Мне очень нравится творчество Хаяо Миядзаки. Однако, до одной из первых его работ руки у меня дошли только сейчас. И это, конечно, тоже сказывается на восприятии данного фильма. Сложно не заметить, как сильно он пересекается с более поздним «Мононоке», как по мне, лучшим творением данного режиссёра, которое во многом стало «работой над ошибками» после «Наусики». И всё же, давайте попробуем абстрагироваться от его более поздних работ и взглянуть на «долину ветров» непредвзятым взглядом.
Признаться, мне исключительно импонирует сама идея данного фильма. При просмотре больше всего ассоциаций у меня возникало с «Неукротимой планетой» Гарри Гаррисона. Как и там, природа отвечает агрессией на агрессию и пытается избавиться от раковой опухоли на теле планеты – от людей, которым лишь бы что-нибудь уничтожить. Как и там, многие люди считают, что уничтожение всего враждебного – единственный путь к выживанию. Как и там, есть более миролюбивые люди, которые нашли с природой общий язык. Даже концовка, в некотором роде, имеет схожести.
Однако, на мой взгляд, реализация этой идеи – подкачала. Ну, по порядку о том, что меня сильно коробило при просмотре и не давало проникнуться историей:
1. Сюжет картины получился очень сумбурным, кто-то с кем-то постоянно воюет, кто-то где-то летает, и там тоже воюет, но кто и зачем - не очень понятно. Действие происходит сразу в нескольких местах, но фильму не хватает структурной целостности.
2. Стороны чётко разделены на плохих и хороших. Люди – плохие, природа – хорошая. И всё тут. Я уже упоминал «Мононоке» от этого же режиссёра, так вот там этот момент показан намного лучше. У людей свои цели, у природы свои, и фильм предлагал найти компромисс, а не просто подчиниться естественному ходу вещей.
3. Сюжетная броня главной героини просто превосходит все рамки дозволенного. Что бы не происходило с ней: её расстреливали из пулемёта, топтали гигантские насекомые, роняли с огромной высоты на землю, травили ядовитым газом и т.д., и т.п. – она каждый раз бодро вскакивает на ноги и продолжает носиться между локациями, насаживая везде добро и справедливость.
Ну, а теперь о хорошем: аниме очень красиво нарисовано, даже по современным меркам. Интересный, и, по-своему, логичный постапокалиптический мир. Забавные персонажи второго плана. В общем и целом, можно посмотреть его и остаться довольным. Однако, я всё же посоветую лучше посмотреть «Мононоке», которая лишена всех перечисленных проблем «Наусики».
Я ненавижу анимэ - этот стиль отрисовки персонажей, их эмоций и движении меня просто раздражает. Но мультфильм мне очень понравился, я рад что смог его посмотреть...
Что ненавижу.
О, это ужас. Таки да, весь мульт выполнен в классическом анимэшном стиле, а-ля 'дырка-рот', 'ноги-палки', 'меняем два кадра туда-сюда - персонаж бегает, показываем один кадр - персонаж стоит'... Уж простите меня, поклонники анимэ, но лично у меня от такой картинки 'срывает кукушку'... Не спасают даже достаточно интересные футуристические изображения жуков и Леса.
Почему понравился.
Этот мультфильм, уверен, не о 'любви ко всему живому', не о том, что 'все взаимосвязано', не о том, что 'надо беречь природу' и не о прочей лабуде из разряда речей умственно убогеньких финалисток конкурса 'Мисс Мира'...
Мультфильм, а точнее его автор, как умеет преподносит нам другую, простую, но пугающую мысль: если на Земле среди нас не появится хотя бы одна такая 'Навсикая' - нам конец. Но я думаю не появится...
В чем соль.
И это в самом деле так. Нет, а ты, дорогой читатель, так не считаешь? Все хорошо? Давно ли в этом мире все хорошо? Да, скажешь ты не везде - есть и государственные границы, и армии и войны, и смерть и терроризм, и голод, и страдания, и много чего еще, но у меня то все хорошо - так? Не ты же войну развязал, не ты грабил, не ты убивал... А кто это делал? Люди, которым мало, алчные и жестокие? Те, кто предпочитает сначала закидать все бомбами, а потом наводить демократию? Но ты же не такой, что ты... конечно... много ли тебе надо...
Да, верно, именно этим ты себя и успокаиваешь, когда стоишь в пробке, когда идешь по улице, когда работаешь, когда отдыхаешь. Лишь несколько моментов портят твой идеальный мир - дорожает бензин, надо платить за квартиру, как-то устроить мелкого в садик, приется кого-то подмазать, а вот еще бы хотелось машинку новую - там и салон кожаный и кондиционер, а еще бы конечно айфон последний - он такой классный, да и ремонт в квартире пора сделать, и шмоток прикупить не помешало бы...
О 'Счастье'.
А для этого надо работать, продвигаться по службе, делать карьеру, многое терпеть, много мотаться, 'крутиться'... А ископаемых все меньше, воздух все хуже, а хочется все больше, все 'круче', да побогаче. И чтоб все кожаное из красного дерева и обязательно чтоб с вай-фаем и тачскрином, коробкой автомат и в престижном районе и обязательно икорки черненькой сверху толстый слой - вот тогда наверное придет 'Счастье'...
'Какой заяц?! Какая блоха?!!!' (с)
Т. е. какие кожаные салоны, какие к черту вай-фаи?! Ты остановись, посмотри на себя, и подумай - а много ли тебе надо для жизни? Именно для жизни, а не для иллюзорного 'Счастья', потому что счастье это не то что у тебя есть, а то что у тебя в голове?
Мне кажется будет достаточно теплого дома, чистого неба, свежего воздуха, хорошей воды, 'хлеба насущного', верных друзей, семьи крепкой, да пяток ребятишек... да зеленой Долины, и добрых Ветров.
'Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак'(с)
Но людям всегда мало. Они не меняются. В глубине души искренне надеюсь, что сюжет мультфильма повторится, только без хэпи энда... так будет правильно.
Первое творение «настоящего» Миядзаки. И, пожалуй, самое пронзительное.
Мультфильм относительно простой в своей графике, но все равно очень красивый; а заодно — максимально масштабный и зрелищный. С четким, богатым, интригующим до дрожи сюжетом, но не уходящий только в него, не поверхностный. С совсем очевидной моралью, но не поучающий — мудрый. В большей степени фантастический, нежели сказочный, но оттого не менее волшебный. С несколькими гениальными сценами и с совершенно неземным общим настроением — в создании последнего особенно велика роль музыки Джо Хисаиши, звучащей здесь так ясно и тоже пронзительно, как никогда в более поздних мультфильмах Миядзаки.
«Ты плачешь?» — «От радости». Самый, наверное, уместный диалог во время финальных титров «Навсикаи».
Навсикая из Долины Ветров. Это первая крупная работа Миядзаки и его коллег из TOP KRAFT. Что я могу сказать. Фильм действительно захватывает дух. С одной стороны, экологические проблемы. С другой, проблемы существования отдельных наций, которые пытаются жить в мире.
Подобные работы я видел не только у Миядзаки. Чего стоят мои любимые Полет Драконов и Последний Единорог. Те же самые проблемы, только здесь они показаны глубже.
Любопытно и то, что нам показывают не наше время и не средневековье. А мир будущего. Мутировавшие леса, грибы, растения и даже животные. Все это по вине людей. И вот, после многолетних войн между людьми и обитателями леса в одном из племен рождается избранная. Призванная защитить мир людей и мир лесных духов. Имя ей Ветер или та кто сжигает корабли (др. гр. ??? или ???).
Что меня поразило больше всего. Так это то, что Героиня Миядзаки не нуждается в том, чтобы ее представляли. Она нетипичная принцесса типа Жасмин или Русалочки. Она не мечтает о принце и о чудесных замках. Единственное, что она хочет это жить в гармонии с природой и изучать растения подобно экологу.
Сразу скажу, что Аниме чудесное во всех отношениях. Хотя, конечно, до манги она не дотягивает. Тем не менее, в нем есть много сильных персонажей. Начиная с людей и заканчивая Омами. Образ Навсикаи стал лучшим для меня. Это первая девушка, которая способна постоять сама за себя и показать врагам, что мир возможен и без войны.
'Навсикая из долины ветров', как и любая работа Миядзаки, сделана скрупулезно, с глубочайшим смыслом, насыщена лучшими духовными посылами дальнего востока.
Техническая составляющая у Миядзаки никогда не вызывала нареканий, его работы до безумия прекрасны, в каждой работе можно найти множество кадров, достойных холста художника. Всегда звучит великолепная музыка.
Тема природы является важнейшей в этой работе, множество косвенных и прямых отсылок буквально взывают к людям: 'Опомнитесь пока не поздно'. Главная героиня Навсикая пытается докричаться до всех остальных и готова пожертвовать собой ради всего лишь попытки, безрассудной, но смелой.
Как и все героини Миядзаки Навсикая красивая, но и чистая, ее взаимоотношения с принцем повстанцев не показываются как нечто остренькое, намекающее взрослым о страсти, влечении, когда хочется переглянуться с соседом и хихикнуть. Как и в других работах, юная любовь показана как нечто светлое и молодое.
Я рад тому, что есть возможность увидеть этот шедевр снова, да еще и на большом экране. В прошлом году я посмотрел 'Унесенных призраками' и получил огромное удовольствие и естественно пойду и на эту картину. ВСЕ В КИНО!!!
Ужасно давно хотела посмотреть. Эх, даже не знаю, с чего начать. Я влюбилась в этот мультик. Честно, творения маэстро невозможно называть мультиками, это фильмы, самые настоящие фильмы. Каждый фильм Миядзаки — как продолжение предыдущего, они все связаны тонкой серебряной нитью, связаны волшебством, неописуемо прекрасной музыкой, и, конечно, лицами. Может, вы это замечали? Как похожи все герои фильмов Хаяо друг на друга? Как похожи Хаку с Хаулом, Софи и Сан? Я вот не раз задумывалась, хорошо ли это, и до сих пор не решила. Одно знаю — это роднит. Ну ладно, вернемся к «Мононокэ». Не знаю пока, тот ли это фильм, пересматривать который я смогу до бесконечности, но то, что он полон мистерии — это точно. Мне кажется, создавая лес, где живут эльфы из «Властелина колец», Питер Джексон был вдохновлен волшебным лесом, где жила Сан (она же принцесса Мононокэ). И опять-таки: казалось бы, я понимаю, что все это создано с помощью красок и умения, но как, КАК, все предметы обретают такое волшебство?
Контент: противостояние природы и человека. Люди загрязняют экологию, духи природы борются за сохранение. Тут еще и глупость вкупе с алчностью, хитроумность и искренность, любовь и справедливость. В итоге, к сожалению, не то, чтобы хеппи-энд. Любящие не остаются вместе, хотя и обещают встречаться, а люди решают построит новый город. «Горбатого могила исправит». Не буду приводить подробности, это лишнее, вы может и сами все увидеть.
Особое умиление вызывали у меня лесные человечки-духи кодама — прелесть до чего потешные!
А еще Сан очень красивой получилась. Обычно у Миядзаки героини не то, чтобы красивы, скорей чисты как ручей, но Сан вот красивая очень.
Музыка потрясающая, впрочем, как и во всех фильмах маэстро. Особенно 'Mononoke Hime', написанная Дзе Хисаиси. Этот великолепный композитор написал музыку ко ВСЕМ полнометражным работам Миядзаки.
Рекомендую посмотреть, если кто-то еще не сделал этого. Для того, чтобы сердце окуталось мягким пушистым всеобъемным теплом.
