Фильм Майкла Кертица «Янки Дудл Денди», вышедший в 1942 году, является трехкратным обладателем премии «Оскар» и повествует историю о жизни актера, танцора и певца по имени Джордж М. Коэн. Этого человека называли отцом-основателем американской музыкальной комедии и говорили, что он тот, кому принадлежит Бродвей. Фильм был признан одной из самых ярких и успешных работ своего времени и получил положительные отзывы от зрителей.
Начинал смотреть эту картину я с интересом. Во-первых, очередная возможность увидеть биографическую ленту. Во-вторых, картина взяла престижные награды, а исполнитель главной роли Джеймс Кэгни забрал «Оскар» за лучшую мужскую роль в соответствующий год. Но результат лично меня не впечатлил. Фильм показался скучным и несколько рваным, а повествование от лица уже постаревшего главного героя будто бы разбивало картину на мелкие зарисовки, не позволяя проникнуться полноценной историей. Чрезмерное обилие музыкально-танцевальных номеров смещают акцент от истории человека, будто бы специально концентрируясь именно на постановке этих самых номеров.
Одним из ключевых моментов фильма является выразительная игра Джеймса Кэгни, который воплощает образ эксцентричного актера Коэна. Вот уж кто действительно хорош и по праву взял свой «Оскар». Шарм и харизма актера дополняются отличным чувством юмора, что делает его персонажа очень запоминающимся. Кэгни с легкостью переключается от комических сцен до более эмоциональных моментов, что делает его актёрскую игру поистине впечатляющей.
Сценарий фильма демонстрирует юмор и самоиронию в отношении патриотических идеалов того времени. Он исследует темы верности и преданности стране, геройства и идентичности, привлекая внимание к важности таких ценностей, но одновременно несет в себе легкость и шарм комедийной ситуации.
Несмотря на это, «Янки Дудл Денди» очевидно вошел в историю, как качественная работа на стыке жанров комедии и драмы, что отразили дух и время Второй мировой войны. Но видится, что работа оказалась во многом вольной интерпретацией биографии главного героя. Ведь после просмотра сам Джордж Майкл Коэн вроде бы как сказал, что хороший был фильм. Только о ком он?
Кэгни - Гордость янки, или промежуточный успех пропагандистского кино
Не в восторге я от этого кино, хотя и достоинства художественные отвергать нелепо. Но, все по порядку.
Пропагандистское кино бывает разным. Обычно все ограничивается лозунгами и сводящимися к фарсу действиями, но бывает и нешуточное приложение таланта. Так произошло в нашем случае. Вместо залихватской военной драмы создатели ленты поставили мюзикл про настоящего патриота своей страны, вся биография которого пропитана символами сближающими его со своей страной. Майкл Кертиц совершенно не смущался показывать новорожденного ребенка обнимающего американский флаг. Вроде этому и оправдание есть - человек 4 июля родился, но и чрезмерный пафос тут вроде ни к чему.
А в остальном все выдержано достаточно тонко - фрагменты жизни главного героя, посвятившего свою жизнь мюзиклам чередуются со сценками из его выступлений. Получается некий микст подводящий итог творчеству и предлагающий краткую биографическую справку. Многочисленные музыкальные и танцевальные номера не дают заскучать самому взыскательному зрителю. И ведь даже задуматься не успеваешь, что неспроста ключевое место отведено ура-патриотическим сентенциям. Лишь ожидаемая весь фильм встреча с президентом подведет итог: нужно заниматься своим делом и воодушевлять близких, в том и заключается польза для Родины. Тут уже все прямыми словами высказывается.
Но можно ли обвинять Кертица в том, что патриотические марши тут будут переходить все возможные грани? Для первой половины 1942 года этот фильм мало чем отличался от аудиовизуальных агиток выделяясь искрометной актерской игрой и утонченным художественным стилем. Возможно, это и вовсе один из лучших пропагандистских фильмов в истории кино.
Много тут нужно воздать за успех ленты и Джеймсу Кэгни. После потери интереса зрителей к гангстерскому кино актер выглядел откровенно потерянным - пробы в различных жанрах не добавляли ничего в его личный бэкграунд, а конкурентов становилось все больше. Патриотический мюзикл показал нам совсем другого исполнителя - утонченного и изящного, доброго и чуткого, глубокого. Безупречная в техническом исполнении игра соответствовала кардинальной смене внутреннего содержания. А за такое в Голливуде даже в далеком 1942 году давали Оскаров. Причем, заслуженно.