Продолжая знакомиться с режиссерскими работами Роберта Земикиса, я стал обращать внимание, что его творчество с каждым разом мне нравится всё меньше. На мой взгляд, Роберт всё дальше и дальше от того высокого уровня, которого он достигал в своих знаменитых работах.
И вот перед нами очень интересный по описанию фильм. По сути это биографическая история о некоем Марке Хоганкампе. Художнике, которого избивают в пьяной драке до полусмерти и позже, кое-как восстановившись, он пытается залечить свои психологические травмы через кукол. Он построил в своем дворе целый город, населил его фигурками, похожими на людей из его жизни. Звучит – просто потрясающе. Еще и основано на реальных событиях, что всегда даёт фильму фору (во всяком случае у меня). Но, на деле, реализация у Земекиса, как мне кажется не получилась.
Во-первых, хочется сказать, что история про реальную жизнь и жизнь игрушечную, здесь выполнена очень здорово. Роберт продолжает «совмещать» реальную игру актеров и графику. И это здорово. Лично мне это нравится. Тем более, что «кукольность» добавляет в эту, на самом деле, серьезную, важную драматическую историю, немного детского восхищения. У многих были свои кукольные города, свои герои в них и т.д.
Но, почему-то, в начале фильма эти совмещения радуют глаз и кажутся «в тему», то, в последствии, чем дальше идёт хронометраж, тем больше кажется, что они лишние. И, в итоге, складывается ощущение, что ты не получил раскрытие героев ни в реальной сюжетной линии, ни в игрушечной. И это печалит.
С другой стороны, этот фильм смотрится. Картинка необычная, интересная, как сама реальная история. И, наверное, для того, чтобы просто узнать эту историю и увидеть интересные кукольные сцены, посмотреть этот фильм можно. Но, я уверен, что эта работа Земекиса вряд ли станет значимой в его карьере и каким-то образом отразится в памяти любителей кино.
В конце не могу не сказать про историю с женскими туфлями. Я понимаю, что именно так сейчас и надо заканчивать подобные темы, но, как ни крути, не могу это принимать.
У большинства людей, фамилия Земекис нерушимо связана с двумя работами - 'Форрест Гамп' и трилогия 'Назад в Будущее'. Но данная работа на столько же напоминает режиссера, на сколько нет.
Не могу сказать, что я собирался смотреть этот фильм целенаправлено. По правде говоря, великий бог рандома, во время тестирования одного из стриминговых сервисов просто выдал мне его в предложке. А что еще делать, если ты сейчас в восторге от нового огромного 4к экрана и решил узнать, что же такое HDR? Правильно! Чем черт ни шутит - смотрим.
Сразу стоит оговориться, что этот фильм крайне желательно смотреть в небольшой спокойной компании от начала до конца в один заход. Или вообще одному. У него есть своя атмосфера и если вы решили, что для вашей тусовки это хороший вариант или 'посмотрю его между делом, кусками с экрана смартфона' - вы ее потеряете. Конечно, вы вольны поступать, как хочется, но мое дело предупредить.
Какие эмоции у меня вызвал фильм?
1) Сопереживание главному герою, который попал в абсолютно нетипичную для общества ситуацию и вынужден, вместо обычной жизни обычного Марка Хокангампа (Абсолютно настоящий человек, чья ситуация и стала основной для фильма) в исполнении Стива Карелла, жить в статусе не то инвалида, не то гордского сумасшедшего с кучей кукол и женской обуви. Не агрессивного, добродушного, но закрытого. Обычного человека, который чувствует одиночество и тоску, из-за того, что оказался не в то время не в том месте и теперь фотографирует DIY кукольный городок 'Марвен' времен альтернативной второй мировой, где главный герой это по сути он (точнее такой, каким бы он хотел быть), в альтернативной вселенной, а все остальные персонажи - имеют реальные прототипы из жизни самого Марка.
2) Изумление и восторг от сцен перестрелок игрушечных нацистов с обворожительными куколками во всеоружии. И в данном случае это очень смешанное чувство, т. к. часть таких сцен по уровню эпичности напоминают шедевральные 'Падение черного ястреба' или 'Спасти рядового Райана', другие больше похожи на усредненно 2-сортную американскую комедию про колледж, шутки ниже пояса и рвоту.
3) Чувство того, что не все потеряно и каждый может найти себе место в этом мире, даже если он чудак с игрушечной машинкой и отрядом кукол в нем.
Что понравилось:
- Стив Карелл;
- Оригинальный сюжет;
- Качественная анимация кукол;
- Отссылка на DeLorean.
Что не понравилось:
- Уровень 'шизы', который иногда генерирует мозг главного героя при обыгрывании сцен с нацистами;
- Соседка Марка;
- Скачущая динамика повествования (Очень резкие переходы от сцен с минимумом диалогов и действий, до скорости сцены нападения на Перл-Харбор из одноимённого фильма).
В целом, этот фильм очень тонкий и наврядли понравится массовому потребителю, который загнан в хомячье колесо дом-офис-дом-офис. Для него необходимо остановиться и просто попробовать посмотреть. Досмотрите вы или нет - скорее всего, поймете в течении первых 15 минут. Для меня этот фильм стал интересным открытием. Но чего-то кроме оригинального сюжета и подачи его я не могу отметить. И если уж я соберусь пересматривать 'Удивительный мир Марвена' - это случится не раньше, чем лет через 10.
От режиссёра фильма 'Кто подставил кролика Роджера'...
Роберт Земекис никогда не боялся браться за сложные проекты и не ставил для себя ограничения в жанровых рамках. Приключенческий 'Роман с камнем' (1984), фантастика 'Назад в будущее' (1985), комедийный детектив, совмещённый с мультипликацией 'Кто подставил кролика Роджера' (1988) - далеко не весь список фильмов, подтверждающий творческую талантливую разносторонность Земекиса. Ещё одним сложным проектом у него стал последний на данный момент фильм под названием 'Удивительный мир Марвена', основанный на дикой, но, к сожалению, встречающейся истории человека, столкнувшегося с уличной жестокостью. После этого психологическое состояние человека изменилось и он принял участие в экспериментальном методе восстановления, когда создавал свой кукольный мир. Для этого Земекис соединил художественное оформление фильма с графическим отображением выдуманного мира главным героем, где все персонажи являются игрушками.
Конечно, можно было бы ожидать того фурора, который в своё время навёл оригинальный фильм 'Кто подставил кролика Роджера'. Но если картина 1988-го года брала своё неожиданным форматом, концепцией и буквально был рассчитан на любое поколение зрителей, то вот 'Удивительный мир Марвена', несмотря на то, что фильм предположительно мог стать фаворитом различных кинофорумов, таковым не стал. Земекис перенёс жанровое значение фильма в канву драматургии 'маленького человека', пострадавшего за свои пристрастия. А у главного героя они были несколько странными и даже в нашу бытность тотальной толерантности вызвали у некоторых острую агрессивность. Земекис старается постепенно раскрывать внутреннюю драматургию центрального персонажа, но когда подходит кульминационный момент, априори который должен тронуть и по-своему шокировать зрителя, 'Удивительный мир Марвена' откровенно наскучивает. И для работ Земекиса это удивительно, а ведь с него-то идёт серьёзный спрос и требования с ожиданиями предвосхищают многих других даже весьма неплохих постановщиков.
Немного смущает и выбор актёра для главной роли. При просмотре фильма постоянно возникало ощущение, что Стив Карелл в образе Марка Хоганкэмпа не чувствует себя в своей тарелке. Будто бы данная роль готовилась под иного исполнителя. И не будет неожиданным открытием, если место под Марка готовилось специально под Тома Хэнкса, который снимался у Земекиса в блестящих фильмах 'Форрест Гамп' (1994) и 'Изгой' (2000). Но если Хэнкс - актёр разносторонний и ему с равной долей успеха получается создавать как комедийные, так и драматические образы, то вот Карелл в большинстве своём больше запомнился зрителю как всё-таки комик (вспомним хотя бы полупародийную ленту по поводу 'бондианы' 'Напряги извилины' (2008)). Хотя 'Удивительный мир Марвена' - не первый опыт актёра в драматическом амплуа. Он играл и в 'Влюбиться в невесту брата' (2007) и в 'Ищу друга на конец света' (2011). Но что в указанных фильмах, что в 'Удивительном мире Марвена' он не смог достичь драматической глубины, постоянно эксплуатируя образ кроткого, романтичного героя с добрыми намерениями и толерантными во всём взглядами.
И всё же стоит признать, что Стив Карелл очень старался в ленте Земекиса. Ведь он, с его-то опытом, прекрасно понимал, что другого шанса сняться у столь значительного постановщика может и не быть. Но всё-таки, как ни крути, драматического таланта Кареллу не хватает. Комедийные, мелодраматические образы - это для него, а вот глубокие трагические пока не даются. Что же, возможно, что в будущем у него будет ещё возможность показать себя с данной стороны актёрского таланта и мы будем восхищаться Стивом Кареллом за его серьёзную игру. Но если у Карелла можно найти изъяны, то вот актёры второго плана вообще не оставили о себе значимых воспоминаний. Лесли Манн и Дайан Крюгер - известные актрисы, у которых есть в кинобиографии хорошие роли, но вот 'Удивительный мир Марвена' они вряд ли могут внести себе на положительную сторону весов. Какие-то легковесные роли, без особого апломба, лишь выразительное отображение образов, но ленты, где режиссёром выступает сам Земекис требуют большего. Что-то в этом фильме явно пошло не так...
Совсем немного времени прошло с выхода последней и отличной картины о французском канатоходце от мастера кинематографического нарратива человеческих историй Роберта Земекиса, как выходит новая биографическая работа, повествующая о реальной жертве уличного нападения Марке Хоганкэмпе. Со-сценаристом проекта выступила Кэролайн Томпсон, известная по сценариям 'Семейки Аддамс' и картине 'Эдвард руки-ножницы'.
Сюжет картины знакомит зрителя с Марвеном - жертвой уличного насилия. В качестве терапии герой увлекся игрушечным миром, выстроив городок времён второй мировой войны с кукольным населением, так или иначе связанным с людьми из его прошлого.
По началу картина Земекиса выглядит многообещающей: трогательная история, подкреплённая нотками психологической драмы вкупе с фантастическими съемками кукольного мира Марвена и бесподобным амплуа Стива Карелла по-настоящему очаровывают. Во многом происходящее волшебство обязано фирменному подходу режиссёра к постановке, где с первых кадров чувствуется авторский почерк Земекиса. Однако, как говорится, время всё расставляет на места и к середине фильма бесконечные погружения в дивный пластиковый мир начинают утомлять, а основной моральный посыл постепенно приобретает форму...форму непрекращающейся информационной войны за права меньшинств. Удивительно, как трагическая история о человеке, превозмогающем чудовищную травму в попытках вернуть себе жизнь превращается в агитационную профанацию, выступающую под радужным флагом острой повестки дня. Лишь настоящий кино-кудесник может превратить историю о избиении алкаша в оду о борьбе за право носить чулки и обувь на каблуках. Однако, это волшебство не всегда работает в реальном мире чисел, в котором студия несёт убытки в несколько десятков миллионов долларов.
Плюсы: Постановка, амплуа Стива Карелла.
Минусы: Культурная ценность и высосанный из пальца сюжет.
Нетрудно видеть, почему Роберта Земекиса привлекла история «Марвена» - трогательного и эксцентричного феномена. Постановщик всегда тяготел к поиску «человеческой» стороны в той или иной истории, и в биографии Марка Хоганкампа такое точно имеет место: мужчину избили пятеро хулиганов до полусмерти и после девяти дней в коме Марк почти полностью потерял память. Художник укрылся от травмы в чертогах разума и выстроил игрушечную деревню Марвен, которую заселил куклами, основанными на людях, его окружающих. Быт жителей этой деревни Хоганкамп снимал на камеру и это увлечение стало спасением для его психики: странное хобби в итоге вылилось в замену жизни, которую Марк потерял.
По своей сути «Марвен» рассказывает об истории травмы. Речь идёт, очевидно, о человеке, который так сильно пострадал (причем ни столько от нападения, сколько от иных неурядиц), что создал свой собственный мир. Стив Карелл как комедийный актер преуспевает в этом окружающем пространстве, используя неловкость и грустные ужимки: качества комедийного актера оказались как нельзя кстати для раскрытия социальной изоляции.
Всё повествование пронизано надвигающимся страхом экранного Марка перед будущим и встречей с обидчиками в зале суда. Протагонист избегает напоминаний от своих друзей и даже адвоката, предпочитая оставаться в выдуманном мире. Отношения кукольного alter ego героя с женщинами не приводит к истории с большим разнообразием или воодушевлением. То, что происходит в Марвене, наверное, более интересно визуально, чем драматически; персонажи, как куклы, так и их прототипы из реальности не очень-то и влияют на историю в целом. Единственное исключение – Николь. Новая соседка переехала в дом через улицу от Марка, симпатизирует протагонисту, принимает его слабости, которые он читает как признак романтики. Увы, несмотря на эволюцию и Николь, и Марка в их отношениях, если вдуматься, то очень многое, что их связывает, является лишь путём в никуда: сюжет временами попросту не дожали до катарсиса.
Что интересно, так это то, что «Удивительный мир Марвена» пытается сыграть на актуальности и даже поднять тему сексуальных меньшинств. Сценарий неоднократно намекает на гомосексуальную ориентацию Марвена (или то, что он был трансвеститом). Подобное проскакивает как в мире реальном, так и в мире фантазий. Тем не менее, эта важная часть истории кажется упущенной: большую часть хронометража «Удивительный мир» Тратит на отвлеченные бои кукол. Кульминация предполагает, что Марк избежал закрытости, столкнувшись с правдой как о причинах нападения на него, так и о самом себе, однако зрителю сию мысль не доносят. «Удивительный мир Марвена» застрял где-то между добросердечной байкой и экзистенциальной драмой, но без излишне заумных интерпретаций, в результате чего некоторые составные элементы кажутся пустыми.
То, что казалось по трейлеру самым лучшим фильмом в истории или новым ответом «Форресту Гампу», ну, может согреть сердце, но временами непрофессионально и ненадежно. Все сцены с выполненными на компьютере куклами просто потрясающие, а погружение в мир Марка трогательное, однако чем больше времени мы проводим в Марвене, тем меньше это очаровывает. Каждый кукольный эпизод несёт в себе всё меньше смысловой нагрузки по отношению к хронометражу, многие сцены схваток героев со злодеями утомляют, да и в целом они добавлены постольку-поскольку. Лучшим решением было бы расширение фокуса фильма и уточнение роли побочных персонажей (барменша, обнаружившая Марка после избиения; терапевт, которая поставила мужчину на ноги после травмы и т.п.), но взгляд на них ограничен парой строчек. Женская сущность обладает большим значением в «Удивительном мире Марвена» и тем не менее красноречивая линия разочаровывает: в фильме о человечности, распространение благодетелей лишь на одну личность притупляет основные мессаджи, что приносит, скорее, пищу для эмоций, а не для размышлений.