«Твоя работа - это не ты сам, как и твои деньги в банке, и твоя машина, как и твой бумажник, и твоя одежда» - утверждал Тайлер Дерден. Самокопание - один из излюбленных (и главное – небесполезных) способов времяпрепровождения многих хомо сапиенс. И картина Варнье - отличный повод для очередной попытки разобраться в самой сущности человека. Разобраться, чтобы понять где та тонкая линия, переступив которую, мы теряем право считаться ЧЕЛОВЕКОМ – в том числе, и в собственных глазах. И в ком больше человеческого - в пигмее из африканского племени, живущем простыми и понятными чувствами и привязанностями, либо же в привыкшем считать себя цивилизованным ученом, ради собственной славы и амбиций готового уничтожить себе подобного.... Венец природы, говорите? Возможно, тогда почему нас возмущает тирания в любой ее форме, когда мы сами являемся тиранами природы, давшей нам саму жизнь и все условия?
Фильм Вернье не дает ответы ни на этот, ни на один из других возможных вопросов, которые может поставить себе зритель после его просмотра. Но вероятно, режиссер и не преследовал такой цели. Он просто дал повод задуматься (а получилось это у него достаточно здорово) – и уже за это настоящий сапиенс-зритель будет ему благодарен.
Время идёт. Цивилизации сменяют друг друга, но всегда найдётся тот, кто решит, что он цивилизованнее, гуманнее, человечнее того, кто живёт где-то 'там'. Ему и в голову не может прийти, что кому-то свобода может быть дороже всех благ жизни. Да и что такое блага: машина, квартира и бумажки из Госбанка? Но всё это - предел мечтания лишь сегодня. Но ведь так было не всегда. И будет не всегда.
Р. Варнье снял замечательное кино, которое смотреть тяжело, но вот ощущения после просмотра такие, будто надышался озоном: на душе легко и в голове ясно. Без сомнения достойное кино, которое приятно рекомендовать думающему зрителю.
Режис Варнье - не самый плодовитый режиссер. Но зато все, к чему он прикасается, превращается в золото. Будь то 'Французская женщина' - воплощение чувственности, томления, эротизма, или франко-российский 'Восток-Запад' - олицетворение драматизма, фильм тонкий, сложный, и, не побоюсь этого слова, один из величайших в своем жанре, или шедевр из шедевров 'Индокитай' - все, что создает Режис Варнье, носит отметку 'качество'.
Его фильмы никогда не бывают... как бы это сказать... прямыми, как палка. Они словно хорошие духи - сначала один аромат, потом чувствуется что-то еще, и еще, и раскрывается сердцевина. Или словно калейдоскоп - поверни и картинка станет иной. Так и фильмы Варнье - можно увидеть одну грань, можно 2, можно 5. Наверное, сравнила бы его в этом отношении с Мани Ратнамом.
Этот фильм раскрывает множество тем, обо всех писать было бы долго и утомительно, кто захочет, посмотрит и увидит сам. Я отмечу самую яркую, что проходит красной линией через весь фильм - что такое быть человеком. Это ум, или, быть может, способность его использовать, или образование, или воспитание? Что делает человека человеком? В чем отличие его от животного? И когда человек перестает быть человеком? Когда человеческое существо перестает иметь право называться человеком - когда не умеет пользоваться вилкой и ножом или когда у него нет ни морали, ни капли сострадания, когда он готов на все ради своих целей? Рисовать портреты Режис Варнье умеет лучше других.
И еще, конечно, страшно, что по сути вся человеческая цивилизация это плод бесчеловечного и нецивилизованного. Сколько погибло на алтаре науки? Сколько гибнет до сих пор?
В общем, потрясающий фильм с восхитительным актерским составом, блестящей режиссурой и отличным сценарием.
Фильм о той тонкой грани, которая отделяет человека от животного, о пути познания и самопознания. Об алтаре науки, который не менее кровав и ужасен, чем любой другой алтарь, воздвигнутый людьми во имя очередной идеи. Сюжет и действия героев не всегда логичны, но кто из нас может похвастаться наличием логики во всех наших поступках? Главный герой-антрополог мечется от одной идеи к другой, находя в конце фильма правильный для себя ответ. Впрочем для других ответ на вопрос о том, кто есть человек, а кто животное, вполне может быть и иным.