Фильм, основанный на реальных событиях, рассказывает историю коммунистки Ольги Бенарио-Престес. Ольга Бенарио, еврейка из Германии, с юности увлеклась коммунистическими идеями. В 16 лет она порывает со своей буржуазной семьей, оставляет Мюнхен, где родилась, и приезжает в Берлин. В столице становится активисткой компартии. Преследуемая полицией, она спасается бегством в Москву, где проходит военную подготовку. В 1935 году ей поручают сопровождать бразильского коммуниста Луиса Карлуса Престеса в Бразилию, где он должен возглавить коммунистическую революцию. В пути она влюбляется в него. Революция проваливается, Престес и Ольга арестованы...
Хорошее кино. Очень понравилось. По правде говоря, даже не ожидал увидеть нечто подобное.
Очаровательная актриса – Камила Моргадо, просто потрясающе сыграла своего персонажа – коммунистку Ольгу Бенарио. Молодая девушка на заре второй мировой войны пытается найти единомышленников и организовать революцию против фашизма, против Гитлера, против всей нацистской Германии. К сожалению, машина под названием «Фашизм» уже набрала неслабые обороты и все труды и старания Ольги терпят крах.
В фильме показана громаднейшая воля, громаднейшее стремление человека достичь своей цели. Разлука, арест, пытки, концлагеря, издевательства со стороны нацистов – всё это довольно ярко представлено зрителю. Всё это может сломать человека, но всегда остается надежда! Всегда, даже в самые последние секунды....
Несмотря на тот факт, что некоторые сцены исторического характера не совпадают, всё же в большинстве своём фильм оставляет очень сильное впечатление.
Режиссёру, оператору, постановщику сцен, гримеру, композитору, декоратору – самые высокие оценки. Спасибо Вам за этот фильм.
С распадом Советского Союза и Восточного блока жанр историко-революционного кино, казалось, должен был быть обречен на полное забвение. Некому стало снимать фильмы про «пламенных революционеров» и торжество идей коммунизма. Разве что только на Латинскую Америку, где с началом XXI века левые идеи снова стали брать верх в общественных настроениях, можно было надеяться. И не без оснований. Потому что именно там, а точнее в Стране Диких Обезьян и Рабыни Изауры был снят байопик о жизни и смерти немецкой коммунистки Ольги Бенарио, жены и боевого соратника бразильского революционера, а позднее Генерального секретаря тамошней компартии Луиса Карлоса Престеса.
Вот только не надо бежать вытаскивать из шкафа траченные молью кумачовые флаги и прадедовские шашки, равно как и хвататься за сердце и с криком: «Красные идут!» – бежать на собрание «Мемориала». Авторов фильма, снятого по популярному в Бразилии роману Фернанду Мораиша (по нему даже оперу поставили) больше всего интересовала история невероятной любви Ольги и Луиса, а уж во вторую и десятую очереди – то, что к ней прилагалось: все эти прокламации, манифестации, экспроприации. Хотя, конечно, без определенных симпатий к делу, которому посвятили свою жизнь влюбленные, не обошлось, но не все так ужасно. Коммунисты в фильме Жайме Монжардима детей не едят, и весь мир к ногам ужасного Сталина бросать не собираются. Никаких пропагандистских лозунгов, никакого «кто не с нами, тот против нас» – просто честные, прямые люди с горячими сердцами отстаивают свои убеждения ценой собственной жизни. А правы они были или нет – до сих пор, наверное, история окончательного ответа не дала.
Фильм Монжардима такого ответа тоже не дает. Да и удивительно было бы требовать подобного от режиссера, всю свою жизнь снимавшего бесконечные бразильские сериалы. Но, видимо, было что-то такое в истории Ольги Бенарио (или в романе Мораиша), что зацепило его поднаторевшую в показе мелодраматических страстей душу так, что он рискнул снять полнометражную трагедию едва ли не с эпическим размахом. Хотя, пожалуй что и не «едва ли»… Потому что Ольга в исполнении Камилы Моргадо больше всего напоминает героинь античных трагедий с их готовностью противостоять любым ударам судьбы и несгибаемым духом. Можно только догадываться, откуда что взялось у актрисы, ранее снимавшейся только во второстепенных ролях бесконечных сериалов! Добавьте при этом мастерство и набитую режиссером руку в создании мелодраматических эффектов – и финальный катарсис обеспечен. По окончании картины об этом можно говорить с некоторой иронией – но пока по экрану не побежали завершающие титры комок к горлу подкатывает не раз.
Конечно, образы Бенарио и Престеса идеализированы едва ли не до состояния канонической святости. Их реальные прототипы едва ли могли сохранить подобную невинность и чистоту идеалов, если учитывать, что Ольга уже с пятнадцати лет состояла в боевых бригадах, участвовала в многочисленных уличных столкновениях и экспроприациях (сиречь, просто ограблениях), а прославилась участием в знаменитом налете на тюрьму Моабит в середине 20-х годов, когда был освобожден целый ряд коммунистических активистов. Луис Карлос же и подавно был одним из командиров повстанческой армии: а уж чем там партизаны занимались в бразильской сельве – можно только догадываться. Но, думается, что от современных колумбийских «повстанцев» отличались мало.
Экранные же Ольга и Луис Карлос предстают рыцарями без страха и упрека, готовыми отстаивать свои убеждения любой ценой, но в тоже время любящими друг друга так, что перед этой любовью не в состоянии устоять все тюрьмы мира.
«Светить всегда, светить везде / До дней последних донца / Светить – и никаких гвоздей / Вот лозунг мой и солнца!», – эти слова Маяковского рефреном проходят через весь фильм, наполняя Ольгу сиянием в редкие минуты счастья и поддерживая тогда, когда, казалось бы, уже не осталось никаких сил оставаться человеком. В противовес этому «свету» мир, борьбе против которого герои посвятили свою жизнь, показан в предельно мрачных красках, которые, правда, выглядят у Монжардима позаимствованными у Спилберга (в показе концентрационного лагеря Равенсбрюк) и в советском историко-революционном кино (в изображении диктатора Варгаса и его приспешников). Но нельзя сказать, что это сильно бросается в глаза, да и простительно в некотором роде для режиссера, до «Ольги» не имевшего никакого опыта в большом кино. По крайней мере, ни о каком плагиате и речи быть не может – только в схожести художественных приемов, с помощью которых Монжардиму удалось-таки создать мощное драматическое полотно не оставляющее равнодушным.
Что же до коммунистических идей – Ольга Бенарио, без сомнения, верит в них до конца жизни, они помогают ей пройти через ад, сохранив человеческое достоинство и свое собственное «я». Утверждать иначе, значило бы пойти против исторической правды. Но для авторов фильма гораздо важнее, что остаться Человеком с большой буквы Ольге помогает Любовь – которая есть альфа и омега всего, и перед которой бессильны палачи и тираны любых стран и идеологий. Монжардим снял фильм о Большой Любви, и только потом про коммунистов, фашистов и диктаторов. Ведь реальная история Ольги и Луиса Карлоса даст фору самым невероятным сюжетным хитросплетениям теленовелл.