К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Этой осенью исполнилось 13 лет событию, о котором сегодня многие уже подзабыли. Тогда, в августе-октябре 1999-го два никому неизвестных парня поставили Америку на уши, устроив самую грандиозную мистификацию в истории кинематографа. Она сопоставима разве что с радиопостановкой «Войны миров», которая в 1938-м году произвела столь сильное впечатление на американцев, что они в панике бросились прочь из своих домов, поверив во вторжение марсиан, в то время как это был всего лишь розыгрыш 23-летнего Орсона Уэллса, максимально достоверно воплотившего сюжет писателя-однофамильца. Через 61 год два соотечественника юного гения заставили нацию вновь бросить свои жилища и в массовом порядке двинуть в кинотеатры…

А перед тем было вот что. Для начала молодые компьютерщики - 35-летний Дэниел Майрик и 31-летний Эдуардо Санчез - взяли в прокате за 500 баксов видеокамеру. Затем в течение восьми дней они сняли в стилистике домашнего видео «страшилку» о том, как в 1994-м году трое выпускников киношколы заблудились и сгинули в лесу во время съемок учебной ленты о ведьме, якобы существующей в лесах штата Мэриленд. Вот собственно и вся история, в которой есть немножко саспенса, но нет ни ведьмы, ни намека на то, что традиционно принято считать в кино сюжетом.

Зато сюжет продвижения фильма на экраны воистину впечатляет. Тринадцать лет назад Blair Witch Project наделал столько шуму, что о нем, не замолкая, говорили в течение всего сезона. Для его создателей он стал тем самым воплощением пресловутой американской мечты, которой большинство только грезит: никому неизвестные Майрик и Санчез прорвались из грязи в князи. Ребята не просто заставили повестись половину страны, но и сделали на этом сумасшедшие деньги. В результате их детище стало абсолютным рекордсменом рентабельности за всю историю кино.

При ультра мизерном бюджете в $35 тысяч (скромном даже по меркам «кооперативного» российского кино 1990-х), лента смогла собрать только в Америке $140 млн., то есть, принесла на каждый вложенный доллар 4000 прибыли! И пусть половину потом забрали прокатчики, при мировом прокате и последующий продаже прав на другие носители этот показатель почти не изменился. Для сравнения стоит напомнить, что мировые доходы 'Титаника', самого кассового фильма всех времен, были всего лишь в пять с половиной раз выше бюджетных вложений.

При всей неоднозначности художественного результата: кто-то считает, что фильм стал одним из самых страшных в истории кино, кто-то, наоборот, уверяет, что сам запросто мог бы снять такую галиматью, - небывалый зрительский ажиотаж вокруг картины лишний раз подтвердил истину, что успех всё меньше зависит от самих фильмов, а определяющим фактором становится хорошо продуманный и оригинальный пиар.

Не пожелав мириться с уделом пребывания в маргиналии ограниченного проката, когда печатается пара десятков копий, которые показывают в малых залах мультиплексов на дневных сеансах, молодые неофиты пошли другим путем. Сначала они на полном серьезе объявили своих героев в розыск, запустив эту информацию в интернет. К слову сказать, именно на содержание сайта ушла весьма солидная часть 35-тысячного бюджета. Затем в нужных местах разбросали с самолета их фотографии. Следующим шагом стал показ на главном американском фестивале независимого кино «Санденс» видеоматериалов, якобы потерянных в лесу пропавшими студентами. Потом были запущены соответствующие утки на MTV, радио и в газеты, а на CD-ROM выпустили даже специальный комикс...

И только после всей этой подготовительной работы, уже на хорошо сдобренную почву бросили «наживку» - 26 первых семян, сиречь кинокопий. Публика, приходившая на первые сеансы, наживку глотала, ничтоже сумняшись: зритель всерьёз проникался трагедией. И вот 30 июля 1999 года студия Artisan, взявшая этот проект под свою опеку, пошла ва-банк: выпустила фильм сразу на 1101 экране. Через три дня голливудские мейджоры, все как один, кусали локти. По их репутации был нанесен самый сокрушительный удар за всю историю. За один уик-энд какие-то студенты отобрали у них $29 миллионов!

