После просмотра 'Навсикаи' я твердо решила, что буду настоятельно рекомендовать ее к просмотру при любом удобном случае.
Не стану уделять слишком много внимания технической стороне, отмечу лишь пару моментов:
- вселенная в целом - только ради этого уже стоит посмотреть 'Навсикаю'. Жуки, в создание которых (очевидно) вкладывалось больше всего любви, пейзажи, одежда персонажей (прекрасное сочетание одежды раннего средневековья и восточных мотивов + довольно необычное сочетание подобной одежды с далеко не средневековым оружием) и быт создают целый новый мир, от чего в реальность событий верится еще больше.
- музыка - довольно необычно для Хисаиши, но я не скажу, что композиции неуместны или плохи. Наоборот, саундтреки дополняют историю, вносят свою изюминку, но в то же время не отвлекают и не выбиваются из общей картины.
Но самое главное в 'Навсикае' - это, определенно, конфликт человека и природы. Хоть Навсикая и призывает людей не жечь лес и не воевать с жуками, на зрителя не оказывается никакое давление в духе 'Берегите природу'. Напротив, природа (точнее, лес) показана как враг и виновник экологической катастрофы. И зритель верит. Но с развитием сюжета, ему приходится изменить свой взгляд и признать вину человечества. Он видит ситуацию с обеих сторон: он понимает желание людей жить, но в тоже время не может не согласиться с Навсикаей. И тут невозможно не задуматься: спасти мир ценой человечества, но дать природе очиститься, либо бороться за жизнь (что в итоге все равно приведет к катастрофе)?
Если говорить о том, кто злодей и виновник, то речь должна идти не о жителях Фезита или Тюльмекии, не о Титанах, а опять-таки обо всем человечестве. И странная выходит ситуация: человек должен бороться не с жуками, а с собой (со своей жаждой подчинять, со своей уверенностью в своей исключительности). В фильме не раз звучат слова о том, что человек - хозяин природы, которые все больше и больше произносятся с некой маниакальностью. Человек не разделяет страданий природы, думает лишь о себе. Всякая связь утеряна. Невозможно не ужаснуться самим собой.
Фильм провоцирует внутреннюю борьбу. Становится даже жутко. Но жутко не от огромных омов, а от ненасытности людей, доходящей до абсурда.
'Навсикая из Долины Ветров' - самый первый анимационный фильм Хаяо Миядзаки. Стыдно подумать, что пару месяцев назад я имела смутное представление об этом гении анимации, а уж название для меня вообще ничего не значило. Но теперь все иначе.
С первых же минут это аниме покоряет своей масштабностью. Полет, открывающий его, просто великолепен, и это в 80-х годах, когда о компьютерной анимации никто и не думал! Да и вся 'Навсикая' состоит из таких прекрасно нарисованных, проработанных до мелочей пейзажей, сцен воздушных и наземных битв, головокружительных полетов. А когда я увидела зеленое дерево посреди золотого, колышущегося поля, то замерла от восторга - так красиво и так трогательно.
И это второе, чем поражает картина - отлично преподнесенным глубоким философским и экологическим смыслом. Он вроде бы и невидим, идет в подтексте, но в то же время хорошо ощутим, а главное - он правдив! После просмотра начинаешь невольно задумываться о том, к чему же мы движемся сейчас? Уж не к такому ли полуразрушенному миру, где человек, будучи почти истребленным, продолжает убивать все живое и себе подобных? Есть над чем поразмыслить.
Однако на одном этом аниме не удержалось бы. Трагичные перспективы никогда не производят такого сильного эффекта, как проблески надежды на светлое будущее и изменение мира в лучшую сторону. Ведь даже в том тяжелом для жизни мире у людей есть шанс. Шанс осознать бессмысленность войны с природой, которая по-прежнему пытается спасти своих детей, как это случилось с Асбелем. Шанс бросить все силы на восстановление мира, как это сделала Навсикая. И именно этой надеждой и светлой атмосферой пропитан весь фильм. Именно поэтому по окончанию его внутри остается ощущение неопределенности будущего..и веры в то, что оно не будет мрачным. Нужно только сделать что-то для него сейчас.
Итог: чудесное аниме, которое цепляет с самого начала и не отпускает до финальных титров. Картина, в которой cплетены глубокий смысл, превосходное оформление и по-настоящему волшебная атмосфера. Если вы еще не видели ее, обязательно сделайте это! Просто нажмите 'пуск' и будьте уверены - аниме 'Навсикая из долины ветров' навсегда останется в вашей памяти и душе.
Вот оно! То самое аниме, которое стало переломным не только в карьере замечательного аниматора Хаяо Миядзаки, но и для всего кинематографа!
Фильм. Картина. Эпоха. 'Навсикая из долины ветров'!.. (имя принцессы на японский лад звучит как Наусика).
В 1982 году, на тот момент ещё относительно молодой (40 лет) Миядзаки поставил 'Люпен III: Замок Калиостро'. Тогда же он взялся за разработку манги о княжне Долины ветров. А два тома спустя режиссёр понял: 'Пора!'.
Однако фильм поставлен лишь по мотивам глав японских комиксов Хаяо. При просмотре возникает стойкое ощущение, что этот мир намного обширнее и авторы (кроме отца-основателя так-то были и прочие художники - Хидеаки Анно, например!) вынуждены ужиматься, дабы попасть в хронометраж. Притом что произведение воспринимается именно как длинное и долгоидущее...
Сейчас когда можно назвать десяток отличнейших фильмов Мэтра, озираясь назад, сравнивая мнения зрителей и критиков, легко рассуждать в принципе! Тогда же только всё рождалась!.. От энвайронментализма до фирменного почерка (такие 'фишки' как полёт на глайдере и прочее)... Здесь есть нечто такое, что возможно и двинуло и вознесло 'Навсикаю' и её главного автора-идеолога на Олимп!.. Творческая энергия!!!
Демонстрирует же нам лента последствия экологической катастрофы, известной как Семь Дней Огня - глобальной войны (и без объяснения понятно какой), отравившей леса и моря. Лес стал враждебен человеку: растения ядовиты, а гигантские Омы стали на страже этого леса. Моря же превратились в кислоту... На границе же леса расположилась Долина ветров, чьи ветряные мельницы не допускают ядовитую пыльцу в жилой район (хотя, признаться честно, моего умствования не хватило для правильного понимания работы мельниц - не знаю, может был невнимателен при просмотре, а может в книгах, коих после экранизации первых двух вышло ещё пять томов, об этом рассказано более детально)...
Прошла тысяча лет после гибели привычной нам планеты, в мире Навсикаи уже другие флора и фауна. Однако девушка посреди хаоса и междоусобиц стремится, так скажем, найти общий язык с Лесом. В её укромной каморке мы видим образцы в самодельной лаборатории, которые уже [назовём это так] не прочь 'идти на контакт' с человечеством... С другой стороны, Навсикая хоть и является опорой и оплотом для жителей Долины ветров, другие города и страны придерживаются иных взглядов на ситуацию с Лесом!.. Милитаризм и доминирование в природе приводит к захвату Долины и дальнейшим событиям... И ведь и понять можно мотивы! Кто-то хочет сосуществовать с лесом, а кто-то - его уничтожить!.. А что если другие пострадали от Леса больше, нежели долина ветров...
Да, здесь определённо есть пища к размышлению! Хаяо Миядзаки тогда впервые создал женский образ, к которому и дальше будет прибегать в своих работах! Конкретно же Навсикая получилась не то девушка-защитница, не то нечто больше!.. (и это не спойлер!)... В конце всё в совокупности пробирает на эмоции (но, признаться, в дальнейшем это будет ярче получаться!)...
Некоторые говорят о 'Навсикае' в контексте сумбурности. Я бы так не сказал. Мне лично единственное что показалось - что в 'Навсикае' больше действий, чем событий. Но это не в упрёк и не в укор.
Человечество на грани гибели, цивилизации давно пришёл конец. Эксплуатация природы человеком привела к катастрофе, ядовитый лес поглощает всё на своём пути. Всё больше и больше деревень исчезают под гнётом леса. Люди долины ветров единственные кто научился ухаживать за соседним лесом и жить с ним рядом в согласие. Юная княжна долины не боится, уважает и ладит с различными существами, а также отлично чувствует ветер. Она с детства с большой любовью относится ко всему живому. Однажды её планер падает глубоко под лес вместе с Асбером, князем физитов. Они делают невероятное открытие, которое может изменить мир, спасти и людей, и природу.
Менее популярный, но не менее интересный и трогательный фильм Хаяо Миядзаки. Мы не замечаем ничего, порой даже друг друга, что уж говорить о природе. Привыкли ко всем современным удобством и совсем не думаем о последствиях. В этой картине наглядно показано, что нас ждёт в будущем. Может нам следует остановиться на миг и оглядеться, может поищем способы как всё исправить и не довести до подобной катастрофы. Ведь наука не стоит на месте, уже есть шаги в этом направление. Давайте развивать это, хотя бы начнём с переработки многокилометровых мусорных куч, вместо которых может зародиться новая жизнь.
Тема природы и человека поднимается намного реже, чем кажется. Даже там, где поднимается, заставляет скорее задуматься. Навсикая позволяет не думать, а чувствовать. Этот фильм именно такой, каким должен быть настоящий фильм.
Все пропитано духом вопроса о месте человека в природе, но это лишь дух, а вопросов поднято множество и перечислять их, описывать и обсуждать, никакой рецензии на это не хватит. Будте уверены, что для любого, кто смотрел или посмотрит этот фильм, найдется близкая идея.
Отдельно хочется сказать о том, что испытываешь неподдельное восхищение, когда двухмерная нарисованная девочка играет лучше, чем большинство современных акстрис.
Вы найдете множество кино для развлечения, множество для вашего ума, но Навсикая из долины ветров - это для Вашей души. Коснитесь живого дерева или цветка сразу после просмотра - и природа больше не будет для Вас чужой.
Знаете, существует масса мнений, кем же является человек в природе, одни говорят что таким же животным, другие что царем природы.
Этот мультик показывает что человек не является ни тем и ни другим, он по середине, но и он должен отвечать за свои поступки. Мы сами идем к постоянному прогрессу, но задумываемся ли мы на самом деле что мы оставляем свои потомкам? Зеленую планету с многообразием животных и растений, или же все-таки планету из металла и люди живущие на ней будут ждать конца света каждую минуту. Я могу сказать только одно это выбор каждого человека, те же из нас кто его не делают я считаю глупцами(простите если я кого-нибудь обижаю, но это моя точка зрения).
Мы видим поистине чистую любовь к природе и животным какими бы они не были, ведь правду говорят что 'любовь может все'. Так и в этом мультике чистейшая на планете любовь юной принцессы к животным помогла ей заглянуть за все защитные панцыри и пройти все источающие яд растения, чтобы увидеть истинной лицо природы и понять, что животный мир, так же как и саму планету не надо недооценивать. Планета хочет только мирного сосуществования и принятия правильных решений от людей, ведь нам не просто так был дан разум.
У каждого найдется свое мнение на этот счет, я много раз не решалась посмотреть этот мультфильм(на мой взгляд это больше чем простой мультик), но посмотрев его я в очередной раз убедилась, что такие мультики учат не только маленьких, но и взрослых. Мы уже не дети, но иногда детям лучше знать что делать, ведь как раз они чисты и открыты в своем понимании, а наши взрослые взгляды не позволяют нам взглянуть на мир их глазами.
Я надеюсь когда -нибудь мы начнем уважать животных и растений так же как мы уважаем себя, ведь многие из нас даже не уважают ближних, что уже говорить о природе. Этот мультфильм говорит о будущем, на мой взгляд это наше настоящее. Мы боремся друг с другом, конкурируем и не замечаем сколько наносим вреда природе. Ведь задумайтесь если человек провоцирует дикую кошку, и она в ответ убивает этого человека для защиты, то мы в любом случае считаем, что эта кошка опасна для нас и убиваем ее, а когда человек убивает человека в целях самозащиты, это является смягчяющим обстоятельством в суде. И где справедливость?!
Надеюсь после просмотра 'Навсикая из долины ветров' вы не останетесь равнодушными.. спасибо за внимание)
«Навсикая из долины ветров» или урок для живущих на пороге
Когда-то мой друг захотел увидеть на календаре дату 11111.11.11. Видели бы вы: месяц за месяцем, год за годом - он стирал палец о экран, приближаясь к заветному 11 ноября одиннадцати тысяч ста одиннадцатого года, когда, сидя рядом со мной, вдруг спросил, не поднимая глаз:
- Как думаешь, что будет с людьми тогда? - он продолжал листать.
- Думаю, что человечество к тому моменту вымрет.
Не поднимая глаз, он ухмыльнулся.
- Уверен?
- Поверь, для нас прожить ещё, хотя бы тысячу лет - было бы подарком. - Мы тогда сидели на уроке, поэтому при приближении к нам учителя он заложил планшет тетрадью и, заново усмехнувшись, посмотрел на меня. В его, наконец, поднятых глаз читалось, что он считает иначе. Женский силуэт промелькнул мимо нашей парты, и мой друг, достав планшет из укрытия, провёл пальцем по его плоскости.
Раз. Затем ещё один, и ещё, приближаясь к идущим в ряд девяти единицам.
К заветной дате.
Но это всего лишь цифры. Правда же остаётся в том, что человечество само щедро вкладывает в свою погибель. Не буду рассказывать как - вы и сами это отлично знаете. Однако в отличие от Навсикаи из Долины Ветров - возможно, последнего отчищенного временем, не изуродованного человеческой алчностью клочка земли - нам посчастливилось оказаться всего лишь на пороге вымирания вместо того, чтобы пожинать его плоды в реальности постапокалиптического мира. Мира, в котором, несмотря на гибель великой цивилизации, нёсшей своё стремительное существование не без суицидальных наклонностей, бессмысленное кровопролитие, кажется, не окончится никогда.
'Навсикая из долины ветров' - пронизывающая до самых глубин история от признанного мастера анимации Хаяо Миядзаки, после знакомства с которой невольно обеспокаиваешься о событиях дня сегодняшнего. Второе в фильмографии самого Миядзаки и первое произведённое на студии 'Гилби' - аниме 'Навсикая из долины ветров' пленяет зрителя своим цельным, хорошо проработанным сюжетом, в котором каждая линия расцветает буйным цветом, при этом не забывая оставлять пищу для ума, и, конечно же, глубокой философией свойственной любому творению автора и преподнесённой в виде качественных аллегорий.
Отдельное слово хотелось бы сказать о визуальной составляющей картины. Меня всегда поражало то чувство красок, которым одарён Миядзаки, и это буквально во всём! И в солнечных лучах пробивающихся сквозь густые кроны тенистых деревьев, и в закате, и в рассвете, и в бликах на воде.
Действие же в аниме идёт непрерывным, не оставляющим возможности заскучать чередом. В 'Навсикая...' нет ни надуманных, пафосных реплик и шаблонных наложений на западную картинку. Как и любое другое, пускай, на мой взгляд, и в меньшей степени, произведение Миядзаки, 'Навсикая' изобилует любовью к деталям и тонкой, не гнетущей самобытностью, которая позволяет любить героев за их поступки, а не за то, под каким флагом они родились.
Тематически в 'Навсикая...' подняты такие вопросы, как взаимоотношения человека с природой, о которых Миядзаки ещё напомнит в аниме 1997-го года - 'Принцесса Мононоке', и с самим собой.
В заключении хотелось бы сказать, что Хаяо Миядзаки, будучи не только режиссёром своих картин, но также и автором самих сюжетов, всегда поражал меня своей фантазией, которая, кажется, уносит его и нас вслед за ним куда-то в неизвестность, без направления, где кажется сами пространство и время смещаются, образуя плотную, непреодолимую обыденностью фантасмагорию, при этом, ко всеобщему удивлению, не теряющую связи с действительностью. И даже не смотря на то, что 'Навсикая из долины ветров' относится к раннему творчеству Миядзаки, на мой взгляд, это аниме воистину один из лучших примеров фантасмагории в стиле великого рассказчика!