Создатели сериала мудро поступили, что сразу оповестили зрителя о том, что они не собираются придерживаться историчности. В принципе, обрывистость и относительная скудость сведений так и так позволяет разгуляться фантазии, но да ладно уж.
Но стоил ли отказ того?
К сожалению, нет.
Ибо этот сериал - типичнейшая мыльная опера о любви, об отношениях, и местный 'исторический' фон так и остаётся декорацией. Хоть меняй век XIII на век XXI или там IV - получите примерно то же 'мыло'.
И на этом можно было бы успокоиться, выкинуть поделку из головы и жить дальше... Но лично мне стало даже как-то обидно, ибо были в сериале неожиданно весомые плюсы.
Во-первых, костюмы. С ними реально заморочились, выставив на обозрение кучу нарядов, как на подбор цветастых, интересных, взору приятных. Это касается и доспехов в том числе.
Во-вторых, антураж. Если быть точнее, то убранство, предметы быта, которые оживляли кадр.
В-третьих, декорации. С оговорками, конечно. Видно, что выстроили несколько деревянных домов, кучу юрт понаставили - для российского сериала уже немало. К сожалению, общих планов практически не завезли, а жаль, спасло бы отчасти положение.
Словом, декораторы, костюмеры, художники действительно постарались, выжав все соки из скромного бюджета, да так, что сериал умудряется выглядеть дороже 'Викинга' и 'Легенды о Коловрате'. Понятное дело, что видна экономия, но, повторюсь, для сериала сойдёт.
К сожалению, история, разворачивающаяся в этих декорациях, не соответствует их уровню.
Слишком большая продолжительность сериала пагубно сказывается на тех же декорациях. Уже отмечаешь, что Новгород представлен буквально двумя внутренними локациями. Владимир ещё туда-сюда, хотя и непонятно, куда Золотые Ворота делись, да соборы каменные, да и очень много снимали едва ли не с одной точки. Сарай-Берке - куча юрт вокруг мечети.
Жертвой бюджета стала и масштабность. Про декорации уже сказал. Массовки было достаточно для мирной жизни, но когда протекал бой, в глаза сразу бросалось малое количество участников. Ситуацию усугубляла и постановка, превратившая обоз великой армии в одну телегу с лошадьми, а военные походы - в жалкое подобие похода за пивом и хлебом в магазин.
Но центральная проблема сериала - люди...
Даже хорошие актёры (Устюгов, Пускепалис, Сабитов) больше вытягивают харизмой, при этом довольно монотонно проговаривая реплики и изредка давая волю чувствам. Создаваемые образы бодро рушатся в следующей сцене, и в результате не возникает ощущения целостности. Великий хан Золотой Орды будет уныло докапываться до своего гарема и наследников, откровенно забив на государственные дела. Ярослав Ярославович будет в одиночку бегать по лесу за своей узкоглазой Джульеттой. И, разумеется, все всё обсуждают со своими вторыми половинками, советуясь исключительно с ними и вываливая все планы как на духу. На хрена вообще нужны советники там всякие - большой вопрос.
И тут-то и возникает самая главная проблема - взаимоотношения. Раз любовь правит миром, то персонажи просто обречены: будут втюриваться друг в друга раз и навсегда, ныть и переживать, припоминать обиды в любые моменты. Хотя, чего им там остаётся делать-то, раз проблема с урожайностью решена вечным августом, отменой времён года вообще. Вот и остаётся несчастным выяснять, кто чего куда и зачем, и когда, наконец, можно будет свалить из сериала, получив причитающееся. Последняя серия просто восхитила в этом плане: персонажи бодро и с песней окочуриваются и нестройными рядами вылетают вон с марафонской скоростью.
Поведение персонажей же отдаёт современностью. Это касается даже не столько стилистики речей, сколь тем, как они держат себя и общаются с равными и неравными. Знать запросто может вести себя робко и нерешительно и даже заискивающе перед наглой и развязной чернью, прям как интеллигенты, попавшие в колхоз и пытающиеся чем-то там поруководить. Ну, а отдельные персонажи прямо-таки неистово желают убиться, и у зрителя сначала возникает желание прибить их, ибо ну нельзя же быть такими дебилами... а потом это же самое желание возникает, потому, что нельзя быть такими везучими дебилами, которым всё в итоге сходит с рук.
В итоге вышла типичная 'мылодрама' с неожиданно хорошим визуалом и крайне типичным ленивым сценарием. Интересный антураж с деревянными болванчиками на переднем фоне. И пускай авторы отреклись от историчности - но что-то взамен они предложить просто не смогли.
Сериал позиционирует себя как красивая сказка. На данный момент просмотрено 6 серий, но дальше смотреть желания всё меньше и меньше. Снято добротно, красочно, что места, что виды, декорации, костюмы - они радуют. Другое дело, что костюмы, декорации, внешность актёров - не соответствуют своему времени, речевые обороты изобилуют характерным для 21 века сленгом, но кого это волнует, ведь в самом начале сериала было написано, что он исторически недостоверен. Предупредили, чего уж...
Теперь мы, по задумке авторов, не обратим внимания на вялого князя, который во времена междоусобиц на Руси и огромной внешней угрозы в виде кочевников - завоевателей, уделяет больше времени дворовым делам, девкам - чернавкам и всячески наматывает сопли на локоть.
Девка - чернавка, рабыня, подаренная монголами русскому князю, являющаяся собственностью, дешевле почти любой вещи, имеет в сериале право голоса, право выбора, капризничает и играет в любовь, играет при том плохонько. В это время нас переносят в Орду, в которой русская баба, переодевшись кметом(воином), прячется средь монгол и татарвы, разыскивая там своего полонённого мужа. Скрывается она там недели, если не месяцы. Ну прям Мулан, а заместо дракончика - туповатый, но преданный слуга.
Нам не покажут Ярославское княжение во Владимире, Новгороде, Киеве, его усобицу с братьями, войну с литовцами, не покажут войну с татаро - монголами, жестокие и кровопролитные битвы и бедствия, быт 13 века. И ладно с историческим несоответствием, заявлено, что это мелодрама. И ладно бы с частично невнятным сюжетом, который мыльной пьесе был бы простителен, не будь весь сериал неудавшейся пародией на Великолепный Век и Мулан, средь ханских шатров, да русских палат, с актёрами, которые не хотят отыгрывать свои роли. Взялись делать нормально, а сделали как всегда.
Длинный подол и покрытая голова - удел всех женщин.
Сериал у Первого получился ну очень странным. С одной стороны не пожалели денег на костюм и антураж, с другой - все бабы поголовно бегают в одних исподних рубахах, простоволосыми, а все замужние с одной косой. Хотя каждому школьнику известно, что непокрытой голова могла быть разве что в спальне, наедине с женской прислугой или мужем, и косы у замужней женщины две, а все девки даже самые бедные поверх рубах надевали сарафан.
С историей тоже дурная карусель. Да, объявили, что это фэнтези на тему. Но, если фэнтези, то почему нет магии и магических персонажей? Почему Орда вполне себе исторична вплоть до имен жен хана, а что за русские князья изображены даже догадаться нельзя. Вроде бы времена Невского и кое-что из истории совпадает, вплоть до предполагаемого отравления, но с другой все же князь Ярослав, а не Александр...
В итоге получилась вообще мелодрама на историческом фоне, причем с феминистским уклоном, что, видимо, объясняется полом автора сценария. Мужчины в сериале все сплошь слабоватые и придурковатые, зато все бабы-огонь и вертят мужьями и сыновьями как хотят. Наверное, была попытка сделать наш Великолепный век, но провалилась. Провалилась из-за отсутствия гаремного контекста (гарем хана так и не вывели, а впихнуть гарем православному князю и вовсе не удалось) и из-за явного пренебрежения реальной историей, освещением проблематики государственного устройства.
Начал смотреть «Золотую орду» - новый сериал 1 канала. Авторы предупреждают, что это не исторический фильм, а фэнтазийная, приключенческая мелодрама, типа «Игры престолов». Герои все вымышленные. Авторы предупреждают, что, не было во Владимире великого князя Ярослава в XIII веке, не было его брата Бориса, воеводы Ермолая и даже золотоордынского хана Берке не было. Мол, все эти образы собирательные, типические для того времени. Однако государство в фильме называется Русь. Пусть, в данном случае, Владимиро-Суздальское княжество, но Русь то не фэнтазийная страна и города там упоминаются русские: Новгород, Суздаль, Тверь, Переславль. Правда, герои называют его здесь на украинский манер - Переяславль. Киев, кстати, политкорректно не упоминается. И правильно, что не упоминается, ибо «мати руских городов» в прошлом столетии, завоевал, раззорил и унизил владимирский же князь Андрей Боголюбский.
Однако стольный град Владимир на экране выглядит совсем непрезентабельно. Несколько бревенчатых сооружений: княжеский терем, кухня, церквушка и баня. Ворота острога и частокол тына. Все это в болотистой низине среди густого леса на берегу озера. Несолидно как-то. Конец XIII века – это значит тысяча двухсотые годы, когда собственно на древней Руси и началась татаро-монгольское иго. А почему это в городе Владимире не видно огромных белокаменных храмов XII века, построенных западноевропейскими зодчими. Храмов еще домонгольской эпохи – Успенского и Дмитриевского соборов? Не видно и Золотых ворот, которые составляли часть земляной оборонительной стены древнего Владимира. Художников сериала, видимо, Первый канал не посылал в командировку во Владимир и не поднимались они, задыхаясь от восторга, на крутые холмы над Клязьмой. Экономили продюсеры на всем и потому декорации приблизительны и убоги.
Да, бюджет видно ограничивал возможности продюсеров, хотя, как на грех, с первых же эпизодов фильма из уст персонажей так и сыплются числительные – мол, из Владимира в ордынское войско должны угнать 40 000 ратников. Ну не 40 тысяч, а всего-то 10 тысяч, да и те выглядят жалким ручейком, растянувшись по диагонали экрана в нитку. Сбор всех жителей города, когда перед ними выступает великий князь выглядит жалко – максимум полсотни человек.
На лицах фактурных и мужественных актеров: Александра Устюгова (князь Ярослав) и Сергея Пускепалиса (воевода Еремей) постоянно какое-то виноватое выражение. Они явно ощущают неловкость от того, что влипли в историю. Одного, женатого, домогается кухонная девка, татарской национальности. Второго, вдового, на этой же девице надобно срочно женить, да князь Ярослав к ней тоже неравнодушен. Брат Ярослава Борис (Артур Иванов), суздальский князь, не просыхая пьет горькую – у него в Орду увели жену (Юлия Пересильд), которая приглянулась ханскому послу Менге Темиру (Санжар Мади). Богатыри – не вы! Одна только нашлась отважная русская женщина (Карина Андоленко), одела доспехи ратника, срезала русую косу и сама отправилась в Орду… Короче, не тонкий ли намёк на нынешнюю ситуацию?
Итак, сериал поначалу явно не духоподъемный, не патриотический. Покорно подчиняются русские люди всем прихотям, нехристей татаро-монголов, впрочем, уже не язычников, а мусульман. Мол, раз получил князь ярлык в Орде, то будь верен великому хану. Поначалу так… однако, признаюсь, посмотрел я всего три с половиной серии, дальше смотреть это фэнтези не тянет.
По началу сериал внушал надежды, но оказался низкопробной мыльнодрамой для домохозяек
Увидев сериал, я удивился, сколь красивая картинка для российского сериала - качество действительно хорошее, к тому же красивые костюмы.
Увидев качество и костюмы я стал смотреть сериал с надеждой на лучшее, хоть и с заниженными требованиями, понимая, что сериал российский. Три серии во мне теплилась надежда.
На как оказалось зря, на этом положительные стороны сериала закончились.
Дальше пошла бросающаяся в глаза малобюджетность сериала, да и просто отсутствие создателей заморачиваться. При желании даже с маленьким бюджетом можно было сделать все более аккуратно, чтоб сериал не выглядел как тусовка 20 человек в двух локациях. Город Владимир в сериале выглядит как маленькая турбаза с деревянными домиками, а Сарай-Берке занимает места меньше, чем музыкальный фестиваль уровня 'Рок над Волгой'. Можно было сделать так, что-б малобюджетность в некоторых местах скрыть, а в некоторых за малые деньги создать видимость масштабности. Но создатели похоже делали весь сериал по принципу 'и тааак сойдет!'.
Большинство актеров 'деревянные', их игра паршивая, эмоции наигранные. Благодаря этому у них не получается даже на мгновение создать атмосферу того времени - поведение и речь персонажей все время стремятся напомнить, что все исторические декорации и тот малый сюжет что есть, существуют в качестве оболочки, основа же сериала отношения, причем глупые и раздражающие.
В середине сериала пришло понимание, что и не было задачи хотя бы подобие историчности создать - задача притянуть к экранам ТВ домохозяек 'силой любви', бессмысленной и беспощадной. Персонажи действуют глупо, неправдоподобно, наигранно, раздражающе нагло и все для того, чтоб продемонстрировать 'силу любви'.
Во второй половине сериала я покрывался фейспалмом и мечтал, чтоб убили рыжего художника, монгольскую любовницу князя и шлюху хана. Казалось бы это персонажи, на сопереживании к которым пытались сыграть авторы сериала, поставив их отношения во главе сериала. Но нет, их тупость, наглость, действия разрушающие княжество и ханство, уничтожающие репутацию правителей, делающие из них дураков раздражали весь сериал.
Если бы так вели себя в реальной жизни люди, то большинство персонажей из сериала давно бы умерли
Кажется я пропала. Я подсела на сериал 'Золотая Орда'. Я люблю исторические фильмы (правда этот сериал заявлен как ФЭНТЕЗИ), а вот современный русский кинематограф не очень. Поэтому даже не думала, что он меня зацепит. Просто случайно рекламу по телику увидела и решила глянуть одним глазком. И этот сериал меня приятно удивил. Он чем-то мне напомнил сериал 'Великолепный век' (наверное его взяли как основу для подражания), но с уклоном на Древнюю Русь и Орду.
Как и сериал 'Великолепный век' этот сериал больше ориентирован на женскую аудиторию. Огромную роль в сериале отводят чувствам и отношениям. Много 'чисто женских штучек' - хитрости, интриги, склоки и пр. и всё это приправлено романтикой и красивыми поступками сильных мужчин во имя любви и женской красоты (не для мужиков короче, им не понять). Восстановлены исторические интерьеры и использованы красивые костюмы. В сериале также затрагивают политику тех времён со всякими заседаниями совета и сложными решениями. Кровавых сцен не много.
Первая серия была не очень. Актеры говорили как-то сухо, будто из под палки. Или зазубрено. Но мне понравился персонаж Мингу-Темир и интересна была его сюжетная линия. Интересно было, что там у них с княгиней будет дальше? Поэтому продолжила смотреть. И уже к концу второй серии актеры начали раскрываться. Исчезло напряжение в их игре и смотреть стало ещё интересней.
В отзывах к сериалу на всех платформах подтянулись историяФилы и начали вопить о несоответствии с историей Руси. По-моему лучше к этому сериалу относиться как к событиям происходящим в альтернативной реальности. Тогда и смотреть сразу интересней становится.
Смотря этот сериал я стараюсь рассмотреть всё со стороны художника. Стараюсь разглядеть каждую мелочь. Представляю сколько сил ушло на создание украшений для Княгинь или жён хана. Представляю сколько человек трудились над их созданием. Смотрю на резьбу по дереву на стенах и колоннах в тереме Князя. Смотрю на одежду людей, кольчугу, щиты, мечи и прочие детали, которые играют роль фона. Но на деле добавляют жизни этому сериалу.
Интересно также было смотреть, как художники этого сериала сделали акцент, на разницу между процветающей на тот момент Ордой и находящейся в сложном положении Руси. Это видно по их костюмам (яркие у ордынцев и 'застиранные' у русичей) и небольшим моментам в сценарии (например про апельсины). С нетерпением жду следующие серии.
Рекомендуется смотреть всем поклонницам 'Великолепного века'. Любителям фильмов созданным по историческим фактам, лучше пройти мимо.
Вообще-то в русском историческом кино я давно разочаровалась. Для меня историческими фильмами с большой буквы так и остались 'Русь изначальная', 'Фараон', 'Андрей Рублев', 'Александр Невский'.
Все, что было после, начиная от завоевавших популярность 'Гардемаринов' и нашумевшей в свое время 'Орды' - не историческое кино. Это либо развлекательные франшизы, либо политические сценарии по заказу. Ни то, ни другое на достоверность не претендует.
Нынешняя 'Золотая орда' - историческая мелодрама в чистом виде. Причем, честная мелодрама - сразу предупредили, прямых аналогий с историческими реалиями нет. И это большой плюс. Потому что нет у нас пока сценаристов, способных написать мелодраму, идеально вписанную в реальный исторический сюжет. По этой причине я уже несколько лет смотрю восточные исторические дорамы: корейцы и китайцы весьма осторожно и уважительно относятся к своей истории и за пару десятков лет научились снимать кино в этом жанре. Поэтому там вполне реально найти сериал по мотивам 'Трех мушкетеров', аккуратно вписанный в реальный исторический период - и не плеваться.
В российском кинематографе, видимо, еще время не пришло. И пока для меня лично лучшим сериалом в этом жанре остается фентезийная 'Дружина'.
'Золотая орда' с позиции дорамы тоже неплоха: больше эмоций, меньше реальной политики. Правда, 'Бориска' резанул слух - события девяностых прошлого века еще свежи в памяти. Но я понимаю, что это совпадение на самом деле случайно, моя личная ассоциация.
Подбор актеров хорош, особенно татаро-монгольский состав. Правда, хан Берке (Рамиль Сабитов) ну совсем не чингизид. И немного задело, что Берке сделали этаким деспотом-садистом, сидящим в гареме и мечтающим только о наследнике и великой любви в стиле БДСМ. Да не сидел он в гареме, и умер в походе. Но вспоминаем - это дорама, где должен быть совершенно отрицательный герой.
Зато Менгу-Тимур и Ногай - настоящие потомки великого Темучина. И пусть исторической достоверности в сериале нет, но их образы вполне соответствуют: лояльность Менгу русским (исторически православной церкви, для которой он отменил дань, основываясь на религиозной терпимости своего великого предка), независимость Ногая, к которому в реальности прислушивались оба великих хана. Кстати, Ногай не был сыном конюха, он седьмой сын Джучи, что не давало ему права наследования трона, но делало не последней фигурой в Орде.
Положение мусульман в Орде тоже изображено вполне достоверно: вроде бы ислам великим ханом принят, но тенгеризм еще долгое время имел больше влияния на умы монголов. Отсюда и почти рабское положение главного архитектора мечети, и не самое значительное влияние муллы на Берке.
Другими словами, с изображением Орды того времени сценаристы справились относительно неплохо. Хуже дело обстоит с Русью.
Скажем так, все князья и княгини на самом деле выдуманные. Ярослав во время правления Берке существовал, но это не тот Ярослав, которого показали нам. Устюгов с бородой княжеской хорош. Но увы, его главной ролью пока остается мент. Так и ждала, что князь в доспехах вдруг скажет 'Шилов моя фамилия' и отправится на встречу с ханом-Джексоном-Ивановым, который пошлет всех ворогов в Катманду... простите, это субъективно, но такие мысли были.
Легкий намек на конфликтность новгородского княжества с монголами благополучно похоронили под образом невменяемого и амбициозного князя Владимира, которого можно было бы сравнить с Василием, сыном Александра Невского, но увы - в сериале ну совсем подросток с комплексами.
Бориска и великая княгиня - на мой взгляд, лучшие исторические персонажи, у которых отлично раскрыт психологический портрет. Мотивация предательства княжеского брата просто впечатляет своей правдоподобностью: трусость на грани храбрости. Княгиня - тоже двойственная личность, простая женщина со своими тараканами (ревностью, слепой материнской любовью и стремлением в простому женскому счастью) и почти профессиональный руководитель, способный мыслить стратегически и без эмоций.
Второстепенные персонажи - просто идеальны для дорамы. Слабенькие, но вполне конкретные исторические маячки есть на протяжении всего сюжета: еще не искорененное язычество, формирование православного фанатизма на грани 'охоты на ведьм', начало разделения монашества и светской церкви, средневековые социально-родственные отношения, классовое разделение - все это, несмотря на осторожное предупреждение в начале фильма, показано достаточно верно, хоть и с перекосом в сторону мелодраматических отношений героев.
И на мой взгляд, самый главный минус - боевые сцены. Да, я избалована отличной физической подготовкой китайских и корейских актеров, и восточный бой на мечах более зрелищный, чем русский. Однако, я и русского боя на мечах не увидела, исторические реконструкторы на своих выступлениях делают это куда более профессионально. Здесь же просто пара красивых поз с выниманием меча, который в бою превращается в обычную палку. Даже знаменитая боевая оплеуха, которую нанес противнику Ярослав-Шилов, вызвала у меня ехидный смех. К слову, ордынцы в сериале тоже этим грешат.
Но в целом, как историческая мелодрама, 'Золотая Орда' себя вполне оправдала. Потому рецензия положительная, хоть и не с самой высокой оценкой.
Вот почему, когда к какому либо правителю прибегает гонец, он должен сидеть на троне или на подушках, если он из Орды. Что у него там на дворце часы приема? Ага с двух до пяти сижу на троне, вдруг гонец прибежит. А гонец торопится, считает часы, а то ведь князь не примет, а это пипец какой удар по клише.
Да и вообще сериал забит клише, перешедших с других мыльных опер, должны быть сцены обеда за столом, нате вам, должны быть сцены с тупыми диалогами, получите и распишитесь - сцена где русская девушка объясняет монгольским наложницам как они должны вести себя в стане князя, это шедевр для 'Камеди Батл'. А еще и у князя и у хана должны быть обязательно завистники и предатели, и желательно из родных, так драматичней.
Смесь 'Игры престолов' и 'Великолепного века' явно не получилось, зато получилась очередная мыльная опера, только о Древней Руси. Замени тут Орду, на какую-нибудь дагестанскую группировку, а князя на руководителя крупного предприятия у которого связи с этой группировкой и готов новый сериал. Так что я даже не досмотрел сезон до конца.
Сериал чисто женский, что бы заполнить домохозяйкам досуг при ожидании детей со школы, а мужа с работы. Мужа к просмотру сериала привлекать не стоит, он вам испортит впечатление от просмотра и породит скандал в семье.
Но, к плюсу сериала, тут довольно таки добротные декорации и костюмы отвечают требованиям Средневековья. Постройки мне напомнили место в Сергиевом-Посаде, которое называется Гремячий Ключ, там водопад Сергея Радонежского и вокруг деревянные домики, церкви, трапезные. А костюмы достойны участия в фестивале 'Времена и Эпохи' в Коломенском парке.
Актеров тут тоже подобрали хороших, это и Юлия Персильд и Сергей Пускепалец. Много актеров из Казахстана, Киргизии и т.д. Что в принципе тоже плюс сериалу. Но вот основное действие, конечно не удалось, это вам не Джордж Мартин.
Сериал совместного производства казахских и российских кинематографистов. При просмотре явно заметны реверансы в сторону турецкого колосса 'Великолепный век', возможно многие зрители рассчитывали на более жесткий сюжет с баталиями и набегами половцев, однако создатели дают больший крен в сторону мелодрамы, что в принципе не напрягает, да и в целом оставляет вполне не плохие впечатления.
Сюжет охватывает две локации - город Владимир, столицу Руси в то время с его великим князем Ярославом и сарай хана Берке в Золотой Орде. Посольство хана приезжает во Владимир с целью пополнить ряды русских рабов, Ярослав ослабленный врагами и междоусобицей соседей вынужден подчиняться, однако кроме рабов посол Менгу Тимир выбирает красавицу Устинью, своевольную жену брата Ярослава. Став заложницей монголов Устинья отбывает в Орду лелея честолюбивые планы и интригуя. Так же с войском Тимира в поисках угнанного мужа отправляется крестьянская девушка Настя, выдавая себя за мужчину.
Ярославу же взамен ущерба хан дарит несколько татарских рабынь, одна из которых, Наргиз выводит того из равновесия, ну а вместе с ним и весь его двор.
В Орде же правит жестокий хан Берке, злобный и подозрительный, избивающий своих жен и наложниц, и не имеющий наследника, что дает надежду окружающим его военачальникам Менгу Тимиру и Нагаю на скорый переход власти. Берке болен и вскоре умрет, надежду на наследника ему дает новая молодая жена Айжан, ненавидящая своего деспота мужа и влюбившаяся в раба.
Главными интриганами становятся чета Устинья и ее супруг Борис, он интригует в ставке князя с целью захвата власти, она соблазняя и подчиняя своей воле Менгу Тимира в Орде.
В сериале достаточно сюжетных линий, здесь и запретная любовь князя к молодой татарке, и переодетая мужчиной Настя ставшая лучшим легионером благородного Нагая, и любовь под страхом смерти Айжан и художника... Сериал смотрится легко и довольно захватывающе, не знаю как насчет второго сезона, в конце вроде бы все линии сюжета расплелись и логически завершились, но он вполне возможен.
Меня всегда забавляли кинокартины, созданные по принципу «мы-тут-сняли-историческое-кино-но-в-нём-половина-неправда». Новый сериал «Золотая Орда», который закончили показывать на Первом канале, - как раз из таких. Это масштабное псевдоисторическое полотно об интригах русской и ордынской верхушек во времена монголо-татарского ига.
Впрочем, «времена» здесь – понятие не просто растяжимое, оно фактически условное. Нет, я не собираюсь критиковать ленту за недостоверность. То, что в кремлёвских патриотических выхлопах нет смысла искать историю, стало понятно ещё лет 10 назад («Александр. Невская битва», 2008). Со временем дела в плане историчности лучше не становились («Ярослав. Тысячу лет назад», «Викинг», «Легенда о Коловрате»), хотя, казалось бы, должен был сыграть роль принцип эволюционности – режиссёры и сценаристы набирались опыта и могли бы уже начать снимать достоверное и при этом интересное кино. Но видимо, не судьба. И вот теперь после всех этих викингов и коловратов мы пришли к «Золотой Орде» - сериалу, каждый эпизод которого предваряется заставкой: мол фильм не историчный, все совпадения случайны...
Люди, которым не чужда история, увидят в ленте знакомые имена – ханы Берке, Хулагу, Менгу-Тимур, князья Ярослав, Борис... Но на этом все совпадения и заканчиваются, о чём нас честно предупредили. Сергей Пускепалис (воевода Еремей) в «Вечернем Урганте» сказал: по одним только костюмам временной разброс в сериале составляет около 150 лет. Но в таком случае возникает закономерный вопрос - зачем в де-факто фэнтезийном сериале использовать вполне реальные имена князей, названия городов и обрывки исторических событий? Уж создали бы тогда полностью вымышленный мир (как в той же «Игре престолов») вместо того, чтобы в очередной раз сеять страх и ненависть среди историков.
Зато интересна другая закономерность. Насмотревшись последних «исторических» фильмов о Руси, многие предчувствовали, что это будет очередной геройский экшн, где русичи пачками раскидывают монголов, но всё равно проигрывают. Стоит ли говорить, что такой подход вызывал неоднозначную реакцию монголоидных народов России. Чтобы не раскачивать эту лодку, «Золотая Орда» по-новому подходит к национальному вопросу. На этот раз перед нами - прямо-таки гимн политкорректности и межэтническому согласию. Здесь князья и ханы при встрече чуть ли не лобызают друг друга, челядь с равным усердием поёт дифирамбы и своим, и чужим хозяевам, а те, кто судят людей по цвету кожи и разрезу глаз, выставлены неучами и дикарями. Тут есть даже негры! Да-да, негры в средневековой Руси. Ну и наконец, сентиментальная линия сериала закручена вокруг нескольких межнациональных межсословных любовных треугольников, некоторые из которых вызывают добрую такую усмешку.
Помимо исторического тут много и других неправдоподобий. Ну не верится в картинку, когда крестьяне работают в чистой новенькой одежде, а воины возвращаются из тяжёлого боя в начищенных, чуть ли не сверкающих доспехах. Декорации явно «переигрывают»: всё слишком пластиково, ярко-кричаще, фальшиво. Хотя и красиво - видно, что художники и декораторы старались. Не хватает масштабности: во второй половине сериала по примелькавшимся конструкциям становится понятно, что для съёмок Владимира и Новгорода построили всего пару теремов и несколько примитивных заборов уровня «Астерикса и Обеликса». Никаких вам белокаменных храмов и мощных детинцев. Великому городу Сарай-Бату повезло ещё меньше: он состоит из одних только юрт и недостроенной мечети (правда, в кадре есть каменные покои хана, но снаружи нам их не показывают). Операторы всеми силами пытались скрыть это с помощью разных ракурсов, но получилось слабо. Так же, как и с массовкой: на общегородском выступлении князя Ярослава народу меньше, чем на принудительных митингах «Единой России». А штурмовать Владимир приезжают едва ли 50 всадников. Или возьмите жалкое подобие битв – такое подходит для любительских роликов, снимаемых клубами исторических реконструкций, но никак не для сериала на федеральном канале. Неужто не смогли найти несколько лишних тысяч рублей на приличную массовку?
Игра актёров (кстати, очень неплохих) поначалу соответствует всему остальному духу сериала – невнятно, неправдоподобно, неинтересно. Речи героев настолько не вызывают доверия, что часто хочется смеяться, хотя на экране не комедия. Такое ощущение, что персонажи сами не понимают, куда и зачем они попали. Но справедливости ради: начиная с середины, актёры втянулись в игру, и «Золотая Орда» стала смотрибельнее. Смутил лишь трюк с девушкой, переодевшейся в воина. Эта гиперболическая попытка сценаристов разнообразить сюжет так и осталась для меня непонятым и бессмысленным актом сочинительства.
Ну и кстати, о сюжете. Злобный критик во мне готов простить картине почти всё в обмен на достойный сценарий. Рецензии, появившиеся после первых серий, часто сводились к вердикту «досматривать не буду». И это были справедливые отзывы. Почти всю первую половину мы видим на экране мелкую мышиную возню, недостойную кинокартины со столь громким названием. Но всё же вторая половина сериала сгладила негатив. По крайней мере, появилась какая-никакая интрига, герои стали вести себя вольнее, некоторые даже проявили характер. Единственное, чего не хватило – масштабной батальной сцены в финале. Извините, но это мастхэв для подобного сериала. В «Золотой Орде» нам остаётся довольствоваться несколькими мелкими стычками. Разумеется, так получилось, не потому что авторы выступают за мир и против войны – Восточная Европа XIII века изобилует битвами, которые можно было бы инсценировать. Сериалу попросту не хватило бюджета. Чтобы впечатлить современного зрителя, действительно нужно много денег (одна серия «Игры престолов» «стoит», как хорошая полнометражка). Или нереально талантливые люди в съёмочной группе.
Но будем справедливы: есть и откровенно положительные моменты. В сериале великолепная музыка, шикарные пейзажи, колоритные воины и, в конце концов, красивые женщины. Хорошо поданный операторами степной антураж – практически визуальный наркотик, можно смотреть и смотреть. Как и на красавиц самых разных национальностей. А послушайте русскую народную песню «Былинка» – это же просто шедевр! С некоторой точки зрения, сериал есть за что посмотреть. Если бы не замутнённое начало, шаткая идеологическая основа и прочие вышеназванные промахи, работа вошла бы в пантеон славы российского кинематографа.
В итоге из неплохой идеи при неплохой работе получилось …что-то среднее. Как в художественном, так и в идейном плане. Настолько среднее, что сформировать чёткое мнение о сериале не получается, как ни крути. Поэтому оценка «чуть выше среднего» близка к истине. Вроде и хочется где-то покритиковать, но тут же понимаешь, что люди всё-таки старались. Почему вышло то, что вышло? Думаю, не потому что кто-то в съёмочной группе халтурщик. Или у нас нет талантов. Или авторы пропили бoльшую часть бюджета на корпоративе. Нет. Мы просто ещё не научились. Наш полнометражный кинолокомотив яростно пробивается на международную арену, но вот вагон с сериалами пока где-то отстаёт. Но верю, что мы на правильном пути. И на нём будут свои игры престолов.