Я не понимаю ажиотажа, вокруг данной картины Томаса МакКарти и увы, я не стану её расхваливать поддавшись общему впечатлению положительных рецензий, а постараюсь честно изложить свои мысли.
Изначально увидев описание фильма, как истинный ценитель драмы, я была слегка впечатлена предстоящей историей и поддавшись общему настроению, в прохладный субботний вечер решилась на просмотр.
Задумка очень интересная, на таком фундаменте можно было бы создать поистине трогательную и глубокую ленту, но увы, этого не произошло. Лично у меня фильм не вызвал даже элементарных чувств к героям этой драмы. В самой истории нет какой-то интригующей завязки, весь фильм показан словно периодами из жизни Финбара.
Я обманулась описанием картины, ожидая увидеть нечто сентиментальное и драматичное, нелегкую историю о судьбе маленького человека, к сожалению я не увидела в фильме главного и совершенно не поняла, в каких моментах нужно было сопереживать главному герою, женщины его любят, профессия есть, друзья есть, все относились к нему крайне корректно и я бы сказала даже заботливо, единственная проблема это маленький рост, но для Фина это скорее изюминка, то, что выделяет его из общей серой массы, нежели его крест.
Игра актёров меня совершенно не впечатлила, мало того, что все они вообще не очень удачно смотрелись каждый в своей роли (помимо Питера Динклэйджа), я не увидела на их лицах даже малейшего проявления каких-либо эмоций, а ведь эмоции это то, что мы ожидаем увидеть в подобных творениях.
'Станционный смотритель' - фильм с потрясающей идеей, но плохим воплощением, он не отображает главной сути о тяжёлой судьбе маленьких людей, только слегка приоткрывая завесу. На фоне ужасной постановки, вся история выглядит блёкло, скучно и затянуто, даже несмотря на маленький хронометраж.
Теплый и домашний фильм, затягивающий тебя с первых же моментов. С самого начала ты начинаешь переживать за героев, с которыми даже не знаком. Они все так одиноки, так несчастны. Каждый по своему. В друг друге они находят некую отдушину, способ на время забыть о своих проблемах: Джо - о его больном отце, Оливии - о смерти сына и разводе, Фину - просто об одиночестве.
«Станционный смотритель» — просто прекрасный фильм, заставляющий тебя задуматься о том, что действительно нужно ценить в этой жизни: о дружбе и о любви. После просмотра я еще долго не могла перестать улыбаться. Он очень уютный, как теплое одеяло зимой или как старый, но все такой же добрый, друг.
Если вам хочется чего-то легкого, но в то же время хорошо сделанного, «Станционный смотритель» идеально подходит. Прекрасный сюжет, превосходная игра актеров, Питер Динклейдж (его я отмечу как отдельный плюс), непередаваемая атмосфера и хороший смысл, вложенный в фильм дадут вам хорошенько отдохнуть.
Определенно один из лучших фильмов в жанре драма из всех, что я смотрела.
Неторопливый ход событий, как будние дни, заставляет в один момент задуматься - а о чём, собственно, эта кинолента, кроме как о проблемах 'иного' человека в обществе нормальных людей? Несмотря на претензию быть главной темой 'Станционного смотрителя', она далеко не является всей сутью. От первой минуты и до последней фильм похож на вырезку из чьих-то вторника, среды, пятницы - глазок для подглядывания за чужим повседневным миром. Фильм хорош для наслаждения простой жизнью и её мелочами, для акцентов на том, чему мы каждый день бессознательно радуемся или почему грустим. Простая жизнь трёх простых одиноких и немного скучающих людей, превращённых обстоятельствами в друзей. Философия этой искренней простоты и одиночества - первый план фильма, 'другой' человек и его проблемы - лаунж где-то далеко на фоне. Искать подтексты в фильме не стоит, да и запомнить на всю жизнь его явно не получится.
Однако, за ламповость солнечных дней провинциального городка -
Когда дует ветер перемен, или куда исчезают гадкие утята
Вчерашний бутон однажды становится цветком, ребенок неожиданно взрослеет, прячущийся от мира человек вдруг делает шаг навстречу людям. Как правило, мы фиксируем изменение качественного состояния, но ума не можем приложить, когда и как произошла трансформация. Есть метаморфозы, видимые лишь очень внимательному глазу. Томас МакКарти в дебютной работе сделал зримым один из таких интимных процессов – обнажил самоинициацию мужчины, показал в деталях его переход от намеренного противопоставления миру и неприятия себя к ощущению единения с окружающими и осознанию собственной уникальности.
Здесь будет жертва, какой станет потеря последнего бастиона, защищающего героя этой истории от влияния извне и вынуждающая его покинуть свой футляр. Здесь будут страдания. Здесь будет тройное откровение: сексуальности - с признанием факта собственной привлекательности, священного - с пониманием ценности каждого мгновения жизни, смерти - с эйфорией от наличия второго шанса. И, как следствие, здесь будет внутреннее перерождение, переосмысление опыта, движение наперекор въевшимся инстинктам навстречу себе новому, что выльется в изменение внешнего статуса и психологическое исцеление. Здесь будут трепетание души одного маленького человека - частный случай истории, в то или иное время происходящей с каждым из нас.
Режиссер не пытается насытить кадр действиями, как бы говоря: имейте терпение, к тайному нужно подбираться осторожно. Если зритель доверится ему, то за тревожным сном в заброшенном здании вокзала, приятельской болтовней, поеданием мороженого и фотоохотой за проносящимися поездами с последующим просмотром отснятого материала в душевной компании, заметит внутренние изменения, происходящие с персонажем, те, что в бешеном темпе современной жизни не всегда успевал отследить в себе. И будет бесконечно тронут. Быть может, захочет не раз посмотреть на заполняющие долгие паузы мокрые осенние пейзажи, сошедший с рельсов вагон, кофейню на колесах, длинные полки библиотеки, и вспомнить в тишине тот момент, когда и его, как Финбара МакБрайта, перестали волновать неудобные вопросы, неприятные шутки или косые взгляды окружающих.
И пусть говорят, что фильм создан специально для Питера Динклэйджа, чтобы дать миниатюрному человеку выступить в одной весовой категории с великорослыми актерами. Что не удалось заинтересовать и пригласить в проект ни одну на тот момент известную персону. Или что картина эксплуатирует пикантную тему людей, которые никогда не вырастут, обретая дешевую популярность. Пусть говорят. А между тем факты сообщают о том, что «Станционный смотритель» дал путевку в жизнь сразу нескольким исполнителям ролей, настолько прожитые на экране жизни впечатлили режиссеров и продюсеров. А карлику удалось выйти за пределы личной истории больного человека, и рассказать нечто, актуальное для каждого. Посмотрите, и быть может, вы уловите таинство распускания цветка…
Финн — карлик, ему сложно жить в обществе. Дети измываются. Взрослые шушукаются за спиной. Практически весь свой день он проводит в лавке миниатюрных моделей поездов, которую содержит со своим лучшим другом. Распорядок дня у Финна предельно прост; утром он получает заказы, днем мастерит модели, а вечером после окончания рабочего дня идет смотреть со своим другом видео, которое сняли погонщики поездов. Но любой просмотр заканчивается печально — герой понимает, что никогда с такой жизнью погонщиком ему не стать, а значит не мчаться ему за поездом на машине с камерой в руке, наконец-то ощутив настоящий ход жизни. После одного из таких тихих вечеров его друг умирает, магазин расформировывается, а Финну приходится переехать в завещанный ему дом станционного смотрителя.
Когда идешь по рельсам хочется чувствовать себя поездом, могучим, крепким. Смотреть прямо, двигаться только по намеченному маршруту. Кто-то вспоминает прошлое, кто-то осмысливает свою жизнь. В такие моменты легко ощутить редкое чувство безмятежности, степенности, спокойствия, схожие чем-то с трансом. Поэтому не стоит удивляться, что многие говорят, что поезда на самом деле живут, если и правда так, то им уж точно нет дела до проблем, переживаний, уныния и других привычных человеку рефлексий, в таком случае каждому хотелось бы быть поездом. Больше многих таковым хотелось бы быть Финну. Мало кто воспринимает его всерьез. Поэтому проще всего ходить по рельсам и чувствовать внутреннее спокойствие.
Его покойный друг поступил правильно, отправив его туда. Поезда ходят часто. В таком месте точно, можно жить в умиротворении. Однако пригород Нью-Джерси, куда он отправился, хочется назвать местом, в котором концентрация одиночества на квадратный метр превышает все пределы. Сначала Финн включает защиту, резко и прямо отвечает на все предложения подружится, а после раскрывается. Одиночества тянутся друг к другу. Поэтому сначала Финн подружился с продавцом кофе Джо, который поставил свой фургон напротив его дома. В жизни Джо тоже много проблем — отец болен, гоняет его по чем зря с работы домой, ну и с девушками у него беда. Там же Финн встречает художницу Оливию, которая поначалу дважды чуть не сбивает его на машине. У Оливии тоже много печалей: сын умер, муж бывший, однако названивает, ну и алкоголь уже не особо помогает от депрессий.
Как можно узнать из фильма — лучшее лекарство от депрессии долгая прогулка по железнодорожным путям. В том числе и приобщив своих новых друзей, теперь и они разбираются в поездах. Теперь ты чувствуешь себя лучше. Вот ты становишься более общительным, а в конце концов, твоих друзья дарят тебе камеру, а с ней и мечту. Теперь ты погонщик поездов. Особое удовольствие ощутить, прочувствовать ранее недостижимый миг, когда ты со своим товарищем несешься за длинным составом, это чувство как можно ближе приближает тебя к тому, что в принципе чувствует поезд, находясь в своей затяжной нирване. Бесценно вспоминать это, а что важнее отложить в ящичек памяти, закрыть его на ключ, наклеив на него стикер с надписью «одно из лучших воспоминаний в жизни». Там и самооценка пойдет ввысь, тогда ты сможешь делать лучше жизнь тех, у кого она вроде идет параллельно, однако не имеет просветов. Например, девушки, которую бьет парень, а ей еще вынашивать ребенка от него, может ей будет легче решив, что жизнь Финна куда сложнее. Или вселив уверенность маленькой темнокожей девочки, которая очень просила прийти и рассказать в своем классе о поездах, всяко профит — поборешь свои комплексы.
Конечно, в особые моменты депрессии, когда все плохо, хочется пойти в людный бар, напиться, а потом под общий шепот — «он же карлик», встать на барную стойку и кричать, кричать, кричать, о том, что ты и правда карлик, что бы прекратить этот невозможный шум в голове. Но… этот шум в основном рождает сознание. Потому, когда ты встречаешься с друзьями и все вроде бы хорошо, становится спокойно. Это чувство тоже хочется положить в этот ящик, с тем самым стикером. Ведь когда ты с теми, с кем тебе надежно и легко, чувствуешь тоже, что чувствуют поезда.
Главным героем данной картины, называющейся 'Станционный смотритель', является Финбар МакБрайд - маленький человечек, проще говоря лилипут, или карлик, сыгранный Питером Динклэйджом (которого многие знают как Тириона Ланнистера из 'Игры престолов'). Он работает у своего друга и собирает маленькие игрушечные паровозики, чуть ли не полные копии настоящих. Но вот однажды его друг, будучи уже старым, умирает. Но оставляет карлику наследство - маленький домик около железной дороги.
В этом домике герой и будет жить и поэтому картина и называется 'Станционный смотритель' - пусть он и не работник-железнодорожник, но в поездах разбирается. Любит на них смотреть, сидя в парке на скамеечке. А еще очень любит читать различные книги. Одна проблема - приставучие местные жители, которые так и хотят с ним познакомится, а он все сторонится от них. Но стоит ли?! Да, вопрос, конечно, непростой, но решаемый. Самому мистеру Фину теперь придется решать, ходить ли по жизни в одиночку.
И тут многие вещи из фильма обретают двойной смысл - сам главный герой становится поездом, а люди, что его окружают - прицепами. Ходят вдоль путей друг за дружкой. Становятся дружнее в результате своего общения. Да, бывают конфликты среди этих персонажей (кстати, отлично сыгранных). Но они все равно не останавливают ту силу, что их притягивает. Вообще, в истории здесь немало есть и юмора, и драматические эпизоды имеются (по жанру фильм в общем - скорее трагикомедия). Кино имеет в себе и мораль, говоря о ценности связей в жизни, отношений, дружбы, любви. Пусть ты и карлик (да просто непохожий на других), но это не значит, что нужно замыкаться в себе. Этот приятный, добрый, легко смотрящийся фильм, об этом и говорит.
На волне нарастающей популярности Питера Динклейджа мне захотелось посмотреть и другие картины с его участием (помимо пресловутой 'Игры престолов' и последних 'Людей Икс: Дни минувшего будущего'). И первое на что я наткнулась - это 'Станционный смотритель'.
Фильм о том, как человек волею обстоятельств когда-либо в своей жизни становится одиноким. Одиночество - это и отсутствие друзей, и смерть близкого человека, и жертва ради другого, и вынужденная изоляция в целях самосохранения. 'Станционный смотритель' - это фильм о том, как разные люди переживают это одиночество - кто-то всеми силами пытается убежать от него за счет случайных знакомых и собственного навязчивого стиля общения - как это делает герой Бобби Каннавале. Кстати, именно его герой Джо вызвал у меня больше всего эмоций - от отвращения до восхищения, благодаря своей роли непосредственного, открытого и немного глуповатого парня, этакого капитана американских регбистов, спортивная карьера которого уже закончилась, и теперь он вынужден заниматься тем, на что у него хватает умения.
У Оливии (героини Патришии Кларксон) одиночество другое - это смесь творческих поисков со страданиями от расставания с любимым человеком. На мой взгляд, Кларксон шикарная, недооцененная драматическая актриса, утонченная, аскетичная.
Ну и конечно же Питер Динклейдж, который сыграл Финбара МакБрайта (Финна), одиночество которого началось со смерти его хорошего друга. Складывается впечатление, что Динклейдж с его покатым, широким лбом и грустными огромными глазами просто создан играть таких закрытых, одиноких и ранимых людей. Хотя другие картины говорят об обратном - он может быть и сильным, своенравным гением и скрытным чиновником, готовым сломать всех и вся на своем пути. Думаю, что нет смысла писать про одиночество карлика в мире больших людей - об этом и есть весь фильм. Томас МакКарти снял жизнь маленького человека без прекрас и преувеличений, и жизнь этого человека такая же одинокая, как и жизнь других героев картины, ни больше ни меньше. Мы все одиноки по-своему.
У каждого из нас бывают периоды, когда, вроде бы, есть всё, для того чтобы любить жизнь и радоваться ей, но по каким-то причинам невозможно даже с близкими людьми поделиться тем, что ноет внутри. Конечно, со временем всё налаживается, но вот в этот момент так грустно и одиноко, мы так теряемся и просто не можем понять, что нужно делать и как поступить. Так вот, в таком случае стоит посмотреть этот трогательный фильм.
У героев «Станционного смотрителя» подобные моменты – не временные проблемы, а сущность жизни. И приятные и свободные от забот периоды, - наоборот, редкие мгновения благополучия. Причём каждый пытается по своему справится с ним – кому-то легче закрыться ото всех, не появляться в общественных местах и мало общаться с другими, кому-то окунуться в творчество, понятное одному автору. Кто-то, наоборот, предлагает свой гостеприимный мир первому встречному. Помогает ли это? Помощью становится, скорее, удачное стечение обстоятельств, объединяющих трёх разных и чужих друг для друга людей. Действительно, гораздо легче делить зудящее одиночество с кем-то. Правда, от него же всё равно никуда не деться, оно будет напоминать о себе, вырываться наружу. Возможно ли избавиться от него?
Это не та драма, где вы будете вытирать глаза носовым платочком. Это лёгкая, изящно рассказанная история об обычных людях с трагичной судьбой. Рассказанная красиво, интересно и по-доброму.
Жизнь есть штука разнообразная, со своими нюансами, несправедливостями, тревогами. Когда природа тебя мастерит не таким, как большинство ее обитателей хомосапиенсов, остальные хомосапиенсы начинают не со зла поглядывать на тебя со стороны, искоса, будто вглядываясь в настоящую, доселе неведомую диковинку. Конечно, есть и те, кто раскрывает свои очи с нарастающим негодованием, бурлящей кровью, однако, подобные низшие существа не имеют права на обсуждения. Тут и так, значится, все ясно.
Прохаживаетесь по супермаркету в поисках свежей осетрины на послеполуденную трапезу, и предстает перед вашим взором карлик. Скажете, что в этом ничего необычного нет? Возможно, так и есть, и даже больше - вы попытаетесь нарочито сделать вид, будто нисколько не удивлены его низкорослой приземистой сущности, что кроткими шажками перебирается из стенда к стенду, столь забавно, по-детски. Однако, лилипут далеко не дурачок и не умственно отсталый индивид, понимает ситуацию вплоть до непреодолимого стресса. Кто-то из них привык к подобной реальности, надевая заскорузлую ежедневную маску добряка и шута и идя по жизни вперед. А есть другие, в чьих жилах течет скалистообразная гордость, которую не переступить великану и не обойти скороходу. По естеству своему приходится молча принимать эти взгляды-нападки, так и сверлящие тебя непрестанно, повсеместно, накапливая грусть и тоску и не выливая их впоследствии. А ведь так никуда не годится...
Фин парень отменный: любознательный, в меру умный, благовоспитанный и безмерно добрый. Но вот же фиаско - уродился карликом, или как он себя еще называет Dwarf, что приличествует больше для обозначения как Гном. Эдакое самобичевание, плачевно-смиренное, уравновешенное. Рутинная жизнь в тихом городке, где единственный друг - старый чернокожий дед. Молчаливое начало прорезает до глубины души, обида на все живое летит лишь по экспоненте вверх. Ни о каком доверии к людям и речи быть не может, ведь в городке не встречалось ни единого человека, кто бы понял и стал его другом. Но вдруг рутина меняется, место обитания приходит на старый, но весомый домишко Станционного смотрителя. И это отнюдь не все!
Встречает наш Фин отменного парня Джо, чей язык не прекращает вертеться ни на минуту, а предрассудки явно не входят в число его главных черт характера. Ко всему прочему, на горизонте появляется художница Оливия, представитель богемы, о которой можно сказать примерно то же самое, присовокупив истинно взрослый взгляд на вещи и оттенив ложный интерес к персоне грата. Чего еще можно желать? Но на растопление застывшего дегтя в сердце уйдет немало дней, но перипетии и общие проблемы дадут толчок к взаимопониманию, дружбе, и даже, не совру, чувству влюбленности.
Фильмы из разряда Slice of Life смастерить не составляет труда, ибо отсутствует стрельба, экшен, компьютерные пейзажи, взрывы, быстрые Lamborghini и прочие мулатки, виляющие накаченной филейной частью. При всем том, произвести на свет действительно трогательную картину бывает крайне сложно. И тут Томас МакКарти справился на все 200%. Может, решающую роль сыграли будоражащие харизмы всей великолепной троицы, а может, тихая гитарная фоновая музыка, отнюдь не новая в подобном жанре, дала свою прыть. Но что ни говори, опосля просмотра остается чувство удовлетворенности, желания найти подобных несуразных друзей и пуститься во все тяжкие, прожигая и до того короткий жизненный цикл, что дарован нам в нынешние урбанистические настроения. А Динклейдж? Сей господин для меня теперь не только Тирион, урожденный Ланнистер, а еще и потрясающий актер драмы.
В магазине своего пожилого друга Генри, торгующем игрушечными поездами, работает сборщиком Финбар МакБрайд (Питер Динклэйдж). Финбар от рожденья был маленького роста, из-за чего во взрослую жизнь он вошел замкнутым и нелюдимым. Он никогда не покидал своего района в Нью-Джерси, жил рядом с местом работы и научился не обращать внимания на прохожих, которые сворачивали себе шеи и детей, спрашивающих его, куда подевалась Белоснежка. И вот в очередное, 'прекрасное' утро, Финбар находит старого товарища на полу магазина. Генри не смог пережить сердечный приступ, но успел оставить МакБрайду в наследство частную собственность - станционное депо, где-то в пригородном захолустье. Финбара больше ничто не держит на месте, он собирает вещи и отправляется прямо по шпалам до городка Ньюфаундленд. Найдя обшарпанное депо, которое не открывали уже много лет, непритязательный Финбар решает в нем поселиться. Казалось бы, идеальное место для человека, который не хочет никого знать? Почти. Сначала, буквально перед его домом паркуется закусочная на колесах, в которой заправляет позитивный и не в меру общительный Джо Орамас (Бобби Каннавале), а потом, по пути в город, МакБрайда два раза чуть не сбивает на машине неуклюжая художница Оливия Харрис (Патришия Кларксон). Как выяснится позже, у Финбара с этими двумя есть гораздо больше общего, чем он себе представляет.
Очень хорошая, светлая и приятная инди-трагикомедия о дружбе трёх великовозрастных изгоев, нашедших друг в друге что-то, чего им не смог дать социум, в котором они по воле судьбы оказались. У фильма замечательно получается показать то, как выглядят взрослые люди, к которым вернулось детство. Смотреть на Оливию с Джо, идущих по шпалам за молчаливым Финбаром, и не умиляться тому, как Джо пытается разрядить атмосферу выражениями типа 'Поезда - это клево!', просто невозможно. При этом, это не просто история о тех, у кого детства не было, но ещё и драма, здорово демонстрирующая то, как мы изгоняем из общества тех, кто отличаются от нас. И если с Финбаром всё вроде бы понятно, т. к люди с его недугом практически обречены на такое отношение к себе, то для Джо и Оливии требовались более глубокие характеристики. Тут картина делает внушительный шаг в сторону серьёзности.
Оливия - художница и разведённая после 17 лет брака мать, чей сын утонул в озере. Она живёт в огромном, заваленном незаконченными картинами доме, из которого когда-то уехал её бывший муж, обвинивший её в смерти их ребенка. Будучи истеричным дегенератом, не способным смириться со случившимся, он продолжает регулярно трепать Оливии нервы по телефону. В её жизни нет ничего, что заставляло бы её улыбаться чуть сильнее, чем она улыбается продавцам в магазине.
С Джо Орамасом же совсем противоположная ситуация. Джо - весёлый и жизнерадостный человек, но в той унылой дыре, в которой он живёт, никому такие как он не нужны. В местном баре его считают занудой, старающимся привлечь к себе внимание, а каждый раз, когда он пытается завести отношения, всё рушится в тот момент, когда его чувство юмора не способно решить проблему. Ему бы уехать отсюда куда-нибудь в большой город, но его отец тяжело болен, и Джо должен за ним постоянно присматривать, потому что в любую секунду у того может случиться нервный припадок. Каждый день, выходя из дома, он старается хотя бы ненадолго отвлечься от мысли о том, что его жизнь начнёт меняться только тогда, когда умрёт его любимый отец. Втроём, Финбар, Джо и Оливия, каким-то воистину магическим образом поддерживают друг друга, не давая кому-то из них пуститься во все тяжкие (впрочем, однажды их отношения всё же подвергнутся испытанию).
Стоит ли говорить, что я бы не стал так подробно описывать действующие лица, если бы актёры, сыгравшие их, не справились со своей задачей? Динклэйдж, Кларксон и Каннавале без пяти минут идеально выступили в своих ролях. Лучезарный болтун Каннавале не раз порадует зрителя своими уморительными, прямолинейными шутками бывшего школьного клоуна, а Динклэйдж и Кларксон хорошо балансируют между собой своих более драматических персонажей. Кастинг здесь вообще так живо играет реальных людей, что мне запомнилась небольшая роль Мишель Уильямс, в качестве молодого библиотекаря Эмили, которая забеременела от своего парня и выговорилась об этом Финбару в баре. К слову, сцена, следующая сразу за этой, когда появляется парень Эмили, весьма и весьма неприятная, но необходимая для демонстрации положения таких как Финбар Макбрайд в обществе.
'Станционный смотритель' рекомендуется посмотреть всем, кто перестал верить в людей, во взаимовыручку и родственные души. Гарантирую - сразу после сеанса, вы обязательно почувствуете себя чуточку лучше.