Идеальная сказка для всех возрастов и на все времена
Данное произведение поднимает достаточно сложные философские вопросы касающиеся экологии и природы человека, которые будучи завернутые в другую художественную обертку неизбежно бы вызвали жаркие споры, но благодаря потрясающей проработанности мира картины, подсознание даже не пытается вступать с ним в дискуссии а просто наслаждается историей.
Плюс надо помнить, что сказка эта для 12+ и для детей, у которых философия и серьезный жизненный опыт еще впереди, тут совершенно понятным языком доносятся базовые общечеловеческие истины.
Спустя 40 лет после создания мир картины продолжает потрясать глубиной проработки. Органические титаны даже сегодня остаются уникальной концепцией, а во времена расцвета Меха в аниме 80х это было что-то из ряда вон. Концепция инородной для человека экосистемы, как по уникальности, так и по ее реализации по-прежнему не имеет аналогов.
Нюансы местного социума и реализация технологий постапокалиптического мира заслужено стали частью не только японской мультипликации, но и всего кинематографа в целом и в том или ином виде до сих пор используются многими авторами и совершенно разных направлениях творчества.
Пересматривая аниме в 2024г неожиданно обнаружил, что оно совершенно точно стало одним из основных источников вдохновения вселенной Аватар Кемерона.
Та же единая экосистема, причем с «щупальцами» и тоже токсичная для человека. Те же громадные летательные аппараты и многое другое. Да даже банально тот же флер магии и предсказания и те же девиации человеческой природы, которые размывают грань между привычным черно-белым восприятием истории.
При этом, несмотря на явную адаптацию материала под детей, в Навсикае не возникает внутренних противоречий истории. Местные Ому, не просто являются верхом экосистемы, они гармонично в нее вписываются, в отличии от той же аватарской экосистемы, где с помощью синей изоленты к земной флоре и фауне были прикручены дополнительные конечности (и то не всем) и коннекторы, которые с какого-то перепугу связали откровенных хищников и их кормовой базой.
В очередной раз аплодирую Миядзаки стоя! Аниме бесспорно заслужено занимает свое место как в золотом фонде аниме, так и мирового кинематографа. Спустя 40 лет оно продолжает как потрясать зрителя, так и служить источником бесконечного вдохновения.
«Навсикая из долины ветров» – далекое воспоминание из детства, которое показало, насколько ярким и непривычным может быть созданный Хаяо Миядзаки мир. Картина увлекает своим богатым миром, захватывающей историей и глубоким экологическим посланием, если угодно. Мультфильм представляет собой впечатляющее сочетание фантазии и науки, демонстрируя яркость природы и ужасы войны.
Главная героиня, принцесса Навсикая, живет в Долине ветров, одном из немногих оставшихся оазисов на Земле, что покрыт лесами и населен гигантскими насекомыми. Это сильная, смелая и добросердечная девушка-лидер, стремящаяся понять и защитить окружающий мир.
Одним из ключевых элементов мультфильма является его запоминающаяся анимация. Японские мультфильмы легко узнаются благодаря этому неповторимому стилю. Миядзаки и его команда создали великолепный, а, главное, детализированный мир, который поражает своим разнообразием и красотой. Здесь можно насладиться разноплановыми пейзажами будущего, а также удивиться, насколько детализированными предстают здешние существа. Все это показывает, насколько ответственно подошли к построению своей вселенной создатели проекта. Цветовая палитра и дизайн персонажей создают атмосферу, которая погружает зрителя в фантастический мир Долины ветров.
Музыкальное сопровождение, созданное композитором Дзе Хисаиси, идеально дополняет визуальные элементы фильма. Его мелодии удачно подчеркивают эмоциональные моменты и погружают в саму суть происходящего на экране.
Сценарий фильма, написанный самим Миядзаки и Кадзунори Ито, умело сочетает в себе сразу нескольких направлений: драму, приключение и философию. Авторы исследует сложные темы, такие как экологическое равновесие, последствия войны и важность взаимопонимания между различными культурами. Эти направления делают «Навсикая из долины ветров» не только увлекательным, но и содержательным произведением, которое призвано заставить людей задуматься и поразмышлять о том, в каком мире мы живем.
Эта история подходит, на мой взгляд, для детей всех возрастов, а в сочетании с интересной прорисовкой представленного мира она покажется увлекательной и взрослому поколению. Как жанр, я бы отнес проект, наверное, к мягкой научной фантастике, но точно не к фэнтези.
«Навсикая из долины ветров» – картина, которая несомненно стала вехой в развитии успехов как самого Миядзаки, так и известно теперь на весь мир студии Ghibli. Это хороший качественный мультфильм, который сочетает в себе запоминающуюся анимацию, захватывающую историю и важные послания. Это произведение предлагает зрителям уникальное и незабываемое путешествие в фантастический мир, созданный Хаяо Миядзаки.
Этому фильму 40 лет — 40 лет назад так замечательно, качественно, душещипательно подняли тему жизни в гармонии с природой. Для меня этот фильм оказался милым, хотя я долго-долго откладывал его на потом, и не хотел смотреть несколько лет.
Главная героиня, Навсикая — само определение милосердия: она не отвечает злом на чужое зло. Ни животное, ни человеческое, ни насекомого.
Стиль аниме просто чудесный: в нём так и чувствуются 80-е. Когда я смотрел, иногда файл замирал и двигался покадрово — тогда особенно становилось заметно, какие персонажи плюшевые и игрушечные. Всё в мягких тонах, без резкости, даже выстрелы представляют собой нежно-розовые линии.
Омы как наполнение этого мира обладают собственной душой, они мудрые, неторопливые. Когда в начале Я увидел дыру в лесе от проползания ома, подумал о его роли в этой экосистеме — он большой и вот так запросто может разрушить кусок леса, но его любят, потому что он главный защитник леса, его хранитель. Ом может переживать о том, что он большой и неповоротливый, но он такой по природе своей и потому ему нет до этого никакого дела — для него главное это лес, частью которого он является.
Ещё эта песня: “ла-ла, ла, ла-ла-ла ла ла | ла-ла, ла, ла-ла-ла, ла”. Душевная, непосредственная, навевает ностальгию и миролюбивое состояние.
Это шикарный мультик-аниме, который пробуждает человека более внимательно относиться к окружающей природе. Окружающая природа и эти страшные леса извергающие ядовитые споры уничтожают всё окружающее. Лес поглощает людские империи: всё то, что сделано человеком разрушается перед вечностью леса. Существует древнее пророчество: «Новую жизнь людям даст человек в синих одеждах идущий по золотому полю». Как это связать с разгадкой тайны леса и любознательностью принцессы Навсикаи из долины Ветров? Тайна леса — это тайна природы. Никто не может понять окружающую природу уничтожая всё вокруг. Страны-производители — Япония, США — сделали межнациональный, глобальный мультик про чистоту окружающей природы.
Человеческая гордыня может быть сломлена только окружающей природой. «Мы пришли не сражаться — мы пришли говорить». Говорить, понимать, изучать, а не разрушать. Чистая вода — как давно люди забыли что это такое. Лесные травы не дают яда, так как питаются чистой водой. Чистая вода, ядовитые споры, жуки Омы — это наглядно показывает: «Какие глобальные темы загрязнения окружающей среды стоят перед человечеством?» Мультик 1984 года тогда человечество впервые задумалось о природе на планете. 1980-е сильно повлияли на представления об окружающей нас природы.
Человечество находится в тупике, что пытается обратится к древним тайнам. Земля отравлена, только Навсикая верит в природу, в силу чистоты леса. «Лес растёт, чтоб очистить мир» - шикарный месседж от режиссёра Хаяо Миядзаки. Музыка в мультике великолепная. Музыка передаёт настроение леса, амбиций людей, правителей леса Жуков Омов, чистоты Навсикаи.
Дубляж у мультика великолепный. Русские дублёры передали месседж фильма: «Лес очищает от отравы людей». Лес примиряет перед временем человеческие амбиции и природу. Это шикарный мультик из 1984 года, который сейчас, в 2019 году, показали в мультиплексе. Я в полном восторге от этой работы Хаяо Миядзаки.
Навсикаю из долины ветров принято считать одним из столпов постапокалиптики в аниме, и далеко не напрасно. Действительно фильм здесь стал пионером, как впрочем и в поднятии экологических тем.
Сама история просто завораживает своей серьёзностью и как ни странно наивностью. Несмотря на весь ужас произошедший в мире персонажи по прежнему продолжают верить в лучшее. Выживание в мире полном опасных насекомых и вездесущих грибных спор обыграно по полной программе.
В целом визуальный ряд картины поражает сочетанием казалось бы не сочетаемых вещей. Только здесь рыцари могут разъезжать на танках, а средневековые на вид крестьяне пропалывать посевы огнемётом, так что бы это не вызывало отторжения. Хотя итак смотрится всё это довольно эклектично, особенно если добавить сюда же лес из грибов и огромных мокриц, зовущихся жуками.
Персонажи получились яркими и выразительными, вот только как всегда у Хаяо Миядзаки женские персонажи прописаны значительно глубже и подробнее. Ну и конечно же белколис не несущий абсолютно никакой сюжетной нагрузки, но заряжающий позитивом.
В итоге мультфильм мне сильно понравился, но всё же есть в нём какая то незаконченность и странность.
Самобытная и цельная картина. Где нет четких 'плохих', которых нужно просто остановить и все сразу станет хорошо. Где нет чрезмерных расжевываний и упрощений (несмотря на мнение мэтра по поводу финала, что ж ему видней), избитых диалогов и длинных пафосных речей. Где люди похожи на людей, во всех смыслах этого слова.
Одно из главных украшений - это главная героиня, Навсикая или Наусика.
Яркая, честная, храбрая, любознательная, альтруистичная. Казалось бы, типичный характер, для Миядзакиевской девушки, но в каждую из них он привносит что-то свое. Их ни с кем не перепутаешь. Наусика помимо прочего еще и очень сильная, не только морально, но и физически. Упрямая, идущая вслед за своей интуицией, но при этом способна изменить свои действия из-за окружающих. И очаровательный Белколис, всюду находящийся рядом с ней, как отражение ее доброты и открытости.
Нигде больше не встречала, чтобы так нестандартно поднимали тему экологии. Причинах - антропоморфное влияние, последствиях - ни много, ни мало апокалиптических, и эффектах. Ведь зачастую, как и часть персонажей фильма, не разобравшись в вопросе, просто решаются избавится от того, чего раньше не было. И все сразу станет как раньше. Во имя общего блага. И этим общим благом оправдывают насилие, интриги, убийства, все как обычно. Ничего не напоминает? При этом не отрицается, что изменения нужны, но только методы - такая же важная часть, как и цель. Вот на такие серьезные размышления наводит это аниме. При этом там нет ни капли морализаторства.
Мультфильм повествует зрителям историю про один из возможных вариантов развития будущего - самоочищение природы. Люди на грани вымирания, землю захватил лес из ядовитых грибов. И в данном сеттинге рассказывается история княжны Долины Ветров. Никаких изысков - типичный постапокалиптический сюжет.
По сути, сюжет не является сильной частью данного аниме: он прост даже по меркам мультипликации, но в отдельных сценах кроется что-то странное. Мультфильм очаровывает! Очаровывают характеры персонажей, их поступки, какой-то абсолютно нереалистичный альтруизм и доброта, которым до конца не веришь, но так хочется, чтобы все это было правдой!
Отличительной особенностью мультфильма является показанная жестокость, циничность и глупость людей. Он не старается быть добрым в каждой мелочи, но при этом способен быть невообразимо красивым и трогающим до глубины души.
Как мне кажется, абсолютно гениальный ход в качестве того самого 'животного мира' будущего показать жуков-мутантов. Ведь так легко полюбить милых щенят и котят, а чтобы проникнуться пониманием и добротой к мерзко выглядящим жукам, надо быть как минимум Навсикаей.
В итоге, один из самых серьезных мультфильмов Миядзаки. Сюжет не дотягивает до уровня гениального произведения, но темы взросления, межчеловеческих отношений и защиты природы раскрывает в полной мере. Возможно, не хватает более жестокой концовки, но это уже на любителя.
Миядзаки. На пути от семпая к шихану. Let's get it started
Да, 'Наусика' - это не первый фильм Хаяо Миядзаки как режиссера. Да, это даже не первая его полнометражная картина. Да, Хаяо Миядзаки исполнилось уже 43 года, когда этот фильм впервые вышел на экраны (конечно же, японские). До этого в активе будущего шихана японского аниме был ряд простеньких приключенских сериалов, такая же полнометражка про Арсена Люпена, был даже известный по сей день мультик 'Panda kopanda'(1974), в котором Миядзаки выступил как сценарист и мультипликатор.
Все это так. Но, я думаю, многие согласятся с тем мнением, что именно с фильмом 'Наусика из Долины ветров' Миядзаки, наконец, родился, как режиссер. Как художник, творец, просветитель, сказочник. Как бард трансцедентной природы, невыразимо красивой, мудрой и справедливой. Как маяк, стоящий на границе между детством и остальной жизнью и позволяющий нам, вопреки времени, хотя бы ненадолго приплыть назад, чтобы вновь окунуться в волшебный детский мир. Как мудрый и веселый учитель, умеющий заставить нас с забавной стороны увидеть в некоторых персонажах своих фильмов различные простые человеческие слабости, увидеть - и улыбнуться им. Как новатор аниме-видеоряда и выдающий мастер создания атмосферы. Как... как... Как Миядзаки, которым мы его знаем. Нет, в 1984 году еще не все это видно так же четко, как теперь. Но именно в 'Наусике' Миядзаки стал на тот путь, который привел его от семпая к шихану.
'Наусика в Долине ветров' - это все еще приключенческий фильм. В нем достаточно много экшна, движения, есть эпизоды с драками, сражениями, есть даже масштабные батальные сцены. В фильме есть изрядная доля разного рода футуристических подробностей, которые так невозможно распространились в современном кинематографе (не забывайте, впрочем, что фильм снят в 1984 году, когда это еще не набило оскомину). Но это только внешняя обертка, в которой скрыто действительно драгоценное по своему драматизму и этической ценности ядро.
Ключевой аспект картины - отношения Трансцедентной Природы и Разумного Человека.
В постапокалиптичном мире 'Наусики', в мире, изуродованном антропогенной экологической катострофой, человек находится на грани вымирания. От былой, как видно, могучей и величественной цивилизации остались только жалкие осколки. Впрочем, не только человеку грозит конец, но и всей той природе, которую люди привыкли видеть вокруг себя. Новая природа - это бесконечные заросли гигантских грибов, распространяющих ядовитые испарения. Заросли эти кишат кошмарными огромными насекомыми, среди которых есть и новый Царь новой Природы - исполинское, усеянное глазами, ужасное и несокрушимое насекомое Ому. Ходят легенды о том, как в былые времена бесчисленные стада разъяренных Ому стерли с лица не одну могучую империю.
Для человека жизнь в Лесу невозможна, потому он называет территорию Леса Мертвыми Землями. Мертвые Земли стремительно распространяются, грибы Леса легко вытесняют обычную флору и остановить этот процесс практически невозможно. Человек ютится на окраинах Леса, постоянно отступая все дальше и дальше и понимая, что совсем скоро отступать будет некуда.
Но и в этой атмосфере, в предощущении завтрашнего конца, люди все равно разбиты на враждующие государства, все равно они воюют друг с другом, что-то делят. Люди есть люди, они занимаются своими делами, преследуют свои меркантильные цели и повторяют старые ошибки. Вот, одним из государств найден древний артефакт предтечей - легендарный робот-воин, обладающий невероятной разрушительной мощью. Хотя толком неизвестно, как им управлять, но люди хотят использовать это страшное оружие против Леса и против других людей. Трансцедентная Природа 'чувствует' угрозу, в Лесу вновь начинают собираться в стада ослепленных яростью Ому. Грядет еще одна большая битва Леса и Человека, битва, по-видимому, последняя для людей.
Но во всем этом ужасе находится находится один человек (Наусика, юная прицесса Долины Ветров), который смотрит на мир совершенно иначе, чем все остальные. Наусика любит Лес. Она днями напролет не вылазит из грибных зарослей, где бережно изучает новую природу и даже общается с ней. Наусика верит, что человек и Лес могут сосуществовать (и ее изыскания подтверждают, что это действительно возможно). Она души не чает в Ому, потому что знает, каким кротким может быть это чудовище, когда ему ничего не угрожает. Наусика стремится привнести мир и защитить всех от всех - своих соплеменников от воинственных соседей, врагов от гнева своих друзей, людей от Леса, Лес от людей. И стремится не просто в своих мыслях, она предпринимает массу действий в этом направлении.
Вершиной фильма является сцена из детского воспоминания Наусики. Сцена эта коротка и проста, но она потрясает своим драматизмом и гуманистическим грузом. Под деревом, рядом с залитым солнцем пшеничным полем, маленькая-маленькая девочка играет с маленьким-маленьким Ому, играет и напевает счастливую детскую песенку. А потом приходят взрослые, тянутся многочисленные руки, и девочка, зная, что она делает что-то, что делать нельзя, тщетно пытается заслонить собой маленького Ому и в отчаянии повторяет: 'Ничего страшного, ничего страшного'. Взрослые, конечно, не слушают малютку и уносят это мерзкое и опасное насекомое, личинку врага человеческого, уносят на вытянутой руке. Сцена эта не просто прошибает слезу жалости. Она, как, возможно, никакой другой эпизод в мировом кинематографе, пронзительно выражает гуманистическую идею антиксенофобии.
Маленькой девочке и маленькому Ому нет дела до того, что они, мол, принадлежат к абсолютно разным биологическим видам, что один вид, мол, совершенно несовместим с другим, что их соплеменники непрерывно уничтожают друг друга без счета и жалости. Девочка не знает, что личинка Ому - это чужак, который должен инстинктивно вызывать ужас и омерзение. Девочка и маленький Ому просто играют друг с другом и просто по-детски счастливы в своем единении. Ому друг девочки, каким в наше время может быть для ребенка щенок, и девочка горько плачет, когда отец уносит личинку. Сцена просто гениальна, а песенка девочки - это просто гимн для самой идеи.
Уже повзрослевшая Наусика видит в обличьи Ому огромное дерево, а иными словами - Трансцедентную Природу. А Ому, в свою очередь, видят в Наусике равное себе существо, неотъемлемую часть этой Природы. Ради мира и спасения всех вокруг Наусика буквально жертвует собой. Такое самопожертвование и сострадание приводит к тому, что Ому и люди отступают перед этим подвигом. Впереди остается уже обоснованная надежда на взаимопонимание и мир.
Таким образом, Наусика из Долины Ветров - это уже не просто эпический герой, подобный Ахиллу. Это буквально то, что называется словом 'Мессия', не больше и не меньше. Человек, но с нечеловечески широким сознанием, привнесение в жизнь глубоких гуманистических идей, жертва собой (успешная) исключительно ради спасения Людей и Нелюдей - все это типичные признаки Мессии.
В фильме много и других ценных моментов. Его можно смотреть и просто как приключенческое кино, и как фантастику, можно даже элементы ужастика тут усмотреть. Можно увидеть в фильме и много забавных, комичных моментов, заставляющих улыбаться. Есть какие-то элементы романтической истории. В общем, фильм полон и интересен даже в том случае, если вы не ищите философскую притчу, а просто хотите расслабиться и развлечься. Я, правда, не знаю, как у вас получиться не заметить глубокое содержание и драматизм. Но если получиться - получайте удовольствие от вполне яркой и насыщенной обертки.
Образ Наусики пройдет красной линией по всему последующему творчеству Миядзаки. Черты этой принцессы из Долины Ветров в той или иной мере можно разглядеть и в Сите из Лапуты, и в маленькой ведьме Кики, и в Сацуке из Тоторо, и даже в Чихиро из 'Унесенных призраками' что-то такое есть. А уж в прицессе Мононоке есть и подавно. Но нигде больше не будет такой Наусики-Спасительницы, такого сильного и светлого духа. Правда, будет что-то другое, не менее интересное и глубокое.
С тех пор, как вышла 'Наусика', прошло уже почти 25 лет. Теперь седовласый Хаяо-сама уже легенда, безусловный 'номер один' во всем жанре аниме. Один из основателей великолепной студии 'Ghibli' (эмблемой которой является, кстати, его персонаж Тоторо). Его фильм 'Наш сосед Тоторо' преподают в японских школах, как пример национального искусства. Миядзаки сейчас фронтмен и локомотив жанра, позволивший аниме-искусству (не путать с аниме-масспродуктом a la 'Покемоны') вырваться за пределы Японии и покорить весь мир. Даже попсовая награда Оскар, рожденная для 'Шреков' и прочих компьютерных диснеевских поделок, не смогла устоять перед Миядзаки. Сам Акира Куросава говорил про фильмы Миядзаки так: 'Приятно осознавать, что у наших с Миядзаки фильмов есть некие общие культурные истоки. Но не следует унижать творчество Хаяо Миядзаки, сравнивая их с моими работами'. Это все так. Но первый сильный и уверенный шаг на пути от семпая к шихану Миядзаки сделал именно в 'Наусике из Долины Ветров'. Будьте свидетелями этого.
PS: Я не понимаю этих балов, как можно дифференцировать искусство? Ну, можно поставить 10/10, если угодно. Это однозначно тот фильм, который обязателен к просмотру. Особенно рекомендован к просмотру молодой порослью, которая воспитывается черт его знает на чем.
Хаяо Миядзаки - гений. Это бесспорно и ясно, думаю, если не всем, то большинству людей, хоть раз в жизни да знакомивших себя с творчеством данного человека.
Я обожаю его мультфильмы, однако отчего-то 'Навсикая из долины ветров' посмотреть впредь не удосужился. Но ведь никогда не поздно, так ведь?
Что же хочу сказать... Конечно же мультфильм прекрасен. Он чувственен, наполнен неповторимой атмосферой и персонажами, кажущимися столь живыми, что, думаю, каким бы ни было графическое оформление, я всё равно лицезрел бы в них людей. К слову о рисунке - он непременно хорош. Антураж неповторимого, такого интересного, красивого, величественного и в то же время опасного постапокалипсиса, придуманного Миядзаки, передан в такой стилистике отлично. В некоторых моментах, особенно когда широкий план брался, аж сердце замирало да по коже мурашки бежали...
Душевность - вот чем качественно отличается данный продукт тридцатилетней давности от множества современных картин. Нет, конечно и сейчас во многих творениях видится истинная рука мастера да не дюжая толика его же души, вложенной в произведение. Но здесь... Здесь, по-моему, кто бы ни 'прикасался' к созданию этой картины, все оставляли добрую, самую светлую частичку себя, дабы потом весь каскад эмоций, источаемых в основном главной героиней, да выражающих чистейшую наивность и чистоту, 'выныривал' из-за экрана на зрителя... Не знаю, как у вас, однако где-то там, внутри, мне от просмотра данной ленты стало гораздо лучше и легче.
Ввиду чего, собственно, и хочу порекомендовать всем, кто всё ещё не удосужился посмотреть, это творение гения анимации. И хочу сказать, в очередной раз, спасибо Хаяо Миядзаки, большое Спасибо.
P.S. Появление Титана, несмотря на свою скоропостижность, было более чем эпичным. Спасибо за внимание.
Спасибо компании 'RUSCICO' за отреставрированную версию, но с ужасным звуком всё же...
Хаяо Миядзаки, я низко кланяюсь вам. Я посмотрел одну из первых Ваших работ (для широкого экрана) и если бы я увидел этот ШЕДЕВР в 84'ом году, то точно бы стал безумным поклонником Вашего творчества еще тогда.
Вообще-то этот фильм я видел давно, но в очень ужасном качестве (без ремастинга видео ряда и звука). На большом экране это смотрится совершенно по другому, заставляет полностью погрузиться в постапокалиптическое будущие, будущие которого кажется более светлым чем прошлое в начале.
Великий философский позыв спрятан в этом Анимэ, ловко вплетён в простой и понятный сюжет.
Княжна настолько красивый персонаж, что при виде её глаз, бегут мурашки похоже, не от страха, а от восхищения чистотой и храбростью этой героини и очень сложно сдержать слезы по окончанию просмотра, когда в зале темно, а ты без друзей один, поклонник Великого, и никто не будет смеяться над настоящими слезами радости вызванными просмотром...
Восхищаюсь. Больше нет слов. Просто хочу еще раз посмотреть, восхититься и пережить все приключения Навсияки из долины ветров. Жаль я успел посмотреть 'Навсияки' только в предпоследний день проката фильма.