Люблю испанские комедии. Есть в них что-то такое, жизненное, изначальное, вне времени и пространства. И 'Убить Фрейда' не исключение. Никто не стоит у тебя над душой и не держит паузу: «Вот сейчас, сейчас, вдохни поглубже, еще глубже. Сейчас будет тааакая ржачка, что ты умрешь.» Нет. Обычные вполне люди делают то, что на их месте делали бы мы, если бы оказались на их месте. Будь то в викторианской Англии или современной России. Только автомобили устаревших моделей и нельзя позвонить мужу на мобильный, чтобы спросить, где он. Обычная в общем жизнь, текущая своим чередом. И вдруг ты понимаешь, что происходит полный идиотизм.
Ну, то есть идиотизм с нашей точки зрения. Кто в здравом уме и твердой памяти будет требовать цитировать английскую классику для того, чтобы пройти на оргию?! А они цитируют. Слово в слово. Без интернета и Гугла или Яндекса. Они снимают черно-белое немое порно. Нет, понятно, что а чем еще заняться, когда все делают слуги, а у тебя нет телевизора, интернета и Гугла с Яндексом. С другой стороны, начинается двадцатый век. Еще никто не знает, какие интересные штуки способно придумать человечество, для самоистребления. Все пока мирно и спокойно. Лишь вдалеке шепотом булькает одинокий Титаник.
Испанское кино до 2000-ых представляет собой (за вычетом нескольких имен и даже скорее нескольких фильмов) маразм с проблесками веселости или унылой поэтичности. Но, если говорить о веселости, то один жанр начал развиваться более энергично, чем прочие, еще до первого десятилетия нового века: трагикомедия с привкусом мелодрамы, весьма далекая от 'романтической комедии'. Тут, конечно, нужно упомянуть Альмодовара и Алекса де Ла Иглесиа. Их благотворное начинание было подхвачено и Хоакином Ористрелем в его памфлете на фрейдизм и на то, как фрейдовские идеи воспринимались на консервативной почве южной Европы.
То, что 'Убить Фрейда' памфлет на фрейдизм следует и из названий 'главок' этого фильма, повторяющих эволюцию мысли великого психиатра, шедшей от одних тем к другим - 'Истерия', 'Обсессивный невроз', 'Зависть к пенису', 'Тотем и табу'; и из того, что врач Леон, супруг главной героини Альмы, в своей попытке психоаналитического изучения четырех случаев 'истерии' всякий раз доводил лечение до абсурда, и из точечных реплик персонажей. Но нельзя сказать, что фильм Ористреля - антифрейдистский. Режиссер лишь оттеняет иронией свое нежелание высказаться более определенно 'по существу' и рассказывает историю супругов Леона и Альмы, словно уравновешивая 'нет' и 'да'. Если Леон принимает венское веянье по известному принципу 'Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет', то Альме 'опасный метод' доктора Фрейда помогает разобраться в запутанной истории своей семьи - своего мужа Леона, своего отца, своей сестры. Осуждение 'опасному методу' звучит из уст - 'Он уничтожит мир, каким мы его знаем!', которым зритель не склонен доверять, зато уж опасности этого метода показаны куда рельефнее чем в известном фильме Кроненберга. Но ведь и всякая научная революция приносит и новое средство выживания, и новое средство уничтожения. И да, Фрейд уничтожил мир, каким знали его в семье Альмы и особенно каким знал его простодушный мачо Сальвадор, женатый на сестре Альмы, но сама эта семья - прекрасный образец того, что мир должен был измениться, как изменяется, в конце концов, упрямый и закаленный в предрассудках Сальвадор.
Ористрель помещает фрейдизм в более широкий контекст бурного преображения культуры в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков. И в самом деле, расследование 'в поисках утраченного мужа' напоминает другую инновацию конца девятнадцатого века, давшую обильные плоды в двадцатом - детективный жанр. Артур Конан Дойль был, как известно, любимым автором Фрейда, и весьма возможно, что создатель психоанализа отождествлял себя иногда с Шерлоком Холмсом, роль которого в фильме берет на себя с полным успехом Альма, вооруженная психоаналитическим методом. Но и Сальвадор, сыгранный Луисом Тосаром, несмотря на свою 'мелкобуржуазную' отсталость и отражающий язвительные замечания Альмы репликами простого здравого смысла, не совсем 'инженю', 'простак', вернее он в этом амплуа напоминает о приключениях другого испанского дуэта, Дона Кихота и Санчо, а Санчо зачастую оказывался, при всем невежестве, не только кладезем обычного крестьянского резонерства, но и слугой мудрее своего господина.
Что ни говорите, а в гриппозном состоянии есть своя прелесть. Наконец-то руки доходят до стопок книг и залежей фильмов. Болею, сморкаюсь, дышу ингалятором, пью таблетки, делаю клюквенный морс, валяюсь, смотрю кино. И вот еще одна банка культурных консервов распечатана. Надпись на этикетке: 'Убить Фрейда'. Испанский фильм за авторством неизвестного мне доселе режиссера Хоакина Ористреля. Смотрю по рекомендации.
Фильм оказался смешной, озорной, с перчинкой. Что-то везет мне на 'стильное' кино последнее время. Барселона самого конца XIX, 'Испано-сюизы' с позолоченными деталями, сплошное арт-нуво, салоны, элитные бордели, сигареты в мундштуках, дамы в шляпках с перьями, кавалеры в смокингах... Все это ретро упаковано в фотовиньетки и сдобрено всякими рамочками, сдвигающимися кадрами и прочими кино-фокусами, делающими фильм милым и динамичным.
И психоанализ, разумеется, вокруг которого все и крутится. Психоанализ, которому еще сто лет назад прочили чуть ли не славу новой религии оказался низвергнут до уровня пикантных анекдотов. Словно Дарья Донцова, решив развлечь своих читательниц околоителлектуальным чтивом 'про психологию', разродилась попутно еще и сценарием для фильма. А на фильм вдруг нашлись деньги и за дело взялся неплохой режиссер. Получился нескучный иронический детектив приправленный психоаналитическими терминами, совершенно не грузящими зрителя, поскольку звучит все это на фоне прелестных мордашек, попок и грудок и непрестанных разговоров о сексе. В общем-то, в фильме кроме секса мало что вразумительного происходит. Есть, конечно, некая интрига про мужа, который то ли сбежал, то ли погиб, но в фильме это только повод, чтобы героине обсудить размер пениса мужа своей сестры, намекнуть на оральный секс, как альтернативу 'традиционному', показать нам съемки первого садо-мазо порно, ввести в тайный клуб трансвеститов, и весьма остро и бескомпромиссно раскрыть тему инцеста.
Авторы фильма как бы устраивают нам своеобразную лайт-версию психоанализа 'для бедных', даже, скорее, не психоанализа, а этакого введения в человеческую сексуальность. И все это так легенько и почти без пошлости. Как-то удалось им удержаться на этой грани. Для семейного просмотра фильм может и не подойдет, но для влюбленной парочки, не чуждой экспериментов, может скрасить вечерок, послужив своеобразной прелюдией хотя бы ко все тем же разговорам 'про это'. А там, глядишь, и до дела недалеко...
Вот кусочек из ее и его финального диалога:
- Дорогой, я поняла, что половой акт не может быть мостом между двумя людьми. Разве что на мгновение...
- Мне все равно. Умри я сейчас, я был бы счастлив.
Да, и танго... Посмотрите финальное танго. Оно того стоит.
- Найти ту, которая способна тебя оценить по ДОСТОИНСТВУ!
Фильм можно смело растаскивать на цитаты, коих здесь — видимо-невидимо. Он придется по нраву поклонникам эротических комедий, увлекающимся психологией, любителям неожиданных сюжетных поворотов и тем, кто просто умеет наслаждаться красивым видеорядом и красивыми женщинами, а также тем, кто состоит в фан-клубе Александра 2 Освободителя, ибо его сходство с главным героем нельзя не заметить.
Нас в очередной раз радуют испанские мастера. Этот фильм смотришь с огромным удовольствием, невозможно оторваться. В этом фильме есть все: захватывающие и запутанные детективные истории полные тайн и загадок, любовь, безумие и все это пронизано отличными шутками.
Фильм называется 'Убить ФРЕЙДА', но сам Фрэйд, фактически, появляется только на последних минутах. Но зритель на протяжении всего фильма чувствует его присутствие - Фрейд во всем : в монологах героев, в их поступках, в ситуациях, в которые они попадают, сами персонажи. Мне кажется, именно в этом и состоит мастерство режиссера, не используя образ самого персонажа он преподносит нас его четко и ясно через множество мелочей и деталей. Очень хорошее атмосферное кино. Несмотря на то, что здесь отсутствуют шаблонно используемые биографические вставки об этой личности, которые можно восполнить посмотрев хороший фильм - 'ФРЕЙД: ТАЙНАЯ СТРАCТЬ', на мой взгляд фильм 'Убить ФРЕЙДА', предполагает некоторую осведомленность зрителя, хотя это не обязательно, так как вы получите удовольствие от этого фильма в любом случае! хорошего просмотра!
ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ РЕКОМЕНДУЮ. СМОТРИТЕ - НЕ ПОЖАЛЕЕТЕ.
Что привлекает в данном фильме большинство зрителей? Легкость, ненавязчивость, юмор. Саркастический подход создателей сделал эту картину неповторимой. Мне нравится монтаж, нравится выбор жанра (комедия с капелькой 'детективности'), нравится умиляющий актерский состав.
Те, кто знаком с работами Зигмунда Фрейда, или хотя бы слышал о них, посчитают этот фильм довольно занятным в плане воплощения теорий Фрейда в жизнь. Тем же, кто вообще не в курсе, кто это, и что он сделал, после просмотра наверняка станет безумно интересно ознакомиться с творчеством великого невролога.
Пара слов о сценарии.
Усилиями трех сценаристов был создан великолепный сюжет, непохожий ни на одно произведение как литературы, так и кинематографа. С первых минут просмотра становится понятно - это интересно. Привнесение романтичности в картину делает ее еще более привлекательной. Два героя, забавные по сути (она -беременна, он - усатый некрасивый дядя) на фоне всеобщего сумасшествия выглядят очень мило и органично.
Словосочетание 'всеобщее сумашествие' было использовано мною не просто так, поскольку то, что мы видим на экране, по-другому назвать нельзя: люди той эпохи (конец 19-начало 20вв.) просто помешаны на фрейдизме и творят невероятные вещи.
Единственный минус фильма: сумбурность развязки, основной причиной которой было появление неадекватного человека, помешанного идеей убийства Фрейда. Вот это было, на мой взгляд, не совсем к месту. И перевод оригинального названия не отражает основной сути картины.
'О времена, о нравы!'. Здравствуй, 20-й век! Сексуальная революция началась!
Отличный и легкий фильм. Игра актеров прекрасна, персонажи дополняют друг друга, сюжет не дает расслабиться ни минуты. Стилизация под 20-е года не режет глаз, а наоборот очень даже радует.
Сценаристы учли все факты: и однополая любовь, и ханжество, и мазохизм, и, о Боже, тот самый инцест. Но благодаря тонкому юмору фильм не загружает ни капли.
Много писать не буду, а просто советую смотреть. Любители учений дядюшки Фрейда оценят по достоинству.
Легкий, эксцентричный, слегка истеричный фильм. Я получила истинное удовольствие от его просмотра. Прекрасные декорации и костюмы, симпатичные актеры, с точки зрения визуальных образов - фильм безупречен, его приятно смотреть.
Позабавил образ Альмы, хрестоматийная эмансипе своего времени. Взбалмошная, красивая, уверенная в себе, через ее образ очень точно передается психоаналитическая лихорадка, охватившая Европу в тот период, в котором разворачивается действие.
Представитель умеренных взглядов - Сальвадор, полная противоположность Альмы, наглядно демонстрирует ученого, ставшего заложником собственных взглядов и воспитания, отстающего от современных веяний науки, но сохраняющего веру в старые ценности. Неспособный мыслить шире предписанных норм, он может стать собой только под гипнозом, но это разрушает его жизнь и заставляет измениться.
Что мне больше всего импонирует в этом фильме, так это его смысловая нагрузка и чувство юмора, с которым в нем говорят о достаточно серьезных вещах.
'Что же касается секса, то о нем не говорят, но его достаточно, чтобы снять фильм'. Секса действительно много, но не постельных сцен, хотя есть и они, только сняты предельно невинно. Секс здесь представлен скорее как небольшой путеводитель по сексуальным расстройствам истерического характера, которые показаны изящно и без пошлости, с юмором, но, учитывая специфику психоанализа, за ними все же сохраняется статус определенной нормальности:
-Моя жена ходит на вечеринки для трансвеститов?! Но это же отвратительно!
-Отвратительны войны и бедность, а это - одна из граней человеческой жизни.
Также привлекает внимание то, с какой изящной аккуратностью создатели фильма обрисовали ситуацию в мировом медицинском сообществе после публикации Фрейдом своих работ. Кто-то принял его как гуру, как муж Альмы, пропавший Леон, другие же принялись проклинать его идеи. Уже с момента своего появления, подобно христианству, психоанализ разделился на ряд учений, но предугадать последствия никто не мог, и даже Леон, вокруг исчезновения которого закручен сюжет, сначала становится учеником Фрейда, но, в итоге, приходит к мысли, что учение венского психиатра разрушает человеческую жизнь, как это случилось с ним:
-Если я позволю ему продолжать, он уничтожит человечество, каким мы его знаем.
Однако, кроме самого Леона эту мысль никто не разделяет, даже сам Фрейд, когда на него направлен пистолет, видит причину совсем в другом:
-Я убью вас!
-Вы - последователь Юнга?
Может быть, в своем предположении о разрушении привычного мира посредством психоанализа Леон и прав, ведь, благодаря ему, были сняты миллионы табу с душ каждого, кто подвергся этой терапии, но это все же не стоит винить в этом Фрейда, он указал путь к внутренней свободе, а как с этим жить - личное дело каждого. И фильм стоит того, чтобы его посмотреть.
Это, пожалуй, самый достойный фильм, из тех, что мне попадались за последний месяц. А то и два! С самой первой минуты мой интерес подогревался развитием сюжета всё больше и больше... И уж, конечно, я не ожидала такой развязки. В общем, всё как я люблю: и интересно, и угадать продолжение непросто.
Главная героиня - очень забавная. Эдакая смесь 'безумного шляпника' и 'Мерилин Монро'. Вызывает исключительно положительные эмоции. Милая такая.
Советуется всем любителям хорошего кино и психологии.
1913 год, научно-техническая революция, развитие капитализма. Одно из новомодных течений - учение Зигмунда Фрейда о подсознании, точнее о том, что оно скрывает. А скрывает, как оказалось, оно очень многое.
'— За несколько недель благодаря Фрейду я узнал правду: я мазохист, эксгибиционист, наркоман, извращенец, трансвестит; моя мать была шлюхой, мой тесть — мой отец, я обрюхатил собственную сестру, а величайшая любовь моей жизни — это мой старый университетский друг.'
Стоит ли заглядывать в свое подсознание? Стоит ли видеть себя такого, какой ты есть - без того покрова, который наложили на тебя нравственные нормы, законы, воспитание? А главное, способны ли мы принять то, что увидим там? Наше подсознание - как темный чулан, в котором копится все, что больше некуда сложить и про что мы совершенно забываем. Никогда не разбирали такой чулан? 'Ой, а откуда это?', 'А что это вообще такое', 'Хмм, похоже, испортилось...' А если теперь представить, что этот самый 'чулан' превосходит по размерам 'жилое помещение' раз в 5. Лично мне становится жутковато. И это при том, что вещи можно спокойно выбросить, а со своими потаенными мыслями, страхами и желаниями, вытащенными из подсознания наружу, что делать? С ними остается только жить.
Мазохист, эксгибиционист, наркоман, извращенец, трансвестит, гей. Какое общество примет такого человека? А ведь, согласно Фрейду, у каждого человека есть подобные 'ненормальности', скрытые сознанием.
На мой взгляд, этот фильм лишний раз доказывает, что и себя, и окружающих людей нужно принимать такими, какие они есть. Также как и то, что если человек себя отвергает, счастлив он не будет (показано на примере сестры главной героини - Оливии).
А может, и не так. Может, и не стоит раскапывать сокрытое. Может, для того наше сознание его и прячет, чтобы нам было комфортнее? Кто знает?...
'— В новом мире нас ждет новая жизнь.
— В чистом мире, невинном. Без кайзеров, королей...
— Без отцов, матерей, Ватикана...
— Без богатых и бедных. И самое главное – без психоанализа.'
Впрочем, я увлеклась... Психоанализ, хоть и является движущей силой всего фильма, показан довольно поверхностно. Более того, это скорее сатира на психоанализ. Фильм смешной, смотрится на одном дыхании. Шутки, несмотря на то, что большинство из них ниже пояса (ну это все-таки Фрейд!), пошлыми не являются.
Актерская игра также на высоте. По сути, ее даже не видно, что приятно порадовало. Единственный недостаток (на мой взгляд) - сцена, в которой Сальвадору воткнули ножницы в плечо. Он с этой раной (неперевязанной!) еще полфильма ходил, как ни в чем не бывало.