К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Много значений у слова «Mercy» – тут тебе и милосердие, и счастье, и прощение, и удача, и даже благодать. И ни одно из них без просмотра фильма толком не вяжется к яхте – ни выбленочным, ни брам-шкотовым, ни рыбацким штыком. И снова по пути наименьшего сопротивления и наибольшей коммерциализации новое название привязывается к фильму по смыслу и на бантик – «Гонка века».

1967 год. Британия встречает своего героя Фрэнсиса Чичестера, завершившего одиночное кругосветное плавание с единственным заходом в порт Сиднея. Лондонская газета Sunday Times объявляет новую, более лучшую кругосветную регату с двумя крупными призами: для самого первого и для самого быстрого (как ни странно на первый взгляд, это не одно и то же). Условие: выйти в море до 31 октября 1968 года, вообще не касаться суши и не получать сторонней помощи.

Дональд Кроухерст, для знакомых Дон, владелец переживающей не лучшие времена компании «Electron Utilisation», житель города Тейнмута, отец троих детей и муж одной жены, заражается идеей и заражает ей парочку спонсоров и журналистов. Он обещает выдавать на лично усовершенствованном тримаране невиданную среднюю скорость в 9 (а то и все 15) узлов. Почему бы не слишком опытному благородному Дону не сразиться и не победить? Несмотря на проволочки и недоработки, 31 октября Дон надевает жёлтый дождевик и под улюлюкание немногочисленной толпы (Тейнмут – небольшой городок) ступает на борт. Уж мы-то после романа Стивена Кинга «Оно» знаем, что запускать кораблик в жёлтом дождевичке – очень плохая идея. Но до того, как мир узнает историю малыша Джорджа Денбро, ещё целых 18 лет, и Дональд Кроухерст поднимает парус.

Вопрос, справится ли Колин Фёрт с большой соло-ролью, закономерен. Даже не забывая об оскаре за «Король говорит», мы привыкли воспринимать Фёрта скорее как красавца-мужчину, чем как великого актёра. Ответ на этот вопрос: «в целом да». Мелким шрифтом после звёздочки добавим, что «Гонка века» – это не «Изгой»: она и на 40 минут короче, и главная роль не так ярко выражена – в сценах на яхте герою помогают флешбеки и внутренний закадровый голос. Задача актёра была не просто необычная для фильмов о спортивном или околоспортивном преодолении, а даже обратная. Колин воплотил образ энтузиаста, стремительно теряющего веру.

Дон Кроухерст, во всяком случае, кинематографический – не слишком решительный человек, и его жена научилась восхищаться тем, что он «способен передумать». Но мечтают не только мачо. А мечты, по словам не гнушающегося афоризмов Дона – это семена действий. Из семян Кроухерста выросла авантюра. За месяцы подготовки он, безусловно, понял это сам, в последний момент уняв гордость и почти приняв крушение мечты, но не найдя сил разрушить обязательства (условия договора с главным спонсором никак не подразумевали отказа). Иногда наступает момент, когда ничего не помогает – ни слова, ни даже дела. Обстоятельства набирают силу, и эта сила становится непреодолимой.

Уже на второй день гонки Дон (здесь мы немного перефразируем известную в узких кругах шутку), обнаруживает, что быть яхтсменом-одиночкой ему больше не хочется. Он блюёт за борт, режет ладони и вычёрпывает зачёрпнутую судном воду. Следующая известная цитата будет точной: «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». В погоне за тремястами фунтами от родного муниципалитета Кроухерст называет тримаран «Teignmouth Electron», и тот плывёт соответственно, скучно и медленно, скрипя, подтекая прокладками и не желая становиться круче 60 градусов к ветру. Подталкиваемый одиночеством (всего он провёл в море 7 месяцев) и отдавшись на волю безумной идее, Дон сваливается в отчаяние. Колин Фёрт небезуспешно старается его изобразить, а помогают ему на этот раз растрёпанные волосы и клочковатая борода (бегающие глазки – это уже он сам). А потом Дон скользит ещё глубже.

Идея экранизировать такую нестандартную историю кажется смелой для коммерческого кино. Даже слишком смелой для больших студий. В результате производством занялась BBC, и конечный продукт визуально выглядит чуть мелковатым для больших экранов: как будто какая-нибудь знаменитая бибисишная документалка, только уже к шестой серии, когда все немного устали. Или как т.н. dramatization реальных событий. Фильм «Вселенная Стивена Хокинга», который тоже снял Джеймс Марш – гораздо более киношное кино. Хотя и в документалистике Марш отличился: «Человек на проволоке» – его рук дело.

Зато BBC хорошо сказалась на Рэйчел Вайс, сыгравшей жену Кроухерста. Рэйчел и так дама интересная, а сквозь тёплые британские фильтры она выглядит почти как мумия, то есть, почти как в «Мумии», будто и не было этих девятнадцати лет. Красивая, грустная, играет хорошо и случайную речь проникновенно в финале говорит – прелесть что за Рэйчел.

Выбрав для просмотра «Гонку века», зритель узнает не только глубину пропасти, в которую может угодить завравшийся, задолжавший, одинокий и отчаявшийся яхтсмен-любитель. Кроме ревущих сороковых широт, он (зритель, а не яхтсмен, яхтсмен уже знаком) близко познакомится с лошадиными широтами, ближе к концу поймёт, что неспроста в оригинале фильм называется «The Mercy», а также выслушает ещё парочку простых духоподъёмных афоризмов. «Люди не рождаются необычными, – говорит Дональд Кроухерст, – люди решают сделать что-то необычное». В чём, в чём, а в необычности этой истории точно не откажешь.

18 марта 2018 | 19:39
  • тип рецензии:

Экранизация подлинной истории, которая, на самом деле ближе к документальному кино, нежели к художественному. Это история о великом мечтателе и великом обмане. Человек бросает вызов стихии, а стихия никогда не молчит.

Картина очень эстетична. Главный герой здесь не столько Дональд Кроухёрст, сколько море во всём своём своеобразии (шторм, штиль, рисунок на стене). Стихия, которая так манила любителя к приключениям.

Колин Фёрт прекрасен, впрочем, как всегда. Сперва он мечтатель, затем сомневающийся, после борющийся и наконец человек надеющийся на искупление. Наблюдая за всеми истезаниями, в которые он самовольно загнал себя, внутри невольно замирает сердце. На экране - человек постепенно теряющий рассудок, и эти моменты выглядят по-настоящему жутко, на фоне флеш беков счастливой семейной жизни.

Как бы там ни было, к середине картины, интерес пропадает. Это история о человеческом самолюбии и его убийственной силе. По впечатлениям, фильм сравним с 'Затерянный город Z'. Познавательный, но не захватывающий.

17 июня 2018 | 00:16
  • тип рецензии:

Если кто подумает, что это история про морские приключения, большие путешествия, преодоление стихии и себя - фильм не про это. Из почти двух часов экранного времени главный герой больше времени проводит в разговорах по рации с домом, журналистами и сатаной и пр... Более того авторы картины не подарили зрителю ни одной захватывающей или просто внятной сцены управления лодкой, герой ни минуты экранного времени не наслаждается тем самым путешествием, к которому он так стремился и готовился. И даже шторм он пережил в каюте.

Если кто подумает, что фильм про самопожертвование и желание во что бы то ни стало добиться успеха, то главный герой в этой игре жертвует сначала свою фирму, потом оставляет свою любимую жену и троих детей без средств существования на целых полгода, а в конце, даже не обсудив с любимой женой, он закладывает свой дом, чтобы доделать лодку к сроку.

И единственное, что удалось режиссеру лучше всего и благодаря Колину Фёрту - изобразить романтические душевные метания вечного школьного учителя, который не подготовившись полез в море, о котором он ничего не знает.

22 августа 2020 | 10:35
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: