Неторопливая красивая история, не столько завязанная на интриге, сколько акцентированная на необычайно интересную и самодостаточную народность - туарегов. Кастеллари, любящий снимать малобюджетные картины выдает едва ли не собственное осмысление 'Лоуренса Аравийского'. А что? Гордый туарег берет в руки оружие, когда понимает, что двух его гостей бессовестно убили. Ему не так важно, что двигало убийцами. Важно нейтрализовать нанесенное ему оскорбление. Так что, перед нами во всей красе воинственный и мудрый Туарег. Дитя берберской культуры, так сложно понимаемый своими европейскими современниками.
Не в мести тут все дело. Кастеллари посвящает картину Туарегу. Не фильм, а портрет. Мало слов, только визуальные образы - сила, достоинство, принципы. Таким героя изобразил Марк Хармон, и сделал это превосходно. Как на мой вкус, так литературный первоисточник Альберто Васкеса-Фигероа в сравнении с фильмом Кастеллари получился очень бледным. Кастеллари же просто показал миру Хармона в образе Гаселя. и этого оказалось вполне достаточно для добротной картины. Вглядитесь в его гордый взгляд, что он несет в себе? В этом и ключ фильма. Просто и сложно.
На первый взгляд, «Воин пустынь», снятый по роману известного испанского писателя Альберто Васкес-Фигероа - простая приключенческая история, на подобии американских вестернов. Однако задумка у создателя гораздо шире. Это история целого народа, его обычаев, жизненных ценностей и устоев. Впрочем, подобная идея хорошо прослеживается в самой книге, тогда как в экранизации несколько иначе. Здесь всё гораздо проще, лежит на поверхности, а значительные идеи вроде борьбы за выживание и героический дух и стойкость таурегов скрыты простым противостоянием Гаселя военной хунты. Туареги предстают перед нами носителями истинных ценностей, накопленных веками, что вступают в борьбу с европейскими благами, воспитывающими лишь гедонизм и потребительские наслаждения.
Картина повествует об одном из самых удивительных народов – туарегах. Они одиноко обитают в бескрайних песках Сахары, вынужденные полагаться лишь на самих себя и свято чтя тысячелетние обычаи. Здесь царят ад солнца и жары, пекло, где впору впасть в отчаяние и сойти с ума. Ни один человек или животное, что рисковало пересечь Пустыню – никогда не возвращались обратно. А для туарегов – она была родным домом.
Гасель Сайях, пожалуй, один из последних истинных турегов, по-прежнему живёт в пустыне и свято чтит заветы своих предков, в то время как заманчивый зов цивилизации и лёгкой жизни поманил за собой многих из его сородичей. И вот однажды двое усталых и измученных путника попросили Гаселя об убежище. В тот же день, подоспевшие военные застрелили одного из них, а другого – силой увезли в неизвестном направлении, нанеся тем самым туарегу грубое оскорбление. Но кто были эти путники, и что заставило неизвестных в форме нарушить правила гостеприимства Народа Покрывала, которые намного старше самого Корана? Гаселю Сайяху ничего не остаётся, как запрячь своего верблюда, и отправиться через пустыню, дабы отомстить своим обидчикам…
Поразила концовка фильма. Кстати, в книге она ещё более жестокая. «Воин пустынь» - скорее развлекательная приключенческая кинолента, каковых в те годы в европейском и тем более в американском кинематографе выходил превеликое множество. Видимо поэтому фильм, в отличие от романа – более примитивен. Он смотрится легко и также быстро забывается.