Юль, вот смотри. Есть «Эмпайер-рекордс» или как он там еще называется. Это фильм о ребятах, которые работают в магазине музыки и ставят всякую рок-н-рольную попсу. Фильм скучный в первую очередь тем, что он предсказуемый. Не тематично, а идейно. Но все мои претензии к нему личные не имеют никакого значения, потому что этот фильм идеально передает как раз настроение.
Что делает Коппола. Она много экспериментирует в фильме. Вот у нее есть некий саундтрек. Набор двух-трех мелодий Афекс Твин, там, несколько песен Радио Депт, Нью Ордер, Боу Уоу Уоу и Зы Кьюр. Ну, да, и она еще знает Squarepusher. Она берет идею конца недолгого правления Марии-Антуанетты, скажем так, исторический эпизод. В рамках всей истории этот художественный прием справедлив. Вспоминает, что в тот момент самым ярким в правлении Марии-Антуанетты были растрата бюджета на всякого рода празднества и ее неблаговидное положение во Франции в качестве некой чужеродной материи из Австрии. А дальше начинаются эксперименты.
Она берет и накладывает современную электронику на то короткое время пока Мария-Антуанетта варилась в этой скучной круговерти с престолом, с наследником, с ее слабохарактерным мужем. То есть соединяет два времени. Это идея просто шикарная – совмещать эпохи в их оригинальной оболочке. Ну, то есть не делать некий музыкальный временной мэшап, скрещивая разное воедино и получая новое интересное, а именно как бы соприкасать два времени. И в одном эпизоде, может помнишь, когда они сбегают на бал-маскарад, есть отличный показательный момент, когда видно, что пары танцуют именно под тот бешеный танцевальный инди, и музыка пропадает и пары останавливаются с окончанием музыки, в тот же момент.
И, конечно, здесь интересно для чего она это использует. Тут некий намек, что время ничем не отличалось в прожигании жизни той молодежью и нами? Да, вполне логично все выглядит. Эти пустые с застывшим беспорядком разбросанных предметов, еды и напитков комнаты, утренняя молчаливость воздуха, пространство для новых желаний… Это ведь и наше тоже. Танцы, наряды, секс, вкусняшки, депрессия, музыка – параллели на глазах превращаются в слезы. И радости и грусти. Здесь правда проще подумать, что Коппола решила в свободной манере отразить свой художественный взгляд на тот тягостный период для Франции. Поэтому у нее настолько осовремененная Мария-Антуанетта с причудами любящей подурачиться девчонки, а не молодая особа королевских кровей, думающая, что ей делать теперь с этой Францией.
И вот теперь самое интересное. Почему людям фильм нравится, а меня он разочаровал. Большинство зрителей дошло до того же ощущения, что и я - фильм необычен, смел, ярок, он визуально вкусный. Но вот дальше. Коппола при использовании каждого исторического факта просто нагло его бросает, либо не дает продолжения. Она, с одной стороны, берет каждый момент из истории Марии-Антуанетты, чтобы оттолкнуться от него для создания той самой атмосферы, а, с другой, как бы акцентирует внимание на том, что каждый факт имел определенное значение. При этом ни тому, ни другому не давая продолжения, а больше играясь. Размышления о Руссо появляются с неба, обсасывание скучности для Марии-Антуанетты французского двора, когда изо дня в день ей приходится соблюдать одни и те же процедуры, длится минут 30 и ничего после, никаких продолжений, ни в какую сторону, понимаешь? А для чего вспомнили про любовницу короля в роли Азии Ардженто, она появляется в нескольких сценах, потом пропадает и все. Куда? Зачем? Кто? То есть это такие серьезные киноштуки из-за которых фильм параллельно с необычностью превращается в жуткую бестолковость.
Ну и самое главное. Фильм же называется не «Давайте жрать конфеты и плясать под New Order!». Он называется «Мария-Антуанетта». Joseph Mon, кстати, возник много лет назад из истории о Марии-Антуанетте! К слову сказать. Была и есть чудесная книга Дюма «Жозеф Бальзамо». Два тома, которые так и называются, охватывают как раз этот период правления во Франции. Имя Joseph по определенным причинам было создано под впечатлением образа главного героя. Так вот, фильм о человеке. И пока смотришь фильм, видно, что Коппола либо не знает какого человека показывать, или просто уходит в некое субъективное познание смешанного образа австрийской герцогини и образа взбалмошной Кирстен Данст. А смесь и вправду убийственная выходит.
Очевидно, что образ легкомысленного ребенка из «Девственниц» в Кирстен Данст Копполе очень симпатичен, поэтому весь фильм главная героиня постоянно улыбается, смущается и кокетничает – эти свойства ее характера придают персонажу Антуанетты незабываемую обособленность от остальных персонажей, будто она попадет из своего мира счастья и благодушия в мир мучительных правил. Но эти же свойства требуют от самого персонажа большей энергичности в метафорическом смысле, а не глупого хождения по комнатам и вдумчивой молчаливости со смайликом на лице. Главная же тема, связанная с тем, что человека (Антуанетту) помещают не в свою судьбу, где он больше умирает не тем самым известным концом, а больше выжимается атмосферой происходящего вокруг, показана хоть и целенаправленно, но где глубина?
В фильме несколько моментов, когда Коппола просто берет зрителя за волосы и макает в эту идейно-тематическую жидкость. Самые яркие, музыкальные два. Я могу их расширить, но мне нравятся два. Первый в начале и последний в конце. Первый под эмоционально сложную композицию Aphex Twin – Jynweythek. Когда героиня Кирстен Данст попадает во дворец и, вытягивая голову, заходит все в следующую и следующую комнату. Композиция очень вдумчивая и проникновенная. Она описывает разные состояния, именно поэтому, возможно, режиссеру захотелось ее поставить и в титры после фильма, когда зритель осознает конец истории Марии-Антуанетты и конец своих ощущений, того красочно-грустного мира, где он побывал. Вот при чтении этих строчек надо как раз Афекс Твин слушать. И, с другой стороны, мелодия вначале как бы предрекает жизненный финал королевы. В этом вся сложность Jynweythek. Она не просто задумчивая. И тут, наверное, угадали.
Ну, а второй момент, для меня оказался неоднозначным. Он и очень привлекательный - весь этот пейзаж в закате из кареты с лицом Антуанетты крупным планом - проникающая грусть, завершенность жизни, и в тоже время в срезе всей картины он какой-то незначительный. А вот случилось так, что фильм параллельно интересный и необычайный, и при этом бестолковый из-за тех самых недоговорок и незавершенностей в каждом начинании.
Драма Марии-Антуанетты - одна из сильнейших драм одного человека, сохранившихся в истории. Это драма женщины, слишком высоко вознесенной и слишком жестоко разбившейся при падении, которое было отнюдь не мгновенным, но долгим, мучительным и жестоким.
Что же мы видим в этом фильме? Более полутора часов уходят на пирожные, шампанское и обвинения королевы во фригидности, а в остальные двадцать минут, кое-как скомкав, умяли всю трагедию революции, сметающей все на своем пути. Но я хочу начать разбор не с достоверности показанных событий, а с достоверности персоналий, в фильме упомянутых. В положительных рецензиях к этому фильму не раз упоминалось, что София Коппола не заморачивалась историей, она, дескать, передавала характеры, так что, цыц, скучные зануды и педанты, требующие четкого фактажа! Ну что ж, цыц так цыц.
Мария-Антуанетта, личность яркая и противоречивая, беззаботная и милая девушка, с живым умом, впрочем, не испорченным науками и постоянным трудом, законодательница мод, королева рококо, та, которая была воплощением грации и обаяния, та, которая могла очаровывать и вести за собой даже в тюрьме, та, ради которой люди жертвовали головами, опьяненные ее величием и достоинством. Так вот, где она тут? Кирстен Данст со своими двумя выражениями лица на весь фильм даже близко не подошла к образу, мной обозначенному. Ну девочка-кокеточка, существо заурядное и истеричное, где тут королева мод? Где обаятельная ветреница с несгибаемой гордостью и упрямством, таящимся под слоями дорогих тканей? Даже если предположить, что драму в этот фильм класть не хотели, все равно образ смазан и чрезмерно упрощен, до полной 'несъедобности'.
Король Людовик XVI, толстый добряк с голубыми глазами, готовый пойти за тем, кто поубедительнее на него надавит, человек, мучимый комплексами от осознания своей немужественности и сублимирующий такими истинно мужскими занятиями, как охота и столярное ремесло, король про которого говорили, что единственный мужчина рядом с ним - это его жена. Где же он? Где раскрыт его характер? Где его интровертность? Почему, бога ради, он присутствует на всех развлечениях, хоть и ноет?
Конфликт Марии-Антуанетты и Дюбарри исковеркан и скомкан невероятно, а ведь из него могла бы получиться красивая интрига. Зачем он тут в такой, с позволения сказать, 'лайт-версии'? Зачем так демонизировали Дюбарри, женщину, хоть и болезненно гордую, но совсем не злую? Это все к адекватной передаче характеров, так?
Самая большая трагедия 'версалевского' периода дофины - ее альковная тайна, ее семилетнее унизительное положение замужней девственницы из-за нерешительности и слабоволия супруга, отказывающегося сделать элементарную операцию. Откуда и зачем тут взяли оскорбления королевы в бесплодности и половой несостоятельности?
И вообще, если хотели показать только двор, то где же шикарная, потрясающая интрига Рогана с колье, та самая, которая послужила поводом народным волнениям? Где блестящая аферистка Ламотт, где влюбленный в королеву по уши и несправедливо арестованный кардинал? Это ж какой можно было сделать потрясающий сюжет для любителей гламура и романтических историй! Но нет, уж лучше показывать однообразные платья и тортики.
То, что оставили от Революции... Ну это просто без комментариев. Уж лучше бы ее вообще не вводили в фильм, коль скоро он ориентирован на гламурных барышень, они все равно не поймут, но зачем так: кусками, коверкая характеры и события?
Однако же, отойдем от событий и перейдем к оформлению, которое могло бы быть интересным, если бы не, опять же, плохая проработанность. Поп и электроника на фоне Версаля - это интересно и необычно, если бы музыка была подобрана адекватно, а не так, что в половине случаев она просто не соответствует событиям, происходящим на экране. Клиповая съемка тоже не делает чести фильму при, в общем-то, приличной операторской работе.
Резюме: фильм скомкан, сделан тяп-ляп, видно наплевательство и на историю, и на психологию, такая гламурная костюмированная мелодрамка с ошибкой на ошибке и неудачами через раз. Пустая трата денег и времени.
Сложилось впечатление, что София Коппола начала писать сценарий ещё в подростковом возрасте, ориентируясь на свои тогдашние интересы. Странно лишь, что при этом, повзрослев, она не изменила своего взгляда на личность Марии-Антуанетты.
Всё основное время действия молодая королева пытается лишиться девственности, не зная как расположить к себе неопытного в любовных делах Людовика, и выслушивая упрёки в своей фригидности от матери и чуть ли не всех придворных. Она кутит со своими подданными, заливаясь вином, покуривая травку, а со временем, когда мужу, наконец, удаётся разобраться с технологией исполнения супружеского долга, с чистой совестью начинает наставлять рожки своему заядлому охотнику на оленей...
Однако к концу фильма перед нами женщина с опущенными под тяжестью утрат и обстоятельств плечами, готовая остаться рядом со своими супругом даже ценой собственной жизни. Но почему произошла эта перемена? Откуда в этой прожигательнице жизни взялась внутренняя сила, преданность - ранее не постижимые ею категории? Об этом София Коппола решила умолчать, скомкав финал, и лишив главную героиню наполненности. Догадаться о дальнейшей судьбе Марии-Антуанетты человеку, не знакомому с историей Франции, невозможно.
Фильм определенно расчитан на подростков. Отсюда и современная музыка, постоянно звучащая в роскошных дворцовых интерьерах, что было бы уместно в псевдо-исторической комедии, но вряд ли подобает серьёзному историческому фильму. На клиповое восприятие современной молодёжи рассчитана и технология монтажа, когда практически несвязанные эпизоды чередуются за счёт ухода в затемнение.
Используемые режиссёром приёмы способен считать даже школьник, что никогда не было свойственно для интеллектуального кино, к которому всячески устремляет свои работы София Коппола. Например, эпизод в опере: молодую дофину зал поддерживает аплодисментами, когда она, вопреки хорошему тону, начинает хлопать по окончании отдельной арии, но королева, стоящая на пороге революции, такой поддержки уже не получает - противопоставление, шитое белыми нитками. Оно, кстати, является и примером неудачного монтажа, потому что второй эпизод (с королевой) сунут через пресловутое затемнение в ткань картины без какой-либо связи с предыдущими эпизодами...
Конечно, фильм снят красиво - яркие продуманные кадры, выстроенные по свету, цвету и прочим художественным категориям очень грамотно. Но, развернув цветастый фантик, натыкаешься на размалёванную картонку, пустышку...
Пятнадцатый ребенок в семье австрийского императора, прелестница, не дочитавшая ни одной книги до конца, королева Франции, недостаточно хорошо владевшая французским, - София Коппола вновь нашла себе девственницу-самоубийцу, девочку-люкс, живущую отщепенкой в своей розовой вселенной. Знакомый материал, проверенная актриса в главной роли плюс новые декорации – «Мария-Антуанетта» картинно отреклась от исторической достоверности, сосредоточившись на правительнице сладко-пряничной страны, в которой людям не хватало хлеба.
Мария Антония стала Марией-Антуанеттой, то бишь вышла замуж за французского дофина, в четырнадцать лет – совсем ребенком. А когда на твоей голове красуется корона, ты можешь позволить себе такую роскошь, как вечное детство. Зачем взрослеть, если можно ни о чем не думать, не вникать в сложные государственные проблемы, вместо этого наслаждаясь жизнью в роскошном дворце, меняя один наряд за другим и уплетая сладости. Она и не повзрослела: Версаль для нее – большой игрушечный замок, Трианон – любимая песочница. Кукловод из Марии-Антуанетты вышел неважный («австриячка» не разбиралась в придворных интригах, приближала к себе совсем не тех людей и служила темой многочисленных памфлетов), а вот забавляться с огромным пряничным домиком площадью 550 тысяч квадратных километров ей удавалось гораздо лучше – как и всякий ребенок, любящий сладости, она ела его большими кусками, слизывая глазурь с крыши и выковыривая из стен изюм, а пряничным человечкам оставалось только собирать крошки от своего некогда благополучного владения.
За эксцентричное ребячество королеву невзлюбила мачеха история, которая до поры до времени терпела эгоизм и инфантильное транжирство отпрыска Австрии, а затем решила поставить расшалившееся дитя в угол, используя вместо ремня революцию и гильотину. Мария-Антуанетта, словно предчувствуя скорое наказание, сжалась в комок: ее лицо помрачнело, волосы поседели, краски потускнели. Ей бы найти опору, кого-то, на кого можно было бы свалить вину за съеденное без проса варенье, но муж, так и не продвинувшийся по шкале отношений дальше «хорошего знакомого», и сам потерялся, обнаружив у себя в руке игрушечную саблю и не увидев вокруг себя никого, кроме оловянных солдатиков, которые не в состоянии подавить бунт черни. Детство кончилось, а выпускного концерта в детском саду так и не случилось.
Большой ребенок София Коппола с особым удовольствием наряжает, переставляет и стукает лбами своих куколок в каждом кадре; она любовно размазывает сливки и разливает карамель в каждой сцене, не волнуясь о возможном кариесе у зрителя. Она хулиганит, оставляя в кадре кеды Converse и выбирая музыку The Cure и Bow Wow Wow в качестве саундтрека – детям, обласканным номинацией на Оскар, можно и не такое. Отказавшись экранизировать книгу Цвейга, Коппола пустила всем сахарную пудру в глаза, настроив на несерьезный, «неисторический» лад, однако Французская система национального образования вытерлась платочком и наградила картину специальным призом на Каннском фестивале. Девочки из хороших семей не всегда вырастают в недалеких королев – иногда они становятся смышлеными режиссерами.
Грубые взрослые ворвались в плюшевую вотчину Марии-Антуанетты и забрызгали розовые стены дворца грязью. Королева не стала капризничать и спокойно приняла конец этой сказки, где даже принца ждала казнь. Храните в себе ребенка и не позволяйте никому ломать ваши игрушки.
София Коппола создала уникальный по своей атмосфере и характеру фильм. Я даже не могу точно определить, каков жанр у картины. Это комедия, с одной стороны, мелодрама, с другой стороны, и драма в конце. Вместе с тем, фильм обладает такой лёгкостью, что при просмотре создаётся иллюзия, что ты вместе с Марией-Антуанеттой прогуливаешься по её саду, ешь с пальчика пирожное и примериваешь новое платье.
Сочувствуешь королеве, когда она не может родить наследника, при том, что её муж по ночам только и делает то, что спит. Но вся тяжесть вины за него ложится на неё. «Говорят, она фригидна», - раздаётся у неё за спиной. И зрителю как ножом по сердцу. Вопиющая несправедливость всё на ту же тему исходит и от матери королевы. «Девушка должна уметь соблазнить мужчину»… Похоже, что все кругом сговорились!
Ещё в самом начале фильма, когда будущую правительницу лишают всего родного, вплоть до любимого мопса, кажется, что ты сам всё это переживаешь. Людской идиотизм, проявляемый, кроме прочих эпизодов, также в утреннем одевании Марии-Антуанетты показан так тонко, что начинаешь поражаться таланту Копполы.
При всём при этом, я не считаю великую королеву великой мученицей. Думаю, здесь фильм отражает прежде всего восприятие действительности самой великой особы, чем рассчитывается на скупую слезу зрителя. Цель фильма – не разжалобить, а проникнуть в мир человека, воспринять неопытную и глупенькую девочку не как правительницу, а как человека, грешного, страстного и интересного.
Правда, я не очень поняла смысла музыки, которую Коппола положила на фильм. Она, по большей части, современная. Но уже к концу фильма это перестало резать слух и воспринималось как должное. Посему, дамы и господа,
На протяжении без трёх минут двух часов перед моими глазами, точно лакмусовой бумажкой, трясли коробками с туфлями всех возможных моделей и цветов; лакомствами разных вкусов и форм; щеголяли в платьях, совершенство отделки которых ослепляло. Передо мной открывалась панорама на бесконечную лаймовую рощу, на прекрасные цветущие поля, на величественную резиденцию его величества Дофина – меня буквально манило за собой величие восемнадцатого века, затягивала эта легкомысленная праздность.
Да, я бы хотела оказаться там, на месте Марии-Антуанетты, но готова ли я заплатить за эту жизнь такую же большую цену?
Но нет, фильм, хвала Создателю, не будет показывать нам чудовищно реалистичных сцен казни первой дамы двора, он не будет изобилировать пугающе достоверными фактами последних дней её Высочества, как это было, скажем, в «Ещё одна из рода Болейн». Эта картина приоткроет дверцу одного из многочисленных комодов Марии, где вперемешку с представительными вечерними туалетами лежит грязное нижнее бельё.
Жесток удел красивых женщин. А в восемнадцатом веке в ассоциативный ряд к красивым можно было добавить и родовитых барышень. Судите сами: ты должна уехать из собственной страны в 14 (!!!) лет и выйти замуж за мужчину, которого до этого видела лишь на маленькой картинке. И всё потому, что ты – дочь Австрии. И должна скрепить политический союз двух могущественных держав… В постели. Впрочем, в те времена это не считалось зазорным, а, наоборот, принималось как должное, так что особых душевных терзаний Мария в этот момент не испытывала, разве что разлучаясь с любимым мопсом.
Она, искренняя и восторженная, прибыла в Париж. На удивление, знакомство с будущим мужем показано ровно, как и первая встреча с дедушкой. Я даже слегка испугалась, увидев плотоядную улыбку дедули и услышав правдивый исторически вопрос: «А грудь у неё большая?» Но Мария этого не слышала, как и не слышала (а может, просто мужественно и гордо не обращала внимания) на пересуды за спиной. Она должна была стать первой женщиной Франции, а перед этим все проблемы уходили на второй план.
Взойдя на престол, обхватив руку мужа, проблемы юной красавицы не закончились. Людовик, муж Марии, персонаж более чем противоречивый. Стране нужен наследник – юный Дофин, ради чего, собственно, и закреплён этот союз, но он… Увлечён охотой и замками, чем угодно, но не молодой женой. Каждую ночь он скупо целует свою жену и отворачивается на другой бок. Кто виноват? Конечно же Мария, которая не может, имея такую привлекательность и способность нравится мужчинам, увлечь своего супруга. Вот вам и первый конфликт – плачущая в дорогих покоях королева. Птичка в золотой клетке, что тщетно бьётся о её прутья безо всякой надежды.
Она идёт мимо судачащих людей, мимо колких взглядов, мимо чужих амбиций.
Конфликт второй – нравственный. Как это водится, жизнь без любви – жизнь прожитая зря. Уж не знаю, вряд ли Мария рассудочно искала себе любовника и плотских утех – картинка показывает искру – в глазах прекрасной обольстительницы, солдата с репутацией Казановы и тоску смертную в глазах Людовика. Искру пламенную и готовую взорваться в любой момент от вожделения. Случайно наткнувшись глазами на утончённого юношу у колонны, замужняя дама флиртует. Слегка, осторожно, скорее, из любопытства. А может потому, что глаза загадочного незнакомца чертовски притягательны. Много ли надо неискушённой девственнице? Но сдержав свой бурный порыв тогда, уже имеющая ребёнка мадам просто теряет разум, оказавшись в непосредственной близости с красавцем второй раз. Ничего не изменилось, разве что на его прекрасном лице пролегли две морщинки, и из юного оно стало мужественным, зрелым. Мария-Антуанетта бросается в омут с головой, не думая, что он сулит.
Третий конфликт – конфликт личностный, скрытый глубоко внутри личности самой королевы. Женщина, кажущаяся счастливой, но неизменно несчастная. Копнув глубже, подумав, ты действительно придёшь к такому выводу. Она, лишённая искренней любви, искренней дружбы и понимания – забывается в бурных игрищах, в увеселениях и игорных домах, в случайном сексе. И никто не спасает эту женщину, потому что она одинока в толпе. В толпе таких же, прожигающих свою жизнь фройлян, равнодушных клевретов и слуг. Ошибочно может казаться, что, мол, разве можно быть несчастным, живя во дворце, почивая на кровати размером с частный аэродром и прожигая за ночь целое состояние? Можно. И свою боль, свою полную несвободу и независимость она топит в шампанском. Мне её жаль. Мне жаль восторженную и неискушённую девушку, что могла одним движением своих ладоней заставить подражать ей весь зал, мне жаль, что со временем она стала хлопать одна…
Удивительно инфантильный (как и главная героиня, которая своей игрой диктовала всё состояние фильма) и красивый фильм. Из-за одних только декораций я бы назвала его совершенным – так воссоздать для зрителя Версаль восемнадцатого века – большое достижение. Неизменно присутствует ощущение масштабного размаха.
Какой-то грандиозной кульминации или баталии, или банального выяснения отношений здесь нет. Здесь есть размеренное и красивое повествование – будто фильм – это книга с удивительно яркими иллюстрациями, которые ты переворачиваешь на своих коленях, и так зачарован происходящим, что просто не можешь перестать листать страницы. Здесь есть чувства – разнящиеся по своей природе – чувства страсти, преданности, псевдолюбви, равнодушия. Есть и перерождения эмоций – любопытство и равнодушие сменяется верностью, страсть вспыхивает страхом и тоской. София Коппола всё сделала, быть может, не на грани достоверности, но очень и очень красиво. Главное – не показушно, не дёшево и трешево.
Если вы собрались посмотреть этот фильм, то задействованные актёры доставят вам истинное удовольствие. Кирстен Данст (лично для меня одна из самых любимы кинодам, а дам, в отличие от мужчин, которыми я интересуюсь, ой как немного) отыграла с первого до последнего кадра очень правдиво, без фальши. Её детское милое личико, её улыбки и изречённые фразы образцово-показательны для представленной королевской особы. Джейсон Шварцман великолепно исполни партию робкого и всё же симпатизирующего зрителю монарха. Джеми Дорнан – действительно обольстителен и хорош. Жаль, было мало Тома Харди – у него уже есть опыт съёмки в «Королеве-девственнице», эх, идут ему костюмные роли.
Хотелось бы как-то особняком отметить никогда не интересующую меня, но тут прям удивившую в весьма короткой роли королевской подстилки Азию Ардженто – в жизни ну ничего выдающегося, в кадре – ну просто огонь.
Задиристая и совершенно хулиганская музыка подходит такой противоречивой личности, как Мария-Антуанетта. Вы сможете проследить за ней от юности до зрелости, почти застать её врасплох. Используйте этот шанс.
Я тайно влюблена в этот образ, только, тс-с-с-с, никому!
фильм - превосходный. рецензии к фильму - устрашили.
Очень грустно, что такой превосходный фильм рецензируют люди, которые просто хотели развлечься... а им не дали.
Фильм - очень очень. О том как обычная 14летняя девочка, подросток, не зрелый, ничего не знающий и не желающей, кроме как невинного рок н ролла, попадает в потрясающие условия для этого самого рокнроллла. Бесконечную вечеринку нарушают те, кто убивает, собственно, девочку и ее гостей вечеринки. Убийцы - это голодный спятивший народ, которого тоже можно понять, но... Не абсурдно ли? Какая королева, какое правительство, что за бред. Она просто девушка. И больше ничего. Это не ее выбор быть королевой, не ее выбор жизни в целом. Но она, как и любой молодой не зрелый подросток, будет плыть и вращаться в тех условиях, в которых ты родился и другого не знаешь. Впрочем, нужно посмотреть фильм. И посмотреть не с плебейским настроем ( исключительно таких рецензистов тут 99% ),плебейским настроем из серии - 'дайте мне коробку шоколадных конфет, где я увижу платья, драгоценности,разврат, Францию голливудскую и плюс сверху какой-нибудь тупой жирный вывод поверхностной морали к этому всему, чтобы ощутить себя не глупым и сказать - кино шикарное красиво и смысл воо какой явный здоровенный да я понял о чем кино и это кино да я понял и это кино кино да'.
А посмотреть так, будто Вам 14 и Вам дали все, что вы пожелали. И в такой жизни вы провели несколько лет. Со своей рутиной, со своей скукой, со своими радостями и несчастьями. А потом, пришли люди и сказали - Вы так сладко жили, а мы умирали. А вы знали, что мы умираем, а вы дьявол, а вы ведьма, вы издевались над нами, так получите по заслугам. Вроде все правильно или вам кажется абсурд?...
Или, уважаемые рецензисты, у Вас появился еще какой-нибудь исход такой странной ситуации, кроме как Правильно или Абсурд? А не приходит ли Вам в голову, что в жизни всегда тысячи и тысячи вариантов и исходов с каждой стороны. И что Жизнь так не однозначна и мы так все похожи? А тупость, делает нас еще более похожими (тупость во всех ее проявлениях, в том числе и тупость, которой наполнен ребенок в 15 лет). И читая, такие глупые поверхностно-мозговые рецензии людей, которые абсолютно ничего не поняли в этом кино - мне дурно. Более того, уверенна, что в основном мои уважаемые рецензисты, думают, что кино - это картинка и сюжет. Как же вы далеки от.. кино. Хороший режиссер использует каждый сантиметр вашего времени, вашей сетчатки глаза, вашего слуха и так далее. И в этом фильме, сознательно так приторны и дурацки картинка и сюжет. Сознательно. Это великолепный пример того, как подобная картинка и сюжет ярко питают эту сложную драматичную мысль о нашем существовании. И когда я вижу, что это никому не ясно - я понимаю, что ничерта не изменилось. Не изменилось основное содержание. Изменилась только лишь форма происходящего. Собственно, кино и об этом тоже. И, уважаемые рецензисты, вы и есть та самая толпа, которая всегда без разбора налетает и не вникая в суть происходящего, сметает головы. Тогда - летела голова молодой королевы. Сейчас, к головам настоящим приплюсовываются негативные рецензии к превосходным кинокартинам.
Поймите, Жизнь, пусть даже и французской молодой королевы, ничем не отличается от Вашей жизни. Я имею ввиду эмоциональную наполненность, желания,настроения и т.д. Эта девочка, была просто ребенком. Любая, поверьте любая девочка, попав во все это, видит исключительно то, что и мелькает в кадрах. Чувствует именно то, что и чувствует она в кадре. Вы скажете, но она же королева! Она знает что умирают люди и она могла бы взамен туфель купить им хлеба!...
Боже, как это абсурдно. Ведь на сегодняшний день, вы в такой же ситуации. И в данный момент, существуют люди, которые могли бы поесть на те деньги, которые многие оставляют в магазинах, барах и развлекательных центрах. Но никто Вас не винит и Вы сами не вините себя, и даже я не виню Вас. Ведь мы Не ужасные злодеи, которые Не думают о других, а просто люди, которые думают о себе.
Многие писали в рецензиях, что фильм скучный, занудный, пустой, не понятно о чем. Хм... жизнь впринципе - она очень даже и скучна, и занудна, и пуста и непонятно о чем. К счастью в жизни бывают десерты, платья, вечеринки, которые слегка нас отвлекают. Ну, конечно, человек человеку рознь, и кого-то вечеринки отвлекают от пустой и занудной жизни, а кого-то отвлекают от ощущения бессмысленности происходящего и вечного поиска истин (от чего кстати необходимо отвлекаться чтобы не сойти сума окончательно).
Возможно, Главная героиня отвлекалась как раз не от поиска истин, но разве можно ее винить за это? Она просто человек. Молодая девушка, которая просто, как и все молодые (и умные и глупые) люди, хотела чего-то свободного, беззаботного. Чего-то, что возможно будет длиться и длиться. Чего-то самого сладкого и обаятельного в молодости - Рок н Ролла.
Мне хочется охарактеризовать этот фильм одним, но точным словом. На языке крутится банальное прилагательное - очаровательный. Очаровательный в своей простоте. Да, несмотря на великолепные костюмы и роскошные интерьеры этот фильм прост и понятен, но при этом не лишен смысла. Достоверен ли он с точки зрения истории? Мне кажется не совсем, но я не собираюсь говорить об истории, потому что это не историческая картина. Это не история королевы, но история одинокой женщины. София Коппола создала 'Марию Антуанетту' в том стиле, в котором хотела. Она не стала углубляться в дела минувших дней, но при этом точно выразила одну очень важную мысль: - состояние человеческой души не зависит от времени и эпохи, и Мария Антуанетта это прежде всего женщина, которая как и все люди имела слабости и желания, радости и несчастья. Я в первый раз увидела не блеклый образ с картины эпохи рококо, а реального человека. Никто и не говорит, что историческая достоверность не важна, но как же много таких 'достоверных' картин, в которых нет характера и нет самой личности!
Я считаю, что это лучшая роль Кирстен Данст. Она прониклась Марией Антуанеттой и даже полюбила ее. Она росла и преображалась вместе с ней. В начале фильма мы видим юную и наивную принцессу, которая дурачится, смеется, играет со своим любимым мопсом. Даже походка ее еще остается совсем детской. Мария открыта и пока по ее лицу можно прочитать все мысли и все волнения, но вот началась другая жизнь. Жизнь во Франции. Жизнь дофины. Нужно оставить позади все австрийское и стать полноценной француженкой. Француженкой с виду и француженкой в душе. Но как справиться с такой трудной задачей, когда ты в полном одиночестве? Вокруг Марии всегда целый отряд слуг и целая армия придворных дам, но все они ждут ее провала, а Луи... Он не создан для семейной жизни. Он просто милый вечный ребенок, который не готов ни к чувствам ни к их проявлению. Антуанетта страдает, но время идет и она подобно камню в воде теряет все свои неровности, сглаживаются все прежние черты и появляется новая женщина. Уверенная, красивая, завораживающая, но по-прежнему одинокая...
Но все мое внимание обратила на себя Азия Ардженто, исполнившая роль любовницы короля мадам Дю Барри. На мой взгляд, она сыграла лучше и сильнее всех остальных. Именно эпизоды с ее участием я смело могу назвать настоящим погружением в историю. Если говорить о том, что этот фильм довольно поверхностный, то лишь Ардженто привносит в него некую долю настоящей трагичности и правды жизни. Все ее появления наполнены мрачной яркостью и ощущением живости и неприукрашенности этой героини. Она не плохая и не хорошая. Просто в отличие от Антуанетты, она родилась не в замке. Она знает что такое жизнь и откровенно смеется над глупыми церемониями двора.
Что касается Джейсона Шварцмана, сыгравшего Людовика, то никаких претензий к нему быть просто не может. Он отлично изобразил безвольного и мягкотелого правителя отжившего режима. Да и был ли он правителем? Вернее, хотел ли он править? Может быть он мечтал о простой, ни к чему не обязывающей жизни, которую ведут обычные дворяне? Не забывайте, герои Софии Копполы не монархи. Это обычные люди, которым от рождения выпала такая судьба.
Несколько слов о музыке. Современный глэм-рок под который танцуют персонажи в платьях той эпохи выглядит довольно забавно, но как ни странно он не воспринимается как инородное тело. Думаю, это просто еще одна нестандартная деталь, выдуманная Софией. Да, ошеломляюще. Да, против всяких правил, но какой талантливый и небанальный подход!
Нет нужды говорить о костюмах и интерьерах. Они радуют глаз и любоваться ими можно бесконечно. Могу лишь отдельно отметить туалеты Дю Барри и черный карнавальный наряд Антуанетты.
В завершение хочу еще раз сказать о причинах, вызвавших мой восторг. Я не высоко ценю историческую точность, если отсутствует главное: - полноценный, характерный персонаж. Здесь же я в полной мере прониклась Марией Антуанеттой. Я увидела отлично сыгранный, живой, не нафталиновый характер, и наконец, я увидела человека. Более того, я открыла для себя Софию Копполу как талантливого режиссера, не идущего проторенными путями, а ищущего свой стиль и свой почерк. Эта женщина создала нечто новое. Пусть немного поверхностно. Пусть не слишком серьезно, но фильм 'Мария Антуанетта' поднял планку для подобных творений. Это отнюдь не рядовая картина. Это свежее, качественное кино со своим лицом.
Оказывается, дочь знаменитого американского режиссёра Фрэнсиса Форда Копполы подступалась к идее снять фильм об австрийской принцессе Марии-Антуанетте, ставшей ещё в 15-летнем возрасте женой Людовика XVI, будущего короля Франции, сразу после того, как София Коппола весьма интересно дебютировала в полнометражном кино другой картиной о 'девичьих переживаниях и страстях' - 'Девственницы-самоубийцы' (1999), которая остаётся, на мой взгляд, её лучшей работой. Вот и Кирстен Данст, исполнительница заглавной роли, словно перекочевала из американского предместья середины 70-х годов ХХ века в Версаль ровно на два столетия назад.
Причём ведёт себя её историческая героиня вполне по-современному, да и сценаристка-постановщица намеренно трактует события, предшествующие Великой французской революции конца XVIII века, как бы в постмодернистском духе, допуская вольности и анахронизмы не только в музыкальном сопровождении, но и в одежде и антураже (кстати, художник по костюмам Милена Канонеро совершенно заслуженно получила 'Оскар'). Поначалу даже может возникнуть такое впечатление, что София Коппола, типичная представительница 'голливудской золотой молодёжи', чья юность пришлась на гламурную эпоху второй половины 80-х годов, решила сотворить нечто в стиле популярной кинодилогии той самой поры о Билле и Теде, великовозрастных шалопаях из колледжа в калифорнийском городке Сан-Димас, которым довелось самолично изучить историю разных веков, переносясь в машине времени.
Однако лента 'Мария-Антуанетта' была снята в итоге только в 2005 году, когда дочь Копполы успела подтвердить свои высокие режиссёрские амбиции второй самостоятельной работой в большом кино - 'Потери при переводе' / 'Трудности перевода' (2003). И её следующий фильм уже неизбежно воспринимался в новом контексте, который ещё интереснее рассмотреть, зная те картины, что появятся позже - 'Где-то' (2010) и 'Шикарная шайка' / 'Элитное общество' (2013).
Как выясняется, София Коппола, сама сочиняя сценарии, даже обращаясь к иным первоисточникам - будь то литературный роман, биография известной персоны или вообще статья на актуальную тему, иногда помещая в центр повествования вовсе не привычных для себя и более понятных лиц женского пола, а вроде бы далёких персон (например, в 'Где-то'; хотя и Марию-Антуанетту не назовёшь героиней, с которой можно как-то идентифицировать автора), практически делает кино об одном и том же, по всей видимости, лично близком, почти исповедальном.
Несколько упрощая, следовало бы сказать, что её больше всего волнует проблема существования человека в неких заданных рамках, принятых правилах поведения, своеобразных ритуалах и церемониях, которые свойственны определённому кругу людей в том или ином обществе и вообще в другой стране, чужой культуре и давней эпохе. Куда ценнее и привлекательнее свобода и естественность каждой индивидуальности, а тем более - необычной личности, которая уж точно не укладывается в 'прокрустово ложе' навязываемых норм, этикетов и условий игры, когда надо кого-то и чего-то изображать, искусно притворяться, участвовать в бесконечном бале-маскараде, где ни одна из накинутых на лицо масок абсолютно не соответствует подлинной человеческой сущности.
Вот и в картине 'Мария-Антуанетта' лучшие и самые красивые моменты - те, в которых юная австрийская принцесса, а впоследствии королева Франции, реагирует на происходящее спонтанно, раскрепощённо, удивлённо и жизнерадостно, поступая подчас безрассудно и опрометчиво, как обычная девчонка или ещё неопытная в житейских делах (тем более - в дворцовых интригах) молодая женщина. Как-то упомянутый ею вскользь Жан-Жак Руссо был бы рад, что и французская императрица порою вела себя как 'естественный человек'.
Именно, очень жаль. Жаль, что среди отзывов не встретила ни одного мнения, совпадающего с моим. Это говорит о том, что американцы, пытаясь донести до нас историю хотя бы в таком фантазийном бреде, в очередной раз правы. Совсем юные скоро и Достоевского в комиксах будут воспринимать, жуя чипсы и запивая колой.
Поражает вышеназванная легкость фильма, которая к конкретному историческому персонажу неприемлема. Кто хотя бы раз читал биографию королевы и уж тем более изучал французскую революцию, наверное так же как и я зевал во время просмотра. Глубокая личная драма этой поистине великолепной женщины еле-еле выступает сквозь неточно составленные костюмы и неумело показанный быт. То и дело возникает мысль, что смотришь костюмированный видеоклип с Бритни Спирс с их фирменными американскими ужимками и грубоватым поведением, которое при дворе было просто невозможно. Кирстен Данст похожа на Марию Антуанетту как Эйфелева башня на булочку. Тонкие губы и глаза плюс выпирающие ключицы никак не напоминают статную королеву с ее фирменным профилем.
Самое печальное, что фильм не дает даже намека на страшную судьбу, которая постигла ее и ее подданных. Жуткая смерть де Ламбаль до сих пор не знает себе равных по степени зверства и изощренности. В конце своей еще совсем молодой жизни королева вынесла все - предательства народа, отречение собственного сына, казнь мужа. Тем не менее она достойно взошла на эшафот. С гордо поднятой головой. Где все это в фильме? Кроме постоянных исторических несоответствий и абсолютно неуместной музыки, фильм в себе ничего не несет. Нет духа времени. Хотя американцам не впервой перевирать историю, своей-то нет. У них и ВОВ они выиграли.
Просто жаль, что такая мощная историческая фигура была представлена в виде пустоголовой болонки. Хотя современным гламурницам такой образ близок. Очень жаль...