К слову сказать, оптимиста Санчеза, ходившего тогда в рваных джинсах, но твердо рассчитывавшего собрать в итоге 10 миллионов баксов, в глаза называли наивным максималистом и не осмеивали разве что идиоты. Однако 2 августа, в понедельник утром, два юных приколиста проснулись миллионерами. Ну, не буквально, конечно, а лишь фигурально: наварились, главным образом, дистрибьюторы, перекупившие права. Но всё равно этих двоих утешало уже то, что именно они стали авторами «беспрецедентного прецедента», не имевшего аналогов в истории кино.

А еще через три недели продукт рекламной мистификации был выброшен уже в 2538 кинозалах, уверенно занимая к концу октября десятое место среди самых кассовых лент Америки 1999-го года, не так уж много уступая таким тяжеловесам как 'Матрица' и 'Мумия'. Невероятный успех «Ведьмы из Блэр», которую можно назвать провокацией и издевательством над массовыми запросами, оказался возможен лишь в стране, где на эти запросы молились и молятся денно и нощно. Широкая аудитория в остальном мире просто не заметила «студенческий розыгрыш», который отправился скитаться по кинофестивалям, на которых Майрик и Санчез становились культовыми фигурами разве что для нездорОво амбициозных молодых людей.

В родной Америке всё сложилось с точностью до наоборот: нестандартная раскрутка «сомнительного кино» вывела двух неофитов, пусть не в классики кино, но, по меньшей мере, в ранг «видных специалистов по части манипулирования массовым сознанием». А рекламная кампания 'Ведьмы Блэр' тут же стала предметом пристального изучения маркетинговых и PR-компаний, преподносящих её в качестве образцового пособия на тему: как превратить деньги, которых «кот наплакал», в деньги, которых «куры не клюют».

11 декабря 2012 | 20:09
  • тип рецензии:

Есть много фильмов, жанры которых трудно определить. Не каждый фильм поддаётся лёгкому определению жанра. Ведь нельзя снимать фильм с учётом того, что это детектив, драма или саспенс. В число таких фильмов входит и «Ведьма из Блэр. Курсовая с того света».

Во многих источниках «Ведьма» считается ужастиком, триллером и детективом. Этот факт может запутать зрителя. Видя «жанр: ужасы», зритель настраивает себя на определённую волну и разочаровывается, когда не видит привычных его глазу кошмаров.

Когда только вышла «Ведьма» в американский кинопрокат, её выставили как документальный фильм – съёмки любительской камерой тремя студентами, которые «охотились» за ведьмой в лесах штата Мериленд. Для убедительности в прессу пустили «утку», в местных новостях «кормили» народ ужасами, мол, история не врёт. Даже ещё один псевдо-документальный фильм сняли, содержащий интервью якобы родственников так и не найденных студентов…

Разумеется, что из выше рассказанного следует, что в «Ведьме» нет художественных выразительных средств, различных спецэффектов и зрелищности (это Вам не очередной экшн!). Всё здесь «сверкает» реальностью. Режиссёр пытался «испугать» не показным ужасом с размахом, а сразить пассивным трагизмом реальности.

Такой формат подачи информации в кинематографе не нов. Его цель – затронуть чувства зрителя и настроить на глубокие мысли о происходящем. А различные «примочки» художественности стали бы отвлекать от сути.

Ужас, если же он здесь присутствует, не в действии, а в атмосфере происходящего, которую режиссёр и старался из всех сил передать. Но, возможно, эта атмосфера слегка разрушается почти беспрерывной болтовнёй главных героев. Но ведь нужно как-то вы выражать эмоции и чувства главных героев, особенно в тёмное время суток?!

Поэтому, сколько бы зрители не говорили гадостей про «Ведьму из Блэр», но в мировом прокате она окупилась двенадцатикратно! И в своё время была одним из популярных фильмов. Так давайте не будем судить по жанру и ужасу (который там есть или нет), а просто воспримем «Ведьму» в реальных красках, как она есть!

07 апреля 2010 | 12:00
  • тип рецензии:

Это один из самых противоречивых фильмов, что я видел.

Начинал смотреть, будучи сонным, и в первые двадцать минут боролся с желанием забить и лечь спать. Но, стоило героям потеряться, как сон мгновенно слетел, потому что началась жуть. Определённо, один из главных плюсов этого фильма в реалистичности, он действительно интригует.

Актёры достойно передают эмоции, им начинаешь сопереживать и их начинаешь ненавидеть. И есть, за что. Главные герои — тройка недалёких студентов: феерическая тп, истерик и долбо.. ну вы поняли. На протяжении всего фильма дичайше раздражала их логика — вместо того, чтобы, почуяв запах жареного, брать ноги в руки и валить, они тратят драгоценное время на перепалки-ссоры, впадают в панику и обрекают себя на новую ночёвку. Потом ещё на одну. И так до конца. Также напрягала их психология жертвы — лезть обречённо каждую ночь в палатку, вместо того, чтобы разжечь как можно больше костров, наделать факелов и встретиться с происходящим лицом к.. что там у ведьм? Я сам атеист, но, столкнись с подобным, сто процентов начал бы молиться — что ещё остаётся? Почему не начали они? И вообще, уезжая снимать документалку про ведьму, стоит хоть немного узнать про ведьм. Соли хотя бы взяли, что ли. Просто на всякий случай, мало ли — вдруг заблудишься случайно в лесу и постепенно начнёт наступать сипец?..

Подводя итоги: фильм держит на интриге и раздражении. Концовка хороша и вполне логична — подобного и следовало ожидать.

7 из 10

19 октября 2013 | 02:46
  • тип рецензии:

Ужастиков и способов их приготовления сейчас огромное множество. Хотите американские, японские, испанские, все делают ужастики. Но есть среди них и поистине уникальные работы. Те, в которых чувствуется не только рука мастера, но и некоторая реалистичность происходящего. Реалистичность атмосферы страха, если хотите. Всякие там трупо-мясные картины я даже не рассматриваю, так как ужасами их даже назвать нельзя. Мерзость самое подходящее слово.

Данный фильм я посмотрел впервые много лет назад, и долго не мог забыть ту щекочущую нервы бесприютную реальность, холодный и опасный лес, где оказались герои. Именно обстановка сыграла основную роль в этом фильме. Ни крови, ни монстров, ни маньяков тут нет. Даже голливудского многомиллионного бюджета не предусмотрено, а все рано страшно-в прямом смысле этого слова.

Советую к просмотру, не пожалеете.

03 июля 2012 | 12:28
  • тип рецензии:

Правила просмотра фильма:

- смотреть в одиночестве

- смотреть зимой.

Перечисленное является необходимым дополнением для достижения благоприятного результата. А результат должен быть следующим: холодные ноги. руки, приток крови к сердцу, которое бешенно стучит, мысли путаются, хочеться оглядеться по сторонам.. или вообще не оглядываться и не осматриваться!

Я смотрела этот фильм на видеокассете, находясь дома одна... зимой... Уже темно было даже днем... В конце можно было наблюдать такую картину - я сижу, закутовшись в одеяло, титры идут... Я не могу пошевелиться от ужаса... Перед моими глазами стоят последние кадры фильма... С улицы раздаются стуки шайбы об клюшку играющих хоккеистов, и это меня тоже пугает, т. к. в фильме были такие же звуки! И вдруг я слышу звук поворачивающегося ключа в замке! Не знаю, долго ли я орала, или просто взвизгнула. Я от ужаса не помню этого момента. Но зашедший в квартиру брат зашел поинтересоваться, все ли у меня в порядке)) Я была рада его приходу, т. к. перспектива оставаться одной в квартире после просмотра такого фильма была не из лучших.

Итог: Пока это самый страшный фильм, который я смотрела. И я имею ввиду страшные фильмы, которые интересно смотреть! Не люблю фильмы, в которых страшным является отрезание частей тела и прочие издевательства. Нет! Интереснее всего смотреть и гадать - что это было????? Конечно же очень жаль, что так и не выяснено, что произошло с этими ребятами... Требую продолжения! Но продолжение должно быть качественным! И желательно уже с разгадкой!

100 из 100

10 ноября 2009 | 13:31
  • тип рецензии:

После кризиса жанра ужасов в начале 90-х годов авторы поняли что новое это хорошо забытое старое. Уэс Крэйвен вновь открывал новому поколению слэшер со своим 'Криком', японцы вспомнив 'Полтергейст' создали 'Звонок' ознаменовавший новый вид ужасов о страхе перед новинками техники, а вот пару сценаристов в Америке решили воскресить из небытия жанр найденных плёнок.

'Ведьма из Блэр' является почти римейком 'Ада каннибалов', фильма заклавшего основы жанра. И там и там в сюжете есть троица пропавших героев и мы также видим на экране материалы их последнего репортажа, якобы чудом сохранившиеся. Вот только теперь вместо джунглей Амазонки новая компания отправляются в американский лес, делая репортаж про городскую легенду о таинственной и неуловимой ведьме. При чем троица весьма самоуверенна и относится к ведьмам скептически. Ведь американцы уничтожили почти все природные ресурсы на своем континенте и не боятся никакой чертовщины. Но ребята не знают ещё с кем связались и как поплатятся за свое нахальство. Казалось бы, им мстит сама природа в первозданном виде!

Нужно сказать что фильм снят самими актёрами на ручные камеры и несмотря на заявку на документалистику в результате явно виден фильм категории Б, наподобие перестроечных фильмов в СССР. Заявлено, что снимали без сценария, но в это слабо верится. Явно актёры знали, что режиссёр ходит ночью за палаткой и шуршит осенними листьями, изображая бугимена. А вот то, что на площадке искусственно создавалась мрачная, тяжёлая атмосфера, для того чтобы актёры были в тонусе и скандалили на камеру по-настоящему, это уже ближе к истине. Поначалу наши артисты, да и зрители расслабленно слушают интервью с очевидцами проделок нечистой сил,ы затаившейся в лесах. Хотя лишь потом мы понимаем, что нужно было посерьёзнее относиться к опрашиваемым и о том, о чем они говорили.

Хотя и актёры и их персонажи, да и зрители тоже чувствуют себя по ту сторону камеры как бы защищённее от всего лихого, но это лишь иллюзия. Которая скоро развеется. К несчастью.

Грандиозный финал студия хотела перенять более жёстко, но режиссер убедил спонсоров оставить все, как есть, и не прогадал. Концовка странная, неожиданна, по-настоящему пугающая и заставляет зрителя бросаться в интернет или в начало фильма для поиска ответов. Устрашает и финальное место действия. Странный заброшенный дом, окровавленные следы рук на стенах. Наверное, самый страшный проклятый дом из фильмов ужасов, который мне довелось увидеть!

Атмосфера ужаса в замкнутом пространстве показана здесь превосходно. Страшно уже становится после интервью со странной очевидицей, затем страх идёт по нарастающей чтобы к концу фильма просто сочиться с экрана на зрителя! Я думаю, многие после просмотра по - другому отнесутся к лесу. Особенно к осеннему.

Актеры очень интересные. Заметил, что они естественные в кадре и играют самих себя. Особенно молодой человек понравился. Так мило он вспоминал о маминых плюшках. Очень страшно было это слушать, зная наперёд, что он уже никогда не попробует домашней стряпни. Героев жалко. Обычных людей в кадре жальче, чем придуманных. Явный диссонанс с потоковыми фильмами ужасов, где поскорее хочется, чтобы ухлопали лишних персонажей.

9 из 10

Фильм хоть и вторичен по сравнению с 'Адом Каннибалов', но выдержал проверку временем, интересен и страшен даже сейчас. 'Ведьма из Блэр' возрождает интерес современных зрителей к жанру найденных плёнок и популяризирует его в новом веке, являясь предтечей многих и многих других подобных фильмов.

10 июля 2023 | 17:24
  • тип рецензии:

Только что посмотрела этот фильм, и впечатления самые потрясающие. Я испытала ужас, которого ещё не было. Раньше для меня самым страшным ужастиком был ' Техасская резня бензопилой: Начало', но теперь поняла, что сильно ошибалась.

Адреналин впрыскивался в кровь при каждой сцене ночи. Напряжение нарастало с каждой минутой.

Сначала я даже подумала, что это было действительно правдой.

Финальная сцена стала для меня самой страшной во всём фильме.

