Если говорить о раннем (или скорее классическом, потому что фильмы конца 90-х для меня в эту категорию еще вписываются) творчестве, то насколько сильные впечатления оставались после них, ровно настолько же временами тяжело было смотреть сами ленты. Тяжело не в плане особой напряженности, а в плане динамики лент. Проще говоря, они всегда очень туго у меня шли, но от этого нравились не меньше.
Более того, некоторые из них даже стали любимыми.
Если говорить о новых работах (Воображариум, Братья Гримм), то они довольно легко смотрелись и оставляли после себя такие же легкие впечатления, несмотря на минусы.
«Страна приливов» - совсем другая история. Фильм смотрелся легко, но оставил от себя довольно противоречивые эмоции.
Мне показалось, что Гиллиам слегка перегнул палку. В том же «Страхе и ненависти..» все было в кассу, в «Стране приливов» уже перегиб.
Мир наркотиков и сумасшествия глазами ребенка выглядит уже слишком аморальным и неправильным.
Наркотический бред взрослых людей - это одно. Безумие в преломлении детского сознания - совсем другое.
Перед нами ребенок, не видевшего ничего иного, оттого так и воспринимающий действительность. Потому что иначе невозможно выжить в той среде, в которой оказалась Джелиза-Роза. Да и что ей остается?
Другое дело, что и она пытается защитить свое сознание уж слишком странными способами. И в ее детской голове почти не осталось места для чего-то действительно доброго и светлого. От этого немного жутковато.
Нет-нет, я не сноб и не моралист. Этот фильм по-своему хорош. Он интересен сам по себе, как представитель жанра, независимо от того, какие он может вызвать эмоции лично у вас.
Более того, Гиллиам справился на отлично. Вопрос только в том, через что/кого он преломил реальность на этот раз.
Посмотрите фильм. Возможно, он вам не понравится. А может и понравится.
Если это ваш жанр, то бонусом идет качественная операторская работа и прекрасная игра Джоделль Ферланд. Если же вам такое кино претит, но ничего не поможет.
...try to be an innocent, as difficult as that is.
Terence Vance Gilliam
Всё не утихают кругом споры о том, та 'Алиса' или не та, а я вдруг и совершенно неожиданно знакомлюсь с необычным, словно снятым с той стороны зеркала, взглядом господина Гиллиама на Кэрроловскую фантасмагорию, хичкоковские душевные метания и на всеобщие социальные проблемы. И вот тут-то сомнений в 'таковости' нет - налицо пять двойных дон и многослойность не хуже, чем у модных нарядов.
Начало фильма весьма похоже на жизненный концентрат, перенасыщенный грязью и отвратными продуктами распада, авторства Азии Ардженто 'Лукаво сердце более всего' - но, к счастью, это только зачин, иначе фильм был бы уж каким-то окончательно оголтелым и малоосмысленным. Так же наркоманка-мамаша мечется между своими чувствами к 'засранке' и 'солнышку' Джелизе-Розе, так же папаша обещает страны чудесные и сиянье неземное, такой же несчастный измученный ребёнок. Хотя нет, не такой же - Джелиза-Роза явно не имеет ничего против подобного образа жизни, она заботливо готовит папочке героин, а мамочке массирует ноги с явными признаками сепсиса и, когда выдаётся свободная минутка, играет со своими лучшими подружками - кукольными головами.
Семейная идиллия вскорости прекращается, потому что Королева Гунгильда помирает от метадона, как считает папочка, опасающийся, что его обвинят в убийстве. Храбрый викинг и его маленькая принцесса отправляются на край света, в прерию. Однако и там сиянья неземного на них не снисходит - отец не возвращается из очередных 'каникул'. И тем не менее, девочка никогда не чувствует себя одиноко: она продолжает исследовать бабулин дом, где всё покрыто толстым слоем смерти, разговаривает с папашей, уплывшим в Вальгаллу, находит призраков и охотится за белками. В безлюдной прерии она находит себе ещё одну лучшую подругу - женщину по имени Делл, питающую слабость к таксидермии и имеющую один вытекший глаз. Правда, Делл не признает новых друзей, зато у неё есть брат, перенёсший лоботомию и страдающий эпилепсией. Как единственный доступный мужчина, он тут же становится 'мужем' Джелизы-Розы (и, удивительное дело, он тоже не знает об этом). Итак, при полном, казалось бы, одиночестве, девочка даже не задумывается о значении этого слова - мир полон друзей, интересных и загадочных событий и даже, хм, любви. События нанизываются на нить, складываясь в узор, который был создан так давно, что и не упомнить, хотя нить эта и подвешена в каком-то странном, не то чтобы не сказочном, но уж очень не детском мире.
Отбросив всё своё обычное отношение к детям и говоря вообще, не могу не признать - все дети гении, с их непосредственным восприятием мира, анализом событий, а не связи их с прошлым опытом и прочими радостными вещами, навроде обнюхивания и радостного удивления собственным какашкам. Ребёнок не воспринимает этой отвратительности мира (за исключением вещей, которым очень уж противится тело, навроде голода или запаха разлагающегося трупа), он радуется каждой маленькой вещи: солнце встало, и это хорошо, вода в кране есть - и это потрясающе, ещё и горячая - ну вообще, живём! Ребёнок не думает о деньгах, престиже, прочей лабуде, не завидует и не зависает. Вот оно, второе дно сказки Гиллиама, детская простота, удивление и непосредственность, умение жить в гармонии с самим собой так, чтобы было нескучно, показанные в гротескной форме, доведённые едва ли не до абсурда - ну как может девочка не чувствовать, не принимать, что отец уже умер?
Ниже идёт мерзость людская, земная, реальная и тоже порой гротескная (Джелиза-Роза заботливо помогает отцу отправляться в 'путешествие'). Казалось бы, всё это должно казаться отвратительным, неприемлемым и страшным. Вот только отчего-то не кажется так вовсе, даже странно. Уже упомянутый фильм Азии Ардженто с этой точки зрения куда более отвратителен, а небезызвестный 'Догвилль' в тыщу тыщ раз страшнее (ну да в этом смысле он вообще шедеврален). Возможно, потому, что Гиллиаму больше с руки снимать сказки, и хотя он и беснуется, показывая пакости и 'шокируя' подчас не меньше собрата по перу - Тима Бёртона, он больше волшебен, и практически не мерзок. Как может казаться мерзким что-то, что происходит в глубине кроличьей норы? Брандашмыг и Бармаглот не одобряют.
А вообще говоря, там много ещё можно сказать, например, о том, что с белочками земля не так пустынна - а также с безглазыми кукольными головами и огромной акулой - поездом. Потому что у человека в голове - весь мир. 'Я обладал сегодня в мечтах тремя жилищами и был равно счастлив во всех трёх. Зачем же утруждать своё тело переменами места, раз душа странствует так свободно? И к чему осуществлять замыслы, раз сам замысел заключает в себе достаточно наслаждения' - написал Шарль Бодлер во времена своего парижского сплина. Спорное заявление, да. Но к этому фильму - весьма применительное. И смысла в этом фильме всяко больше, чем в последующем за ним 'Воображариуме'.
Прекрасная работа всех звеньев на этапе создания фильма. Замечательная режиссура, превосходная операторская работа, работа композитора, качественная игра актеров, но чего-то не хватает... Ах да, идеи не хватает! Ради чего столько работы и труда?
Фильм сделан очень качественно и уже спустя несколько минут, зритель становится участником событий, мир фильма проникает в зрителя. Но что это за мир? Он не имеет ни эстетической красоты, ни интеллектуальной. Это мир, наполненный отвратительной мерзостью, глупостью и бессмысленностью, мир, явно не заслуживающий на экранизацию.
Это самое ужасное кино, которое я видел в этом году. Ужасное, но я вовсе не имею в виду, что оно плохое. Какое-то мрачно-бредовое повествование, одна небольшая в общем-то история, преподнесенная как очень злая сказка.
Вечно накрененные кадры, это несколько развлекает, но в целом как-то очень вяло, да и спать мне в принципе очень хотелось, а от такой неспешности, пусть и с выкрутасами чуть не уснул.
В фильме что-то есть, но нет самого фильма, а это очень жаль. Уж лучше ничего бы не было, но был бы фильм, так хоть не приходится раздумывать после 'а не обманули ли меня', судорожно выискивая смысл.
Вынос мозга, но не сильный. Времени не жаль, хотя бы потому, что ощущения от Странных фильмов очень редко доводится испытать.
Сумасшедшая гениальность. Не для всех, смотреть не обязательно. Но тем не менее
То, что происходит на экране, я бы назвал самым настоящим чудом. Терри Гиллиам безусловно гениальный режиссер. В его руках актеры словно сырой материал, глина, из которой он лепит сложные, неоднозначные характеры. Та счастливая часть лицедеев, которым посчастливилось работать с Терри Г., заслуживает тоже отдельного внимания, но он умудряется раскрыть их талант с другой геометрально противоположной их сценическому имиджу стороны, добиваясь полного перевоплощения.
Гиллиам один их немногих если не единственный, кто говорит так искренне, смешно, драматично языком трагикомедии. Таких картин как 'Страна приливов' не так много. Не обходите вниманием работу тех, кто вкладывает в нее всего себя без остатка, не думая о сроках, рамках бюджета, мнении продюсеров и т.д.
В странной-престранной семье, где мама глушит изо дня в день метадон, а папа «отдыхает» на «герыче», живёт маленькая девочка по имени Джелиза-роуз, такая же странная, как и её родители. Свободное время она проводит в общении с оторванными головами своих кукол и мечтает попасть в далёкую страну Данию, которую папашка называет «страной приливов». Они живут видениями и иллюзиями, сами того не понимая, что страна приливов – это мир, куда они попадают каждый раз, когда бурной волной, разбегаясь по жилам, в голову ударяет волна наркотического угара.
И выбраться из этой страны нет ну никакой возможности. Режиссёр отрывается по полной программе. А смерть родителей девочки открывает Терри Гиллиаму новые горизонты для нагнетания в кадре атмосферы дури и всеобщего помешательства, когда каждый встречный персонаж болен на всю голову навязчивыми идеями и комплексами, порочен и развращён. Всюду - демонические личности. Рискованные сцены насилия и разврата с педофильским оттенком.
Неадекватность действующих лиц успешно осваивают все актёры этого фильма. И взрослые и дети. По уровню мастерства и умения Джоделль Ферланд вполне может конкурировать с Дакотой Файнинг. А полоумный Диккенс Брендана Флетчера, без сомнения, один из лучших образов такого рода.
Однако, по большей части, смотреть это скучно и не интересно, поскольку интрига прозрачна, итог предопределён, а действие фильма – лишь долгая и скучная прелюдия к ожидаемому финалу. Невразумительное кино.
Да, именно неординарный. А ведь я долго пытался подобрать эпитет данному фильму. Кроме банального слова «шедевр» больше ничего в голову не приходило. Да и не хотелось упрощать ту гамму эмоций, которых это действо вызвало.
В этом фильме можно ничего и не увидеть. Но я увидел и почувствовал очень многое, и это было просто чудесно…
После просмотра фильма мне казалось, что я только что проснулась от кошмара, липкого, тягучего, бесконечного. То, что происходит на экране - неправильно. Понимаешь каждую минуту, что всё это чудовищно, жестоко, страшно. Но герои фильма живут в этом мире, и он один для них реальный. Он один для них правильный и настоящий.
Они рядом, но мы из не замечаем. И это плохо. Потому что они могут проникнуть в наш мир, ворваться, разнести в клочья жизнь, действуя согласно своей логике, логике своего мира. Они будут считать, что правы. Мы не поймем.
Один из немногих фильмов, который запал мне в душу за последнее время. Очень сложно как-то определенно выразить свое отношение к этой картине. Неоднозначно. Страшно. Красиво. Чудовищно. Все это вместе создает такую невероятную смесь, что кажется, будто ты сходишь с ума вместе с героями фильма.
Маленькая девочка Джелиза-Роза, неадекватная Дэлл и ее брат, родители - наркоманы. Все они - глубоко несчастные, а главное, - одинокие люди. Джелиза-Роза живет в своем мире фантазий, разговаривая с оторванными головами кукол, и непонятно, почему она не видит, что происходит вокруг. Возможно, уход в свой мирок помогает ей выживать, не сходить с ума от одиночества и страха. Она как будто бы живет вне реальности, где нет наркотиков, безразличия и смерти. Джелиза-Роза настолько нуждается в любви, во внимании, что даже знакомство со странной женщиной в черном, не отталкивает и не пугает ее. Для нее, эта неадекватная особа моментально становится другом, а ее умственно отсталый брат - возлюбленным.
Что касается Дэлл, соседки Джелизы-Розы, то она тоже глубоко несчастая женщина. Возможно у них есть много общего. Дэлл также нуждается в любви, страдает от одиночества. Годы, проведенные в добровольной изоляции от остального мира, превратили ее из красивой женщины в сумасшедшую фанатичку.
При просмотре этого фильма у меня возникали разные чувства: от восхищения до полного отвращения. И это безусловный плюс картины.
На мой взгляд, фильм вообще оставляет гнетущее впечатление. Фильм на грани безумия и фантазии. Но самое тяжелое и страшное заключается в том, что на фоне всего этого безумства, самым реальным показано полное, безысходное одиночество...