Предыдущий режиссёрский проект Греты Гервиг «Леди Бёрд» показался мне несовершенной версией режиссёрского гения. Было видно, что Грете нужен был проект большего размаха, где она сможет проявить себя ещё лучше и удовлетворить все свои творческие желания и идеи. Я не утверждаю, что «Леди Бёрд» - «несовершенный фильм», я лишь утверждаю, что это хороший фильм, в котором режиссёр не проявляет всех своих наилучших качеств. Но вот в прокат выходят «Маленькие женщины» и можно начать говорить о том, как Грета Гервиг спустя два года смогла унять свою режиссёрскую страсть.
«Маленьких женщин» можно назвать весами, сравнивающими жизнь какой она была и какая она сейчас, где чаша с настоящим всегда тяжелее и всегда более скудная на яркие цвета по сравнению с нашим прошлым, нашими детскими, подростковыми воспоминаниями, где так хорошо и красочно, где нам бы хотелось остаться. Также фильм можно сравнить с календарём, который перелистывается раз за разом таймлайн истории и перебегает от настоящего к прошлому. Фильм же снят по одноимённому роману Луизы Мэй Олкотт и является не первой экранизацией и даже не второй. Эта история о взрослении четырёх сестёр: Мег, Джо, Бет и Эмми, показывает всё то новое, что так неистово влетает в подростковую девичью жизнь.
Картина раскрывает нам каждого героя истории, сводит их вместе и объединят в то самое совместное счастье, которое все давно оставили в прошлом. Каждая из сестёр индивидуальна, обладает отличным от других характером и у каждой есть свой талант, который раскрывается вместе с каждой сестрой на протяжении всего жизненного пути, и это делает фильм более разносторонним и интересным.
Грета Гервиг поднимает в фильме немалое количество проблем, среди которых: первая влюблённость, разлука, ярость, неразделённая любовь и т.д., но все эти проблемы режиссёр объединяет в одно вечное слово «Прошлое» и хочет сказать зрителю о том, что всё наше настоящие мы должны проживать как наши тёплые уютные воспоминания – счастливо.
Я же поддерживаю создателей в этом желании и хочу пожелать каждому читателю моей рецензии таких же тёплых воспоминаний как у главных героинь «Маленьких женщин».
В 2017 году Грета Гервиг подарила нам восхитительную 'Леди Бёрд', и вот режиссёр представляет нам свою новую работу - 'Маленькие женщины'. Картина имеет целый набор номинаций на Оскар. За какие заслуги?
Первое, от чего лично я в восторге - отсутствие всяких 'современных интерпретаций' и 'современных переосмыслений'. В 'Маленьких женщинах' не прослеживается нездорового социально-политического активизма, присущего многим современным молодым режиссёрам (в особенности женщинам). Это не политическая агитка, не феминизм, тут даже нравоучений почти нет, это - кино.
Главное богатство фильма - его героини. Четыре совершенно разные, но превосходно раскрытые девушки с характерами, амбициями, взглядами, устремлениями. Четыре похожие и непохожие судьбы, каждая из которых имеет значение. Взросление у них также проходит по-разному, и показано всё на высшем уровне. Вдобавок великолепная, живая химия между героинями. Да и не только между ними.
'Маленькие женщины' - из тех фильмов, которые вызывают огромное количество эмоций. В основном, конечно, картина воспринимается как 'рождественская' - то есть сферическая (но правдоподобная) доброта в вакууме. Но есть и моменты, которые разбивают сердце, вызывают переживание даже за чью-то жизнь, моменты, где кто-то начинает до скрежета зубов раздражать. Но все эти эмоции - искренние, и это главное.
Техническая сторона? Прекрасный художественный мир, нарисованный, но нарисованный красиво. Декорации, костюмы - торжество вкуса. Операторская работа - не выдающаяся, но приятная. Недаром все мы проникаемся своеобразным миром детства, в который погружает нас Гервиг. Единственное, что подпортило впечатление - перескоки по времени местами очень странные, и вызывают больше вопросов, чем ответов (в оригинале такого нет).
Актёры. Выбор Сирши Ронан на главную роль в 'Леди Бёрд' - само по себе достижение Гервиг. А в 'Маленьких женщинах' целый ансамбль крутых актёров с правильными задачами. Сирша Ронан, Эмма Уотсон, Флоренс Пью, Элайза Сканлен, Лора Дёрн (играет мать девушек) смотрятся максимально органично. Мужские роли тоже отыграны здорово - постарались Тимоти Шаламе, Джейс Нортон, Луи Гаррель и другие.
'Маленькие женщины' - отличное кино, и я буду рад, если оно получит должное на Оскаре. К просмотру рекомендую абсолютно всем.
8,5 из 10
P. S. Не стоит посещать кинотеатр, не научившись плавать. Иначе можно утонуть в слезах зрительниц. Притом, зрительниц упрекнуть в пролитии слёз желания совершенно не появится.
Попадая в зрительный зал на долгожданное творение Греты Гервиг, ожидаешь добротной, светлой экранизации по уже не раз пройденным темам, что, признаться, внушает некоторые опасения. Да, роман хорош, да, предыдущие экранизации восхитительны. И этот шлейф, несмотря на создаваемый интерес, априори создает для второй полнометражной картины Гервиг некий образ не более чем добротной экранизации великого романа. Не столь, наверное, обязательной, как и десятки переносов на экран злополучной 'Гордости и предубеждения'.
Но спустя 2 часа в зрительном зале, где со всех сторон несутся смешки, вздохи, а то и всхлипывания, понимаешь, насколько значительное произведение искусства только что промелькнуло перед глазами. За два часа в не самом удобном кресле не хочется ни встать, ни выбежать в уборную, ни проверить телефон.
Ироничный и изящный шедевр, затрагивающий самые нежные, пусть и не столь потаенные струны души. Шедевр без единого лишнего акцента, не спускающий на тормозах ни единой минуты, который парализует инстинкты. И припрятанные в рюкзаке чипсы так и остаются нераспакованными даже несмотря на мучивший до этого голод, а недосып уступает место эйфории. И после выхода из кинотеатра забываешь, что вокруг грязь и бесконечный ноябрь (несмотря на февраль). А ноги сами несут невесть куда по темени несостоявшейся зимы с одной целью – говорить об увиденном, восхищенно смеяться и вновь и вновь припоминать золотящееся свечение волос Сирши Ронан и безупречной кожи Элайзы Сканлен.
Ронан и Пью изумительны настолько, что невозможно даже понять, которая из них все же создала образ более глубокий и искренний. А работа художников-постановщиков и художницы по костюмам, ровно как и оператора, создают мир предельно близкий к первоисточнику, родной и ностальгический (кто не мечтает иметь семью, подобную Марчам?). И вместе с тем далеко не это поражает глубже всего. Это есть в любой мало-мальски стоящей экранизации. А поражает прозрачное новаторство именно в тех областях, которые в романе если и были, то недомолвками в силу времени.
И здесь Гервиг-сценаристу поистине нет равных – особенно это очевидно для тех, кто осилил обе книги. Подумать только, насколько бы изменилось восприятие фильма, не придумай она столь поразительное переплетение описываемых в книге событий! Какой новаторский, освежающий ход, отвергающий линейность, кольцевую форму, рассказ в рассказе, банальные воспоминания о прошлом и демонстрирующий нечто невиданное, особенно к финалу, когда вдруг ненавязчиво демонстрируется, что напряженная хронология, которая, казалось, приостановилась после трагического сюжетного поворота, вновь заработала с отлаженностью немецкой машины.
Настоящее искусство состоит в том, что наблюдатель узнает в воссозданном сюрреалистичном мире, которого никогда не было и который пропущен через призму личности автора, себя. Все остальное – спекуляции.
А кому не знаком близкий и страшащий неотвратимостью миг взросления, от которого уже не спрятаться на чердаке? Ровно как и уход близких, творческие терзания и одиночество, за отказ от которого нужно заплатить непомерную цену... Как и общая оторванность от мелькающих событий и периодическое удивление от того, что остальные ведут себя как ни в чем не бывало.
Едкая и почти комическая, но без гротескных акцентов ирония над старым-добрым хэппиэндом в умопомрачительном финале, оставляющем вопросов и осадка куда больше, чем следующие четкой букве книги натужные свадьбы в финалах предыдущих экранизаций. Ибо свадьба искрометной Джо Марч разрушает все, что она делала обе книги, нивелируя лучшую, наверное, после Скарлетт Охара героиню американской литературы. И низкий поклон Гервиг за то, что в 2019 году она отстаивает неповторимость своей героини и, по сути, дает ей вторую жизнь без смехотворного замужества. Особенно важным это становится при исследовании биографии самой Олкотт, списавшей с себя любимую всеми Джо.
В картине Греты Гервиг можно выделить не меньше трех смысловых пластов:
1. Детство, как прекраснейшая пора жизни. В картине, события происходящие в детстве героинь, выделены 'теплым' видео-фильтром. Детство представлено как череда беззаботных красивых дней, каждый из которых наполнен счастьем и ожиданием чуда. Напротив, взрослая пора — это холодный свет в кадре, это неудачи, потери, принятие тяжелых решений. На контрасте этих временных периодов мы чувствуем как героиням не хватает безвозвратно ушедшей теплой и уютной поры.
2. Семья как важная жизненная ценность. Героини и их родители — разные люди, порой с противоположными характерами, устремлениями и желаниями. Но все вместе они образуют удивительную общность, которая пестрит разнообразием, помогает развиваться и оказывает поддержку каждому из ее членов.
3. Борьба женщин за равные с мужчинами права. Режиссер-феминистка сняла фильм про писательницу феминистку и это вышло хорошо. Здесь нет перекосов в сторону обвинения во всех грехах мужчин, излишней патетики и однобокости.
Активно используются крупные планы актрис и частая смена кадров, когда показываются эмоции то одной героини, то другой. В результате мы можем проследить отношение к происходящему всех действующих лиц и успеваем лучше понять их.
Фильм получился немного сказочным, и будет уместно сказать, 'рождественским' по настроению. Хорошее кино на извечные темы.
Долго писать не буду. Скажу просто - фильм мне очень понравился, хотя первые минут двадцать были скучноваты. После финала осталось очень приятное впечатление и удовлетворение - время потрачено не зря. Книгу не читала.
Нас знакомят с семьей (во времена 19 века), где небогато живет под одной крышей мать с четырьмя дочерьми и экономкой. Характеры девочек и их выбор в жизни - основа повествования. Они все очень разные, яркие, со своими принципами и нравственными устоями. Отмечу главные плюсы - это нелинейное повествование (пазл картины складывается постепенно, что несомненно интригует), интересное развитие сюжета (не только по основной линии повествования) и явное взросление героинь в силу обстоятельств и обязательств. Финал кажется притянутым за уши, но потом все становиться на свои места...
В фильме на фоне легкого повествования поднято много социальных вопросов (место женщины в обществе, богатые и бедные и т.д.) и отражено разное отношение к дружбе и любви, к семье и семейным традициям. Каждый увидит свое.
Рекомендую к просмотру любителям исторического игрового кино. Приятный вечер вам гарантирован.
«Добрый день, моя юность. Боже мой, до чего ты прекрасна…».Взросление и тоска по детству, разочарования и горести, как вечные спутники, сопровождают жизнь каждого человека. В своём фильме Грета Гервиг рассказывает о четырёх сёстрах, их судьбах и переживаниях.
США времён Гражданской войны. Сёстры Мардж смотрят на жизнь абсолютно по-разному: писательница Джо решительно не понимает, почему её старшая сестра Мэг видит счастье в замужестве и детях; мстительность Эмми контрастирует с ангельским радушием и светящейся добротой Бет. Но несмотря на несхожесть, вечные столкновения интересов, жизнь маленьких женщин полна любви. Жизнь в большой семье учит состраданию и уступчивости.
Помимо этого, в фильм заложена толика здравого, совсем не агрессивного феминизма: женщина имеет право на счастье в любом виде. Так, в одной из сцен, Эмми, повзрослев и став мудрее, негодует, почему единственный путь девушки — удачное замужество. Именно в её уста, в уста талантливой и самокритичной художницы Грета Гервиг, как мне показалось, вкладывает манифест равенства.
Но фильм «Маленькие женщины» —не про чайлдфри-карьеристок. Желание иметь детей или равно как и быть востребованным в профессии ставятся на одну ступень и не сравниваются. В фильме роли не разделены на сильные и слабые. Например, прямолинейная (местами чересчур) писательница Джо способна пойти практически на любые жертвы ради своей семьи, близких. Её уверенность в своих силах часто воодушевляет и даже спасает, но на этом фоне часто страдают те, кто менее уверен в себе. Но как бы то ни было, Грета Гервиг не осуждает, не учит, а показывает насколько разными бывают люди даже из одной семьи, и это прекрасно.
Красота фильма, его шарм сосредоточены в деталях: каждый кадр, напоминает картины Моне, Мане, Моризо. А образ Джо, исполненный Сиршой Ронан, мне чем-то напомнил портреты красавиц Данте Габриэля Россетти. Созерцательность и нежность в духе импрессионизма отражена и в музыке французского композитора Александра Десплы.
Хронология повествования построена на постоянных перескоках: тёплые кадры из детства резко обрываются холодом взрослой жизни.
Сначала зритель в них путается, но вскоре переплетения образуют красивый кружевной узор, благодаря которому появляется отчётливое понимание: нежный возраст, пора беззаботных игр прошла безвозвратно. Как бы ни было трудно, чем старше человек становится, тем более хрупким становится его счастье.
Может показаться, что фильм Греты Гервиг исключительно женский, как «Портрет девушки в огне». Но это совсем не так: здесь мужчины способны на настоящие чувства, признаются в них, ошибаются, плачут, несмотря на возраст или статус.
Нельзя сказать, что «Женщины» — это легкое кино на вечер.
Местами курьёзная, умиляющая, заставляющая плакать, история о четырёх сестрах и их близких совсем неожиданно оказалась наполнена живописностью, светлой грустью и невыносимой легкостью бытия.
«Маленькие женщины», которые идут сейчас в прокате, представляют собой уже восьмую по счету полнометражную экранизацию донельзя популярного в США одноименного романа Луизы Мэй Олкотт, опубликованного в далеком 1868 году. Современному читателю это произведение может показаться немного занудным и скучным, в то время как данный художественный фильм, со своим нелинейным повествованием должен прийтись по вкусу и нынешнему зрителю. Режиссером выступила Грета Гервиг, создавшая пару лет назад одну из лучших картин ушедшего десятилетия «Леди Бёрд», и также как и в фильме про ищущего себя эксцентричного подростка с красно-розовыми волосами, главную роль в «Маленьких женщинах» исполнила потрясающая Сирша Ронан, получившая к 25-ти годам аж 4 номинации на премию Оскар.
Без каких бы то ни было сравнений с книгой или с прошлыми постановками, необходимо сказать следующее: у Греты Гервиг, самолично написавшей сценарий, во-первых, получилось донести до зрителя историю взросления четырех сестер, со всеми их тяготами, домашними хлопотами и мечтами во времена Гражданской войны в США, а во-вторых, не скатываясь в популизм и не обвиняя белых мужчин во всем на свете, сказать, что женщины вольны сами распоряжаться своей судьбой и могут сами всего добиться. В этом плане эта картина не смотрится, какой бы то ни было феминистической пропагандой, а выглядит настоящим историческим фильмом.
Помимо вышеупомянутой Сирши Ронан, хочется отметить и Тимати Шаламе, тоже, кстати, игравшего в «Леди Бёрд», который словно создан для таких меланхоличных ролей. Мэрил Стрип и Крис Купер тоже хороши, впрочем, как и всегда. А вот Флоренс Пью и ее номинация на Оскар, выглядят немного притянутой за уши. Играет она вполне обыкновенно, не выделяясь на общем фоне и ничем не лучше, чем в полюбившемся многим (мне лично нет) «Солнцестоянии» Ари Астера. Что же до Эммы Уотсон, которой здесь не так уж и много, как хотелось бы, то она даже в свои 29 (кто бы мог подумать?!) не тянет на роль старшей сестры, равно как и Элайза Сканлен в 21 – на роль младшей. Однако эти кастинговые просчеты не портят фильм, просто не делают его выдающимся.
«Маленьких женщин» по праву хвалят за шикарные аутентичные наряды, во всей красе подчеркивающие ту эпоху. С другой стороны, кроме как этими нарядами, если говорить о визуальном восприятии, фильму похвастать-то и не чем. При бюджете в 40 миллионов долларов, постановщикам не хватает размаха и обширных декораций. Действие всего фильма происходит лишь в нескольких не особо богато обставленных локациях, вследствие чего создается впечатление этакой павильонной картины 50-х годов. Те же редкие моменты, когда нам показывают природу Новой Англии, не способны затмить собой общее впечатление картонности. Еще хочется пожурить гримеров и прочих людей, причастных к созданию образов персонажей за то, что все герои фильма на протяжении 7 долгих лет выглядят совершенно одинаково. А учитывая, нелинейность сюжета, это достаточно отчётливо бросается в глаза.
При всех своих плюсах и минусах «Маленькие женщины» 2019 года получились вполне себе неплохим фильмом, на котором не грех и расплакаться. В персонажах картины можно найти и себя и кого-то из близких, желания и мечты одних покажутся ерундой, а других – совпадут с вашими. Ко всему прочему, нельзя и проигнорировать целых 6 номинаций на премию Оскар, включая, в том числе, и за лучший фильм. Поэтому отправиться на просмотр этой киноленты будет не лишним даже для почитателей других жанров.