Одним словом потрясающий фильм. Его стоит смотреть всем без исключения поклонникам ужасов.

Ставлю однозначное

10 из 10

05 октября 2009 | 22:05
  • тип рецензии:

Прикупить dvd с фильмом «Ведьма из Блэр» захотелось после прочтения отзывов о фильме «Монстро», в которых проводились аналогии касательно операторской работе и «документальной» манерой съемок этих художественных фильмов.

На «Монстро» из-за своей лености в кинотеатр я не попал, на dvd он выйдет не скоро, а заценить этот стиль съемки захотелось немедленно! Благо, что диск стоит всего 100 рублей, и в случае чего - было бы не жалко потраченных денег.

Но результат просмотра превзошел все мои ожидания и чаяния! Такого мощного и жуткого триллера (именно триллера, а не ужастика) я в своей жизни еще ни разу не видел! Всякие там «кошмарные» «Кошмары на улице Вязов», «28 дней спустя» и другие фильмы подобной категории отдыхают.

Фильм просто изумительный, режиссерам Мирику и Санчезу при жизни нужно поставить памятники за такую идею и воплощение ее в жизнь. Очень удивительно, что фильм отхватил только «Приз молодежного жюри (иностранное кино) » на Каннском кинофестивале в 1999 году…

Канва фильма такова: трое студентов-кинематографистов отправляются в некий американский лес на предмет заснятия документального фильма про одну местную легенду – ведьму из Блэр. Берут пару камер – видеокамеру и 16-мм кинокамеру, звукозаписывающее оборудование.

Странности начинаются уже на 2-ю ночь путешествия: лес как будто оживает, издает всякие жуткие и противные звуки. Наши герои стали находить разные фольклорно-ведьминские поделки и фенечки. В общем, поход ожидается насыщенным и все такое.

Повторюсь, фильм заснят «любительским», «документальным» способом. Все кадры фильма именно из тех 2-х камер, взятых с собой героями в лес. В принципе, об этом и написано в привью. И вот такой «документальный» способ изложения и создает реалистичность всего происходящего.

Звук на dvd 2. 0, чему я сначала поругался про себя, но потом сообразил, что раз кино «документальное», снятое любительской видеокамерой и полулюбительской кинокамерой, то звуку 5. 1, естественно, взяться неоткуда! Т. е. звук – еще один элемент реалистичности происходящего.

В фильме нет ни одного изображения ведьмы или кого бы там ни было из нечисти. В фильме нет ни крови, ни обезображенных трупов, ничего такого, чем любят «пугать» режиссеры ужастиков. В фильме нет мрачной музыки, ее вообще нет, кроме как на заключительных титрах.

Все построено на видео- и аудио-ряде. Путешествие (иногда неспешное, а иногда и очень спешное) по лесу героев, мрачный, ночной лес, подсвеченный только прожектором камеры, а иногда вообще полная темнота. И в этой темноте странные звуки леса, отчаянное, испуганное дыхание героев.

Дополнительные материалы на диске оформлены так, как будет все на самом деле было! Начиная от биографии актеров – имена героев, кстати, такие же, как и у исполнителей ролей, и заканчивая фильмом о фильме, пардон, документальном фильме о ведьме и пропавших юных кинематографистов.

В общем, любителям хороших и качественных триллеров категорически рекомендуются! Предаваться просмотру стоит в то время, когда вас гарантированно никто не побеспокоит, лучше в вечернее или ночное время. Желательно смотреть на английском, с русскими субтитрами, дабы услышать ВСЕ! Приятного просмотра!

11 февраля 2008 | 16:00
  • тип рецензии:

Основная фишка фильма - 'всамделишность' - вот прямо сейчас перестает работать. В XXI веке все отчетливее становится ясно, что отличить правду от лжи, ориентируясь на что угодно, включая собственные чувства - объективно невозможно. Наш мозг - машина переработки физических явлений в иллюзию мира. Новостной сюжет 'Шок! Женщина родила трехголовую свинью!' пребывает в том же медийном пространстве, что и последние новости внешней политики. Люди лгут, СМИ лгут, история переписываются каждые десять лет. Это все очень хорошо описал Пелевин в 'Generation Пи' и связанных книгах, и Лукины в 'Типа того что как бы' и других рассказах.

Нам приходится осознавать, что мы можем оперировать лишь вероятностью достоверности. Почти точно, что женщина не родила трехголовую свинью, 99,(9)%. Скорее всего, не существовало никогда ведьмы из Блэр... ну пусть 98%. Но еще в начале XX века все считали, что объективная правда не только существует, но еще и широко распространена, и с легкостью верили, что радиоспектакль по Уэллсу, к примеру - реальный новостной репортаж. В конце XX века эта доверчивость доживала последние дни, и на ее лебединой песне выехала 'Ведьма из Блэр' - почти что первый (не считая нераскрученного 'Ада каннибалов') фильм жанра 'найденная пленка'.

Трое студентов кинематографического вуза ушли в лес снимать курсовую и пропали без вести, а потом нашли их камеры, в камерах - пленки, а на пленках - о, боже мой, какой ужас, а-а-а!.. - вот немудреная завязка истории.

Фильм стал событием, о нем говорили, я это даже помню, хотя в те годы была от кинематографа крайне далека. 'Всамделишность' еще тогда работала. Сейчас ровно такой же фильм 'Паранормальное явление' ни у кого не вызывает и мысли, что он документален - его воспринимают как произведение 'в том же стиле' и рекламируют так же.

Но даже тогда во 'всамделишности' фильма было очень легко усомниться - создатели так и не придумали реальной причины героям таскать две камеры (одна из которых профессиональная, очень громоздкая) - до самого конца. Будь фильм правдой, их бросили бы - или хотя бы перестали ими снимать - задолго до финала.

Тем не менее, фильм стал коммерчески феноменально успешен, аж в книгу рекордов Гиннеса попал. Это сразу переводит его из разряда фильмов в разряд бизнес-проектов, но невольно вызывает уважение.

Смотреть ли? Из интереса, как пусть не реально первое, но общеизвестно первое произведение своего жанра - можно посмотреть. Но не более.

27 ноября 2014 | 06:53
  • тип рецензии:

Фильм, считающийся некоторыми как лучший о ведьмах… Я была полна ожиданий и надежд… Глубоко разочарована… Я не любитель кровавого месива. Мне нравится такая псевдодокументальная манера съемки. Но! Если фильм заявлен как хоррор про ведьму… то он должен быть про ведьму… а не про тупые хождения трех дебилов по лесу… ну хотя бы намеком дали надежду на то, что там есть та самая ведьма. А то только всякий хлам в лесу обнаруживали, якобы относящийся к Ведьме, но напрямую ее не показали. Ладно, хорошо. Пусть так. А где же орудия против ведьм, кресты, молитвы... что-нибудь? Но тоже не было. Всякие звуки в лесу - ну да, конечно, признак ведьмы. Не учитывая того, что лес вообще полон звуков природы.

Конец — я вообще не поняла. Вроде ничего страшного, а герои испугались.

Возмутило тупое поведение троицы в лесу. Неготовые к лесу — куда вы претесь? Без запаса разных карт. Без сигнальных ракет. Без связи со внешним миром. Без нормального запаса еды (хотя вроде брали много). Без нескольких компасов. Без нормальной одежды и обуви (промокли.. Вы серьезно?) Без ножей. Без знаний о природе и определении сторон света. Почему надо пересекать ручьи? Почему не ходить по течению? Ручьи вообще-то петляют сильно. Они вообще ОБЖ учат в США? Даже примитивных навыков выживания нету. Это не пустыня, не снега, не джунгли, не тайга. Нормальный редкий лес. Но ума выйти из него не хватило. Понятное дело. Американская молодежь, которая думает, что лес — это как парк развлечений. Ах да еще вопрос. Где рейнджер? В других фильмах без них лес невозможен, порой без их согласия даже в лес зайти нельзя.

Лес, кстати, очень красивый. Но пустой. Нет птиц, зайцев, лис, ежей и прочей живности. Всех распугали эти идиоты своими криками,… видимо.

Играют актеры тупых студентов убедительно, плеваться хочется. Лес красивый, хотя и нереально пустой (авторы в лесу вообще были?).

09 января 2021 | 11:54
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: