Россия и США. Столкновение наций. Непонимание обычаев и культуры. Все это показывается в фильме 'И все осветилось'
Сюжет повествует нам о молодом человеке из еврейской семьи, который приехал на Родину своего деда, то бишь Украину, чтобы побольше узнать о его судьбе. В этом ему помогают переводчик Алекс, который фанатеет от американской культуры и его дедушка, который после смерти своей жены почему-то вдруг решил что он слепой, хоть он и отлично водит машину, ну и собака, которая дополняет весь этот багаж.
Отдельное спасибо создателям фильма за саундтрек в исполнении группы Ленинград, что дополняет атмосферу.
Необычна так же постановка фильма. Например разделение фильма на несколько глав, в которой происходит своя законченная история. Фильм разноплановый, поэтому его можно смело делить на две части - комедия и драма. В первой - я не переставал смеяться над оригинальными шутками, присущим русскому народу, ну а во второй я несколько взгрустнул, поскольку в финале все осветилось.
Лично у меня фильм оставил двоякое впечатление, но исходя из всего выше перечисленного мной советую картину к ознакомлению.
Я думала, наибольшей проблемой этого фильма будет достоверность. Ну, как всегда, когда Голливуд снимает фильм не о себе. А тут, в принципе, всё было довольно неплохо, особенно для режиссёрского дебюта голливудского актёра. От правды иногда было смешно, иногда грустно, а иногда они её всё же коверкали. Ну, да, в кино обычно любят показывать всё немного искаженно, фактурней и карикатурней. Для контраста, что ли?
Прикольно было на столе видеть водку 'Старий друже'. А причём там музыка 'Ленинграда', я так и не поняла. Лучше бы ВВ - куда более к месту и качественнее...
Очень странный фильм. В каком-то смысле даже нелепый, как и Элайджа Вуд, в неизменном черном фраке и огромных очках;делающих его и без того большие голубые глазищи окончательно несуразными и беззащитными; путешествующий по живописной Украине в компании харизматичного персонажа - Алекса и его ворчливого дедушки, питающего ненависть к евреям, к коим принадлежит главный герой, тезка Джонатана Сафрана Фоера, по книге которого и была снята картина.
Первая половина фильма смотрится легко, весело, забавно. Над барьерами, разделяющими культуры и народы можно и грустить, и смеяться одновременно. Шутки, в силу менталитета, понятные больше нам, чем заокеанским зрителям создают интересный контраст с зашоренностью и закрытостью американского гостя, не понимающим как реагировать на поведение Алекса и Дедушки, а эпизод с реакцией последних на вегетерианство Сафрана забавен и очень показателен: как часто американцы слепо следуют моде на здоровый образ жизни и прочее, прочее, сулящее исключительную правильность - нам, русским/украинцам не понять.
Вторая половина картины сводит на нет очарование начала. Драма, неожиданно вторгшаяся в пространство самобытного сюра, выглядит неубедительно, как бы я ни пыталась проникнуться ей, прочувствовать весь драматизм ситуации. А ведь вроде есть над чем погрустить: трогательная встреча с бабушкой, так или иначе, оставившей свой след в жизни каждого героя, ее воспоминания о событиях ужасной ночи, постигших некий Трочинброд, неожиданное прозрение Дедушки, трагическая участь, постигшая его после... А вот поди ж ты, не тронуло!
Однако, бескрайнее подсолнуховое поле, ужасающий, но такой 'наш' акцент Алекса, тем не менее не препятствующий общению с американским гостем, страсть Сафрана к коллекционированию ('А вдруг я забуду?') и самобытность первой половины картины кое-как вытягивают 'Свет вокруг' на средний, смотрибельный уровень. А кого-то может и зацепит, да не отпустит, да сниться будет. Тут как карта ляжет.
Прочла множество рецензий - почти все они оказались положительными или же нейтральными, но склоняющимися всё же к похвале. Решила посмотреть. Теперь вот по просмотре не могу сделать определённого вывода кроме того, что фильм кажется мне невыразительным в силу нескольких причин.
Первое - игра Элайджи Вуда. Один только 'Властелин Колец' убеждает в том, что он может сыграть ярко. А этого в фильме нет, только испуганный какой-то и размытый взгляд да одно и то же выражение лица - я от него начала уставать где-то к середине повествования. Может быть, конечно, ему по роли пришлось изображать столь рыбообразного героя - тогда умолкаю, опечалившись. Словом, вопросов больше, чем ответов, а это не всегда хорошо.
