Нечасто при просмотре мультфильма задаешься философскими вопросами. Откуда у людей личность? Существует ли такое понятие как «судьба»? На протяжении веков философы, богословы и психологи пытались сформулировать то или иное видение этого вопроса. Интересно, что к обширному списку людей, искавших смысл жизни, присоединился главный вдохновитель Pixar-а Пит Доктер – личность, стоящая за нестандартными анимационными фильмами вроде «Головоломки» и «Вверх». В этот раз Доктер продолжил продумывать интуитивную метафору смысла жизни в «Душе» – смелой метафизической драме о том, что движет человеческой личностью. Конечно, можно долго иронизировать, что мультфильмы Pixar повествуют об объектах, у которых вдруг проклевывается душа (у игрушек, «тачек» и т.п.), а в этот раз, простите за тавтологию, душа нашлась у души, однако отметём дурную иронию: простой, но в то же время амбициозный фильм содержит в себе житейские мудрости.
«Душа» начинается со смерти неудачливого протагониста – школьного учителя музыки Джо Гарднера. Разочаровавшийся в своей жизни пианист только-только прошел прослушивание на аккомпанемент знаменитой джазовой певицы и вот, он упал в открытый канализационный люк. Не совсем оптимистичное начало для детского мультфильма. Впрочем, «Душа» во многом не играет по правилам: вместо того, чтобы попасть на Небеса, Джо в новом обличье, похожем на призрака Каспера, оказывается в месте, где новые души готовятся к жизни на Земле. Теперь ему надо отправиться на Землю, чтобы исполнить свою мечту.
Фильм Pixar формирует загробную жизнь в абстрактной форме и делает почти невозможное: оживляет теоретические явления, существование которых лежит в мистической области бытия, и при этом наделяют каждую из них персонификацией. В сценарии Доктера души, перед тем как отправиться на Землю, участвуют в семинарах и общаются с наставниками, чтобы найти свою искру – талант или предрасположенность, которая в определенный момент жизни приведёт к цели всей жизни. Во время своего путешествия по этому прекрасному месту дух Джо знакомится с Двадцать Второй – душе, которая сотни лет томится в этом «предбаннике» бытия и никак не может найти свою искру. От Архимеда до Матери Терезы – все эти выдающиеся люди так и не помогли Двадцать Второй найти предназначение.
Из множества новаторских (и даже авантюрных) идей «Души» одной из самых неожиданных является заявление, что существует такая вещь как чрезмерная зацикленность на мечте или смысле жизни. Да, довольно иронично, что этот урок захотели преподать сотрудники студии, жертвующих своими жизнями ради того, чтобы создавать качественные мультфильмы. А затем Доктер чуть ли не вслух (по крайней мере визуально) произносит ещё один непопулярный мессадж: иногда достижение мечты может заставить чувствовать себя опустошенным. Мечта, так или иначе, эфемерна: в этом «Душа» вышла произведением достаточно искренним и даже радикальным. Доктер говорит: ищите счастье в мелочах.
При этой простоте «Душа» работает сразу на нескольких уровнях. Если придираться, то тематический контент здесь всё равно ориентирован на детей. Тем не менее, восприятие «Души» взрослыми лежит вне умных шуток и отсылок: здесь именно метафизическое толкование, основанное на тех вопросах, которыми взрослый человек так или иначе задается. «Душа» избегает как морализаторства, так и излишне депрессивных коннотаций. И, что интересно, в сценарии отсутствует антагонист: большая часть картины строится на отношениях Двадцать Второй и Джо, т.е. лишение сюжета злодея сыграло скорее на позитив в повествовании и усилило эмоциональное ядро, стерев проторенные сюжетные дорожки, которыми могли воспользоваться.
«Душа» ставит перед собой невероятно высокие цели и, увы, не всегда может их достичь. Например, в анимационном фильме есть несколько незавершенных сюжетных линий: чем ближе мы приближаемся к кульминации, в которой собираются преподать главный урок, тем запутаннее он в контексте сюжета. В «Душе» так много всего, что можно насладиться и поразмышлять, а не анализировать сценарные элементы и тонкости подтекста: всё же эта лента лежит больше именно в подсознательной плоскости.
Почти притча о жизни и смерти, которую дети младшего школьного возраста не поймут ввиду возраста, но всё равно смогут ею насладиться: яркая анимированная драма сложно поддается объяснению с точки зрения смысла и играет именно на эмоциях. Должно быть, это именно тот случай при просмотре, когда ребёнок и взрослый получают одни и те же впечатления, только зритель постарше может объяснить почему он это чувствует, а ребёнок – как он это чувствует. Pixar достигли вершины анимации, музыкального сопровождения, шуток, искреннего представления о жизненных проблемах и опыте, но временами с мессаджами о стремлении к мечте и искре жизни перемудрили: тонкость тут ни к чему. Экзистенциальные кризисы могут загрузить, хотя в «Душе» есть так много всего, чем можно наслаждаться: лишь небольшой оттенок сожаления о недостатке смелости и слишком аккуратной философии.
Сложно писать нейтральную рецензию непосредственно к этой картине по нескольким причинам. Во-первых: объективно мультфильм получился хорошим и качественным, во-вторых: линия отделяющая неоспоримо положительное мнение, всё таки от нейтрального, в данном случае очень тонка и поэтому грамотно сформулировать те нюансы, которых не хватило фильму, в моём случае будет довольно сложно, так как я не профессиональный рецензент или журналист. Но я попробую...
И так, мультфильм 'Душа' получился довольно смысловым, в процессе и после просмотра которого можно подумать о многом 'что такое жизнь?', 'как живу именно я? правильно ли? живу или проживаю?', да и вообще поразмышлять о том, о сём...но я взрослый человек, а не ребёнок, мне 29 лет. И это не есть плохо, в том русле, как показана история, это наоборот хорошо, но, тут как раз таки, мне чего то и не хватило. Если советский мультик в своё время поднимал какую то тему из жизни человека, то делал он это в простой форме, но итог был на подсознательном уровне всегда понятен детям 'не воруй, не ври, помогай слабым' и создавалось это на элементарной базе: белочки и зайчики. Отсюда ребёнку было интересно наблюдать за не замысловатой, но по итогу поучительной картинкой. А создатели 'Души' будто сняли хороший мультфильм для взрослых, но ввиду глубины смысла и повествования, не до конца обыграли персонажей и ситуации. Может экранного времени не хватило, не знаю.
Может это будет звучать субъективно конечно, но: мне не хватило раскрытия взаимоотношений главного героя и персонажа 22, в частности развязка, финал - он на мой взгляд получился довольно скомканным, а так же непосредственное окончание мультфильма. А так, увы концовки мне не хватило.
Мне не хватило раскрытия главных героев в процессе их пребывания во плоти кота и мужчины. Отличная задумка, где каждый из персонажей помогает понять себя и свое предназначение, существование, находясь при этом в разных 'шкурах'. Общение с девочкой саксофонисткой, барбером и мамой перед получением нового костюма, отличные сцены, трогательные, но мне оказалось их мало, для полного раскрытия героя. А так же главный 'антагонист', который и не антагонист то вовсе, но всё же. Акцент на нём есть, но по сути, чего то глобального он в сюжете не несёт. Хотя может показаться, что я придираюсь. Ну и на завершение второстепенные персонажи: в частности те, кто отлавливал заблудшие души, они получились весьма харизматичными, но абсолютно не задействованными. Вот вроде они в центре сюжета и тут же где то на его задворках. Их словно обошли, хотя при этом в них чувствовался потенциал.
В итоге наверняка весьма субъективно я выразил свои мысли, и не рецензия это получилась вовсе, ну как смог. На мой взгляд в предыдущей картине, одного из режиссеров 'Головоломка', так же была поднята довольно таки интересная и смысловая тема и при этом персонажей в картине было достаточно, но по мне, они в полной мере гармонировали с экранным временем и показали себя на должном уровне все до единого. Отчего недосказанности по итогу просмотра у меня не возникло. Отсюда и фильма 'Головоломка' получился более полноценным в моём понимании. И тем не менее, спасибо создателем картины 'Душа', за то что в наше порой, как кажется безнадёжное время, есть люди, которые делают искренне и от души.
