Миядзаки. На пути от семпая к шихану. Let's get it started
Да, 'Наусика' - это не первый фильм Хаяо Миядзаки как режиссера. Да, это даже не первая его полнометражная картина. Да, Хаяо Миядзаки исполнилось уже 43 года, когда этот фильм впервые вышел на экраны (конечно же, японские). До этого в активе будущего шихана японского аниме был ряд простеньких приключенских сериалов, такая же полнометражка про Арсена Люпена, был даже известный по сей день мультик 'Panda kopanda'(1974), в котором Миядзаки выступил как сценарист и мультипликатор.
Все это так. Но, я думаю, многие согласятся с тем мнением, что именно с фильмом 'Наусика из Долины ветров' Миядзаки, наконец, родился, как режиссер. Как художник, творец, просветитель, сказочник. Как бард трансцедентной природы, невыразимо красивой, мудрой и справедливой. Как маяк, стоящий на границе между детством и остальной жизнью и позволяющий нам, вопреки времени, хотя бы ненадолго приплыть назад, чтобы вновь окунуться в волшебный детский мир. Как мудрый и веселый учитель, умеющий заставить нас с забавной стороны увидеть в некоторых персонажах своих фильмов различные простые человеческие слабости, увидеть - и улыбнуться им. Как новатор аниме-видеоряда и выдающий мастер создания атмосферы. Как... как... Как Миядзаки, которым мы его знаем. Нет, в 1984 году еще не все это видно так же четко, как теперь. Но именно в 'Наусике' Миядзаки стал на тот путь, который привел его от семпая к шихану.
'Наусика в Долине ветров' - это все еще приключенческий фильм. В нем достаточно много экшна, движения, есть эпизоды с драками, сражениями, есть даже масштабные батальные сцены. В фильме есть изрядная доля разного рода футуристических подробностей, которые так невозможно распространились в современном кинематографе (не забывайте, впрочем, что фильм снят в 1984 году, когда это еще не набило оскомину). Но это только внешняя обертка, в которой скрыто действительно драгоценное по своему драматизму и этической ценности ядро.
Ключевой аспект картины - отношения Трансцедентной Природы и Разумного Человека.
В постапокалиптичном мире 'Наусики', в мире, изуродованном антропогенной экологической катострофой, человек находится на грани вымирания. От былой, как видно, могучей и величественной цивилизации остались только жалкие осколки. Впрочем, не только человеку грозит конец, но и всей той природе, которую люди привыкли видеть вокруг себя. Новая природа - это бесконечные заросли гигантских грибов, распространяющих ядовитые испарения. Заросли эти кишат кошмарными огромными насекомыми, среди которых есть и новый Царь новой Природы - исполинское, усеянное глазами, ужасное и несокрушимое насекомое Ому. Ходят легенды о том, как в былые времена бесчисленные стада разъяренных Ому стерли с лица не одну могучую империю.
Для человека жизнь в Лесу невозможна, потому он называет территорию Леса Мертвыми Землями. Мертвые Земли стремительно распространяются, грибы Леса легко вытесняют обычную флору и остановить этот процесс практически невозможно. Человек ютится на окраинах Леса, постоянно отступая все дальше и дальше и понимая, что совсем скоро отступать будет некуда.
Но и в этой атмосфере, в предощущении завтрашнего конца, люди все равно разбиты на враждующие государства, все равно они воюют друг с другом, что-то делят. Люди есть люди, они занимаются своими делами, преследуют свои меркантильные цели и повторяют старые ошибки. Вот, одним из государств найден древний артефакт предтечей - легендарный робот-воин, обладающий невероятной разрушительной мощью. Хотя толком неизвестно, как им управлять, но люди хотят использовать это страшное оружие против Леса и против других людей. Трансцедентная Природа 'чувствует' угрозу, в Лесу вновь начинают собираться в стада ослепленных яростью Ому. Грядет еще одна большая битва Леса и Человека, битва, по-видимому, последняя для людей.
Но во всем этом ужасе находится находится один человек (Наусика, юная прицесса Долины Ветров), который смотрит на мир совершенно иначе, чем все остальные. Наусика любит Лес. Она днями напролет не вылазит из грибных зарослей, где бережно изучает новую природу и даже общается с ней. Наусика верит, что человек и Лес могут сосуществовать (и ее изыскания подтверждают, что это действительно возможно). Она души не чает в Ому, потому что знает, каким кротким может быть это чудовище, когда ему ничего не угрожает. Наусика стремится привнести мир и защитить всех от всех - своих соплеменников от воинственных соседей, врагов от гнева своих друзей, людей от Леса, Лес от людей. И стремится не просто в своих мыслях, она предпринимает массу действий в этом направлении.
Вершиной фильма является сцена из детского воспоминания Наусики. Сцена эта коротка и проста, но она потрясает своим драматизмом и гуманистическим грузом. Под деревом, рядом с залитым солнцем пшеничным полем, маленькая-маленькая девочка играет с маленьким-маленьким Ому, играет и напевает счастливую детскую песенку. А потом приходят взрослые, тянутся многочисленные руки, и девочка, зная, что она делает что-то, что делать нельзя, тщетно пытается заслонить собой маленького Ому и в отчаянии повторяет: 'Ничего страшного, ничего страшного'. Взрослые, конечно, не слушают малютку и уносят это мерзкое и опасное насекомое, личинку врага человеческого, уносят на вытянутой руке. Сцена эта не просто прошибает слезу жалости. Она, как, возможно, никакой другой эпизод в мировом кинематографе, пронзительно выражает гуманистическую идею антиксенофобии.
Маленькой девочке и маленькому Ому нет дела до того, что они, мол, принадлежат к абсолютно разным биологическим видам, что один вид, мол, совершенно несовместим с другим, что их соплеменники непрерывно уничтожают друг друга без счета и жалости. Девочка не знает, что личинка Ому - это чужак, который должен инстинктивно вызывать ужас и омерзение. Девочка и маленький Ому просто играют друг с другом и просто по-детски счастливы в своем единении. Ому друг девочки, каким в наше время может быть для ребенка щенок, и девочка горько плачет, когда отец уносит личинку. Сцена просто гениальна, а песенка девочки - это просто гимн для самой идеи.
Уже повзрослевшая Наусика видит в обличьи Ому огромное дерево, а иными словами - Трансцедентную Природу. А Ому, в свою очередь, видят в Наусике равное себе существо, неотъемлемую часть этой Природы. Ради мира и спасения всех вокруг Наусика буквально жертвует собой. Такое самопожертвование и сострадание приводит к тому, что Ому и люди отступают перед этим подвигом. Впереди остается уже обоснованная надежда на взаимопонимание и мир.
Таким образом, Наусика из Долины Ветров - это уже не просто эпический герой, подобный Ахиллу. Это буквально то, что называется словом 'Мессия', не больше и не меньше. Человек, но с нечеловечески широким сознанием, привнесение в жизнь глубоких гуманистических идей, жертва собой (успешная) исключительно ради спасения Людей и Нелюдей - все это типичные признаки Мессии.
В фильме много и других ценных моментов. Его можно смотреть и просто как приключенческое кино, и как фантастику, можно даже элементы ужастика тут усмотреть. Можно увидеть в фильме и много забавных, комичных моментов, заставляющих улыбаться. Есть какие-то элементы романтической истории. В общем, фильм полон и интересен даже в том случае, если вы не ищите философскую притчу, а просто хотите расслабиться и развлечься. Я, правда, не знаю, как у вас получиться не заметить глубокое содержание и драматизм. Но если получиться - получайте удовольствие от вполне яркой и насыщенной обертки.
Образ Наусики пройдет красной линией по всему последующему творчеству Миядзаки. Черты этой принцессы из Долины Ветров в той или иной мере можно разглядеть и в Сите из Лапуты, и в маленькой ведьме Кики, и в Сацуке из Тоторо, и даже в Чихиро из 'Унесенных призраками' что-то такое есть. А уж в прицессе Мононоке есть и подавно. Но нигде больше не будет такой Наусики-Спасительницы, такого сильного и светлого духа. Правда, будет что-то другое, не менее интересное и глубокое.
С тех пор, как вышла 'Наусика', прошло уже почти 25 лет. Теперь седовласый Хаяо-сама уже легенда, безусловный 'номер один' во всем жанре аниме. Один из основателей великолепной студии 'Ghibli' (эмблемой которой является, кстати, его персонаж Тоторо). Его фильм 'Наш сосед Тоторо' преподают в японских школах, как пример национального искусства. Миядзаки сейчас фронтмен и локомотив жанра, позволивший аниме-искусству (не путать с аниме-масспродуктом a la 'Покемоны') вырваться за пределы Японии и покорить весь мир. Даже попсовая награда Оскар, рожденная для 'Шреков' и прочих компьютерных диснеевских поделок, не смогла устоять перед Миядзаки. Сам Акира Куросава говорил про фильмы Миядзаки так: 'Приятно осознавать, что у наших с Миядзаки фильмов есть некие общие культурные истоки. Но не следует унижать творчество Хаяо Миядзаки, сравнивая их с моими работами'. Это все так. Но первый сильный и уверенный шаг на пути от семпая к шихану Миядзаки сделал именно в 'Наусике из Долины Ветров'. Будьте свидетелями этого.
PS: Я не понимаю этих балов, как можно дифференцировать искусство? Ну, можно поставить 10/10, если угодно. Это однозначно тот фильм, который обязателен к просмотру. Особенно рекомендован к просмотру молодой порослью, которая воспитывается черт его знает на чем.
Случайно увидел этот фильм (а это именно фильм, а не мультик) по телевизору в ночном канале.
После просмотра Навсикаи, когда я увидел год съемок, у меня было щемящее чувство обделенности - Почему? Почему я не видел это в детстве? Это было бы самым впечатляющим событием детства! Но и сейчас, в 30 с лишним лет, я как ребенок сидел раскрыв рот и переживал главной героине фильма. Это было открытие! Это шедевр. Это настолько отличается от того, к чему мы привыкли, что понимаешь, как много-го ты не знал. Потом у меня был период, когда я смотрел 'Принцессу Мононоке', 'Замок Лапута', 'Тоторо' и другие шедевры Миядзаки. Каждый по своему шедевр. Но впечатление от 'Навсикаи' я не забуду. Фильм-послание. Фильм-вопрос. Точнее множество вопросов. Кто мы такие? Что или кто вокруг нас? Почему мы считаем себя в праве решать чьи-то судьбы? По вопросам заданным в этом фильме можно было бы снять не один фильм.
Резюме: смотреть самим, потом с детьми, а потом еще раз самим.
Первое творение «настоящего» Миядзаки. И, пожалуй, самое пронзительное.
Мультфильм относительно простой в своей графике, но все равно очень красивый; а заодно — максимально масштабный и зрелищный. С четким, богатым, интригующим до дрожи сюжетом, но не уходящий только в него, не поверхностный. С совсем очевидной моралью, но не поучающий — мудрый. В большей степени фантастический, нежели сказочный, но оттого не менее волшебный. С несколькими гениальными сценами и с совершенно неземным общим настроением — в создании последнего особенно велика роль музыки Джо Хисаиши, звучащей здесь так ясно и тоже пронзительно, как никогда в более поздних мультфильмах Миядзаки.
«Ты плачешь?» — «От радости». Самый, наверное, уместный диалог во время финальных титров «Навсикаи».
Спасибо компании 'RUSCICO' за отреставрированную версию, но с ужасным звуком всё же...
Хаяо Миядзаки, я низко кланяюсь вам. Я посмотрел одну из первых Ваших работ (для широкого экрана) и если бы я увидел этот ШЕДЕВР в 84'ом году, то точно бы стал безумным поклонником Вашего творчества еще тогда.
Вообще-то этот фильм я видел давно, но в очень ужасном качестве (без ремастинга видео ряда и звука). На большом экране это смотрится совершенно по другому, заставляет полностью погрузиться в постапокалиптическое будущие, будущие которого кажется более светлым чем прошлое в начале.
Великий философский позыв спрятан в этом Анимэ, ловко вплетён в простой и понятный сюжет.
Княжна настолько красивый персонаж, что при виде её глаз, бегут мурашки похоже, не от страха, а от восхищения чистотой и храбростью этой героини и очень сложно сдержать слезы по окончанию просмотра, когда в зале темно, а ты без друзей один, поклонник Великого, и никто не будет смеяться над настоящими слезами радости вызванными просмотром...
Восхищаюсь. Больше нет слов. Просто хочу еще раз посмотреть, восхититься и пережить все приключения Навсияки из долины ветров. Жаль я успел посмотреть 'Навсияки' только в предпоследний день проката фильма.
Да, я потрясена, сражена и очарована. О том, что Миядзаки - Гений, я узнала еще после просмотра 'Бродячего замка', но 'Навсикая' просто украла мое сердце.
Такой чудесный ребенок - чистый, нежный и храбрый. Такой страшный и в то же время величественный мир. И полет, бесконечный полет над бездной. Вообще в фильмах Миядзаки герои летают на чем угодно, но Навсикая с ее белокрылым глайдером - лучшая. Ому меня тоже поразили. Страшные, мерзкие - но мудрые и всепонимающие. Настоящие лесные боги, изуродованные человеком. Вообще, понятие прекрасного и омерзительного в этом мультфильме раскрыто очень интересно. Нас пугает и отталкивает все, что нам чуждо, все, что не подобно нам. Мы готовы проливать слезы над судьбой олененка или зайчонка - ведь он такой милый и пушистый. А жуки отвратительны, их надо уничтожить. А красивы ли мы? Красива ли моя душа?
Мой самый любимый момент в мультфильме - воспоминание о детстве Навсикаи. Мы все были такими вот крохотными, мир казался огромным, взрослые - сильными и мудрыми, а потом мы вырастаем и понимаем, как хрупко и призрачно все вокруг. Крошка-Ому, жмущийся к ноге Навсикаи, ее отчаянный крик 'Не убивайте его', ее рыдания - честно, я не сентиментальна, но в этот момент я плакала.
Вообще мультфильм этот - и скорбный, и светлый. Да, зло ушло из Долины Ветров, но проблемы искалеченного мира остались. Сколько сотен лет понадобится, чтобы премудрая мать-природа очистила отравленную землю?
Посмотреть 'Навсикаю' - это все равно, что коснуться дна бездны, а потом взлететь к небесам.
Это было первое произведение Миядзаки, которое я посмотрел. Я изначально хотел смотреть его творения в хронологическом порядке. Я знал, что у него есть и другие, более ранние работы, но именно эта стала первой ласточкой и череде его шедевров. И вот сев за экран монитора я ещё даже не предполагал, что могу увидеть, но знал, что должно быть нечто необыкновенное… и не ошибся.
Сюжет переносит нас в будущее, в котором люди всё-таки доигрались, и произошла некая экологическая катастрофа. Люди откатились в своём технологическом развитии, и теперь живут скорее племенами. Также люди теперь полностью перестали уважать природу, осталось только не желание и не понимание того, что надо жить в гармонии. И вот в центре всего этого оказывается юная девушка Наусика, которая отличается от всех.
Она единственная, кто понимает природу, она может найти общий язык с Ому - гигантским насекомым, в котором все видят страшного врага. Но только не Наусика. Она с самого детства с большой любовью относилась ко всему живому, но взрослые её не понимали. Они только уничтожали. Они привыкли уничтожать всё и себе подобных и других созданий, и даже теперь, когда уже вроде бы все должны были понять, что так жизнь нельзя на Земле всё равно продолжались войны, попытки захватить власть, продолжалось бессмысленное уничтожение всего живого. Но на Земле остался один светлый луч, одна надежда, один человек, который был способен спасти всех и последний раз попытаться достучаться до сознания людей. Наусика. Она прекрасна. Да она идеализирована, как персонаж, но именно таких идеалов нам не хватает.
Кроме главного героя также поражает мир. Внешне он не похож на наш, но как же похож внутри. Все те же пороки человечества только немного гиперболизированы маэстро для увеличения ощущений. Когда ты осознаёшь, что мир, показанный здесь точно, такой как наш, пробирает дрожь.
У фильма есть один недостаток. Иногда бывает довольно трудно уследить за событиями и от этого может навеять скуку, но это проходит, потому что здесь полно сильнейших по эмоциональному накалу сцен. Ты сидишь как комок нервов и не можешь пошевелиться от напряжения. В такие моменты понимаешь насколько гениальный режиссёр Хаяо Миядзаки.