Второе - сюжет. Я всё ждала, когда же будет действие. Я люблю фильмы жанра роад-муви - эти мелькающие полосы дорог, магазины и заправки, дома и люди, мимо которых проезжают герои, не могут не привлечь созерцательного взгляда. Но что-то, как мне кажется, с этим фильмом не так. Вроде и встречи на дороге, и смешные моменты - такого всегда полным-полно в памяти у путешественников по не знакомым странам. Но к концу фильма они, все эти забавные и печальные перипетии, не складываются в определённую, законченную и гармоничную картину. Казалось бы, и дедок славный (на нём - львиная доля отличного, смачного юмора), и поля-красоты (про подсолнуховое поле тут уже 100 раз говорено) бесподобны, и Украина вроде бы показана без присущего американцам злорадства, а просто 'как есть', но... Эти по отдельности хорошие, славные, запоминающиеся картинки из-за отсутствия общего логического итога так и остаются разрозненными листками старого дневника... Может быть, в том и замысел - настоящие путешествия не должны заканчиваться, и конец одного пути - это только начало другого? Но ведь конца-то внятного я в фильме не увидела - верней, он был, но одно дело - конец фильма (просто взять да поставить титры, не завершив логично истории, не удовлетворив желания зрителя, не ответив на его вопросы), и совсем другое - конец истории. Его нет, увы. И зачем Джонатан нашёл место гибели своих пращуров, тоже не сильно понятно. Как-то не обрисовалось у меня это всё в голове. Идея, что нельзя жить, не узнав своих корней, не почувствовав их, верна и в самом деле заслуживает внимания, но хотя о ней, по сути, весь фильм, она всё же не вдохновляет - такое ощущение, что герой просто побывал на месте давнишних событий, но не пропустил их через сердце, на него не снизошло вдохновение, не переменилось ничего в душе. Может быть, конечно, и переменилось, и снизошло, но на лице Джонатана это никак не отразилось. А жаль. Зритель бы обрадовался.
В целом фильм оставляет впечатление незавершённости, но снят он славно, взгляд отдыхает на кадре, смотреть приятно. Рада за тех, кому нравится, кого эта история затронула.
Джонатан Фоер (Элайджа Вуд) - американец еврейского происхождения и коллекционер, собирающий разные вещи, которые помогают ему не забыть об определенных событиях в своей жизни. Совсем недавно умер его дедушка Сафран, о котором он почти ничего не знал, но посетив свою престарелую бабулю, в его распоряжение попадает фотография деда в молодости. На снимке дед Джонатана стоит с незнакомой девушкой, которую его бабка зовёт Августиной. Выясняется, что Сафран был родом с Украины, и эта женщина каким-то образом спасла его от нацистов. Желая узнать, как именно это случилось, Фоер отправляется на Украину, предварительно связавшись со странной организацией под названием 'Туры наследия', которая состоит из американизированного по самую маковку парня Саши 'Алекса' Перчева (Евгений Гудзь), его умалишенного деда (Борис Лёскин) и их слегка бешеной дворняжки Сэмми Дэвис младшей-младшей.
Неплохая в целом, но дисбалансированная по факту трагикомедия о длинной поездке в прошлое, основанная на одноимённой книге Джонатана Сафрана Фоера. С самого начала просмотра меня не покидало ощущение того, что режиссёр сделал неверный акцент в настроении, когда переводил его из первоисточника на большой экран. Что я под этим понимаю? Слишком много контр-культурного юмора. Кино с первой минуты преподносит себя как злоключения американского еврея в украинской глубинке, что никак не вяжется с тем, во что превращается фильм примерно к середине сеанса. Да, шутки о вегетарианцах-дегенератах, которые заказывают в столовой картошку без ничего, это смешно. Да, одержимый американским стилем жизни Алекс и его 'my english is not so premium', это забавно, но! Переход от всего этого балагана, к комментариям об уничтожении евреев на Украине, оказался чрезвычайно грубым. Вас натурально выпихивают за дверь комедии в невероятно тяжёлую тему о массовых расстрелах гражданских и о том, как некоторые на это смотрели, но ничего не сделали. В одну секунду вы смеётесь над тем, как Джонатан даёт пожилому украинцу пачку сигарет Мальборо, мотивируя это тем, что в Америке принято давать чаевые за помощь, а в следующую вам показывают гору засыпанных хлоркой трупов. В результате этих спонтанных скачков оценить своё отношение к посланию фильма не представляется возможным. Книгу, по которой всё снято, я, увы, не читал (очень хочется это исправить, кстати, явно стоящая), и между тем мне всё равно кажется, что картина должна была выйти полноценной драмой, с одной-двумя культурными хохмами, не более. Снега в огонь так же подкидывает несколько чудной саундтрек, состоящий напополам из хорового пения, которое хорошо помогает настроению некоторых сцен (в частности той, где Алекс идёт к одинокому дому по полю с подсолнухами) и, внезапно, панк-рока Сергея Шнурова.
'Что, всё так плохо?' уже представляю себе такой вопрос и сразу же отвечаю - нет. Проблески, что называется, гениальности видны. Например, операторская работа. Съёмка местами выходила удивительно живая и манящая. Тройка героев (и буйная, классно натренированная собака) едет на светло-голубом тарантасе, который наверняка помнит Брежнева, через огромные, зелёные луга, им в глаза светит яркое, тёплое солнце, по небу в этот момент плывут невообразимо белые облака. Каждый раз, когда они останавливаются, у них за спиной будет теплейший пейзаж, в котором обязательно будут березки или уже упомянутые подсолнухи. Красота, короче говоря, что не кадр, то прямой кандидат на открытку. Актёрский состав так же далеко не самый ужасный. Элайджа Вуд сыграл робкого Джонатана довольно умело, хоть его и без проблем затеняет собой шикарный дуэт Гудзя, в роли адекватного гопника Саши и Лёскина, сыгравшего дедушку с секретом, для которого сумасшествие лишь предлог для скрытности. Перепалки этих двоих точно заставят вас улыбнуться не раз и не два... что, к сожалению, неосознанно порой вредит всему остальному сценарию.
'Свет вокруг' - яркий пример того, как любопытнейший материал попал не в те руки. Работа стала режиссёрским дебютом для актёра Лива Шрайбера, и ему не хватило опыта, чтобы не поделить историю на две разные части, с гигантской пропастью между ними. И всё же, несмотря на это, в данном кино что-то есть. Рекомендую тем, кто жаждет чего-то уникального, потому что второго такого творения нет. Пусть даже это и комплимент только наполовину.
Фильм очень своеобразный. К тому же стоит отметить очень натуралистичное представление зрителю современной Украины. Как водится за границей, особенно в США достаточно не типичное и мало относящееся к правде представление о странах Восточной Европы.
Рассказ о том, как еврейский юноша ищет родину своего деда оказался для меня сюрпризом, так как попросту я не ожидал увидеть подобный фильм в копилке Элайджи Вуда или Лива Шрайбера. Но так или иначе фильм появился.
Главные герои заслуживают особого внимания - мальчик-еврей в исполнении Вуда, и одессит в исполнении Юджина Хатца, очень напоминающего смесь Сереги и солиста группы Кровосток - в общем достаточно колоритная парочка.
Фильм с одной стороны хороший, но с другой я не могу найти слов, что бы выразить все то, что он у меня вызвал. Потому как он затрагивает достаточно непростые темы.
Интересный фильм! И очень поэтический. Только Украина там совершенно никак не показана. Разве что, как Казахстан у Бората. Где вы найдете в полях Украины такие дороги? Тщательнее надо быть в деталях. Это кино совсем о другом: жизнь любого человека освещена (и освящена) светом прошлого. Вот, парень этот прикольный. Почему он так упорно спрашивается всю дорогу: 'А что, действительно был антисемитизм у нас?'. Поэтому, в целом, как режисер порадовал Лив Шрайбер. А что касается игры актеров, конечно, молодцы. Но собака превзошла всех.
Фильм очень понравился. Символический и эстетский. Хотя, взгляд на Украину оставляет желать лучшего. Ни одного украинца, жаль, я там не увидела. Все - эммигранты, говорящие на слегка забытом русском.
Музыка - даже там, где она должна звучать как украинская народная, вдруг превращается в какой-то гибрид Бреговича и мусульманской молитвы.
Оценила игру солиста группы Gogol Bordello - Юджина Хатца, хотя, как и в фильме о Gogol Bordello он играл почти самого себя. Интересное совпадение имен: Джонатан Сафран Фоер - имя главного героя и, одновременно, сценариста этого фильма. Хотелось бы узнать, почему?
Начало фильма классное! Очень смешное представление украинской жизни в глазах американца. Но также есть смешные сравнения 'глупой' жизни американца :) Под конец фильм превращается в драму.
Действие фильма разворичавается в Украине. Я сам из Украины и меня просто возмутило то КАК там показана Украина. Украинцы на Западе это 'бандеровцы' и готовы убить кого угодно кто говорит не по-украински, а еще они только то и делают что пьют водку и вообще здесь все так ужасно, что дальше некуда.
Лив Шрайбер как актер очень слабый, ну а режиссер из него вообще никакой. Елайджа Вуд вообще не играет - как 'одел' в начале фильма одно выражение лица, так с ним и проходил. В фильме куча ляпов. Чего стоит только вывеска 'Львів' на вокзале Одессы. В общем ужасно. Поставил фильму 4 из 10 и спрашиваю себя за что? Наверное за саундтрек 'Ленинграда'.