«Наусика» первая. Когда идешь с конца и возвращаешься в начало творчества Миядзаки как режиссера полнометражек, очень необычно воспринимать «первое», если не считать «Замок Калиостро». И вот что здесь можно найти. Работа выделяется в первую очередь масштабностью. Это самое важное слово в характеристике и оценке зрителем этого мультфильма. Касается это как смысла, который преследовался автором, так и его визуальным отображением. То есть глобальность будет во всем.
Если идея – взаимодействие людей и природы, достаточно объемная, то и визуально картины будут отличаться тем же – бескрайние просторы пустоши – того, что осталось после распространения ядовитого газа, попросту пустыни, безумные виды мира, в котором обитают насекомые во главе с царями Леса – Ому, невероятные объемы того, что находится под пустошью. Кстати, намеки Миядзаки всегда любопытны. Например, здесь же можно столкнуться с необычным обыгрыванием того, что все, что внешне уродливо может таить за собой красоту (пустошь скрывает за собой тайну).
И, кстати, тема столкновения природы и человека у Миядзаки затем появится и очень хорошо, правда с другой стороны будет показана в «Мононоке», в которой будет еще много всего похожего, но от этого оба мультфильма не потеряют в оригинальности. В этом смысле «Наусика», без сомнений, будет интересна поклонникам именно «Принцессы Мононоке» из всего списка его произведений. Но продолжим…
Следующая тема, которая, как мне кажется, потом себя проявит, думаю, автор все-таки подсознательно, а, может быть, и напрямую взял ее из «Наусики» - тема полетов на самолетах, которая в виде приключенческой фантазии необычно будет раскрыта в «Порко Россо». Дело в том, что в «Наусике» множество эпизодов с самолетами – будут воздушные бои, сама принцесса Наусика не раз покажет мастерский пилотаж на своем гибриде реактивного самолета и дельтаплана. Да и в «Лапуте» военно-пилотажная тематика продолжится.
Нашел ли образ принцессы Наусики отражение в других главных женских персонажах девушек и девочек последующих произведений – не знаю, но вот какая мысль возникла. В «Наусике» есть в несколько слабой форме, но есть, противоборство между принцессой Наусикой и другой, предводительницей другого народа. Эта же тема возникнет в «Унесенных призраками» - колдунья и девочка, в «Ходячем замке» - снова колдунья и девочка, превращенная в старуху, ну и в «Принцессе Мононоке» - сама принцесса и управляющая поселком оружейников. Связано ли это противопоставление с молодостью и старостью, или как-то с японской философией, не представляю, но наблюдение, по-моему, любопытное.
Все эти размышления к тому, что «Наусика из долины ветров» дала много разных ответвлений как в смысловом, образном плане, так и визуальном. И при своей простоте все-таки очень многоплановый мультфильм. При этом только это произведение Миядзаки можно с преувеличением назвать неким анимешным блокбастером в силу присутствия в нем взрывных боевых сцен, сюжета, а можно воспринимать как легкую фантастику. Но главное - это история о девушке с открытым сердцем, которая находила взаимопонимание и с миром людей и с царством Леса, о человеке, в котором продолжал жить ребенок, наполненный чистотой и любовью, - принцессе Наусике.
Чтобы этот мультфильм вам понравился совсем не обязательно быть ребенком, но доля фантазии должна присутствовать в вашем сознании. В противном случае вы рискуете не получить практически никакого удовольствия от просмотра.
Хаяо Миядзаки создал удивительный, волшебный, очаровательный, восхитительный, невообразимый, великолепный мир. Перечислять качества, характеризующие данную картину, можно сколь угодно долго, но в конечном итоге мы придем к одному - это потрясающая по своему содержанию сказка.
Хотите получить удовольствие? Распахните свою душу, отбросьте нелепые стереотипы, примите происходящее на экране действо и окунитесь в фантастический мир, не важно насколько абсурдным он покажется вам поначалу. Результат не заставит себя ждать.
Сие творение заденет самые тонкие и сокровенный струны вашей души, разбудит те чувства и эмоции, которые казалось бы давно уснули, хотя на самом деле они затаились в ожидании того, что когда-нибудь смогут очнуться от оцепенения, наполнив окружающий вас мир хотя бы на короткое мгновение теплом и любовью.
С 'Навсикаей из долины ветров' это мгновение несомненно наступит. Приятного просмотра!
Навсикая из долины ветров или просто княжна – является довольно колоритным персонажем. К примеру она может в один момент пускать слезы, а может иметь на всякий конец света свой план по предотвращении того самого конца. А еще героиня имеет характер ребенка в уже около зрелом возрасте. И на это все есть слово – ошеломительная. По ней не скажешь ничего однозначного, как например, с сегодняшними супергероями. Тут мало слов сказав: «ее беспокоит лес», да лес ее беспокоит, но в этом есть развитие. Но прежде перейти к главному поговорим о фундаменте – Навсикой и чем она ошеломляет. Вообще по бумажке эпизодника хочется сказать, что княжна по своим действиям переобулась семь раз на лету. К примеру, героиня на эмоциях режет и рвет все что движется, а потом рискует собой ради спасения тех, кого только что пыталась зарезать. А ответом, почему зритель хоть и бессознательно, но верит в происходящее можно привести в пример сцену, когда мастер Юпа заходит в скрытую комнату, где слово «скрытое» главное. И сцена была бы незаурядная, если бы княжна отреагировала по-человечески. Скажем так: когда в ваше уединенное и может даже в интимное место заходит посторонний и реакция будет соответствующей, Навсикая как минимум должна была удивиться что кто-то идет, но вместо этого полное раскаяние и открытость. И подобных моментов около во всем мультфильме. Дальше больше – княжна пасует свои действия, хоть и незначительному, но антигерою, к которому проявляет сочувствие, это придает ей человечности и образ богини. Другими словами княжна дает там, где другой-бы забрал, она своими действиями продает свое мировоззрение. В конечном же итоге после убеждения всех рядом стоящих, она продает эти убеждения себе же. И дело не в том, что она уникальна или сложна, дело в противоречиях, которые заключены в героине, исходя из которых рождается конфликт - внутренний. Такой конфликт я ценю больше всего т. к. он организует действия в зависимость напрямую к главному персонажу – в нашем случае это Навсикая. Подобный вид действий позволяет гораздо легче ассоциировать себя с идеальным зрителем. А тут уже и история получается не только о окружении, но и о нас самих. Как по мне самая соблазнительная форма в кино, которой и пользуется около половина, это акцент на общении зрителя через субъект (идеальный зритель). Такого акцента можно добиться если в объекте наблюдения присутствует как минимум две единицы, как правило - это протагонист и то, что ему противодействует, у нас это Навсикая и «отражение» Навсикой (условно бета). Упрощая, что происходит у зрителя и у наблюдаемого персонажа по большей мере напоминает симметрию.
Попытку перевернуть европейское мышление я наблюдал не раз в кино, но и не сказать, чтобы это было часто. Я говорю о попытке предать первым событиям первостепенную значимость, чем окончательным, это видимо в целом наследие восточного кинематографа. Для нас это кончено мало чем касается, но в целом фильм с таким акцентом приобретает статус проповедника. Этот образ еще и подчёркивается с пророчеством о синем спасителе в фильме. Ну так вот, в мультфильме имеются моменты похожие на сновидения, но в данном контексте это воспоминания, что фактически является одним и тем же. Сам сюжет сна клинический, основу нашей богини покрывает пятно психологической травмы. Условно – девочка не просто теряет условную игрушку, эту игрушку у нее отнимают. Вместе с тем героиня с начала мультфильма уже находиться не просто в поиске потери, она находиться в каком то повторении. Я про то, что княжна по первому впечатлению совершает ничего такого, чего-бы она никогда не делала. И по сути наверное так оно и есть, жертвуем в начале, жертвуем в конце, просто масштабы разные. К слову, хоть и показан момент с подпеванием самой героини, какой то жизнерадостной мелодии, от этого клип из воспоминаний легче не становиться, тут уже можно говорить об отрицании. Отрицание, наверное, является тут наибольшим давящим фактором на психику. Навсикая ловко умудряется контактировать со всеми кроме себя, настолько ловко, что перекладывает это общение на рядом стоящих. Героиня ни разу даже косвенно не кидает действия напрямую к себе, она постоянно это делает через другие объекты, особенно это касается символичного леса и его противоречий. И да, я все это время вел к этой мысли, что лес для Навсикой является той самой «бетой».
Если играть в мозаику и складывать действия героини, говоря о стремлении кино к простому, то княжна скорее стремиться объяснить, что и коллинируется с пророчеством. Вот у нас и получается образ неземного существа, которое отрицает свое «бета» (второе) существование и в целом стремиться искупить свой врожденный грех за все человечество, символизируя вместе с тем и нас зрителей. Пессимистичное отчасти трактование получается, но это объясняет отчасти зрительское восприятие как крайне достоверного наблюдения. При этом нужно четко понимать, что фильм не транслирует мысли как в 'чужом'. В фильме «чужой» стремление персонажа выжить сводиться к конечной мысли слабости человека и в целом, как мешающего идеальному существу процветать. Навсикая же предлагает менее кардинальные мысли о компромиссе и раскаянии виновного. Я не знаю, стоит ли говорить о еще более сложных темах как мир без войны и о первопричинах всех прегрешений человека, просто скажу, что тут это есть и все. Я целью своей типо рецензии - ставил показание глубинных и основательных причин действий главной героини, которые сложно вязать с тем к чему она стремиться.
Подводя к концу, когда меня спросят: «чем тебе нравиться Навсикая?». Мне совсем не обязательно говорить о какой-то богини, которая требует раскаяния за то кем она является, о выборе моего вкуса или объяснять, почему героиня и ее стремления так давят на меня. Тем более я буду молчать о специфических вещах как разговор с самим собой и в целом о кинематографе. Я могу смело, хоть и просто, ответить – «она ошеломительная». Тем самым описывая секунды - секундами, простое – простым.
Достаточно простой и вместе с тем философский мультфильм студии Гибли (Studio Ghibli)рассказывает о постапокалиптическом мире.
Свойственная Хаяо Миядзаки война человека с самим собой теперь олицетворяется Странником на золотом поле - принцессой из долины ветров и происходит в остатках цивилизаций, окруженных ядовитыми лесами, в которых живут огромные насекомые. С ними можно жить в мире, их можно использовать в своих целях, но пока это удается только Наусике из долины, защищенной ветрами от спор, распространяемых лесом.
Как водится в героическом эпосе, только поставив на кон свою жизнь можно добиться цели и только так Наусика покажет людям путь мира, вернет людям ответственность за происходящее.
Несмотря на фантастический мир, мультфильм ужасно трогательный. Местами он занудствует, заставляя нас созерцать и размышлять, местами поражает неестественной битвой толстенных летающих самолетов и гигантскими насекомыми.
Мало кому сложно выдержать мультфильм до конца, тем не менее случается и это. Да и не всем по нраву философская трогательность, любовь к миру и природе, которые исповедует этот мультфильм. Тем не менее для фанатов, любителей и просто эстетов мультфильм может принести несказанное удовольствие.
Мультфильм не иносказателен и не символичен, он показывает то, что мы должны увидеть, не заменяя это на классический аниме-символизм. Технически мультфильм является качественным японским мультиком, нарисованном настолько хорошо, насколько это возможно для аниме прожившего двадцать с лишним лет. Музыка в фильме великолепна и хорошо подчеркивает момент. Один лишь реквием, исполненный детским голоском, может растрогать и надолго остаться в памяти и мобильном телефоне.
В России официально издан лишь в этом году. Пиратская Наусика стала лицензионной Навсикаей (Навсикая - героиня древнегреческого эпоса). Гигантские насекомые “Ому” стали Омами и хорошо что не амперами. Однако в целом перевод оказался качественным, связанным и понятным.
Восстановлено и адаптировано под DVD формат сносно, на четверку.