К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Если б кому-нибудь пришло в голову спросить меня какие фильмы я люблю, то, дабы не распинаться понапрасну, ответ был бы чрезвычайно прост: такие, как 'Страна приливов'. Необычные, фантастически-прекрасные картины, которые затягивают не просто в омут, а бездонную пропасть. Погружаясь в них с головой, ты не чувствуешь течения времени. Жадно следя за всем тем, что происходит на экране, ты цепляешься за каждый кадр, потому что, кажется, ещё чуть-чуть и картинка исчезнет у тебя перед глазами. Мне импонирует то, с каким безумие и морем противоречивых моментов, снята 'Страна приливов'. Это не те темы, что принято обсуждать в обществе и не та лёгкость и красота к коей мы привыкли и осознано ищем её в фильмах, дабы отвлечься от пресловутой реальности. Это уже и есть сама реальность: в самом грязном, постыдном её содержании. Тот мир, та вселенная, о которой навряд ли мечтают и уж точно даже врагу не пожелают.

'Страну приливов' ни в коем случае не стоит воспринимать буквально: вы рискуете не понять её вовсе. Делайте проще - ответ подсказан уже в самом фильме - следите за главной героиней. Как она воспринимает мир, сколько вокруг неё абстрактного и сказочного. То, каким она видит мир, так и зритель должен смотреть 'Страну'. Постарайтесь, скажем, как отец маленькой Джелизы-Роуз, 'отправиться на каникулы' или превратиться в большую акулу, или найти прекрасного принца в умственно отсталом Диккенсе. Во всём, что есть перед вами не стоит искать логики и, если вам так проще, то называйте всё происходящее на экране просто бредом.

Для меня же весь фильм - это не что иное, как фантазии, мысли и чувства маленькой девочки. Она живёт в своём мире и именно её глазами показана эта волшебная страна, в которую привёз её отец. Джелиза-Роуз с самого рождения живёт в этом кислотно-бредовом состоянии, поэтому для неё это скорее норма, чем дикость.

Страшность и странность некоторых сцен в 'Стране приливов' просто сводит с ума. Вся кошмарность, дикость: разум порой просто отказывается это принимать. Все эти факторы в какой-то момент начинают играть странную роль: ты начинаешь получать эстетическое удовольствие от происходящего. Конечно, здесь строго на любителя.

9 из 10

17 сентября 2013 | 23:32
  • тип рецензии:

Очевидно, что «Страна приливов» является попыткой Гиллиама создать свою Алису в стране чудес. Алису зовут Джелиза-Роза, а страна чудес наполнена мумифицированными трупами, оторванные головами кукол и белками. Своеобразный коктейль из гротеска, черного юмора и абсурда.

Общественность, ясное дело, восприняла этот фильм неоднозначно: труп отца с которым спит главная героиня, почти ритуальные пляски у горящих ульев и «целовашки» с дауном - подобные сцены могли показаться впечатлительным особам излишне жестокими, а то и оскорбительными.

В начале фильма мы видим мать главной героини похожую на растолстевшую и сданную в утиль куклу Барби, она любит обувь, шоколадки и метадон; видим отца главной героини, постаревшего рокера, постоянно несущего бред и часто отправляющегося в героиновые «каникулы». Джелиза-Роза помогает отцу делать инъекции, растирает матери ноги и играет со своими «подружками» - оторванными головами кукол Барби.

Мать вскоре умирает, и отец решает увезти девочку в дом, где прошло его детство. Там и отец умирает, отправившись в каникулы навсегда. Вот тут то и начинаются приключения Джелизы-Розы в Стране Приливов.

Этот фильм нужно просто смотреть, забыв о своих предрассудках, не пытаясь оценить при этом вменяемость режиссера или правдоподобность некоторых сцен, это такая сказка, на которую нужно попытаться смотреть глазами Джелизы-Розы, маленькой девочки, а не оскорбленного взрослого.

9 из 10

08 декабря 2010 | 22:22
  • тип рецензии:

Фильмы Терри Гиллиама для меня - отдельная песня.

Если говорить о раннем (или скорее классическом, потому что фильмы конца 90-х для меня в эту категорию еще вписываются) творчестве, то насколько сильные впечатления оставались после них, ровно настолько же временами тяжело было смотреть сами ленты. Тяжело не в плане особой напряженности, а в плане динамики лент. Проще говоря, они всегда очень туго у меня шли, но от этого нравились не меньше.

Более того, некоторые из них даже стали любимыми.

Если говорить о новых работах (Воображариум, Братья Гримм), то они довольно легко смотрелись и оставляли после себя такие же легкие впечатления, несмотря на минусы.

«Страна приливов» - совсем другая история. Фильм смотрелся легко, но оставил от себя довольно противоречивые эмоции.

Мне показалось, что Гиллиам слегка перегнул палку. В том же «Страхе и ненависти..» все было в кассу, в «Стране приливов» уже перегиб.

Мир наркотиков и сумасшествия глазами ребенка выглядит уже слишком аморальным и неправильным.

Наркотический бред взрослых людей - это одно. Безумие в преломлении детского сознания - совсем другое.

Перед нами ребенок, не видевшего ничего иного, оттого так и воспринимающий действительность. Потому что иначе невозможно выжить в той среде, в которой оказалась Джелиза-Роза. Да и что ей остается?

Другое дело, что и она пытается защитить свое сознание уж слишком странными способами. И в ее детской голове почти не осталось места для чего-то действительно доброго и светлого. От этого немного жутковато.

Нет-нет, я не сноб и не моралист. Этот фильм по-своему хорош. Он интересен сам по себе, как представитель жанра, независимо от того, какие он может вызвать эмоции лично у вас.

Более того, Гиллиам справился на отлично. Вопрос только в том, через что/кого он преломил реальность на этот раз.

Посмотрите фильм. Возможно, он вам не понравится. А может и понравится.

Если это ваш жанр, то бонусом идет качественная операторская работа и прекрасная игра Джоделль Ферланд. Если же вам такое кино претит, но ничего не поможет.

Фильм имеет место быть.

Тем не менее, моя рецензия будет серой.

7 из 10

28 февраля 2012 | 17:23
  • тип рецензии:

Если бы я не читал роман Каллина, я бы, скорее всего, ничего не понял. Но прочитав сперва 'Страну приливов ', а потом уж только ее посмотрев, каждую минуту я ловил себя на мысли, что фильм Гиллиама - одна из самых лучших экранизаций последних лет. Бред на бумаге, рожденный Каллином, получил еще более бредовое воплощение на экране. Побег от скучной реальности в сказочную страну чудес, населенной принцами, пиратами, акулами и говорящими белками дает некую трещину в сознании зрителя. Она делит мир на две половины - мир обычных несчастных людей, и мир волшебный, где нет никаких границ.

Фильм дикий, странный, и гениальный. И в этом заслуга не только режиссера, но и мега-талантливых Ферланд, Флэтчера и МакТир. Этих персонажей могли сыграть лишь эти актеры, и справились они с этим просто превосходно. Ну а от визуального и музыкального оформления - просто нет слов. Восхищаюсь.

20 июля 2008 | 13:01
  • тип рецензии:

Это очень непростой фильм, из категории 'не для всех'; я бы даже сказала - не для всех из категории 'не для всех'. Все очень необычно, психоделично, жестко; иногда просто disgusting до такой степени, что отворачиваешься и зажимаешь руками и без того закрытые глаза, как будто даже через веки увидишь то, что повергает в жуткий шок - предсмертные агонии от передозировки метадоном, разлагающиеся трупы, вещи на грани педо- и некрофилии, мумии умерших, прогрессирущее безумство и прочее.

Фильм очень сложный и многогранный; его можно разгадывать по-разному, подбирая различные комбинации ключи, и - что самое интересное - любая разгадка не будет неправильной, она будет просто другой, новой; и каждый раз вы будете находить для себя что-то новое.

