Одиннадцатый официальный фильм о британском шпионе Джеймсе Бонде, агенте 007, шестая роль Роджера Мура в качестве агента 007, третий и последний фильм для режиссера Льюиса Гилберта.
Очередной сумасшедший отброс Дракс хочет уничтожить мир с помощью разработанного в его лабораториях биологического оружия, основанного на токсине, выделяемом из орхидеи. 'Лунный гонщик' или 'Лунный странник' это космический шаттл, якобы похищенный неизвестными людьми. Бонд получает задание выяснить что к чему. Развитие событий заставляет его посетить самые разные уголки земного шара, и даже космос. И все это как всегда сопровождается приключениями, которые кажется вот вот лишат жизни Бонда.
У Бонда в арсенале появляется оригинальное оружие, крепящееся как часы и выстреливающее бронебойными стрелами при напряжении мышц предплечья.
В фильме появляется также герой предыдущего фильма 'Шпион, который меня любил', здоровенный убийца по имени Челюсти, желающий отомстить Бонду, но в конце влюбляется в девушку и понимает что Бонд борется за правое дело и помогает ему спасти мир.
Надо сказать, космические сцены для 1979 года сняты очень неплохо. Если в предыдущих фильмах это выглядело несколько примитивно, то здесь все на высшем уровне.
Кто то таинственным образом похищает космический шаттл 'Лунный гонщик', и боясь возбуждения нового конфликта МИ-6 поручает бесстрашному агенту 007 - Джеймсу Бонду - найти похитителей. Попутно, путешествуя по всему свету и избегая ловушки его злейших врагов, Бонд выясняет, что довольно известный мультимиллионер готовит новый апокалипсис посредством возведения опасного вируса с целью создания новой жизни, но на этот раз в космосе.
Одиннадцатый фильм 'бондианы' не случайно вышел в конце 70-х годов. Видимо, создатели были настолько поражены недавно вышедшими 'Звездными войнами', что решили 'а давайте мы снимем свой Звёздный войны, только с Бондом', и, что удивительно, только выиграли от этого.
Несмотря на фантастичный сюжет, кино целиком и полностью умудряется держать зрителя в напряжении и нарастающем интересе, так как здесь с приключениями Бонда всё в порядке - они стали интереснее, динамичнее, и такими же юмористичными. Повсюду, куда бы Бонд не пошёл, его ждут различные трудности, вроде попытки покушения на жизнь агента, из которых Бонд таки умудряется выйти порой оригинальными способами. Вернувшийся с прошлого фильма злодей Челюсти стал ещё более обаятельным и интересным персонажем, к тому здесь под конец фильма авторы выдают его под совершенно другим, более приближённым зрителям ракурсом.
Насчёт спецэффектов авторы не скупились ничуть. Конечно, основной бюджет здесь уделён космосу и декорациям космического корабля, но это не делает фильм хуже. Плохо, что космос здесь представлен только в финале, тому, что зритель видит на экране, хочется удивляться. Моменты взрывов и пострелушки космических кораблей явно навеян фильмами Лукасами. Достаточно посмотреть на них, чтобы в этом убедиться.
Актёрская игра Мура совершила прогресс. Теперь он стал меньше комично кривляться, наконец то появился баланс между его обаянием и серьёзностью. Злодей в исполнении Микаэля Лонсдаля выглядит достаточно коварным и жестоким.
'Лунный гонщик' - кино, которое решило провести эксперимент, и тем самым вдохнуть новую жизнь в полюбившуюся многим серию. И этот эксперимент оказался весьма успешным.
Космос. Последний рубеж. Команда звёздного корабля 'Энтерпрайз'... Нет, не так. А! Давным-давно, в далёкой-далёкой галактике... Ды твою ж налево. Ммм... Может быть, близкие контакты тре... К чёрту. В общем, вот вам исчерпывающее представление об этой картине - Бонд в космосе.
Итак, космическая тема вновь вошла в моду благодаря 'Звёздным войнам', 'Близким контактам третьей степени' и создателям 'Звёздного пути', начавшим делать полнометражки. До кучи можно поместить первую версию 'Боевого крейсера Галактики', хотя продержалась она недолго. Во всяком случае, 'только для твоих глаз', который был заявлен в титрах предыдущего бондофильма - 'Шпион, который меня любил' - пришлось ждать до 1981 года. А пока получите - 'Лунный гонщик'.
Начало не предвещает беды - традиционная экшн-сцена перед титрами, как всегда с интересным трюком (отбором парашюта в воздухе), затем красивые титры Мориса Биндера под чарующе-прекрасную песню Ширли Бэсси (одна из моих любимых композиций во всей бондиане), после идёт вроде бы стандартная бондиана, прекрасная со всеми её штампами (создатели начали махать рукой на оригинальность и стали отодвигать шпионаж на второй план, посему принял это как должное).
Когда пошли финальные титры, сопровождаемые диско версией открывающей песни, я сидел с очень озадаченным видом. Очень странная лента вышла. Желание заработать на космической теме понятно, но чтобы так...
Вообще, кино разваливается на две половины. В первой Бонд разруливает тёмные дела миллионера Хьюго Дракса, который якобы теряет в катастрофе шаттл 'Лунный гонщик', во второй Джеймс следом за Драксом улетает в космос, где Хьюго на скрытой от глаз людских орбитальной станции собирается взрастить новое поколение людей, уничтожив старое при помощи ядовитых спор. И обе этих половины, мягко скажем, не очень.
Взять, скажем, спецэффекты. Оно ведь как - вроде бы и красиво, но когда глядишь на рукопашные, снятые словно в пятидесятых, становится неудобно. Аж две погони на катерах (у создателей бондианы к ним особая мания, судя по всему) - тут фаворитом выходит разве что вторая. В ней хороший экшн и много взрывов, в то время как первая напрочь загублена 'смешными' моментами. Плюс ко всему во второй погоне засветилась новая штукенция от Кью, катер Carlson с минами, торпедами и встроенным дельтапланом.
Сцены в космосе весьма красивы, особенно виды станции (в ленте, вообще, хорошие декорации), но всё портит самый что ни на есть звёздный десант, палящий лазерами. Намёк на пресловутый хит Лукаса слшком велик. Да какой намёк - практически прямое цитирование.
Сюжет - даже не читая исходную книгу можно догадаться, что перелопачен он сильно. Ибо нутром чуешь, что Флеминг такого бы не понаплёл. И к тому же, здесь всё как-то очень утрированно, игрушечно и несерьёзно. Конечно, пора бы привыкать, но никак не получается. Зато, очень порадовала отсылка к пресловутым 'Близким контактам...' в виде взятой из них мелодии. Слышишь её в сцене с вводом пароля - и так и хочется крикнуть 'Да я ж знаю, откуда это!'.
Актёры зато достойные - ну, Мур как всегда источает иронию и спокойствие, даром что возраст актёра виден, и виден явно, но давайте перейдём к другим исполнителям. Ричард Кил вернулся в образе Челюстей, и опять же - он хорош, но сценарий делает его типичным неубиваемым сверхсильным бугаем, повторюсь - мне такая гиперболизация не впёрлась. Зато у него обозначилась целая любовная линия и произошёл переход на светлую сторону, так что за него можно порадоваться. Майкл Лонсдэйл в роли Дракса вполне хорош и может занять заслуженное место среди остальных врагов Бонда. Новая девушка Бонда - Холли Гудхед в исполнении Лоис Чайлз - неплоха, отдалённо смахивает на Миллу Йовович, но сексуальности ей ощутимо не хватает. За это отвечают девушки со второго плана.
Опять достаточное количество времени уделено Кью и М. При этом Бернард Ли в роли последнего появится на экране, к сожалению, в последний раз. Через два года его не станет, и кто бы его не будет заменять - бондиана без него определённо станет не та. Грустно, грустно. Зато внутрифильмовая музыка Джона Барри загрустить и заскучать не даст - сразу видно что маэстро вернулся в строй - здешние композиции воистину ярки и величественны. И на пятёрку, надо сказать, наработал оператор, запечатлевший красивые натурные планы.
И в целом, визуально и слухабельно картина получилась достойной, но поток китча и несерьёзности достиг своего апогея, и если так пойдёт и дальше, то придётся переходить на красные рецензии. Можно смотреть, можно, но только осторожно. Заигрывания бондианы с семидесятыми приняли крайнюю форму, но впереди восьмидесятые, впереди - теперь уж точно - 'Только для твоих глаз'.
Одиннадцатому по счёту фильму про приключения бесстрашного и находчивого спецагента британской разведки MI6 Джеймса Бонда нередко дают номинальное название-англицизм 'Мунрэйкер'. Действительно, 'Лунный гонщик' звучит несколько пафосно, да и сей речевой оборот для знакомцев с кино может означать, если не знать, что это фильм об агенте 007, принадлежность к жанру фантастики. А тут 'Мунрэйкер' и пойди догадайся, что это за чудо такое и с чем его едят. Но, не увиливая от правды, 'Лунный гонщик' есть самым фантастичным фильмом из всей киноэпопеи про Джеймса Бонда.
Сюжет очередной части шпионской саги закручивается вокруг похищения космического шаттла неизвестными. Надо сказать, что доселе только околонасовские сотрудники знали о создании космического шаттла, но, видно, у Яна Флеминга, литературного создателя Джеймса Бонда, обширные связи и ему поведали об этой программе, а он, в свою очередь, не преминул случаем перенести это на страницах своего романа. Итак, далее. Джеймс Бонд же в это время борется с бандитами, задумавшими его убить, врагов-то у агента 007 предостаточно. Но зрителю подготовили сюрприз: на авансцене объявляется не кто иной, как Челюсти в исполнении обладателя огромного роста (2 метра 17 см) Ричарда Кила. Джеймс Бонд не смог справиться с ним в предыдущей части 'бондианы' - 'Шпион, который меня любил'. Ясное дело, что теперь супершпиону придётся не только докопаться до правды по поводу похищения сверхсекретного шаттла, но ещё и бороться с призраками прошлого.
Заинтересовавшись идеей постановки 'Лунного гонщика', то можно несколько неприязненно отнестись к тому факту, что вовсе не этот фильм должен был быть выпущен, а 'Только для твоих глаз', но ошеломительный успех 'Звёздных войн', вышедших за два года до 'Лунного гонщика', поставил жанр фантастики перед всеми остальными. Продюсеры 'бондианы' решили обогатиться за счёт этого. 'Лунный гонщик' получил внушительный бюджет - целых 34 миллиона долларов (до этого самой 'дорогой' частью был 'Шпион, который меня любил' с бюджетом в каких-то 14 миллионов). Меркатильные интересы Альберта Р. Брокколи, главного творца экранизируемого Джеймса Бонда, и его компании довольно известны. Что же, коммерсант, он и есть коммерсант.
И бюджет отбился в прокате, заработав в мире больше 210 миллионов долларов, солидный куш, но другой поворот событий был бы расценен как провал и возможность свёртывания проекта после 'Только для твоих глаз' (проект уже был заявлен и запущен, это 'Лунный гонщик' встрял вне своей очереди) была бы очень вероятной. Львиная доля вложенных средств ушла, разумеется, в постановку спецэффектов. Из них, опять же львиная доля, пришлась на визуально зрелищный финал, отснятый в невесомости. Аж пробирает, как это эффектно было сделано. Но надо учесть, что на момент 1979-го года натурные съёмки и рисованная графика существовали как единое целое, не было тогда таких технологий и спецов, чтобы только с помощью компьютеров создать картинку. Правда вот уступали всё-таки креативной мыслью технари 'Лунного гонщика', даже выстрелы из бластеров были явно соотнесены фантазиям Джорджа Лукаса в 'Звёздных войнах'. Но всё же 'Лунный гонщик' остаётся верен 'бондиане' - масштабом экшна берут своё.
'Лунный гонщик' стал четвёртым фильмом, где несгибаемого агента играет Роджер Мур. В трёх предыдущих его гонорар составлял 1 миллион 'зелёных', зато за 'Лунного гонщика' ему выплатили сразу 4! Возможно, таким образом, пытались подстегнуть Мура, чтобы он превзошёл сам себя в образе Джеймса Бонда и 'Лунный гонщик' стал этапным во всей эпопеи. Не сказать, что Роджер Мур себя превзошёл, во всех частях, где он принял участие, он идёт на одном мотиве, не хуже и не лучше. Может и не надо было развивать персонаж, зритель уже к нему привык, а добавки могли бы стать рисковыми. Челюсти, то есть Ричард Кил, полюбился многим поклонникам франшизы - стальные зубы и огромный рост делали этот персонаж всецело запоминающимся. Не без доли иронии с ним обошлись в 'Лунном гонщике' - он встречает девушку со смешными косичками. Он улыбается во весь свой стальной рот, та ему вторит, ожидал, что там окажутся брекеты, но нет. И всё же эта сцена любви с первого взгляда остаётся одной из самых забавных и в тоже время чувственных во всей 'бондиане'.
Роль главного же антагониста в 'Лунном гонщике' отдали Микаэлю Лонсдалю, который за шесть лет до этого отлично зарекомендовал себя в политическом триллере (жанр же близок к шпионской тематике?) 'День Шакала', впоследствии переснятом в свободном ремейке 'Шакал' с Брюсом Уиллисом и Ричардом Гиром в главных ролях. Персонаж Микаэля Лонсдаля представил миру очередную вариацию злого гения - того, который верит, что нашу планету необходимо очистить от дурного, создав новую, высшую расу. Аналогии, думаю, всем понятны. Микаэль Лонсдаль справился с ролью на ура, став отличным противником Джеймсу Бонду: идея есть, способ применения - страшен. И не обходится Джеймс Бонд без девушки. На сей раз его пассией стала доктор Холли Гудхед (легко переводимая фамилия) в исполнении Лоис Чайлз, которая удачно вписалась в картинку не только внешностью, но и добротной игрой, не только же соблазнительностью бравировать. Ну и дополняют список покорённых сердец персонажи Коринн Клери и Эмили Болтон, тоже сногсшибательных красоток.
С внеочередной серией 'бондианы' создатели значительно обогатились. Не всем людям это может понравиться, сыграть на модной теме космофантастики и отправить туда Джеймс Бонда несколько выходит за рамки экшн-боевика, которым славен цикл. Главное, чтобы зарбаотанные деньги ушли на развитие франшизы, да и про благотворительность не позабыли.
Вышедший через два года после предыдущей части, снятый всё тем же Льюисом Гилбертом, «Лунный Гонщик», пытавшийся в своё время нажиться на успехе «Звёздных войн», зрителями был встречен не очень тепло. Перед просмотром я увидел не очень высокую общую оценку на Кинопоиске и IMDb, да и, что важнее для меня, друзья мои точно так же почему-то средне оценили «космическую» часть. Я уж было ожидал увидеть нечто вроде «Бриллиантов навсегда» и «Человека с золотым пистолетом», однако нет, обошлось. То ли низкие ожидания сыграли роль, то ли ещё что, но в итоге для меня фильм оказался весьма не таким плохим, каким его малюют.
Ну, во-первых, только потому, что тут полно интересных сцен. Тут Бонда и на тренажёре для космонавтов (я правда не знаю, как эта штука называется) покатают, и гаджетов целую прорву подвезут, и погони на лодках можно будет лицезреть (лодка, в свою очередь, тоже не обычная), и самурайские битвы, ну и, конечно, самое главное, ради чего мы здесь собрались - космос. Злодейская космическая станция, полёты на мунрейкерах, невесомость и, конечно, самое эпичное - перестрелка стенка на стенку в открытом, блин, космосе!
Вот за что можно упрекнуть, так это за передышки. Этот фильм как марафонец, который отлично стартует, долго и очень быстро бежит, но в конечном итоге выдыхается и минут 10-20 у него занимает на отдышку. Но сильно ругать не хочется всё равно. Да, болтовня в Бонде никогда не была особо интересна - герои не то чтобы глубокие, да и диалоги в основном ничего в себе не несут, кроме сюжетной информации. Однако в минуты «отдышки» только болтовнёй не ограничиваются всё равно. Бонд, всё-таки, шпион, поэтому помимо драк, перестрелок и погонь он ещё и... вот это поворот... шпионит! Поэтому он то сейф тайком взломает, то учёных подкараулит, то на охоте киллера с дерева снимет... наповал, скажем так. В общем, заскучать всё равно никак не получается.
Спутница в очередной раз подтверждает тезис «лучшая спутница та, у которой с Бондом какие-то тёрки». По крайней мере для меня это всяко интереснее, чем любовные драмы, которые как ни в чём не бывало исчезают в следующих же фильмах. Вот и местная напарница частенько препирается с Бондом. До уровня русской шпионки из прошлой части всё равно далеко, но их взаимодействие с Бондом всё ещё радует. Взять только первую встречу:
-Доктор!
*та оборачивается*
-О, да вы женщина!
-Вы очень наблюдательны, мистер Бонд.
С юмором, кстати, тоже порядок. Пускай его немного и он не сильно запоминающийся, зато во время самого просмотра хорошо выполняет свою функцию и смешит, да и про козырные фразочки, построенные на игре слов, тоже, к моему великому счастью, не забыли.
Есть здесь и ещё один интересный персонаж - перекочевавший из прошлой части мужик с железными зубами с кликухой «Челюсти» (да, отсылка на Спилберга). Оказывается, злой он такой был оттого, что у него девушки не было. Очень было забавно наблюдать его внезапную метаморфозу. Ему даже хочется сопереживать весь фильм, особенно под конец, настолько милая и по-хорошему фарсовая у него сюжетная линия.
Злодей тоже не подкачал. Мотивации он всё равно лишён, но план у него интересный - создать сверхрасу на другой планете и в дальнейшем поработить при помощи неё население Земли. Такой американский Гитлер, недаром с усами ходит.
Ну и под конец пару слов о технической части. Гилберт всё ещё чудесно снимает экшен - та же перестрелка в космосе и баталии на самолёте и вне его в начале фильма чего стоят. Саундтрек тоже радует. К месту использованные старые мелодии и бодро звучащие новые - чего ещё надо? Хотя ладно, музыка в заставке на сей раз как-то вообще не цепляет, но это уже мелочи.
Да и все мои придирки к этой части в основном тоже мелочи. По-хорошему абсурдный, «Лунный гонщик» умеет развлекать, причём разнообразно, у него есть своё космическое лицо, да и скучно просто-напросто не становится. Так чего же ещё нужно от фильма про Бонда?
Джеймс Бонд. Часть 011. В бесконечность и дальше! (с)
В сравнении с предыдущими десятью фильмами «Лунный гонщик» стал, пожалуй, самым карикатуричным и рекламным во всех отношениях.
Самым бюджетным он точно стал, ведь на создание The Moonraker потребовался аж 31 миллион долларов и плюс 40 были потрачены на маркетинг. Хотя эти цифры были с лихвой перекрыты сборами, а сам «Лунный гонщик» стал своего рода прорывом в киноиндустрии, показав перестрелку при помощи лазерного оружия прямо в открытом космосе!
Четвертый фильм для Роджера Мура в роли Агента 007, судя по тому как он играл в нем, был скорее возможностью разжиться неплохим гонораром. Нельзя сказать, что актер сыграл из рук вон плохо, напротив, сыграл Мур на прежнем для себя уровне, тем самым не продемонстрировав никакого развития своего персонажа. Возможно, сказался тот факт, что и сам фильм получился полукомедийным с целым набором абсурдных и порой нелепых эпизодов, которые явно никак не относятся к шпионскому кино.
В «Лунном гонщике» Джеймсу Бонду вновь предстоит сойтись лицом к лицу с одержимым глобальной идеей человеком, в чьи планы входит не только уничтожение мира, но и создание полулюдей-полубогов, способных управлять миром. Что ж, это наверное первый враг Бонда, который замыслил уничтожить 5 миллиардов людей на планете. Вдумайтесь! В 1979 году население планеты составляло всего пять миллиардов, а теперь!..
Несмотря на то, что Бонду вновь пришлось схлестнуться с безумцем, коих он на своем веку встречал немало, «Лунный гонщик» в первую очередь приятно удивляет размахом своих съемок и тем, как в 1979-м обстояли дела со спецэффектами. Если в «Живешь только дважды» космические корабли выглядели как игрушки, то в «Лунном гонщике» на пути к освоению кинокосмоса был проделан большой шаг: здесь тебе и вид Земли с дальнего расстояния, и вполне себе реалистичные космические челноки (другое дело, что в статичном положении они все же выглядят неестественно) дают возможность оценить проделанную декораторами работу. То же самое можно сказать и об интерьере космического корабля Дракса, созданного по принципу многомодульного места для проживания.
Естественно столь масштабные декорации требовали существенных финансовых вливаний и наверняка немалую часть бюджета составили вливания от целого ряда рекламодателей, чьи названия можно видеть по ходу фильма Шутка ли, во время сцены с похищением Бонда и мисс Гудхед за какую-то минуту можно увидеть рекламные щиты 7UP, Marlboro, British Airways и Seiko, мелькающие друг за другом! Ну а популярная марка сигарет так и вовсе неоднократно попадает в кадр.
Сам фильм, если убрать за скобки его шпионскую тематику, мог получиться одной из рядовых комедий с массой абсурда. Сцены, в которых действие разворачивается в Италии сразу же навевают мысли о старой доброй советской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Рассматривая их в контексте шпионского блокбастера, которым и считается вся франшиза об агенте 007, такие сцены выглядят неуместно и самого Бонда выставляя человеком не умнее дурачка, и не привнося в фильм должной доле комедийности, скорее бредовости. К такого рода эпизодам можно отнести катящегося на медицинской тележке мсье, влетающего в рекламный щит или же официанта, раскрывшего рот и проливающего вино на посетителя.
Несмотря на это «Лунный гонщик» в целом достойно продолжил серию фильмов о суперагенте ее Величества, ну а зритель проголосовал ногами, сделав одиннадцатый фильм о Джеймсе Бонде самым кассовым на тот момент из всей франшизы.
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Успех фильма «Шпион, который меня любил» (3 номинации на Оскар, высокие кассовые сборы) доказал, что иногда продюсерам стоит поднять ставки и рискнуть ради того, чтобы сорвать куш. Однако случилось так, что на сей раз старую добрую традицию анонса названия следующего фильма о приключениях Джеймса Бонда в финальных титрах пришлось прервать. Да, от проекта «Только для твоих глаз» никто не думал отказываться в момент выхода на экраны «Шпиона…». Но в связи с огромной популярностью «Звёздных войн» Джорджа Лукаса и «Близких контактов третьей степени» Стивена Спилберга Альберт Брокколи решил «хайпануть» на космической тематике, отправив Бонда туда, где 007 ещё не был. Так появился проект «Лунный гонщик» (он же «Мунрейкер» в некоторых вариантах перевода), который и по сей день является наиболее обсуждаемой частью бондианы эры Роджера Мура среди зрителей. Одни хвалят фильм за спецэффекты и зрелищность, а другие наоборот - ругают картину за фарсовость и бредовость происходящего. Лично мне трудно принять чью-либо сторону, поскольку сам по себе «Лунный гонщик» получился спорным фильмом с кучей достоинств и недостатков.
Как и в предыдущий раз, было использовано лишь название романа Яна Флеминга (благо оно было связано с космосом) + имя главного антагониста книги - Хьюго Дракса. Сам же сценарий, написанный Кристофером Вудом, был полностью оригинальным. Другое дело, что неоригинальным стал концепт фильма, отчасти повторяющий «Шпион, который меня любил».
В самом деле, 10 и 11 фильмы о Бонде похожи друг на друга, словно братья. И это неудивительно, поскольку в режиссёрское кресло вновь сел Льюис Гилберт, которого специально позвали ради создания зрелищных массовых сцен. К сожалению, к особенностям режиссёрского почерка Гилберта следует отнести наличие самоповторов от фильма к фильму. Но если в случае с «Живёшь только дважды» и «Шпион, который меня любил» заимствования были не так заметны (всё-таки между ними было снято аж 4 фильма), то новая часть бондианы выглядит откровенно говоря вторично по отношению к предыдущей.
Оба проекта роднит ещё и наёмный убийца Челюсти (Ричард Кил). Это тоже было своего рода нарушением прежних традиций, поскольку впервые в бондиане в двух фильмах подряд фигурирует один и тот же персонаж в качестве подручного антагониста. Но, в отличие от «Шпиона…» в «Лунном гонщике» Челюсти окончательно становится потешным здоровяком, а не таинственным убийцей. К тому же ближе к концу фильма его отношения с Бондом претерпят огромные изменения (скорее на радость зрителям). Так же в фильме будут присутствовать (пусть и мельком) генерал КГБ Гоголь (Уолтер Готелл) и Министр Обороны Фредерик Грэй (Джеффри Кин), чьё появление и в дальнейшем случится в бондиане чуть ли не на постоянной основе.
Саундтрек был вновь написан Джоном Бэрри, а титульную песню доверили спеть уже в третий раз Ширли Бэсси. Но что-то в этот раз титульная песня меня не впечатлила (от слова совсем), хотя к певице отношусь уважительно.
Среди достоинств фильма мне бы хотелось указать на географию проекта. Да, когда-то Бонд уже был в Венеции в конце «Из России с любовью». Но там за счёт комбинированных съёмок в Италии и на студии не было таких возможностей обыграть это место, какие были у того же Брокколи 14 лет спустя. Потому трудно забыть ироничную погоню злодеев за Бондом по каналам Венеции. Или карнавал в Рио, благодаря которому Бонд спасается от Челюстей. Или красивые водопады Амазонии, над которыми 007 пролетел на дельтаплане. Да много всего.
Понравился мне так же и антагонист. Получилось красивое сочетание внешнего спокойствия с виду респектабельного господина с его жестокостью (сцена расправы с предательницей с помощью бойцовых собак врезается в память надолго) и его коварного плана по уничтожению этого мира для построения нового. И, как мне кажется, в пародийном «Шестом элементе» антагониста сделали похожим именно на Дракса (Майкл Лонсдейл). Ну а агент ЦРУ Холли Гудхед в исполнении Лоис Чайлз лично я считаю одной из самых красивых девушек Бонда.
А вот что действительно вызывало при просмотре если не стыд, то удивление - вся та космическая составляющая, ради чего проект затевался. Сама идея закинуть немолодого (Роджеру Муру уже за 50 было на момент съёмок), курящего и пьющего Бонда в космос абсурдна и наивна. А в сцене столкновения космического десанта с людьми Дракса после демонстрации бластера так и хочется поинтересоваться у создателей где же у персонажей световые мечи? Возможно в те годы либо не знали, что в космосе невозможно издать никаких звуков, либо сознательно шли на такую ошибку ради зрелищности. Сегодня подобные вещи смотрятся несколько наивно.
В общем, как не крути, а «Лунный гонщик» получился довольно странным зрелищем. Да, идея хайпа, ради чего пришлось изменить планы, себя окупила вполне, сделав картину на долгие годы самой кассовой частью. Однако сам по себе фильм я не могу назвать ни плохим, ни хорошим. Если отталкиваться от того, что сама студия приняла решение отходить от реализма в пользу фарса и комичности удивляться особо не приходиться. Но смотреть после «Шпиона…» данную часть трудно, поскольку она слишком уж похожа на предыдущую.
«Лунный гонщик» – одиннадцатая часть бондианы, вышедшая в 1979 году и имевшая баснословный бюджет в 34 миллиона долларов, который равняется совокупной стоимости предыдущих трех фильмов. Желая попасть в конъюнктурную повестку и актуальный дискурс после успеха «Звездных войн», вышедших в 1977 и еще только разрабатываемой, на тот момент, программы «Спейс шаттл» (первый полет многоразового челнока «Колумбия» произойдет лишь в 1981), продюсеры и сценаристы картины решили создать архизлодея вселенского масштаба и, даже, отправить Джеймса Бонда в космос! Хочется верить, что Маск, Брэнсон и Безос в отличие от киношного злодея Дракса (актер Микаэль Лонсдаль) не вынашивают планов по уничтожению всего населения Земли химическим оружием и созданию сверхрасы суперлюдей, а развивают космическую отрасль ради науки, будущего человечества, ну или хотя бы ради своей собственной прибыли.
Помимо эпичных космических приключений Бонда, с невесомостью и стрельбой из лазерных пистолетов, фильм пестрит и по-хорошему сумасшедшей водной погоней по каналам Венеции и захватывающим сражением 007 с громилой Челюсти, выжившим в предыдущей части и устроившимся на работу к очередному злодею-маньяку, на крыше фуникулера в солнечном Рио-де-Жанейро! У Челюстей, кстати, вообще очень интересная судьба для типичного, как кажется на первый взгляд, подручного главного антагониста. В каком-то смысле он ничем не уступает самому Джеймсу Бонду и является его двойником на службе зла. Он неистово силен, выбирается из любой передряги (будь то финал прошлой картины или начало этой), имеет свой уникальный стиль в одежде, смертоносную железную улыбку, а в «Лунном гонщике» еще и влюбляется в миниатюрную блондинку.
Если же говорить о Бонде (его в четвертый раз подряд сыграл Роджер Мур) и о его девушках, то в этом фильме их снова две: актрисы Лоис Чайлз (Доктор Холли Гудхед) и Коринн Клери (Коринн Дюфур). Несмотря на свою красоту и реальную помощь агенту с лицензией на убийство эти две героини довольно-таки быстро улетучиваются из памяти после просмотра картины, как, впрочем, и главный злодей Хьюго Дракс. Зато множество локаций, неплохие спецэффекты и космическая тематика делают свое дело и в общем-то и сейчас приковывают зрителя к экрану. Конечно, можно порассуждать об евгенических идеях Дракса и провести параллели с Гитлером и нацисткой Германией, но тональность «Лунного гонщика» настолько опереточная, а вернее космоопереточная, что о серьезности происходящего не стоит и задумываться. Кстати, о визуальных эффектах, на Оскаре 1980 года в соответствующей номинации сражались пять картин, четыре из которых были напрямую связаны с космосом: «Лунный гонщик», «Черная дыра», «Звездный путь: Фильм» и «Чужой», забравший в итоге эту награду.
Когда эта картина вышла, то сразу же вызвала немало споров. Однако, я с большим интересом просмотрел ее. Особенно это касается первой половины фильма.
Начинается картина очень динамично - традиционная сцена, предшествующая титрам получилась резкой и реалистичной. Бонду придется прыгать из самолета без парашюта и по ходу свободного падения спасать себе жизнь. Впечатляет.
Начало фильма задает картине определенный темп - мы понимаем, что дальше все будет идти по нарастающей. В определенной мере ожидания оправдываются. Бонда направляют к очередному злодею, который задумал интригу в Космосе. Детали тут совсем не важны.
Микаэль Лонсдейль вполне убедителен в роли очередного Доктора 'Зло'. С виду он интеллигентен, добр и обходителен. Но вскоре, мы понимаем, что Бонду будет непросто. Прекрасно выполненная сцена с центрифугой тому подтверждение.
На мой взгляд, приглашение на одну из центральных ролей Коринн Клери - звезды 'Истории О' и 'Попутчика: Кровавый автостоп' - большое достижение для создателей. Клери не просто красивая женщина, но еще и талантливая актриса. К сожалению, ее роль оказалась не очень большой.
Уверен, что позитивное впечатление от этого фильма смазывает его концовка. Сцены, космических битв, отсылают нас к 'Звездным войнам'. Причем, снято все просто и непритязательно. Уверен, что именно благодаря такой концовке - фильм не пользуется большим зрительским успехом.
В итоге:прекрасное динамичное начало этой картины о 007 с Роджером Муром существенно 'смазывается' весьма простой и незатейливой концовкой, которая явно создана под влиянием 'Звездных войн'.
Бесспорно, один из лучших фильмов бондианы. Почему?
1. Идея
Честно говоря, более экстраординарную идею захвата мирового господства представить себе трудно. Уничтожить все человечество смертельным токсином и заселить землю генетически модифицированными клонами, которые будут подчиняться каждому приказу. Для этого создать мультинациональную полутеневую корпорацию, которая будет заниматься высокотехнологичными разработками всего, начиная от лазерных винтовок и заканчивая генетическими исследованиями, и тем более масштабным космическим строительством. Постарайтесь придумать что-нибудь масштабнее. Вряд ли получится. Можно сказать, в фильме сосредоточен концентрат зловещих идей по захвату мирового господства, и абсолютно нет пустяковости, так присущей новым фильмам про Бонда.
2. Космос, последний рубеж...
Последние 45 минут фильма впечатляют. Бои космонавтов в скафандрах с бластерами, огромная космическая станция на 100 человек с искусственной гравитацией, лазерные туррели. Не хватает еще звездолетов с двигателями искривления и подпространственных телепортеров. 'Бонд в будущем' - можно было бы назвать эту часть фильма. Сделано просто потрясающе.
3. Бонд-атрибуты
К сожалению, новшества английского автопрома в фильме не представлены. Зато весьма порадовали гонки на катерах, в частности концепция гондолы на воздушной подушке. Девушки и шутки по убиенным негодяям на высоте. Впрочем, как всегда.
4. Недостатки.
Недостатков много, но в целом в глаза они не бросаются. Челюсти добавляют комичности. Я считаю, это лишнее. Комичность не в стиле фильма. Подвели также главная песня и заставка. И из-за этого концептуальность фильма как очередной главы Бондианы несколько пострадала. Но... для 'Бонда в космосе' большего и не надо. Принцип 'Отличная картинка, и никакого психологизма' сохранен.