От одной крови произвел он весь род человеческий...
Ценность этого фильма в почти документальной правдивости, с которой рассказывается эта тяжелая история. Филлип Нойс снимал не профессиональных актеров, а самых настоящих коренных жителей Австралии, что делает фильм таким достоверным.
Очень потрясла эта позорная страница истории, связанная с расовой дискриминацией. Оказывается не только Гитлер практиковал теорию 'Высшей расы' - вплоть до 1970 годов в Австралии английские власти так унижали австралийских аборигенов, и это ужасно!
Но фильм стоит посмотреть, чтобы 'не прятать голову в песок' а научиться терпимости к представителям других вер и национальностей, чего так не достает и в нашей стране!
'Это самый длинный забор в мире. С одной стороны кролики, а с другой фермеры.'
Этот забор длиться до самого моря. Он не пускает кроликов. Он не пускает кроликов к их родителям.
Они хотели домой, но все думали что им лучше там. Они убежали - совсем ещё дети. А впереди - Австралия, безжизненные растения, тёплые пески и острые камни. Все думали что они не дойдут, все хотели их поймать. Ведь все думали что они глупее вас. Но как могут быть умными люди, считающие умными других лишь по цвету кожи.
Они шли и им ставили ловушки. Много людей гналось за этими маленькими девочками. Но это их страна, их мир и они уйдут от нас. Они никогда не сдадутся пока будут знать что им есть куда идти. На север, там дом.
Какая должна быть отвага, они шли больше чем два месяца. Через пустыню, через непроходимые пески, совсем одни и без воды. Они не боялись опасности и боли, они превозмогали себя, они были вместе и не бросали друг друга. У них была цель. Может быть не все три осознавали полностью почему они идут. Но они знали куда и зачем.
Они хотели повернуть назад, но она им не дала. Быть может она не сделала всё так, как было в её мечтах. Но она смогла преодолеть те препятствия что ставили ей чужие люди.
Те люди что забирали детей. Те люди - чужие и они думали что делают благо, а они просто не понимают того что им дают. Но разве можно назвать это благом? Те люди забирали детей, и как преступников перевозили за решёткой. Они жили в бараках, носили одинаковую одежду, делали то что им скажут, за ними всегда был неусыпный контроль. Совсем как преступники, а кому понравиться быть преступником?
И что они сделали, они просто жили. Жили не так как вы. А вы думали что это неправильно. Вы чувствовали себя боссами, чуть ли не богами, которые могут всё. Вы считали их ниже себя, вы считали что знаете что им нужно, вы считали что они глупы и годятся только на роль прислуги.
Но вы ошиблись. Они обхитрили вас. Три девочки, которые просто шли домой. А вы? Вы и после делали то что считали благом, вы долго не могли понять свои ошибки. Но они, в отличии от вас знали что делать. Они никому не мешали, они просто шли.
Им нужны были их мамы, их свобода, их пустыня и их дома. И они доказали всем что могут всего этого добиться. И они были счастливы, вдали от вас. Они вряд ли захотят приблизиться к этому забору и точно никогда не пересекут его. Они очень смелые и сильные, у них есть своя культура, которую вы хотели отобрать. Но они вышли победителями, пусть и с большими потерями. Но главное - они не потеряли в этой схватке себя.
Когда речь заходит об истории России, рано или поздно запускается рефрен необычности пути становления государства великого. Всё самое-самое. Цари один грозней другого, войны жесточайшие да кровопролитные, народ обездоленней не найти по всему свету. Не то, что в землях заморских, цивилизованных.
Вот и фильмы вроде 'Клетки для кроликов' становятся откровениями для отечественных киноманов. В далёкой, но вполне приличной Австралии, где вековой турнир Большого шлема и Костя Цзю, оказывается процветало элементарное угнетение аборигенов. Вроде и Гитлер в стране кенгуру не проживал, а деление на людей с разным цветом кожи на государственном уровне докатилось до семидесятых годов двадцатого века.
Отсюда и достаточно уважительное отношение наших киноманов к фильму как произведению искусства. Ценится многое. Начиная от беззащитных детских фигурок на фоне бескрайней пустоши, заканчивая символом ограничения свободы - сеткой-рябицей, которой якобы кролики отделялись от фермеров.
А вот в странах 'первого мира' восторгов от картины сильно не высказывали. Номинировали было на 'Золотой глобус' за саундтрек. Да решили, что 'Фрида' посильнее будет. И всё, страница перевернута.
Попробуем порассуждать. Тема фильма мне достаточна близка, так как моя мать всю жизнь проработала воспитателем в интернате. Бывало, бегали оттуда трудновоспитуемые, и ездила она за ними по всей Беларуси. Кстати, в отличие от доблестных австралийских работников, в одиночку привозила беглецов обратно. Так вот, с точки зрения правдивости, повесть Дорис Пилкингтон слабовата. Либо детей не искали, либо местность была не такая безлюдная. А, скорее всего, 3000 км по пересеченной местности вдоль плетеного забора - это преувеличение.
Режиссер Филип Нойс - мастер среднего кино. 'Щепка', 'Слепая ярость', 'Мёртвый омут' - то, что видел у него ранее, особого трепета не вызывало. Приём использования неактёров - обычное дело. Да, дети послушно выполняли команды. Стоит высоко оценить труд людей, работающих с непрофессиональными артистами. Их персонажи получились естественны. Правда, эмоциональные сцены были неказисты. Какого-нибудь Сергея Безрукова или Брэда Питта за такое уже бы закидал томатами. Здесь же, повторюсь, себя австралийцы сыграли нормально.
Когда-то журнал Total Film в своих рецензиях печатал кривую интереса к фильму в различные моменты. Мне кажется, что здесь она изредка приподнимается над серединой, но тут же возвращается на исходное место. Возможно, создатели отказались от экшн-сцен в пользу лиричного изображения. А, может, банально, бюджет не позволял развернуться.
Главный месседж картины вышел ознакомительным. Вроде 'а у аборигенов в двадцатом веке трудности были вот такие'. Хотя попытка была более глобальной. Но воссоздать ассоциативную цепочку: дети бегут домой - резервации разделены стеной от цивилизации - мир без угнетаемых не получилось.
А вот живопись и звук в картине хороши. Колоритные коренные жители, мелодичная природа придают картине экзотичный шарм. У Нойса этот фильм выделяется.