Фильм оставил самые приятные воспоминания. Было над чем задуматься и над чем посмеяться… Фильм поставлен очень симпатично, как стилизация под старый синематограф, о чем напоминают разбивка фильма на отдельные главы, рамочки и виньеточки. Все главы связаны в одну большую историю о взаимоотношениях мужчин и женщин, отцов и детей, о сексе и его влиянии на подсознательные стороны личности. Каждая глава имеет свое название (кстати, весьма остроумное), начало и финал, переходящий в начало следующей главы.
Дедушка Фрейд, я думаю, очень бы порадовался, увидев эту картину. Потому что, как мне кажется, уважаемый доктор обладал не только превосходным интеллектом и огромной фантазией, но и весьма солидным чувством юмора. Потому что, только человек, обладающий всеми этими качествами, мог открыть то, что называют психоанализом.
Юмор здесь правит всем! Юмор разный: легкий и изящный, с небольшим прибабахом и совсем шизнутый, чернушный и то, что называют «ниже пояса». Шутки на все вкусы. Но чаще все-таки шутки хорошего качества, не уходящие далеко в зону пошлости, балансирующие на грани. Мне нравятся фильмы такого плана, веселые, неглупые, ненавязчивые и приятные для глаза.
Очень симпатичны главные герои: Альма (непредсказуемая красотка в интересном положении) и ее зять Сальвадор (колоритный дяденька незабываемой внешности и с оригинальным складом характера). В своих поисках беглого мужа Альмы наши герои попадают в разные комичные ситуации: от случайного попадания на съемку порнушки до посещения секретной вечеринки трансвеститов с переодеванием… При этом не забываем, что на дворе 1913 год и мы находимся в пуританской католической Испании, где про секс не то что говорить, - думать запретно!
Актеры - великолепны! Очень приятно было открывать для себя новые лица и таланты, потому что актеры, практически все, мне до этого фильма знакомы не были.
«Убить Фрейда» - фильм, бесспорно, талантливый! Подозреваю, что он может вызывать у зрителей разные, противоположные эмоции от полного принятия до абсолютного отторжения. Я даже догадываюсь, чем именно он может вызывать такие неоднозначные оценки. Ведь фильм полон провокаций, мелких и крупных, визуальных и смысловых.
`Женщины сходят с ума внутри, а мужчины - снаружи`
Очень милый и по-настоящему оригинальный фильм, стилизованный под шедевры немого кино.
Практически неизвестные в России великолепные актеры: кудрявая красотка в интересном положении с не менее интересной походкой (Леонор Уотлинг), бедный и честный зять с совершенно очаровательными глазами (Луис Тосар), истеричная и неуверенная в себе богемная штучка, попеременно завидующая то сестре, то фаллосу мужа (Нурия Примс), алкоголичка-экономка с бурным прошлым (Мерседес Сампьетро), придурковатый гений с опухолью мозга и самолюбия (Хуанхо Пуигкорбе), несостоятельный муж и неудавшийся психиатр, пустившийся во все тяжкие (Хосе Адэлл).
Непредсказуемый сюжет, основанный на теориях Фрейда и в буквальном смысле едва не приводящий к его убийству.
Польза и вред теории Фрейда (иронический детектив на фоне эпохи модерна)
Место действия – Испания. Время: начало 20 – го века. Мир одержим идеями психиатра Зигмунда Фрейда. Не обошел стороной вирус психоанализа и героев фильма: в центре действия семья доктора Мира, оба зятя которого Леон и Сальвадор также работают в его клинике, воплощая на практике идеи знаменитого венского доктора.
Сюжет. От главной героини Альмы, находящейся на девятом месяце беременности, внезапно уходит муж Леон. Она тут же бросается к супругу сестры (Сальвадор), который по совместительству еще и друг благоверного. Растерянность, возникшая от непонимания причин поступка Леона, довольно скоро сменяется любопытством и желанием разгадать тайну.
Жанр. Происходящее на экране более всего напоминает иронический детектив: Сальвадор и Альма расследуют причины исчезновения Леона, изучая его диссертацию и опрашивая пациентов. Главная героиня, находящаяся под большим влиянием романов Конан Дойля и идей Фрейда, - таким образом, расследование её представляет собой сплав методов Шерлока Холмса и классического психоанализа.
Её поведение совершенно нелогично, её эмоции явно не соответствуют статусу покинутой в положении женщины: она романтична, она игрива, она любопытна, она бесстрашна и авантюрна вплоть до полного игнорирования инстинкта сохранения себя и плода в её чреве. Авторы явно иронизируют над героями, слишком уж увлеченными модными идеями, слепое поклонение которым доминирует над разумными действиями.
Высмеивается однобокость фрейдистских трактовок тех или иных ситуаций. Пример: «Мужчины вешаются – женщины топятся. Знаете почему? После повешения у них член стоит как каменный…»
Эпоха модерна. Блестяще воспроизведена на экране столь любимая мною эпоха модерна. Костюмы, аксессуары, мебель – все в стиле ар нуво (полные отсутствие прямых линий, сплошные завитушки и листочки). Рисунок обоев в комнате отдаленно напоминает картины Густава Климта. Фасад дома, где проживает Альма, является явно шедевром данного стиля; он вполне мог бы принадлежать архитектору Антонио Гауди, который, кстати, мельком упомянут в фильме. В конце картины со спины показан Модильяни. О, сколько людей реформаторов живописи, архитектуры, психиатрии, наконец – и все они жили в одно время! Именно этим силен данный фильм – он передает дух той поры.
Не могу по одному фильму судить об актерской игре, ибо я не слишком знаком с испанским кинематографом, но в контексте происходящего смотрелись они очень естественно. Глядя на Альму не возникает сомнений, что она подлинная жительница того временного периода. Сравнивая фото Леонор Уотлинг на «Кинопоиске» и внешность её героини в фильме, хочется похвалить гримеров и парикмахеров за проделанную работу.
Так куда же исчез Леон? Монолог Леона, перед финалом, неожиданный и поначалу заставляет задуматься над вопросом: лучше знать или не знать правду о себе ?Позже приходит понимание: а может, выясненное о себе и своих наклонностях Леоном, в процессе психоанализа, есть следствие несовершенства метода, результатом чего являются индуцированные [вызванные] им же самим личностные расстройства.
Мораль. Не нужно возводить в культ и доводить до абсурда даже самые лучшие идеи.
Рекомендую к просмотру, в первую очередь, лицам, интересующимся психотерапией и способным взглянуть на проблему с иронией, а также всем поклонникам «Прекрасной эпохи».
1913 год, научно-техническая революция, развитие капитализма. Одно из новомодных течений - учение Зигмунда Фрейда о подсознании, точнее о том, что оно скрывает. А скрывает, как оказалось, оно очень многое.
'— За несколько недель благодаря Фрейду я узнал правду: я мазохист, эксгибиционист, наркоман, извращенец, трансвестит; моя мать была шлюхой, мой тесть — мой отец, я обрюхатил собственную сестру, а величайшая любовь моей жизни — это мой старый университетский друг.'
Стоит ли заглядывать в свое подсознание? Стоит ли видеть себя такого, какой ты есть - без того покрова, который наложили на тебя нравственные нормы, законы, воспитание? А главное, способны ли мы принять то, что увидим там? Наше подсознание - как темный чулан, в котором копится все, что больше некуда сложить и про что мы совершенно забываем. Никогда не разбирали такой чулан? 'Ой, а откуда это?', 'А что это вообще такое', 'Хмм, похоже, испортилось...' А если теперь представить, что этот самый 'чулан' превосходит по размерам 'жилое помещение' раз в 5. Лично мне становится жутковато. И это при том, что вещи можно спокойно выбросить, а со своими потаенными мыслями, страхами и желаниями, вытащенными из подсознания наружу, что делать? С ними остается только жить.
Мазохист, эксгибиционист, наркоман, извращенец, трансвестит, гей. Какое общество примет такого человека? А ведь, согласно Фрейду, у каждого человека есть подобные 'ненормальности', скрытые сознанием.
На мой взгляд, этот фильм лишний раз доказывает, что и себя, и окружающих людей нужно принимать такими, какие они есть. Также как и то, что если человек себя отвергает, счастлив он не будет (показано на примере сестры главной героини - Оливии).
А может, и не так. Может, и не стоит раскапывать сокрытое. Может, для того наше сознание его и прячет, чтобы нам было комфортнее? Кто знает?...
'— В новом мире нас ждет новая жизнь.
— В чистом мире, невинном. Без кайзеров, королей...
— Без отцов, матерей, Ватикана...
— Без богатых и бедных. И самое главное – без психоанализа.'
