К описанию фильма »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Культовая волшебная сказка советских, и не только советских, девочек, которая со временем не утратила своего очарования.

Первая большая кинороль 20-леней Либуше Шафранковой сразу вознесла молодую актрису на вершину зрительской любви. Образ притесняемой мачехой, но не затюканной жизнью Золушки позволил Либуше быть и по-детски задорной, остроумной, мятежной и, при этом, по-женски обворожительной. Шафранковой было где развернуться. Ее героиня спасла от смерти лань, скакала на лошади, дружила с собакой, советовалась с мудрой совой, носилась по волшебному лесу и танцевала в замке. У нее были недруги – мачеха и сводная сестра, и верный помощник из народа – Винцек (Владимир Меншик). И, конечно же, принц современного образца: остроумный молодой человек, который считает себя достаточно взрослым для самостоятельности при королевском дворе.

Еще один секрет молодости фильма – красота природы. Ради этого чехословацкая киностудия «Баррандов» объединила силы с немецкой ДЕФА. Первоначально хотели снимать летом. Но немцы заявили, что в декабре и январе у них есть свободные руки. Режиссер Вацлав Ворличек обдумал это предложение, вдохновился, как говорят, картиной фламандского художника Питера Брейгеля «Охотники на снегу», и согласился переделать летние забавы в зимние. В итоге, экранизация богемской сказки, дополненная чудесной музыкой Карела Свободы, вобрала в себя дух приближающегося Рождества и стала одним из самых красивых фильмов всех времен. И время над ней не властно!

9 из 10

14 декабря 2016 | 12:45
  • тип рецензии:

Заснеженные холмистые поля, леса, каменные стены замков и всегда чистое небо - здесь живет Золушка Вацлава Ворличка. У Золушки, как и должно быть у настоящей Золушки, есть злая мачеха и глядящая своей матери в рот сводная сестра, множество работы - благодаря мачехе, и конь Юрашек - благодаря покойному отцу. Золушка любит ездить верхом и стрелять из лука и совсем не станет ждать, пока ее спасет Прекрасный Принц - скорее спасет его сама.

“Три орешка для Золушки” обманет зрителя дважды. Первый обман - это главные герои. Золушка своей задорной улыбкой, очаровательным, живым и совсем не смазливым личиком, весельем и непоседливостью покажется резвящимся эльфом. Принц, в поисках развлечений стремительно несущийся среди затихших под снегом деревьев - рыцарем, которому сначала бы дракона победить, а уж затем - принцессу полюбить. На деле оказывается, что принц делает все, лишь бы увильнуть от своих обязанностей наследника и пожить в свое удовольствие. Он груб, недалек, не знает своих желаний и потакает отцу даже не из преклонения или страха, но - лишь бы его не трогали. Кажется, что ему лет четырнадцать. Сейчас он не готов взойти на престол и любить тоже не готов.

Золушка же оказывается удивительно умной и расчетливой. Она не просто хочет, чтобы ее жизнь стала сказкой, она знает, как эта сказка должна выглядеть и как в нее попасть. То ли интуитивно, то ли рационально она выбирает единственный возможный способ привлечь внимание принца - заинтриговать его. Она играет, скрывает и провоцирует. Кажется, не окажись у нее волшебных орешков - она бы справилась со всем сама. Появляясь в финальной сцене перед принцем в свадебном платье, на белоснежном коне, заливающая грязный двор родного замка сиянием, она так и не дает принцу осознать, что она - грязная маленькая девочка-служанка. Для него это остается загадкой, костюмированной шуткой, ведь вот она - его прекрасная принцесса. Оставаясь внутри сказочного сюжета, отношения и характеры героев замечательно реалистичны.

В этом - второй обман “Трех орешков для Золушки”. Фильм-сказка оказывается пронзительно реалистичным в самых неожиданных вещах. Сказочно красивые зимние пейзажи останутся сказочно красивыми, когда оператор выключит камеру. Ледяная вода будет жечь руки стирающей в ней белье девушки, когда сцена закончится. Ослепительно яркая на белом снегу рыжая лисица будет убегать от каких-нибудь других охотников - и в следующий раз, быть может, все-таки убежит. Смелая и свободная Золушка будет все так же искать своего принца.

19 октября 2016 | 22:06
  • тип рецензии:

Вацлав Ворличек представляет зрителю «Три орешка для Золушки» 1973 года с лучшими сценами из версии Шарля перо и братьев Гримм. Отец Золушки давно умер, оставив свое имение жене и сводной сестре девушки. Мачеха заваливает падчерицу работой, лишь бы та не путалась под ногами. И когда подвернулся шанс, пытается выдать единственную родную дочку замуж за принца, который совсем не хочет выбирать себе невесту. Меж тем Золущка находит утешение лишь в общении с природой, дружбе с птицами, собачкой, котиком, ездит верхом на Юрашке и стреляет из лука, что и свело ее с принцем, который постоянно ускользает от наставника в лес поохотиться.

Золушка здесь озорная, веселая, умная и добра, самостоятельная, с чувством собственного достоинства, учит принца некоторым мудростям жизни. Принц (интересно, что в большинстве экранизаций сказки имя принца ни разу не называется) – совсем еще мальчишка. Хорош собой, он полон мальчишеского самомнения и ревности, ему чужды условные-формальные правила жизни, навязываемые родителями. Все чего он хочет это охотиться с друзьями. Король решает женить его только чтобы хоть как то научить ответственности. И стоило ему увидеть незнакомку в розовом, как он тут же: «сыграем свадьбу!», забыв спросить, пойдет ли за него девушка.

В фильме очень часто встречается символика числа три. Золушка встречается с принцем трижды. В первым раз в своей обычной одежде, затем одетая как мальчишка-охотник и, наконец, в платье цвета утренней зари. К тому же, присутствует знаковый момент братьев Гримм: «Привези мне то, что в дороге щёлкнет поносу» – просит Золушка работника имения, который ехал в город закупать ткани для мачехи и сводной сестры. А меж тем принц бегает по лесу и думает, надо бы подшутить над проезжающим человеком. Он стреляет, промахивается, и вот поносу щелкают три орешка! И из этих вот трех орешков вылазят три платья: охотничье, бальное и подвенечное. И на бал она приезжает не в карете, а верхом на коне. И бал покидает по собственному выбору, а не из-за боязни предстать в лохмотьях. И снова загадывает принцу три загадки, которые он не отгадывает. Ну и куда же без потерянной туфельки! Правда, в версии Вацлава Ворличка туфелька то розовая. В фильме нет ни одного, даже формального поцелуя, а только взгляды и улыбки, но именно благодаря им верится в то, что это и есть истинная любовь.

11 апреля 2016 | 18:59
  • тип рецензии:

Честно признаться, никогда раньше фильм этот видеть мне не доводилось, и впервые мы посмотрели его семьёй совсем недавно. Ожидали увидеть чудесную сказку о доброй и прекрасной девушке, а оказалось всё более, чем печально.

Вы помните сказку? Я имею в виду оригинал. Помните, какая там Золушка? Добрая, вежливая, вся её жизнь проникнута любовью к людям и животным. Вы можете себе представить, чтобы Золушка убила кого-нибудь? Или чтобы дерзила мачехе в ответ? Поступала откровенно не по совести? Я - нет.

А тут Золушка запросто убивает хищную птицу, грубит и т.п.

Да и принц не вызывает никаких чувств, кроме отвращения.

Очень неприятная лента, в которой ценности истинной сказки утрачены.

1 из 10

Только за серую неясыть (хотя вообще-то птиц можно гладить только тыльной стороной ладони)

14 января 2016 | 23:15
  • тип рецензии:

Всем - случайным и неслучайным, молчаливым и голосистым, воинственным и доброжелательным - в преддверии новогодних праздников посвящается…

Я сегодня смеюсь над собой.
Мне так хочется счастья и ласки,
мне так хочется глупенькой сказки,
детской сказки, наивной, смешной.
Александр Вертинский


Вот уже сорок с лишним лет скачет по заснеженному лесу, мечтательно запрокидывая голову, а затем робко-горделиво, под складками накидки с остроконечным эльфийским капюшоном, несёт красоту в массы вечно молодая Золушка Либуше Шафранкова. А в ритм с ней вдыхаем полной грудью холодный воздух напополам с терпким запахом хвои, переживаем, радуемся, очаровываемся и искренне верим в её сказку со счастливым финалом и мы, зрители…

