В прошлую пятницу на SFF дебютировал Таиланд. Это событие не могло пройти мимо меня, поскольку с тайским кинематографом я вообще не знаком. Из пяти фильмов мое внимание больше всего привлек именно этот.
Итак, что можно рассказать о нем в первую очередь? Ну, во-первых, фильм полностью соответствует шаблонным представлениям о Таиланде, поскольку тут затрагивается проблема гендерной дисфории и всемирно известный вид боевого искусства муай тай. Это довольно странно, на мой взгляд. Все равно, что русские будут снимать фильм про пьянство и медведей. Хотелось бы открыть для себя Таиланд с другой стороны. Но Десмонд Сим и Экачай Уэкронгтам решили рассказать историю о бедном мальчике (в буквальном смысле), который мечтал сделать операцию по смене пола. И наверное, главная фишка фильма в том, что он зарабатывал деньги для этого, участвуя в боях. То бишь ему приходилось быть сильным мужчиной для того, чтоб потом иметь возможность стать женщиной.
Во-вторых, эта драма основана на реальных событиях, что добавляет ей несколько дополнительных баллов. Хотя вот драматизма и ощущения реальности тут явно не хватает. Эта история больше похожа на своеобразную сказку. Я так и не понял, был ли главный герой транссексуалом с самого рождения? С какого момента он понял несоответствие между своим биологическим полом и гендерной идентичностью? У меня сложилось впечатление, что на его решение повлияло выступление танцовщиц на площади, которое он увидел в детстве. Но в таком случае скорее всего речь должна идти о трансвестизме двойной роли, потому что склонность к переодеваниям формируется именно в детском возрасте. А транссексуальность связана с биологическими особенностями строения мозга, насколько мне известно. То бишь это врожденное психическое расстройство личности.
Хотя говорят, что сама Паринья Чароэнпхол помогала создателям картины восстанавливать на экране подробности своей биографии. Поэтому моя претензия скорее к режиссеру, который не смог должным образом раскрыть тему. К тому же слишком легко и просто главный герой стал одним из лучший тайских боксеров. Да и дискриминации практически не было. Его с самого детства поддерживала мать, подруги, тренер... В общем, хотелось бы больше пронзительности. Для биографического фильма это необходимое условие. И картинка какая-то устаревшая для 2004 года выпуска. К плюсам еще отнесу прекрасную мелодию, которую можно услышать в трейлере, и игру Асани Сувана. Все-таки для непрофессионального актера это хороший уровень. Сыграл он убедительно. Но впечатления остались спорные, поэтому в моем личном рейтинге Таиланд стартует всего лишь с 29 места.
Так уж случилось, что этот фильм я посмотрела в экскурсионном автобусе в Таиланде, иначе вряд ли бы когда-либо просто услышала о нем. Не могу я сказать, что в восторге от картины, но в чем-то она весьма любопытна. Интересно также то, как много в нашей стране гомофобов, только из-за этих своих убеждений не желающих смотреть фильм, и согласившихся лишь после рассказа гида о нем.
Фильм рассказывает реальную историю тайского боксера, мечтающего стать женщиной. Довольно необычно, правда? Вся история построена как интервью этого человека молодому журналисту.
Все мы привыкли к тому, что трансвеститов в Таиланде много, что это нормальное явление там. Поэтому странно было воспринимать повествование о трудном пути паренька к своей мечте именно в этой стране. Но, оказывается, подобную мечту осуществить непросто даже в Таиланде. Весь фильм построен на том, что природа буквально берет верх над волей человека, его будто магнитом тянет к помаде, румянам и прочим женским штучкам. Что бы в картине не происходило, именно это притяжение является основным предметом рассмотрения, так что даже бои уходят на второй план.
Есть однако некое противоречие в этой картине и отступление от привычных шаблонов. Мы бы не удивились, если бы герой был чемпионом, и только после этого всем остальным, и главным в его жизни был спорт. Здесь же спорт – не более чем способ достижения цели. Причем настолько он второстепенен, что герой готов легко им пожертвовать, что понять трудно. Наверное, самые сильные моменты в картине – это падение героя на какое-то дно, от актера на ринге до балаганного клоуна, избиваемого на потребу публике. Это, наверное, самое страшное, когда герой, уже все потерявший в спорте, становится просто клоуном. И главное, его это мало волнует. Тут уже известный по первым кадрам финал картины кажется не хэппи-эндом, а наоборот, окончательным поражением. Зрителя уже не радует осуществление мечты, т. к. хочется возвращения достойного человека, спортсмена. Пусть странного, но достойного. А этого и не происходит.
Более того, финал получился каким-то не законченным абсолютно. Нет какого-то морального вывода. Герой да, получил что хотел. Но мы не видим его счастливым, не видим его успешным. Напротив, вдруг перед зрителем встает вопрос: «А все ли мечты, пусть даже самые заветные, должны сбываться, и все ли мечты приносят счастье?». Возможно, авторы и не закладывали такого смысла в картину, но мысль такая вдруг появляется, есть ощущение недосказанности и непонимания финала в итоге. Будто авторы сами не хотят делать выводов, либо просто не могут их сделать.
Фильм сильно на любителя, и рекомендовать я его никому не буду. Снят он довольно просто, посвящен весьма спорной теме, качество сюжета не лучшее. И финал какой-то незаконченный. Посмотреть картину стоит только для ознакомления с таким явлением, как тайское кино вообще, хотя, как мне кажется, это далеко не типичный его представитель.