Решил я посмотреть новую комедию Дэнни Буна. Его «Бобро поржаловать!» в свое время безумно порадовал – неглупая комедия, смешная и с многослойным смысловым наполнением: тут и проблема толерантности к культурным особенностям разных регионов, и проблема взаимопонимания между родственниками, и высмеивание стереотипов. Уже «Таможня дает добро» не так порадовала: фильм тоже смешной, остроумный, но радикальный национализм – какая-то печальная тема для шуток.
И новый фильм, пожалуй, еще слабее. Казалось бы, такая благодатная тема для комедии – ипохондрия. Мог бы получиться добрый и веселый фильм о преодолении уныния и фобий, который, наверное, даже кому-нибудь помог бы излечиться от навязчивого желания выискивать у себя симптомы ужасных болезней. И действительно, первая половина фильма, где мы знакомимся с главным героем и его другом, а заодно и семьей друга – выше всяких похвал. Настоящая французская комедия, какой и должна она быть.
Но вот когда начались все эти «черкистанские страдания»… Война, политика – всего этого и в СМИ хватает, и не хочется уже этого всего, ни всерьез, ни в шутку. Тем более эта пародия на славянскую страну, да еще и почему-то с каким-то псевдовосточным названием, выглядела глупо. Понимаю, высмеивание стереотипов, но, учитывая международную обстановку, надо тактичнее шутить на такие больные темы. Мне все это показалось неуместным, тем более, что от основной темы фильм отклонился бесповоротно, и логика сюжета начала страдать, даже по меркам комедии (поведение полицейских, например). Жаль – ведь начало было реально смешным и интересным.
Итог: смешная и остроумная история ипохондрика, на середине, увы, мутирующая в довольно нелепую приключенческую комедию. Конечно, есть очень удачные шутки, и игра актеров на уровне (помимо самого Дэни Буна, сыгравшего главную роль, очень хорош Кад Мерад в роли врача Дмитрия Звенки, друга главного героя), но Бун снимал фильмы и получше. Если хочется типичной французской комедии, посмотреть «Любовь от всех болезней» можно, но никаких откровений от этой картины не ждите.
7 из 10
Один из самых высокооплачиваемых актеров Франции не ограничивает себя в отношении бюджета собственных режиссерских работ - «Суперипохондрик» обошелся в 31-н миллион евро, при этом творение Дэни Буна не показало сверхвысоких сборов, подтвердив тезис о том, что европейская публика не готова смотреть комедии на французском языке, скроенные при этом по североамериканским лекалам.
На этот раз Дэни Бун как никогда далеко отходит от идеалов французской комедии, он не стесняется пошлых приемов (первой шуткой картины становится демонстрация обнаженной задницы главного героя), а также предельно прямолинеен относительно повествования. История «Суперипохондрика» очевидна из названия картины. 40-летний Ромэн очень переживает по поводу гигиены и опасается инфекций, риск заразиться буквально вызывают у него паранойю.
Начинает свой фильм Бун в правильном ключе, он рассказывает зрителю о том, что отгородившись от людей антисептиками, стерильности можно достигнуть не только относительно чистоты физической, но и моральной. Под песню Stromae Ромэн буквально расталкивает тех, кто хочет обнять и поцеловать его на вечеринке по случаю Нового Года. Но затем режиссер решает ввести в сюжет экшн, который на его взгляд, видимо, необходим. Бун, безусловно, прав - экшн-бурлеск в комедии играет большую роль, чего стоят только приключения героев «Папаш» от классика Франсиса Вебера. Но действие Дэни понимает, слишком прямолинейно, так, как это делается в проходных американских комедиях. А, следовательно, история уходит от темы одиночества, вызванной собственными страхами. В сюжете появляются беженцы из Восточной Европы (в фильме их вымышленная страна называется Черкистан) и опасные поездки через границу, а смех главного героя становится очень надрывным и неестественным.
Если предыдущий фильм под названием «Вулкан страстей», в котором Бун играл главную роль, хотя и с трудом, но все-таки ставил на первое место отношения героев, поданные в юмористическом ключе, то на этот раз гэги взяли верх. Все в «Суперипохондрике чрезмерно – слишком гротескный герой, которой буквально кричит, видя «грязную» болонку; слишком преувеличенное изображение человеческого естества, кажется, будто наш герой прав и нужно скорее оградиться от этих существ поедающих пищу и занимающихся сексом во всеми его выделениями. Преувеличено все, кроме чувств, на место им пришли шаблоны, точно выверенные и просчитанные Буном, но все-таки шаблоны. Создать ту присущую хорошим комедиям легкость не вышло. Бурлеск у Буна получается несколько натянутым и это портит впечатление.
Комедийный накал страстей должен быть ограничен рамками, в которых герой остается человеком, со своими слабыми и сильными сторонами, но в «Суперипохондрике» Ромэн попадает в слишком невероятные приключения, и приставка «супер» служит в этом случае злой иронией - на место гуманизму приходит уложение существования в рамки комиксов, где нет время на осмысление и раздумывание. В «Папочка вступил в Сопротивление», Тьерри Лермитт танцевал в форме немецкого офицера времен Второй Мировой под песню Хулио Иглесиаса, и это не выглядело глупо, а в «Суперипоходрике» у главного героя куда более реалистичные приключения, но они кажутся надуманными и ненужными. Вербализовать разницу между удачной и неудачной шуткой нельзя, ее можно только почувствовать. За десятки миллионов Дэни Бун смог купить лучшую техническую команду, но вот написать сценарий, в котором при всей простоте было бы что-то очень особенное, то, что позволяет приключениям простофили Франсуа Перрена перейти в разряд культовых, ни за какие деньги не удастся.
Технически «Суперипохондрик» выполнен на высшем уровне – начиная от продуманных титров, которые визуализируют страхи главного героя, до специального написанного к фильму саундтреку и картинки, требующей просмотра в HD, но вот с точки зрения ценности и глубины рассказываемой истории, Дэни Бун никак не вписывается в категорию лучших. Он, безусловно, талантливый актер и режиссер, который в качестве ремесленника достиг высокого уровня, но вот как творец Бун со своей задачей не справляется. История логична и осмыслена, шутки вроде бы на своих местах, но этого не хватает. Кажется, Дэни перестал любить своего героя как это было в «Моем лучшем друге» и «Распутниках». А если актер не очень верит в то, что делает, то вызвать симпатию к нему со стороны зрителя будет очень трудно, тем более речь идет не о североамериканском рынке, а о Европе, которая знала и Пьера Ришара и Кристиана Клавье и Жерара Жуньо.
Суперипохондрик Фобер всю жизнь занимается войной с микробами и с упоением выискивает у себя симптомы всевозможных болезней. Достав уже этим уже всю скорую помощь Парижа и, особенно своего семейного врача, доктора Жвуньку. Отчаявшись, доктор Жвунька решил устроить ему шоковую терапию и взял его с собой помощником в перевалочный пункт для беженцев. Только кто ж знал что Фобер там умудрится случайно поменяться местами и документами со скрывающимся лидером восстания небольшой балканской страны?
Наверное все помнят как несколько лет назад в мировом прогремела французская комедия от Дэни Буна 'Бобро пожаловать'? Потом он снял не такую смешную, но тоже забавную 'Таможня дает добро'. Ну а вот эта следующая его работа получилась ещё проще и безыскусней. Здесь тоже есть над чем похихикать, например Бун опять навставлял шуточек про акценты, только на этот раз - приезжих балканцев. Главные персонажи получились может и несколько гротескными, но юмора и комедийных ситуаций хватает чтобы не жалеть о просмотре. Но, примерно с середины, фильм из комедии положений переключается на 'чуркестанскую' гражданскую войну с романтической линией и вот этот политический подтекст с откровенно славянским уклоном всё портит. Над войной тоже можно смешно пошутить, но Бун далеко не Жерар Ури с его 'Большой прогулкой' и, уж тем более, не Луи деФюнес. Герою совершенно не сопереживаешь, часть шуток не работает, ценность истории почти нулевая. Лёгкий пустячок.
Зато с очень хорошим дубляжом - похоже та же команда, которая на 'Бобро пожаловать' делала.