Вопросы задают тысячи лет, но не так уж часто авторы мультфильмов решаются дать подобную пищу для размышлений детворе. К счастью, Pixar уже относительно давно говорят с подрастающим поколением на равных, заодно радуя и взрослых.
'Душа' - это история джазового музыканта Джо Гарднера. Он преподаёт музыку в школе, и мечтает о большой сцене. И, вот, ему выпадает шанс. В порыве эйфории Джо мчится сквозь нью-йоркские улицы и падает в канализацию. За этим следует очевидная смерть, но музыкант не отправляется на небеса. Он пока что в местной версии лимба и призван как наставник помочь новым душам отыскать искру. И тут появляется Номер 22 - дух, так и не отыскавший своё предназначение за тысячи лет, какой бы великий ему ни помогал.
Пит Доктер здесь словно бы продолжает свою 'Головоломку', персонифицируя какие-то эфемерные вещи из нашей жизни. Будь то вдохновение, способное мгновенно улетучиться или наличие природных талантов - все это прекрасно и необычно проиллюстрировано. Даже явно подсмотренный у Демиена Шазелла момент фильма, где главный герой использует фортепиано, чтобы уйти от реальности, выглядит здесь свежо.
'Душа' - это невероятно глубокий и серьёзный мультфильм о поиске предназначения, которое все мы ищем где-то не там. Да, можно сказать, что большинство работ студии Pixar об этом, но именно в их последнем творении можно узреть настоящую зрелость.
Несмотря на разговоры о смерти, эта картина написана очень яркими и светлыми красками. От этого даже трогательнее. Эта картина - настоящий джаз. Этой сложнейшей для восприятия и абсолютно всегда теплой музыке неспроста отведена одна из важнейших линий фильма.
Смысл жизни в том, чтобы придать этой самой жизни смысл.
'Душа' выходит в свет в идеальное для человечества время, - тогда, когда мы чаще, чем раньше остаемся наедине с собой для того, чтобы понять, что для нас важно. Мультфильмы от Pixar всегда старались говорить с нами, зрителями, о тех самых правильных вещах, которые и делают нас людьми. В 'Душе' авторы копают еще глубже, задаваясь вопросами более глобальными чем дружба, семья или даже любовь, что почти в каждом проявлении искусства является наиболее важным и загадочным элементом. Очередной проект студии задает множество вопросов, одним из которых является вопрос человеческого предназначения, или же, говоря уже совсем обобщенно - смысла жизни. Тяжелая артиллерия для детей и пища для размышлений для взрослых.
Каждый замечал, что многие вещи в нашем существовании, происходят по истечению обстоятельств. Нередко мы готовимся к чему-то, планируем, а взамен получаем что-то совершенно иное, иногда хуже, а иногда и лучше того, к чему мы стремились изначально. Слышали с вами кучу историй о том, как кто-то хотел кем-то стать, но освоил совершенно другое дело только потому, что так получилось. 'Я не хотел быть учителем. Я не хотел быть инженером. Я не хотел становится архитектором. Так получилось.' Мультфильм пробует раскрыть проблематику таких ситуаций, изучить ее и дать ответ на заданный вопрос. Иногда предназначение формируется само собой. Все зависит от выбора человека, внешних обстоятельств и типа личности, который заложен в каждом из нас.
Дело в том, что 'Душа', как было сказано выше, только пробует найти ответы на интересующие нас вопросы, но интерпретировать их придется каждому индивидуально. Стоить сказать, что очередной проект Pixar справляется с поставленной на себя задачей - он мотивирует зрителя на размышления, а одна из основных целей искусства, на мое субъективное мнение, это цель эмоциональной или умственной встряски. После просмотра мультфильма смотрящий обязательно задумается над тем, почему он там где он есть и имеет ли его жизнь смысл. Убежден, что нам нужно задавать себе эти вопросы почаще. Возможно, это занятие поможет человечеству стать чуть более счастливым. Ну и напоследок хотелось бы отметить чудесную стилистику. Браво.
Создавая мир, полный позитивных впечатлений, авторы Души упустили, как мне кажется, один из главных моментов — мир не построен лишь на ярком солнышке, хорошей музыке и вкусной пицце.
Идя по пути становления и самоопределения, человек, живя свою жизнь, приходит к тому, что в мире всё важно и нужно — и то, что ты любишь и то, что не любишь. Приятны и будни и праздники. И хорошее и плохое, и добро и зло. Ведь без одного, не ясно где и для чего другое.
Жить полной жизнью — это успокоить постоянный бег с препятствиями за достижениями в своей голове и начать смотреть по сторонам, слушать и вдыхать не торопясь. Уметь радоваться хмурому дню и знать, что можешь улыбнуться, даже, когда всё плохо, ведь ты это всё ещё МОЖЕШЬ.
А это парень в шляпе — умудрился начать жизнь с чистого листа и не испытал по этому поводу и малейшего вдохновения, возможно сравнимого с игрой на клавишах. Он не кричал от радости, обретя новую возможность и не восхитился тому, что побывал там, откуда нет выхода. Его взгляд — это видение мира для подростка, которое диктует корпорация Дисней, которая сама давно уже потеряла Душу. Куда честнее в этом плане получился В-АЛЛИ, чья душа хоть и электронная, но зато гораздо более близкая и понятная.
Твоя искра - это не цель. Последний слот заполняется тогда, когда ты готова ЖИТЬ (с)
Красивая философская сказка о том, что же «на самом деле» творится в мире наших душ, какой путь они проходят, прежде чем попадают на планету Земля, и какие метаморфозы с ними происходят в мирской жизни. Хороший способ задуматься о своей душе, и о том, как часто мы следуем её зову и опираемся на неё в моменты принятия решений. А также, можно круто переосмыслить свою жизнь и увидеть в ней СВОЙ смысл существования. Стоит сказать, что в этой истории нет злодеев, а есть лишь запутавшиеся в себе люди. И «Душа» говорит, что иногда мы сами — наши главные враги.
Итак, в фильме два равноправных главных героя – джазовый музыкант Джо Гарднер и душа по имени «22», которая никак не может найти свою «искру», для того чтобы воплотиться в земной жизни. Их встреча – это алхимия Смысла и Предназначения.
Джо – фанатик, потерявший и себя, и разум от своей любви к музыке. Двадцать вторая – скептик, который не верит ни во что и ни в чем не видит смысла. Первый вовлечен в Идею с потрохами, вторая – категорически не хочет вовлекаться ни во что!
И мы видим с вами классическую историю - если ты хочешь кого-то вытащить из ямы, попроси его помочь тебе. После того как Джо попал в Великое Запределье, его поставили Наставником 22й. Но попытки «помочь» ей найти свою искру, как и много столетий до – потерпели неудачу. А вот когда стало понятно, что выручать надо самого «наставника», 22я включилась по полной. После этого, началась удивительная история их метаморфоз.
22я показала Джо ему его фанатичную слепоту, и параллельно, смогла сама увидеть красоту живого. Она искренне, с чистого листа смотрела на эту жизнь и видела в ней много того, чего мы не замечаем в ежедневной суете и в гонке за идеями. Главное — замечать красоту вокруг и жить как в последний раз!
Джо – классический пример человека, который зацикливается на одной цели и кладет на ее достижение всего себя целиком. Очень часто бывает так, что когда такая цель достигается, человек теряет смысл жизни и себя самого. И вместо того, чтобы наслаждаться достигнутым, человек либо падает в депрессию, либо находит другую цель, к которой снова стремится с такой же фанатичностью… в любом случае, он точно не замечает жизнь. Он видит смысл жизни в достижении, но не видит в процессе. И когда очередная цель достигнута, он проживает либо метафорическую смерть, либо иногда умирает на физическом уровне. Жизнь – это не цель. Жизнь – это процесс. Не важно сколько целей ты достиг в итоге, важно то, как ты шел к ним: с удовольствием, или не видя ничего по дороге. Итог у всех, увы и ах, один. Так стоит ли оно того? Если в погоне за целями, ты пропустил и не заметил жизнь, зачем тогда они нужны?
Очень интересно в фильме показано пространство Потерянных Душ, одержимых какой-то идеей. И крайне любопытно, что они находились в одном пространстве с душами Одухотворенных людей, находящихся на пике вдохновения. Одно от другого явно не далеко ушло. Так в чем же разница? В чем разница между одержимостью и вдохновением? В какой момент вдохновение превращается в одержимость? Мне кажется, ответ заложен в самих терминах. Вдохновение – вдох - дышать - жить. Одержимость – держать – контролировать – напряжение – закостенение - смерть. Когда мы пытаемся удержать и проконтролировать свое вдохновение, мы превращаемся в одержимых черных монстров, потерявших всё, а самое главное – саму жизнь. То, ради чего мы здесь.
Признаком одержимости является идея о том, что если я достигну своей цели – измениться всё, вся моя жизнь! Помните диалог Джо с Дороти после концерта?
- Я всё пытаюсь найти эту штуку, которую они зовут Океаном... - обратилась молодая рыба к самой старой.
- Океаном? - спросила старая рыба. - Так это то, где ты сейчас находишься!
- ЭТО? - ответила молодая рыба. - Это просто вода! А мне нужен океан!
Проблема 22й, на самом деле, является зеркальным отражением одержимости Джо. Она все время искала Идею, которая вдохновит её на жизнь на земле, но ни одна идея, не была настолько идеальна, чтобы стать её путеводной звездой в земную жизнь. И только когда, волею случая, она попала на землю, пусть хотя бы и в чужом теле, разглядывая жизнь сквозь призму любопытства, она почувствовала тот самый смысл и вкус, ту самую «свою искру» – наблюдать и быть.
И это еще один крайне любопытный, на мой взгляд, момент в фильме. Кстати, один из самых сложных, грустных и эмоциональных. Эпизод, когда 22я попадает в пространство своих страхов. Рискну предположить, что она всегда подозревала в чем на самом деле её искра. Но…
Знаете, бывают такие удивительные люди… очень тонкие, очень ранимые, очень уязвимые и очень творческие и прекрасные. И это настолько прекрасно и настолько тонко, что почти любое прикосновение этого мира причиняет им боль. И тогда они отращивают броню цинизма и сарказма, чтобы защитить то тонкое и прекрасное, что живет внутри них. Но иногда, увлекшись отращиванием брони, они забывают о том зачем она им нужна и теряют связь с тем, ради чего это все затевалось. И становятся чёрствыми и вредными циниками и скептиками. 22я из них.
«Твоя искра - это не цель. Последний слот заполняется тогда, когда ты готова ЖИТЬ!» - самая важная фраза и мысль этого фильма. Только когда вопреки всем нашим страхам, сомнениям и попыткам самоуничтожения, мы все таки решаемся стать ЖИВЫМИ, только тогда начинается наша ЖИЗНЬ. И никак не раньше. Все что ДО – это лишь подготовка и поиск. Поиск возможности проявить Себя Настоящего и Живого. И только тогда заполняется последний слот путевки в нашу настоящую Жизнь на планете Земля.
Отличный мультфильм для взрослых. Но стоит ли его показывать детям?
Под конец 2020 г. студия Пиксар выпустила очередной анимационный шедевр - мультфильм 'Душа'.
Даже не стоит говорить о том, насколько он красиво сделан, насколько он оригинален, смешен и интересен. Режиссер Пит Доктер работал ранее над мультфильмами 'Корпорация монстров', 'Вверх', 'Головоломка' и продолжает держать планку качества на высочайшем уровне.
Мультфильм 'Душа' сначала кажется похожим на недавний фильм Дэмиена Шазела 'Ла-Ла Ленд' 2016 г. Главный герой - мужчина, который увлечен джазом и единственное о чем он мечтает - это профессионально заниматься музыкой. Но довольно быстро выясняется, что главный герой фильма умер и попал в некий распределительный центр для душ. Тут зрителю может показаться, что его ждет мультфильм, похожий на гениальную 'Головоломку' 2015 г.
Но затем сюжет вновь неоднократно совершает резкие и неожиданные переходы, которые однозначно дадут понять - подобного мультфильма вы еще никогда не видели.
'Душа' - это экзистенциальный фильм. Он посвящен главному вопросу, преследующего человека на протяжении всего жизненного пути - какова цель жизни? зачем я был рожден? на что мне стоит потратить свою жизнь?
Без сомнения мультфильм 'Душа' способен оказать терапевтическое воздействие на своих взрослых зрителей. Он действительно заставляет задуматься о том, на что мы тратим свою единственную и скоротечную жизнь. Правильно ли мы расставили свои приоритеты и ценности. Стоит ли нам зацикливаться на проблемах и неудачах.
'Душа' - это панегирик обыденности. Создатели фильма говорят вам - наслаждайтесь жизнью, узрейте прекрасное в окружающем, не гонитесь за несбыточными мечтами, любите свою семью... Это все звучит очень привычно не правда ли? Весь прошедший год, когда весь мир жил в режиме пандемии и неопределенного кризиса, нам внушали эти идеи. И продолжают внушать...
Для нас, для взрослых людей, чья жизнь уже устаканилась, такие идеи жизненно необходимы. Далеко не все из нас живут той жизнью, о которой мечтали. И чтобы испытывать благодарность за то, что мы имеем, чтобы научиться получать удовольствие от реального, а не фантазируемого, нам всем приходится пережить не один кризис и поработать со своими представлениями о смысле собственной жизни.
Однако хорош ли мультфильм 'Душа' для детей? Помнится раньше все истории для детей гласили: для того, чтобы получить то, что ты хочешь, нужно идти к желаемому. Нужно преодолеть внутренних и внешних монстров, пройти тернистый путь и в итоге твои деяния вознаградятся. Эти мультфильмы мотивировали. Мотивировали поступать хорошо, ставить перед собой цели, не бояться трудностей, верить, что желаемое достижимо.
Но 'Душа' провозглашает совсем другие ценности. Он показывает мир, в котором нет зла, которое надо победить, чтобы добро победило. Он показывает героя, которому не стоит ставить перед собой амбициозных целей. Он показывает героя, который понимает бессмысленность длительной гонки за желаемым. Мультфильм говорит: все, что тебе нужно у тебя уже есть. Не нужно пускаться в путь, чтобы достичь чело либо. Сиди на месте, смотри на голубое небо, слушай музыку, кушай вкусную еду. Если у тебя есть какие-то увлечения, не нацеливайся сделать их делом своей жизни, не мечтай достичь славы и успеха в этой области - пусть твое увлечение просто останется твоим хобби...
Возможно все эти идеи правильные, и новое поколение детей, выросшее на подобных ценностных ориентирах вырастет куда счастливым чем мы. Ведь формула счастья давно известна: чем меньше разница между желаемым и обладаемым, тем счастливее человек. И достичь счастья можно не только увеличивая обладаемое, но и просто уменьшая желаемое.
Эти ценности кажутся идеальными и слишком утопичными. Возможно мы не правы, но жизнь без стремления к приключениям и личностным достижениям кажется слишком статичной и похожей на смерть. Ведь не случайно к концу мультфильма 'Душа' нам уже все равно, вернется ли главный герой жить на Землю, или останется в загробном мире. Разницы все равно ведь нет...
Нет никаких сомнений, что пиксаровцы были, есть и остаются главными концептуалистами от мира американской студийной анимации. Пока другие аниматоры с разной степенью успешности пытаются ввернуть в свою CGI-машинерию максимум постмодернового спектра, лишь для галочки придерживаясь классического событийного догмата, или клепают абсолютно натужные и необязательные сиквелы, по максимуму выдаивая успешные идеи, или перепридумывают образы нафталиновых принцесс в новых обстоятельствах, студия Pixar даже в своих относительно слабых проектах или притянутых за уши сиквелах умудряется сотворить концепт удивительной мощи и эмоциональности, несмотря на то, что в основе всегда лежит традиционная несокрушимость человеческих ценностей.
В этом году Pixar доказали свое превосходство обаятельным «Вперед», а закрепили блестящей «Душой», способной, кажется, превратить ваши слезные железы в мелкие сморщенные изюмины. И это не удивительно, учитывая что рулил этим процессом Пит Доктер, доказавший своей шедевральной «Головоломкой», что уж мастерски манипулировать эмоциями своей аудитории ему не составляет особого труда. Да и мы рады попасть под столь искусные сценарно-режиссерские чары: что стар, что млад.
Джо Гарднер, учитель музыки в средней школе, давно мечтал исполнить джазовую музыку на сцене и, наконец, получил шанс произвести впечатление на других джазовых музыкантов во время выступления в Half Note Club. Однако из-за несчастного случая душа Гарднера отделяется от его тела и переносится на «Семинар «You», в котором души развиваются и приобретают пристрастия перед тем, как их переносят к новорождённому ребенку, и Гарднер должен работать с душами на тренировках, например, такими как 22
Пиксаровским авторам уже не впервой говорить со своим юным зрителем на довольно щекотливые и трудные темы: в «Тайне Коко» это был диалог о самых травматических переживаниях в жизни любого человека, а уж тем более ребенка, и попытка яркими визуальными образами поговорить на пугающую даже самых стойких взрослых тему смерти. «Душа» же пусть оперирует не столь деликатными, но от этого не менее сложными темами, которые подчас практически невозможно адекватно донести до понимания неусидчиво-любознательных чад: Что есть душа? Что такое вдохновение? Мы приходим в этот мир с каким-то базовым набором и за нас все предопределено или мы сами учимся восполнять свои душевные пробелы? Риторические вопросы, которые терзали и будут терзать лучшие умы человечества еще не одну тысячу лет. Получим ли мы ответы? Это вряд ли! А вот попытаться забавно пофантазировать на эту тему и попытаться приблизиться к пониманию- это пожалуйста, тем более когда за дело берутся кудесники из Pixar. «Душа» это нарративно обаятельная и визуально эффектная вариация на тему, занимательная и как всегда блестящая и до мелочей продуманная попытка заглянуть за пределы нашего восприятия. И в этом величие творений сей анимационной студии: из собственных догадок, измышлений, предположений и домыслов выстраивать невероятно правдоподобные миры, красочные и визуально буйные вселенные- детально проработанные и идейно отточенные до совершенства. А уж тем более, когда это приправлено импровизационной силой джаза…Ммм! Настоящее анимационное чудо!
Вердикт: Кулик в восторге от этого анимационного болота!
За эйджизм не извиняюсь. Детский=примитивный, простой, находящийся на поверхности.
Итак, от мультика я мало чего ожидал, но надежда расчувствоваться до слёз во время сеанса во мне была и не умирала. Я помнил свои впечатления от «Тайны Коко» и «Головоломки», я знал, что мультики производят на меня впечатление. Однако…
Однако «Душа» оказалась простовата. Но я не недоволен — я удовлетворён увиденным; просто теперь понимаю, что необязательно смотреть такое. Чем же мне не понравился мультик? Пиксар задаётся вопросами из среды экзистенциальных потребностей человека не в первый раз. В «Душе» поднимается вопрос, который я сейчас неверно сформулирую, но смотревшие меня поймут, — «зачем жить?». No.22 не хочет на Землю, потому что не понимает, зачем. Джо пытается объяснить ей, разрешая свою проблему. Но в итоге оказывается, что Джо сам ошибался. За тем, чтобы чувствовать вкус этой жизни. Чтобы не быть рыбкой, которая хочет океан.
Мне не нравится ответ. Это ответ массовый, скучный и примитивный. Да, жить моментом, наслаждаясь жизнью — это то, чего не хватает современному человеку. Этот мультик заставляет обывателя задуматься над своей жизнью и рутиной.
Концовка скомканная — ни слезинки не проронил. Не было момента, когда весь инструментарий мультипликации соединился и разворошил душу.
Конечно, это красиво. Нью-Йорк это красиво, джаз приятно, «жизнь до» сделана мягкой, округлой с точно подобранной цветовой гаммой. Здесь Пиксар великолепен.
Мне понравилось, как в мультике обесценивается искусство; это переломный момент в жизни Джо. Не буду спойлерить, но мысль у режиссера верная и гармоничная, что ли…
Джо Гарднер – стареющий школьный учитель музыки, с недавнего времени – на полную ставку. Но его призвание не в этом – Джо с детства обременён мечтой об одной из лучших составляющих американской культуры, по мнению его отца – то есть о джазе. Как раз в день радостной вести о полной ставке в школе, влекущей за собой стабильный заработок, достойную пенсию и социальное обеспечение (своеобразные маркеры «обычной», противопоставленной мечте деятельности), уже настоящий учитель получает предложение выступить на концерте с легендой джаза. Джо на крыльях радости проходит прослушивание, и, направляясь домой, падает в открытый люк. То, что происходит дальше, в кино выглядело бы абсурдно и неуместно: душа Джо оказывается на эскалаторе, где вместе с другими душами ждёт отправки своеобразное посмертье – The Great Beyond. Но душа героя бунтует, сопротивляется и – сваливается в обратную область Пространства – The Great Before, где будущие человеческие души только формируются и готовятся к отправке на Землю.
Pixar и Пит Доктер снова исследуют возможности анимации как таковой. На этот раз мы видим не экранизацию чувств, авторы идут дальше и показывают те образы, которые сложно даже вообразить – парящие души, существование которых оспаривается и утверждается на протяжении всей истории философии, а также области, откуда эти души исходят и куда уходят. Безграничные графические возможности анимации обеспечивают материализацию даже и самых абстрактных понятий, для которых человечество не придумало хоть сколько-нибудь сопоставимых слов – этого не может кино. В «Душе» Пит Доктер буквально взлетает в эмпиреи сознания, но не затем, чтобы что-то там новое открыть или утвердить относительно мироустройства и свойств самой души, но чтобы оттуда, с той высоты и бесконечности, взглянуть на нашу с вами жизнь.
А по ходу путешествия по пространствам верхнего и нижнего миров перед нами встаёт целая галерея человеческих образов и характеров: добрый и проницательный парикмахер, который выбрал свою профессию для того, чтобы общаться с разными людьми, высокомерная джаз-дива, которая, впрочем, по-настоящему наслаждается делом своей жизни – музыкой, а также Душа 22, которая не может найти свою «искру» и собирается провести остаток вечности в бестелесном состоянии, не рождаясь на Земле, где ей не интересно, и т.д. Мысль о самобытности и индивидуальной судьбе каждого человека подаётся тут небанально, как раз через эту галерею образов.
Но главное, к чему приходит Пит Доктер в изучении человеческой жизни с точки зрения бесконечности, это парадоксальное и так не соответствующее современной медиаповестке, льющейся со всех сторон и из каждого угла, о том, что каждый человек обязан найти в жизни своё дело и положить за него целую жизнь. Жизнь, по мнению создателя, предназначена просто для того, чтобы её жить и ею наслаждаться. Как раз это необъяснимое счастье жизни, содержащееся в вкусной пицце, кружащихся осенних листиках и отблесках садящегося солнца на асфальте, и является ответом на вопрос о её смысле.
«Душа» в итоге цепляет именно этим тёплым, уважительным отношением к жизни во всех её проявлениях. И поразительным образом восхищение авторов перед милыми старыми костюмами, джазом, солнечными лучами, искусством, полутёмными барами, любимыми людьми – перед всеми составными частями жизни – переходит к нам.