По части насилия и извращений азиаты всегда были непревзойденными искусниками. Китайские мучители придумали мучительную смерть от тысячи порезов; китайские коновалы первыми научились превращать детей в уродцев, которые, как все экзотическое, пользовались бешеной популярностью у знати.
Японцы издавна культивировали смерть в самурайских традициях. Корейцы до сих пор отличаются повышенной всеядностью, кроме того, судя по работам Ким Ки-Дука, - особым трепетом к воспеванию благородных увечий, как, например, рыболовные крючки в женском влагалище.
Вполне понятно, почему проект «Три… экстрима» может взбудоражить интерес. Если три азиатских режиссера задались целью шокировать зрителя его же (зрителя) тайными страстями – логично предположить, что у них получиться, как получалось до сих пор.
1. ИГРА В ЯЩИК
Первая история «Ящик» - дело рук японского режиссера Такаши Миике. Когда в одном авторитетном издании я впервые встретил словосочетание режиссер-графоман, оно употреблялось в адрес Миике. Режиссер отличается поразительной работоспособностью. Его послужной список поистине огромен - более 70 фильмов за 15 лет работы! Качества, разумеется, никакого, в чем я сам убедился на примере кровавой мясорубки «Изо». Но когда речь заходит об авторском, короткометражном кино, любопытство побеждает.
В самом начале истории Такаши Миике предлагает обманный маневр, заслуживающий похвалы. Зрителю предлагается история двух близняшек-акробаток из бедного цирка. Завидуя успехам сестры, Сёко желает разделаться с Кеко, однако грубая затея заходит еще дальше, чем предполагалось. Итог печален. Финал – яркий своей неожиданностью, раскрывая суть маневра.
Глубоко копнув, Такаши Миике берется исследовать природу человеческой зависти, тайных желаний, раскаянья. Однако той глубины и образности, которая требуется в короткометражном кино не достигает, оставаясь на поверхности, увлеченный визуализацией. Предположу, что для Такаши Миике «Ящик» - это победа над собой. После череды боевиков и псевдоартхауса вдруг удается снять такой медленный, не лишенный красивых эпизодов фильм, с неожиданно минималистичным звуком и картинкой. Но для меня, для зрителя, «Ящик» остается занятной пустышкой, как флакончик из цветного стекла от туалетной воды.
2. ДЕСЕРТ МЕДИЧИ
Вторую историю - «Пельмени» - замесил китайский режиссер Фрут Чань. Основанный на книге Лилиан Ли сюжет, превращаясь в кино, отсылает зрителя к голливудской классике «Смерть ей к лицу» Роберта Земекиса. Чтобы удержать мужа, стареющая актриса прибегает к помощи странной особы, будто бы владеющей рецептом чудодейственных пельменей. Стабильное их употребление, по заверениям «вечно-молодой» особы, позволяет забыть о старости, и возвращает чуть ли не сладкие 18.
Перед просмотром этой истории советую не есть. Оставьте желудок в покое, ибо рецепт блюда взволнует до глубины кишечника. Гипер-реализм некоторых сцен вызывает у меня не катарсис, а отторжение.
При этом, если преодолеть рвотные позывы, новелла «Пельмени» окажется самой актуальной из всех историй. Без преувеличения, она имеет определенное социальное значение. Во-первых, нелишний раз напоминает, что «Все мы, все мы в этом мире тленны». В погоне за культом тела – сисек, ягодиц и пресса, - об это стоит помнить. Иначе – крайности и клиника. Во-вторых, вера в чудо, как ни парадоксально, должна иметь свои пределы. В противном случае… смотрите финал.
3. УБЕЙ ИЛИ УМРИ!
Третья новелла - «Снято!» - виделась мне самой многообещающей. После «Олдбоя» имя Пак Чхан-ук (или Чхан-ук Пак?) настолько глубоко и крепко укоренилось в мировом арт-кинематографе, что от него ожидаешь неизменно крепких побегов. И правда, в «Трех… экстримах» его история видится мне самой сильной. Но, как для человека, снявшего «Олдбой», «Сочувствие господину Месть» и «…госпоже Месть», напоминает, скорее, удачное упражнение в изящной словесности, но не саму поэзию.
Молодой, успешный, всеми любимый режиссер заканчивает съемку очередной сцены из будущего фильма. Дома его ожидает психопат… Режиссер приходит в себя окруженный декорациями съемочной площадки. Он привязан красной лентой к стене… За роялем, в дальнем углу, сидит, привязанная десятками струн к потолку жена. Между ними – свихнувшийся статист с топориком для рубки мяса. «Либо ты убьешь для меня человека, либо я отрежу руки твоей жене», - предлагает он режиссеру, намекая нам на сюжет «Пилы».
Драматическая основа «Снято» интересна своей перипетией. Герою предстоит сделать сложный выбор здесь и сейчас. И он не очевиден. Мизантроп Пак Чхан-ук бессовестно стебется над киноиндустрией, классовым и профессиональным неравенством, раздражает нервные окончания темы маленького человека. В фильме много символизма: веревки на манер марионеточных нитей, за которые будто дергает психопат, нескрываемая декоративность декораций - именно так – отсылающая нас к театру… абсурда (?), черно-белый плиточный пол, напоминающий шахматную доску, на которой разыгрывается партия. На кону – человеческая жизнь. Для меня «Снято!» - безусловный лидер. Но я вот думаю, быть лучшим среди худшего и среднего – это не заслуга.
Сколько раз давала себе обещание не смотреть азиатские фильмы ужасов! Так вот нет, сорвалась. Понравился красочный трейлер.
Теперь я не могу смотреть на пельмени и всякие там клецки благодаря 2-ой новелле. Настолько там все отвратительно! Это один из самых дешевых способов напугать зрителя.
'Снято!' - довольно необычная работа. В ней есть даже что-то от романа 'Театр' Сомерсета Моэма. Люди не отличают жизнь от сцены, и все их существование превращается в спектакль из лицемерия, фальши и абсурда. Элементы черной комедии, несомненно, радуют.
И наконец, 'Коробочка'. Самая красивая новелла. Зимние пейзажи очень впечатляют. Цирк - это калейдоскоп страхов, радости, отчаяния и зависти. Символизм есть практически в каждой минуте фильма.
Я не знаю, многие ли заметили, но в каждой картине страдают в первую очередь дети. Такое отношение не может не шокировать! Вывод очевиден: страшнее человека зверя нет.
Привлекло меня к просмотру этого фильма участием в нем Пак Чхан-ука, который снял культового «Олдбоя» и довольно таки высокий рейтинг критиков и зрителей. Данный фильм включает в себя три новеллы от известных азиатских мастеров хоррора, каждая новела, интересна по своему, но интересна кому? В этом и заключается главный вопрос.
Первые две новеллы еще ничего, смотреть можно, а вот третья это вообще что-то непонятное и невообразимое по части бреда и идиотизма, а самое главное, что снял ее самый именитый режиссера из всей троицы Пак Чхан-ук.
«Коробка» понравилась своей атмосферой и игрой актеров, можно сказать, что это самая сильная работа из трех. «Пельмени» своей задумкой и для некоторых шокирующей откровенностью, согласитесь, пельмени с начинкой человеческих зародышей это сильно, не каждый сможет на такое смотреть. Но кроме этого в фильме больше ничего нет, а еще там плоховатый монтаж звука, заметно, что хруст якобы от хрящей детенышей наложен крайне плохо, и не совпадает с мимикой рта актрисы, но это так, мелочи, но мелочи заметные. Ну и новела «Снято», для меня оказалась самой слабой и пустой, а самое главное что смотря ее, я сделал то, чего не делал многие годы – так и не досмотрел фильм до конца! Честно признаюсь, не осилил. Такого бреда я давно не видел. То, что творилось на экране для меня оставалось абсолютно непонятным, а главное не интересным и я просто не мог этого терпеть. Потому взвесив все за и против, я выключил фильм, чего не делал уже давно, но эта новела, меня попросту вынудила это сделать. Как говорится нервы дороже.
Вывод. Фильм исключительно на любителя, и это не хоррор, а скорее артхаусное кино, и потому, если вы не являетесь его любителем, то фильм лучше не смотреть, а то будете как и я прозябать в скуке битых два часа и думать, зачем я взялся за просмотр этого фильма.
Основные слова и выражения, характеризующие данный альманах: мерзко, отвратительно, шокирующе, натуралистично, красиво, гениально. Знаю по себе, что даже шокирующая мерзость может быть гениальной и привлекательной, но...
Есть у картины 'Три... экстрима' приквел под названием 'Три'. Вот он и вправду гениален. А данный фильм меня практически не тронул, не впечатлил и ничегошеньки во мне не всколыхнул, кроме разве чувства голода.
Да, это весьма любопытный проект, но не более.
Если позволите, я расскажу почему, и немного переставлю порядок представления новелл.
'Снято' - режиссер Пак Чхан Ук:
Статист берет в заложники известного режиссера, и ставит ему условие, либо тот убьет неизвестного ему ребенка, либо он каждые пять минут будет отрубать пальцы его жене пианистке.
Никаких особо кровавых сцен, как писали некоторые. Да и вообще по части кровавости для Азии - 'Снято' - просто детская игра. Слишком театрально, слишком много разговоров 'за жизнь' и споров о классовом превосходстве. Плюс не слишком понятный финал. Для такого человека, как Пак Чхан Ук получилось все слишком пафосно, скучно и не убедительно.
'Пельмени' - режиссер Фрут Чан:
Стареющая кинодива очень хочет омолодиться (хотя спрашивается зачем, она и так выглядит очень даже хорошо). Для этого она обращается к одной 'знающей' женщине, которая готовит для нее пельмени с особой начинкой.
Поглядев на эту начинку все зрители пишут 'гадость какая'. Однако посмотрите внимательней, перед вами обычная желатиновая подделка, которая, если подумать, вызовет не шок, а смех.
Ага, ага. Главная тема этой новеллы - чего ради красоты не сделаешь. Но это становится понятно с первых кадров. А дальше. Ну и ешь ради этого всякую гадость. Ну, спрашивается, и что?
После фильма остается какая-то душевная пустота, порожденная бессмысленностью происходящего. Поскольку люди, в большинстве своем, вообще не обладают искусством принятия пищи, и могут запросто есть всякую гадость. Так что я бы порекомендовала зрителям другой, действительно трогательный фильм от Фрута Чана - 'Сердце дракона'.
'Ящик' - режиссер Такаши Миике:
Маленькая девочка в ужасе выбегает из объятого пламенем циркового шатра, и бежит сквозь заснеженный лес, падает, поднимается... это все еще она, но уже много лет спустя. Теперь она взрослая женщина в немного великоватом ей голубом плюшевом платье. Она возвращается на место старого пожарища. Но там ничего нет - цирк сгорел и клоуны разбежались.
Мужчина сгибает куклу в три погибели, обматывает полиэтиленом, засовывает в маленький ящик, и закапывает в лесу.
Миике всегда мыслит образами - яркими короткими картинами-вспышками, которые напоминают сон. Линейность повествования этому режиссеру чужда.
О чем новелла? О зависти. Это можно легко вычленить. Но все остальное в данном эпизоде - красивая путаница, и ничего более.
Итак, проект 'Три... экстрима' - вещь любопытная, рассчитанная скорее на эстетов. Я предпочитаю кино попроще.
Да еще. Ужасы здесь совсем не страшные. даже не мерзкие. Ну, это тоже на мой взгляд. А я не отнесла бы себя к категории людей с сильной и устойчивой нервной системой.
Увлекательный-то он конечно да, но имейте в виду, ребята, что отнюдь не кристально ясно после просмотра, зачем тебя, собственно, режисёры вывернули наизнанку и со всем своим мастерством заставили почувствовать себя в центре каждого из этих ужасов.
То есть, с одной стороны это не такой ужас, как олдбой, о просмотре которого я просто жалею, но с другой, я бы никому из своих друзей не стала его рекомендовать - потому что ценю их психику и хорошее самочувствие. То есть, это для любителей. И о пельменях потом придётся надолго забыть.
Фильм красивый, очень тщательно сделанный, хорошо снятый, актёры хорошие, сюжеты мощнецкие.
Азия. Три жутких истории, каждая из которых заставляет испытывать отвращение, тревогу, брезгливость и даже шок. Они непохожи, но прекрасно дополняют друг друга, вписываясь в общее настроение азиатского хоррора и драмы.
Box
Прошлое хранит страшные тайны, о которых хочется навсегда забыть. Спрятать в коробочку, закопать и забыть. Киоко давно не ребенок, и теперь у нее взрослая самостоятельная жизнь вполне успешной писательницы. О страшной трагедии, случившейся в детстве ей напоминает сохранившиеся с того времени памятные предметы. Но это просто вещи. А кроме них - щемящее чувство утраты, сожаление, боль и вина. Детская зависть, приправленная ревностью. Болезненные чувства маленькой девочки, такие искренние и живые, вырвались наружу. А дальше, непоправимая случайность...
Во время просмотра первой истории, я несколько раз неосознанно вспоминала Дэвида Линча. Его размытые границы между реальностью и сновидениями, странность происходящих событий, неповторимый стиль повествования. Не знаю, почему Линч, но что-то в этой истории навеяло.
Dumplings
А на что вы готовы пойти ради продления молодости? Ради неувядающей красоты, сияющих глаз, подтянутой кожи. Для женщин это больное место. Особенно, если ты была когда-то звездой популярных сериалов. А теперь, несмотря на удачный брак с богатым мужчиной чувствуешь, что годы неумолимо берут свое. Муж постоянно в разъездах (с любовницей), а Чин решается на самые радикальные меры. Познакомившись с женщиной, известной в узких кругах приготовлением пельменей по особому рецепту, бывшая актриса желает немедленных результатов. Банально, но красота требует жертв. Буквально ЖЕРТВ. Так что же там в пельменях?
+
Мой скривившийся рот оставался в таком положении весь фильм. Отвращение. То чувство, когда ты догадываешься о происходящем намного раньше, чем тебе раскрывают суть. И от этого становится не по себе. Глубинный смысл истории, ну а подача - преувеличенно жуткая. Бррр...
Cut
“Вся наша жизнь - игра, а люди в ней - актеры”. На съемочной площадке у знаменитого режиссера все очень по-настоящему. Даже декорации к новому фильму - точная копия его собственного дома. И все у него в жизни кажется сложилось как надо: любимая работа, красавица жена, популярность, все так легко и непринужденно. Одним словом: хороший человек. А где-то рядом с ним находятся другие люди, лица которых он, увы, не запоминает. Те, кому жизнь так не улыбается, кому не на что надеяться, кто испытывает злость, зависть и безнадежность жизни. “...вы хороший человек, и все это так несправедливо”.
Хорошие богатые и плохие бедные. Два разных мира, удивительным образом существующих в пределах одного времени. Странная, не всегда понимаемая история, снятая Пак Чхан-уком вызывает, честно говоря, некоторое недоумение. Будучи знакомой с его фильмами я, признаюсь, ожидала несколько другого. Тем не менее, история получилась своеобразная. А смысл… смысл в этом пусть ищет каждый сам для себя.