Девочка моя, девочка, надменная ли, наивная,
белая, словно лилия, любящая тюльпаны,
словно пером очерчена – тонкой небрежной линией,
как перелётной птицею в дальние манишь страны…
(Субоши)

Юмор и теплота чешского/чехословацкого кинематографа давно стяжали ему всенародную любовь. Несколько «чёрных, белых, красных» поколений росли под песни «Принцессы с золотой звездой» и «Златовласки», заливисто смеялись над пародиями «Лимонадный Джо», «Призрак замка Моррисвилль», «Адела ещё не ужинала». Проверенные достоинства отечественных фильмов заложил в своё любимое детище и «комедийный король» киностудии «Баррандов» Вацлав Ворличек, оказавшись вдобавок эстетом с наполеоновскими планами.

Сюжет о Золушке тиражировался веками. После таких корифеев параболической науки, как Шарль Перро или братья Гримм, на этой проторённой дорожке, казалось бы, не должно было остаться ни одного неисхоженного ответвления. И всё-таки писательнице Божене Немцовой удалось его отыскать. Её «Три сестры» сохранили обязательную долю волшебства и вместе с тем приблизили выдумку к реальности. Фея была заменена дарами природы и колодезной лягушкой, королевская резиденция – костёлом, а король – князем. Ещё большим реформатором проявил себя режиссёр «Трёх орешков для Золушки». С его подачи «смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий», а точнее – фантазии немецких и чешских сказочников. По его указанию сценарист Франтишек Павличек реанимировал эффектную линию дворцового бала (правда, туда героиню доставит не тыквенная карета, а преданный конь Юрашек), ополовинил Золушкину родню и вместо непрезентабельного земноводного поместил в кадр мудрую и фотогеничную сову. (Каждой девушке по персональной фее или, на худой конец, по сове Розарке и мешку орехов!) Разборки между царственными супругами и безалаберность их «горемыки-школяра» со товарищи в кои-то веки приблизили монархов к простым смертным. Черты «девчонки с нашего двора» приобрела и Попелка (Золушка). Добрая, но боевитая, обожающая животных, но стреляющая без промаха, – подобной Золушки свет до сих пор не видывал. Перед её авантюризмом, острым язычком и эскападами пасует не только злобная родственница – сам принц!

А после, будто стая льдистых иголочек на стекле, слились в общий морозный узор множество людей и случайностей.

Подойдя к экранизации с размахом, Ворличек привлёк к участию своих коллег из ГДР. Для съёмок выбрали живописнейшие места Чехословакии и немецкий замок Морицбург. То, что кинолента получилась зимней и потрясающе нарядной, изначально не планировалось. Однако студийный график и тяга режиссёра к жанровым сценам Питера Брейгеля Старшего сделали своё дело. Предваряющие фильм титры замирают на секунду-две, потом продолжают свой бег, а мы и не подозреваем о прицельным «арт»-обстреле. Оказывается, на нас незамедлительно обрушивают прекрасное, демонстрируя под мотив из «Фауста» Гёте ожившие брейгелевские полотна. Дальше – больше.

Художник по костюмам Теодор Пиштек позже получит заслуженный «Оскар» за работу в «Амадее» Милоша Формана и сошьёт форму для гвардейцев-караульных в Пражском Граде, а пока одарит «Золушку» не менее щедро, чем фея-крёстная. Наблюдая за развитием сюжета, мы можем любоваться туалетами в стиле итальянского Возрождения. Миниатюрные мужские шапочки и объёмные женские головные уборы, усыпанные жемчугом воротники и диадемы, разноцветные панталоны, прорези на рукавах, ренессансный рисунок на ткани… конечно, неудивительно, что его творения до сих пор живы и постоянно выставляются перед публикой, приобретя статус музейных экспонатов.

Свежая миловидность кинематографического дуэта Либуше Шафранкова-Павел Травничек возвела их на пьедестал сказочных пар. В экранизации Ворличека симпатичными, а не гротескными наружно умудрились выглядеть даже мать и сестрица Золушки – что уж говорить о главной героине! Шафранкова разделит с нами дежавю, сыграв принцесс в «Русалочке» и «Третьем принце», снова услышав воркование сидящих за окном голубей в «Коле»; станет одной из самых успешных актрис на родине, но именно Золушкой будет заходить каждый сочельник в дома жителей Чехии, Германии, Норвегии и других стран Европы. 19-летней прелестнице одинаково идут и охотничий камзол, и жилет из овчины, и шитое серебром «розовое, как заря», платье со шлейфом. «Они просто не читали сказок, - подумала Гленда. - Если хочешь найти красавицу, покопайся в золе». (Терри Пратчетт) Внешность и характер «импортной» мученицы далеки от чистого, трогательного образа, созданного Яниной Жеймо, и всё-таки сумели покорить миллионы зрительских сердец.

«Скажи мне, птичка, где живёшь?
Здесь, среди зимы?
Не знаешь про обман и ложь,
так наивна ты!»

Под свирельно-колокольчиковые мелодии Карела Свободы и двухоктавный тенор «чешского соловья» Карела Готта, под уменьшительно-ласкательное журчание суффиксов в чешских фамилиях (Иржи Ружечка, Ян Либичек), а вовсе не с помощью компьютерных спецэффектов проникает в наши души новогоднее настроение, а в умы – неукоснительная сказочная мораль.

Ещё один прекрасный год,
в котором пелось и грустилось,
а то, что в нём не поместилось,
в другом году произойдёт.
В другом году, в другом саду
произрастёт такое чудо,
что и рассказывать не буду,
чтоб не испытывать судьбу.
(Юрий Михайлик)

Вы возразите: «Какие чудеса? Орешки-то израсходованы! Неужто на подходе новые?» Нет, довольно волшебных инструментов. Хотите чудес – совершайте их своими руками, пора, знаете ли. «Чудеса – это мы, и мы сами творим чудеса…»

27 декабря 2015 | 19:50
  • тип рецензии:

Не без опасений смотрел с дочерью этот старый добрый фильм, из которого помнил внешность двух центральных персонажей и финальную сцену под песенку Карла Готта.

Время оказалось очень благосклонным для этго фильма, напрочь лишенного спецэффектов. Мне в первую очередь понравился визуальный ряд: авторы ориентировались на картины зимы, рисованные известными голландцами и, избежав нарочитого цитирования (которым так увлеклись Алов и Наумов в 'Тиле'), красиво выстроили пейзажнные кадры и постарались с костюмами и цветовой их гаммой. И Шафранкова красива, а Травничек так и вовсе походит на молодого Кристиана Бейла ( понятно, что в силу возраста скореее наоборот). Принц вообще поживее Золушки: хороши его гримаски на балу, а поведение при узнаваниии дочери мачехи в луже и вовсе впечатляет.

Разумный хронометраж тех времен, когда фэнтези не должно было длиться по три часа. Две хорошие музыкальные темы и заливистые трели Карла Готта, мало чем отличающиеся от таковых же в 'Пчелке Майе'. Уместные и не чрезмерные полупикировки короля и его супруги. Все в плюс.

В кадре достаточно места занимает шут с серьезным лицом. Я все ждал, что он скажет, но так и промолчал всю картину. Удивлен.

Полагаю, одна из лучших сказок семидесятых, которая превосходит, на мой вкус, решительно любой из столь статусных фильмов нашего Роу за исключением двух-трех.

8 из 10

16 декабря 2014 | 05:55
  • тип рецензии:

Больше всего люблю именно этот фильм из всех фильмов Чехословакии того времени. Ну еще «Русалочка» очень хорошая, но «Золушка» мне понравилась больше. Такая реалистичная история. Принц — такой избалованный, но приятный. Король с Королевой тоже такие обаятельные и похожие на живых людей. А костюмы и декорации меня просто покорили! Все так красиво, как в настоящей сказке.

Наряды Золушки очень красивы, сказочны, мечта любой маленькой зрительницы.

Золушка очень любит природу, и это так мило. Особенно мне понравилась маленькая сова. Такая смешная и трогательная и все же умная.

Мачеха и ее родная Дочка так похожи между собой и так хорошо сыграли вместе, что они искренне понравились.

Второстепенные герои тоже милые: учитель и друзья Принца, старый слуга в замке Мачехи, молодой поваренок, который постоянно шутит и дурачится. Запоминаются и девушки-невесты на балу, каждая невольно запомнилась.

10 из 10

28 апреля 2014 | 18:57
  • тип рецензии:

Смотрела фильм 'Три орешка для Золушки' далеко не в детском возрасте и даже, можно сказать, по принуждению одной моей хорошей знакомой. Признаюсь честно, чехословацкие фильмы никогда не приводили меня в восторг, может они казались слишком мрачными или затянутыми, или и то и другое, но такое отношение априори существовало и долго не давало мне приступить к просмотру данной картины.

Тонкая нить, которая связывает все чехословацкие фильмы годов так 70-х, прослеживается и в этой ленте. Присущая и характерная для них музыка, манера съёмки. В общем, всё то, что делает кино отдельной страны и определённого периода формирования её кинематографа таким уникальным и исключительным.

Что касается сказки 'Три орешка для Золушки',то впечатления остались только положительные. Музыка, костюмы героев, декорации, диалоги, всё это в единстве сотворило маленькое чудо. Я думаю, что юные кинозрители, которым в детстве посчастливилось увидеть эту прелестную сказку, не смогли остаться равнодушными к этой картине. Лично у меня эта лента осталась в памяти как замечательная, добрая, чудесная история, которая не может не греть душу.

26 февраля 2014 | 19:18
  • тип рецензии:

Невозможно передать словами волшебные чувства красоты и новогоднего настроения, возникающие при просмотре замечательной сказки 'Три орешка для Золушки'. Это прекрасная история любви юноши и девушки. Совсем неважно что он принц (сын короля), а она бедная сирота - падчерица жестокой и глупой помещицы. Атмосфера, окружающая главных героев, воспринимается как враждебная и подавляющая. Мачеха откровенно издевается над Золушкой, которая находит утешение лишь в общении с природой, дружбе с птицами, собачкой и конем. Принц, однако же, находится в лучшем положении: у него есть два друга-раздолбая, с которыми он охотится в окрестных лесах. А преследования их несчастным толстым преподавателем носят характер комический и забавный. Отец-король, несмотря на видимую строгость в воспитании сына, явно находится 'под каблуком' своей жены-королевы, которая имеет добрый и ироничный нрав. В общем-то социальное положение никак не касается нежного и трепетного чувства, возникающего между принцем и Золушкой (по чешски - Пепелкой имя принца ни разу не названо, но это как бы и неважно). Звучит невероятно красивая музыка Карела Свободы, божественно поет Карел Готт: 'Где твое, птичка, гнездышко? Где ты сегодня будешь спать? Когда зима укроет землю саваном, мне и самому станет страшно! Эй, береза белая, склони свои ветви, прими птичку в свои обьятия...'. Чудо окружает главных героев, это и чудо волшебных орешков и таинственной совы - олицетворяющей высшие силы невидимого мира, управляющие судьбами людей. И главное чудо: Любовь. Они познакомились однажды в глухом лесу, затем увиделись на королевском балу, но их души и сердца давно тянулись друг к другу. И вот они встретились! '..И встретиться со вздохом на устах, на хрупких переправах и мостах, на узких перекрестках мирозданья..'. Они обнимают и целуют друг друга.

Они встретились, что бы никогда никогда больше не расставаться.

01 января 2014 | 19:18
  • тип рецензии:

Сказка, которая не надоедает, и которую ещё будут долго помнить, смотреть и возможно даже сравнивать с другими экранизациями. Либуше Шафранкова на то время была самой красивой и желанной среди мужской аудитории, а Павел Травничек был своего рода Чехословацким Томом Крузом и не удивительно, что из всех ролей, роли принцев и принцесс были самые удачные и запоминающиеся в их актёрской карьере.

В Европе сказка стала ассоциироваться с Новогодними и Рождественскими праздниками, она лишний раз напоминает о вере в чудеса и о том, что после трудностей и препятствий героев ждёт награда. Здесь они даже без помощи добрых фей могут сами добиться желаемого. И в этом им всегда помогут светлые силы или простые люди способные на благородные поступки. Когда вам грустно и одиноко пересмотрите эту замечательную сказку и у вас обязательно улучшится настроение.

Приятного просмотра!

8 из 10

22 марта 2013 | 15:05
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: