивающий (в лучшем смысле) до психологического предела, словно тетиву лука, сюжет. Вот-вот должно выстрелить, вылиться в кульминацию. И выстреливает - финальными титрами, и вот оно — непривычное и непредвиденное— кульминация остается за кадром, в этому случае - в реальной жизни, перепрыгивая через границу экрана, в мир, не готовый принять и понять, что то, что казалось просто чем-то зловещим там, в мире кино, который мы привыкли считать вымышленным, на самом деле играет роль зеркала. Оно отражает без прикрас, без утаиваний. Все достоверно, ибо реально.
Фильм цепляет, ибо ясно дает понять — в зоне риска может оказаться каждый, мало-мальски верующий, малость закомплексованный и немного неуверенный в себе человек. Ненавязчиво, но с пугающей достоверностью нам показывают и тем самым дают понять, что происходившее — не случайность, не random, а система и норма. Зло тем и страшно, что порой зарождается и разрастается в средоточиях добра. Или там, где априори нет места злу.
Не зря лента вышла именно в этот год. Это напоминание, как отдаленный звон колокола, что история не исчерпана, что черным экраном и 15 летней «давностью» трагедии не закончились. У подобных вещей нет срока давности.
Не ждите много — просто смотрите и... нет, не наслаждайтесь, а думайте. Фильм не для развлечения. Скорее, для осмысления.
Психология в чистом виде — шепот или спокойный голос действуют сильнее крика. Так и здесь. Умеренный темп повествования давит и заставляет «прислушаться». Если бы актеры кричали и надрывались — получилась бы посредственная латиноамериканская мелодрама.
Многим не по душе концовка. Мы ждем разоблачения, нас интересует бичевание. Да, это важно, но не настолько, что бы ждать именно (или только) этого. Режиссер будто намеренно это убрал, показывая тем самым, что внимание стоит уделить именно жертвам, о которых и так говорят порой слишком мало — куда больше о виновных и сопричастных.
Высшая похвала абсолютно всем актерам, ибо при отсутствии главного героя оставаться на плаву каждому в полной гармонии с окружающими — задача не из легких, и не только в кино. Больше всех понравился Китон — потрясающая игра, подкупающая легкостью исполнения. Абсолютно новая грань его таланта, новый образ, хотя казалось бы: что нового можно показать, имея за плечами десятки отличный ролей? Будто никогда и не было Берд- и Бэтмена.
Отдельные аплодисменты за музыку, в канву ленты вписана изумительно.
Можно и еще раз пересмотреть.
пс. Название 'Прожектор' в русском прокате было бы куда более уместно — по чисто субъективному мнению, оно больше соответствует драматургии.
До представления номинантов на Золотой глобус, я ничего не слышала об этом фильме, также я не слежу за творчеством каста и поэтому этот фильм для меня стал неожиданностью. Очень удивляет, что к фильму с таким сюжетом уделили так мало внимания с точки маркетинга. История о батюшках педофилах, которая ставит под сомнение все существование церкви – это сенсация. Это заставляет людей думать.
О фильме. Он очень тяжелый, после него долго остается «послепросмотровой шок». Главная изюминка это сюжет. Но он скорее шокирует, а не интригует.
О сюжете. Режисер Том МакКарти дает нам возможность увидеть настоящее журналистское расследование группы репортеров бостонской газеты «Глоб». Новый главный редактор (Лив Шрайбер), хочет сенсационную статью и берется за очень щекотливую тему - домогательство детей в церковном приходе. Сами того не ожидая репортерская группа «Прожектор» в ходе расследования понимают, что это не проблема одного батюшки, приходов Бостона или США, эта проблема дорастает до масштабов всего мира. Кроме того, это все покрывается адвокатами, прокурорами и судьями. Если вы думали, что в 21 веке церковь уже ничем не управляет, вы ошибаетесь.
Еще одна изюминка фильма – это характер людей. Во время фильма показано очень много людей, жертвы, батюшки, адвокаты и сами корреспонденты. У всех своя история и мнение, и все персонажи запоминающиеся, все убедительны. Главными все же остаются репортеры. Мы не знаем их истории, мы просто наблюдает за их работой, за тем как они ей отдаются и как на них самих влияет вся эта история.
Отдельно из каста можно выделить Руффало (он был самым ярким репортером и только его историю нам удалось прочувствовать), Китона, МакАдамс и Туччи (вообще я в серьезной роль его никогда не видела, а тут он был ярким адвокатом с четкой позицией). Чувствовалось, что все актеры действительно стали одной большой командой, которая борется за справедливость.
Но сам фильм на любителя, история меня очень сильно зацепила, но я не была заинтригована и особых эмоций от просмотра фильма не получила. Для меня, уж немного все скучновато, обыденно и затянуто - вечная то бегатня, то ожидания репортеров. В фильме главная интрига - это выйдет ли статья или нет, но меня почему-то это не заставило сильно волноваться. Возможно эта история стала острее и лучше раскрылась как мини-сериал.
Пересматривать его вырядили буду, но один раз посмотреть нужно обязательно.
' Иногда легко забыть, что все мы блуждаем в темноте... '
Я давно не писал рецензий, может быть лень, может муза позабыла обо мне, а может, просто не цепляло, не ранило в самое сердце, не перехватывало дыхание, но сегодня, я стад свидетелем 'рождения' еще одного, нет не шедевра, а просто жизненного фильма, что более ценно, лично для меня.
Работу журналистов, конечно нельзя назвать 'чистой', с моральной стороны, поскольку, все-таки продукт их имеет деятельности имеет дело с очень эфимерной, непостоянной и тонкой субстанцией: сердцами людей, глаза и, что особенно важно, их мыслями. Цена ошибки велика. Но, глядя на этих репортеров, я могу с большой уверенностью сказать, что в них больше святости, эзотерики и духовности, чем во многих из нас.
Я стал свидетелем мистерии, в прямом и переносном смысле этого слова, филигранной симфонии актерского ансамбля, где все вместе и каждый в отдельности - целая единица. И смотря данное произведение, я не просто верил им, нет, я хотел им помочь, я хотел поучаствовать, я хотел справедливости.
Всех исполнителей главных ролей, я не буду перечислять, но кто меня тронул, так это, в первую очередь персонаж, сыгранный Марком Руффало. Спасибо ему за то, что зажег меня, спасибо за искрящуюся душу, за твой 'компас', за призвание, за черт возьми, твою неустанную и ненасытную жажду, найти то самое святое, чистое и нравственное в людях - правду, которую мы сами погребаем под тоннами лжи и страхов.
Рейчел МакАдамс прекрасно разбавляет эту команду, полную мужского тестостерона и гормонов. В ней есть что-то земное, родное и честное, без напускного лоска.
Майкл Китон сыграл самого противоречивого персонажа, но не по сути своей, а в силу сложившихся обстоятельств, как мне кажется. Он человек, и ничто человеческое ему не чуждо: сомнения, колебания, недоверие и страх. Но главный выбор он сделал верно, и, я думаю, он вас приятно удивит.
И заканчивая мою суховатую рецензию, я хочу еще раз процитировать слова, сказанные персонажем, прожитым Ливом Шрайбером: ' Иногда легко забыть, что мы, в основном, блуждаем в темноте, а потом, внезапно, включается свет и некоторые из нас начинают винить себя.. .. Эта статья будет удачной и наши читатели на нее откликнутся. Для меня такого рода истории оправдывают всё.'
Я не читал их статей, я увидел их историю, и да, я откликнулся и я не буду их оправдывать. Потому что правде нет оправдания. Занавес.
Простой фильм с незамысловатым сюжетом, который можно посмотреть один раз не пожалев об этом. В центре внимания журналисты, которые проводят расследование о священниках педофилах. Мы сразу получаем реальных журналистов, которым нет дело до людей, им просто нужна статья, которая вызовет фурор, что добавляет фильму реалистичности. Конечно, потом у них возникают некие чувства, и на них акцентируется внимание зрителя, но они уже не играют большой роли. В фильме часто говорится об угрозах со стороны Церкви и преследовании ею людей, которые знают правду, но их мы не видим. В фильме нет центральных образов, нет главных героев, фильм просто отображает историю статей на определённую тему. Как и все фильмы, основанные на реальных событиях - он вызывает интерес. В фильме встаёт вопрос: «Почему так поздно?». Как мы видим поздно, потому что сенсации не увидели. Есть ещё и моральный подтекст, так как он рассматривает историю о педофилах, но он не раскрывается полностью, внутри фильма нет никаких этических размышлений, ибо и так всё понятно. Однако данное кино не имеет драматической линии, или интересного детективного сюжета.
Фильм понравится людям интересующимся данной тематикой, преступлениями Церкви и работой журналистов. На остальных людей он не произведёт никакого впечатления.
Фильм силен тем, что кинематографисты осмелились поставить такой сюжет на всеобщее обозрение. Действительно тяжело осмысливать такой сюжет, потому что люди обращаются порой к церкви и к Богу в самые тяжелые моменты в своей жизни и когда перед тобой сидит и выслушивает такое чудовище, это просто из грань выходящее уродство. Посмотрев фильм всё равно как-то не охота даже и думать об этом, но тем не менее нужно такие вещи понимать для всеобщего предостережения.
В центре событий журналисты, которые занимаются расследованием пастырей, церковных служителей, которые занимались педофилией. А поскольку это церковь, то понятное дело, что им предстоит не лёгкий труд для того, что бы разобраться в правоте различных данных и тем более, что бы кого-то из служителей церкви обвинить.
Фильм достаточно резок на события разного рода, но тем не менее лично для меня так и не остались решены проблемы, которые нужно было осветить режиссеру. В целом же фильм достаточно интересный и за счет своей динамичности будет менее скучен для простого зрителя.
Что может быть интересней профессии журналистов? Журналистов, которые поднимают действительно важные темы ускользающие из под нашего взора. Журналистов, которые борясь за правду и справедливость, готовы до последнего противостоять многочисленным преградам на их пути? В идеале система данной профессии должна быть таковой, но далеко не всегда это следует действительности. Особенно сейчас, когда чаще всего правда ускользает из под нашего внимания, а рядовым гражданам подобным нам скармливают ложные и надуманные истории. Естественно, с целью постановления ложной точки и отталкивания от настоящей правды.
Данный фильм режиссера Тома МакКарти же по сути представляет собой отражение настоящих идеалов журналистики, которые лишь закрепляются на примере того, что всё показанное на экране основано на реально произошедших событиях. Отражая реально произошедшие в 2001 году события и проливая более глубокий свет на тему возникшего сексуального скандала связанного с представителями Церкви, очень сложно представлять данный фильм в качестве рядового художественного фильма. Пусть даже с оглядкой на наградный сезон и премию Оскар с целью получения заветных наград.
Режиссер картины Том МакКарти снял полноценный фильм-послание адресованное зрителю. Послание, в котором фильм целиком и полностью призывает зрителей бороться за дело, которые мы считаем правым. Не взирая на многочисленные преграды и не боясь власти сильных мира всего. Ведь правда и справедливость всегда достойны того, что бы за них бороться, а не отпуская руки, борясь до последнего и имя за собой правду, ты обязательно победишь. Победишь возможно не фактически, но в противостоянии со своей совестью точно и это многого стоит. На протяжении всей ленты, режиссер картины Том МакКарти не только призывает к гегемонии понятия справедливости, но и морально этическим принципам и даже совести каждого из нас. На протяжении всей ленты, включаясь в противостояние с нашей совестью и выходя победителями в этой битве под конец. Тем самым, возможно даже сделав зрителя лучше духовно.
Сомневаюсь, что данный фильм режиссера Тома МакКарти победит своих более знаменитых соперников в наградном сезоне, но уж точно стоит признать одно - данный фильм режиссера Тома МакКарти является пожалуй одним из наиболее сильных фильмов года. Идеально чередуя на экране элементы жанров драмы и триллера, а также опираясь на поистине сильную и социально важную историю фильм добивается того, что оторваться от происходящего на экране просто невозможно. Особенно учитывая то, насколько динамично, плотно и захватывающе развиваются экранные события.
Отдельного внимания заслуживает поистине великолепный актерский состав, от которого буквально разбегаются глаза. Исполнители главных ролей Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел МакАдамс, Лив Шрайбер и Стэнли Туччи проделали просто мастерскую работу. Наблюдая за ними на экране, ты видишь нисколько актеров, сколько живых людей, которым искренне веришь и за которыми охотно сопереживаешь на протяжении всей ленты. Особенно на фоне того, никто из актеров не пытается перетягивают одеяло на свою сторону и все вместе актеры создают впечатление очень однородной и слаженной актерской команды.
9 из 10
В центре внимания - это однозначно один из лучших фильмов ушедшего года и один из сильнейших участников в грядущей Оскароносной гонке. Мощная режиссура, сильнейшая история основанная на реальных событиях, внушительный актерский состав - всё это производит поистине сильное впечатление при просмотре картины, а самое главное - еще достаточно долго гуляющее внутри послевкусием после просмотра картины.