Фильм Тринадцать уже очень давно стал одним из моих любимых, но мне удалось его понять только недавно, когда я полностью изменила своё отношение к жизни и сама вытащила себя из похожего дерьма.
Нам, как известно, показывают тотальное изменение бесхарактерной девочки в потаскуху, которая сама ещё совсем дитя. Трейси просто хорошая девочка и гордость мамы, но однажды она сталкивается с Иви - её ровесницей, с которой хотят дружить все девочки школы, потому что Иви свободна, красива, независима от чужого мнения, обаятельна и притягательна, хоть и ведёт отвратительный образ жизни.
Тут-то и разворачивается настоящая драма. Секс в 13 лет, алкоголь, наркотики, самобичевание в ванной, тяжесть, груз всей этой ситуации опускается на совсем ещё хрупкие плечи Трейси, мама которой хоть и хороший человек, но всё упустивший и закрывающий на всё глаза.
Отдельное слово об Иви. Тоже ребёнок, который желает всем нравится, из-за того, что родители её бросили и она на попечении у тётки. Мне её лично больше всех жаль. Такие люди редко пропадут в жизни, они умеют вертеться в различных ситуациях, тем более, когда надо как-то выживать и где-то искать своё место под солнцем, к примеру, как Иви это место и нашла в доме семьи Трейси, хоть и не столь надолго, как Иви хотелось бы.
Фильм очень глубокий. Мне безумно понравился старший брат Трейси. Сцена в уборной перед экзаменом Трейси, где она осознаёт, насколько она опустилась. Последняя сцена между матерью и дочерью: сколько боли и нежности в глазах Мелани, сколько безнадёжности и грусти, насколько этот взгляд Трейси всё ещё невинный, испуганный и до жути детский.
Фильм очень близок мне. Только вот повезло Трейси с матерью всё же. Я очень люблю свою маму, безумно, но когда она видела, что я тоже иду на аморальные поступки, не останавливала меня, надеясь, что всё пройдёт само собой.
Прошу, если вы на таком же пути, как и Трейс, поговорите с кем-нибудь, кто вас защитит, имеет на вас влияние, тот, кто вас любит, обязательно огородит вас от таких ужасных вещей, а ещё лучше, если совсем запретит вам так осквернять свою жизнь.
Безотцовщина Трейси Фриланд живет с матерью и братом-погодкой. К своим тринадцати годам она числится в школе оной из самых умных и добросовестных учениц. Но в 13 с Трейси начинают происходить стремительные перемены. Она вдруг принимается искать дружбы Эви Заморы, самой красивой старшеклассницы, вокруг которой вьются пацаны, а девчонки многое бы отдали, чтобы войти в её ближний круг. Эмансипированная Эви иначе как «замарашкой» Трейси не называет. Для того чтобы расположить к себе Эви, Трейси приходится опуститься до воровства. На краденые деньги Трейси покупает расположение первой школьной красотки.
Эви вводит неофитку в круг своих главных интересов – шопинга, пирсинга, наркотиков, тату и орального секса. Еще вчера Трейси писала стихи, от которых плакала расчувствовавшаяся училка, а сегодня она проколола язык и сделала первый мазохистский надрез на руке. Так тихая и размеренная жизнь прилежной ученицы сменилась серией инициаций, на фоне которых даже дефлорация не выглядит чем-то особенным. И уже через четыре месяца тесного общения с девушкой своей мечты Трейси из образцовой маминой дочки превращается в настоящую оторву.
Новые отношения – это новые интересы и новые слова:
- Мама, не заходи в мою комнату без спроса! – это понятно кому…
- Ты что там - дрочишь? – это младшему брату, который занял туалет.
- У меня нос растаял, - это Эви в наркоугаре.
Еще немного и она также как Эви начнет запросто кидать реплики встреченным на улице парням:
- Ребята, моя подружка хочет у вас пососать! - что в переводе означает: хочет познакомиться.
Если вы думаете, что к Трейси выстраивается очередь, то глубоко ошибаетесь. И вот тут, наконец-то, обнаруживается одно из главных достоинств фильма, а именно – дикий ужас, с которым совершеннолетние парни шарахаются от двух юных тинейджериц, поскольку прекрасно знают, чем это может закончиться. Когда подростковая сексофилия сталкивается с сексофобией тех, кто постарше, случается электрический разряд, и ты кожей начинаешь чувствовать, как трудно жить в стране Моники Левински.
Дебютантка в режиссуре Кэтрин Хардвик показывает Америку уж если не с черного хода, то, по крайней мере, не с парадного крыльца. Вместе с тем ей все же не достает отвязности Ларри Кларка, насобачившенгося снимать на грани детской порнографии. Не достает таланта Даррена Аронофски так рассказать о наркозависимости, чтобы потом от одного только вида … холодильника вас начало тошнить. Не хватает маргинальности Храмони Корайна, который умеет находить в реальной жизни столь оригинальные подростковые особи, что им уже и играть ничего не надо, они сами по себе паноптикумы.
Не хватает экстравагантности Грегга Араки или Терри Цвигоффа, во всяком случае, в такой пропорции, чтобы рассказ о «призрачном мире поколения Doom», если не выглядел на особицу, то хотя бы стремился быть таковым. Кстати, юная лузерша Цвигоффа интересна именно тем, что ни на кого не похожа, притом, что по полной программе «отрабатывает» пресловутый эриксоновский 'конфликт идентификации', когда стремительно развивающийся комплекс девочки-сироты начинает выражаться в характерных подростковых приколах - вызывающих манерах и умопомрачительном прикиде, типа зеленых губ или красных волос…
Хардвик сняла вполне стандартное кино, выезжающее на щекотливой теме. Как женщина, она, наверняка, лучше чувствует и разбирается в психологии девочек-подростков, которые, достигнув пубертатного возраста, вдруг стремительно перестают быть похожими на себя прежних. Трейси Фриланд обзавидовалась a la мажорной жизни одной из школьных красавиц, которые с юных лет максимально много стараются выжать из своих внешних данных, а самым интересным делом на свете считают хождение по магазинам в поисках модных шмоток. Такое абсолютно потребительское отношение противно само по себе. Может, поэтому падение Трейси не вызвало особого сочувствия у массового зрителя.
Меж тем фестивальная судьба дебюта Хардвик сложилась просто-таки на зависть - «из рук вон как хорошо». Заполучив приз главного независимого фестиваля Америки «Сандэнс», она фактически получила карт-бланш на работу в большом кино. И дальше уже можно было и не увозить из Локарно «Серебряного леопарда» за лучший дебют, ни такого же, только уже бронзового зверя - за женскую роль Холли Хантер. А номинация Хантер на «Оскар» стала чем-то вроде красного диплома, заверяющего, что дебютантка умеет управляться с актерами, что для работы в Голливуде - серьезная рекомендация. И вот итог: продюсеры тут же привлекли Хардвик к участию сразу в трех новых проектах.
Начну с того, что мне до сих пор не верится, что название фильма - действительно 'Тринадцать'. А может, всё-таки пятнадцать? Или хотя бы четырнадцать? В это время каждый год на счету. И дело не в том даже, что актрисы, исполняющие роли Трейси и Эви, на тринадцать не тянут. Может быть, у меня неправильные представления о жизни, но я не замечала, чтобы среди тринадцатилетних девочек были особенно актуальны наркотики, секс, истерики, нервные срывы, пирсинг и всепоглощающая ненависть к родителям. Видимо, мне не приходилось сталкиваться с такими запущенными случаями.
Несколько минут в начале фильма нам представляют доверительные и дружеские отношения между матерью и дочерью. Дочь отправляется в школу, где слышит нелестный комментарий в адрес своих, по всей видимости, 'детских' носков. И в этот злополучный момент она встаёт на скользкую дорожку. Тем не менее, отношения с матерью у неё по-прежнему прекрасные. Купив новые носки, Трейси, а именно так зовут нашу героиню, получает билет в новую жизнь с Эви, которая воплощает в себе шаблонный образ самой популярной в школе пустышки. И внезапно, во время первого же похода по магазинам с Эви, Трейси превращается из милой девочки и лучшей ученицы класса в дьявола во плоти и резко начинает ненавидеть мать. В этом месте меня разобрали некоторые сомнения. А была ли вообще Трейси милой девочкой? Не хотите же вы сказать, что во всём виновата Эви? В общем говоря, превращение Трейси из человека в жука проработано просто ужасно, хотя в вину актрисе это ставить не стоит. Ивэн Рэйчел Вуд играет замечательно.
Ни одна из героинь не вызвала у меня сожаления. Их невероятная глупость просто выводила меня из себя. Я понимаю их желание выделиться из толпы, но способы их самовыражения показались мне верхом неадекватности, а значит, никакой жалости априори вызвать не могли. Хотя, по-моему, как раз сожаления к бедной непонятой Трейси сценаристы и добивались. Но ведь я ещё не упомянула о любящей матери, которая вроде бы изо всех сил старается сделать жизнь своей дочери лучше. Мне совершенно непонятна её реакция на крайне грубые реплики дочери, на её вызывающий внешний вид, да хотя бы на то, что Эви, явно негативно влияющая на Трейси, ни с того ни с сего поселилась в её доме и абсолютно откровенно манипулирует не только Трейси, которая, по-моему, сама ничего против манипуляций не имеет, но и вышеупомянутой матерью. Невероятная бесхарактерность матери в воспитании дочери вплоть до финальной сцены вместо предполагаемой любви - вот что я увидела. Любой нормальный родитель на месте матери Трейси давно бы понял, что пора сменить пряник на кнут, пока не всё потеряно.
Что иеем в сухом остатке? Я не могу назвать ленту бессмысленной. Хорошая идея, плохое исполнение, а именно сценарий. Вопиюще глупое и нелогичное поведение персонажей. Недоработанные сюжетные линии. Интересная финальная сцена, хотя кадры с кричащей Трейси в самом конце показались мне чересчур пафосными, годящимися разве что для тринадцатилетних (какая ирония!) девочек.
Своеобразная и пресная картина, которая найдёт отклик только у зрителей, лично знакомых с трудностями переходного возраста таких масштабов.
Меня всегда привлекали фильмы про тяжелую подростковую жизнь, их конфликты с родителями и сверстниками, попытки выделиться в обществе и прочее. Как и ранее, прежде чем смотреть определенную картину я ознакомилась с рецензиями к ней. Меня удивило довольно таки большое количество положительных отзывов. Для себя решила: 'Это явно стоит потраченного времени!'. Как оказалось, я ошиблась.
Экранизация столь актуального сюжета провалилась. Почти весь фильм оказался ярким примером недочетов и оплошностей. Как и всегда, в нем были представлены две, казалось, совершенно разные личности - домашняя и мирная тихоня Трейси и зажигательная стервочка Иви. И ладно с ним - со знакомством и началом отношений между девушками. Мало ли как ещё нелепо каждый из нас мог найти себе подругу. Но все, что происходило дальше - это полный бред.
Например:
- Куда делись все подруги нашей школьной звезды с появлением Трейси в её жизни?
- Целью режиссера было показать, как Трейси (по ходу общения с Иви) из уравновешенной семейной пай-девочки превращается в развязную дуру. А мне показалось, что из этих двух именно Иви была примером спокойствия и примерности.
- Как матери совершенно незнакомых ранее школьниц вдруг стали закадычными подругами?
- Были ли в фильме какие-нибудь действия матери Трейси по отношению к её дочери? Она так отчаянно заливает 'что не знает, что ей делать с дочуркой', в то время как сама ну НИЧЕГО не предпринимает (если, конечно, созерцание того, как последняя каждое утро сваливает на очередные гульки с корешаней не есть активными действиями со стороны мамы).
Интересным остается то, что после разлуки все опять вернулось к нашему начальному сюжету... словно ничего и не менялось. Создается впечатление, будто я смотрю 2 разных фильма с противоположно разным развитием событий.
Да и снято все как-то скучно и нудно. Я несколько раз ловила себя на мысли, что неплохо бы и поспать. А потом все же заставляла себя созерцать данную картину до конца. Мало ли.. вдруг хоть что-то веселое начнется...
Сразу скажу, что фильм потряс меня. Сама я ненамного старше главной героини, но свои тринадцать я помню ясно. Очень знакомы ситуации из фильма, до боли знаком внутренний мир героини. Самое мерзкое, что входе просмотра фильма в каждом фрагменте узнавала себя. Сейчас, глядя назад понимаю, что во многом была не права. Просто сложно пережить тот возраст, когда все старое рушиться. Или его рушишь ты. Когда появляются новые люди, новые возможности. Просто новое не всегда хорошее, или так сказать лучше. Новое - это новое. Очень знакомо это отречение от старого, судорожные попытки вырвать из себя прожитые годы, стать ' Взрослее' или казаться таковым. Не сразу осознаешь, что иногда все заходит далеко. Очень далеко и весь твой прошлый мир рушиться к чертям. Самое мерзкое, что делаешь это ты. Когда смотрела фильм, старалась закрыть глаза на минусы. Да, снято непрофессионально, без спецэффектов и приукрашиваний. Так даже лучше, ведь правда она почти всегда грязна. Да, девушки не выглядят на возраст, который был запланирован создателями. Но поверьте, это точно показывает что возраст - это не показатель внешности или ума. Читая рецензии, заметила что многие говорят ' Такого не бывает в таком юном возрасте! Наигранно!'. Поверьте мне, если с вами такого не было - значит вы счастливчик и вашим родителям и близким сильно повезло. Но это не значит, что подобного нет и быть не может. Просто вам не показали в свое время мир соблазнов, или же он вас не привлек.
Посмотрела по рекомендации Кинопоиска после 'Все умрут, а я останусь'.
Да, сюжет в чём-то похож. Однако здесь как-то иначе показано разрушение мира тринадцатилетней совсем ещё девчонки. Это, можно сказать, элитарное падение в бездну всех 'сладостей жизни', которые так страстно стремятся познать многие подростки в свои тринадцать (или не обязательно в тринадцать).
Первое 'украсть', первое 'поцеловать', первые 'пробы пера' на поприще новой жизни. Переходный момент, когда всё вокруг трещит пополам, рушится, - а кажется, что наоборот, приходит новое. Новое - не всегда лучшее.
Согласна, не интересно жить 'по правилам' (если таковые есть вообще) и каждый день видеть, жить и чувствовать одинаково. Но, повторюсь, новое - не всегда лучшее, и свобода действий может действовать порой как глубокий разрушающий фактор, приводящий к почти необратимым последствиям.
Заслуга Ивэн Рэйчел Вуд: она жила своей игрой. Игрой в капризного, злого от своей неуёмной взбалмошности ребёнка, именно - совсем ещё ребёнка, которому легко поддаться, сделать глупость, грубо говоря, 'впасть во все тяжкие' - но сложно переоценить себя и вернуться на прежние круги. так ли они плохи, в конце концов?
Была любовь к матери; было понимание. Всё осталось не то чтобы в прошлом, но за кадром и определённо на втором плане после мутной взбалмошной жизни, от которой так трудно отказаться.
Неплохо справилась с ролью 'плохой девочки' Никки Рид. Не то чтобы сложно это сыграть...но невольно тянешься за её свободой и безрассудностью в действиях. Веришь ей, когда она плачет, видишь фальшь, лживость, - но веришь...
И конечно, родители. Родители. О том, велика ли их вина в падении в бездну нового их ребёнка - говорить не приходится. Идеальную ли, нежную любящую дочь растит Мелани? Трэйси бессознательно тянется к плохому, иному, - как угодно, но только ли это вина красотки Эви Заморы, на которую стремятся быть похожими все школьницы и о которой мечтают все парни вокруг?
К достоинствам актёрской игры и фильма в целом можно добавить очень подходящий атмосферный саундтрек Clinic – The Equaliser.
То, что было задумано режиссёром - удалось вполне. Конец истории можно даже считать счастливым: главное вовремя очнуться и не оттолкнуть руку помощи тех, кто по-настоящему любит и волнуется за своего ребёнка. Это позднее раскаяние Мелани за себя и за Трэйси. Но лучше поздно, чем никогда.
По фильму и не сказать, что этим девочка по тринадцать лет: гулянки до полуночи, порошок, раздевание... Да не все шестнадцатилетние себя так ведут!
В начале даже было жалко Трейси, но она сама до такого докатилась! У неё была хорошая мама и брат, которые её любили; были хорошие оценки и поведение; были отличные подружки... Но ей видите ли захотелось популярности, вот и связалась с этой Эви, и значит сама виновата в том, что случилось с её жизнью!
И что же это за мать была у Трейси? Если она позволяла ей с собой так разговаривать?! И когда у Трейси нашли порошок в комнате? Мама её за это даже не наказала! А ведь ей всего тринадцать! Да и Трейси вены резала, а мама даже не пыталась с ней поговорить или что-то в этом роде, а просто заматывала ей руку...
И мам Трейси наверняка видела как меняется её ребёнок после общения с Эви, и всё равно позволяла им общаться и Эви можно сказать жила у них! Приличная мама уже давно бы выселила такую 'хорошую' соседку.
А Эви? Ну что же она за ребёнок ? Ей же никто не поверит на тринадцать... Ей спокойно пирсинг делали в салоне! Если у неё жизнь не удалась, то не надо тянуть за собой прилежную ученицу...
Фильм мне очень понравился, смотрела его давно, а сегодня решила пересмотреть, раз в третий, наверно. И снова те же ощущения... С моей знакомой в восемнадцать лет произошла та же история, что и с Трейси, причем она не исправилась. Это печально. Я не понимаю, почему люди начинают жить чужой жизнью, чужими мыслями, поступками... Героиня Ивэн Рэйчел Вуд именно такая, скромная девочка Трэйси увидела всеобщее восхищение девушкой по имени Эви и... стала восхищаться ею тоже. Только не издалека, как делали многие, она решила быть рядом с ней, такой же, как она, жить ее жизнью. Никки Рид сыграла замечательно свою героиню (Эви Замора)! Эви решила использовать Трэйси, та была безумно рада новой жизни, настолько, что стала портить отношения со всеми близкими людьми, не замечая, что новая подруга просто пользуется ею: живет в ее доме, учит ее воровать, курить травку, принимать наркотики, и т.д., делает свою копию, только вот это жизнь, подходящая Эви, а не Трэйси, которая в душе все еще ребенок.
С удивлением только сейчас обнаружила Ванессу Хадженс, которая пару раз мелькает в фильме. Мне нечего сказать про ее игру, т. к. ее героиня как-то вообще не запомнилась.
Кэтрин Хардвик все-таки хороша. Снять фильм на непроф. технику, причем такой качественный - это круто. Нравится, что планы живые и нет ощущения нереальности происходящего. После просмотра 'Сумерек' обнаружила забавные вещи: Ивэн Рейчел Вуд очень похожа на Кристен Стюарт, как и Трэйси на Бэллу (чем-то), Никки Рид перекочевала в сагу о вампирах, как и Сара Кларк (мама Бэллы), а также метод съемки и цвета похожи))
В принципе, задумка у фильма хорошая, но вот реализация...
Во-первых, в фильме уж очень много нелогичных моментов. Куда делись все подружки Иви (она же 'самая популярная девочка в школе'). Но как только появилась Трейси - всё, подруги пропали - бред. Почему мама Трейси ведёт себя так? Она вырастила одна (!) детей, и не может сказать Иви 'уходи из моего дома'?
Ну и самая главная ошибка - нужно было показать, как Трейси постепенно под влиянием Иви переходит, так сказать 'на тёмную сторону силы'. Здесь же, что мы видим - была хорошая до мозга и костей, вдруг - бац! и стала плохой. Как, почему, зачем? Никто не объясняет...
И дело тут вовсе не в том, что это малобюджетное или фестивальное кино. 'Клерки' - яркий пример грандиозного фильма, снятого на коленке, почти без бюджета. А здесь, просто не срослось. Ибо одной только задумки для фильма мало, а больше в нём ничего нет...
Итог: фильм с неплохой задумкой полностью убит реализацией. Он не то что хромает на обе ноги, у него этих ног просто нет.
Создается впечатление, что девочка-то никогда «хорошей» и не 6ыла. А если у автора 6ыла идея показать превращение милой девочки в ужасного подростка, то стоило показывать, а не только подразумевать.
Фильм должен нести какую-то идею, какой-то смысл. Что же несет это произведение кинематографа? Чем фильм заканчивается? Ничем. Впрочем, как и начинается ни с чего.
Единственно полезное, что может вынести из этого зритель, так это та мысль, что никому мы не нужны так, как родителям (мое су6ъективное мнение). Хотя и это, на мой взгляд, не являлось идеей режиссера, а получилось случайно.