«Навсикая из долины ветров» – далекое воспоминание из детства, которое показало, насколько ярким и непривычным может быть созданный Хаяо Миядзаки мир. Картина увлекает своим богатым миром, захватывающей историей и глубоким экологическим посланием, если угодно. Мультфильм представляет собой впечатляющее сочетание фантазии и науки, демонстрируя яркость природы и ужасы войны.
Главная героиня, принцесса Навсикая, живет в Долине ветров, одном из немногих оставшихся оазисов на Земле, что покрыт лесами и населен гигантскими насекомыми. Это сильная, смелая и добросердечная девушка-лидер, стремящаяся понять и защитить окружающий мир.
Одним из ключевых элементов мультфильма является его запоминающаяся анимация. Японские мультфильмы легко узнаются благодаря этому неповторимому стилю. Миядзаки и его команда создали великолепный, а, главное, детализированный мир, который поражает своим разнообразием и красотой. Здесь можно насладиться разноплановыми пейзажами будущего, а также удивиться, насколько детализированными предстают здешние существа. Все это показывает, насколько ответственно подошли к построению своей вселенной создатели проекта. Цветовая палитра и дизайн персонажей создают атмосферу, которая погружает зрителя в фантастический мир Долины ветров.
Музыкальное сопровождение, созданное композитором Дзе Хисаиси, идеально дополняет визуальные элементы фильма. Его мелодии удачно подчеркивают эмоциональные моменты и погружают в саму суть происходящего на экране.
Сценарий фильма, написанный самим Миядзаки и Кадзунори Ито, умело сочетает в себе сразу нескольких направлений: драму, приключение и философию. Авторы исследует сложные темы, такие как экологическое равновесие, последствия войны и важность взаимопонимания между различными культурами. Эти направления делают «Навсикая из долины ветров» не только увлекательным, но и содержательным произведением, которое призвано заставить людей задуматься и поразмышлять о том, в каком мире мы живем.
Эта история подходит, на мой взгляд, для детей всех возрастов, а в сочетании с интересной прорисовкой представленного мира она покажется увлекательной и взрослому поколению. Как жанр, я бы отнес проект, наверное, к мягкой научной фантастике, но точно не к фэнтези.
«Навсикая из долины ветров» – картина, которая несомненно стала вехой в развитии успехов как самого Миядзаки, так и известно теперь на весь мир студии Ghibli. Это хороший качественный мультфильм, который сочетает в себе запоминающуюся анимацию, захватывающую историю и важные послания. Это произведение предлагает зрителям уникальное и незабываемое путешествие в фантастический мир, созданный Хаяо Миядзаки.
Идеальная сказка для всех возрастов и на все времена
Данное произведение поднимает достаточно сложные философские вопросы касающиеся экологии и природы человека, которые будучи завернутые в другую художественную обертку неизбежно бы вызвали жаркие споры, но благодаря потрясающей проработанности мира картины, подсознание даже не пытается вступать с ним в дискуссии а просто наслаждается историей.
Плюс надо помнить, что сказка эта для 12+ и для детей, у которых философия и серьезный жизненный опыт еще впереди, тут совершенно понятным языком доносятся базовые общечеловеческие истины.
Спустя 40 лет после создания мир картины продолжает потрясать глубиной проработки. Органические титаны даже сегодня остаются уникальной концепцией, а во времена расцвета Меха в аниме 80х это было что-то из ряда вон. Концепция инородной для человека экосистемы, как по уникальности, так и по ее реализации по-прежнему не имеет аналогов.
Нюансы местного социума и реализация технологий постапокалиптического мира заслужено стали частью не только японской мультипликации, но и всего кинематографа в целом и в том или ином виде до сих пор используются многими авторами и совершенно разных направлениях творчества.
Пересматривая аниме в 2024г неожиданно обнаружил, что оно совершенно точно стало одним из основных источников вдохновения вселенной Аватар Кемерона.
Та же единая экосистема, причем с «щупальцами» и тоже токсичная для человека. Те же громадные летательные аппараты и многое другое. Да даже банально тот же флер магии и предсказания и те же девиации человеческой природы, которые размывают грань между привычным черно-белым восприятием истории.
При этом, несмотря на явную адаптацию материала под детей, в Навсикае не возникает внутренних противоречий истории. Местные Ому, не просто являются верхом экосистемы, они гармонично в нее вписываются, в отличии от той же аватарской экосистемы, где с помощью синей изоленты к земной флоре и фауне были прикручены дополнительные конечности (и то не всем) и коннекторы, которые с какого-то перепугу связали откровенных хищников и их кормовой базой.
В очередной раз аплодирую Миядзаки стоя! Аниме бесспорно заслужено занимает свое место как в золотом фонде аниме, так и мирового кинематографа. Спустя 40 лет оно продолжает как потрясать зрителя, так и служить источником бесконечного вдохновения.
Этому фильму 40 лет — 40 лет назад так замечательно, качественно, душещипательно подняли тему жизни в гармонии с природой. Для меня этот фильм оказался милым, хотя я долго-долго откладывал его на потом, и не хотел смотреть несколько лет.
Главная героиня, Навсикая — само определение милосердия: она не отвечает злом на чужое зло. Ни животное, ни человеческое, ни насекомого.
Стиль аниме просто чудесный: в нём так и чувствуются 80-е. Когда я смотрел, иногда файл замирал и двигался покадрово — тогда особенно становилось заметно, какие персонажи плюшевые и игрушечные. Всё в мягких тонах, без резкости, даже выстрелы представляют собой нежно-розовые линии.
Омы как наполнение этого мира обладают собственной душой, они мудрые, неторопливые. Когда в начале Я увидел дыру в лесе от проползания ома, подумал о его роли в этой экосистеме — он большой и вот так запросто может разрушить кусок леса, но его любят, потому что он главный защитник леса, его хранитель. Ом может переживать о том, что он большой и неповоротливый, но он такой по природе своей и потому ему нет до этого никакого дела — для него главное это лес, частью которого он является.
Ещё эта песня: “ла-ла, ла, ла-ла-ла ла ла | ла-ла, ла, ла-ла-ла, ла”. Душевная, непосредственная, навевает ностальгию и миролюбивое состояние.
Вот оно! То самое аниме, которое стало переломным не только в карьере замечательного аниматора Хаяо Миядзаки, но и для всего кинематографа!
Фильм. Картина. Эпоха. 'Навсикая из долины ветров'!.. (имя принцессы на японский лад звучит как Наусика).
В 1982 году, на тот момент ещё относительно молодой (40 лет) Миядзаки поставил 'Люпен III: Замок Калиостро'. Тогда же он взялся за разработку манги о княжне Долины ветров. А два тома спустя режиссёр понял: 'Пора!'.
Однако фильм поставлен лишь по мотивам глав японских комиксов Хаяо. При просмотре возникает стойкое ощущение, что этот мир намного обширнее и авторы (кроме отца-основателя так-то были и прочие художники - Хидеаки Анно, например!) вынуждены ужиматься, дабы попасть в хронометраж. Притом что произведение воспринимается именно как длинное и долгоидущее...
Сейчас когда можно назвать десяток отличнейших фильмов Мэтра, озираясь назад, сравнивая мнения зрителей и критиков, легко рассуждать в принципе! Тогда же только всё рождалась!.. От энвайронментализма до фирменного почерка (такие 'фишки' как полёт на глайдере и прочее)... Здесь есть нечто такое, что возможно и двинуло и вознесло 'Навсикаю' и её главного автора-идеолога на Олимп!.. Творческая энергия!!!
Демонстрирует же нам лента последствия экологической катастрофы, известной как Семь Дней Огня - глобальной войны (и без объяснения понятно какой), отравившей леса и моря. Лес стал враждебен человеку: растения ядовиты, а гигантские Омы стали на страже этого леса. Моря же превратились в кислоту... На границе же леса расположилась Долина ветров, чьи ветряные мельницы не допускают ядовитую пыльцу в жилой район (хотя, признаться честно, моего умствования не хватило для правильного понимания работы мельниц - не знаю, может был невнимателен при просмотре, а может в книгах, коих после экранизации первых двух вышло ещё пять томов, об этом рассказано более детально)...
Прошла тысяча лет после гибели привычной нам планеты, в мире Навсикаи уже другие флора и фауна. Однако девушка посреди хаоса и междоусобиц стремится, так скажем, найти общий язык с Лесом. В её укромной каморке мы видим образцы в самодельной лаборатории, которые уже [назовём это так] не прочь 'идти на контакт' с человечеством... С другой стороны, Навсикая хоть и является опорой и оплотом для жителей Долины ветров, другие города и страны придерживаются иных взглядов на ситуацию с Лесом!.. Милитаризм и доминирование в природе приводит к захвату Долины и дальнейшим событиям... И ведь и понять можно мотивы! Кто-то хочет сосуществовать с лесом, а кто-то - его уничтожить!.. А что если другие пострадали от Леса больше, нежели долина ветров...
Да, здесь определённо есть пища к размышлению! Хаяо Миядзаки тогда впервые создал женский образ, к которому и дальше будет прибегать в своих работах! Конкретно же Навсикая получилась не то девушка-защитница, не то нечто больше!.. (и это не спойлер!)... В конце всё в совокупности пробирает на эмоции (но, признаться, в дальнейшем это будет ярче получаться!)...
Некоторые говорят о 'Навсикае' в контексте сумбурности. Я бы так не сказал. Мне лично единственное что показалось - что в 'Навсикае' больше действий, чем событий. Но это не в упрёк и не в укор.
На удивление не удивительно - опять женский персонаж во главе киношки японской анимешки. Хрупкая, но мощная баба... почти Сигурни Уивер своего времени. Будет тут и визуальная пародия на Принцессу Лею... или нет.
Наш мультик из эпохи первой экранизации Дюны и выхода Терминатора. До этого уже отгремели первые Звёздные войны, Чужой, какое-то переосмысление чего-то там было в советском Сталкере. Не обязательно, что наш мульт основан на вышеперечисленном - просто время такое было, многое было снято про апокалипсис и мрачное будущее, многое поменялось и в киношке: появились киноблокбастеры, которые много внимания отдавали кинокартинке как новому киноязыку, более реалистичному и звучному даже, чем сам сценарный язык. Картинка начала довлеть над сюжетом.
Страсть к чему-то новому и неизведанному открыл нам тогда космос, который только-только снял с себя, приоткрыл занавес. Бурная фантазия сценаристов не знала границ в комиксах, мангах и прочем. Перед нами мир после ядерного апокалипсиса, как кажется, что актуально для Японии, единственной страны в мире, пережившей ядерные удары военного назначения, соответственно, по городам, а не экспериментального характера по пустыням и водным гладям, как это было в СССР и США.
Футуризм нашей картины, как и её гигантские чудовища и просто милые создания, почти покемоны, напоминают об известных кинокартинах прошлого. Только мультик кажется более реалистичным - здесь можно показать абсолютно любые эффект - их нарисовать почти ничего не стоит, а вот большой киношке на тот момент реализм давался всё ещё со скрипом.
Вместе с будущим в картине много и прошлого. Какие-то машины, танки напоминают о Второй мировой, а средневековые одеяния, мечи и доспехи - о Средневековье.
Попутно, изучая мир постапокалиптического будущего, мы узнаём многое о его прошлом, сказания и легенды о былом, словно историю в школе изучаем.
Есть в мультике что-то и от Атаки Титанов.
_
В остальном, какой всё-таки прекрасный мир, адаптируется под нас, под нашу нечисть. Вспомнить хотя бы животных-выживальщиков из известной зоны отчуждения. Природа адаптируется, аннигилируется. Это человек умирает, а природа просто переходит от состояния жизни к состоянию смерти и в ней живёт и развивается, как в нашем мультике... смерть наступает, аннигилирует пространство вокруг себя, захватывая новые и новые территории, возможно, видя в человеке угрозу, которую лучше устранить... ведь именно эта угроза когда-то запустила процесс аннигиляции, истребляя всё живое ядерным угаром.
Даже великие режиссёры начинали с посредственных картин, которые мало кто помнит. Но с Миядзаки так не прокатило, и он сразу выдал шедевр на все времена.
А рецепт прост, его используют и поныне: берём успешную мангу, раскрашиваем и заставляем двигаться и говорить. А говорить здесь, поверьте, есть о чём.
'Навсикая' - это мультфильм-предупреждение. Всем нам. Видете ли, человечество однажды таки довело мать-природу до критической точки, и откатило себя в развитии на века назад. А миром теперь правит раздор и Море Разложение, ядовитыми парами пожирающее остатки цивилизаций.
Навсикая же - это принцесса Долины Ветров, искренне не понимающая, отчего этот народ такой жестокий. Она любит всё живое вокруг, и даже не страшится свирепых Омов, на самом деле преисполненными страхом.
Миядзаки мастерски и очень детально воплотил мир, который окружает Навсикаю. Суровый, средневековый и очень-очень яркий. Считаю, что для середины 80-х это абсолютно прорывной уровень анимации, поистине гениальный.
Историю в мультфильме не назовёшь простой, здесь грамотнейшим образом показан военный конфликт, поднимается множество вопросов помимо основной темы произведения - экологии. И при всём при этом 'Навсикая из Долины Ветров' - это абсолютно универсальная вещь, которую, на самом деле, стоит показывать с детства. Трогательно, сильно, гениально.
Одно из самых значимых аниме за всю историю мультипликации в целом – это, безусловно, «Навсикая из долины ветров».
Данная анимационная картина основана на одноименной манге гения японской мультипликации Хаяо Миядзаки, ставшего и режиссером экранизации собственного произведения. Как человек, читавший мангу, считаю, что она была более удачной, чем фильм, но нельзя не учесть тот факт, что уместить и главное хорошо изобразить на экране все события комикса было бы весьма проблематично, и, даже учитывая это, «Навсикая» в виде аниме все равно поражает и будоражит не меньше, чем другие режиссерские работы Миядзаки.
Сюжет, как и абсолютно все другие работы мультипликатора, донельзя оригинален. Действие разворачивается в далеком постапокалиптическом мире, где мы и наблюдаем за жизнью одного из самых многогранных женских персонажей – юной Навсикаи. События картины так просто и не описать, это нужно видеть собственными глазами, но могу сказать лишь то, что они оставят впечатления на долгие недели (по крайней мере, именно это случилось со мной).
Сложно сказать, чем вдохновлялся автор при создании сложных образов (и в данном случае это не только люди, но и другие всевозможные создания из альтернативной реальности мультфильма), красивейших пейзажей и самой истории, но это точно была угроза ядерной войны, которая в значительной степени беспокоила Хаяо Миядзаки как очевидного пацифиста, к тому же живущего в Японии (тут сразу же на ум приходят бомбардировки Хиросимы и Нагасаки), также в принципе увеличивающаяся частота различных экологических кризисов, а еще (неожиданно!) увлечение режиссера ботаникой.
Главная героиня, несомненно, больше, чем какой-либо иной персонаж, связана с окружающим миром, а именно Лесом, который, хотя и выглядит для нас искалеченным прошлыми ошибками человечества, но является абсолютно точно единым живым организмом, возможно даже более совершенным, чем людской род. В этой связи и выражается одна из ключевых идей мультфильма, заключающаяся в необходимости именно мирного сосуществования человека с природой, а не пренебрежения к ней и уж тем более порабощения. Хотя и к людям девушка относится не с меньшей любовью, несколько раз рискуя жизнью ради жителей Долины (и не только).
Во многом это аниме можно связать и с религией (в основном это, конечно, Навсикая в роли мессии), но рассуждать на эту тему я не хочу, поскольку, на мой взгляд, религиозные сюжеты зачастую весьма клишированы и просто могут служить основой для развития других идей, хотя и не стоит отметать эту мысль полностью.
Что для меня показалось самым главным, так это идея примирения (пацифизма, если говорить с идеологической точки зрения), которое так редко можно встретить в наше время, но которое точно может принести больше счастья, чем последствия постоянных конфликтов людей как между собой, так и с окружающим нас миром.
'Дети, подымите руки, кто хочет видеть нашу реальность, пылающую огнем?'.. .
Я хочу. Порой, очень хочу.
Когда я наткнулся на этот фильм в ранних 2000-х, один взгляд на обложку диска вызвал странные чувства и какие-то обрывки воспоминаний. Я начал смотреть и действительно - эти картины встали в моем мозгу явственно и воскресили в памяти детство - ранние 90-ые, походы в видеозал, просмотр фильмов мультиков с кассет (папка идет пить пивко в соседнюю равзливайку, а ты смотришь мультики в кинотеатре 'Победа'). И казалось бы - должно быть страшно... но нет. Это теплые, добрые воспоминания того времени, когда жизнь была проще. А картины мира, содрогающегося под ногами Воинов Рока, мира, пылающего в их испепеляющем пламени, мира, корчащегося в агонии есть не более, чем исполнение откровений Иоана Богослова, о 'родовых муках нового мира', в народе более известного как 'Апокалипсис'.
Уже пересматривая эту работу в моем более зрелом возрасте я понимаю, насколько это страшный фильм. Особенно страшны образы Воинов Рока, образы неотвратимой гибели, с которой ты ничего не сможешь сделать. Но для меня они несут и благую весть - они символы избавления. Они не мучили человечество - они просто сожгли его за доли секунды.
Я понимаю, отчего многие с содроганием вспоминают эту работу мэтра. Я понимаю, отчего мэтр сам 'пошел другим путем'. Не стал бы он настолько известен, если бы продолжил творить такую травмоопасную жесть. Тем не менее - это самый цельный, самый лучший, самый яркий пример его работы, как по мне. Он цельнее, насыщеннее и искреннее. Каждая черточка проникнута личной болью автора.
Вспомним, что это 1984 год, это все ручная работа, что делает ее еще более ценной.
Добавляет колорита и музыка. Ладно бы там Joe Hishaishi, который делал абсолютное большинство саундтреков на GIbli; но там еще и работы в стиле минимализма - я не помню имени композитора, уж простите. И посещение Ядовитого Леса под неземные звуки аналогово синтезатора производит поистине неизгладимое впечатление. и это в третий раз. В первый раз эта работа напрочь сжигает вам входные рецепторы.
Хочу отметить также детали - и внимание к деталям в этой работе просто чудовищно. Если вы не видели Воинов Рока - то и не обратите внимание, что у старухи в хижине на гобелене выткана именно история Последней Войны. Жуткая, но прекрасная деталь.
Насчет первоисточника. Я один раз сел читать эту мангу... и бросил. Я потратил целый час на 1 разворот! Там такая рисовка и обилие деталей, что однажды я просто закажу себе ее в бумаге и потрачу на нее пару месяцев, если будет надо.
Единственное, что в этой работе немного портит картину -- это скомканный сценарий. Я полагаю, это следствие ограниченного (1М даже в 1984 года это очень немного) бюджета и попытка втиснуть тонну контента в 140-минутный хронометраж.
Перед глазами зрителя предстанет мир через столетие после глобальной семилетней войны. В этом мире уцелевшие остатки человечества живут в городах-государствах, они время от времени устраивают войны друг с другом за оставшиеся ресурсы, которые не успели поглотить мутировавшие и заражённые леса. Деревья в них поражены грибами огромного размера, распространяющими в атмосферу свои ядовитые споры. У самой границы лесов уцелела Долина ветров. Её жители поклоняются Ветру, который защищает их от ядовитых спор и помогает выживать, приводя в движение лопасти бесчисленных мельниц, вырабатывающих энергию и добывающих воду из глубины земли. До поры до времени жители долины живут в гармонии с природой и не участвуют в военных конфликтах соседей.
Середина восьмидесятых годов была пропитана оруэлловскими мотивами антиутопическими настроениями, которые оказали влияние не только на западный кинематограф, но оставили отпечаток и в сознании великого японского аниматора Хаяо Миядзаки.
В этой анимационной ленте постапокалиптический антураж и последствия техногенной катастрофы завораживают, несмотря на свой смертоносный вид, во многом благодаря тому, что Миядзаки отводит им значительно большую роль, нежели просто среде, в которой находятся персонажи и развиваются события. Он часто показывает негативное влияние человека на среду своего обитания, при этом он вовсе не противник технического прогресса. Любовь к природе гармонично сочетается с любовью к технике, особенно авиации, а также с уважением к конструкторам, инженерам и изобретателям. Знатокам и горячим поклонникам творчества Хаяо Миядзаки хорошо известна эта черта талантливого аниматора, а тем, кто мало знаком с его работами, определённо будет интересно понаблюдать за ней.
Очень красивый мульт, с прекрасной музыкой, хотя и несколько мрачный, пронизанный печалью.
Хоть для Хаяо Миядзаки это первый самостоятельный полнометражный фильм, но на мой взгляд, «Навсикая из долины ветров» — лучшее творение мастера, которое, тем не менее, по непонятным для меня причинам, популярно значительно меньше других творений великого японца. Конечно возможно, что это всего лишь дело вкуса – кому-то нравятся более сказочные истории, кому-то более фэнтезийные, а кому-то более фантастические… Но, все-таки, я склоняюсь к мнению, что «Навсикая» – это самый сильный мультфильм Миядзаки, и обделен вниманием он незаслуженно.
Почему я оцениваю его настолько высоко? Все просто — он богат своим нутром. В целом глубоко продуманный мир — действительно интересный и оригинальный, понятный и живой. Не считая несколько смазанного финала, очень хороша сама история — она захватывающая и глубокая. В сюжете поднимаются вопросы важные для всего человечества, и при том, в нем наличествуют интересные персонажи, которым приходится проявлять силу духа и принимать тяжелые решения. Ну и конечно, ценно то, как это все реализовано – высококлассный авторский стиль Миядзаки в анимации, дополненный сопровождением великолепной атмосферной музыки.
Не менее важно, что темы, затронутые Хаяо в этом мульте, как мне кажется, действительно волновали его. А ведь это очень важно для автора — писать о чем-то значимом, тогда и результат получается сильный, проникновенный.
«Навсикая из долины ветров» — мультфильм, в котором зрелая мудрость повествователя сочетается с юношеским задором действа. Это фильм как про наше будущее, так и про наше настоящее. В целом же — лучший, из сказочных миров Миядзаки.