К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Земля, примерно 2984 год. На экране незабвенный постапокалипсис, в котором от людей осталась пара-тройка воюющих государств, а всё остальное - выжженная титанами земля (похоже, теми самыми из комикса «Атака титанов») и стремительно разросшийся грибо-споровый лес, где полчищами пасутся гигантские Омы (с виду мокрицы с кучей глаз, как у осьминогов из 'Матрицы') и прочие непомерно большие насекомые. Никому из людских племён лесок с жуками не нравится - он ядовитый, и каждый считает своим долгом эту херню сжечь (был бы толк). А заодно и остальные племена-противники бы поработить и вообще будет красота.

Разве что княжне Навсикае из долины ветров поддувает куда-то не туда. Дочь пожилого правителя зелёной долины постоянно рискует здоровьем, мотаясь на дельтаплане в эти самые леса, каким-то телепатическим образом умеет находить контакт с жуками и путём собственных исследований приходит даже к выводу, что ядовит вовсе не лес, а отравлена сама почва (очевидно, плодами людской жизнедеятельности). Но разве кого вразумишь. Во всю идёт междоусобная борьба за остатки территорий и попутно готовится план по ликвидации охраняемой омами растительности. С каждой минутой сжигаются последние мосты обратимости. Близится очередной конец света.

Большое кол-во современных зрителей скорее всего знакомилось с Миядзаки через «Унесённых призраками» или «Принцессу Мононоке». А ведь последний идейно сильно схож с чуть ли не главным творением японского художника «Навсикая из долины ветров», всего лишь вторым проектом автора, но обладающим сверх-эпичным сюжетом с множеством персонажей и вечно актуальным антивоенно-экологическим посылом, переданным через уникальный футуристико-средневековый мир, где люди с трудом делят территорию с гигантскими насекомыми и разрастающимся лесом.

Касательно поведения рода человеческого Миядзаки и не нужно выдумывать что-то. Людская глупость безгранична и что только не всходит на её почве. Сначала они создают титанов (очевидно водородная бомба) и от испытаний оных мрут, а потом на пепелище пытаются противостоять природной каре – токсичному лесу, который растёт строго пропорционально набегам варваров на него. При этом ещё находят время по-прежнему воевать друг с другом. Миядзаки лишь мастерски сводит все эти нити абсурда воедино, нагнетая такого ада, которому уже не видно ни конца, ни края. Да и задачу себе усложняет. Его способы заставить зрителя любить каждую букашку и мать-природу довольно своеобразны. То гниющие изнутри помешанные кабанчики стоят на её страже, то вот теперь полчища насекомых-мутантов, как из фильмов Роджера Кормана. На защите же кроненберговских «мушек» и «мокричек» стоит архиправильная девочка, рассекающая с голым задом на дельтаплане. Такие вот курьёзы, к которым, впрочем, привыкаешь.

Посложнее привыкнуть к навороченности сценария, от множественных сюжетных поворотов которого с первого раза съезжает чердак и остаётся ощущение, что Миядзаки сокращал свою же изначальную мангу в угоду эмоциям, а финал при этом вообще оставляет ощущение поставленного троеточия. Конечно, и с парой выпавших винтиков машина сможет работать, если её не пинать. Тем более что и без проставленной точки можно догадаться о конце этой очень мощной для 80-х истории.

8 из 10

15 июня 2018 | 00:37
  • тип рецензии:

Навсикая... или если хотите Наусика. Это не имеет значения.

Сегодня я бросил якорь на берегу едкого моря, в Долине Ветров. И вновь, как и год назад 2 часа вдохновенного созерцания шедевра пронеслись словно 5 минут, и хочется снова посмотреть все ключевые моменты, все те невероятные ситуации, которые лишь Миядзаки да Навсикая способны представить. Но нет, надо оставить это как есть, ведь через пару лет можно снова вернутся к учителю жизни и могучему наставнику альтруизма и филантропии.

Миядзаки уже окунал перо, он уже освоился с палитрой. Путешествуя в странном мире принца Хорса, и совершенствуя чувство юмора вместе с Арсеном Люпеном мастер-Хайао, в далеком 84-ом году был лишь бедным сооткрывателем молоденькой и никому не известной студии Гибли, на пару с коллегой Такахатой деля краюхи хлеба. История умалчивает что же делал Миядзаки с того момента как вышел их неудачный. хотя и интересный, и добрый фильм про принца Солнца, и что он с Такахатой творил спустя 15 лет, после выхода их первой полнометражки про обаятельного вора.

Так или иначе, это случилось. Воплощение всего духа Миядзаковского аниме, его прообраз лучшего человека на фоне заурядного но такого реалистичного мира, и пусть прошло уже больше 25 лет с того дня как сенсей сделал первые наброски, Навсикая остается собой; остается первородным и главным шедевром Миядзаки, принесшим ему первую славу, и возможность продолжать снимать и придумывать и творить. Образ Навсикаи и сейчас актуален, более того, он стал актуальнее за эти 25 лет, ведь наш мир все ближе приближается к той бездне постапокалиптического периода, в который его ввергли люди в антиутопии Хайао.

Не нужно быть профессором чтобы разглядеть черты того хаоса что творится в картине в нашей повседневной жизни. Люди не меняются и как бы туго им ни было, шанс пырнуть ножом и отнять краюху хлеба они, увы, не упустят... Но не все такие, образ Навсикаи ураганом прошелся по всем картинам Миядзаки, и хотя она сама есть производная от герцогини из первого фильма, все же Навсикая поставила самый жирный золотой штамп на черном листе человеческих деяний. Она ярчайший луч в истории аниме и безусловно сочетает в себе как качества духовного лидера-мессии так и простые человеческие эмоции и страхи. Смотреть это аниме и слушать потрясающую музыку новичка в команде Гибли - Джо Хисаиси - вот истинное наслаждение которое так просто получить и никто у вас не сможет отнять.

А обдумавшему этот фильм человеку непременно потребуется рассказать о нем, ведь на таких вещах и основано все лучшее что можно сейчас подарить человеку, надо просто верить, что человек сможет измениться, и с вашей помощью Навсикая возможно спасет и еще один островок в нашем ядовитом лесу.

Сделаю отступление, позволю себе посоветовать тем, кому понравилось это аниме прослушать короткий трек 'Absolutely Green' в исполнении замечательного человека Dom DeLuise. Темы этих произведений очень схожи.

Соответственно бросаем Навсикаю в глубокий сундук 'а что я буду показывать моим детям', именно такими фильмами нужно подпитывать формирующееся человеческое существо, чтобы идея мира полного гармонии и любви к ближнему на фоне сюрреальных и реальных 'грибов' и 'жуков' не была утрачена навеки.

Я не буду расписывать глубокие идеи противостояния трансцедентальной природы имманентному и легкомысленному чувству превосходства человека над ней в картине. Это качественно и старательно сделал мой коллега Bread.

Просто смотрите этот гениальный полный гармонии и внутреннего тепла фильм, один из самых гуманных и душераздирающих фильмов Миядзаки. Не скрою, я не смог сдержать слез даже во второй раз, когда Навсикая бросается навстречу своей погибели.

Во всем фильме лишь одна старушенция, полуслепая баба-Ванга по мойму то ли лишняя, то ли просто не вызывает симпатии; ее постоянные замоздалые комментарии словно эхо к вышесказанному, а сравнение Наусики с усатым мужичком-мессией в конце просто нелепо. К счастью Хайао-сама воздержался от использования подобных героев в будущем.

И конечно нельзя не заметить что Навсикая первый фильм из цикла Миядзаки, где появилась полноценная идея воздухоплавания и покорения человеком ветра. Ведь Миядзаки детство провел на заводе военной авиатехники, и видимо след который оставила идея человека в небе и просто самолета была настолько потрясающе сильной для Хайао, что он посвятил ей нимало фильмов... Автожир Калиостро, хоть и памятник допотопной авиатехнике, но был также очень хорош,и все же Навсикая во многом, если не во всем для Хайао начало, а для студии Гибли это первый старт с места в карьер.

Итак все впереди, моторы запущены, крылья свистят на ветру и наш истребитель мчится на встречу легендарной Лапуте.

Невозможно ставить оценку Миядзаки с 7 различных сторон, да и баллы тут, к слову неуместны. Это гимн жизни, и его нельзя оценить.

Если хотите,

10 из 10

09 сентября 2009 | 01:08
  • тип рецензии:

Сложно назвать это творение детским, да и рейтинг 12+ стоит не случайно. Много крови, жесткости, возможно, жестокости. Эта глупая, порой, беспричинная агрессия выбивает из колеи надолго. Анимационный фильм как раз об этом - чего нам стоит бояться - планеты или людей?

Ошибочные идеалы, навеянные войной, ошибочное мировоззрение, которое не дает понять всю ситуацию незамыленным ложью глазом.

Кто же такие, эти люди, что не дают спокойно жить? Сначала разрушившие планету, благодаря чему чуть не наступил конец света. А почему же не наступил? Он пришел, забрал старый свет и произвел новый - с новыми проблемами: споры, воинствующие соседи, странные животные - Ому. А теперь жизнь снова закручивается по спирали - принцесса нашла Титана...

Навсикая, если честно, порой меня раздражала, ибо со стороны как поглядеть - Мэри Сью. Вот типичная: все ее любят, мини-юбка, 'мир во всем мире', идеальная( по анимационным меркам) внешность. И то ли рычать от злости, то ли тоже любить и воспевать. Конечно, это более ранняя работа Хаяо, так как в 'Унесенных призраками' Тихиро уж никак не Сьюха, так что по большому счету это можно простить. Давайте полюбим эту милую девочку...

Хаяо Миядзаки меняет приоритеты в фильме, рассказывает о том, что не всегда то, что преподносится в красивой обертке, таковым и есть. Конечно, возможно, сейчас это довольно открытая истина, однако тогда, в 1984 году, истина предстала в другом свете - неожиданности. Мы привыкли покупать то, что красиво, и люди по своей природе эстеты, которым важней очарование и внешность, а начинка уж отходит на второй план.

'Человек природе динго' - подтекст? Мир изменился, постапокалипсис должен поменять отношение к природе, к уродливым, но мудрым Ому, к самому человечеству в частности. Правда, одни живут в согласии - Навсикая и ее запуганный народ - и королева-принцесса, мечтающая то ли о господстве, то ли следует праведным целям избавления мира от 'напасти' в виде жуков и спор.

Однако можно ли отвечать Злу Злом? Противостояние природы и кучки человечества, каждый думает о своем, каждый защищается, не желая выслушать. А зачем?

Правда, это своеобразное воспевание, ода, гимн пацифизму, рассказ о том, что стоит выслушать, понять...простить? Во всяком случае обойтись без глупых жертвоприношений в виде войны между созданиями Божьими.

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы переосмыслить свои поступки, жизнь. Он не навязывает своих идеалов, принципов, нет, просто дает возможность подумать. Подумать над тем, кто же ты такой - Человек, и что ты делаешь на этой земле? Куда ее ведешь?

9 из 10

13 января 2015 | 16:41
  • тип рецензии:

Даже не знаю, с чего начать...

Фильм смотрела еще во время проката в кино... И уже минут через 15 возникло стойкое желание покинуть зал. Чтобы не обидеть подругу, которая увлекается аниме, решила остаться. Ждала развития сюжета, интригующей завязки и хоть немного динамичности. А зря.

Единственное, чем меня поразил этот, с позволения сказать, шедевр, так это невероятной затянутостью. Ведь это ужасно - ждать окончания фильма, когда он едва начался, не так ли? А 'Навсикая...' вызывает именно такие эмоции.

К тому же, фильм насквозь прошит надуманной, излишне вычурной философией. То, что в природе все взаимосвязано - известно всем. 'Прекрасные пейзажи' ничем не зацепили, а к концу аниме даже порядком поднадоели.

Больше мне сказать нечего. Глубокий смысл фильма, видимо, от меня ускользнул.

Моя оценка:

3 из 10

Поскольку именно эту оценку ставят за весьма посредственную, но выполненную работу.

02 сентября 2010 | 22:41
  • тип рецензии:

Даже великие режиссёры начинали с посредственных картин, которые мало кто помнит. Но с Миядзаки так не прокатило, и он сразу выдал шедевр на все времена.

А рецепт прост, его используют и поныне: берём успешную мангу, раскрашиваем и заставляем двигаться и говорить. А говорить здесь, поверьте, есть о чём.

'Навсикая' - это мультфильм-предупреждение. Всем нам. Видете ли, человечество однажды таки довело мать-природу до критической точки, и откатило себя в развитии на века назад. А миром теперь правит раздор и Море Разложение, ядовитыми парами пожирающее остатки цивилизаций.

Навсикая же - это принцесса Долины Ветров, искренне не понимающая, отчего этот народ такой жестокий. Она любит всё живое вокруг, и даже не страшится свирепых Омов, на самом деле преисполненными страхом.

Миядзаки мастерски и очень детально воплотил мир, который окружает Навсикаю. Суровый, средневековый и очень-очень яркий. Считаю, что для середины 80-х это абсолютно прорывной уровень анимации, поистине гениальный.

Историю в мультфильме не назовёшь простой, здесь грамотнейшим образом показан военный конфликт, поднимается множество вопросов помимо основной темы произведения - экологии. И при всём при этом 'Навсикая из Долины Ветров' - это абсолютно универсальная вещь, которую, на самом деле, стоит показывать с детства. Трогательно, сильно, гениально.

29 июля 2021 | 08:14
  • тип рецензии:

Случайно увидел этот фильм (а это именно фильм, а не мультик) по телевизору в ночном канале.

После просмотра Навсикаи, когда я увидел год съемок, у меня было щемящее чувство обделенности - Почему? Почему я не видел это в детстве? Это было бы самым впечатляющим событием детства! Но и сейчас, в 30 с лишним лет, я как ребенок сидел раскрыв рот и переживал главной героине фильма. Это было открытие! Это шедевр. Это настолько отличается от того, к чему мы привыкли, что понимаешь, как много-го ты не знал. Потом у меня был период, когда я смотрел 'Принцессу Мононоке', 'Замок Лапута', 'Тоторо' и другие шедевры Миядзаки. Каждый по своему шедевр. Но впечатление от 'Навсикаи' я не забуду. Фильм-послание. Фильм-вопрос. Точнее множество вопросов. Кто мы такие? Что или кто вокруг нас? Почему мы считаем себя в праве решать чьи-то судьбы? По вопросам заданным в этом фильме можно было бы снять не один фильм.

Резюме: смотреть самим, потом с детьми, а потом еще раз самим.

10 из 10

25 марта 2009 | 04:40
  • тип рецензии:

Нет, вы как хотите, а хорошее дело 'Гибли' не назовут. Вот и я приобщился к шедеврам этой студии... Что сказать? Перефразирую Алису: заставляет задуматься, только непонятно о чем. Рассмотрим пару аспектов творчества сенсея, которые, если верить его поклонникам составляют фирменный стиль (сам бы я без подсказки не уразумел, правда-правда):

Шикарные пейзажи

Э-э-э... простите, где? Не разглядел. Зеленые кое-как прорисованные лужайки и синее небо? Гм... Ну, по мне проще выглянуть в окно, там красоты куда больше: и травка кое-где не вытоптана и пара деревьев растет.

Красивые персонажи

Это, понятно, на любителя. Если вам нравятся выпученные глазки и кривые рты на круглой безносой физиономии, пожалуйста, таких у Миадзаки много. А еще сжиженных желеобразных тварей и прочей отвратительной нечисти тоже завались. Вкупе с фирменной японской анимацией '3 кадра в секунду' (в том числе и в 'Унесенных призраками'), выглядит и правда красиво, не поспоришь. Что вы говорите, ась? Агли-эстетика сейчас в моде? А, ну, тогда все в порядке, я просто не в теме, дико извиняюсь. Правда, насколько я помню, вроде как красота спасет мир, а не агли-эстетика. Наверное ошибся классик, но простим ему, он же 1000 лет назад жил и в жизни ничего не смыслил...

Философия

Где она там спряталась, я тоже не разобрал. Любовь к природе? Я что, после просмотра Навсикаи (зачем понадобилось еще и приплетать греческую мифологию, непонятно в принципе) должен у себя в квартире жуков разводить? А про то, что всякая поганка в лесу на своем месте, я и без сенсея знаю. И даже путающихся под ногами жужелиц обходить стараюсь и живыми из дома выпроваживать, буде им случится ко мне заглянуть. Вот и вся философия, пшик да и только.

А все остальное - жуткая тягомотина. Урезать бы минут до 15, а лучше 10, глядишь и неплохой мультфильм получился бы, 'со смыслом'. Правда, кассу с ним не соберешь, это и ежу понятно.

Только из-за того, что пара взрослых зрителей (а детям я бы это не показывал в принципе) узнала о существовании баланса в экосистеме:

3 из 10

30 апреля 2010 | 03:39
  • тип рецензии:

Давным-давно, когда на планете существовала могучая цивилизация, на свет появились Титаны, которые выжгли почти все человечество. Но Титаны сгинули, оставив после себя лишь окаменевшие кости, да пустоши, на которых вскоре стал расти диковинный и страшный лес. Время шло, а лес расширялся, захватывая все новые и новые земли. И ничто не могло противостоять жителям ядовитого леса. В начале фильма мы встречаем юную княжну Долины Ветров – Навсикую. Она совершенно не боится леса и время от времени прилетает туда на диковинном аппарате, похожим на крыло с реактивным двигателем, а улетает, унося с собой необычные вещи и споры растений и грибов. Жизнь в Долине текла своим чередом, пока во время бури в нее не падает громадный транспортный корабль со страшным грузом на борту, за обладание которым владыки соседних княжеств готовы пойти на все…

Уважать жизнь в любых ее проявлениях – вот, пожалуй, одна из основных идей, лежащих в основе этой картины. Другая ключевая идея – единение с природой. Думаю, Миядзаки хотел сказать о том, что нужно быть ее частью, жить с ней в гармонии, а не ставить себя выше нее. В противном случае, природа безжалостно расправится с угрозой.

Эти идеи воплощены в главной героине. Навсикая – чистая душой юная девушка с добрым и чутким сердцем. Она легко находит общий язык с живыми существами и ничуть не боится леса, а напротив, чувствует и понимает его. Она уважает и ценит жизнь в любых ее проявлениях: неважно, растение ли перед ней, жук, животное или человек. В отличие от других людей, которые видят мир с точки зрения разума, Навсикая все пропускает через свое сердце. И именно это помогает ей так тонко чувствовать окружающий мир. В этом, на мой взгляд, заключается основное противостояние в фильме: противостояние горячего самоотверженного сердца и холодного разума. Олицетворением первого является юная княжна, а олицетворением и порождением второго – танки, причудливые летательные аппараты и оружие, несущее смерть. К счастью, сердце побеждает.

Я посмотрел это аниме по СТС в рубрике «Другое кино». Это поразительный и трогательный фильм. Диковинный мир, созданный Миядзаки, удивительные персонажи, глубокая идея, необычная музыка и великолепная озвучка – все это берет за душу и заставляет сопереживать героям. Та самоотверженность, с которой Навсикая борется за жизни людей и жителей леса, ее отношение к жизням, ее самопожертвование ради общего блага – все это не может оставить зрителя равнодушным. Сильное и трогательное аниме.
Оригинальность – да.

Озвучка и музыка – мне понравилась, берет за душу и заставляет сопереживать, усиливает драматизм. Ресмотрибельность – да.

9 из 10

17 ноября 2008 | 15:03
  • тип рецензии:

Главное в этом мультике - музыка: щемящая, нежная, трогательная, неземная. Музыка, словно цемент высшей марки, делает конструкцию фильма прочной и восхитительно изящной. Видимо, Миядзаки понимал всю вторичность сюжета ('Пост-апокалипсис и возрождение'), и сосредоточился на создании атмосферы.

Я порой ловлю себя на том, что просто смотрю фильм, не пытаясь размышлять, раскладывать по полочкам смыслы, которых нет; наслаждение от картины - визуальное. А в этом и есть природа киноискусства.

Второй элемент, делающий фильм маленьким шедевром, это образ природы. Именно так воспринимают природу те, кто понимает её лучше всех: первобытные народы. Они видят, что за внешней пугающей внешностью зверей и леса стоит по сути дела жалость и любовь к людям. И постижение этого через муки и страдания - сюжет фильма.

Только одна слабость есть в этом фильме - неубедительный финал, словно Миядзаки не знал как закончить рассказ о том, что никогда не кончается.

9 из 10

27 мая 2009 | 07:54
  • тип рецензии:

Это было первое произведение Миядзаки, которое я посмотрел. Я изначально хотел смотреть его творения в хронологическом порядке. Я знал, что у него есть и другие, более ранние работы, но именно эта стала первой ласточкой и череде его шедевров. И вот сев за экран монитора я ещё даже не предполагал, что могу увидеть, но знал, что должно быть нечто необыкновенное… и не ошибся.

Сюжет переносит нас в будущее, в котором люди всё-таки доигрались, и произошла некая экологическая катастрофа. Люди откатились в своём технологическом развитии, и теперь живут скорее племенами. Также люди теперь полностью перестали уважать природу, осталось только не желание и не понимание того, что надо жить в гармонии. И вот в центре всего этого оказывается юная девушка Наусика, которая отличается от всех.

Она единственная, кто понимает природу, она может найти общий язык с Ому - гигантским насекомым, в котором все видят страшного врага. Но только не Наусика. Она с самого детства с большой любовью относилась ко всему живому, но взрослые её не понимали. Они только уничтожали. Они привыкли уничтожать всё и себе подобных и других созданий, и даже теперь, когда уже вроде бы все должны были понять, что так жизнь нельзя на Земле всё равно продолжались войны, попытки захватить власть, продолжалось бессмысленное уничтожение всего живого. Но на Земле остался один светлый луч, одна надежда, один человек, который был способен спасти всех и последний раз попытаться достучаться до сознания людей. Наусика. Она прекрасна. Да она идеализирована, как персонаж, но именно таких идеалов нам не хватает.

Кроме главного героя также поражает мир. Внешне он не похож на наш, но как же похож внутри. Все те же пороки человечества только немного гиперболизированы маэстро для увеличения ощущений. Когда ты осознаёшь, что мир, показанный здесь точно, такой как наш, пробирает дрожь.
У фильма есть один недостаток. Иногда бывает довольно трудно уследить за событиями и от этого может навеять скуку, но это проходит, потому что здесь полно сильнейших по эмоциональному накалу сцен. Ты сидишь как комок нервов и не можешь пошевелиться от напряжения. В такие моменты понимаешь насколько гениальный режиссёр Хаяо Миядзаки.

Также это единственный фильм, который изменил моё отношение к жизни. Я стал уважать природу, понимать, как она важна в жизни. Никто кроме Миядзаки не мог сказать это так, чтобы я в это поверил. Спасибо ему за это.

Это шедевр. Все люди должны его посмотреть. Да его смотреть тяжело, да не каждый способен его понять. Не каждый способен увидеть этот мир, посмотреть правде в лицо, и понять, что мы идём по гибельному пути и что надо что-то менять. Да не каждый захочет провести время, которое он мог потратить на просмотр суперблокбастера на просмотр мультипликационного японского фильма 1984 года, только из-за того, что он старый, да и что типа японцы только и могут создавать глупые сериалы для младшего школьного возраста вроде 'Покемонов', которые плотно засели в сознании людей, как единственное создание японской анимации. Но прошу вас посмотрите его… пожалуйста…

P.S. Прошу извинить за излишний эмоциональный и побуждающий подтекст, но я не могу говорить об этом творении иначе.

10 из 10

22 марта 2009 | 16:48
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: