Знаменитый телепроект Константина Эрнста и Леонида Парфенова сегодня смотрится с особой ностальгией, особенно на фоне чудовищной скуки и отвращения, навеваемой нынешним новогодним ТВ.
Притом, что качество снятого, говоря мягко, хромает. Откровенная лубочность картинки, местами переходящая в халтурность - декорации Мосфильма (?), видимо, расположили в районе фанерной фабрики.
Плохие (вернее, никакие) актёрские способности наших pop-звёзд как-то и обсуждать неловко. Даже сравнительно органичный Расторгуев больше похож на 'смотрящего' из 90-х, чем на председателя колхоза. Киркоров - шабашник?.. Лада Дэнс с килограммом косметики - деревенская? Волосатый дембель Пресняков?! А уж про го... рластых косарей На-На и говорить нечего.
Попытка сваять хоть какой-то сюжет просматри... Нет, не просматривается. Вроде как просто день из жизни безвестного колхоза где-то ближе к югу. Но, убейте меня, если можно найти здесь даже завязку, не говоря уже о кульминации и развязке. Аллюзии на советскую классику работали лишь частично, в каком-то псевдо-постмодернистском ключе - Кавказская пленница (зачин про необиженные колхозы), Кубанские казаки (Софочка Ротару), Калина красная (надо признать, очень колоритный Гарик Сукачёв), Утомлённые солнцем (про пяточки) и прочее...
Тем не менее, проект стал по-своему культовым. Черт те знает почему. Наверное, потому что при всей пародийной недоделанности, скорее, реабилитировал тёмное советское прошлое в соответствии с девизом Парфёнова 'без этого нас невозможно представить, ещё труднее понять'. В конце концов, большая часть тогдашней страны родилась, выросла и реализовалась в СССР. А слышать из всех утюгов, что советы - это Сталин, репрессии и ужас как-то поднадоело. Тем более что новой, постсоветской позитивной мифологии вроде и не родилось. Особенно это очевидным оказалось в семейный праздник Новый год. Попытка 'оседлать' старое Рождество успеха не принесла, а новое как-то и не выдумалось. Думается, что создатели очень точно попали в это настроение. И даже картонные 'старые песни' оказались очень душевными. Не больше и не меньше. И претензии по качеству не существенны - от 12 до 1 часу ночи народ как-то не очень хорошо соображает и не эстетствует. А настроение проект создавал самое что ни на есть правильное. Тем более если воспринимать это все не как фильм, а как исключительно песни.
А уж медийный эффект и вовсе зашкаливал - мало того что вышли два продолжения, так волна советского Нового года хлестала телеканалы ещё добрых лет пять - Сирота казанская и даже рождественский Приходи на меня посмотреть стали неплохими результатами этой ностальгии. О плохих умолчим.
Наконец, греет в песнях о главном их 'спецпроектность' - телевидение 90-х действительно было креативным. Нынешнее творить явно устало.