Я люблю удивляться. И итальянское кино предоставляет мне роскошные возможности для этого. В этом своём фильме Эрманно Ольми удивил меня буквально всем: от выбора литературной основы - малоизвестного романа австрийского писателя Йозефа Рота, до оригинальной и высокохудожественной операторской работы. Удивителен также и выбор актёра на главную роль: мало кому могло прийти в голову, что Рутгер Хауэр - этот красавец-супемен, не лишённый интеллекта, может прекрасно справляться с такими трудными драматическими ролями.
Но едва ли режиссёром двигало стремление к эпатажу публики. И вряд ли здесь вообще присутствовало стремление к оригинальности. Режиссёра, по-видимому, задела сама тема: духовные стремления человека опустившегося, обитателя городского 'дна'. Ведь человек - существо духовное, и сохраняет это свойство в любых жизненных обстоятельствах. Более того, вследствие известной независимости духовного от материального зачастую оказывается так, что человек богатый и знатный духовно неподвижен и коснеет в самодовольстве, а человек бедный и никому не известный занят интенсивными духовными поисками... Это одна из тех прописных истин, о которых чаще всего забывают.
Андреас, главный герой картины, как раз из таких, 'ищущих'. Он вполне спокойно относится к тому, что ему приходится спать под мостом ('я просто человек, у которого нет адреса' - говорит он другим), что ему не на что как следует поесть, а зачастую даже не на что выпить. Но он не утратил своей мечты - о чём-то далёком и недостижимом, но безусловно светлом и чистом, что ждёт его там, впереди... И сила этой мечты притягивает к нему неожиданных людей: странного прохожего, который даёт ему 200 франков только потому, что Андреас - человек чести и отдаст этот долг маленькой Терезе; его бывшую возлюбленную, которая давно уже живёт своей вполне обеспеченной жизнью, но оказывается, сохранила своё чувство к Андреасу; его школьного товарища, ставшего знаменитым боксёром, но нисколько не чурающегося своего неудачливого однокашника... Все эти люди как бы проверяют Андреаса, проверяют силу и чистоту его мечты и стремлений, и в то же время вознаграждают нашего героя за его старания. Пусть эти старания чисто внутренние, не видные обычному окружению, но и сами эти люди, эти незваные помощники, скажем так, не вполне материальны. Попробую выразиться точнее: все они, так или иначе помогающие Андреасу и вознаграждающие его, суть участники не внешней его жизни, грубой и грязной, нищенской жизни парижского клошара, а жизни внутренней, в которой есть свет и гармония, цель и смысл, добро и справедливость...
Собственно говоря, Эрманно Ольми удалось поставить убедительную и вполне реалистическую историю ВНУТРЕННЕЙ жизни обыкновенного человека. И это, признаюсь вам, виртуозная работа, доступная только профессионалу высочайшего класса, которых во все времена можно пересчитать по пальцам. Уже поэтому фильм безусловно ложится в сокровищницу мирового кино.
Но вернёмся к герою картины. О чём же он так страстно и чисто мечтал, что стояло перед его затуманенным взором, когда он выпивал рюмку за рюмкой в своей излюбленной пивнушке, или когда он медленно отвечал на вопросы своих собеседников, с видимым усилием пытаясь сосредоточиться на нити разговора? В конце фильма выясняется, что мечтал он о... смерти. О чистой и лёгкой смерти, когда на сердце легко и свободно, когда исполнены все обязательства, когда попрощался со всеми, кто когда-либо хорошо относился к тебе, когда ничто не держит в этой жизни... О такой смерти, созерцание которой рождает молитву: 'Господи, даруй нам всем, ничтожным пропойцам, смерть такую же лёгкую и прекрасную!..' И он заслужил такую смерть, святой пропойца. Заслужил, хотя и боялся её, убегал от неё, пытаясь продлить своё мечтательное созерцание жизни...
Такие фильмы вдохновляют. И дают пищу для размышлений. И, кроме этого, дают просто эстетическое наслаждение: прекрасной игрой актёров, великолепной операторской работой, соразмерной композицией. Не боясь громких заявлений, могу сказать, что существование кино оправдано возможностью снимать и смотреть такие фильмы, как этот. Но есть, конечно, и минус, как же без него. Идея картины, на мой взгляд, раскрыта не слишком чётко. Это делает картину слишком арт-хаусной, 'кино не для всех'. Этого, в принципе, можно было бы избежать.