Немалую роль в фильме играет и 'страна приливов' - Ютландия, родина викингов, временное пристанище для отца Джелизы-Розы - Ноя; эта далекая непонятная страна как бы оправдывает тот абсурд, который происходит на экране; она манит и завораживает, становится навязчивой идеей, конечным пунктом прибытия, которого не достигнуть никогда. Вообще все напоминает метафору 'перевернутый мир' - и тогда становится понятным постер фильма и многие другие аспекты, которые до этого были неясными.

Можно рассматривать действо с точки зрения психиатрии - и мурашки по коже от насыщенности девиациами, от их глубины, от их реалистичности. Если сначала головы кукол (которые указывают на недостаток родительского внимания для девочки) говорят губами Джелизы-Розы, то потом - они звучат разными голосами в ее голове; у них проявляются уникальные характеры, уникальные отклонения, уникальные судьбы.

Можно провести немало параллелей со сказкой Льюиса Кэролла 'Алиса в стране чудес'; действительно, очень много схожего, даже кролики, падение в кроличью нору... Да и сам жанр сказки - жутковатой, страшной, гротескной, намеренно психоделической. В этой сказке на самом деле все очень доброе, светлое, наивное, восхитительное; мать и отец девочки не умирают, Диккенс - не сумасшедший недоразвитый эпилептик, а героический капитан; безумная некрофилка - просто заблудившаяся пиратка; порванная палатка со всяким хламом внутри - подводная лодка Люси ('Потому что всем подводным лодкам дают женские имена' - говорит отважный капитан); поле с желтой травой - бездонный океан; а само место, где все происходит, - край света, который отодвигается, достраивается, облагораживается.

Можно очень долго говорить, о чем этот фильм, и все равно не сказать и половины того, что нужно. Да и очень хочется, чтобы вы сами, друзья мои, искали разгадку, правда; в картине полно символов, аллюзий, персонификаций, которые для каждого строго индивидуальны - поэтому я не пишу о значении всего вышеперчисленного. Просто знайте, что во время просмотра вас разберут на кусочки, а потом снова соберут, как паззл, - но уже в другом порядке. После - в таком привычном мире появится что-то неуловимо другое, ненпривычное, но яркое, пронизывающее, выворачивающее душу наизнанку и отскабливающее ее до состояния чистейшего листа А4.

Я не буду рекомендовать вам смотреть эту странную сказку - это занятие для придурков, запрограммированных на саморазрушение, таких, как я; но если вы решитесь на просмотр, вспомните слова режиссера из его обращения к зрителям: станьте ребенком.

05 декабря 2010 | 15:31
  • тип рецензии:

Смотря фильм, ты будто погружаешься куда-то глубоко. Перед твоими глазами вспыхивают новые и новые образы...

Жизнь Джелизы-Розы, прекрасного цветка в безумном и жестоком мире…Храброй маленькой девочки, которая не смотря на своих родителей-наркоманов, всю ту грязь, что ее окружает, растет жизнерадостным человечком. У неё есть подружки-головы кукол, книжка «Алиса в стране чудес» и богатое воображение, которое не дает соскучиться и очень помогает жить…

После смерти своей мамы Роза обретает новый дом в пшеничном поле и новых ЖИВЫХ друзей. Они такие разные и в то же время схожие друг с другом… У каждого из них своя несчастная история. Их судьбы переплелись между собой… Бум! И грань между реальностью и фантазиями будто смыло приливом.

Настолько приятно было смотреть этот фильм, что просто не описать… Его хочется пересматривать бесконечно. Невозможно забыть ощущение полета фантазий,образов и фейерверка эмоций, поразивших до глубины души…Очень профессионально сыграли актеры, чувствуется искренность в каждом их движении…

Гениальный, завораживающий фильм. Большое спасибо за яркий и необычный подарок.

10 из 10.

31 августа 2009 | 04:03
  • тип рецензии:

Рядом с этой 'сказочкой' 'Страх и ненависть в Лас-Вегасе' - просто детский мультик про двух мальчиков.

Пожалуйста, не клюйте на кучу положительных отзывов! И ни в коем случае не ешьте ничего перед просмотром, если у вас слабый желудок. Я и сама после этой сказочки недели 2 не могла смотреть на мясо без опаски... бррр...

Ну да ладно, в конце концов, я наверно немного более впечатлительна, чем хотелось бы. В принципе, фильм неплох, хотя на ум вовремя просмотра приходили только фильмы Балабанова.

Какой-то смысл там, конечно есть, и, соглашусь с рецензией выше, это фильм про 'людей для которых понятие «реальность» является чем-то сугубо личным и практически не совместимым с реальностью общепринятой'.

Из положительного - актеры играют очень хорошо, особенно впечатлила извращенная тетенька в черном.

Но в целом, считаю то, что я увидела, бесполезной тратой времени + приобретением рвотной депрессии по меньшей мере на неделю.

Но быть может кто-то этого и хочет?

24 апреля 2010 | 17:34
  • тип рецензии:

Ни один из фильмов Гиллиама не вызывает столько эмоций зрителей и критиков, как «Страна приливов», и голоса их большей частью возмущенные. Как же, режиссер посягнул на что-то такое для них святое, чего обижать никак и никогда нельзя. Вот только честно определить, что за сокровенное подверглось насмешке, они упорно не желают. В своём оголтелом преследовании режиссера поведение кинокритиков напоминает бег разъяренного быка за красной тряпкой. А коррида эта с «быками» кинематографа и трущимся около него стадом пустозвонов была Гиллиамом устроена намеренно, затем мастерски проведена, и победоносно завершена низвержением на пыльную арену основных ценностей зрелищ. Вот именно это и не могут простить Гиллиаму – то, что зрелища, вплетенные в интеллектуальную канву, могут выглядеть столь неприглядно. Поверженные зверюги, обиженные от рогов до кончика хвоста, неистово заголосили: неумно в целом, но весьма обидно. Так многие маститые кинокритики принялись обвинять Гиллиама в педофилии и некрофилии.

Педофилия? Только человек с нездоровой психикой педофила может увидеть в образе абсолютной чистоты ребенка, показанной в фильме, намеки на ее оскорбление. Ведь Гиллиам воспевает именно неприкосновенность наивного и чистого восприятия детской душой окружающего его мира, каким бы мрачным оно не было – а в фильме окружение Джелайзы поистине адово.

Некрофилия? Какая же тут «филия»!? Чучела людей – с которыми общаются как с живыми – с одной стороны призваны максимально увеличить контраст между внутренним чистым миром ребенка и инфернальным окружением, а с другой являют собой радикальную насмешку над всей той мерзейшей кинодрянью вроде «техасской резни» или «пилы», которая заменяет современной публике кровавые зрелища античных амфитеатров, и, испачканная которыми кинопленка в своем суммарном километраже исчисляется несколькими расстояниями от Земли до Луны. Гиллиам хорошо знал, что толпа, с аппетитом слизывающая подобные помои, примется вопить относительно наполнения «Страны приливов», ибо то, что безоговорочно принимается в массовом кино, будет яростно облаяно в жанре «арт-хаус», какие бы нетривиальные цели не преследовал режиссер. Что ж, ханжи, получите! Больно? Сами виноваты.

Помимо художественно согласованного визуального ряда, а также обламывания рогов голливудским козлам, вся работа Гиллиама проникнута идеей вневременного порядка; не побоюсь даже сказать евангелического: только чистая, блаженная душа способна подняться над окружающим мраком и заслужить новое светлое рождение. А вот финальное решение темы с крушением поезда – это скорее библейский апокриф. Авраам в Книге Бытия ходатайствовал Господу о спасении города грешников ради нескольких праведников (правда, начав с пятидесяти, доторговались только до наличия не менее чем в десять на село, потом Господу надоело). То есть, спасти грешников ради праведника. Здесь же – погубить состав не нуждающихся уже в помощи Всевышнего праведников (обычный мир благополучных людей, едущих в комфортабельном светлом поезде) ради одного страждущего невинного существа… А больной подросток в фильме – лишь орудие Судьбы или Божественного Провидения.

Обыгрывание же в сюжете темы Кэрролловской «Алисы» интеллектуально разнообразит картину и, по существу, является наиболее оригинальной вариацией в киноискусстве на тему этой прекрасной сказки. И конечно нужно отдать должное великолепной игре десятилетней Джодель Ферланд, которая, оставаясь актрисой (в кино с пяти лет; работа с Гиллиамом была ее 26-ым проектом в кино), сохранила всю естественность детского восприятия сцены.

9 из 10

13 января 2015 | 01:47
  • тип рецензии:

...try to be an innocent, as difficult as that is.

Terence Vance Gilliam


Всё не утихают кругом споры о том, та 'Алиса' или не та, а я вдруг и совершенно неожиданно знакомлюсь с необычным, словно снятым с той стороны зеркала, взглядом господина Гиллиама на Кэрроловскую фантасмагорию, хичкоковские душевные метания и на всеобщие социальные проблемы. И вот тут-то сомнений в 'таковости' нет - налицо пять двойных дон и многослойность не хуже, чем у модных нарядов.

Начало фильма весьма похоже на жизненный концентрат, перенасыщенный грязью и отвратными продуктами распада, авторства Азии Ардженто 'Лукаво сердце более всего' - но, к счастью, это только зачин, иначе фильм был бы уж каким-то окончательно оголтелым и малоосмысленным. Так же наркоманка-мамаша мечется между своими чувствами к 'засранке' и 'солнышку' Джелизе-Розе, так же папаша обещает страны чудесные и сиянье неземное, такой же несчастный измученный ребёнок. Хотя нет, не такой же - Джелиза-Роза явно не имеет ничего против подобного образа жизни, она заботливо готовит папочке героин, а мамочке массирует ноги с явными признаками сепсиса и, когда выдаётся свободная минутка, играет со своими лучшими подружками - кукольными головами.

Семейная идиллия вскорости прекращается, потому что Королева Гунгильда помирает от метадона, как считает папочка, опасающийся, что его обвинят в убийстве. Храбрый викинг и его маленькая принцесса отправляются на край света, в прерию. Однако и там сиянья неземного на них не снисходит - отец не возвращается из очередных 'каникул'. И тем не менее, девочка никогда не чувствует себя одиноко: она продолжает исследовать бабулин дом, где всё покрыто толстым слоем смерти, разговаривает с папашей, уплывшим в Вальгаллу, находит призраков и охотится за белками. В безлюдной прерии она находит себе ещё одну лучшую подругу - женщину по имени Делл, питающую слабость к таксидермии и имеющую один вытекший глаз. Правда, Делл не признает новых друзей, зато у неё есть брат, перенёсший лоботомию и страдающий эпилепсией. Как единственный доступный мужчина, он тут же становится 'мужем' Джелизы-Розы (и, удивительное дело, он тоже не знает об этом). Итак, при полном, казалось бы, одиночестве, девочка даже не задумывается о значении этого слова - мир полон друзей, интересных и загадочных событий и даже, хм, любви. События нанизываются на нить, складываясь в узор, который был создан так давно, что и не упомнить, хотя нить эта и подвешена в каком-то странном, не то чтобы не сказочном, но уж очень не детском мире.

Отбросив всё своё обычное отношение к детям и говоря вообще, не могу не признать - все дети гении, с их непосредственным восприятием мира, анализом событий, а не связи их с прошлым опытом и прочими радостными вещами, навроде обнюхивания и радостного удивления собственным какашкам. Ребёнок не воспринимает этой отвратительности мира (за исключением вещей, которым очень уж противится тело, навроде голода или запаха разлагающегося трупа), он радуется каждой маленькой вещи: солнце встало, и это хорошо, вода в кране есть - и это потрясающе, ещё и горячая - ну вообще, живём! Ребёнок не думает о деньгах, престиже, прочей лабуде, не завидует и не зависает. Вот оно, второе дно сказки Гиллиама, детская простота, удивление и непосредственность, умение жить в гармонии с самим собой так, чтобы было нескучно, показанные в гротескной форме, доведённые едва ли не до абсурда - ну как может девочка не чувствовать, не принимать, что отец уже умер?

Ниже идёт мерзость людская, земная, реальная и тоже порой гротескная (Джелиза-Роза заботливо помогает отцу отправляться в 'путешествие'). Казалось бы, всё это должно казаться отвратительным, неприемлемым и страшным. Вот только отчего-то не кажется так вовсе, даже странно. Уже упомянутый фильм Азии Ардженто с этой точки зрения куда более отвратителен, а небезызвестный 'Догвилль' в тыщу тыщ раз страшнее (ну да в этом смысле он вообще шедеврален). Возможно, потому, что Гиллиаму больше с руки снимать сказки, и хотя он и беснуется, показывая пакости и 'шокируя' подчас не меньше собрата по перу - Тима Бёртона, он больше волшебен, и практически не мерзок. Как может казаться мерзким что-то, что происходит в глубине кроличьей норы? Брандашмыг и Бармаглот не одобряют.

А вообще говоря, там много ещё можно сказать, например, о том, что с белочками земля не так пустынна - а также с безглазыми кукольными головами и огромной акулой - поездом. Потому что у человека в голове - весь мир. 'Я обладал сегодня в мечтах тремя жилищами и был равно счастлив во всех трёх. Зачем же утруждать своё тело переменами места, раз душа странствует так свободно? И к чему осуществлять замыслы, раз сам замысел заключает в себе достаточно наслаждения' - написал Шарль Бодлер во времена своего парижского сплина. Спорное заявление, да. Но к этому фильму - весьма применительное. И смысла в этом фильме всяко больше, чем в последующем за ним 'Воображариуме'.

10 из 10

03 апреля 2010 | 23:01
  • тип рецензии:

Голландским углом называют специфический приём съёмки, когда камера смотрит на героя снизу вверх, при этом горизонт должен быть завален набок. Такой ракурс используется для выражения безумия, беспокойства, необычности и дезориентации. Трудно не заметить, что весь фильм выполнен именно под таким углом. Оператору респект.

Глядя на количество положительных рецензий, восхищений, благодарностей режиссёру, подумал, как это я пропустил такой шедевр? Но после просмотра самооценка моя понизилась, видимо не дорос я до такого уровня. Не то, чтобы я совсем ничего не понял, но 2 часа жутких психоделических эмоций безо всякой смысловой нагрузки - это экскурсия в дурдом, где содержаться исключительно имбецилы. Вырезки из жизни и фантазий олигофренов разных возрастов.

Обидно, что при достаточно высоком уровне 'формы' напрочь отсутствует 'содержание'. Я бы назвал данный жанр 'релакс наоборот'. Ещё появилась ассоциация с темой 'дети-маугли'. Ведь по сути девочка и есть такой ребёнок-маугли, только воспитывалась она не в обществе каких-нибудь волков, а в обществе, сами додумайте кого, если решитесь на просмотр.

Картина действительно была бы шедевром, будь в ней даже один из атрибутов, которые делают фильм фильмом - интрига, мораль, мысль в конце концов или хотя бы один разумный персонаж.

Откуда же всё-таки такой ажиотаж зрительских симпатий? Внимательно читаю рецензии... почему я не увидел в фильме того, что в них пишут? Нет, я согласен, кино необычное, в какой-то степени завораживающее, есть и абстракция, и экспрессия, и даже сюреал, и режиссура, и игра, и всё вместе взятое, но где канва? Ведь фильм-то игровой! Это же не документалка БиБиСи! Разве художественный фильм не должен содержать сюжет, в котором есть не только 'что' и 'где', но и 'зачем' и 'как'? Не знаю, быть может я слишком требователен, или смотреть его надо было под настроение, но ему явно не хватает головы - одно сердце...

21 марта 2015 | 01:44
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: