К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

После просмотра полез в Вики, почитал и внезапно оказалось, что у Терри Гильяма я смотрел много фильмов. И всех объединяло одно - фильмы в целом неплохие, очень красочные, прям сочащиеся красками. И сценарии тоже лихие и интересные. Но всем его фильмам при этом всегда не хватало одного - они не цепляли. Вроде бы и всё при них, но полюбить их не получалось.

Сегодня (спустя 10 лет после премьеры) пошёл в кинотеатр (Иллюзион), который крутил оригинал с субтитрами.. Половину фильма сидел с приоткрытым ртом и широко раскрытыми глазами. 'Что происходит? Мать вашу, что сейчас происходит?!' - вот так вот мозг реагировал на картинку. При этом было хорошее ощущение, что сидишь и наблюдаешь рождение шедевра. Да, у фильма есть огрехи, но ощущение шедевра присутствовало всё время.

В фильме есть два критических момента, которые наверняка создали весь тот негатив, что можно прочитать в адрес фильма - обнимашки с трупами и лёгкая педофилия. И если возня с трупами зрителям уже даже приелась, то с педофилией режиссёр прям по очень тонкому льду ходил. Смотреть на это как минимум непривычно. Шок гарантирован. И в этом шоковом состоянии держат с первых до последних минут. Выдохнуть дали только на титрах.

Итог: очень смутное кино. Безумие и шедевральность в одном флаконе. Алиса, бредущая с окровавленным ножом по полю Зазеркалья, утыканному шприцами. Очень рекомендую к просмотру, если готовы на риск. Фильм либо западёт в душу, либо будете его ненавистником. И даже когда будете ненавидеть, всё равно будете отмечать множественные шикарные детали фильма.

23 ноября 2015 | 01:13
  • тип рецензии:

Начну с того, что будучи мальчишкой не любил сказку «Алиса в стране чудес». Особенно не нравился тот психоделический советский мультфильм. Ребёнком трудно было понять всю ту белиберду, которую навертел взрослый сказочник Льюис Кэрролл. То было, пожалуй, самое из известных его произведений, т. к. в мирской жизни он трудился математиком. Это сейчас можно раскрыть тайный смысл сказки, хотя она и позиционируется как детская.

Такое сравнение я привёл не случайно, потому что уж много отсылок у фильма Терри Гиллиама «Страна Приливов» к той самой «Алисе…». Однако, то, что в основе фильма лежит недетская история становится понятно с самых первых кадров. Зная этот факт (прочитав, хотя бы, небольшое описание к фильму) каждый, кто ещё не видел кино, должен ответить для себя на один вопрос: любите ли Вы взрослые сказки? Я не имею ввиду какую-нибудь «Малефисенту» или «Звёздную пыль». То совсем другие жанры. Речь идёт о действительно взрослом фильме-сказке. Творение Гиллиама – своего рода притча или какая-то «пейотная песня». Если же Вы действительно готовы к такому серьёзному кино, тогда «пристегните ремни» безопасности и держитесь покрепче в своих креслах.

В сказочной Стране приливов Вас ждут захватывающие приключения маленькой Джелизы-Розы, бескрайнее синее небо и золотые поля, истории о викингах и говорящие куклы, встреча со злой одноглазой ведьмой и путешествие на подводной лодке под командованием доблестного капитана Диккенса, а также охота на гигантскую металлическую акулу и многое другое.

Для меня лично кино оказалось очень сильным. Я ещё долго оставался под его влиянием. Последний раз испытывал подобные ощущения после просмотра «Головы-ластика» Дэвида Линча.

Таким образом, самыми подготовленными к фильму будут люди уже знакомые с жанром артхауса. Здесь не стоит ожидать каких-то привычных глазу событий или постановочных сцен. Хоть режиссёр и показывает изнанку жизни, но жизни правдивой и современной. Несмотря на все фантасмагории картину пронизывают несколько простых истин: подмена жизни ложными ценностями – опасна, нельзя всё время жить прошлым, в трудную минуту на помощь могут прийти совершенно посторонние люди, и, самое главное – никогда не оставляй посторонних предметов на железнодорожных путях.

Отличный сюжет, свежий подход к наболевшим проблемам общества и, в итоге – добротная экранизация.

Высший балл!

10 из 10

08 апреля 2015 | 04:50
  • тип рецензии:

Одиннадцатилетняя девочка Джелиза-Роза живёт вместе с полусумасшедшими родителями-наркоманами, отец принимает героин, а мать — метадон. Однако Джелиза-Роза чувствует себя абсолютно нормально в этой маргинальной обстановке. С детской непосредственностью она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя его «на каникулы». Вскоре мать умирает, и Джелиза-Роза вместе с отцом направляются в места, где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов дозу, навсегда отправляется в очередное «путешествие». Но Джелиза не скучает — у неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, где она ловит белок, бескрайние поля, в которых она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, проходящий дважды в сутки.

Да на первый взгляд может показаться что сюжет это всего лишь абсурдный взгляд режиссера, и провальная попытка показать что-то новое и запредельное. На протяжении всего времени я находил данный фильм очень странным. Да девочка уходит в свои мир фантазии ведь у нее настолько мрачная жизнь и она ни кому не нужна, даже родителям которые оба наркоманы. Когда мать умирает, отец и дочь уезжают в заброшенный дом бабушки, там и начинается это сумасшедшая история которые будет удивлять и будоражить ума людей. Я только что посмотрел, и не успел еще наверное до конца переварить посыл авторов, но уверен что картина требует тщательного разбора на детали и даже возможно многократного пересмотра, да хоть и не до конца понятно, но я не боюсь чего-то не знать, и не буду клеймить картину бреду если мне что-то стало непонятном. Ответы будут приходить сами если ими задаваться то все станет ясно, ну лично у меня обычно так. Понравилось аллегории что поле это море, а поезд это акула, а слабоумный друг девочки мечтает уничтожить акулу. Восхищает игра маленькой актрисы Джодель Фёрланд, она так тонко чувствует задумку авторов и так вживается в роль, это очень профессионально и удивительно не смотря на юный возраст. Огромное спасибо отдельно режиссеру за такое независимое и очень глубокое кино, Терри Гиллиам шел на риск, ведь фильм мог быть отвергнутым, и остаться навсегда в тени и быть заброшенным.

Итог: Смотреть тем готов к открытию нового для себя, и это удивительный выход за рамки обычного кино.

11 февраля 2015 | 04:09
  • тип рецензии:

Ни один из фильмов Гиллиама не вызывает столько эмоций зрителей и критиков, как «Страна приливов», и голоса их большей частью возмущенные. Как же, режиссер посягнул на что-то такое для них святое, чего обижать никак и никогда нельзя. Вот только честно определить, что за сокровенное подверглось насмешке, они упорно не желают. В своём оголтелом преследовании режиссера поведение кинокритиков напоминает бег разъяренного быка за красной тряпкой. А коррида эта с «быками» кинематографа и трущимся около него стадом пустозвонов была Гиллиамом устроена намеренно, затем мастерски проведена, и победоносно завершена низвержением на пыльную арену основных ценностей зрелищ. Вот именно это и не могут простить Гиллиаму – то, что зрелища, вплетенные в интеллектуальную канву, могут выглядеть столь неприглядно. Поверженные зверюги, обиженные от рогов до кончика хвоста, неистово заголосили: неумно в целом, но весьма обидно. Так многие маститые кинокритики принялись обвинять Гиллиама в педофилии и некрофилии.

Педофилия? Только человек с нездоровой психикой педофила может увидеть в образе абсолютной чистоты ребенка, показанной в фильме, намеки на ее оскорбление. Ведь Гиллиам воспевает именно неприкосновенность наивного и чистого восприятия детской душой окружающего его мира, каким бы мрачным оно не было – а в фильме окружение Джелайзы поистине адово.

Некрофилия? Какая же тут «филия»!? Чучела людей – с которыми общаются как с живыми – с одной стороны призваны максимально увеличить контраст между внутренним чистым миром ребенка и инфернальным окружением, а с другой являют собой радикальную насмешку над всей той мерзейшей кинодрянью вроде «техасской резни» или «пилы», которая заменяет современной публике кровавые зрелища античных амфитеатров, и, испачканная которыми кинопленка в своем суммарном километраже исчисляется несколькими расстояниями от Земли до Луны. Гиллиам хорошо знал, что толпа, с аппетитом слизывающая подобные помои, примется вопить относительно наполнения «Страны приливов», ибо то, что безоговорочно принимается в массовом кино, будет яростно облаяно в жанре «арт-хаус», какие бы нетривиальные цели не преследовал режиссер. Что ж, ханжи, получите! Больно? Сами виноваты.

Помимо художественно согласованного визуального ряда, а также обламывания рогов голливудским козлам, вся работа Гиллиама проникнута идеей вневременного порядка; не побоюсь даже сказать евангелического: только чистая, блаженная душа способна подняться над окружающим мраком и заслужить новое светлое рождение. А вот финальное решение темы с крушением поезда – это скорее библейский апокриф. Авраам в Книге Бытия ходатайствовал Господу о спасении города грешников ради нескольких праведников (правда, начав с пятидесяти, доторговались только до наличия не менее чем в десять на село, потом Господу надоело). То есть, спасти грешников ради праведника. Здесь же – погубить состав не нуждающихся уже в помощи Всевышнего праведников (обычный мир благополучных людей, едущих в комфортабельном светлом поезде) ради одного страждущего невинного существа… А больной подросток в фильме – лишь орудие Судьбы или Божественного Провидения.

Обыгрывание же в сюжете темы Кэрролловской «Алисы» интеллектуально разнообразит картину и, по существу, является наиболее оригинальной вариацией в киноискусстве на тему этой прекрасной сказки. И конечно нужно отдать должное великолепной игре десятилетней Джодель Ферланд, которая, оставаясь актрисой (в кино с пяти лет; работа с Гиллиамом была ее 26-ым проектом в кино), сохранила всю естественность детского восприятия сцены.

9 из 10

13 января 2015 | 01:47
  • тип рецензии:

Страна приливов — один из самых необычных и своеобразных фильмов из тех, что я видел. После просмотра остается двоякое впечатление — с одной стороны, это, определенно, шедевр, с другой стороны ощущение, что ты с головой залез в помойную яму. Дело в том, что в фильме сквозь призму восприятия маленькой девочки показаны такие омерзительные вещи, что дрожь пробирает.

Глядя на Джелизу-Розу, невольно задаешься вопросом: 'Зачем так жить?' Однако сама девочка себя явно такими вопросами не мучает. Как ни в чем не бывало, она готовит отцу героин, отправляя его 'на каникулы', а потом уходит в свою комнату, чтобы поговорить с оторванными головами кукол, которые являются ее единственными друзьями. И это только самое начало. Дальше по фильму сплошь и рядом такие моменты, которые заставляют приложить ладонь ко рту и в ужасе прошептать что-то вроде 'о Боже, что же за чертовщина там творится!' Однако девочку, которая ни разу не слышала о другой жизни, ничего не смущает. Она продолжает жить так, как будто все идет своим чередом, как будто бы она — самый обычный ребенок, живущий в самой нормальной семье и с самыми незаурядными друзьями. Главными ее 'врагами' становятся белки, о которых она услышала от отца, что они вредители.

Каждая сцена фильма пропитана живостью Джелизы-Розы, ее ребяческим задором и весельем, она никогда не унывает и всюду успевает совать свой нос. К сожалению, все, что происходит вокруг нее, трудно с ней сопоставить. Эта девочка — как глоток свежего воздуха для задыхающегося, как лучик света в темном царстве, как Алиса в стране чудес. Только страна чудес перевернута с ног на голову.

Фильм очень глубокий, с мощной атмосферой безысходности, которой противопоставлена главная героиня.

10 из 10

10 декабря 2014 | 21:11
  • тип рецензии:

Фильм Терри Гиллиама по одноименному роману Митча Каллина «Страна приливов».

Немного странное кино, вызывающее немного странные ощущения после просмотра, как и мысли навеянные оным. Как-то я б сказал необычно и вместе с тем неоднозначно.

История десятилетней девочки Джелизы-Роуз, история современной Алисы из «Страны чудес», вряд-ли оставит равнодушным. Родители обыкновенные наркоманы. Сперва от передозировки умирает мать, потом бегство с отцом в провинцию в старый дом, раннее умершей бабушки. И снова передозировка и теперь уже умирает отец. Никого близких, только головы четырёх кукол в качестве друзей и собеседников. Разве что, сумасшедшие соседи. Одноглазая, неравнодушная к умершему отцу Делл и её брат Дикенс, умственно отсталый эпилептик.

Вот такое детское счастье.

Я сказал счастье, потому как Джелизы-Роуз действительно счастлива, она живёт своей только её понятной жизнью, разговаривает с призраками, видит в Дикенсе прекрасного принца, а в Делл злую фею.

А Дикенс, даже не подозревая, что он прекрасный принц, охотится за гигантской акулой, обитающей между рельсами железной дороги, а Делл делает чучело из тела отца Делиз-Роуз, как раньше сделала чучело из своей матери.

Естественно далее нас ждёт история на грани идиотизма и сумасшествия. Однако на этой тонкой грани режиссёр даст нам возможность увидеть и глубокий смысл, и общечеловеческую мораль.

В течении всего фильма, девочка Делиз-Роуз читает книгу про приключения своей сверстницы Алисы в Стране Чудес. Кто читал, помнит, что Алиса кроме Страны Чудес попадает ещё и в Зазеркалье. Страну, где всё наоборот. Где левое правое, а всё злое естественно доброе.

Так вот Делиз-Роез, как и сказочная Алиса видит в плохом хорошее. Мы понимаем, что родители её, опустившиеся люди, потерявшие человеческий облик, и любой случайный человек если и посмотрит на них, то посмотрит, не скрывая отвращения. Но Делиз-Роуз нежно любит их, других родителей у неё нет, и не будет, а её любовь так нужна им. Ведь если вдуматься, это единственное, что осталось в их жизни. Мы не знаем, как они дошли до такой жизни, в какой мы их видим, мы глазами Делиз-Роуз видим глубоко несчастных людей, которых мы по общечеловеческим понятиям не вправе судить, а можем только искренне пожалеть и посочувствовать. То же и с Дикенсом, и с Делл, это просто несчастные люди, которые никому не нужны на этом свете.

Вот собственно и всё.

И как знать, зритель возможно после просмотра этого фильма, ты в какой-то момент отбросишь свой, годами приобретённый рационализм и послушаешь своё сердце.

Возможно, что в этот миг в нашем, таком холодном мире станет чуточку теплее.

01 сентября 2014 | 09:22
  • тип рецензии:

«C белочками эта земля не так пустынна...»

Необычная и интересная история от одного из величайших режиссеров, заявивших о себе как непревзойденный провокатор, который не боится выходить за установленные рамки кинематографа. Этот фильм явное доказательство неоспоримого мастерства создателя.

Одиннадцатилетняя девочка, с красивым именем Джелиза-Роза живёт вместе с полусумасшедшими родителями-наркоманами, отец принимает героин, а мать — метадон. Однако Джелиза-Роза чувствует себя абсолютно нормально в этой маргинальной обстановке. С детской непосредственностью она приготавливает отцу героин, помогает ему делать инъекцию, отправляя его «на каникулы». Вскоре мать умирает, и Джелиза-Роза вместе с отцом направляются в места, где вырос отец. Там он быстро находит себе кресло-качалку и, вколов дозу, навсегда отправляется в очередное «путешествие». Но Джелиза не отчаивается. У неё есть четыре кукольных головы, с которыми она разговаривает, дом, где она ловит белок. Во время одной из своих игр она знакомится с жутковатой соседкой-ведьмой и её слабоумным братом, мечтающим убить огромную акулу, за которую он принимает скорый поезд, проходящий дважды в сутки.

Вся эта история, словно странное путешествие по просторам некой темной волшебной страны, созданной сознанием главной героини, в которой преобладают невинные детские фантазии, скрывающие всю мерзость и аморальность реальности. Маленькая, не сформированная личность, которая не воспринимает настоящий мир, не чувствует всей его боли и обиды, ведь у нее есть безграничное воображение, свой волшебный мир, благодаря которому она не замечает все то плохое что ее окружает, оставаясь при этом любящей дочерью, ее очень легко можно понять. Большую часть времени испытываешь чувство жалости к безобидной девочке. Повествование, похожее на детскую игру с налетом сказочной фантасмагории, раскрывает удивительный мир, параллельную реальность, которая объединяет всех героев живущих в этих бескрайних просторах пшеничных полей. Здесь происходят небывалые вещи, главные герои совершают странные поступки лишенные какого-либо смысла, не мудрено, ведь все они еще более сумасшедшие, чем Джелиза, и все это смотрится, словно сон, столь мрачный, сколь и завораживающий. Ты не знаешь, но безумно хочешь узнать, куда все это приведет и остается только наблюдать, переживать, надеяться на счастливый конец, ведь неизвестно куда главную героиню заведет ее богатое воображение. Конечно, хочешь, чтобы все это хорошо закончилось ведь эта малышка и ее слабоумный друг определенно заслуживают счастливый финал.

Потрясающая трогательная игра Джодель Ферланд. Брендан Флетчер также молодец, отличный дуэт у них получился. Джефф Бриджес как всегда хорош, жаль, что его было так мало. Хороший сюжет. Сценарий, по моему мнению, идеальный. Создатели постарались на славу и отлично передали соответствующую атмосферу и внутреннее состояние персонажей. Это смелый, интересный фильм, в котором есть своя тайна, делающая его незабываемым. Кино определенно на любителя, многим придутся не по вкусу некоторые смелые и вызывающие сцены, кто-то найдет повествование бессвязным и нелепым, кому-то просто наскучит. Как сказал режиссер фильма Терри Гиллиам, - «Чтобы полюбить этот фильм отбросьте всё, что вы знаете, вещи, которым научились, отбросьте свои предубеждения и страхи, все предрассудки, которые есть у взрослого человека. И попробуйте быть невинными, как бы трудно это ни оказалось».

14 августа 2014 | 04:10
  • тип рецензии:

Бывает, самые обычные вещи мы принимаем за дикость. И получается это в большинстве случаев из-за того, что перед тем как сделать сей вывод мы не спрашиваем себя о самом главном, а именно 'Почему это произошло?' Страна приливов вовсе не сказочный мир пропитанный сахарными кружащимися лепестками, она как планета отчуждённости, где одиночество не порок, а скорее условия для входа. Фильм проникнут тайным смыслом, взять хотя бы головы кукол, каждая из которых имеет свою характерную черту и явно выражает сущность знакомых Джализы.

Кто-то сказал, что эту картину каждый для себя поймёт по своему, я абсолютно согласен. Возможно, всё, от начала до конца лишь выдумка Джелизы, и страшная Дел, и полоумный 'капитан' образ воспалённый сознанием. Возможно они были. И при всём этом приоткрывать завесу на сцене истины как -то не хочется, слишком это здорово, ощущать привкус неоднозначности и загадочности от картины. Мы просто знаем эту историю, от начала и до конца, а вопросы пусть задают те, кто томится в догадках о том, почему в этой стране у светлячков есть имена.

10 августа 2014 | 01:39
  • тип рецензии:

С белочками эта земля не так пустынна.

При виде трансмембранных белок у некоторых может очень буйно начать резвиться фантазия. Там есть своя специфика…

Я любитель сюрреализма, психоделики, расщеплённого сознания, страшных сказок, странных одиноких девочек и книги «Алиса в Стране Чудес». К тому же, «Страну Приливов» снял Терри Гиллиам, который снял «Братьев Гримм», бесподобный, ошеломляющий, запредельный фильм, который я люблю всей душой, и не понимаю, почему его все так ругают. Потому-то эта история меня и заинтересовала.

Неизведанные страны, карты утонувших кораблей…

Многие пишут, что до конца не досмотрели, ибо не выдержали, и минут через 25 после начала ушли в другую комнату. Некоторые пишут, что они хватались за голову раз десять, и у них волосы дыбом вставали. Не знаю… Мне смотреть было совсем не тяжело. Для меня самым тяжёлым, шокирующим и давящим на психику фильм остаётся, как и прежде, трёхчасовой Фильм Смерти «Giorgino», жуткий и одновременно очень красивый. Концентрация фатума, неотвратимости, безысходности и отчаяния. «Giorgino», кстати, в своё время точно так же провалился в прокате. И точно так же, фильм этот для людей с очень нестандартной психикой.

Что нам сказал мистер Гиллиам? «…И попробуйте быть невинными, как бы трудно это ни оказалось». У меня это получилось.

Вы когда-либо видели маленьких девочек, гуляющих по бескрайним степям среди высокой жёлтой травы? Наверное, нет, ведь бескрайняя, безлюдная степь – далеко не самое подходящее место для прогулок маленьких девочек. Но она всё равно часто уходит играть туда, взяв с собой своих друзей. Видели ли вы когда-нибудь девочек, для которых друзья – это головы от кукол? А я скажу, что вижу это каждый день. И сейчас передо мной сидит именно такая девочка. Сидит себе в перевёрнутом автобусе и смотрит на кружащихся вокруг неё светлячков… А вдалеке виднеется дом, где обитают деловитая женщина по имени Делл, напоминающая Герцогиню из любимой сказки об Алисе в Стране Чудес, и парнишка-эпилептик Диккенс, которые являются единственными живыми людьми, входящими в круг общения Джелизы. Вы скажете: это всё ненормально для ребёнка? А я скажу, что ей это просто чертовски идёт.

Всё-таки есть нечто завораживающее в этих странных, фантасмагорических играх. В этом вечном пугающем детстве.

Джелиза – маленькая девочка, которая ко всем жизненным перипетиям относится наивно и с детской логикой. Дитя с открытым взглядом, неизмеримо нежное и прекрасное... И что-то замирает в сердце от искреннего и открытого смеха Джелизы... Она же просто ребёнок, всего лишь ребёнок, который никогда не повзрослеет. В детстве постоянно подгоняешь внешний мир к миру, что живёт в твоей голове. Вот потому Джелиза ко всему происходящему относится как к интересным приключениям, это помогает ей сохранить разум, остаться неуязвимой для грязи. Она твёрдо уверена, что папа – самый любимый, самый добрый, самый сильный, выручит её из любой беды. И её чувства к Диккенсу вполне объяснимы – жалость к безропотному, физически неполноценному бедняжке, вечно третируемому сестрицей, интерес к его выдумкам, фантазиям и играм… Джелиза может ни во что не ставить того, кто ей безразличен, и сделать всё для того, кого любит.

И в руках моих сабля и в зубах моих нож, мы садимся в кораблик, отправляемся в путь…

Больше всего этот фильм похож вовсе не на «Алису» Кэрролла, а на рассказы Татьяны Толстой. В рассказе «Свидание с птицей» мы погружаемся в мир фантазий и воображения маленького мальчика, для которого даже простой процесс поедания каши – волшебное, сказочное действо. Он дружит и играет со странной женщиной, живущей по соседству, – заколдованной красавицей, чудесной волшебницей, на которой он обязательно женится, когда вырастет. А вот главный герой рассказа «Ночь» очень напоминает мне Диккенса. У него тоже свой мир в голове, настоящий, там всё можно…

А Делл безумна ровно настолько, насколько безумны те, кто посредством криоконсервации сохраняет людей и животных в надежде на то, что в будущем их удастся оживить и при необходимости – вылечить.

«Почему детский мир простой и понятный, в нём всё разрешается, а в мире взрослых одни запреты? Запреты на подлинные чувства, на фантазии, на смех в тот момент, когда тебе хочется смеяться, а не когда это можно или ты должен, в стиле тупейших ситкомов. Ребёнок открыт всему новому, ему все интересно. Но мы, взрослые, с малых лет его ограждаем и запрещаем: нельзя, подожди, ты еще маленький, не твоего ума дело, подрастешь — узнаешь.

Дети тычутся во все углы, как слепые котята, ничего не понимая. Сотни раз изранившись о них, наконец, понимают, что к чему, и становятся взрослыми, переполненными комплексами и страхами».

(с) Светлана Мерцалова

Лично мне этот фильм не показался ни страшным, ни противным, ни жестоким… Это печальная история о том, что, люди – какими бы асоциальными, больными, умалишёнными они ни казались – просто пытаются найти в этом мире счастье, и каждый своим собственным, доступным ему способом. Такие фильмы нужно смотреть до конца, а не отворачиваться. Или уж не смотреть вовсе.

И не раз, и не два пробежится в моих снах по жёлтой, бескрайней степи Джелиза-Роуз с развевающимися по ветру волосами…

10 из 10

15 мая 2014 | 14:37
  • тип рецензии:

Джелизе-Розе всего девять лет от роду, но ее жизнь уже вряд ли можно назвать соответствующей возрасту. Впрочем, с такими родителями это вовсе неудивительно, ибо отец ее Ной прожигает жизнь в рок-группе, курит и пьет все, что запрещено законом вместе с матерью девочки - заплывшей жиром Гунхильдой, обожающей больше всего на свете не порождение своих чресел, а сладкий шоколад. И все они втроем лелеют мечту о далекой Ютландии - острове мечты. Регулярно и совсем не без помощи любимой дочурки Ной и Гунхильда отправляются в 'отпуск', но однажды жизнь девочки изменится еще больше, когда она вместе с отцом окажется в заброшенном доме посреди ржавых от солнца пшеничных полей.

Один из наиболее знаковых и интересных участников знаменитой британской комик-группы 'Монти Пайтон', мультиинструменталист, проявивший себя и как талантливый аниматор, склонный к аллегориям и фантасмагориям, сценарист и режиссер Терри Гиллиам после откровенно конформистских и сочных 'Братьев Гримм' в том же 2005 году снял и свой самый неординарный и выразительный, а для многих и весьма неприятный и отвратительный фильм - 'Страна приливов', с прохладцей принятый высоколобыми кинокритиками и привыкшими к попкорновым зрелищам зрителями, которые явно не ждали от Гиллиама, усмирившего свой адский креатив в нулевых годах, столь специфической, странной и маргинальной ленты, перманентно балансирующей на грани и за гранью доброго, вечного и разумного.

Впрочем, экранизация одноименного романа Митча Каллина в режиссерском исполнении Терри Гиллиама вышла весьма достоверной и мрачно-авангардной, в которой понятие нормальности и вменяемости главных героев размыто до основания и лишь зритель волен давать им морально-этические оценки, осуждать ли их или истово любить, люто ненавидеть или просто оставаться равнодушным.

Еще одна из многочисленных вариаций 'Алисы в Стране Чудес', 'Страна приливов' воспринимается как своеобразное радикальное и пропитанное духом сумасшествия, нигилизма и силлогичной психоделики погружение на социальное дно, в истинный Ад, выжить в котором можно лишь одним единственно верным способом: приспособившись к условиям, к заданным правилам абсурдной игры бытия, как это успешно сделала Джелиза-Роза, ибо иного выхода из положения у нее не было, как не было и путей отступления, спасательных шлюпок в безбрежном жизнееном океане американской глубинки, которая лишь маскируется за ординарностью. Потому и Алиса-Джелиза беззаботно играет в смерть и разговаривает с гильотинированными кукольными головешками, потому Белый Кролик в этой ужасной реальности носит имя Диккенс и он столь ненормален, что даже его возможно искренне и с детской непосредственностью полюбить, а Червонная Королева, облаченная в некромантский ведьмовской балахон, являет собой тип зловещего таксидермиста, который страстными поцелуями покрывает очередной испотрошенный труп.

С каждым новым грани нормальности и обыденности волей Терри Гиллиама стираются в кровь, однако лишь у него и только у него красота ощутима даже в этих мерзопакостных деталях жизни. Операторская работа Николы Пекорини завораживает и воистину впечатляет; это высшая эстетика отвратительного, превращая смерть и разрушение в поэзию, а маргинальность и девиантность в привычность и ординарность. Волшебная Страна Чудес, далекая Ютландия яркими красками палитры от Гиллиама и Пекорини оживает на заброшенных полях Среднего Запада США, полях, больше похожих на кладбища автомобилей, поездов. Мир без технического прогресса, мир бесконтрольного сладкого безумия и регресса, которому не видно конца даже в финале ленты, пропитанном духом ирредентизма и спасения.

Безусловно, главную сольную скрипку в актерском составе фильме исполнила Джоделль Ферланд, которая убедительно, реалистично и отчасти гротесково исполнила роль Джелизы-Розы, сумев продемонстрировать все грани своего актерского мастерства и умения погружаться в драматургию картины. Хорош и Брендан Флетчер в роли слабоумного Диккенса, а Джанет МакТир создала, вероятно, самый устрашающий и неординарный образ в своей карьере. Герои же Джеффа Бриджеса и Дженнифер Тилли чрезвычайно колоритны, но откровенно декоративны.

'Страна приливов' - весьма странное, маргинальное и радикальное, авторское и очень неоднозначное кино, находящееся сугубо в своем независимом мирке. Внежанровая лента от одного из самых оригинальных режиссеров мирового кино - Терри Гиллиама, которая может как глубоко шокировать, так и поразить в самое сердце и душу. Шедевр не для всех и для каждого, но вполне достойный просмотра и, желательно, неоднократного, если у Вас крепкий желудок и стальные нервы.

10 из 10

21 января 2014 | 16:39
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: