К описанию сериала »
сортировать:
по рейтингу
по дате
по имени пользователя

Вообще-то в русском историческом кино я давно разочаровалась. Для меня историческими фильмами с большой буквы так и остались 'Русь изначальная', 'Фараон', 'Андрей Рублев', 'Александр Невский'.

Все, что было после, начиная от завоевавших популярность 'Гардемаринов' и нашумевшей в свое время 'Орды' - не историческое кино. Это либо развлекательные франшизы, либо политические сценарии по заказу. Ни то, ни другое на достоверность не претендует.

Нынешняя 'Золотая орда' - историческая мелодрама в чистом виде. Причем, честная мелодрама - сразу предупредили, прямых аналогий с историческими реалиями нет. И это большой плюс. Потому что нет у нас пока сценаристов, способных написать мелодраму, идеально вписанную в реальный исторический сюжет. По этой причине я уже несколько лет смотрю восточные исторические дорамы: корейцы и китайцы весьма осторожно и уважительно относятся к своей истории и за пару десятков лет научились снимать кино в этом жанре. Поэтому там вполне реально найти сериал по мотивам 'Трех мушкетеров', аккуратно вписанный в реальный исторический период - и не плеваться.

В российском кинематографе, видимо, еще время не пришло. И пока для меня лично лучшим сериалом в этом жанре остается фентезийная 'Дружина'.

'Золотая орда' с позиции дорамы тоже неплоха: больше эмоций, меньше реальной политики. Правда, 'Бориска' резанул слух - события девяностых прошлого века еще свежи в памяти. Но я понимаю, что это совпадение на самом деле случайно, моя личная ассоциация.

Подбор актеров хорош, особенно татаро-монгольский состав. Правда, хан Берке (Рамиль Сабитов) ну совсем не чингизид. И немного задело, что Берке сделали этаким деспотом-садистом, сидящим в гареме и мечтающим только о наследнике и великой любви в стиле БДСМ. Да не сидел он в гареме, и умер в походе. Но вспоминаем - это дорама, где должен быть совершенно отрицательный герой.

Зато Менгу-Тимур и Ногай - настоящие потомки великого Темучина. И пусть исторической достоверности в сериале нет, но их образы вполне соответствуют: лояльность Менгу русским (исторически православной церкви, для которой он отменил дань, основываясь на религиозной терпимости своего великого предка), независимость Ногая, к которому в реальности прислушивались оба великих хана. Кстати, Ногай не был сыном конюха, он седьмой сын Джучи, что не давало ему права наследования трона, но делало не последней фигурой в Орде.

Положение мусульман в Орде тоже изображено вполне достоверно: вроде бы ислам великим ханом принят, но тенгеризм еще долгое время имел больше влияния на умы монголов. Отсюда и почти рабское положение главного архитектора мечети, и не самое значительное влияние муллы на Берке.

Другими словами, с изображением Орды того времени сценаристы справились относительно неплохо. Хуже дело обстоит с Русью.

Скажем так, все князья и княгини на самом деле выдуманные. Ярослав во время правления Берке существовал, но это не тот Ярослав, которого показали нам. Устюгов с бородой княжеской хорош. Но увы, его главной ролью пока остается мент. Так и ждала, что князь в доспехах вдруг скажет 'Шилов моя фамилия' и отправится на встречу с ханом-Джексоном-Ивановым, который пошлет всех ворогов в Катманду... простите, это субъективно, но такие мысли были.

Легкий намек на конфликтность новгородского княжества с монголами благополучно похоронили под образом невменяемого и амбициозного князя Владимира, которого можно было бы сравнить с Василием, сыном Александра Невского, но увы - в сериале ну совсем подросток с комплексами.

Бориска и великая княгиня - на мой взгляд, лучшие исторические персонажи, у которых отлично раскрыт психологический портрет. Мотивация предательства княжеского брата просто впечатляет своей правдоподобностью: трусость на грани храбрости. Княгиня - тоже двойственная личность, простая женщина со своими тараканами (ревностью, слепой материнской любовью и стремлением в простому женскому счастью) и почти профессиональный руководитель, способный мыслить стратегически и без эмоций.

Второстепенные персонажи - просто идеальны для дорамы. Слабенькие, но вполне конкретные исторические маячки есть на протяжении всего сюжета: еще не искорененное язычество, формирование православного фанатизма на грани 'охоты на ведьм', начало разделения монашества и светской церкви, средневековые социально-родственные отношения, классовое разделение - все это, несмотря на осторожное предупреждение в начале фильма, показано достаточно верно, хоть и с перекосом в сторону мелодраматических отношений героев.

И на мой взгляд, самый главный минус - боевые сцены. Да, я избалована отличной физической подготовкой китайских и корейских актеров, и восточный бой на мечах более зрелищный, чем русский. Однако, я и русского боя на мечах не увидела, исторические реконструкторы на своих выступлениях делают это куда более профессионально. Здесь же просто пара красивых поз с выниманием меча, который в бою превращается в обычную палку. Даже знаменитая боевая оплеуха, которую нанес противнику Ярослав-Шилов, вызвала у меня ехидный смех. К слову, ордынцы в сериале тоже этим грешат.

Но в целом, как историческая мелодрама, 'Золотая Орда' себя вполне оправдала. Потому рецензия положительная, хоть и не с самой высокой оценкой.

14 июля 2022 | 12:20
  • тип рецензии:

В современное время в нашей многонациональной стране важно понимать, что все мы равноправны, все едины. И мы должны с уважением относится к представителям всех национальностей, видя в них равных.

При этом каждый народ интересуется своей уникальной историей, традициями, культурой, родным языком, его историей. Это также необходимо, чтобы чувствовать родственную связь со своими предками.

Сериал 'Золотая орда', события которого разворачиваются в далеком 13 веке, работает на два этих правила, поэтому важен сегодня.

Да, это время, когда Русь была под игом Золотой Орды. Когда князья Руси ездили в Золотую Орду для получения ярлыка, как права на власть в своем государстве.

В сериале нам показаны две цивилизации: православная цивилизация Древней Руси, мусульманская цивилизация Золотой Орды.

В древней Руси мы видим первый, один из самых важных образов - образ князя Ярослава, в руках которого власть. Он сильный, волевой как мужчина, как лидер, как князь. Эти качества передал в образе актер Александр Устюгов.

В Золотой Орде мы видим главу огромной империи в образе хана Берке. И Рамиль Сабитов передал образ сильного, волевого человека, твердого духом, крепкого, бесстрашного. Человека, который является настоящим лидером империи, который ценит преданность. И здесь становится очевидно, что несмотря на уникальный национальный колорит, уже два этих образа имеют схожие черты, что говорит о единстве идеалов в разных традициях, что должно вести людей к единению, пониманию друг друга.

Мы видим Устинью, в образе которой Юлия Пересильд передала определенные черты русской женщины, но не во всех поступках. Когда ее, как жертву, отправляют с порога родного дома в неизвестность, в Орду. Что она найдет там? Непонимание, а может быть достойные условия жизни и настоящую любовь? Тоже самое касается юного художника Николки.

Мы видим в сериале культуру и жизнь, обычаи и быт жителей Древней Руси.

А также мы видим уникальную культуру, быт и жизнь татаро-монголов в бескрайних азиатских степях, где лошадь - верный друг и товарищ, где красота юрт, мечети.

Где столь же прекрасная, как и Устинья, Айжен, в своей молодости, в своей самобытной, уникальной красоте и доброте. И многие женщины.

Наконец мистический мотив. Священник преклонных лет в Древней Руси, к мнение которого важно. Жрец в Золотой Орде, а также одна из жен хана Берке, мудрая женщина, связанная с мистикой, может быть древним шаманизмом, может иной верой, но она черпает свои знания из сакрального и мудрого источника, неся мудрость и справедливость.

По многим пунктам мы видим единство в культуре и традициях разных народов: людей Древней Руси и людей Золотой Орды: сильное, благородное мужское начало, духовность, доброта, благородство, преданность, лиричность женщины, чувство искренней, настоящей любви между мужчиной и женщиной различных наций, уважению к носителю мистического знания. Опираясь на это, можем сказать, что представители разных народов одинаковы, едины, должны жить в дружбе и взаимопонимании.

При этом ценя уникальность своих традиций, своей культуры.

Этому учит сериал 'Золотая Орда'

8 из 10

30 января 2020 | 13:59
  • тип рецензии:

Если будет продолжение - пожалуй, потянусь посмотреть. Серий много, можно 'втянуться'. Серии удобные, в пределах часа, успеваешь продумать интересные места. Все-таки плохо мы знаем русскую историю в современной, кино-игровой, подаче. А тема заявлена названием сериала интересная.

За все промахи и недоработки сериал уже 'растерзали', не стоит повторяться. Добавлю лишь - кое-где толмачи не помешали(бы).

Забавно, но мне понравилась музыкальная тема в начале каждой серии: это же скрипка Ибрагима, только очень медленно! Уровень заявлен честно, не нравится - не смотрите. Но кое-что стоит посмотреть!

Будь у меня право определить, каким должен быть слоган сериала - взяла бы что-нибудь из Макиавелли, о власти.

По сюжету, события сериала - лет 20-30 спустя после ужасающего разгрома 1237-1242 годов. Киев не упоминается? - нечего там упоминать! Что уж об остальном говорить...

А 'урусы', похоже, еще не осознали глубины своего падения, и что-то еще пытаются делать, а время им определило еще 300 лет монголо-татарского ига, чужой власти. Какой? Как ей противостоять, как сопротивляться, как с ней сотрудничать, если она (чужая воля и власть) - твоя данность? Это очень хорошие вопросы во все времена, которые, как известно, меняются - и нас меняют.

Актеры молодые, учиться им еще и учиться, но есть такие удачи, которые доставляют удовольствие зрителям и помогают скоротать не один вечер.

Совершенно замечателен хан Берке (Рамиль Сабитов). Эмоции восточных лиц европейцами плохо читаются, но здесь! 'Я приходил к женщинам с плетью и драгоценностями. Им нравилось!'. Вот уж 'Короля играет свита!' Какие у него бывают страшные глаза! Как жутко он молчит! Как мало значит его власть после смерти...

Вообще, все они: Ногай, Тулай, Бахар, Бахтияр-ага, Уш-хатун, Айжан и Наргиз - очень самобытны, индивидуальны, жизненны. Им веришь. Жаль, что фильм не дает им раскрыться в своей частной жизни. Может быть, мы бы увидели истоки их той силы. Помните жизнь и смерть старшей жены хана Берке?

Еще впечатляют русские леса. Великий щит, закрывший северо-запад Руси. А вот степь показана всегда глазами русичей. Неприютная она, а ведь бывает и прекрасной.

Интересная роль досталась Юлии Пересильд. Не князь Борис от Устиньи отказался - она от него. Сбежала, признаем честно. Поэтому это и надо было играть в сцене ее передачи татарам. Не получилось... А дальше - взлеты и падения, как и положено авантюристке, и полный крах. .. Ничего не значит упущенный платок, некуда ей деваться. А ведь была у нее власть... дома.

Князь Ярослав теряет власть, потому что меняет ее на Наргиз. Наргиз в исполнении Аружан Джазильбековой - сама неотразимая молодость. Знали в стане Берке, что делали, когда отобрали ее. Не мытьем, так катаньем... это огромный опыт управления людьми, актриса сумела сыграть то, что Наргиз даже не чувствует, что рушит жизнь того, кто ей всего дороже. 'Так отдай мне его!'

Не всегда ровно, но справляется с ролью княгини Владимирской Светлана Колпакова.

Хороша она в сцене встречи князей с Менгу-Темиром(откуда там может быть

40 тысяч?!)- ее освещает ореол уверенности в любви князя. Ее превращает в старуху предательство Ярослава. Ее 'правильность' позволяет ей избежать духовного краха - и дает ей власть и перспективу в жизни.

А еще хороша домоправительница! Злая баба - всегда интересно.

Линия Настя - Иван - чтобы не скучно... Пусть живут.

А вот Николку и Айжан - отправить подальше. И больше ничего такого не придумывать.

И чем бы не продолжили - 13 век - это всегда ИГО.

5 из 10

12 ноября 2018 | 18:32
  • тип рецензии:

Сериал совместного производства казахских и российских кинематографистов. При просмотре явно заметны реверансы в сторону турецкого колосса 'Великолепный век', возможно многие зрители рассчитывали на более жесткий сюжет с баталиями и набегами половцев, однако создатели дают больший крен в сторону мелодрамы, что в принципе не напрягает, да и в целом оставляет вполне не плохие впечатления.

Сюжет охватывает две локации - город Владимир, столицу Руси в то время с его великим князем Ярославом и сарай хана Берке в Золотой Орде. Посольство хана приезжает во Владимир с целью пополнить ряды русских рабов, Ярослав ослабленный врагами и междоусобицей соседей вынужден подчиняться, однако кроме рабов посол Менгу Тимир выбирает красавицу Устинью, своевольную жену брата Ярослава. Став заложницей монголов Устинья отбывает в Орду лелея честолюбивые планы и интригуя. Так же с войском Тимира в поисках угнанного мужа отправляется крестьянская девушка Настя, выдавая себя за мужчину.

Ярославу же взамен ущерба хан дарит несколько татарских рабынь, одна из которых, Наргиз выводит того из равновесия, ну а вместе с ним и весь его двор.

В Орде же правит жестокий хан Берке, злобный и подозрительный, избивающий своих жен и наложниц, и не имеющий наследника, что дает надежду окружающим его военачальникам Менгу Тимиру и Нагаю на скорый переход власти. Берке болен и вскоре умрет, надежду на наследника ему дает новая молодая жена Айжан, ненавидящая своего деспота мужа и влюбившаяся в раба.

Главными интриганами становятся чета Устинья и ее супруг Борис, он интригует в ставке князя с целью захвата власти, она соблазняя и подчиняя своей воле Менгу Тимира в Орде.

В сериале достаточно сюжетных линий, здесь и запретная любовь князя к молодой татарке, и переодетая мужчиной Настя ставшая лучшим легионером благородного Нагая, и любовь под страхом смерти Айжан и художника... Сериал смотрится легко и довольно захватывающе, не знаю как насчет второго сезона, в конце вроде бы все линии сюжета расплелись и логически завершились, но он вполне возможен.

8 из 10

26 августа 2018 | 19:38
  • тип рецензии:

Скажу сразу - наткнулся на это произведение искусства случайно. Желая посмотреть хоть что-то кроме осточертевших душе ментов, бытовых песочниц и скучных ' однокомнатных' сериалов, каких на просторах нашего кинематографа полно.

Отдельное спасибо брату, если бы не он, то и я бы прошел мимо этого сериала. И как выяснилось - зря...

Много от этой художественной картины я не ждал. Уже приготовился заснуть за экраном, думая, что увижу показуху, раздутый пафос, эдакий кивок в сторону голливудских поделок, но этого, к счастью, не произошло.

Сериал оставляет ощущение самодостаточной картины. Авторского видения, упрощенного для нашего русского зрителя. В нем я, как ни странно, почувствовал именно тот старинный русский дух, который, по моему скромному мнению, присутствовал на просторах степи того времени.

И пусть историки и критики закидывают этот сериал гневными рецензиями. Мне все равно. Дескать говорили без переводчика, Золотой Орды вообще не было и т.д. На мой взгляд - все это выглядит смешно. Я очень сомневаюсь, что нашему зрителю ( беря в расчет рейтинг 12+) пришлись бы по душе бесконечные убийства, изнасилования, разврат, скорый суд и неприглядная ' правда', какой они любят размахивать, откровенно поливая этот сериал дерьмом. Хотя, многие из них готовы согласиться, что правды о тех временах и Золотой Орде никто так и не знает. Достоверных сведений нет. У каждого эксперта свое мнение, факты, домыслы...

В связи с этим, считаю все вышеуказанные претензии к сериалу недостойными внимания. Советую зрителю самому решить, какой оценки он заслуживает, а не доверять отзывам других людей.

Теперь, поговорим более предметно...

Мне очень понравился сюжет данной картины: в нем гармонично сочетаются средневековый быт, простые человеческие отношения, вера разных народов, вместе с интригами, заговорами и темна людской души. Ведь, по сути, неважно - монгол ты или русский, или перс, или половец...зло может проникнуть в каждого. И, порой, самый твой близкий кровный родственник может оказаться злейшим врагом. Данный аспект в сериале показан четко, метко, со всей глубиной мысли. Приятно, когда над сюжетом трудятся умные люди. Заметно, как ко многим сценам приложили не только умение, вкупе с мастерством, но и сердце.

Диалоги тоже хороши. Здесь не будет глупых односложных фраз, тупого западного юмора( уж простите, не люблю плоские шуточки), вместе с тем, язык сохранил всю утраченную сейчас простоту того времени. Каждый, даже простой крестьянин из массовки сериала точно знает, что ему говорить, как говорить и. т.д.

Костюмы тоже понравились. Сериал не выглядит бедно. Напротив, заметно, что создатели не поскупились на мелкие детали, обереги, амулеты, на ненужные на первый взгляд безделушки. Ненужными они кажутся только поначалу. На самом же деле, здесь и просматривается внимание к деталям, помогающее лучше представить зрителю мир, окружавший в то время людей.

Игра актеров порадовала. На протяжении всего просмотра я не ловил себя на мысли, что вижу уже знакомые лица, напротив, многие показали себя с новой для меня стороны. Я знаю - у нас много талантливых актеров, незаслуженно замкнутых в рамках сотнях бытовых картин. Хотим мы или нет - все упирается в бюджет. А он тут не сравниться даже с одной серией Игры Престолов. Исходя из этого, можно заключить - деньги потрачены с умом. Не разбазарены! Каждая копеечка имеет свой вес, так сказать.

Минусы у сериала, конечно, есть. На мой взгляд - это слабая постановка экшен сцен. Бои на мечах смотрятся неубедительно. ( уж простите, мне это особенно бросилось в глаза), казалось бы, опытные воины бросаются вперед, вкладывая всю силу в удар и заваливаясь, точно неуклюжие медведи...Где это видано? Да за одну такую ошибку на реальном поле боя можно было лишиться жизни. Видно, что актеры стараются, но я бы посоветовал нанять более толкового постановщика экшен сцен( ну, или каскадеров побольше загримировал, пусть они радуют глаз воинским искусством)

Вот что действительно мне пришлось по вкусу, так это красавицы актрисы. Женщины все как на подбор. Такие разные, однако, все обворожительные. Моя бы воля - я бы половину из них 'утопил' с криками: ' Ведьма!' Кто смотрел сериал - поймет.

Монголы тоже порадовали. Я сам мужчина, но не могу не отметить, как каждого героя буквально облизали гримеры. Все лица светятся, мерцают, тела блестят. Востоные ребята тоже ничего. Особенно запомнился Хан Менгу-Тимир. Тулай тоже харизматичный. Да даже Азар смотрится великолепно. От него так и веет пеленой загадочности, таинственности и мудрости.

В общем, картинка на очень достойном уровне.

Хан Берке отыграл колоритно. Эдакий бездушный монстр, помешанный на законах и вере, однако сам никогда не соблюдающий их. Грешник страшный. В конце, все равно жалко его стало.

История с ' русской Мулан' поначалу очень понравилась. Потом, к сожалению, ей уделили совсем немного времени. Очень переживал за ее судьбу. Да и за судьбу ее мужа тоже.

Ну, голос Филарета мне на протяжении всего сериала говорил: ' Ох, Гарри воды...скорей воды...' Жалко, что у него не было за пазухой бузиной палочки, чтобы разогнать монголов силой заклинания.

Эх, что-то размечтался я...

Ладно, дальше постараюсь без спойлеров.

Да, можно долго возмущаться, что Сарай Берке не город, что людей в массовке мало (не ощущается должная масштабность) особенно, когда слышишь, как герои сериала заявляют о 10000-ой или 40000-ой армии. Но опять же, повторюсь, здесь нет вины режиссера или сценариста, актера. ПРОСТО НЕ ХВАТАЕТ ДЕНЕГ!

И поэтому, я хочу поддержать этот сериал. Пусть мой отзыв капля в море, но, я думаю, он сыграет свою положительную роль. Я предлагаю нашему зрителю дать этой картине шанс, чтобы и дальше иметь возможность наслаждаться красивой сказкой искусно вписанной в историю Древней Руси и татаро-монгольского ига.

9 из 10

P.S сериалу удалось меня удивить.

06 июня 2018 | 17:01
  • тип рецензии:

Вот почему, когда к какому либо правителю прибегает гонец, он должен сидеть на троне или на подушках, если он из Орды. Что у него там на дворце часы приема? Ага с двух до пяти сижу на троне, вдруг гонец прибежит. А гонец торопится, считает часы, а то ведь князь не примет, а это пипец какой удар по клише.

Да и вообще сериал забит клише, перешедших с других мыльных опер, должны быть сцены обеда за столом, нате вам, должны быть сцены с тупыми диалогами, получите и распишитесь - сцена где русская девушка объясняет монгольским наложницам как они должны вести себя в стане князя, это шедевр для 'Камеди Батл'. А еще и у князя и у хана должны быть обязательно завистники и предатели, и желательно из родных, так драматичней.

Смесь 'Игры престолов' и 'Великолепного века' явно не получилось, зато получилась очередная мыльная опера, только о Древней Руси. Замени тут Орду, на какую-нибудь дагестанскую группировку, а князя на руководителя крупного предприятия у которого связи с этой группировкой и готов новый сериал. Так что я даже не досмотрел сезон до конца.

Сериал чисто женский, что бы заполнить домохозяйкам досуг при ожидании детей со школы, а мужа с работы. Мужа к просмотру сериала привлекать не стоит, он вам испортит впечатление от просмотра и породит скандал в семье.

Но, к плюсу сериала, тут довольно таки добротные декорации и костюмы отвечают требованиям Средневековья. Постройки мне напомнили место в Сергиевом-Посаде, которое называется Гремячий Ключ, там водопад Сергея Радонежского и вокруг деревянные домики, церкви, трапезные. А костюмы достойны участия в фестивале 'Времена и Эпохи' в Коломенском парке.

Актеров тут тоже подобрали хороших, это и Юлия Персильд и Сергей Пускепалец. Много актеров из Казахстана, Киргизии и т.д. Что в принципе тоже плюс сериалу. Но вот основное действие, конечно не удалось, это вам не Джордж Мартин.

3 из 10

25 апреля 2018 | 12:33
  • тип рецензии:

Фильм, конечно, не исторический и рассуждать, что фильм не соответствует историческим событиям, глупо, да и автор об этом информирует, фильм - это фантазии автора. Да и кто знает, что происходило на самом деле в те времена, историю переиначивают, переписывают, переделывают кому как выгодно. А историю Руси 1000-летней и более давности, тем более, переиначили и переписали 1000 раз! Да и сейчас мы являемся свидетелями того, как история переписывается в угоду властвующим.

Фильм мне в целом понравился, особенно, актеры, игра актеров, костюмы. Конечно, не хватило зрелищности, массовки. Местами, совсем уж наивно и не правдоподобно. Но это фильм для нас, для женщин, про любовь и интрижки, с красивыми актерами, с хорошей игрой актеров. Особенно отмечу, что удался роль Великого князя (Александр Устюгов) и молодого хана Менге Темир (Санжар Мади). С подбором актера попали в точку! Красивые, великолепные, смотришь и веришь, да, вот такой именно был великий князь, молодой хан!

Побольше бы таких фильмов-сказок, чем смотреть криминальные сериалы и наивные сериалы про семейные разборки. Хватает этого по жизни и на первом канале в передачах типа 'пусть говорят'

09 апреля 2018 | 13:36
  • тип рецензии:

Очень громко о себе заявил сериал 'Золотая орда', что это ответ Джорджу Мартину от Рубена Дишдишяна услышали все кто посмотрел трейлер. Естественно, у сериала появилось повышенное внимание, о нем заговорили. Что же в итоге, сериал на поверку оказался ответом на какой-нибудь 'Королек, птичка певчая' или 'Рабыня Изаура', но ни как ни 'Игре престолов'.

Сюжет о том, как выживали девушки разных народов если их поменять местами. Русскому князю Ярославу преподносят наложниц хана среди которых юная Наргиз ([B]Аружан Джазильбекова) которая нравится князю, к хану же поедет жена князя суздальского Бориса - Устинья (Юлия Персильд). Еще есть любовная история между Айжан (Дина Тасбулатова) женой хана Берке и художника-маляра Николкой (Сергей Соцердотский). В общим и целом выходит, что сериал рассчитан на женскую часть аудитории, да и сценарий написала Ольга Ларионова ('Гречанка', 'Папа для Софии') - специалист по части мелодрам.

Лично для меня переломным моментов отключить просмотр была следующая сцена: к князю Ярославу сидящему на троне подбегает гонец и кричит, 'Великий князь, дошло до нас...(пауза)' и тут я понял, что до меня тоже дошло, мужики нас решили подсадить на женский сериал. А эта сцена, как в армии, когда 'дед' из сержантов объясняет правила поведения 'духам' на женский манер. Это когда русская девушка объясняет подаренным князю наложницам, кто есть кто. Помните сцену из '9 рота' перед отправкой в Афганистан, вот тут то же самое.

Как сериал он не раздражает, красиво подобраны костюмы, красивые виды, деревянные постройки могут по красоте своей состязаться с Гремячим Ключем в Сергиевом-Посаде или Витославицами в Великом Новгороде. Но не нужно было создавать излишний пафос вокруг сериала.

За ложь

3 из 10

03 апреля 2018 | 14:40
  • тип рецензии:

Меня всегда забавляли кинокартины, созданные по принципу «мы-тут-сняли-историческое-кино-но-в-нём-половина-неправда». Новый сериал «Золотая Орда», который закончили показывать на Первом канале, - как раз из таких. Это масштабное псевдоисторическое полотно об интригах русской и ордынской верхушек во времена монголо-татарского ига.

Впрочем, «времена» здесь – понятие не просто растяжимое, оно фактически условное. Нет, я не собираюсь критиковать ленту за недостоверность. То, что в кремлёвских патриотических выхлопах нет смысла искать историю, стало понятно ещё лет 10 назад («Александр. Невская битва», 2008). Со временем дела в плане историчности лучше не становились («Ярослав. Тысячу лет назад», «Викинг», «Легенда о Коловрате»), хотя, казалось бы, должен был сыграть роль принцип эволюционности – режиссёры и сценаристы набирались опыта и могли бы уже начать снимать достоверное и при этом интересное кино. Но видимо, не судьба. И вот теперь после всех этих викингов и коловратов мы пришли к «Золотой Орде» - сериалу, каждый эпизод которого предваряется заставкой: мол фильм не историчный, все совпадения случайны...

Люди, которым не чужда история, увидят в ленте знакомые имена – ханы Берке, Хулагу, Менгу-Тимур, князья Ярослав, Борис... Но на этом все совпадения и заканчиваются, о чём нас честно предупредили. Сергей Пускепалис (воевода Еремей) в «Вечернем Урганте» сказал: по одним только костюмам временной разброс в сериале составляет около 150 лет. Но в таком случае возникает закономерный вопрос - зачем в де-факто фэнтезийном сериале использовать вполне реальные имена князей, названия городов и обрывки исторических событий? Уж создали бы тогда полностью вымышленный мир (как в той же «Игре престолов») вместо того, чтобы в очередной раз сеять страх и ненависть среди историков.

Зато интересна другая закономерность. Насмотревшись последних «исторических» фильмов о Руси, многие предчувствовали, что это будет очередной геройский экшн, где русичи пачками раскидывают монголов, но всё равно проигрывают. Стоит ли говорить, что такой подход вызывал неоднозначную реакцию монголоидных народов России. Чтобы не раскачивать эту лодку, «Золотая Орда» по-новому подходит к национальному вопросу. На этот раз перед нами - прямо-таки гимн политкорректности и межэтническому согласию. Здесь князья и ханы при встрече чуть ли не лобызают друг друга, челядь с равным усердием поёт дифирамбы и своим, и чужим хозяевам, а те, кто судят людей по цвету кожи и разрезу глаз, выставлены неучами и дикарями. Тут есть даже негры! Да-да, негры в средневековой Руси. Ну и наконец, сентиментальная линия сериала закручена вокруг нескольких межнациональных межсословных любовных треугольников, некоторые из которых вызывают добрую такую усмешку.

Помимо исторического тут много и других неправдоподобий. Ну не верится в картинку, когда крестьяне работают в чистой новенькой одежде, а воины возвращаются из тяжёлого боя в начищенных, чуть ли не сверкающих доспехах. Декорации явно «переигрывают»: всё слишком пластиково, ярко-кричаще, фальшиво. Хотя и красиво - видно, что художники и декораторы старались. Не хватает масштабности: во второй половине сериала по примелькавшимся конструкциям становится понятно, что для съёмок Владимира и Новгорода построили всего пару теремов и несколько примитивных заборов уровня «Астерикса и Обеликса». Никаких вам белокаменных храмов и мощных детинцев. Великому городу Сарай-Бату повезло ещё меньше: он состоит из одних только юрт и недостроенной мечети (правда, в кадре есть каменные покои хана, но снаружи нам их не показывают). Операторы всеми силами пытались скрыть это с помощью разных ракурсов, но получилось слабо. Так же, как и с массовкой: на общегородском выступлении князя Ярослава народу меньше, чем на принудительных митингах «Единой России». А штурмовать Владимир приезжают едва ли 50 всадников. Или возьмите жалкое подобие битв – такое подходит для любительских роликов, снимаемых клубами исторических реконструкций, но никак не для сериала на федеральном канале. Неужто не смогли найти несколько лишних тысяч рублей на приличную массовку?

Игра актёров (кстати, очень неплохих) поначалу соответствует всему остальному духу сериала – невнятно, неправдоподобно, неинтересно. Речи героев настолько не вызывают доверия, что часто хочется смеяться, хотя на экране не комедия. Такое ощущение, что персонажи сами не понимают, куда и зачем они попали. Но справедливости ради: начиная с середины, актёры втянулись в игру, и «Золотая Орда» стала смотрибельнее. Смутил лишь трюк с девушкой, переодевшейся в воина. Эта гиперболическая попытка сценаристов разнообразить сюжет так и осталась для меня непонятым и бессмысленным актом сочинительства.

Ну и кстати, о сюжете. Злобный критик во мне готов простить картине почти всё в обмен на достойный сценарий. Рецензии, появившиеся после первых серий, часто сводились к вердикту «досматривать не буду». И это были справедливые отзывы. Почти всю первую половину мы видим на экране мелкую мышиную возню, недостойную кинокартины со столь громким названием. Но всё же вторая половина сериала сгладила негатив. По крайней мере, появилась какая-никакая интрига, герои стали вести себя вольнее, некоторые даже проявили характер. Единственное, чего не хватило – масштабной батальной сцены в финале. Извините, но это мастхэв для подобного сериала. В «Золотой Орде» нам остаётся довольствоваться несколькими мелкими стычками. Разумеется, так получилось, не потому что авторы выступают за мир и против войны – Восточная Европа XIII века изобилует битвами, которые можно было бы инсценировать. Сериалу попросту не хватило бюджета. Чтобы впечатлить современного зрителя, действительно нужно много денег (одна серия «Игры престолов» «стoит», как хорошая полнометражка). Или нереально талантливые люди в съёмочной группе.

Но будем справедливы: есть и откровенно положительные моменты. В сериале великолепная музыка, шикарные пейзажи, колоритные воины и, в конце концов, красивые женщины. Хорошо поданный операторами степной антураж – практически визуальный наркотик, можно смотреть и смотреть. Как и на красавиц самых разных национальностей. А послушайте русскую народную песню «Былинка» – это же просто шедевр! С некоторой точки зрения, сериал есть за что посмотреть. Если бы не замутнённое начало, шаткая идеологическая основа и прочие вышеназванные промахи, работа вошла бы в пантеон славы российского кинематографа.

В итоге из неплохой идеи при неплохой работе получилось …что-то среднее. Как в художественном, так и в идейном плане. Настолько среднее, что сформировать чёткое мнение о сериале не получается, как ни крути. Поэтому оценка «чуть выше среднего» близка к истине. Вроде и хочется где-то покритиковать, но тут же понимаешь, что люди всё-таки старались. Почему вышло то, что вышло? Думаю, не потому что кто-то в съёмочной группе халтурщик. Или у нас нет талантов. Или авторы пропили бoльшую часть бюджета на корпоративе. Нет. Мы просто ещё не научились. Наш полнометражный кинолокомотив яростно пробивается на международную арену, но вот вагон с сериалами пока где-то отстаёт. Но верю, что мы на правильном пути. И на нём будут свои игры престолов.

02 апреля 2018 | 17:33
  • тип рецензии:

Сериал у Первого получился ну очень странным. С одной стороны не пожалели денег на костюм и антураж, с другой - все бабы поголовно бегают в одних исподних рубахах, простоволосыми, а все замужние с одной косой. Хотя каждому школьнику известно, что непокрытой голова могла быть разве что в спальне, наедине с женской прислугой или мужем, и косы у замужней женщины две, а все девки даже самые бедные поверх рубах надевали сарафан.

С историей тоже дурная карусель. Да, объявили, что это фэнтези на тему. Но, если фэнтези, то почему нет магии и магических персонажей? Почему Орда вполне себе исторична вплоть до имен жен хана, а что за русские князья изображены даже догадаться нельзя. Вроде бы времена Невского и кое-что из истории совпадает, вплоть до предполагаемого отравления, но с другой все же князь Ярослав, а не Александр...

В итоге получилась вообще мелодрама на историческом фоне, причем с феминистским уклоном, что, видимо, объясняется полом автора сценария. Мужчины в сериале все сплошь слабоватые и придурковатые, зато все бабы-огонь и вертят мужьями и сыновьями как хотят. Наверное, была попытка сделать наш Великолепный век, но провалилась. Провалилась из-за отсутствия гаремного контекста (гарем хана так и не вывели, а впихнуть гарем православному князю и вовсе не удалось) и из-за явного пренебрежения реальной историей, освещением проблематики государственного устройства.

5 из 10

25 марта 2018 | 20:19
  • тип рецензии:

Заголовок: Текст: