'Ты умрешь в полночь' от синьора Ламберто Бава возвращает нас в тот загадочный мир бунтарского неприятия к общественным устоям, которым характеризовались классические джалло. Вроде бы все идет чинно и мирно, а - нет, обязательно найдется свихнувшийся социопат настаивающий на качественно иных форматах личного развития. В восьмидесятые вроде эта тема так и сошла на нет, на младший Бава ее настойчиво стремился реанимировать. И, нужно признать, что Ламберто добился многого. Продолжая дискурс Хичкока и Дарио Ардженто он сумел навязать собственный темп и ритм. И при этом, картина полна цитат и отсылок к 'Торсо', лентам Ардженто и 'Психо'. Знаменитая сцена в душе тут будет забавным образом реанимирована.
Вообще, структурно фильм вышел классным. Семейная размолвка перерастет в неожиданное убийство, ну а далее повествование зависнет. Все будет тянуться и соответствовать духу того скучного времени - потребительски конформистским восьмидесятым. Кстати, как неожиданно завершилось, без предупреждения, мирное десятилетие восьмидесятых, так и перейдет фильм к эндшпилю - множество трупов, кровь и полная коллекция откровений - вот набор бонусов, для досмотревшего до конца фильм зрителя.
Ламберто Бава можно много раз ругать за недостаточную эффектность полотен и очевидную утилитарность сюжетов. Но ведь именно он предложил для поджанра giallo серьезную перезагрузку. Именно его фильмы несут в себе как дань традициям, необходимый для синефилов набор цитат на классику (чего только стоит участие Клаудио Симонетти в качестве композитора), так и отражение духа времени. А это не так уж и мало.
Ещё один фильм от мастера итальянского хоррора Ламберто Бавы - но в отличие от снятых на год раньше неподражаемых Демонов и их продолжения, появившегося в 86 году я не отнесу этот фильм к удаче.
Казалось бы, всё для крепкого триллера в этом фильме есть - маньяк, имя которого будет раскрыто лишь на последних секундах, жертвы, которых он убивает с поражающей всех жестокостью и множество подозреваемых, но... Смотреть его не слишком напряжённо.
Да, актёры умело создали атмосферу страха, сам сюжет подталкивал к тому, чтобы запутать зрителя - но отчего же фильм закончился - и ничего после себя не оставил? Может быть потому, что слишком перемудрили сценаристы и в итоге убийца выглядит слишком притянутым за уши?
Слишком много накладок - в одно и то же время суметь оказаться в разных местах? Если бы это был ужас, то можно было бы списать на способность перемещаться во времени и пространстве - но это только триллер без мистической составляющей.
И очень чётко видно, что телосложение у убийцы и тем, за кого убийца себя выдавал совершенно разное - не может такого быть, просто не верю. Если бы показывали лишь его тень, очертания его лица - ещё можно было бы поверить в развязку - но...
Зато вот игра актёров совсем не подкачала - лишь несколько невнятным получился инспектор Терци. То ощущение паники, что преследовало жертв - это было сыграно мастерски и их было жаль - а насчёт убийцы хотелось, чтобы его как можно скорее настигло возмездие.
В итоге фильм на пятёрочку - но за перевод Штейна накину ещё балл
Тихой ночью слюнявые твари с жуткими рылами знатно покуражились. Боязливым людишкам пришлось спасать свои жизни, а Ламберто Баве принимать заслуженные овации – «Демоны» ему удались на славу. Работа над сиквелом закипела почти сразу же, но до громкой премьеры хоррормейкер заглянул ненадолго в прошлое и вынул из небытия Джона Олда-младшего. Именно под этим бесцветным именем Бава снял свои посредственные ленты «Взрыватель» и «Кровавая акула», посему этот откат вряд ли мог стать предвестником неожиданного хита, тем более после успеха «Демонов» планка серьезно поднялась. Впрочем, мастер успел приучить поклонников к своим нелирическим отступлениям, да и интригующее название «Ты умрешь в полночь» неминуемо воскрешало в памяти кадры отличного джалло «Лезвие в ночи». Но, по всей видимости, магия имени и впрямь существует, и под псевдонимом Баве раз за разом не удается снять сильную картину.
Широкая панорама, нотки эротизма, шумные семейные дрязги, с кровавым смаком поданное убийство – дебют фильма вышел знатным, но по мере развития детективной линии смысловая нагрузка куда-то улетучилась. Всегда внимательный к своим героям, синьор Ламберто в этот раз так и не определился, кто у него на переднем плане, кто создает фон, а кто тщетно пытается соответствовать. По городу прокатилась волна убийств с использованием различного холодного оружия. Ничего необычного, маньяки они такие - не зовешь, а все равно приходят. Ревнивый муж, что по-юношески подглядывал за собственной женой, теперь главный подозреваемый. Женщина-криминалист обучает группу студентов, а ее коллега из розыскного отдела поражает воображение своим пессимистичным настроем. Колоритная компания вышла, что и говорить, только взаимодействовать не удается, а если взять по отдельности начало фильма, его кульминацию и концовку, то легко подумать, будто они надерганы из какого-нибудь альманаха. Кто-то гадкий убивает красавиц, полиция топчется на месте, а криминалистка все терзается сомнениями, что прошлое осталось непохороненным.
Оглядываться назад часто приходится, и не имеет значения, сколько грехов за душой. Бава тщательно разыгрывает тему назойливых воспоминаний, не забывая поддерживать градус интриги на нужном уровне. Однако задолго до наиболее кровавых моментов картины становится понятно, что визуальные эффекты даются режиссеру много лучше хитросплетений сценария. Действующие лица схожи в своей невыразительности. Кто-то кого-то вяло ищет, с нарочито серьезным видом строит теории, а убийца неуловим и с каждым трупом укореняется в своей непогрешимости. Лишь только гвардия смазливых девиц, которых Бава наловчился отбирать еще со времен «Лезвия в ночи», исправно выполняет свою работу – от души кричит. Ламберто отметился несвойственным ему пренебрежением к стилистике джалло. Доля эротизма в картине сильно преувеличена. Пару раз камера фокусируется на стройных женских ногах, вот-вот в кадре будет стриптиз по принуждению, или по ситуации, но по факту дальше беглых взмахов объектива дело не идет. Устрашающая сущность убийцы сформирована лишь парой коротких эпизодов с мельканием в зеркале бледного лица, но о разборе мотивации преступлений и речи не идет. Причем Бава отметился пренебрежением даже к собственному заголовку. Какая там, к демонам, полночь?! Солнышко светит как на Лазурном берегу. Парализованным от всеобщего ужаса город также не выглядит, скорее на память приходят ассоциации с сонным царством.
Чудеса на съемочной площадке порой случаются, но здесь они как сам Бава, гости из прошлого - красочного, захватывающего, интригующего. В скороспелой постановке знаменитый хоррормейкер предпочел дать класс лишь в концовке, что с одной стороны показало подлинный потенциал этой ленты, а с другой, полностью обесценило добрую половину событий. На месте брызжущая фонтаном кровь, никуда не делись эстетски поставленные картины убийств, фирменный саспенс все так же хорош, но впечатление от халтуры этот букет достоинств глушит не полностью. В прежние времена Баве ловко удавалось находить дополнительные возможности, чтобы придать фильму уникальность. Не обязательно затыкать сюжетные дыры кадрами обнаженных тел, но придать хотя бы минимальную выпуклость своим героям режиссеру было по зубам. Вместо этого настойчиво просится в кадр блестящее лезвие кухонного тесака, которое заставляет лишь ностальгировать по Майклу Майерсу и отметить заодно, что в прежние годы хоррормейкер ловко внушал страх и обычным канцелярским ножом.
Прошлое не желает оставаться в прошлом - без Олда-младшего Ламберто Баве никак, практические соображения взяли верх над идейными. Видимо итальянцу было тяжело не разбавить зрительские впечатления от великолепных «Демонов» скучнейшей «Полночью». Что же, мастеру многое простительно, лишь бы дальше снимал поменьше ширпотреба. Разглядеть какую-то яркую оригинальность во второсортном фильме возможно лишь с мощной лупой, а ей снабдить забыли. Эта картина в состоянии дать возможность полюбоваться на симпатичных и очень визгливых итальянок, заслушать отрывистые реплики дневного палача или поискать смысл в безнадежной актерской игре. Для всего остального есть более достойные образцы джалло, которым синьор Бава, увы, не соответствует.
Всеми уважаемый карабинер становится волей своей сексуальной жены рогоносцем. Устроив ей бурную ссору, достопочтенный полицейский вскоре уходит, а жену его жестоко убивает Некто. Для комиссара Пьеро Терци, на первый взгляд, все ясно, но убийства продолжаются.
Фильм 'Ты умрешь в полночь' снят в 1986 году знаменитым итальянским режиссером и продюсером Ламберто Бавой. Фильм нельзя назвать широко известным большинству зрителей, хотя среди прочих работ Бавы данная картина выделяется своей наэлектризованной эротикой атмосферой в большей мере, чем иные фильмы Ламберто Бавы, и лихо закрученным даже для джиалло сюжетом, напоминая не столько классический итальянский хоррор, сколь неонуарный детектив в стиле Брайана Де Пальмы и его картины 'Бритва'. Также 'Ты умрешь в полночь' можно смело считать одним из провозвестников 'Основного инстинкта', хотя, конечно, Ламберто Бава искусно спрятал весь эротизм ленты, сделав ведущий упор на сценах зрелищных убийств. По своей сути же данное творение полно нескрываемого фрейдизма и запутанный до основания сюжет становится воплощением лабиринта сознания маньяка-убийцы.
Актерская игра в ленте убедительна и реалистична, хотя наиболее интересными персонажами в ней стали комиссар Терци в исполнении Паоло Малки, а также герои Леонардо Тревильо и Лары Вендел.
Операторская работа ДЖанлоренцо Баттальи подчеркнуто стильная и визуально совершенная и иногда кажется, что Ламберто Бава пишет картину красками крови.
Незабываемые нотки мелодичности добавил фильму саундтрек от композитора Клаудио Симонетти.
Итак, 'Ты умрешь в полночь' - это отличный и качественный джиалло, который тем не менее будет интересен и поклонникам эротических триллеров и детективов. Своим интригующим сюжетом и яркой игрой актеров фильм умело выделяется и запоминается, потому к просмотру и неоднократному рекомендован.