Надо заметить, что в информацию о фильме вкралась неточность: композитором картины является вовсе не Хосе Падилья, а наш соотечественник Игорь Стравинский. Выбор его музыки - ещё один удивительный шаг Эрманно Ольми. Но и этот выбор режиссёра полностью оправдался.
Вся история искусства 20-го века- это сменяющие друг друга 'потерянные поколения' в череде бесконечных Апокалипсисов- Мировых войн. Это многочисленные авторы, явившиеся современниками Антихриста(взять того же Гитлера), 'мятущиеся в туннеле в поисках обратной стороны тьмы', ошибочно выбрав путь опыта и забывшие более очевидный путь веры.
Ветеран Первой Мировой войны- австриец Йозеф Рот, на самой 'стартовой ленточке' Второй Мировой- в 1939 году, заканчивает свой предпоследний роман, в котором переплелись автобиографические линии самого писателя- страдавшего алкоголизмом и живо интересовавшимся католицизмом. Книга, в которой явно ощутимы литературные традиции 'Пражской немецкой школы'(Майринк, Урцидиль, Верфель и т.д.), с их мистическим реализмом и философской экспрессией, явилась идеальным киноматериалом для религиозного стилиста Эрманно Ольми.
Первое, что бросается в глаза при просмотре данной ленты- это примерность временного момента в котором происходит действие, причём разброс предположений может быть сколь угоден- от 20-х годов(к чему отсылают все эти танго-танцплощадки и внешний вид актёров) до 80-х годов(на улицах например, стоят современные времени съёмок автомобили) минувшего века. Детали одежды и дизайна, попадающие в кадр, настолько эклектичны, что читается явная режиссёрская намеренность поместить героя в некое безвременье. А главный герой- словно персонаж Кафки или герой сюрреалистических лент Войцеха Хаса, мечется в закольцованности сюжета, постоянно возвращаясь к исходной точке и в тоже время не доходя до конечной цели.
Идеальным в этом контексте выглядит выбор актёра на главную роль- Рутгера Хауэра, человека прославившегося средневеково-аристократичной ролью в историческом сериале 'Флорис'(в постановке начинающего тогда в 69-ом- Пола Верховена). Артиста, способного отыграть одной небесной лазурью своих глаз, одинаково попадая в образы рыцарей прошлого и героев боевиков настоящего.
Здесь он иссушенный жизнью Пропойца, рядами выстраивающихся перед его окулярами рюмок, в нескончаемом 'причащении' зелёного змия искусителя. Вдруг, прозревающий в короткие моменты похмелья и алчущий обменять истерзанное тело 'голема-грешника' на очищенную суть 'гомункула-праведника'. 'Крестный путь' его виляет, как средиземноморский серпантин, а каждый следующий круг 'земного ада'- демонстрирует материальность чуда, но не метафизикой 'Фаустинианы', а прозрачностью провидения.
Богоспасительная история о бомже-алкоголике. Андреас Картак, иммигрант, бывший шахтер, живет в Париже нелегально, имея в своем паспорте штамп: «Выслан». Былые грехи, знаете ли… Зато сегодня у него все хорошо. Он прекрасно коротает ночи с бутылкой розового вина под надежным каменным мостом, уютно обложившись старыми газетами. Разумеется, ему не помешало бы немного денег, так, на всякие мелкие расходы. И вот в один прекрасный день на набережной появляется незнакомец. Мужчина средних лет обратился к истинной католической вере, избрав в качестве своей святой юную Терезу, покровительницу нищих. Он старается помогать бедным, жить их жизнью, и дать нуждающемуся двести франков для него ничего не стоит. Месье может вернуть долг когда сочтет возможным, а лучше пусть отдаст эти деньги священнику из храма святой Терезы. Спасибо, что не отказываетесь от помощи, месье. Всего наилучшего (приподнял шляпу).
Фильм достойный, хотя и сложный. Можно посмотреть, если вы – вообще или по настроению – любите неторопливые экзистенциальные драмы. Подойдет также поклонникам Рутгера Хаура. Этот актер, родившийся в Голландии, стал известен благодаря, в основном, боевикам и хоррорам. Но в данной ленте его талант открывается с совершенно другой стороны. Играет он тонко, я бы сказал, интеллигентно, и совсем не похож тут на маньяка или вампира – скорей на человека, безвозвратно потерявшего в жизни что-то большое и важное. Интересны и второстепенные роли, особенно женские, музыкальный ряд – произведения Игоря Стравинского – и многие визуальные решения. Обратите внимание на величественное оформление эпизода в танцевальном зале. Красивое кино не для всех.
p.s. Интересное название у приречной забегаловки. «Тары-бары»?
