Питер Пэн уже давно стал нарицательным персонажем. Он появился благодаря Дж. М. Барри, в далеком 1904 году, и сразу произвел неизгладимое впечатление на взрослых и детей. Шотландский драматург наверно не предполагал, что его творение получит огромную популярность, пройдет испытание временем, да к тому же будет злободневным в XXI веке. Сейчас, мир столкнулся с глобальной инфантилизацией общества, заключающейся в том, что люди стали думать только о себе, оттягивать момент взросления, бояться ответственности и вступления в самостоятельную жизнь, мужчины обмельчали, а про смену гендерных ролей я вообще молчу. Особенно это касается людей, которые рождались с середины 80-х по начало 00-х, и росли на фоне кризиса института семьи, экономических и социальных потрясений, а также под влиянием цифровых технологий, игровых приставок, интернета. Кстати, именно в тот период было снято больше всего экранизаций о Питере Пэне, а сам персонаж стал сутью целого поколения. В сложившейся ситуации, Джо Райт любезно откликнулся на зов студийных боссов, и показал миру, с чего начиналась легенда о невзрослеющем мальчике, причем сделал это в лучших традициях постмодернизма…
Если говорить конкретно, то сняв свой вольный вариант всем известной истории, а точнее неизвестной предыстории, Джо Райт деконструировал классического «Питера Пэна», и по сути создал новый псевдомифологен, оказавшийся на поверку пресной сборной солянкой из картин последнего десятилетия. Например, отчетливо просматривается отсылка к «Аватару» и другим подобным фильмам, где аборигены сталкиваются с жестокостью незваных гостей, стремящихся заполучить ценные ресурсы. А эффектная сцена на руднике, сопровождающаяся появлением Черной Бороды, полностью слизана с «Дороги ярости», не хватает только речей про полураспад и Вальгаллу. Разница лишь в том, что в «Пэне» она носит игровой, зажигательный характер, который подкрепляется композицией группы Nirvana. Кроме того, местами веет «Гарри Поттером», а также картинами, где так или иначе затрагивается тема бессмертия. Впрочем, все это еще цветочки, по сравнению с тем, как исковеркали классических персонажей. Молодого Капитана Крюка превратили в Индиану Джонса, а Питер Пэн вдруг стал Оливером Твистом, по крайней мере Леви Миллер вызывает такое ощущение.
Вероятно, Джо Райт просто хотел попробовать себя в роли Виктора Франкенштейна, но заигрался и переборщил с заимствованиями, а неопытность сценариста Джесона Фукса лишь усугубила ситуацию. При этом сложно сказать, кто из них больше повинен в халатном отношении к материалу. Если же абстрагироваться от пародийного месива и посмотреть на форму, то становится виден райтовский почерк - изящная, костюмированная театральность-представление. В 'Пэне' ее много, что конечно радует глаз, но катастрофически не хватает для полного удовлетворения. Выпятив свой любимый прием на передний план и добавив музыкальности, режиссер лишь выдал красивую, милую обертку, развернув которую, можно почувствовать себя Сережей из одноименного фильма.
Относиться к подобному апгрейду можно по-разному, но суть в том, что Райт стал пионером, ведь до него, еще никто не брался за приквел «Питера Пэна». К тому же, режиссер пересмотрел систему ценностей заложенную в оригинале, и попытался донести до нынешнего поколения идеи иного порядка, заключающиеся в том, что нужно быть смелым, настойчивым, уверенным, серьезным, эмпатичным, любить родителей и не думать только о себе. Попытка засчитана, но судя по оценкам, она оказалась неудачной и приземленной. Видимо, пыльцу фей стоило сыпать погуще, или вообще отказаться от редизайна.
Питер (Леви Миллер) вырос в лондонском приюте, мечтая когда-нибудь встретиться со своей мамой. Вместе с другими мальчишками он попадает в плен к пирату Черной Бороде (Хью Джекман), который заставляет детей работать на шахтах в сказочной стране Нетландии, добывая пыль фей. Тут Питер обнаруживает, что умеет летать, а местные туземцы знают о нем, как о мальчике из пророчества, который спасет их от тирании злодея. Помочь Питеру справиться с Черной Бородой и отыскать его маму вызываются Джеймс Крюк (Гаррет Хедлунд) и туземная принцесса Тигровая Лилия (Руни Мара).
Восемь киноадаптаций, первая из которых датирована 1924-м годом, два десятка театральных постановок, сериалы и видеоигры - созданный Джеймсом Мэттью Барри в начале XX-го века летающий мальчик стал неотъемлемой частью британской (и не только) поп-культуры и уже на протяжении более чем ста лет периодически перерождается в новом облике. Очередной экранизацией занялся Джо Райт, известный любитель переносить литературные произведения на большой экран - он ставил 'Гордость и предубеждение', 'Искупление' и 'Анну Каренину'. На этот раз британец, правда, отошел от привычного стиля - в его 'Пэне' не только нет Киры Найтли, это еще не новая интерпретация старой истории.
С одной стороны, приквел позволяет вдохнуть в известную сказку вторую жизнь, заставляя ее заиграть новыми красками, с другой - это достаточно рискованная затея, ведь работать надо с оглядкой на оригинал, тщательно прописывая те характеры, которые уже знакомы зрителю. Впрочем, сценариста Джейсона Фукса (в послужном списке которого лишь четвертая часть 'Ледникового периода') риск, похоже, как раз волновал меньше всего - его не слишком интересует, что будет дальше, и увлечен он исключительно тем, что сочинил сам. К примеру, будущий враг Пэна Капитан Крюк в его видении - обаятельный авантюрист, стоящий на стороне добра, да и происхождение Питера вызовет вопросы у приверженцев книг Барри. Впрочем, на любые претензии у Фукса есть аргумент, с которым не поспоришь - это все-таки его история, лишь отчасти вдохновленная классикой.
Прежде всего, 'Путешествие в Нетландию' - это развлечение для детей, и с основной задачей Райт справился на отлично. Юные зрители будут в восторге от летающих кораблей, волшебных птиц, гигантских крокодилов, русалок и фей, пиратов и туземцев. 150 миллионов бюджета ставят под сомнение финансовую состоятельность проекта, но потрачены они не впустую - солидный бюджет позволил постановщику сделать картинку яркой и сочной, зачастую превращая действие в головокружительный аттракцион. Другое дело, что при хронометраже почти в два часа это слегка утомляет - фильм вообще кажется затянутым и заметно провисает в середине, когда герои пускаются в пространные рассуждения об предназначении Питера и ответственности, которую он должен взвалить на свои хрупкие плечи. Эти тирады - необходимость для сказки, но они едва ли мотивируют детей, ведь посыл весьма туманен, и кажутся слишком тяжеловесными на фоне залихватского экшна в стиле 'Пиратов карибского моря' для самых маленьких.
'Пэн', что интересно, превращается то в карусель из парка развлечений, то в театральную постановку - этому во многом способствует практически неузнаваемый Хью Джекман, который дает в фильме Райта скорее театрального исполнителя, чем киноактера. Подчеркивает ощущение сценической постановки и музыкальное сопровождение: песни служат не фоном, а вплетены в повествование, и среди них встречаются очень неожиданные ходы - к примеру, известный хит 'Nirvana' исполняется хором с солирующим Джекманом. Хью, надо сказать, с упоением вживается в роль, и его эмоциональные монологи в первой части фильма добавляют 'Пэну' шарма. К сожалению, во втором акте от харизмы не останется и следа - Черная борода превращается в банального плоского злодея.
Роль Джекмана - пожалуй, единственное, что вызывает интерес, когда разговор заходит об актерских работах. От Хедлунда и Мары сложно ждать откровений, ведь их персонажи незамысловаты и прямолинейны, а Леви Миллер, ставший лицом фильма, пусть и не покоряет с первого взгляда, но смотрится на своем месте, хотя очень далек от канонического образа озорного забияки.
'Путешествие в Нетландию' - красивая детская сказка, которая наверняка во всем угодит своей основной целевой аудитории, но едва ли запустит культовую серию вроде приключений Гарри Поттера. И дело вовсе не в том, что у Пэна нет такой солидной литературной подоплеки. В этой истории Барри давным-давно поставил точку, и она вовсе не нуждается в приквелах и продолжениях. Появление фильма Райта в очередной раз подчеркивает дефицит идей в современном кинематографе - такое впечатление, что никто уже не верит, что интересную историю можно придумать с нуля.
Пожалуй не существует более детской и в тоже время волшебной сказки, чем «Питер Пэн». История о находчивом мальчугане, который жил в сказочном мире, где на каждом шагу тайны и удивительные открытия. Где у него были верные друзья – такие же мальчишки как и он сам, а также фея Динь-Динь (Тинкер Белл если вам угодно). И где юный герой сражался с пиратами, что бороздили по морю на старом, но при этом безумно стильном корабле «Веселый Роджер». Ну какой мальчишка, а возможно и девчонка, не захотел бы оказаться на месте Пэна? А раз дети хотят попасть в волшебную страну, то кинематографисты стараются исполнить их заветное желание и время от времени снимают картины о похождениях как летающего мальчика, так и его злейшего врага – Капитана Крюка. Какие-то экранизации получились более чем достойными и даже получили статус живой классики, другие же фильмы канули в лета и о них мало кто помнит, а каким окажется новая экранизация, в которой снялись Хью Джекман и Гаррет Хедлунд? Что ж, давайте посмотрим.
Вторая мировая война. Детский приют. Подобные слова наводят на мысли о кинокартинах Гильемо Дель Торо, в частности «Лабиринт Фавна», где главная героиня мечтала сбежать от жестокой реальности в мир сказки. Мечтает ли Питер Пэн, который оказывается одним из воспитанников приюта, о том же самом? Вы знаете – нет. Питер вообще получается крайне противоречивой личностью, а возможно тут вина лежит на сценаристе? Как знать. Но правда в том, что Питер не верит в сказочный мир, при этом мечтая о том, что его мама за ним вернется и они заживут долго и счастливо, как в сказке. Странно? Да я сам был немного сбит с толку главным героем, который одновременно верит и не верит в сказку. Впрочем, особо поразмыслить над этим мне не дали, ведь вскоре, в небе над Лондоном появляется самый натуральный пиратский корабль, который похищает мальчиков из приюта, а заодно и Пэна. Ну что ж, у главного героя появилась редкостная возможность убедится в том, что сказка - это не вздор и вымысел, а реальность.
Убедился? Ну как вам сказать? В данной кинокартине отсутствует развитие персонажей, как личностей. Характеры героев с самого начала обозначены, а потому кардинальных изменений не будет и потому, какие бы диковинки не появлялись бы перед глазами Питера Пэна – восторга в глазах юноши замечено не будет. Хотя… может все дело в самом актере, который попросту не верил в происходящее на экране? Как знать.
Другое дело персонажи второстепенные. И нет, речь не идет о Джеймсе Крюке, который в этой версии истории является другом Питера и обладает замашками Индиана Джонса, даже одежда схода, разве что хлыст отобрали. Речь идет о местном главгаде Черной Бороде в исполнение Хью Джекмана. Так вот, не смотря на то что Джекман временами переигрывал (Что простительно, все-таки дети должны видеть именно что плохого дядю), но при этом отчаянно пытался выдать запоминающегося персонажа. Удалось ли ему это? Даже не знаю. С одной стороны, перед нами человек, который одержим идеей о вечной жизни, при том, что в этом мире его ничего не держит и единственная любовь – давно умерла. С другой стороны, он харизматичен, импульсивен, забавен и обожает риск. С третьей же стороны, Черная Борода жаждет уничтожить всех своих врагов, но время от времени он изображает грустную моську, перед тем как заставить кого-то «прогуляться по доске». Будто бы он извиняется за то что так вышло. В общем, с Черной Бородой получается та же ситуация, что и с Питером – есть интригующая заготовка для характера, но это именно что заготовка.
И самое смешное, хотя это не смешно, подобное можно сказать про весь сценарий. В фильме имеются качественные диалоги и монологи, но они не развивают характеры героев. Они просто есть и временами вызывают улыбку, а порой и смех. Ну а когда герои общаясь подходят к чему-то действительно важному, чему-то такому, что позволило бы на них взглянуть с иной стороны, то в дело вступают спецэффекты – что-то рушится да взрывается. Тут уж не до разговоров. Сюжет при этом развивается сам по себе, без особого участия главных героев в нем, и тот же Питер Пэн несмотря на то, что все твердят о его «избранности» не является центральным персонажем произведения и вообще создается чувство, что он скорей помощник героя, как… да хотя бы как Коротышка из кинокартины «Индиана Джонс и Храм Судьбы». Впрочем, что-то мне подсказывает, что от Коротышки пользы было на порядок больше, чем от Пэна из этого фильма. Но то детали.
Правда у фильма есть одно существенное достоинство, которое перекрывает ряд недостатков. О да, речь идет о визуальной части картины, которая получилась чудо как хороша. Воздушные бои, небесный форт, удивительная флора и фауна Нетландии попросту завораживает и чувствуешь себя ребенком, что оказался в сказочной стране. Собственно, так и должно быть в фильмах о Питере Пэне.
Итог? Фильм, безусловно, подойдет для детей, благо тут есть и красивая картинка и удивительные приключения, но при этом отсутствует особая жестокость, а на любовную линию имеется разве что намек (Последнее, правда, я не знаю стоит ли относить к плюсам картины, ведь в чудесном мультике, на котором выросло не одно поколение зрителей, «Король Лев» любовная линия имела места быть, но пусть будет достоинством). В общем тут имеется все то, чтобы удержать ваше чада у экрана, а после завершения сеанса еще и слушать восторги ребенка. А что со зрителями постарше? Хм, знаете, при всех недостатках, что я перечислил чуть выше – кинокартина получилась легкой, не напрягающей и скоротать за ней время вполне можно. Главное – не ждите от данного фильма чего-то на уровне «Звездной пыли», «Гарри Поттера» и «Бесконечной истории». Не та весовая категория у нового «Пэна», чтобы тягаться с вышеперечисленными фильмами, ой не та.
«- Следуем за самой яркой звездой, затем поворачиваем на право и держим курс до рассвета!» ( с )
Откровенно говоря, очередную вариацию кино – приключений знаменитого героя произведения английского писателя Джеймса Барри, я не особо то и ожидал. Если и было в ней что любопытного, так это то, как Хью Джекман справится с ролью главного отрицательного персонажа картины. Частично ещё завлекла довольно неожиданная трактовка классического сюжета: злейший враг Питера Пэна – капитан Крюк, предстаёт здесь не только молодым парнем с замашками а -ля доктор Джонс, но и другом героя! Это не спойлер, поскольку данные нестандартные повороты сюжета были кажется продемонстрированы во всех рекламных трейлерах фильма. Оно и понятно – создателям новой экранизации классической книги, нужно же чем то увлечь публику. Каноническая версия романа в наши дни невозможно, достаточно вспомнить тепло встреченный критиками, но равнодушно принятый зрителями фильм 2003 – ого года. Поэтому и переиначивание всем известного сюжета, поэтому постмодернистские приколы и пародии, поэтому и вездесущее 3 – D…
Лично я воспринял вольную трактовку книги Барри довольно легко. Ибо смотреть на романтические подростковые сопли, имевшие место между не взрослеющим мальчиком умеющим летать и девочкой Венди, было бы откровенно сказать – скучно. Но и то, что сочинил на основе богатого на вариации литературного материала, сценарист Джейсон Фукс – тоже, мягко говоря не особо впечатляет. Как это не покажется странным, но у расхваленного ( не понятно за какие такие заслуги ) многими режиссёра Джо Райта, как обычно вышла сухая и бездушная постановка. В своё время его «авторское» видение испортило костюмированную мелодраму по роману Льва Толстого, сейчас он так же «завалил» детскую книгу Джеймса Барри. Ну не получается у Райта адекватно адаптировать классику, что тут поделаешь?!
Начну с того, что мне совершенно не ясно, зачем нужно было делать фильм таким мрачным. Если та же «Алиса в Стране Чудес» допускает подобную атмосферу, то книга про Питера Пэна с ней как то не вяжется. Достаточно вспомнить, ныне считающуюся классической, анимационную экранизацию осуществлённую «Диснейем» в начале 50 –ых. Именно на неё потом, так или иначе опирались в визуальном плане все последующие постановки про приключения Питера Пэна. Но Джо Райт сделал свою версию не просто мрачной, а какой то отталкивающей на подсознательном уровне картиной. Эти её серовато – коричневатые тона, пыль и шахты с рабами – вовсе не развлекают зрителя, а на оборот, заряжают какой то пессимистической энергетикой. Уж не знаю как это объяснить, в этом плане я довольно косноязычен, но уверен, что посмотревшие фильм поймут о чём я. Ибо выходя из кинотеатра, я вопреки обыкновению был как то загружен, а вовсе не получил удовольствие от картины и не развлёкся наблюдая за сюжетными коллизиями на экране. А ещё эти осточертевшие очки… Вот серьёзно, зачем этому фильму объём? Показать первый полёт на пиратском корабле сквозь звёзды, и финальную потасовку в блестящей алмазными стенами пещере? Больше то фильму и нечего показать… Если думаете увидеть красивые пейзажи девственного леса, голубые воды озёр и водопадов, захватывающие рукопашные сражения мальчишек – сорванцов с инфантильными пиратами, драматическое противостояние героя и злодея и прочее, что должно быть по сюжету, то лучше сразу закатайте губу – так как нечего этого в новом «Пэне» нет.
А что же всё таки есть? – спросите вы; и я вам отвечу: натянутые детские шалости с перепалками и дурацкими шутками, которые способны «улыбнуть» разве, что 7 –ми летнего ребёнка. Насквозь клишированные и пафосные диалоги, очередной сюжет про избранного – миссию и корявая романтическая линия ( правда шашни здесь крутит более взрослый напарник ). Будет несколько относительно динамичных драк, одна – две погони и парочка не слишком сложных для постановки экшен сцен. А также «размноженная» при помощи компьютерных эффектов толпа «чернокопателей», какие то несуразные и совершенно безликие пираты, ну и Хью Джекман в необычном гриме в роли их капитана – Чёрной Бороды. Сюжет крутится вокруг того, что Чёрная Борода ищет волшебный минерал пиксум, с помощью которого он продлевает себе молодость. Аборигены Нетландии, проживающие в джунглях знают место, где горы этого добра. Естественно они строжайше хранят эту тайну, и стараются что бы указывающая на залижи пиксума карта, некогда не попала в руки пиратов. Но тут в сказочной стране объявляется необычный мальчишка - который умеет летать. Его появления ждали в Нетландии уже давно, именно он по приданию сможет положить конец произволу Чёрной Бороды. Волею случая, нечего не подозревающий о своём происхождении Питер, оказывается в тех самых рудниках, где тысячи угнетённых с утра до ночи добывают пиксум. Там он знакомится с молодым авантюристом Джеймсом Крюком, который решает при помощи одного из пиратов совершить дерзкий побег, и берёт Питера с собой…
Ещё всё это время герой будет стремится узнать правду о своём рождении и найти маму, которая много лет назад оставила его в приюте. Далее в сюжете появится необходимая по жанру принцесса – Тигровая Лилия ( Руни Мара ) – с ней то и будет заигрывать ковбоистый Крюк. Будут и неизменные атрибуты жанра: предательство товарища, пленение принцессы, решивший всё таки помочь друзьям эгоист, пафосная речь новоявленного, поверившего в себя Избранного и пр. Словом – всё типично, предсказуемо и уныло. Что же до актёрских работ, то Хью Джекман играет, как в таких случаях говорят – без огонька. И нечем, кроме своей экстравагантной внешности не запоминается. Руни Мара исполняет необходимую функцию «девы в беде», а из Гаррета Хедлунда – вышел какой то лишённый харизмы и обаяния авантюрист – ловелас. Исполнитель роли Питера – юный Леви Миллер, старается играть знакомый всем книжный образ, но так же, как и прочие занятые в картине артисты – не цепляет. Какой то он вялый и поникший, даже знаменитый петушиный крик из его уст мы не услышим…
Да и чисто технически, лента нечем не радует. Операторская работа Шейамса МакГарви и Джона Мэтисона производит неприятное, отталкивающее впечатление, во многом из за цветового решения картины. Саундтрек Джона Пауэлла вспомнить вообще не могу – будто музыкального сопровождения в фильме и не было. Спецэффекты смотрятся слишком «бюджетно» для 150 миллионной блокбастера. Отчётливо видно в масштабной сцена полёта пиратского корабля, который расстреливают асы люфтваффе ( даже не спрашивайте меня, почему действие сказки Барри, Райт решил перенести во времена Второй Мировой ). Осеннее уныние разогнать просмотром новой ленты про Питера Пэна у вас точно не выйдет… При таком раскладе, даже странно что кому то мог не понравится спилберговский «Капитан Крюк»!
Все дети когда-нибудь взрослеют. Все, кроме одного.
История о Питере Пэне, созданная несравненным Джеймсом Барри, не раз получала жизнь на экране, но ни одну из этих постановок я не могу назвать достойной первоисточника. Пришло время 'Пэн: путешествие в Нетландию' отстоять свое право.
Должна признаться, что как человек, обожающий историю мальчика, который никогда не взрослел и всем сердцем верил в фей, я ожидала много от фильма, который снимает Джо Райт ('Искупление', 'Гордость и предубеждение', 'Анна Каренина') с участием Хью Джекмана. Но, к сожалению, они не оправдались.
Если вы ищете ответов на вопрос, почему же Пэн так и не повзрослел, как он стал врагом Капитана Джеймса Крюка, то вы в этом фильме их и не увидите. Зато, вероятно, зададитесь парой новых. Зачем уничтожать фей физически, если всем хорошо известно, что как только кто-то скажет: 'Я не верю в фей,' - одна фея упадет замертво? Почему пыльца фей омолаживает, а не дарует возможность летать? Почему индейцы превращаются в клубы цветной пыли? Почему Черная Борода такой непроходимый тупица?
Первая половина фильма воодушевляет. Злая тетка из приюта, ворующая еду сирот, обаятельный ведомый друг Питера. Даже появившийся откуда ни возьмись пиратский корабль в небе Лондона не вызывает особых претензий. Леви Миллер, он же Питер, он же Избранный, ровно до половины играет энергично и убедительно. Но в конечном счете складывается ощущение, что вторую половину снимали 'на отвяжись', у сценаристов кончилась фантазия, и они решили, как это раньше было популярно в бразильских сериалах, развязку запихать в 40-минутную серию, - но тут это не сработало. Актеры на второй половине тоже выдохлись, особенно это заметно по игре главного персонажа.
Если хотите сводить ребенка в кино, то, вероятно, это неплохой выбор, но взрослым в этом фильме посмотреть будет не на что.
Любимые с детства истории, сколько их? Сотни? Тысячи? Или больше? Наверное, все-таки меньше, к тому же только самые сокровенные, несущие в себе какие-то тайны и открытия остаются с нами на всю жизнь. «Питер Пэн» - одна из тех историй, с которой некоторые люди знакомились по книгам, другие по диснеевскому мультфильму, а кто-то и по фильмам, последовавшим за ними. Но неизменно каждый раз этот вечный сюжет врезался в умы и души, из-за чего продюсеры, так за него и хватаются, успели уже рассказать и историю автора книги, «Волшебная страна» с Джонни Деппом и Кейт Уинслет. Поэтому очередное сообщение о готовящейся перезагрузке начало смущать еще на стадии подготовки, готовили огромную франшизу из нескольких картин и начать собирались с предыстории героев.
Лондон времен Второй Мировой войны, Питер вместе с другими детьми обитает в приюте и, как и все, мечтает найти своих родителей. По ночам дети начинают пропадать, и у Питера с друзьями возникает план проследить за тем, что же все-таки происходит и кто их похищает. Таким образом, они попадают на пиратский корабль, который переносит их в волшебный мир Нетландии.
Режиссер «Гордости и предубеждения», «Искупления» и «Анны Карениной» Джо Райт продолжает экспериментировать, при этом не забывает использовать то, в чем уже преуспел. С «Пэном» он пошел на сделку с совестью, большие бюджеты и контракты со студиями редко заканчиваются положительным или не стерильным итогом. При всех своих возможностях Райт создал мешанину из всего, что ему предложили. Здесь и театральность «Анны Карениной», и мюзикл База Лурмана, правда тот с ними каждый раз рискует, причем всегда, зато и выходит победителем. Присутствует здесь и отчаянная детскость диснеевских проектов с примитивными приколами и юмором, а замешивается это все на вторичных спецэффектах, они невероятно красивы и дороги, но все это мы уже, где-то видели. В общем, пора Райту возвращаться к своим недорогим, но ярким, красочным и эмоциональным постановкам, которые любят зрители и критики, ведь ни у кого лучше они все равно не выходят.
Сценарист посредственного мультфильма «Ледникового периода 4: Континентальный дрейф» и грядущей «Чудо-женщины» за что вы так продюсеры с экранизациями «DC»? написал странное полотно, в котором можно найти отголоски всего детского наследия за последние лет 50. Непонятно зачем встраивали в сюжет войну, т. к. ее используют только вначале, в тех же «Хрониках Нарнии» это было оправдано, а здесь, все ради одной сцены погони самолетов за кораблем. Остальное то ли вырезали, то ли это очередной пример игры 'мы вставили, а вы догадайтесь зачем сами'. Детскость вылезает изо всех углов и начинает раздражать еще в первые десять минут фильма. Картина могла бы стать менее примитивной, если бы не базировалась на том, что смотреть ее будут исключительно малыши.
Попытка прикрыть все спецэффектами и удалась, и нет. Да фильм выглядит масштабным и дорогим. А вот позаботиться о художниках и специалистах, которые смогут придумать оригинальные пейзажи, миры, корабли и спецэффекты, создатели не пожелали, поэтому все вышло так вторично. Хотя существа Нетладнии, особенно птички, получились очень даже забавными.
Непонятная ситуация сложилась со звуковой частью картины. В первой половине фильма каждое движение сопровождается звуками, поются песни, в очередной раз зря переведенные. А дальше, будто этого и не было, начинается аттракционный блокбастер, причем сопровождается он скопированными отовсюду музыкальными зарисовками, которые так и жужжат у зрителей в ушах до финала картины.
Хью Джекман, согласившись на роль антагониста, получил наконец-таки возможность, «Чаппи» мы вспоминать не будет, сыграть (!) на большом экране, причем в многомиллионном блокбастере, и что самое интересное это даже не продолжение «Людей X». Надеюсь, он вволю нарезвился и теперь сможет приступить к работе, над чем-то действительно стоящим. Гаррет Хедлунд все еще пытается найти себе проект, который позволит широкой публике запомнить его имя. Непонятный персонаж, клон Индиана Джонса и любых других охотников в поисках приключений. Вроде бы и неплохо сыгранный, но такой же вторичный, как и сам проект. Леви Миллер неплохо справился с поставленными перед ним задачами. Но, в отсутствие большого опыта, он теряется на каждом переходе из жанра в жанр. Руни Мара получила самый недопрописанный образ, зато ей удалось вдохнуть в него жизнь.
Минимальные временные отрезки на экране вышли у Аманды Сайфред и Кары Делевинь, но важные для сюжета.
Отдельно хотел бы отметить истории, рассказываемые героями. Точнее их визуализацию, именно это и вызывает основные восторги, потому что создатели подошли к их созданию ответственно и со знанием дела.
«Пэн: Путешествие в Нетландию» - сборник штампов, упущенных возможностей и просто потеря почти двух часов зрительского времени. Картина возможно, придется по вкусу только самым маленьким зрителям, но и они успеют изрядно подустать за сеанс от мельтешения героев, красок, звуков и 3D. Очередная загубленная франшиза, причем только из-за того, что продюсерам захотелось режиссера с именем и амбициями, а проект должен был понравится всем и включать в себя все то, что когда-либо приносило прибыль.
Давайте на чистоту. Мне безумно нравится Руни Мара как внешне, так и в артистическом плане, поэтому я могу быть не до конца объективным в оценке. Заранее прошу простить.
Но вернёмся к самому фильму. Джо Райт мрачными мазками рисует перед нами сначала суровый мир сиротского приюта Англии времён Второй Мировой и следом на контрасте, ярко и безумно, представляет нам мир Нетландии - царства, где корабли передвигаются по воздуху, совершая акробатические этюды, глава пиратов перепевает 'Smells Like Teen Spirits' и призывает веселиться сиротам на рудниках, в диких лесах живёт племя туземцев, которое хранит тайну царства фей, манящего Чёрного Бороду скоплениями омолаживающего минерала.
По сюжету, младенца на пороге приюта оставляет мать, на прощанье подарив ему украшение в форме флейте Пана и давая недвусмысленные намёки на непростое происхождение героя. После оказывается, что глава приюта, по совместительству отвратительной наружности монахиня, которая в тайне уплетает детские пайки, состоит в сговоре с волшебными пиратами и поставляет им маленьких рабов. Уже в Нетландии маленький Питер обнаруживает в себе возможность летать и узнаёт о пророчестве, которое может перевернуть жизнь сказочного местечка с ног на голову.
Как ни странно, но весь этот сказочный мир отсылает зрителя к смерти. На его природу намекает сам Чёрная Борода, который говорит о нём как о бесконечном кошмаре. Поэтому для себя я решил, что всё это предсмертная/послесмертная агония главного героя. Но это довольно смелое предположение, которое не претендует на место единственно верного. Тем более зачем омрачать такое светлое повествование?
Визуальные образы и работа актёров, лично я совершенно не понимаю, почему Руни номинировали на 'Золотую малину' за эту роль, где она иногда вытягивает на полутонах (я предупреждал вас о симпатии, так что вы должны были быть готовы), саундтрек, действительно, на высоте. Проблемой фильма является сценарий. Иногда возникает впечатление нелогичности повествования. Герои бездействуют в тех моментах, где они могли себя проявить в полной мере, персонажи слишком быстро меняют своё отношение к друг другу, некоторые сцены притянуты за уши. Всё это не даёт оценить фильм положительно, несмотря на все его преимущества. Даже откровенно неумело прописанные диалоги не так сильно бросаются в глаза.
Если настроить себя на то, что во время просмотра придётся временами отключать голову, и отнюдь не для того, чтобы погрузиться в мир Нетландии, где не существуют привычные законы, а для того, чтобы вникнуть во взаимоотношения героев, то 'Пэн' принесёт массу впечатлений и удовольствия.
Джо Райт - настоящий романтик нашего времени. Не трудно догадаться, что самыми известными и принесшими ему популярность проектами, стали драмы “Искупление”, ”Гордость и предубеждение” и “Анна Каренина”. Вполне логично можно было представить, что следующий проект режиссера должен быть на ту же тему и по тому же любимому жанру, но кто бы мог подумать, что такой романтик как Джо Райт возьмется за сказку про Питера Пэна. Признаюсь, если бы мне сказали такое раньше, то я бы вряд ли в такое поверил, однако когда информация подтвердилась и фильм был снят, это немного удивило. Как и актерский состав, где у мастера снялись Хью Джекман, Руни Мара и Гаррет Хедлунд.
Питер Пэн не помнит своих родителей. Еще будучи ребенком его подкинули в приют, где ему было суждено жить. Проходит время, а Питер уверен, что мама вернется за ним и увезет его из этого ужасного места, даже когда на дворе Вторая мировая война. Однажды ночью, неизвестные и странно одетые люди, похожие на пиратов похищают целый приют и отправляются в необычную, но красивую страну – Нетландию. Увы, но и там счастья бедному мальчику не суждено найти, по крайней мере он так думает, пока неожиданно для всех, вместо того, что бы упасть и разбиться, он начинает летать, а позже и то, что именно он избранный и что только он сможет остановить войну между Черной бородой и старым племенем.
Для режиссера такого блокбастера ( а иначе не назовешь, ведь бюджет картины аж 150 миллионов долларов) Джо Райт однозначно не дорос – да, фильм оказался не плохим, но порой зрителя хватает скука в виде предсказуемых и очень долгих моментов ( фильм просто стоит на месте). Большим плюсом ленты безусловно являются прекрасные спецэффекты, за что хочется поблагодарить тех, кто за них ответственен, ибо поработали они на совесть – звезды, планеты, мыльные пузыри, летающие корабли, да и сам фильм получился очень “цветастым” и красивым. Сам же Райт сработал вполне не плохо для такого дебюта, но лучше бы он оставался на своей волне, а не лез в открытые воды. Сценарий, написанный Джейсоном Фуксом ( сам более известный как актер, а сценарий к “Пэну” стал для него только вторым большим проектом) тоже оказался вполне не плохим, правда очень затянутым, ведь фильм можно было бы сократить минут на 15 – 20, при этом получив самый оптимальный хронометраж для ленты. Во всем другом сценарий оказывается сильнее – развитие сюжета, живые персонажи ( особенно Черна борода конечно). Не совсем понятно только зачем детям петь каверы“Нирваны”, ну да ладно. Необычно видеть в фильме сразу двух операторов, но Джон Мэтисон и Шеймас МакГарви сработали отлично, сняв все очень подробно, качественно и очень интересно, а так же прекрасно поработали с цветовой гаммой, сделав картинку настоящей сказкой. Конечно хотелось бы послушать музыку Дарио Марианелли, прикрепленному к фильму еще с момента создания, но после того, как этот талантливый композитор выбыл, на смену ему пришел Джон Пауэлл. Так как Джона можно увидеть, а точнее услышать его музыку, в большинстве мультфильмов, то особого труда создать музыку для семейного фильма ему не составила труда – хорошая, приятная музыка, соответствующая к тому или иному моменту фильма.
Еще одним большим плюсом, помимо спецэффектом, являются конечно же актеры. И в данном случае справились со своей работой практически все – и начинающий Леви Миллер, которому уж точно было не легко быть самим Питером Пэном, и Хью Джекман, отлично примерившим на себе образ Черной бороды, и красавица Руни Мара, которую в данном фильме можно рассматривать как и украшение. Однако не совсем понятно участие таких актрис как Аманда Сайфред и Кара Делевинь. Обе играют только в одной эпизодической сцене, но если Аманде вполне идет такой образ, то выбор взять Делевинь, которую уже пропихивают куда только можно, совсем не уместен. Практически все актеры играю как надо и к ним нет особых вопросов, ведь все, что им нужно было сделать они и сделали. Молодцы.
Итого:
Увы, но для Джо Райта этот фильм можно записать скорее как “минус”, чем “плюс”. Если сам по себе фильм получился не плохим, благодаря спецэффектам и хорошим актерам, то с финансовой точки зрения можно судить, что фильм провалился. Та попытка, которую дали режиссеру, увы, была решена не так успешно как казалось. Для Райта лучше всего будет вернуться обратно в свой жанр, а не снимать блокбастеры. Так будет лучше и для него, и для фанатов его творчества. Рекомендовать такой фильм можно, скорее всего, для семейного просмотра, ведь для этого и создан этот фильм, а так же для преданных фанатов режиссера и актеров, ну, или есть огромное желание. Мне фильм показался вполне не плохим, немного затянутым, но на один раз. Не более того.
Попытка Джо Райта предложить новую версию бессмертной сказки про Питера Пэна, как известно, провалилась. Стоять на плечах таких гигантов, как Уолт Дисней и Стивен Спилберг, непросто. К тому же, 'Питер Пэн', подобно магниту (или, например, 'Алисе в Стране чудес'), притягивает творческих личностей - стоит вспомнить, например, сравнительно недавний и небезыинтересный опыт Ника Уиллинга с невероятным Рисом Ивенсом. И все же 'Пэн' Джо Райта, мне кажется, был недооценен.
Претензии к сценарию, на мой взгляд, более чем обоснованы. Занимался очередной перелицовкой 'Питера Пэна' молодой человек без большого опыта, что видно по довольно шаблонным решениям. И если лондонская часть истории, помещенная в годы Второй мировой войны, и экспозиция в Нетландии смотрятся весьма бодро, то дальше сюжет начинает буксовать и превращаться в банальную войну добра со злом. Которую не спасает даже тот факт, что протагонистов зовут Питер и Крюк.
Но стоит отвлечься от сценария, чтобы обнаружить, что Нетландия Джо Райта - весьма интересное место. Летающие пиратские корабли вызывают в памяти капитана Шекспира из 'Звездной пыли'. Практически неузнаваемый Хью Джекман вовсю развлекается, давая бенефис в роскошном черном костюме и при шпагах. Руни Мара тоже замечательно смотрится в образе Тигровой лилии (хотя говорить в этой роли ей не стоило, признаю).
В целом из 'Пэна' получилась красочная детская сказка, не лишенная юмора и обаяния. К сожалению, как это часто бывает, она разбивается о сюжет, который оказался слишком амбициозным и неуклюжим.
- А если мы упадем с крыши?
- А на этот случай у меня уже приготовлены нужные документы!
Итак, 'Пэн: Путешествие в Нетландию' режиссера Джо Райта знакомит зрителя с тем, как, собственно, начиналась история никогда мальчика-который-никогда-не-станет-взрослым Питера Пэна. Ну, не полностью знакомит, а частично. Вторая часть еще и в сиквеле будет. А, если фантазия создателей разойдется, то и на триквел хватит. Но не будем заглядывать в будущее.
Фильм Райта, на мой взгляд, страдает тем, чем страдают значительное количество современных экранизаций сказок - а именно осерьезневанием и масштабилизацией происходящего. В книге и ее предыдущих экранизациях потасовки между пиратами, индейцами и бравой командой Питера отчасти напоминали войнушку между детьми в песочнице. Создавалось впечатление, что для всех участников - это игра, и что без этих сражений им просто скучно будет. И это вполне соответствовало сказочной атмосфере. Здесь же - настоящая война, да еще и с рабством и аналогом рудников в придачу. 'Рудники', кстати, волшебную атмосферу убивали на корню - они были, ИМХО, лишними и выглядели так, словно из коммунистического фильма об угнетенном народе перекочевали.
Еще одним из спорных моментов 'Пэна', на мой взгляд, стала трактовка персонажей. Пробежимся по ним подробнее.
Питер Пэнв исполненииЛеви Миллерасам на себя не похож. Конечно, фильм рассказывает его предысторию, а в прошлом все, что угодно, может быть. Но, когда глядишь на этого не слишком уверенного в себе, сомневающегося, запарывающегося насчет своего титула Избранного (кстати, надоели уже из персонажей делать Избранных, то Алиса у Бертона 'та или не та Алиса', теперь вот Питер) и какого-то блеклого мальчишку, диву дивишься, как он мог стать таким наглым, дерзким, себялюбивым и самодовольным, каким он был в оригинале. Я понимаю, это вольная трактовка создателей, но мне она категорически не понравилась. 'Тот' Пэн проклевывается в здешнем Питере разве что в начале, когда он на пару с приятелем шкодил в детдоме. По внешности Миллер, на мой взгляд, тоже не особо подходит. Он на вид самый обычный ребенок, без обаяния, без озорного блеска в глазах. Тут напрашивается сравнение с экранизацией 2003 года, где Питера играл Джереми Самптер, и сыграл чудесно - у него получился вылитый Питер Пэн, веселый и смелый проказник.
Дальше на ум приходит Крюк в исполненииГаррета Хедлунда. Вот здесь с персонажем полный атас. Ладно, пусть его решили сделать хорошим и другом Питера, хотя в оригинале они были заклятыми врагами. Это, худо-бедно, еще можно понять. Но за каким макаром делать из него ковбоя? Хоть бы пиратом был, относительно добрым конкурентом Черной Бороды. А так от оригинального Крюка у него одна фамилия осталась. Сам персонаж вышел пресным и совершенно проходным. Может, еще в сиквеле получше раскроется.
Кстати, раз уж помянула Крюка, то грех не помянуть крокодила. Который в оригинале тикал, ибо проглотил часы. Здесь, правда, тикает только бомба, которую Крюк и соорудил, а крокодил, видно, только еще ждет своего часа. Очень я надеялась увидеть эту кровожадную тикающую животину, так как он был моим любимым персонажем диснеевского 'Питера', но, видать, не судьба. Крокодил тут просто демонстрирует свои гигантские размеры. Ну да ладно.
За нахождением Крюка на светлой стороне роль главного бяки-антагониста взваливает на свои плечи Черная Борода в исполнении Хью Джекмана. Борода был, пожалуй, самым интересным персонажем фильма, хотя и смахивал на Крюка из мультика. Такой же франтоватый, один камзол, напоминающий платье, чего стоит.
Также понравился Адиль Ахтар в роли слегка придурковатого и трусоватого Сми. Забавный персонаж получился.
Из запомнившихся еще хочется отметить злобную надзирательницу в приюте - Барнаби в исполнении Кэти Берк. Колоритный у нее образ вышел.
Тигровая Лилия, которую сыграла Руни Мара, в этой экранизации уже вполне себе взрослая девушка-воительница, и образ для девушки-воительницы у нее достаточно стандартным. Их 'любовная' линия с Крюком вообще была не пришей кобыле хвост. Но вот парик у нее в сцене 'визита' Питера и компании в лагерь индейцев прикольный был.
Графика же отличная, на картинку смотреть очень приятно. Только вот жалко, что за красивой оберткой содержание подчас хромает. Поэтому -