Через Америку с трансвеститом. Роад-муви, где попутчиками оказываются два отвергнутых своими семьями человека. Бри Осборн (Фелисити Хаффман – отлично) подверглась остракизму со стороны своих родителей за желание сменить свой пол, а семнадцатилетний Тоби (неожиданно глубокая роль Кевина Зегерса) после смерти матери, бежав от отчима-насильника, вынужден был заниматься мужской проституцией на улицах Нью-Йорка.
Теперь оба хотят начать новую жизнь. Бри ищет поддержки своему решению по смене пола, а Тоби – отца. Но папа – трансвестит. Вот незадача. Однако, путь долог и полон приключений. Есть время познакомиться поближе и узнать друг друга с разных сторон.
Неприятие сыном отца-трансвестита сменяется вскоре осознанием, того, что он, Тоби, - единственный, кто ещё может помочь своему отцу, иначе тот обречён на полное одиночество.
Фильм не о тех, у кого «съехала крыша» в поисках своего нового «я». Это рассказ о том, что, сколько бы не было на свете добрых людей, бывают такие моменты в жизни, когда до тебя никому нет дела, и никому ты не нужен. Тогда единственной надеждой для изгоя становится поддержка близкого человека.
Эти двое, связанные кровными узами, нашли и поняли друг друга. Серьёзное кино.
-«Трансамерика» - дурацкий фильм, - ядовито шепчет мне газетчик, тыча под нос свежей макулатурой.
Развернув газету, я глазами пробегаюсь по очередному программному заявлению мэра городка:
«Трансамерика» - фильм весьма и весьма дурного свойства. Он пытается внушить нам, гражданам, вещи, несовместимые с моралью и нашей нравственностью. Он извращает наши души, нам стыдно перед нашими детьми, как мы после этого фильма можем спокойно взглянуть в глаза детей, чем мы можем оправдать столь неподобающее поведение? Дамы и господа, это – страшное явление, и с ним необходимо бороться, его нужно истреблять, искоренять, пусть оно навеки исчезнет с глаз наших! Да будет так!».
Я продолжаю шествовать по своему городку. Вот и старый почтальон, сплетничает с бакалейщиком.
-А, это вы? – оборачивается он ко мне. – Слыхали о фильме «Трансамерика»? Это настоящий кошмар. Воистину, кошмар! Какая слезливая мелодрама: хочу быть мужчиной, хочу быть женщиной, мерзость какая! Тьфу!
-Вот именно, - поддакивает бакалейщик, - я смотрел, мне ничего не понравилось. Какая-то то ли баба, то ли мужик, какой-то там смазливый мальчик, в общем, ерунда, высосанная из пальца. Однозначно.
-Вас подвезти? – супруги-фермеры притормозили около меня. – Вы, верно, в бар собрались?
Я сажусь на заднее сидение. Они хорошие, эти супруги. Здравомыслящие.
-Я когда-то в молодости сильно кинематографом интересовался, - признался седовласый фермер.
-Как давно это было, - вздохнула жена фермера. – Сейчас он начнёт лекцию читать…
-Мировой кинематограф загибается, - мрачно начал фермер-киновед. – И фильм Дункана Таккера «Трансамерика» тому доказательство – всюду сплошная фальшь, сюжет ни о чём, даже обсудить нечего. Хотя нет, есть что…
-Например, почему фильм назвали именно так – «Трансамерика»? – встряла жена фермера в его рассуждения. – Какая пошлость. Не могли придумать какое-нибудь более приемлемое название?
-Меня вот что раздражает, - пропыхтел фермер, выруливая на шоссе, - все истории рыхлые сто раз, потому что всегда они начинаются с «если…», и заканчиваются «поэтому…». Если бы у этой… этого… в общем, у Бри не было сына, чтобы случилось дальше? Ничего. Так зачем снимать фильм?
-Скучно было смотреть, - зевнула жена фермера, – этот жанр… как его там?
-Вот-вот, роуд-муви, - подхватила она, - такой избитый жанр, видимо решили оригиналами прославиться, присобачили историю трансвестита, верное дело, на премию «Оскар» нацелились…
Мимо проехал жёлтый школьный автобус с широкой надписью на боку: «Трансамерика» - отстой!».
-Спасибо за компанию! – супруги-фермеры высадили меня у бара «Дикий Джо». Пошёл дождь.
Я немного постоял, ощущая, как капли атакуют мою голову, плечи, поднятую к небу руку. Хорошо.
Потом вошёл в бар. Завсегдатаи все, как один, взметнули взоры на меня. Толстяк по прозвищу Дикий Билл, хозяин заведения, воскликнул:
-Ничего себе погодка, а? Как обычно?
Я кивнул и прошёл мимо рабочих, уставившихся на меня своими безрадостно-угрюмыми взглядами.
Когда я подошёл к стойке, они вдруг все загрохотали кружками по столикам и хором закричали:
-Не смотрите «Трансамерику», что тут такого – мужик в бабу захотел превратиться, да сынок в него пошёл – себя каждому встречному продаёт, вот забава продюсеров, вот потеха киношников, вот горе от ума зрителям, что себя мучать, лучше приходите в бар Дикого Билла и опрокиньте рюмочку-другую! Рюмочку-другую, и все беды забудутся, и никакая «Трансамерика» ваши души не омрачит!
-Славно сказано, - расплылся в улыбке до ушей Дикий Билл.
Выйдя из бара, я обнаружил, что велогонка, проводящаяся в городке раз в год, стартовала. Дождь унялся. Я прошлёпал по лужам к церквушке, расположившейся прямо напротив бара Дикого Билла.
-Смертный грех! – возопил священник и ухватил меня за рукав. – Знаете, как это бывает, когда человек оступился? Это всё из-за отсутствия веры, вот в чём весь корень проблем Бри, героини «Трансамерики»! То же самое должно сказать и о его сыне – Тобиасе, падший человечек, совершенно падший… Как же так можно, Боженька ведь добрый, он всем поможет, он всё знает, всё видит… Кощунственно – снимать такие фильмы! Предаём анафеме Дункана Таккера!
Священник распростёр руки в пламенном экстазе красноречия.
Велогонщики приближались к нам, чтобы пройти новый круг.
Я оглядел всё, что меня окружало. Серое. Неприглядное. Мрачное.
Посмотрев в лужу, я не увидел солнца. После дождя оно не вышло, а спряталось за облака.
-Вы все неправы…, - неожиданно заговорил я. Велогонщики сбились с ритма и начали падать на грязный асфальт.
-Бри…, - продолжал я, -… она хотела быть… человеком. Человеком.
Священник как-то весь побледнел, потом его кожа стала сыпаться на землю, и, наконец, его преподобие превратилось в бесцветный порошок. Всё стало превращаться в ничто не значащее. Бар Дикого Билла как-то скривился и тоже рухнул в пропасть. Велогонщики поднялись в воздух и закружились в неистовствующем вихре. Жёлтый автобус мимоходом вернулся назад и исчез в пространстве.
Осталась дорога и я. Я чего-то ждал. Вот и они.
Автомобиль едет по дороге. За рулём – Тоби. Рядом – Бри, смотрящаяся в зеркало и поправляющая причёску. Оба косятся друг на друга, как бы оценивая, что каждый из себя представляет. Вот они проезжают мимо меня.
Тут я поднимаю руку и машу им со словами:
-Удачи!
Они продолжают свой нелёгкий путь. Путь к взаимопониманию всегда труден. Но я уверен – они не пожалеют о том, что начали проходить этот путь…
Прекрасный фильм, который хочется смотреть и смотреть
Вот уже в седьмой раз пересматриваю фильм 'Трансамерика ', фильм, на который, увидев в магазине видео, сначала и не хотелось обращать внимание (наверное, опять какая-нибудь пошлость на темы сексуальных перверсий). Кто бы знал!
'Трансамерика ' - фильм, который заставляет задуматься, заставляет включиться в сюжетную линию и сопереживать героям, почувствовать, понять и принять их. Более того, полюбить их. Честно скажу, очень давно не испытывал такого ощущения от просмотра фильмов.
Откровенно потрясает игра актеров - великолепной Фелисити Хаффман и убедительно талантливого (а он ведь еще очень молод) Кевина Зегерса. Сложнейшие и драматичные роли, глубокий психологизм, но как блестяще справляются с ними актеры - причем как исполнители главных ролей, так и актеры второго плана. Вообще, надо сказать, великолепный актерский ансамбль.
Хочу отметить также замечательную режиссерскую работу Данкена Такера (а ведь это его режиссерский дебют в большом кино), прекрасную операторскую работу. Ну а о музыкальном оформлении и говорить не приходится - просто феноменальный саунд, удивительно точно и со вкусом подобранный музыкальный материал, очень тонко подчеркивающий сюжетно-психологические нюансы картины.
Вообще, надо сказать, с каким мастерством режиссеру и актерам - Фелисити Хаффман (играет роль транссексуала Бри Осборн) и Кевину Зегерсу (играет роль сына Бри - Тоби Уилкинса) - удалось 'обыграть ' (а точнее, представить) столь сложную и 'щекотливую ' тему - сексуальной самоидентификации и восприятия ее во вне. Хотя, конечно же, фильм по большому счету и не об этом. Он о другом - о поиске себя, о поиске понимания 'близкими ', которые, являясь таковыми номинально, по сути своей оказываются 'далекими ', отказывающимися понимать и принимать человека таким как он есть. И ни при чем здесь сексуальная ориентация, сексуальная самоидентификация, транссексуальность и пр.
Но с каким мастерством удается сыграть роль главного героя, а вернее, прожить ее Фелисити Хаффман. Пожалуй, именно она и должна была получить Оскара за лучшую женскую роль в 2006 году. Но киноакадемия не допоняла фильм. А жаль! Сколь глубока актриса в этой роли, как она убедительна. Более того, просто не возможно поверить, что роль Бри играет женщина. Так пронзительно сыграла свою роль транссексуала Бри Осборн актриса.
Не могу не сказать и о Кевине Зегерсе. Просто не понятно, как мог так глубоко и убедительно сыграть свою роль этот молодой актер, ранее не замеченный в психологических драмах. Это работа сильного и зрелого мастера, а не 20 летнего актера. Это стопроцентная работа на износ, без капли фальши, до глубочайшего надрыва и правды. Великолепная работа!
Очень интересно наблюдать за развитием отношений Бри и Тоби. Сначала - вынужденная встреча в нью-йоркской тюрьме для несовершеннолетних, куда Бри Осборн приезжает, чтобы заплатить залог за Тоби, затем - путь через всю Америку из Нью-Йорка в Калифорнию, куда каждый из героев стремиться за воплощением своей мечты (Бри должна сделать последнюю операцию для завершения трансформация из мужчины Стенли Шупака в женщину Бри Осборн, а Тоби Уилкинс хочет начать свою кинокарьеру в Голливуде). Но на самом деле отец и сын (именно так оно и есть на самом деле) едут навстречу друг другу и одновременно навстречу самим себе.
Шаг за шагом, сопровождаемые приключениями и злоключениями, они становятся ближе друг другу, постепенно понимая что ближе их на целом белом свете и нет никого. Они нужны друг другу, чтобы найти самих себя. Чтобы понять и принять самих себя, такими как они есть. Как же трогательно играют актеры. Проникаешься глубочайшим пониманием, а к концу фильма ты вдруг понимаешь, что эти люди стали для тебя близкими людьми, ты вдруг ловишь себя на мысли, что они становятся родными по духу и по мыслям не только друг для друга, но и для тебя.
Фильм действительно замечательный. Фелисити Хаффман играет просто бесподобно, на уровне Мэрил Стрип! Оскар нужно было по праву отдать ей, а не 'блондинке в законе' Риз Уизерспун
В своё время фильм вызвал во мне определённые внутренние противоречия. Одна часть меня отнеслась к нему положительно, заметив в нём поднятие некоторых неудобных тем, а другая часть чем-то была оскорблена и требовала этот фильм ненавидеть, и победила именно вторая часть. В то время у меня ещё философски не сформировалось такое представление, что не только «правильные», но любые трансгендеры достойны того, чтобы про них снимались фильмы, в том числе и те трансгендерные женщины, у которых повышенный градус любви к розовым платьицам до такой степени, что те начинают выглядеть на них вычурно. В том числе и те, которые, помимо этого, весьма безответственно относятся к появившимся у них детям. Это хорошо в реализме в том случае, если картина рассказывает ту историю, которая действительно может случиться, и изображает её правдоподобно. Тем более замечательно, если её престарелая мать сама одевается не менее вычурно, бежит в каблуках и с яркой розовой помадой по домашнему газону. Тем более замечательно, если сама эта героиня по сюжету эволюционирует.
Оставим вопрос того, почему на роль сидящей долгое время на гормонах трансгендерной женщины не взяли долгое время сидящую на гормонах трансгендерную женщину. Фелисити Хаффман играет хорошо. Её Бри, стабильно разговаривающая в районе ноты «ля малой октавы», как того и советует на первых этапах тот курс, который она смотрит, действительно весьма естественная «ставшая невидимкой» трансгендерная женщина. Говоря о её довольно вычурной одежде, можно сказать, что так вполне часто одеваются, когда твоё детство и молодость были украдены. То, что она по сюжету, судя по всему, не знает аббревиатуры GG, популярной в жаргоне трансгендеров, может объясняться двумя фактами: либо эта аббревиатура была впоследствии популяризирована именно «Трансамерикой», где она звучит как genuine girl, либо она старалась избегать конкретно той среды, в которой она активно употреблялась. Была ли она популярна в 2005-м году, мне неизвестно, но в 2007-м она очень активно употреблялась в той среде, в которой модно было травить тех, которые не вписывались в «шаблон» того, какими должны быть «настоящие транссексуалы». В русском варианте она была узнаваема именно как ГГ, а не как НД, как в переводе фильма. Правда, сегодня её давно уже вытеснил термин cisgender woman. В той среде, в которой аббревиатура продолжает употребляться, она стала часто расшифровываться как gender girl, что звучит весьма абсурдно, но употребляющие того не замечают. Главное для них не перепутать слова cis и sissy. Вот такой вот экскурс в малоизвестную обывателю реальность, просто для того, чтобы стала понятнее центральная сцена фильма, в которой Бри с её сыном приезжают в квартиру к её подруге.
Бри может показаться эгоистичной и равнодушной. Такой она мне долгое время и казалась, но, пожалуй, это преждевременная оценка. Безусловно, это может шокировать: не узнать, или делать вид, что не знаешь, за 17 лет, что у тебя родился сын, который подсел на наркотики, рискует подхватить венерические заболевания, и проявлять к нему явную отстранённость. Но когда годами страдаешь от сильнейшей гендерной дисфории, приходится глушить себе чувство вины, иначе очень серьёзно повышаешь себе риск суицида. И не демонстрировать свой внутренний альтруизм всем и каждому, ибо выслушивать о том, что ты жаждешь привлечь к себе внимания, невыносимо. Бри такая, какую её сделала жизнь. Очень долгая и тяжёлая жизнь.
Я не скажу, что «Трансамерика» замечательное кино на века. Могу сказать, что будь я продюсером фильма, я бы очень серьёзно поговорила с режиссёром и отправила бы его на доработку. В нём явно отсутствует ряд сцен, которые бы сделали его более законченным, более выверенным произведением. Другое дело, что сделать это, оставаясь в жанре «роуд-муви», стало бы довольно сложно. Если добавить несколько сцен воспоминаний того самого прошлого, с которым так хочет порвать Бри, в частности, о её знакомстве с той самой подругой, к которой они заезжают по ходу сюжета, о том, что именно детерминировало её «индейскую» аргументацию в вопросах трансгендерности, то некоторые темы, затронутые фильмом, получили бы окончательное раскрытие. Есть также такое наблюдение, что в фильме чувствуется дух более ранних эпох, и может даже создаться впечатление, что действие фильма и происходит в более ранние эпохи, хотя имеются формальные привязки к времени действия, примерно совпадающие с временем съёмок фильма. Такое смешение тоже довольно спорно.
Фильм консультировали глубоко знающие жизнь трансгендерного сообщества изнутри Кальперния Аддамс, главная героиня «Солдатской девушки», и Андреа Джемс, активно боровшаяся и борющаяся по сей день против Рэя Блэнчарда и Джона Бэйли. Именно её курс тренировки женского голоса смотрит Бри в начале фильма. Поэтому у Бри всё совсем не так, как описывал Рэй Блэнчард. Вряд ли какому-то адекватному зрителю покажется, что её жажда сделать операцию является прямым следствием тех сексуальных желаний, про которые он писал. Так что, в общем-то, «Трансамерике» повезло с консультантами, также как и «Девочке» Лукаса Донта. Также как и «Девочка», «Трансамерика» показывает то, как с трансгендерами работают психиатры и психотерапевты. Однако «Трансамерика» значительно менее артхаусная, если можно так сказать.
Хочу отметить небольшую по экранному времени, но сильную роль Кэрри Престон в роли сестры Бри. Играет она своего рода бунтарку, и хотя актрисе на момент съёмок было уже за 30, в её героине жив подростковый в очень хорошем смысле этого слова дух. В отличие от Бри, у неё хватает сил сохранять самообладание, не надевая своеобразной «маски», живя при этом с религиозными родителями. Именно поэтому она так сильно оказывается нужна Бри. И похоже, именно ей, весьма искренней и стойкой девушке, удаётся приспустить эту маску со своей трансгендерной сестры.
Порадовало то, что создатели не стали бросать камни в порно-индустрию. Принятие выбора ребёнка посвятить жизнь съёмкам в порно здесь перекликается с такими вопросами, как принятие принадлежности своих детей к ЛГБТ-сообществу. Указания актёрам на съёмках даёт женщина, что бьёт стереотипы о порно-индустрии, как о мире, в котором всю власть имеют мужчины.
Как итог, «Трансамерика» - неплохой фильм, посмотреть его можно. У него весьма неплохая консультация, и он намного правдоподобнее изобразил жизнь определённых групп населения, чем некоторые другие фильмы на ту же тему. Актёрская игра в нём средняя, но некоторые, особенно Кэрри Престон, играют великолепно. Так что при заинтересованности в теме смотреть стоит. При незаинтересованности понять можно не всё, но всё же больше, чем во многих других фильмах, созданных для менее массового зрителя.
Режиссер Дункан Такер начинал свою карьеру с короткометражек на ЛГБТ-тематику. А в своем дебютном полнометражном фильме решил немного отойти в сторону от гей-тематики и поднять более серьезную социальную проблему транссексуальности, вызванной гендерной дисфорией. Сама тема для кинематографа далеко не в новинку. В том же году вышло культовое кино 'Завтрак на Плутоне', в конце 90-ых Альмодовар выпустил драму 'Всё о моей матери', среди малобюджетных проектов вспоминается 'Солдатская девушка' с Ли Пейсом, но мне кажется, что Такер больше вдохновлялся австралийским роуд-муви 'Приключения Присциллы, королевы пустыни'. Во всяком случае, я увидел много общего. Хотя тут всё-таки больше драматизма, поэтому мне 'Трансамерика' приглянулась сильнее.
Главная героиня Бри уже давно принимает гормональные препараты и готовиться к пластической операции, которая окончательно завершит перемену пола и приведет к душевной гармонии. Но перед таким долгожданным и знаменательным событием ей звонят из тюрьмы, в которой находится её несовершеннолетний сын. Психоаналитик буквально заставляет Бри не бежать от своего прошлого, а принять его, как бы тяжело это ни было, поскольку это тоже часть ее жизни. Ведь тело - это всего лишь физическая оболочка, а душа человека остается прежней даже после пластической операции. Бри приходится отправиться в роуд-муви и встретиться с сыном, а также со своей семьей.
Для меня роуд-муви, как и вестерны, слишком затянуты и монотонны. Пожалуй, в данном направлении мне нравится только бразильский 'Центральный вокзал'. Здесь тоже вроде и любопытно следить, как двое героев пытаются найти общий язык, но катастрофически не хватает действия. Поэтому большую часть фильма наслаждаешься актерской игрой Фелисити Хаффман. Когда транссексуалов играет мужчина, то там чаще всего больше излишней жеманности. А тут было оригинально взять на роль женщину, которая внесла в образ что-то мужское. Это какие-то мелкие детали, но парадокс в том, что ты начинаешь верить в то, что перед тобой мужчина.
Больше всего было интересно смотреть на неприятие семьи Бри в новом облике. Это настолько реалистичная реакция, что не вызывает сомнений. Думаю, что у нас тоже подавляющее большинство родителей боялось бы осуждающих взглядов и насмешек соседей, что их чадо позорит семью на людях. А ведь именно это и становится главной причиной суицидальных наклонностей людей, которым сложно себя идентифицировать в чужеродном теле, но они боятся метаморфоз с телом из-за перемены отношений с близкими. Реакция отца была весьма сдержанной, что тоже свойственно для подкаблучника. Он вроде и не против нового облика Бри, но боится открыто выразить поддержку из-за деспотичной и истеричной супруги, которая даже к внуку относится, как к безвольному щеночку.
Что касается лично меня, то я интуитивно тянусь к людям искренним, потому что именно это имеет наибольшее значение в общении. Мне не нравятся трусоватые люди, которые не могут принять себя, но почему-то ждут этого от других. Именно искренность позволяет нам быть самим собой и не хотеть стать никем другим. Хвалю фильм за его посыл к терпимости, потому что очень сложно найти человека, принимающего тебя со всеми твоими заморочками.
Есть некоторое количество фильмов, которые я могу определить для себя в отдельную - горячо мною любимую - категорию. В сей кружок входят киноленты, несущие очарование американских провинций, на фоне которых абсолютно неспешно, шаг за шагом, разворачивается история жизни людей. Самых обыкновенных людей, которые решают для себя самые обыкновенные вопросы - думают о важности семьи, пытаются самоидентифицироваться (или попросту найти себя)и проч. Но при всей банальности происходящего невольно начинаешь сопереживать их судьбам, их историям.
'Трансамерика' стала для меня как раз таким фильмом, когда неспешно проживаешь с героем его, такую обыкновенную, жизнь. Наш герой не совершает не полетов в космос, не спасает человечество, а просто пытается стать частью своего общества и, если повезет, его счастливой частью. Но это и становится самым сложным для него, и таким важным для меня- зрителя.
Фильм потряс меня до глубины души. И охарактеризовать я могу его лишь как 'трагедия одного человека', и речь я веду отнюдь не о главном герое, который так страстно пытается перекроить себя. Его линия идет впереди, оттеняя намного более страшную историю - историю 17 летнего мальчика. И если наш женомужской персонаж в итоге обрел свое незатейливое счастье, то драма его сына так и остается неразрешенной.
Если вдуматься в происходящее, то перед нами совершенно жуткая картина: мальчик, лишившейся матери (да еще и как: самоубийство!), подвергающейся извращенным нападкам отчима, скатившийся к своим 17годам до наркотиков и проституции, наконец-то встречает человека, от которого веет хоть каким-то человеческим отношением. Но этого еле заметного ветерка заботы достаточно - мальчик готов на все! На все, лишь бы его вновь не бросили. И сцены в отчим доме тому подтверждение.
После этого эпизода герой убегает. Но какое унижение, обиду и смятение он переживает? Если вдуматься, это жуткий комок, становится страшно за незрелого человека. Но это не стоит внимания. У нас главный герой - горе-папаша, который отправляется кроить свои гениталии, выяснять отношения с собственными комплексами. Исчез несовершеннолетний сын? Ну и ладно! Есть другие дела!
Когда я думала, стоит ли смотреть фильм, я клюнула на такие фразы в комментариях и рецензиях как 'семейные ценности в каждом кадре!'. Есть эгоизм, цинизм, но вот семейных ценностей здесь нет. Потому что главный герой нуждается в своей семье лишь из-за финансовых издержек. Потому что в конце мы видим, как самый уязвленный персонаж действа так и остается неприкаянным. Он продолжает падать, доходит до порно-роликов, и опять отчаянно льнет хоть к малейшему лучику тепла, и это карусель не имеет конца.
Создателям каким-то неведомым образом удалось вывернуть мораль. Вроде бы и счастливый, чистенький конец, но от него так и смердит. Трагедия брошенного, по-настоящему не нужного человека так и осталась неразрешенной. И даже более, контекст нам говорит, что это и есть счастье, это и есть норма. Но на самом деле, показан карточный домик счастья. Мальчик обрел псевдосемью, главный герой обрел псевдосебя. Каким он был некрепким духовно, таким и остался. Он не обрел себя как личность, но орел себе новую упаковку.
Фильм хорош, на мой взгляд, своей камерной атмосферой. Хорошо уловлены моменты тихой, местечковой жизни. Замечательны актеры, веришь практически всем, даже эпизодическим. Фильм идет хоть и неспешно, но крепкой линией, он не затянут.
Но с моральной точки зрения эта кинолента меня шокировала, вывернула наизнанку мои представления о семье, любви, поэтому высокую оценку я поставить не смогу.