С кинематографической точки зрения не сделал Эрманно Ольми ничего сверхординарного. Просто умело закрутил минималистическую трагедию, усилив ее мощным финалом (преимущественно рассчитанным на католическую аудиторию). После толкового вступления лента попадает на мель скучных флэшбеков сменяющихся неторопливым развитием сюжета. Возможно, если бы не яркий финал, который по эмоциональности вполне можно поставить в один ряд со 'Смертью в Венеции' (а по конструктивному подтексту - на порядок выше), картина бы не показалась мне чем-то значительным внимания.
Между тем, весь смысл заключен вовсе не в явлении святой Терезы Авильской. Ключевое значение имеет как раз вязкая и маловыразительная середина фильма. Главный герой ищет что-то. Разумеется, тема с долгом, который он должен вернуть в церковь - лишь приятная метафора. Шаг за шагом его сознание стремительно перемещается из одного интерьера в другой. Бессвязные и не совсем логичные действия героя напомнили мне об одном известном в определенных кругах произведении - 'Внутренний замок' Терезы Авильской. Ведь все метания героя Рутгера Хауэра можно изобразить как показ его души, которая блуждает сквозь призму былых поступков и ищет свой путь к Иисусу. Получая как великое вознаграждение в финале самую сокровенную встречу.
Рутгер Хауэр играет отчаянного грешника, который натворил так много, что спокойное существование уже не представляется для него возможным. Но будучи отчаянным по натуре, его герой совсем не относится к сонму отчаявшихся в жизни. Он мужественно принимает все удары судьбы, ценя малейшие ценности скрытые в бытовой канве. При этом, он обладает редкостным даром - быть в мире с собою. И учитывая все неустойчивость сложной конструкции, его спокойствие распространяет свое действие и на окружающих. Вот уж удивительный контраст - трясущиеся руки с промерзшими пальцами и ясный взгляд голубых глаз оттенка горного озера. Рутгер Хауэр не особо напрягаясь (признавался ведь и не раз, что кинематограф для него лишь способ заработка) выдает одну из своих лучших ролей в кино всем своим видом иллюстрируя слова апостола Павла - 'К миру призвал нас Господь' (1 Кор. 7. 15). Кстати, немного повысил оценку именно в силу участия Рутгера.
Меня устраивает выход самый тривиальный – я стану пить, и буду пить до тех пор, пока не умру. Я не буду больше ничем заниматься, поскольку любое действие в этом мире является приумножением зла; только пить, ночевать под мостом, укрывшись газетой, просыпаться и идти вперёд, не сомневаясь, – Бог всегда мне подкинет пару монет, чтоб к вечеру я смог вновь напиться.
Этот город хорош, в нём тепло даже под холодным дождём с ветром, мне нравятся его жители, почтенные добропорядочные граждане, им можно доверять, они не отнимут у тебя последний грош и всегда угостят стаканчиком вина. Быть клошаром в этом городе – настоящая роскошь. Мне повезло, я люблю людей и верю в чудеса. И когда я умру, в церкви, выполнив свою миссию, исполнив акт покаяния, в воздухе под музыку Стравинского загорятся слова: «Пошли, Господь, всем нам, пропойцам, такую легкую и прекрасную смерть!»
Рутгер Хауэр сыграл в этом фильме одну из лучших своих ролей. Его врожденное благородство, несколько диссонирующее с ролью бродячего пьяницы, придает фильму притчевую глубину – с первых кадров мы понимаем, что перед нами не просто фильм о вреде алкоголизма, например, или о социальных проблемах шахтеров, хотя по форме всё сделано строго реалистично. Здесь высокое соединяется с низким, подробности бродячей жизни с классической музыкой, а честь и благородство с мещанскими ценностями. Одним из главных мотивов фильма для меня стал мотив доверия людям и человечности. Жизнь святого пропойцы гораздо более счастлива и полна смысла, чем жизнь менеджера из города нашего времени, полная обмана, отчуждения и равнодушия. Что же мешает менеджеру возвратить себе ощущение подлинности жизни? Алчность? Нет. Страх потерять всё, что имеет? Сомневаюсь. Сам менеджер понимает призрачность всего того, что его окружает. Гордыня? Да. Герой Хауэра ищет покаяния, в этом проявляется религиозность фильма. Менеджер никогда не пойдет на покаяние, он чувствует себя абсолютно и непоправимо безгрешным. Но всё проходит, годы идут, всё нажитое лежит мертвым грузом, как и душа, похороненная в начале карьеры, - жизнь предстает перед ним не имеющей выхода. А у меня есть выход самый тривиальный – я стану пить, и буду пить до тех пор, пока не умру.
Великолепный кинофильм, который стоит посмотреть не один раз!..
Рутгер Хауэр, к '88 году уже закрепивший позиции славного голландского актёра, перебравшегося в Голливуд, снимается в разноплановых картинах, фильмах разного жанра - благодаря своему исключительному мастерству перевоплощения, этому человеку удаётся играть абсолютно разных героев - от супербоевика до тихого-мирного дяденьки, вынужденного не жить, а выживать, и пр., и пр...
В данной картине Хауэр предстаёт в достаточно неожиданном свете, в качестве пропоицы, уличного бродяги и бездомного. Нет, это не банальная история, которая расскажет нам о том, как бороться за право жить, или как становиться героем - это более глубокая, осмысленная ситуация, которая требует особого подхода и психологической подготовки зрителя. Рассказ этот поведает о силе духа и воле, о Человеке, какой он есть на самом деле и о его мотивах к какому-либо действию.
Главный герой Хауэра не переставал удивлять меня ни после получаса, ни после часа просмотра картины, заставляя меня заинтригованно, завороженно наблюдать за ним, за его действиями и дальнейшим развитием событий вокруг него. Что же, стоит отметить, за всем увиденным явно скрывается богатый, огромный мир, и в этом мире каждый из зрителей предпочтёт занять особую позицию, изложив свои мысли по поводу увиденного на экране.
За всей неопрятностью, мрачностью (но это только с виду) персонажа Рутгера можно вскоре увидеть образ идеального человека, 'того самого праведника', как и писал Александр Солженицын, человека, который за принципами и обычаями видит жизнь не только свою, но и окружающих, людей в целом...
Эта лента просто поразила своей чувственностью, многозначительностью, но в то же время доходчивостью и лаконичностью излагаемой режиссёром мысли. Содержательная, плавная, без особо быстрых переходов сюжета картина, которой есть, о чём поведать миру зрителей. Безусловно, она достойно смотрится и на сегодня, навевая мысли о старом-добром ушедшем времени кино как искусства осмысления и образов, над которыми нам стоит подумать на досуге..
Господи пошли нам пьяницам смерть такую легкую и прекрасную
Йозеф Рот.
Из тех фильмов которые я смотрел, помоему эта самая сильная роль Рутгера Хауэра. Для многих он прежде всего герой боевиков, но я считаю его драматическим актером. Очень жаль что такие фильмы проходят мимо Росии, и достать их практически невозможно.
Здесь он появляется в довольно непривычном виде, темные волосы, грязные зубы, мы то привыкли его видеть голубоглазым блондином. Прекрасную атмосферу фильма придает музыка нашего соотечественника Игоря Стравинского. Конечно местами он слегка затянут, в особенности в конце, когда он несколько минут сидит в баре, а камера, образно говоря просто играет с его лицом.
В названии фильма не зря фигурирует слово 'легенда'. Послушайте, ведь история, приключившаяся с бродягой, нереальна. Кто в наше время даст бездомному 200 франков, прося лишь об одной услуге - вернуть деньги церкви? В наше время атеистов, безбожников и закостенелых богатеев, пускающих слюни над счетами в банке? Тем ни менее 'Легенда о святом пропойце' настолько гармонична, что при просмотре и мысли не возникает, что это ложь, что, может, зрителя хотят обдурить.
Главный герой живет под мостом, укрывается газетками и бреется в близлежащей реке. Он таскает с собой баул с личными вещами и, как появляются деньги, стремиться в бар 'Тары-бары', чтобы выпить стаканчик вина (а то и бутылку) и съесть горячего супа. Мужчина в шляпе, в плаще и галстуке - кто бы подумал, что это бездомный? Но лицо - зеркало души: щенячьи глаза, потерянность и разочарованность, крах надежд - все написано чернилами, которые не смыть.
Этот бродяга не молился, не просил помощи, но ему было дано. Недавно 'просветившийся' добродушный старикан учтиво протягивает бродяге денег, чтобы тот унял свою боль и тоску, а по возможности потом вернул деньги священнику в церквушке, где стоит она - Маленькая Тереза.
Маленькая Тереза считается покровительницей Франции, где и происходит действие фильма, а также миссионеров, то есть путешественников. После получения денег герой начинает совершать свое путешествие, путешествие от обещаний к Богу. Жизнь его должна измениться, стать праведной и чистой.
'Легенда о святом пропойце' полна лирических отступлений. Безмолвные, 'крупноплановые' часто камбэки пронизывают весь фильм, дополняя основную сюжетную линию, а также раскрывая героев второго плана, которые попеременно появляются в киноленте. Вот бывшая возлюбленная в платке, запачканное лицо нежно смотрит на него, рабочего человека. Вот родители, которые провожают на поезд, который идет в большой город, поглощающий человеческие мечты. А вот он сам - сидит в кафе и смотрит на себя в зеркало, пьет кофе и улыбается.
На протяжении фильма мы видим, как герой получает то, о чем так мечтал: работа, женщины, друзья и интересные разговоры, приятные рестораны, теплая постель... Такая легкая, такая чудесная жизнь пришла, когда ее совсем никто не ждал. Что же еще пропойце желать? Только вернуть долг.
Бродяга - человек чести. Дав обещание, он не может его нарушить, оттого он так терзается, когда отходит от своего маршрута путешественника. И сегодня кто же похвастается такой верностью? Поистине, грязный пропойца, заблудшая душа - святой.
«Пьяницы и безумцы — последние святые, оставшиеся на земле»
Сам по себе рассказ (легенда) о пьянице и бродяге, отрешившемся от всего мирского не представлял бы собой интереса, если бы не раскрытие характера персонажа, его внутреннего мира (чаще даже смешения мира внутреннего и внешнего) засчет хорошей постановки и мистической, одухотворенной игры Р. Хауэра.
Итак. Мужчина средних лет - без прошлого и без будущего проживает свое настоящее, живет под мостом и преследует одну лишь цель - выпить дабы забыть, умертвить гнетущее чувство утраты и вины. Пропойца так бы и канул в небытие, не оставив на Земле никокого следа, если бы не чудо.
Чудом этим в свою очередь является нравственное преображение, произошедшее с одним человеком, который и приходит на помощь нашему бродяге. С этого момента для главного героя начинается новая жизнь. Он в буквальном смысле слова, возвращается в колею судьбы, ведущей его к спасению.
Особую роль в фильме играет сочетание звуко- и видео-ряда, которые в свою очередь наложены, нанизаны на философский контекст и призванные слегка размыть черту отделяющую фантазию от реальности. При просмотре обратите внимание на зеркальные отражения - имеет значение - видит ли зеркальный объект герой или зритель - данная деталь несет в себе важное метафорическое значение. Ну а музыка Игоря Стравинского говорит сама за себя.
Хауэр в данной роли предстает этаким чудаком, добряком - всем помогающим, со всеми приветливым, не желающим зла, чуждым корысти и пошлости, он доброжелателен и ничуть не боится и не чурается своего бедственного положения. С развитием сюжета мы постепенно начинаем понимать по какой причине он вынужден оглушать себя лошадиными дозами алгокоголя.
Но получив шанс на преображение и избавление бродяга использует его не сразу. Его всячески отвлекают мирские прихоти, земные дела. Но в итоге, он все же очищает свою душу от всего преходящего, и получает заслуженную награду - смерть легкую и прекрасную.
Затруднительно было бы в нескольких словах описывать замысел фильма и все богатсво символических, метафорических и религиозных контекстов. Режиссер задумал снять многоходовую, многоплановую картину, создав концепт со множеством входов и выходов. Понять полностью я его не смог (как и глубокий характер персонажа скудного на эмоции). В сочетании с удивительной по красоте музыкой и несколько загадочной операторской работой фильм являет собой почти иллюзорную, иносказательную притчу о бытии и смерти. Но, несмотря на казалось бы трагическую тематику он полон веры и добра.
'...Ибо ни к чему другому люди не привыкают с такой лёгкостью, как к чудесам, если они раз-другой-третий выпали им на долю...'
Первая попытка киноэкранизации 'Легенды о святом пропойце' была предпринята ещё в 1963-ом году - режиссёр Франц Йозеф Вильд снял более чем двухчасовую версию романа Йозефа Рота для немецкого телевидения. Фильм, естественное дело, не получил широкой огласки, но произведение писателя не перестало интересовать кинематографистов. Так 'Легенда о святом пропойце' попала в поле зрение одного из самых любопытных итальянских режиссёров своего времени - Эрманно Ольми, неоднократного лауреата различных самых престижных европейских кинопремий, в том числе Каннского и Венецианских кинофестивалей. Для адаптации романа Йозефа Рота, Ольми привлёк Туллио Кезича - одного из известнейших в то время итальянских кинокритиков, публицистов и драматургов. А на заглавную роль - бывшего шахтёра Андреаса Картака, совершившего нечаянное преступление, а ныне бездомного, завсегдатая рюмочных заведений (как бы у нас это назвали), ночующего под мостами - пригласили нидерландского актёра Рутгера Хауэра, который уже имел на тот момент мировую известность.
Эрманно Ольми критики склонны причислять к когорте так называемых неореалистов, хотя сам постановщик это отрицал. Но он часто в своих фильмах задействовал приёмы, характерные для фильмов в этом стиле. То есть, медленное развитие действия, длинный хронометраж, отображение философских и социальных вопросов и проблем на примере маленького человека в бушующем большом городе, где чуть ли не каждый по-своему одинок. Практически всё это отображено в 'Легенде о святом пропойце'. Всё начинается с того, что недавно вышедший из-под моста Андреас Картак встречает почтительного мсье, который, повинуясь собственным пожеланиям, хочет безвозмездно одарить его суммой в двести франков. Андреас не хочет брать деньги просто так и заявляет, что обязательно их отдаст, но великодушный мсье отвечает, что лучше он тогда принесёт их в Церковь святой Терезы, которая находится неподалёку. Андреас даёт слово, что отдаст двести франков в ближайшую воскресную мессу, но невольно он каждый раз не может этого сделать, встречая на своём пути неожиданных людей.
Ольми раскрывает перед нами тему одинокого человека, который внезапно оказывается втянутым в жизненный водоворот, хотя до этого всё его время проходило за очередным бокалом вина. Постепенно всё это меняет главного героя, но он не замечает и того, что сам приносит изменения тем, кого встречает, когда опять хочет отнести деньги в Церковь. И вот тут перед нами раскрывается непостижимая истина: для нас, если мы впервые бы увидели такого, как Андреас, то навесили бы на него клеймо павшего человека, но он оказывается душой и сердцем может быть лучше, намного лучше многих из нас. Он бескорыстен, он честен, он прекрасный друг и любовник. Он мог бы быть хорошим человеком, завести семью, обрести счастье и кров, но одно стихийное мгновение изменило всё. И если вначале фильма персонаж Рутгера Хауэра нам немного непонятен, то даже после неспешного, но чувственного развития, мы как бы проникаемся этим человеком и уже очень хочется, чтобы ночёвки под мостом и пьяное безмолвие наконец-то остались позади как несмешной дурман. Но это фильм о трагедии маленького человека...
Картина Эрманно Ольми 'Легенда о святом пропойце' по произведению австрийского писателя Йозефа Рота получила мировое признание, а у себя на родине взяла четыре статуэтки 'Давид ди Донателло' (итальянский аналог 'Оскара'), в том числе за лучшие фильма и режиссуру, а также была выдвинута на соискание 'Оскара' в категории 'Лучший фильм на иностранном языке', но в конечном итоге так и не вошла в шорт-лист. Но 'Легенда о святом пропойце' того заслуживала, так как это очень глубокая философская работа, полная драматургии, отличающаяся великолепным актёрским воплощением. К тому же это ещё и очень сложная работа, так как не каждый справится с той задачей, чтобы можно было отобразить на плёнке если не всё, то хотя бы многое из того, что хотел сказать писатель в своём литературном первоисточнике. Но всё же надо отметить, что 'Легенда о святом пропойце' - это всё же больше фильм для киноэстетов, для которых работы Микеланджело Антониони, Федерико Феллини и Пьер Паоло Пазолини не являются пустым звуком, а принимаются как культурная ценность.