Строго говоря перед нами бенефис - посвящение одному актеру. Он исполняет ключевые моменты преимущественно из классики. И все это в рамках одной сцены, при минимуме интерьера, без пленэра. Читая описание ленты это может показаться скучным и лишенным смысла. Но... все дело в исполнении.
'Желал ты славы и добился... Хотел влюбиться и влюбился' - Олег Иванович Борисов зажигает речь Мефистофеля. Это его тема. Он умел изобразить безумие власти.
Но, через некоторое время, мы получаем уже совсем другое, простодушное: 'под каким соусом щуку не подавай - она все равно щука' или 'Что это за суп? Ты просто воды налил в чашку?'.
Тут и каша из топора, и Чичиков, беседующий с Коробочкой, и много всего другого, резкого, милого и доброго. Олег Борисов подает это эффектно, мастерски, увлекая зрителя в экскурс по нашей классике.
В своих мемуарах Борисов отмечал, что 'кино – это цепь миражей, сновидений... Его можно монтировать до бесконечности и так и не найти единственно нужную склейку. Иногда даже интересней смотреть несмонтированный материал. Театр – что-то более грубое, определенное'. В силу смешения стилей эту ленту сложно назвать и непосредственно театральным проектом, так и в полной мере проектом кинематографическим. Это был эксперимент. Вероятно этот проект, переведенный в том числе и в кинематографический формат, был направлен в том числе и на популяризацию классики.
Режиссером этой ленты был Юрий Борисов - сын великого актера. А в одной из ролей его брат, с которым он не общался без малого два десятка лет - Лев Борисов. И все внимание этих неимоверно талантливых людей было приковано именно к Олегу Ивановичу. Тут все было подано так, чтобы тональность задавал лишь один человек.
А как мило выглядит сценка в которой один брат говорит другому: 'Что с тобой толковать. Что ты понимаешь? Ты куда и откуда?'. Кто знает? Может они как раз и поделились со зрителями своими былыми раздорами. Тем ценнее раздражение Олега и недоумение Льва.
Позже Юрий Борисов снимет еще один похожий проект - 'Мне скучно, бес', предлагающий смешение кино и театра основывающееся на истории о Фаусте. Лента будет куда более экспериментальной, сродни работам Питера Гринуэя. Зато 'Лебединая песня' пронизана классицизмом. Показывая высокий класс и перебирая значимые монологи Актер показывает нам характеры и ситуации, будто прощаясь с массовым зрителем.
7 из 10