К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Первое творение «настоящего» Миядзаки. И, пожалуй, самое пронзительное.

Мультфильм относительно простой в своей графике, но все равно очень красивый; а заодно — максимально масштабный и зрелищный. С четким, богатым, интригующим до дрожи сюжетом, но не уходящий только в него, не поверхностный. С совсем очевидной моралью, но не поучающий — мудрый. В большей степени фантастический, нежели сказочный, но оттого не менее волшебный. С несколькими гениальными сценами и с совершенно неземным общим настроением — в создании последнего особенно велика роль музыки Джо Хисаиши, звучащей здесь так ясно и тоже пронзительно, как никогда в более поздних мультфильмах Миядзаки.

«Ты плачешь?» — «От радости». Самый, наверное, уместный диалог во время финальных титров «Навсикаи».

11 апреля 2008 | 12:57
  • тип рецензии:

«Наусика» первая. Когда идешь с конца и возвращаешься в начало творчества Миядзаки как режиссера полнометражек, очень необычно воспринимать «первое», если не считать «Замок Калиостро». И вот что здесь можно найти. Работа выделяется в первую очередь масштабностью. Это самое важное слово в характеристике и оценке зрителем этого мультфильма. Касается это как смысла, который преследовался автором, так и его визуальным отображением. То есть глобальность будет во всем.

Если идея – взаимодействие людей и природы, достаточно объемная, то и визуально картины будут отличаться тем же – бескрайние просторы пустоши – того, что осталось после распространения ядовитого газа, попросту пустыни, безумные виды мира, в котором обитают насекомые во главе с царями Леса – Ому, невероятные объемы того, что находится под пустошью. Кстати, намеки Миядзаки всегда любопытны. Например, здесь же можно столкнуться с необычным обыгрыванием того, что все, что внешне уродливо может таить за собой красоту (пустошь скрывает за собой тайну).

И, кстати, тема столкновения природы и человека у Миядзаки затем появится и очень хорошо, правда с другой стороны будет показана в «Мононоке», в которой будет еще много всего похожего, но от этого оба мультфильма не потеряют в оригинальности. В этом смысле «Наусика», без сомнений, будет интересна поклонникам именно «Принцессы Мононоке» из всего списка его произведений. Но продолжим…

Следующая тема, которая, как мне кажется, потом себя проявит, думаю, автор все-таки подсознательно, а, может быть, и напрямую взял ее из «Наусики» - тема полетов на самолетах, которая в виде приключенческой фантазии необычно будет раскрыта в «Порко Россо». Дело в том, что в «Наусике» множество эпизодов с самолетами – будут воздушные бои, сама принцесса Наусика не раз покажет мастерский пилотаж на своем гибриде реактивного самолета и дельтаплана. Да и в «Лапуте» военно-пилотажная тематика продолжится.

Нашел ли образ принцессы Наусики отражение в других главных женских персонажах девушек и девочек последующих произведений – не знаю, но вот какая мысль возникла. В «Наусике» есть в несколько слабой форме, но есть, противоборство между принцессой Наусикой и другой, предводительницей другого народа. Эта же тема возникнет в «Унесенных призраками» - колдунья и девочка, в «Ходячем замке» - снова колдунья и девочка, превращенная в старуху, ну и в «Принцессе Мононоке» - сама принцесса и управляющая поселком оружейников. Связано ли это противопоставление с молодостью и старостью, или как-то с японской философией, не представляю, но наблюдение, по-моему, любопытное.

Все эти размышления к тому, что «Наусика из долины ветров» дала много разных ответвлений как в смысловом, образном плане, так и визуальном. И при своей простоте все-таки очень многоплановый мультфильм. При этом только это произведение Миядзаки можно с преувеличением назвать неким анимешным блокбастером в силу присутствия в нем взрывных боевых сцен, сюжета, а можно воспринимать как легкую фантастику. Но главное - это история о девушке с открытым сердцем, которая находила взаимопонимание и с миром людей и с царством Леса, о человеке, в котором продолжал жить ребенок, наполненный чистотой и любовью, - принцессе Наусике.

21 февраля 2008 | 03:30
  • тип рецензии:

Да, 'Наусика' - это не первый фильм Хаяо Миядзаки как режиссера. Да, это даже не первая его полнометражная картина. Да, Хаяо Миядзаки исполнилось уже 43 года, когда этот фильм впервые вышел на экраны (конечно же, японские). До этого в активе будущего шихана японского аниме был ряд простеньких приключенских сериалов, такая же полнометражка про Арсена Люпена, был даже известный по сей день мультик 'Panda kopanda'(1974), в котором Миядзаки выступил как сценарист и мультипликатор.

Все это так. Но, я думаю, многие согласятся с тем мнением, что именно с фильмом 'Наусика из Долины ветров' Миядзаки, наконец, родился, как режиссер. Как художник, творец, просветитель, сказочник. Как бард трансцедентной природы, невыразимо красивой, мудрой и справедливой. Как маяк, стоящий на границе между детством и остальной жизнью и позволяющий нам, вопреки времени, хотя бы ненадолго приплыть назад, чтобы вновь окунуться в волшебный детский мир. Как мудрый и веселый учитель, умеющий заставить нас с забавной стороны увидеть в некоторых персонажах своих фильмов различные простые человеческие слабости, увидеть - и улыбнуться им. Как новатор аниме-видеоряда и выдающий мастер создания атмосферы. Как... как... Как Миядзаки, которым мы его знаем. Нет, в 1984 году еще не все это видно так же четко, как теперь. Но именно в 'Наусике' Миядзаки стал на тот путь, который привел его от семпая к шихану.

'Наусика в Долине ветров' - это все еще приключенческий фильм. В нем достаточно много экшна, движения, есть эпизоды с драками, сражениями, есть даже масштабные батальные сцены. В фильме есть изрядная доля разного рода футуристических подробностей, которые так невозможно распространились в современном кинематографе (не забывайте, впрочем, что фильм снят в 1984 году, когда это еще не набило оскомину). Но это только внешняя обертка, в которой скрыто действительно драгоценное по своему драматизму и этической ценности ядро.

Ключевой аспект картины - отношения Трансцедентной Природы и Разумного Человека.
В постапокалиптичном мире 'Наусики', в мире, изуродованном антропогенной экологической катострофой, человек находится на грани вымирания. От былой, как видно, могучей и величественной цивилизации остались только жалкие осколки. Впрочем, не только человеку грозит конец, но и всей той природе, которую люди привыкли видеть вокруг себя. Новая природа - это бесконечные заросли гигантских грибов, распространяющих ядовитые испарения. Заросли эти кишат кошмарными огромными насекомыми, среди которых есть и новый Царь новой Природы - исполинское, усеянное глазами, ужасное и несокрушимое насекомое Ому. Ходят легенды о том, как в былые времена бесчисленные стада разъяренных Ому стерли с лица не одну могучую империю.

Для человека жизнь в Лесу невозможна, потому он называет территорию Леса Мертвыми Землями. Мертвые Земли стремительно распространяются, грибы Леса легко вытесняют обычную флору и остановить этот процесс практически невозможно. Человек ютится на окраинах Леса, постоянно отступая все дальше и дальше и понимая, что совсем скоро отступать будет некуда.
Но и в этой атмосфере, в предощущении завтрашнего конца, люди все равно разбиты на враждующие государства, все равно они воюют друг с другом, что-то делят. Люди есть люди, они занимаются своими делами, преследуют свои меркантильные цели и повторяют старые ошибки. Вот, одним из государств найден древний артефакт предтечей - легендарный робот-воин, обладающий невероятной разрушительной мощью. Хотя толком неизвестно, как им управлять, но люди хотят использовать это страшное оружие против Леса и против других людей. Трансцедентная Природа 'чувствует' угрозу, в Лесу вновь начинают собираться в стада ослепленных яростью Ому. Грядет еще одна большая битва Леса и Человека, битва, по-видимому, последняя для людей.

Но во всем этом ужасе находится находится один человек (Наусика, юная прицесса Долины Ветров), который смотрит на мир совершенно иначе, чем все остальные. Наусика любит Лес. Она днями напролет не вылазит из грибных зарослей, где бережно изучает новую природу и даже общается с ней. Наусика верит, что человек и Лес могут сосуществовать (и ее изыскания подтверждают, что это действительно возможно). Она души не чает в Ому, потому что знает, каким кротким может быть это чудовище, когда ему ничего не угрожает. Наусика стремится привнести мир и защитить всех от всех - своих соплеменников от воинственных соседей, врагов от гнева своих друзей, людей от Леса, Лес от людей. И стремится не просто в своих мыслях, она предпринимает массу действий в этом направлении.

Вершиной фильма является сцена из детского воспоминания Наусики. Сцена эта коротка и проста, но она потрясает своим драматизмом и гуманистическим грузом. Под деревом, рядом с залитым солнцем пшеничным полем, маленькая-маленькая девочка играет с маленьким-маленьким Ому, играет и напевает счастливую детскую песенку. А потом приходят взрослые, тянутся многочисленные руки, и девочка, зная, что она делает что-то, что делать нельзя, тщетно пытается заслонить собой маленького Ому и в отчаянии повторяет: 'Ничего страшного, ничего страшного'. Взрослые, конечно, не слушают малютку и уносят это мерзкое и опасное насекомое, личинку врага человеческого, уносят на вытянутой руке. Сцена эта не просто прошибает слезу жалости. Она, как, возможно, никакой другой эпизод в мировом кинематографе, пронзительно выражает гуманистическую идею антиксенофобии.

Маленькой девочке и маленькому Ому нет дела до того, что они, мол, принадлежат к абсолютно разным биологическим видам, что один вид, мол, совершенно несовместим с другим, что их соплеменники непрерывно уничтожают друг друга без счета и жалости. Девочка не знает, что личинка Ому - это чужак, который должен инстинктивно вызывать ужас и омерзение. Девочка и маленький Ому просто играют друг с другом и просто по-детски счастливы в своем единении. Ому друг девочки, каким в наше время может быть для ребенка щенок, и девочка горько плачет, когда отец уносит личинку. Сцена просто гениальна, а песенка девочки - это просто гимн для самой идеи.

Уже повзрослевшая Наусика видит в обличьи Ому огромное дерево, а иными словами - Трансцедентную Природу. А Ому, в свою очередь, видят в Наусике равное себе существо, неотъемлемую часть этой Природы. Ради мира и спасения всех вокруг Наусика буквально жертвует собой. Такое самопожертвование и сострадание приводит к тому, что Ому и люди отступают перед этим подвигом. Впереди остается уже обоснованная надежда на взаимопонимание и мир.

Таким образом, Наусика из Долины Ветров - это уже не просто эпический герой, подобный Ахиллу. Это буквально то, что называется словом 'Мессия', не больше и не меньше. Человек, но с нечеловечески широким сознанием, привнесение в жизнь глубоких гуманистических идей, жертва собой (успешная) исключительно ради спасения Людей и Нелюдей - все это типичные признаки Мессии.

В фильме много и других ценных моментов. Его можно смотреть и просто как приключенческое кино, и как фантастику, можно даже элементы ужастика тут усмотреть. Можно увидеть в фильме и много забавных, комичных моментов, заставляющих улыбаться. Есть какие-то элементы романтической истории. В общем, фильм полон и интересен даже в том случае, если вы не ищите философскую притчу, а просто хотите расслабиться и развлечься. Я, правда, не знаю, как у вас получиться не заметить глубокое содержание и драматизм. Но если получиться - получайте удовольствие от вполне яркой и насыщенной обертки.

Образ Наусики пройдет красной линией по всему последующему творчеству Миядзаки. Черты этой принцессы из Долины Ветров в той или иной мере можно разглядеть и в Сите из Лапуты, и в маленькой ведьме Кики, и в Сацуке из Тоторо, и даже в Чихиро из 'Унесенных призраками' что-то такое есть. А уж в прицессе Мононоке есть и подавно. Но нигде больше не будет такой Наусики-Спасительницы, такого сильного и светлого духа. Правда, будет что-то другое, не менее интересное и глубокое.

С тех пор, как вышла 'Наусика', прошло уже почти 25 лет. Теперь седовласый Хаяо-сама уже легенда, безусловный 'номер один' во всем жанре аниме. Один из основателей великолепной студии 'Ghibli' (эмблемой которой является, кстати, его персонаж Тоторо). Его фильм 'Наш сосед Тоторо' преподают в японских школах, как пример национального искусства. Миядзаки сейчас фронтмен и локомотив жанра, позволивший аниме-искусству (не путать с аниме-масспродуктом a la 'Покемоны') вырваться за пределы Японии и покорить весь мир. Даже попсовая награда Оскар, рожденная для 'Шреков' и прочих компьютерных диснеевских поделок, не смогла устоять перед Миядзаки. Сам Акира Куросава говорил про фильмы Миядзаки так: 'Приятно осознавать, что у наших с Миядзаки фильмов есть некие общие культурные истоки. Но не следует унижать творчество Хаяо Миядзаки, сравнивая их с моими работами'. Это все так. Но первый сильный и уверенный шаг на пути от семпая к шихану Миядзаки сделал именно в 'Наусике из Долины Ветров'. Будьте свидетелями этого.

PS: Я не понимаю этих балов, как можно дифференцировать искусство? Ну, можно поставить 10/10, если угодно. Это однозначно тот фильм, который обязателен к просмотру. Особенно рекомендован к просмотру молодой порослью, которая воспитывается черт его знает на чем.

25 августа 2007 | 15:34
  • тип рецензии:

Хаяо Миядзаки, я низко кланяюсь вам. Я посмотрел одну из первых Ваших работ (для широкого экрана) и если бы я увидел этот ШЕДЕВР в 84'ом году, то точно бы стал безумным поклонником Вашего творчества еще тогда.

Вообще-то этот фильм я видел давно, но в очень ужасном качестве (без ремастинга видео ряда и звука). На большом экране это смотрится совершенно по другому, заставляет полностью погрузиться в постапокалиптическое будущие, будущие которого кажется более светлым чем прошлое в начале.

Великий философский позыв спрятан в этом Анимэ, ловко вплетён в простой и понятный сюжет.
Княжна настолько красивый персонаж, что при виде её глаз, бегут мурашки похоже, не от страха, а от восхищения чистотой и храбростью этой героини и очень сложно сдержать слезы по окончанию просмотра, когда в зале темно, а ты без друзей один, поклонник Великого, и никто не будет смеяться над настоящими слезами радости вызванными просмотром...

Восхищаюсь. Больше нет слов. Просто хочу еще раз посмотреть, восхититься и пережить все приключения Навсияки из долины ветров. Жаль я успел посмотреть 'Навсияки' только в предпоследний день проката фильма.

10 из 10

07 августа 2007 | 23:50
  • тип рецензии:

Забавная мысль видимо постигла ребят из «RUSCINO» провести прокат аниме-фильмов Хайао Миядзаки, режиссёр всем известного «Ходячего замка» и «Унесенных призраками», и не просто таких же новых как эти две работы последнего десятилетия, а фильмов вышедших в Японии ещё в 80-х. «Навсикия из долины ветров» вышедшая ещё в 1984 г. оказалось очень интересной анимационной работой режиссёра, о чьих работах наслышан, но в жанре, который мне не особо привлекателен. В следующем году у нас выйдет «Небесный замок Лапута» 1986 г., который после Навсикии уже на 100% мне интересен, а ещё вчера я об аниме слышать ничего не хотел.

Впрочем, сама графика меня до сих пор не впечатляют, но вот в «Навсикии из долины ветров» сюжет (а точнее множество сюжетных ходов), музыка (просто, но со вкусом), и драматизм, на высочайшем уровне, несмотря небольшую пафосность как в фильмах Диснея, драматизм в этом фильме куда сильнее, даже финал не разочаровал. Да и картинки в этом фильме 1984 г. смотрятся неплохо, в отличие от видимых ранее мной представителях жанра в количестве нескольких серий «Спиди - гонщика»... Больше я не припомню, чтобы на какое то аниме тратил более пяти минут.

Вариант постапокалиптики раскрытый в этом фильме захватывает с первых минут, экология так сказать мстит людям, уничтожая целые государства, и изменяя Землю, покрываясь пустошью (лесом) населенными огромными насекомыми леса издают газы не совместимые с человеческим организмом. А при этом сами люди, разделенные на разные небольшие государства (возглавляемые почему-то принцессами) все равно продолжают воевать, не только с пустошью, в первую очередь между собой, за право уничтожить пустошь, как следует из одной ветви сюжета.

Огромный философский смысл вложен в этот сюжет сценаристом и режиссёром, человечество на грани вымирания, но все равно продолжает воевать, убивать себе подобных, а когда маленький одноместный истребитель из Петшита сбивает огромные таломитянские боевые самолеты, становится смешно и грустно. Не знаю, как точно пишутся эти слова, но на слух воспринял именно так.

А раньше таломитянская армия оккупирует Долину ветров, позже же мирная Долина ветров оказывается в центре конфликта между насекомыми и противоборствующими людьми, в фильме же сюжет раскрывает по порядку и очень просто (дает знать, что жанр фильма все-таки мультипликационный). Но от количества этих простых сюжетных линий и не больших приключений двухчасовая картина превращается в голове в эпик, к концу которого, этот мир будущего тебе уже очень близок.

А главная героиня принцесса Навсикия из Долины ветров, теперь для меня чуть ли не лучший персонаж, который когда-либо видел в иностранном мультфильме. Героиня фильма, как раз настоящая героиня, у которой большая душа и чувство ответственности за свой народ, к тому же она способна на геройские поступки и сражаться с врагами и даже помогать врагам, когда враг не только человеческой расы. Чем не эпический герой? Даже в юбке, как все герои эпиков вроде Ахилла. Плюс её общение с животными и насекомыми, любовь к природе делают её уникальной личностью в этом постапокалиптическом мире. На первый взгляд выглядит как хрестоматийная героиня, эдакая бой-баба, но на деле, она приятней многих, типа ЛК (Лара Крофт).

Второстепенные персонажи тоже способны остаться в памяти зрителя, каждый сделан мастерски и раскрыт, очень редко такое возможно в мультфильме. Фильм куда симпатичней, чем современные американские технологические анимационные фильмы вроде быков с выменем и зеленых троллей с ослом.

Завершает «Навсикия из долины ветров» под простую, но, тем не менее, сильную музыку, увеличивая эмоции от просмотренного фильма, фильм скорее не для детской аудитории, и один из лучших иностранных мультфильмов, что когда-либо видел. Можно найти как мысли автора о возможном будущем, что нас ожидает, так и легкий приключенческий фильм. Проще говоря, не напряженная антиутопия.

8 из 10

06 августа 2007 | 22:25
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: