Этот фильм напомнил мне один эпизод из фильма 'Реквиум по мечте'. Танцующую бабушку, накачавшуюся таблетками...
Сюрреалистическую, ужасающую картину, всего один эпизод... Но фильм Терри Гиллиама соткан полностью из этих картин, видений. Полностью перевернутый с ног на голову мир человеческого сознания, уводящего зрителя в кэрролловское зазеркалье. Здесь существуют только прекрасные идиллические пейзажи за кулисами которых происходят отнюдь не прекрасные игры воспаленного разума! И в этом фильме вы не найдете ни одного разумного персонажа, за исключением белки... Не даром слоган фильма: 'С белочками эта земля не так пустынна...'!
Кино, однозначно, не для всех... Его нужно смотреть одному, проникнуться атмосферой, диалогами, игрой актеров. Лично я могу утверждать, что Гиллиаму удалось 'взорвать' мой мозг. На этом и хотелось бы закончить словами Диккенса, которого замечательно сыграл Брендан Флетчер: 'Я тоже очень хочу получить новые мозги! Новые - они, наверное, красиво блестят!'
Странный фильм, который не пройдет бесследно, если вы все же сможете его досмотреть до конца. 'Страна приливов' как раз из разряда фильмов - бред или гениальность. Не могу сказать, что являюсь поклонницей подобных фильмов, но что-то заставило меня смотреть и смотреть, я не могла оторваться. Причем в нем не было ни одной напряженной сцены, ни одного лишнего момента или затянутого куска. Как ни странно размеренное повествование ни в коем случае не заставляет желать побыстрее узнать, что же будет дальше. В стране приливов все идет своим чередом.
Маленькая девочка Джелиза-Роуз живет в старом разваленном доме вместе с четырьмя кукольными головами и навечно улетевшим в наркотический рай отцом. Вокруг девочки - целая страна - непаханое поле, перевернутый автобус с сотней волшебных фей-светлячков, гигантская акула-поезд, временами проносящаяся с громыхающим стуком, белка-проказница, волшебный кролик и друзья в каменном замке по соседству - волшебница Делл и прекрасный принц Диккенс. И все бы хорошо, если бы не было так плохо и грустно. Кроме родителей наркоманов, дома-развалюхи, да сказки об Алисе, Джелиза-Роуз больше ничего и не видела и воображение ребенка живо рисует картину другого мира, который она хочет видеть и в который она верит. Она не пытается укрыться от реальности, она просто верит в то, что говорит, как и ее отец, который верил, что можно уплыть в Ютландию, который будил ее среди ночи, чтобы показать картинку в книжке. Джелиза-Роуз сама по себе, она-центр своего мира, ей все приходится понимать самой и объяснять с помощью неглубокого самоаналитического опыта.
Делл и Диккенс - сумасшедшие брат и сестра. И если брат от рождения такой, то отчего сошла с ума Делл понятно смутно. Они живут неподалеку и медленно и еще больше сходят с ума. Делл - от одиночества, Диккенс - от безумной идеи взорвать гигантскую железную акулу и наступления конца света. И пусть девочке Делл кажется подходящей женой для своего отца, а Диккенс - героем своего сердца, других то она не видела и не знает.
Фантасмагорическая атмосфера с реминисценцией из Алисы - продуманная, идейная в чем-то психоделическая, но не позволяющая зрителю сойти с ума, дающая право взглянуть на правду собственными глазами, когда не знаешь, что будет дальше и есть ли выход. Есть ли будущее у маленькой Джелизы-Роуз или она уже вечная пленница страны приливов?
Фильм восхитил меня своей легкой музыкой, таинственной и волшебной, словно саундтреком к сказке об Алисе, где каждый шаг - новое открытие, где нет нагнетающей атмосферы. Восхитила меня и игра маленькой Джоделль Ферланд, ведь весь фильм держится исключительно на ребенке. Наконец-то я увидела этот талант, о котором много читала. Зачем ей приписали образ страшной девочки-призрака? Честно говоря, из-за тех ролей я вообще начала в ней разочаровываться, потому что там игра обычного ребенка, а вот здесь настоящий актерский талант. Такие роли надо играть Джоделль - глубокие и открытые.
Поставить оценку фильму я как-то не решаюсь. Посмотрите лучше сами, чтобы судить о нем.
Страна приливов — один из самых необычных и своеобразных фильмов из тех, что я видел. После просмотра остается двоякое впечатление — с одной стороны, это, определенно, шедевр, с другой стороны ощущение, что ты с головой залез в помойную яму. Дело в том, что в фильме сквозь призму восприятия маленькой девочки показаны такие омерзительные вещи, что дрожь пробирает.
Глядя на Джелизу-Розу, невольно задаешься вопросом: 'Зачем так жить?' Однако сама девочка себя явно такими вопросами не мучает. Как ни в чем не бывало, она готовит отцу героин, отправляя его 'на каникулы', а потом уходит в свою комнату, чтобы поговорить с оторванными головами кукол, которые являются ее единственными друзьями. И это только самое начало. Дальше по фильму сплошь и рядом такие моменты, которые заставляют приложить ладонь ко рту и в ужасе прошептать что-то вроде 'о Боже, что же за чертовщина там творится!' Однако девочку, которая ни разу не слышала о другой жизни, ничего не смущает. Она продолжает жить так, как будто все идет своим чередом, как будто бы она — самый обычный ребенок, живущий в самой нормальной семье и с самыми незаурядными друзьями. Главными ее 'врагами' становятся белки, о которых она услышала от отца, что они вредители.
Каждая сцена фильма пропитана живостью Джелизы-Розы, ее ребяческим задором и весельем, она никогда не унывает и всюду успевает совать свой нос. К сожалению, все, что происходит вокруг нее, трудно с ней сопоставить. Эта девочка — как глоток свежего воздуха для задыхающегося, как лучик света в темном царстве, как Алиса в стране чудес. Только страна чудес перевернута с ног на голову.
Фильм очень глубокий, с мощной атмосферой безысходности, которой противопоставлена главная героиня.
1) Первый пласт фильма. Вы заметили, что последнее время стали появляться фильмы, где материализуются десткие фантазии: Мост в Терабитию, Лабиринты Фавна и другие? Тема бесконечная, и данный фильм - одна из вариаций на данную тему. Однако родоначальником такого жанра в искусстве, несомненно, был Льюис Кэролл с его Алисой в стране чудес. Именно поэтому сюжет данного фильма развивается по руслу первого путешествия Алисы: кроличья нора, Шляпник, Соня, дикая королева и т. д.
Гиллиаму удалось очень хорошо передать эту диковатую атмосферу то ли сна, то ли бреда, в котором больше смысла, чем в любом рациональном деянии. Не знаю, видел ли он фильмы Тарковского, но манера показа 'спускания в кроличью нору ' очень похожа на 'Сталкера '. Впрочем, не настаиваю, возможно такая манера лежит на поверхности.
2) Второй пласт фильма. Современная культура стремительно упрощается и пропитывается древними мистическими ритуалами. Отсюда: экстрасенсы, магия под видом психоанализа, ренессанс астрологии и. т. д. Эдакая 'современная первобытность '. Так вот: все ритуалы в этом фильме взяты из языческой культуры. В том числе, манера бальзамировать покойника, усаживать его за стол, разговаривать с ним.
Зачем Гиллиам это сделал? Он показал сходство культуры детства и первобытной культуры. Такое 'детское ' отношение к жизни помогает примириться с ощущением бессмысленности.
3) Третий пласт фильма. Сказочный: мы часто в жизни не можем отличить, где рациональное, обычное, а где -мистическое, сказочное. Гиллиам этот приём использует постоянно (вспомните, например Братьев Гримм). И здесь он довёл его до опасной грани для восприятия зрителя, поэтому то многие и восприняли этот фильм, как апологию сумасшествия.
Но если каждый присмотрится повнимательнее к своей 'рациональной ' жизни, то он обнаружит не меньше этой 'сумасшедшинки ', чем в фильме Страна приливов.
4) Этот фильм нужно смотреть без напряжения, не искать в нём смысла, расслабиться и получать удовольствие от вакханалии на экране. Это - не психологический триллер, не чёрная комедия, это просто добротное авторское кино.
Порой мы становимся теми, от кого мама говорила держаться подальше...(с)
Простите за тавтологию, но 'Страна приливов' для меня что-то большее чем сумасшедшее сумасшествие. Творение Гиллиама одновременно пугает, вызывая отвращение к всему увиденному, и заставляет неотрывно следить за каждым последующим кадром, испытывая при этом странные неравнозначные чувства.
В этом фильме каждый герой живет в отдельном, совершенно не соприкасающимся с реальностью, собственноручно придуманном мире. Каждому по заслугам: кому то - мир бесконечно продолжающегося наркотического сна, закончившегося смертью, кому-то - мир иллюзий, никогда не осуществимых в обычной жизни.
Особенно радует, что единственная главная героиня, вызывающая симпатию у зрителя, Джелиза-Роуз ( Джоделль Ферланд прекрасно же сыграла, браво!) не смотря на более чем угнетающую обстановку вокруг, живет в светлом прекрасном мире детства, совершенно не замечая всего окружающего ее ужаса.
Обнадеживает то, что в конце череды произошедших событий, Джелиза-Роуз получает-таки шанс на обычную жизнь в привычном нам мире(хотя воспользуется ли она им, или же останется в своих иллюзиях, оказавшись слишком странной для реальности, остается за кадром)
Фильм был просмотрен с периодическими паузами, для убеждения в том, что это только фильм, так что, пожалуй, без оценки.
Попробую объяснить фильм 'Страна приливов'. Фильм эзотерический и чтобы его понять нужно много знать. Йога-сутру, Новый завет, Алису в стране чудес. Это фильм-откровение, то есть о будущем. Пришествие Христа и конец света. А начинается с современной духовной ситуации, то есть с бездуховности, как в Алисе в стране чудес. Даже имя созвучно: Алиса - Джелиза. Когда в обществе правит бал материализм, то процветает бездуховность и такое общество превращается в дурдом, страну дураков.
Теперь о символах. Фильм состоит из сцен-символов, которые нужно расшифровывать. Роза - символ духовного ученика, апостола, святой церкви Христовой. Как и у Кэррола она единственное разумное существо. Еще кошка Дина. Здесь белочка как образ живой природы.
Dell - символ тьмы, ее мертвый глаз - авидия, духовное невежество, который боится пчел - духовных истин, знания, мудрости. Ульи в йоговской литературе обозначают ашрамы - духовные центры, где воспитывают учеников.
Акула - символ дурной кармы, основанной на грехах. Грохот - символ такой кармы. Негармонические колебания - стрельба, война, взрывы, пожар, террор, стук заколачивания гроба и т.д.
Диккенс - символ духовного учителя, Христа. 'Убью акулу - стану героем'. Его мученическая смерть списала много плохой кармы учеников. Женщина в конце фильма - дух-утешитель. Яблоки - дары духа.
Секрет - тайны царства Божия.
О будущем. 'Иисус вернется на Землю'. Как было в дни Ноя так и теперь будет. Будет большая волна, которая смоет много людей. Видимо, гигантская цунами. Будет 2012 или другой год, поживем-увидим.
Лодка - учение, с помощью которого переплывают океан сансары (материального существования). Труп - символ плоти, материализма.
Дом похож на Россию с ее мерзостью запущения, где до сих пор лежит незахороненный труп (в мавзолее).
Куклы - это мы, люди-марионетки. Смотри песню Макаревича. Есть головы, промытые официальной пропагандой и общественным мнением, но нет сердца - души.
Телячьи нежности - ощущения счастья. Я навсегда твоя жена - чертог брачный. Духовная (даосская) алхимия. Мечты сбываются - наступление царства Божия.
Реальность многогранна, всё зависит от её восприятия
Шикарный фильм о том, каким чудесным, сказочным и совершенно невероятным мог бы быть мир, если бы мы относились к жизни играючи, используя наше воображение на полную катушку.
Многие привыкли к определённой парадигме мышления, которая к конечном итоге лишает нас свободы восприятия. Мы однобоко воспринимаем мир, где нам либо плохо, либо хорошо. Главная героиня напоминает нам о том, что мы вправе выбирать, как относиться к жизни.
Джелиза Роза, как может показаться, совершенно несчастный ребёнок, но её мир настолько безграничный, яркий и сказочный, что едва ли можно назвать её несчастной. Только мы можем выбирать как относиться к происходящему. Это право дано каждому, почему же мы так редко об этом вспоминаем? Или, к сожалению, вовсе забываем.
Несмотря на то, что я пометила свою рецензию как положительную, хочу заметить: эта картина произвела на меня довольно неоднозначное впечатление, которое нельзя безоговорочно назвать позитивным.
Впрочем, оно и понятно: подобное кино не может просто понравиться. Шокирующие и омерзительные сцены сменяют одна другую, оставляя после себя неприятный осадок и желание немедленно выключить фильм, забыть о нем и никогда не вспоминать.
Что же удержало меня у экрана?
Разумеется, главная героиня. А также ее мирок, в котором лучшие друзья - головы кукол, мертвый отец всего лишь в очередной раз 'отправился на каникулы', нервный даун - прекрасный принц и капитан подводной лодки по совместительству, а сошедший с рельс поезд - подбитая 'большая акула'.
Место, где живет Джелиза-Роза, поражает своей грязью, своим сумасшествием. Каждый персонаж является актером в театре Абсурда и по-своему безумен. Сцены с участием героев балансируют на грани некрофилии и педофилии, и грань эта порой становится такой тонкой, что к горлу подкатывает тошнота.
Что же делает главная героиня, окруженная этими ужасами? Она просто остается ребенком, уходит в свой мир и путешествует по бескрайней Стране Приливов, живя на краю между пугающей явью и волшебными фантазиями.
Джоделль Ферланд, несмотря на юный возраст, отлично справилась со своей ролью. Фильм стоит посмотреть хотя бы для того, чтобы увидеть ее игру. Также хочется отметить Брендана Флетчера. Порой казалось, что умалишенным является не только персонаж, но и сам актер, так хорошо он передал недоразвитость Диккенса.
'Страна Приливов' - завораживающее, шокирующее, поражающее воображение кино с расплывчатой концовкой, оставляющей надежду на то, что у Джелизы-Розы все еще будет хорошо.
8 из 10
P.S: Операторская работа прекрасна. Далеко не в каждом фильме можно увидеть такую красивую картинку.
В сумасбродной семейке среднестатистического американского рокера-неудачника, помешанного на Викингах, всё идет своим чередом: папаша гастролирует и колется, мать, лежа в куче шоколадных обёрток орет и колется, а их миловидная десятилетняя дочка Джелиза-Роза играет с головами кукол и разговаривает с феями, в перерыве между приготовлением геры для своих стариков. И все бы шло как шло, но внезапно мамаша откидывается (Папа: её убил метадон, надо было держать её на герыче. Джелиза-Роза: Смотри, зато теперь мы можем есть её шоколадки!) и семейство в количестве двух человек отправляется жить в дом к мифической бабушке Джелизы-Розы.
Описывать сюжет смысла нет: с сухих слов, не подкрепленных изображением и музыкой, фильм предстаёт в свете очередного накроманского треша, по типу «Кислотного дома». На самом же деле, наркотики (которые у всех уже в печёнках, сидят) у Гилиама, в отличие от его предыдущих фильмов («Страх и ненависть»), в «Стране приливов» служат лишь подоплёкой и частичным объяснением, последующего действия, если угодно, его необходимым атрибутом, ввиду его сюрреализма и психоделичности. Конечно совмещение таких штук, как шприцы, разлагающиеся трупы, оральный секс, с одной стороны, и такого персонажа как наивная улыбающаяся девочка, похожая скорее на маленькую принцессу, чем на жертву родителей-маргиналов, с другой, вызывает у почтенной публики отторжение и шок. Отторжение и неприязнь вызывает это, если транскодировать просходящее на язык современного нормального мира, воспринимать картину исключительно в системе координат здравого смысла и логики, чего нельзя делать по определению. Не случайно огромное количество аллегорий на «Алису в стране чудес». «Страна приливов», при всей самостоятельности очень многое заимствует у произведения Кэролла и последующих его экранизаций, и самое главное — сказочность действия в системе координат ребёнка. Невозможно воспринять это кино, не представив себя на месте Джелизы-Розы, не погрузившись в её детские переживания, страхи, не проникнувшись её симпатиями. Благо, сочная, яркая изобразительность этому очень даже способствует.
Можно говорить о том, что для сказки многие образы слишком грубы, пошлы, омерзительны. Можно говорить о том, что сказка — это история с однозначным хэппи-эндом. Но ведь эта сказка — современная. И это — Терри Гиллиам.
'Мама умерла... Зато теперь мы можем есть её шоколадки!' Желиза-Роз.
Уверен, многие, посмотрев эту картину, назвали бы происходящее на экране бредом сумасшедшего, но это не так. Согласен, фильм очень тяжелый и рассчитан на определенную категорию зрителей, к которой ни в коем случае нельзя относить детей (это отнюдь не детский фэнтези) и людей со слабой психикой, из-за содержания большого количества шокирующих сцен. Например сцена с 'похоронами' мамы Желизы-Роз вообще ввергла меня в глубочайший шок.
Смысл фильма объяснить практически невозможно, каждый воспримет, поймет и оценит его по своему, кому то понравиться, кому то нет. Но не оценить великолепную игру актеров (Джоделль Ферланд вообще Оскар надо вручать!), отличную операторскую работу и жесткую режиссуру Гиллиама - просто невозможно.
Страшный фильм, очень. Ни один фильм ужасов не напугает Вас так, как 'Страна приливов'. И пугает он вовсе не резко появляющимися чудищами или маньяками-потрошителями, а своей реалистичной жестокостью и безумием которыми наполнен наш мир.