Также это единственный фильм, который изменил моё отношение к жизни. Я стал уважать природу, понимать, как она важна в жизни. Никто кроме Миядзаки не мог сказать это так, чтобы я в это поверил. Спасибо ему за это.
Это шедевр. Все люди должны его посмотреть. Да его смотреть тяжело, да не каждый способен его понять. Не каждый способен увидеть этот мир, посмотреть правде в лицо, и понять, что мы идём по гибельному пути и что надо что-то менять. Да не каждый захочет провести время, которое он мог потратить на просмотр суперблокбастера на просмотр мультипликационного японского фильма 1984 года, только из-за того, что он старый, да и что типа японцы только и могут создавать глупые сериалы для младшего школьного возраста вроде 'Покемонов', которые плотно засели в сознании людей, как единственное создание японской анимации. Но прошу вас посмотрите его… пожалуйста…
P.S. Прошу извинить за излишний эмоциональный и побуждающий подтекст, но я не могу говорить об этом творении иначе.
Миядзаки. Часть 2. Торжество души и вдохновенное созерцание природы.
Навсикая... или если хотите Наусика. Это не имеет значения.
Сегодня я бросил якорь на берегу едкого моря, в Долине Ветров. И вновь, как и год назад 2 часа вдохновенного созерцания шедевра пронеслись словно 5 минут, и хочется снова посмотреть все ключевые моменты, все те невероятные ситуации, которые лишь Миядзаки да Навсикая способны представить. Но нет, надо оставить это как есть, ведь через пару лет можно снова вернутся к учителю жизни и могучему наставнику альтруизма и филантропии.
Миядзаки уже окунал перо, он уже освоился с палитрой. Путешествуя в странном мире принца Хорса, и совершенствуя чувство юмора вместе с Арсеном Люпеном мастер-Хайао, в далеком 84-ом году был лишь бедным сооткрывателем молоденькой и никому не известной студии Гибли, на пару с коллегой Такахатой деля краюхи хлеба. История умалчивает что же делал Миядзаки с того момента как вышел их неудачный. хотя и интересный, и добрый фильм про принца Солнца, и что он с Такахатой творил спустя 15 лет, после выхода их первой полнометражки про обаятельного вора.
Так или иначе, это случилось. Воплощение всего духа Миядзаковского аниме, его прообраз лучшего человека на фоне заурядного но такого реалистичного мира, и пусть прошло уже больше 25 лет с того дня как сенсей сделал первые наброски, Навсикая остается собой; остается первородным и главным шедевром Миядзаки, принесшим ему первую славу, и возможность продолжать снимать и придумывать и творить. Образ Навсикаи и сейчас актуален, более того, он стал актуальнее за эти 25 лет, ведь наш мир все ближе приближается к той бездне постапокалиптического периода, в который его ввергли люди в антиутопии Хайао.
Не нужно быть профессором чтобы разглядеть черты того хаоса что творится в картине в нашей повседневной жизни. Люди не меняются и как бы туго им ни было, шанс пырнуть ножом и отнять краюху хлеба они, увы, не упустят... Но не все такие, образ Навсикаи ураганом прошелся по всем картинам Миядзаки, и хотя она сама есть производная от герцогини из первого фильма, все же Навсикая поставила самый жирный золотой штамп на черном листе человеческих деяний. Она ярчайший луч в истории аниме и безусловно сочетает в себе как качества духовного лидера-мессии так и простые человеческие эмоции и страхи. Смотреть это аниме и слушать потрясающую музыку новичка в команде Гибли - Джо Хисаиси - вот истинное наслаждение которое так просто получить и никто у вас не сможет отнять.
А обдумавшему этот фильм человеку непременно потребуется рассказать о нем, ведь на таких вещах и основано все лучшее что можно сейчас подарить человеку, надо просто верить, что человек сможет измениться, и с вашей помощью Навсикая возможно спасет и еще один островок в нашем ядовитом лесу.
Сделаю отступление, позволю себе посоветовать тем, кому понравилось это аниме прослушать короткий трек 'Absolutely Green' в исполнении замечательного человека Dom DeLuise. Темы этих произведений очень схожи.
Соответственно бросаем Навсикаю в глубокий сундук 'а что я буду показывать моим детям', именно такими фильмами нужно подпитывать формирующееся человеческое существо, чтобы идея мира полного гармонии и любви к ближнему на фоне сюрреальных и реальных 'грибов' и 'жуков' не была утрачена навеки.
Я не буду расписывать глубокие идеи противостояния трансцедентальной природы имманентному и легкомысленному чувству превосходства человека над ней в картине. Это качественно и старательно сделал мой коллега Bread.
Просто смотрите этот гениальный полный гармонии и внутреннего тепла фильм, один из самых гуманных и душераздирающих фильмов Миядзаки. Не скрою, я не смог сдержать слез даже во второй раз, когда Навсикая бросается навстречу своей погибели.
Во всем фильме лишь одна старушенция, полуслепая баба-Ванга по мойму то ли лишняя, то ли просто не вызывает симпатии; ее постоянные замоздалые комментарии словно эхо к вышесказанному, а сравнение Наусики с усатым мужичком-мессией в конце просто нелепо. К счастью Хайао-сама воздержался от использования подобных героев в будущем.
И конечно нельзя не заметить что Навсикая первый фильм из цикла Миядзаки, где появилась полноценная идея воздухоплавания и покорения человеком ветра. Ведь Миядзаки детство провел на заводе военной авиатехники, и видимо след который оставила идея человека в небе и просто самолета была настолько потрясающе сильной для Хайао, что он посвятил ей нимало фильмов... Автожир Калиостро, хоть и памятник допотопной авиатехнике, но был также очень хорош,и все же Навсикая во многом, если не во всем для Хайао начало, а для студии Гибли это первый старт с места в карьер.
Итак все впереди, моторы запущены, крылья свистят на ветру и наш истребитель мчится на встречу легендарной Лапуте.
Невозможно ставить оценку Миядзаки с 7 различных сторон, да и баллы тут, к слову неуместны. Это гимн жизни, и его нельзя оценить.
«Наусика» первая. Когда идешь с конца и возвращаешься в начало творчества Миядзаки как режиссера полнометражек, очень необычно воспринимать «первое», если не считать «Замок Калиостро». И вот что здесь можно найти. Работа выделяется в первую очередь масштабностью. Это самое важное слово в характеристике и оценке зрителем этого мультфильма. Касается это как смысла, который преследовался автором, так и его визуальным отображением. То есть глобальность будет во всем.
Если идея – взаимодействие людей и природы, достаточно объемная, то и визуально картины будут отличаться тем же – бескрайние просторы пустоши – того, что осталось после распространения ядовитого газа, попросту пустыни, безумные виды мира, в котором обитают насекомые во главе с царями Леса – Ому, невероятные объемы того, что находится под пустошью. Кстати, намеки Миядзаки всегда любопытны. Например, здесь же можно столкнуться с необычным обыгрыванием того, что все, что внешне уродливо может таить за собой красоту (пустошь скрывает за собой тайну).
И, кстати, тема столкновения природы и человека у Миядзаки затем появится и очень хорошо, правда с другой стороны будет показана в «Мононоке», в которой будет еще много всего похожего, но от этого оба мультфильма не потеряют в оригинальности. В этом смысле «Наусика», без сомнений, будет интересна поклонникам именно «Принцессы Мононоке» из всего списка его произведений. Но продолжим…
Следующая тема, которая, как мне кажется, потом себя проявит, думаю, автор все-таки подсознательно, а, может быть, и напрямую взял ее из «Наусики» - тема полетов на самолетах, которая в виде приключенческой фантазии необычно будет раскрыта в «Порко Россо». Дело в том, что в «Наусике» множество эпизодов с самолетами – будут воздушные бои, сама принцесса Наусика не раз покажет мастерский пилотаж на своем гибриде реактивного самолета и дельтаплана. Да и в «Лапуте» военно-пилотажная тематика продолжится.
Нашел ли образ принцессы Наусики отражение в других главных женских персонажах девушек и девочек последующих произведений – не знаю, но вот какая мысль возникла. В «Наусике» есть в несколько слабой форме, но есть, противоборство между принцессой Наусикой и другой, предводительницей другого народа. Эта же тема возникнет в «Унесенных призраками» - колдунья и девочка, в «Ходячем замке» - снова колдунья и девочка, превращенная в старуху, ну и в «Принцессе Мононоке» - сама принцесса и управляющая поселком оружейников. Связано ли это противопоставление с молодостью и старостью, или как-то с японской философией, не представляю, но наблюдение, по-моему, любопытное.
Все эти размышления к тому, что «Наусика из долины ветров» дала много разных ответвлений как в смысловом, образном плане, так и визуальном. И при своей простоте все-таки очень многоплановый мультфильм. При этом только это произведение Миядзаки можно с преувеличением назвать неким анимешным блокбастером в силу присутствия в нем взрывных боевых сцен, сюжета, а можно воспринимать как легкую фантастику. Но главное - это история о девушке с открытым сердцем, которая находила взаимопонимание и с миром людей и с царством Леса, о человеке, в котором продолжал жить ребенок, наполненный чистотой и любовью, - принцессе Наусике.
Сразу хочу сказать что не любитель аниме и после нескольких анимешных сериальчиков (среди них Покемоны), которые шли по многим каналам (самые паршивые по музыкальным) всегда считал этот жанр созданным для:
1) Детишек чьи мозги уже некуда уничтожать всякой ахинеей
2) Взрослых похотливых людей, дрыгающихся при виде девичьего белья
Так бы я и сидел как пень, пока в октябрьскую ночь не включил случайно СТС 'Другое кино'. Фильм уже зашел за половину но и этого мне хватило чтобы оценить это шедевр. Хоть это и мультфильм но смотрится почему то как настоящий фильм! Прекрасная княжна Навсикая, жуки, и еще классная музыка.
Все исполнено в мягких тонах, полеты выглядят просто великолепно. И нет никаких голливудских штампов, когда начинаешь желать смерти главному герою.
Здесь - все как нужно, некая сказочность пропитала весь фильм, но сказка с деталями, ничто не берется из ниоткуда. Раньше не любил солнечную погоду, а теперь смотрю в небо и радуюсь что живу в таких хороших условиях.
Здесь вы не увидите ничего кроме шедевра, направленного на гуманизм и защиту природы
1984 год. Первая работа, ныне очень известного японского режиссера Хаяо Миядзаки. В Японии 'Навсикаю' признали сразу, на западе позже, в России нормальное издание и вовсе вышло не так давно. В этом аспекте картина очень схожа по судьбе с собственной идеей, которая с каждым годом становится все более актуальной. Миядзаки всегда был ярым защитником окружающей среды, но если в других его работах тема экологии затрагивалась в основном косвенно, то 'Долина ветров' посвящена ей полностью. В фильме лес, изначально представляемый как враг и инструмент мести природы человечеству, в итоге оказывается лишь механизмом самолечения. Режиссер пытается донести до нас собственную веру в Землю, дух которой в Японии воспринимают на полном серьезе, вспомните хотя бы 'Последнюю фантазию'. В итоге сюжет фильма направлен на то, чтобы донести до нас предостережение, но никто бы его не услышал, не будь он завернут в столь потрясающую обертку.
И под ней я подразумеваю отнюдь не визуальный ряд. Хотя он как всегда великолепен, а если еще и вспомнить год выхода фильма, то вполне можно уверовать в то, что Миядзаки волшебник. Он давно уже доказал, что любовь к собственному творению и кропотливое внимание к стилистике и деталям сильнее больших бюджетов и технологий. В этом фильме, как и во многих других его фильмах, есть насыщенный и необычный мир, небо - живое и свободное, наивный и сильный духовно герой( в этом случае героиня), ведущий за собой остальных персонажей, а также отсутствия полярности в отношении добро-зло.
Все это есть и других картинах Миядзаки. 'Навсикая из долины ветров' выделяется своей эмоциональностью. Нет, все фильмы Хаяо эмоционально сильны, но этот особенно. Цепляющий своей непосредственностью и искренностью, фильм заставляет замереть в восхищении. Тщательно подобранные пейзажи и простая, но очень уместная музыка возвращают зрителя в состояние детской наивности и веры в мир, даря при этом совершенно разные эмоции. Лично у меня еще долго после просмотра в голове сидела музыкальная тема из финальной сцены с Омами.