Впрочем, я увлеклась... Психоанализ, хоть и является движущей силой всего фильма, показан довольно поверхностно. Более того, это скорее сатира на психоанализ. Фильм смешной, смотрится на одном дыхании. Шутки, несмотря на то, что большинство из них ниже пояса (ну это все-таки Фрейд!), пошлыми не являются.
Актерская игра также на высоте. По сути, ее даже не видно, что приятно порадовало. Единственный недостаток (на мой взгляд) - сцена, в которой Сальвадору воткнули ножницы в плечо. Он с этой раной (неперевязанной!) еще полфильма ходил, как ни в чем не бывало.
'О времена, о нравы!'. Здравствуй, 20-й век! Сексуальная революция началась!
Отличный и легкий фильм. Игра актеров прекрасна, персонажи дополняют друг друга, сюжет не дает расслабиться ни минуты. Стилизация под 20-е года не режет глаз, а наоборот очень даже радует.
Сценаристы учли все факты: и однополая любовь, и ханжество, и мазохизм, и, о Боже, тот самый инцест. Но благодаря тонкому юмору фильм не загружает ни капли.
Много писать не буду, а просто советую смотреть. Любители учений дядюшки Фрейда оценят по достоинству.
Легкий, эксцентричный, слегка истеричный фильм. Я получила истинное удовольствие от его просмотра. Прекрасные декорации и костюмы, симпатичные актеры, с точки зрения визуальных образов - фильм безупречен, его приятно смотреть.
Позабавил образ Альмы, хрестоматийная эмансипе своего времени. Взбалмошная, красивая, уверенная в себе, через ее образ очень точно передается психоаналитическая лихорадка, охватившая Европу в тот период, в котором разворачивается действие.
Представитель умеренных взглядов - Сальвадор, полная противоположность Альмы, наглядно демонстрирует ученого, ставшего заложником собственных взглядов и воспитания, отстающего от современных веяний науки, но сохраняющего веру в старые ценности. Неспособный мыслить шире предписанных норм, он может стать собой только под гипнозом, но это разрушает его жизнь и заставляет измениться.
Что мне больше всего импонирует в этом фильме, так это его смысловая нагрузка и чувство юмора, с которым в нем говорят о достаточно серьезных вещах.
'Что же касается секса, то о нем не говорят, но его достаточно, чтобы снять фильм'. Секса действительно много, но не постельных сцен, хотя есть и они, только сняты предельно невинно. Секс здесь представлен скорее как небольшой путеводитель по сексуальным расстройствам истерического характера, которые показаны изящно и без пошлости, с юмором, но, учитывая специфику психоанализа, за ними все же сохраняется статус определенной нормальности:
-Моя жена ходит на вечеринки для трансвеститов?! Но это же отвратительно!
-Отвратительны войны и бедность, а это - одна из граней человеческой жизни.
Также привлекает внимание то, с какой изящной аккуратностью создатели фильма обрисовали ситуацию в мировом медицинском сообществе после публикации Фрейдом своих работ. Кто-то принял его как гуру, как муж Альмы, пропавший Леон, другие же принялись проклинать его идеи. Уже с момента своего появления, подобно христианству, психоанализ разделился на ряд учений, но предугадать последствия никто не мог, и даже Леон, вокруг исчезновения которого закручен сюжет, сначала становится учеником Фрейда, но, в итоге, приходит к мысли, что учение венского психиатра разрушает человеческую жизнь, как это случилось с ним:
-Если я позволю ему продолжать, он уничтожит человечество, каким мы его знаем.
Однако, кроме самого Леона эту мысль никто не разделяет, даже сам Фрейд, когда на него направлен пистолет, видит причину совсем в другом:
-Я убью вас!
-Вы - последователь Юнга?
Может быть, в своем предположении о разрушении привычного мира посредством психоанализа Леон и прав, ведь, благодаря ему, были сняты миллионы табу с душ каждого, кто подвергся этой терапии, но это все же не стоит винить в этом Фрейда, он указал путь к внутренней свободе, а как с этим жить - личное дело каждого. И фильм стоит того, чтобы его посмотреть.
Чудеснейший фильм (знаю, повторяю чужой эпитет, но он неимоверно точен по отношению к этому кинематографическому творению). Когда картина вызывает целую палитру исключительно положительных эмоций, то детально её совершенно не хочется анализировать, просто хочется посмотреть ещё разок.
Главные герои созданы идеально. Фильм открыл для меня Леонор Уотлинг. Видела её у Альмадовара и в комедии 'Плохое настроение' - там она была необычайно мила. Теперь же она для меня характерная, многогранная актриса и интересная женщина.
Испанское кино до 2000-ых представляет собой (за вычетом нескольких имен и даже скорее нескольких фильмов) маразм с проблесками веселости или унылой поэтичности. Но, если говорить о веселости, то один жанр начал развиваться более энергично, чем прочие, еще до первого десятилетия нового века: трагикомедия с привкусом мелодрамы, весьма далекая от 'романтической комедии'. Тут, конечно, нужно упомянуть Альмодовара и Алекса де Ла Иглесиа. Их благотворное начинание было подхвачено и Хоакином Ористрелем в его памфлете на фрейдизм и на то, как фрейдовские идеи воспринимались на консервативной почве южной Европы.
То, что 'Убить Фрейда' памфлет на фрейдизм следует и из названий 'главок' этого фильма, повторяющих эволюцию мысли великого психиатра, шедшей от одних тем к другим - 'Истерия', 'Обсессивный невроз', 'Зависть к пенису', 'Тотем и табу'; и из того, что врач Леон, супруг главной героини Альмы, в своей попытке психоаналитического изучения четырех случаев 'истерии' всякий раз доводил лечение до абсурда, и из точечных реплик персонажей. Но нельзя сказать, что фильм Ористреля - антифрейдистский. Режиссер лишь оттеняет иронией свое нежелание высказаться более определенно 'по существу' и рассказывает историю супругов Леона и Альмы, словно уравновешивая 'нет' и 'да'. Если Леон принимает венское веянье по известному принципу 'Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет', то Альме 'опасный метод' доктора Фрейда помогает разобраться в запутанной истории своей семьи - своего мужа Леона, своего отца, своей сестры. Осуждение 'опасному методу' звучит из уст - 'Он уничтожит мир, каким мы его знаем!', которым зритель не склонен доверять, зато уж опасности этого метода показаны куда рельефнее чем в известном фильме Кроненберга. Но ведь и всякая научная революция приносит и новое средство выживания, и новое средство уничтожения. И да, Фрейд уничтожил мир, каким знали его в семье Альмы и особенно каким знал его простодушный мачо Сальвадор, женатый на сестре Альмы, но сама эта семья - прекрасный образец того, что мир должен был измениться, как изменяется, в конце концов, упрямый и закаленный в предрассудках Сальвадор.
Ористрель помещает фрейдизм в более широкий контекст бурного преображения культуры в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. И в самом деле, расследование 'в поисках утраченного мужа' напоминает другую инновацию конца девятнадцатого века, давшую обильные плоды в двадцатом - детективный жанр. Артур Конан Дойль был, как известно, любимым автором Фрейда, и весьма возможно, что создатель психоанализа отождествлял себя иногда с Шерлоком Холмсом, роль которого в фильме берет на себя с полным успехом Альма, вооруженная психоаналитическим методом. Но и Сальвадор, сыгранный Луисом Тосаром, несмотря на свою 'мелкобуржуазную' отсталость и отражающий язвительные замечания Альмы репликами простого здравого смысла, не совсем 'инженю', 'простак', вернее он в этом амплуа напоминает о приключениях другого испанского дуэта, Дона Кихота и Санчо, а Санчо зачастую оказывался, при всем невежестве, не только кладезем обычного крестьянского резонерства, но и слугой мудрее своего господина.
Это, пожалуй, самый достойный фильм, из тех, что мне попадались за последний месяц. А то и два! С самой первой минуты мой интерес подогревался развитием сюжета всё больше и больше... И уж, конечно, я не ожидала такой развязки. В общем, всё как я люблю: и интересно, и угадать продолжение непросто.
Главная героиня - очень забавная. Эдакая смесь 'безумного шляпника' и 'Мерилин Монро'. Вызывает исключительно положительные эмоции. Милая такая.
Советуется всем любителям хорошего кино и психологии.
- Найти ту, которая способна тебя оценить по ДОСТОИНСТВУ!
Фильм можно смело растаскивать на цитаты, коих здесь — видимо-невидимо. Он придется по нраву поклонникам эротических комедий, увлекающимся психологией, любителям неожиданных сюжетных поворотов и тем, кто просто умеет наслаждаться красивым видеорядом и красивыми женщинами, а также тем, кто состоит в фан-клубе Александра 2 Освободителя, ибо его сходство с главным героем нельзя не заметить.