Впервые я посмотрела этот мультик лет в 10 и надолго полюбила. И сказать, что я полюбила его всей душой — значит промолчать даже глазами. Мультфильм перевернул моё представление о прекрасном, я поняла что я точно была русалкой в прошлой жизни. Эриэл, тонко чувствующая русалочка с красными волосами, сиреневым лифчиком и бирюзовым хвостом, была моей любимейшей героиней из мира кино (не только из анимации). Яркие, запоминающиеся песни, разноцветные локации и *конечно же* сексуальный принц Эрик — это всё не могло не заворожить меня, маленькую девочку. Я не отходила от экрана телевизора, пересматривая это кино, потому что мне нравилось отождествляться с Эриэл всё снова и снова.
Так продолжалось довольно долго. Но потом я выросла и уже на пятом десятке лет вновь отсмотрела классику моего детства — «Маленькая морская дева» (1989). И к своему несчастью поняла, что уже выросла из этой анимационной сказки. Вот такие дела.
Честно скажу, что (по моему личному мнению) конкретно этой истории необходим лайв экшн ремейк. Чтобы хоть как-то освежить произведение, которое вышло слишком уж суховатым для сказки о подводном мире. Учитывая современные технологии, я думаю что картинка получится если уж и не на уровне «Путь воды» (2022), то как минимум намного поживее/посочнее. Нет, рисунки в этом мультике выглядят впечатляюще и по сей день, особенно в эпизоде кораблекрушения. Но в остальном мне лично не хватило более насыщенных красок. То, что впечатлило меня в начале 1990-х, не смогло восхитить меня заново уже в 2023 году.
Теперь к героям. Сейчас я смотрю и отчётливо сознаю одну вещь: что Эрику, что Ариель — им дико не хватает индивидуальности. Они как Кен и Барби, неживые. Им бы дать чуть поострее характеры, чуть больше ума и харизмы — и они точно прошли бы проверку временем. Но на сегодняшний день, такие какие они тут есть, они кажутся скучными и даже устаревшими.
То ли дело Урсула — словоохотливая, сексуальная, красноречивая, матёрая, аппетитная женщина. Вот она, героиня сегодняшнего дня. Она шикарно выглядит: платиновый блонд, осьминожьи щупальца в виде вечернего платья чёрного цвета, вульгарный макияж и просто бомбический вокал. И то, как несправедливо обходится с ней судьба, вызывает во мне неописуемую боль. Если раньше я всегда мечтала быть Ариель, то теперь её место заняла бесподобная ведьма Урсула. Ей нет равных.
Всё же, если главные герои не удались, я нахожу это огромным недостатком. Да и второстепенные, помимо морской колдуньи, вышли не сильно-то эффектными. В связи с этим:
4 из 10
(голос Джоди Бенсон уже не звучит для меня столь же проникновенно)
Классика -- это не всегда хорошо. Но ее нужно знать.
Руководствуясь этим принципом, я просмотрел все, что относится к данной категории. Что касается творений студии «Walt Disney», то я прекрасно помню каждую серию «Чип и Дейла» или «Чудеса на виражах», могу вспомнить некоторые мультфильмы про животных типа «Бемби» или «Король Лев». Но вот мультфильмы с людьми у меня полностью выпали из памяти. Просмотрев их во взрослом возрасте, я ничуть не удивился этому факту.
Для начала, о плюсах данной картины.
Я не считаю, что переделка сюжета здесь является недостатком. Произведение Г. Х. Андерсена не предназначено для детей, да и для взрослых мораль достаточно сомнительная. Советую прочитать его в нормальном современном переводе, а не в донельзя искаженных советских изданиях, где половина текста выброшена антирелигиозной цензурой. И которые до сих пор гуляют по интернету, вводя читателей в заблуждение. Русалочке в оригинале глубоко наплевать и на принца и на любовь. У нее узкоэгоистическая, корыстная цель – получить бессмертную душу, чтобы блаженствовать в раю. То есть, чистейший брак по расчёту. Она не убила принца только потому, что жалкие 300 лет ей все равно были не нужны (она хотела стать не иначе как бессмертной). Кстати, кто читал «Русалочку» лишь в отцензуренном советском варианте, наверное, не в курсе, что конец там счастливый, а вовсе не трагичный. Она осуществила свою главную мечту (получила душу) другим способом. И принц ей уже стал не нужен, судя по тому, что никакого огорчения по поводу расставания с «любимым» она не испытывала. Наоборот, ее там прямо распирало от радости, что скоро попадет в рай. Поговорка «даже в раю тошно жить одному» -- это явно не про героиню Г. Х Андерсена.
Так что сюжет мультфильма (вернее, его задумка) куда лучше. Любовь представителей разных миров, которая преодолевает все преграды, это как раз то, что нужно в мультфильме для детей. Самое главное, здесь нет корыстных мотивов, будь то получение богатства или какой-нибудь там души (что принципиально не различается).
Однако, одно дело задумка, и совсем другое реализация. Можно не замечать странные отношения отца и дочери или того, что злые силы побеждаются приемами из дешевых боевиков. Но вот шаблонность и примитивность взаимоотношений главных героев просто лезет в глаза.
За один (!) день влюбиться в совершенно незнакомого человека (которого еще и невозможно узнать ближе из-за проблем с голосом) --- это уже перебор, даже для мультфильма. Получается, детям здесь проталкивают представления о любви на уровне тупого американского ковбоя: «смазливая мордашка есть, чего еще надо?». Почему на охмурение принца ей дано три дня, а, скажем, не три месяца? Не обязательно же их полностью впихивать в экранное время. Наверное, чтобы у зрителя не было иллюзий типа «они уже целых 90 дней знакомы» или «они узнали друг друга, общаясь письменной речью». А так сразу понятно, что Ариэль интересует принца только в качестве куклы для удовлетворения известных потребностей, раз он уже в первый день знакомства лезет целоваться и готов жениться, совершенно ничего не зная о ней как о человеке. Это, извините, уровень животных, да еще самых примитивных, многим животным для образования пары нужно не меньше месяца. А зачем тогда вообще живой человек? Для столь «высоких отношений» вполне хватит механического робота, главное чтобы внешность была красивая.
Неудивительно, что у некоторых девочек после этого возникали разные там комплексы и психические расстройства по поводу некрасивой внешности. Если в подобных мультфильмах внушается одна и та же мысль – «самое важное в жизни это внешность». Хоть в одном западном мультфильме был случай, чтобы полюбили некрасивую девушку? Я не помню такого. Единственным отдаленно похожим случаем является «Красавица и чудовище», но там не женщина, а мужчина. Да и полюбили его не за моральные качества, а за толстый кошелек (о чем скажу в соответствующей рецензии). Видимо, главными спонсорами подобных мультфильмов являются фирмы, производящие косметику, клиники пластической хирургии, и прочие гиганты многомиллиардной индустрии красоты.
Кстати, в сказках нередко присутствует идея «любовь победит любое колдовство». Здешняя примитивная «любовь» на основе внешности никого не победила (ведьма легко охмурила принца), банальный погром к высоким чувствам явно не относится.
Ах да, здесь еще присутствовал голос! Влюбиться в голос – это еще круче, чем во внешность. Опять же, вспоминаются животные, для охоты на которых существуют звуковые приманки. Услышав которые, примитивный мозг животного полностью теряет контроль, идет прямо в ловушку. Превзойти подобное сможет лишь поиск невесты методом туфельки.
Нет, я, конечно, оценил, что у персонажей здесь вполне традиционные отношения, принц и принцесса выглядят соответственно своему полу, как и должно быть в нормальной сказке. По нынешним временам это редкость. В современном мультфильме, предельно агрессивная и мужиковатая Ариэль сама бы победила силы зла, используя приемы каратэ. Да еще и отлупила бы как следует своего принца (показывая, кто в доме хозяин) на радость некоторым ущербным зрительницам. А может и вовсе послала бы всех принцев подальше, и влюбилась бы в принцессу. Вспомним «Храбрую сердцем», где героиня конфликтует с матерью вовсе не за право быть с любимым. А за право не выходить замуж (видимо, чтобы потом жить с девушкой). В 1989 году такой грязи быть не могло, это, конечно же, большой плюс. Хоть и не заслуга авторов, просто в те времена еще не принято было унижаться и прогибаться перед неграми/геями/феминистками, делая мультфильмы под их вкусы.
Кстати, в этом плане интересна «Русалочка-2», где еще всего лишь 2000 год, но мужчины уже никакой серьезной роли не играют. О том, чтобы храбрый принц сражался, спасая женщину, здесь уже не может быть и речи. Остается только гадать, какое помутнение рассудка нашло на жителей зарубежных стран, заставляя их столь явно ползать на коленях перед феминистками и прочими извращенцами, которые еще совсем недавно были отбросами общества (вполне справедливо).
В итоге, просмотрев всю эту классику («Русалочка», «Белоснежна, «Золушка», «Красавица и чудовище» и тд.), я пришел к выводу, что это предназначено для девочек до десяти лет. В более позднем возрасте вряд ли получится серьезно воспринимать «любовь» на основе внешности/голоса, возникшую за один день (в «Золушке» вообще за один час). Мальчикам здесь и вовсе ловить нечего, поскольку принцы зачастую исполняют роль мебели и объекта охмурения (хотя принц в «Русалочке» выглядит гораздо лучше, чем в остальных). А герои вроде Алладина могут научить еще и уголовным наклонностям, впоследствии ведущим в места не столь отдаленные.
На минуту задумайтесь: Русалочка, мультфильм, выпущенный обычной заурядной студией, не претендующей на какие-либо лавры или Оскары. Такой же сюжет, прорисовка, озвучка и музыка.
Вопрос: У этого мульта был бы тогда 100% рейтинг и 2 Оскара?
Это был риторический вопрос.
Ведь вся проблема, что критика рецензентов, идущих против всех, которым не нужен особый выпендреж, а лишь стремление высказать свое мнение, все равно подвергаются механизму минусовки, не проявляя элементарного уважения со стороны пользователей к мнению автора или адекватности.
Вопрос: Если б у Русалочки, допустим, было бы 100 отрицательных отзывов и 10 положительных, кто бы получил больше минусов?
Опять же, это был риторический вопрос.
Студия Дисней, один раз выпустив какой-нибудь офигенный мульт, утвердилась как самая лучшая мультипликационная студия, идеально играя на стадном чувстве общественности и Русалочка идеально демонстрирует это заставляя зрителя подвергаться самовнушению, что если у данного мульта дофига Оскаров 100% от критиков, никто не смеет и плюнуть в сторону этого 'шедевра' ведь мы обязаны любить этот мульт, восхищаться им, блин!
Мало того, что весьма посредственный мульт, так и бездарный по постройке сценария и образов персонажей, которые вызывают необъяснимый стыд и жалость.
Мотивация персонажей, особенно главной злодейки, которая является ни более, чем ходячим/плавающим шаблоном, вообще вгоняют в транс и отсутствие возможности осознавать тот бред, который творится на экране.
Хотите конкретики?
А самим задуматься лень, ведь читая положительные отзывы, можно прийти к элементарному выводу, что сами рецензенты не понимают, за что можно оценивать мульт на настолько большую, даже для субъективной оценки в 10 баллов?
Мы сами этого не можем понять.
Чем понравился, чем не понравился, это не существенно.
Ведь данная рецензия была написана, что бы хоть на мгновение заставить 'фанатов' Русалочки задуматься: Вы действительно тащитесь от этого мульта? Вы действительно думаете, что это шедевр?
Если да, то пожалуйста, минусуйте данную рецензию, в которой автор тупо хотел 'повыпендриваться'.
Теперь вопрос на миллион: Данная рецензия получит уважительной и адекватной реакции?
Только в случае, если среди стада, найдутся те, кто попробует хотя бы подумать.
Антилогичный, слащавый, глупый и извращенный «шедевр» студии Disney
Очередной 'шедевр' студии Disney оставляет такие же негативные эмоции и впечатления, испытанные еще в детстве ведь извратить произведение Андерсона и сделать из него пошлую Америкосовскую сказку, в которой мы наблюдаем немало маразатичных вещей, дебильную мотивацию действий персонажей и много посылов, которые отнюдь не назовешь детскими, чего только стоит момент поедания Урсулой живых, пищащих креветок, что вызывает рвотные позывы или финальный battle принца с Урсулой, что превратило 'Русалочку' в среднестатичный боевик.
Сама мотивация Урсулы превратить Ариэль в человека, потом помешать ее любви с принцем Эриком, что бы завладеть русалочкой для обмена на корону Тритона теряют всякую логику и смысл, впрочем, как и соблазнение принца Урсулой в образе Ваннесы.
Ариэль - как избалованной и непослушной стервы, а ее отца - настоящего мусульмана и тирана вряд ли может считаться каким-либо примером для детей, когда они в образах этих персонажей видят лишь стороны дискриминации и насилия над личностью.
Стоп! Ведь это вполне нормально, когда в таком плане детям не всовывают лживые мысли, что весь мир - сплошная радуга, но в данном случае однозначно перегнули палку, особенно когда Ариэль является, в отличие от других персонажей очередным шаблоном, как и любовная линия принца Эрика и самой Ариэль.
Подача большей части сценария вышла крайне неумелой, отчего мультфильм во многих частях проваливается, что однако не мешает развитию многих идей, пусть и несущие за собой крайне извращенные и негативные мысли.
Русалочка - не более чем недоработанный и крайне проходной мульт, приквел которого смотрится более выгодно, нежели оригинал.