Думаю в мире уже нет ни единого человека, кто не слышал о Шерлоке Холмсе. Ведь это гениальное произведение замечательного писателя Артура Конан Дойла, уже давно стало настоящей классикой мировой литературы. Нет ни одного книжного магазина где не продаются книги об этом знаменитом сыщике. А уж сколько снято экранизаций !? Не думаю, что кто либо сможет посчитать. Это литературное произведение уже давно признали самым экранизируемым романом за всю историю мирового кинематографа. Но однако, ни одна экранизация, даже Британская, не сравнится с нашим отечественным сериалом о Шерлоке Холмсе. Зрители во всем мире признали это ! Даже английская королева признала Василия Ливанова лучшим исполнителем роли этого гения дедукции. Рассмотрим поподробнее...
'Шерлок Холмс и Доктор Ватсон : Знакомство ' - самая первая часть нашего советского сериала, поставленного замечательным режисером Игорем Масленниковым. Сюжет этого фильма, является интерпритацией сразу двух рассказов о знаменитом сыщике. Это «Этюд в багровых тонах» и «Пестрая лента». Ну ладно перейдем к самому сюжету.
Молодой доктор по фамилии Ватсон возвратился из Афганистана в родной туманный Лондон. Ему нужно недорогое жилье. И вот, по совету друга, он поселяется в маленьком домике на Бейкер-стрит. Его хозяйка — милая чудаковатая старушка мисс Хадсон. Также там имеется сосед — некий мистер Шерлок Холмс. Это непонятная и таинственная личность — к нему в гости приходят оборванцы и бандиты, а иногда полицейские и лорды. Кто же он? Доктор в растерянности…
Не сказать, что я всей душой люблю это кинопроизведение, значит не сказать ничего ! Этот фильм и по сей день, является для меня одной из лучших экранизаций за всю историю ! Я убежден, что лучшего детектива, уже не будет. Самое удивительное, что этому фильму, уже больше тридцати лет, но мы, простые зрители, все еще наслаждаемся этим замечательным кинополотном, и смотрится оно, для своего времени просто потрясающе.
Об актерской игре говорить бесполезно, но очень хочется выразить свое почтение к этим замечательным людям, многих из которых к сожалению сегодня нет в живых. Все актеры сыграли великолепно. Василий Ливанов, безусловно является лучшим Холмсом за всю историю, и его никто не затмит ! Ныне покойный Виталий Соломин мастерски справляется с ролью Ватсона. Рина Зеленая в роли Миссис Хатсон, хоть и является эпизодическим персонажем, но свою роль играет просто потрясающе.
Резюмирую. Неповторимая классика, не только отечественного, но и мирового кинематографа и просто отличное кино. Любители произведений Артура Конан Дойла эту ленту уже наверняка оценили остальным - же тоже очень советую. Шедевр на все времена.
Этот фильм можно смотреть без начала и конца, эту заглавную мелодию я огу слушать до бесконечности, этот голос Холмса можно узнать из тысячи, а его фраза `Это элементарно, Ватсон!` вошла в обиход обычного зрителя и все потому, что это:
Ш - шедевр отечественного и мирового кинематографа, фильм, снятый по роману Артура Конан Дойля стал для меня открытием, когда я увидела эту экранизацию.
Е - если, даже Королева Англии наградила Василия Ливанова почетным орденом, признавая тот факт, что советский Шерлок Холмс -лучший в всем мире, то что ж говорить про нас - простых зрителей...
Р - Роли расписаны как по нотам: Виталий Соломин в роли Доктора Ватсона - трудно кого-то другого представить в этой роли, а Рина Зеленая в роли миссис Хадсон - эта бабулька еще покажет все свои способности в дедуктивном методе, ну а сам Холмс - это неподражаемый Василий Ливанов, который навсегда будет тем самым Холмсом..
Л - любимое хобби мистера Холмса - это расследование таинственных преступлений и убийств. Он знает, что дедуктивный метод никогда не подводит.
О - Оружие Холмса - это его `серое вещество`,ведь благадаря уму и смекалке, он может найти преступника и обезвредить самого сильного противника.
К - костюмы, декорации, музыка - все пропитано Англией 19 века, все изысканно, и так реалистично (это ведь были 80-е года, когда в стране полный дефицит всего, и так воссоздать все в духе Конан Дойля - это иметь талант).
Х - Хватит и того, что более 200 раз экранизировали Шеролоа Холмса и доктора Ватсона, и только одна единственная экранизация Игоря Масленникова, стала настоящим шедевром.
О - обстоятельства при которых познакомились Ватсон и Холмс прозаичны, но то что следовало за этим знакомством - переросло в дружбу, которая прошла не одно испытание на прочность и все-таки выстояла...
Л - любовь всей жизни мистера Холмса -это неподражаемая и прекрасная Ирен Адлер.
М - Майкрофт Холмс, старший брат Шерлока, который при всей живости ума, слишком ленив, чтоб гоняться за преступниками. Одна сцена, когда Шерлок Холмс знакомит Ватсона с братом и дальнейшее их соревнование по поводу прохожего, чего стоит!
С - смотреть всем без исключения. Это классика, которую надо знать..
Этот каноничный литературный персонаж вот уже более чем столетие не нуждается в представлении – его имя знает каждый школьник, а ежегодно десятки интерпретаций его приключений в формате книг, фильмов, компьютерных игр выходят в свет. После просмотра первого фильма в легендарном цикле советского кино, я остаюсь в недоумении, как мог годами откладывать «до лучших времен» знакомство с творчеством Василия Ливанова и Виталия Соломина в легендарных образах.
Уже начальная сцена с титрами на фоне невыразительных тонов воплощает в себе истинный дух творчества Конан Дойля. Когда же впервые звучит известная музыкальная композиция – хочется обвернуться пледом у камина за чашкой ароматного чая. После предыдущего рваного и выборочного знакомства с этим сериалом, калейдоскоп моих же собственных эмоций застал меня врасплох уже на первых минутах просмотра. Как понятно из названия, в этом фильме действительно обыгрывается знакомство двух будущих друзей и, как мистер Ватсон любит говорить, коллег. Эти сцены, пожалуй, лучше всего характеризует фраза о том, что первое впечатление зачастую обманчиво. Уже в первой половине фильма задается тон всему происходящему – тонкая грань между детективом викторианской эпохи и юмористическими и ироническими вставками. В этом смысле картина дарит не только вовлеченность на уровне тренировки собственных интуиции и смекалки, но и позитивные, мало с чем сравнимые эмоции.
Справедливости ради стоит отметить, что основные события фильма, за редкими исключениями на свежем воздухе, разворачиваются в стенах нескольких помещений. Легендарные апартаменты на Бейкер-стрит 221-B воплощают в себе одновременно и умиротворенность, столь необходимую для аналитического метода Шерлока Холмса, и место, где эксцентричность двух главных героев, особенно в первое время, получает необычные проявления. Удивительно, но во время просмотра не создается впечатление, что за окнами знаменитого помещения находится Лондон конца XIX века. Это правильно было бы причислить к недостаткам, если бы не потрясающая книжная атмосфера – такая тягучая и правдивая, что в нее хочется верить. В моем понимании такой эффект достигается за счет особенностей кинопроизводства в СССР и их восприятия зрителем сегодня. Звук больших, с человеческий рост, часов в гостиной, преобладание невыразительных темных тонов в интерьере и одежде, книжная, как я успел ее окрестить, атмосфера – я уверен, что большинство зрителей, особенно старшего поколения, почувствуют это хитросплетение двух эпох и культур, которое в итоге подарило нам вот такую историю.
Сами герои получились настолько похожими, насколько и разными. Контраст их отношения к окружающему миру, умноженный на отлично прописанные образы, как мне кажется, подарил не только советскому кино, но и всему миру один из самых интересных и запоминающихся актерских дуэтов. Классическое исполнение разработанных Конан Дойлем образов дает возможность на час с лишним прожить вместе с героями эту историю. На протяжении всего просмотра меня не покидало ощущение дежа вю – довольно забавно слышать голос Карлсона и Крокодила Гены, а на экране видеть Василия Ливанова. В завершении хочу сказать, что ни в одном моменте не возникает желание пропустить тот или иной диалог, либо целую сцену. Ситуация такая же как с литературными произведениями – одни читаешь взахлеб, впитывая каждое слово, другие – сам для себя сокращаешь. Здесь же хочется услышать каждую реплику, запомнить жесты эмоции героев.
Чем нелепее и грубее кажется вам какая-нибудь деталь, тем больше внимания она заслуживает. Те обстоятельства, которые на первый взгляд лишь усложняют дело, чаще всего приводят вас к разгадке.
Прекрасный период СССР, выход многочисленных прекрасных картин, которые навеки легли в память каждого жителя страны и каждого ребёнка. «Война и мир», «Мушкетёры», «Человек с бульвара капуцинов», «Собачье сердце», и, конечно же «Шерлок Холмс» Игоря Масленникова, который даже британцы признали лучшим, ну а что уж говорить о нас, коренных русских зрителей. Хотя я не разделяю принцип «Наш лучший, все остальные скука», квасным патриотизмом пахнет, не более, а про конструктивную критику в адрес других экранизаций большинство наших зрителей может просто напросто забыть. Хотя, в целом, тут понять легко их можно. Но, во всяком случае, не стоит забывать про британский сериал с Джеремми Бретом, который вышел, кстати, намного ближе к первоисточнику, нежели наш. Ознакомиться прошу, а на моё такое мнение не обижаться.
Насколько я знаю, помимо сериала Масленникова, в России было ещё как минимум несколько «Холмсов», о которых я пока имею малую информацию. Телеспектакль «Собака Баскервилей» и какая-то комедия, которая вышла несколькими годами ранее (за неточность прошу прощение). С момента выхода первых двух серий, наш зритель потребовал продолжения, хотя у режиссёра планов таких, наполеоновских вообще не было. И пришлось следовать зову народа, что в итоге сделала Василия Ливанова и Виталия Соломина кумирами миллионов. Хотя обычно, когда лишь спрос рождает продолжение, то это заканчивается, например, совершенно ненужными сезонами «Сверхъестественного» или ещё какой-нибудь американской мыльной оперы, остатки которой держится буквально на актёрах исполняющих главную роль. Лишь бы подобная ситуация не повторилась с «Шерлоком» от BBC, а то не хочется, чтобы из прекрасного продукта превращали в хавчик для народца. Ну ладно, думаю после скромного вступления можно, и приступить к обзору.
Знаете, а ведь товарищу Масленникову было трудно экранизировать сэра Конан Дойла, ибо «Строгая советская цензура», которая прекратилась вроде бы в конце 80-ых, тогда вышла экранизация повести «Сандро из Чегема» о судьбе Иосифа Сталина и ещё нескольких известных исторических лиц. Хотя книга (как и фильм) были в целом просто альтернативной историей этакой, но у экранизации была такая, же судьба, как у нашей экранизации «Джекилла и Хайда», «Человека-невидимки» и «Героя нашего времени».
За последние несколько лет мир просто захлестнула «Шерлокомания», а ведь всё началось с милого развлекательного боевичка от Гая Ричи, потом идёт современная адаптация от BBC, но маркетинг это коварное дело, а продюсеры и босы киностудий коварнее профессора Мориарти. И теперь нам, знатокам, ожидать американскую версию с Ватсоном девой-азиатом, и «как бы много бюджетный» будущий русский сериал, признаюсь у меня мурашки по коже. Сила маркетинга, страшная сила.
Скажите, что для вас значит английское кино? Если верить милой энциклопедии «Википедия», то это когда каждый кадр, берёт своей красотой и эстетичностью. Хотя задал весьма глупый вопрос, понятие практически одно и тоже. И когда я смотрел этот сериал, было очень трудно оторваться от этих восхитительных историй, с гениальными актёрами и потрясающей атмосферой викторианской Англии. Дом на Бейкер-Стрит, атмосферные и покрытые туманом улицы Лондона, Рейхенбанский водопад, дом Ирэн Адлер, болота у Баскервиль Холл. Милый и лёгко поддающийся троллингу Скотланд Ярд, изысканный эстет Холмс и его верный друг Ватсон, коварные преступники, гениальный профессор Мориарти, охотник за головами- полковник Себастьян Моран, прекрасная Ирэн Адлер, коварный мистер Степлтон и его верная дворняшка. Просто роман на экране.
Пусть американцы подавятся своим экшном, пусть дорогие наши британцы придумывают новые образы и оригинальные идеи(только не подумайте, что у меня к ним негативное отношение), но лучше нашего Шерлока (и ещё парочки) всё равно не будет. Сериал на века, который является классикой не только нашего русского кино, но и всего кинематографа в целом. Бесценная классика.
Сам Конан Дойль не очень любил свои истории о сыщике с Бейкер-стрит, но именно они принесли ему мировую славу. И, конечно, кинематограф не мог оставить Холмса в небрежении. Говорят, сама английская королева признала Ливанова самым лучшим из кино-Холмсов, и, хотя я видела всего лишь еще пару фильмов о нем и сама сравнить не могу, королеве я верю.
Да, Ливанов очень хорош. У него интересная внешность и характерный голос, но, если честно, мне больше нравится Ватсон в исполнении Соломина-младшего. Во-первых, потому, что если своеобразный характер Шерлока тщательно прописан Конан Дойлем, то Ватсону в книгах отведена роль априори вспомогательная, он словно бы сам себя чувствует второстепенным героем и послушно и преданно описывает деяния героя главного. В фильме все совсем не так. Ватсон обладает многими достоинствами и неплохим умом. Он восхищается своим соседом по квартире, но не заглядывает ему в рот - он критичен к Холмсу и может его очень удачно срезать, когда тот перейдет грань вежливости в своих рассуждениях. То есть Виталий Соломин создал образ не менее яркий, чем Ливанов.
Во-вторых, потому что Ватсон симпатичнее Холмса. Он интеллигентный человек и не хамит в лицо, как иногда делает Холмс. У него нет абсурдных идей насчет 'мозг человека - это пустой чердак' и склонности к не очень приятным розыгрышам с переодеваниями. Вообще, Холмс любит наводить туман. Вместо того, чтобы сразу сказать Ватсону о том, что он - частный сыщик, Холмс треплет соседу нервы... нехорошо это с его стороны.
Еще в фильме есть миссис Хадсон, забавная старушка, которая иногда применяет дедуктивный метод Холмса не хуже его самого. Гений маленьких ролей, Рина Зеленая, и тут создала милый и яркой образ - квартирной хозяйки великого сыщика.
И все это происходит в печальной осенней Англии, созданной буквально из подручных средств: из преимущественно российских пейзажей, из костюмов, декораций, той самой музыки (там... тадам-там... тада-тада-дам), и изысканно-чопорного 'типично английского' поведения персонажей - все эти прогулки с тростью, завтраки, манера речи.
Как говорится, если бы Шерлока Холмса никто не придумал, то это следовало бы сделать. Первый фильм серии, в которой мистера Холмса играет Василий Ливанов. Лучший Шерлок Холмс из всех, что были и, возможно, из всех, что ещё будут. Я очень ценю и уважаю такого сыщика. Пусть Артур Конан Дойл и не всегда учил матчасть, и сам относился к повестям о Холмсе, как к чему-то несерьёзному в сравнении с большими историческими романами, но всё-таки персонажа он придумал отличного.
«Знакомство» не только безупречно сыграно и срежиссировано, но и продумано оно, на мой взгляд, правильно. Фильм состоит из двух частей: это само знакомство доктора Ватсона с Холмсом, и собственно дело об убийстве, в котором мы видим Холмса в работе. Первая часть сразу даёт нам понять, что Ватсон – тот самый классический персонаж, который будет рядом с великим сыщиком, и который по своим умственным способностям должен быть чуть-чуть глупее зрителя. Так почему-то принято. Я никогда не понимал, как можно думать о человеке, что он преступник, если он на твоих глазах делает химический опыт с целью облегчить уголовное делопроизводство. Явно он на стороне добра. Зачем ему, как преступному мозгу, усложнять себе жизнь. Но мы наблюдаем, как простоватый и глуповатый Ватсон откровенно побаивается Холмса, видит в нём короля преступного мира и даже носит с собой револьвер. Ясное дело, в книге этого не было, там Ватсон более разумный персонаж, но вот в советской версии над бедным доктором решили чуток покуражиться. Учитывая следующие фильмы, доктор ещё не раз поставит себя в глупое положение. Но Ватсону всё можно простить, просто понаблюдав, как он завтракает. Завтрак Ватсона – это представление создателей о том, как должен завтракать английский джентльмен. Не знаю, насколько эти представления близки к реальности, но эти минуты завтрака почему-то очень интересно смотрятся.
Но вот вторая часть фильма, с непосредственно убийством, подобрана превосходно. И я полностью согласен с авторами – нельзя совмещать в один фильм сюжетную линию со знакомством и сюжет «Этюда в багровых тонах», даже несмотря на то, что именно так было у Конан Дойла. Это должен быть отдельный фильм, и он им стал. А для первого дела можно подкинуть Холмсу так называемое «дело на одну трубку», в котором зрителю будет несложно самому догадаться до мотивов преступления, а может быть даже и до способа его исполнения. И получается, что первый фильм нас готовит к следующим, более непростым делам Холмса и Ватсона. Он нас развлёк непутёвым Ватсоном, он нам показал, как работает мышление Холмса, а дальше будет ещё интересней. И это действительно так, дальше будет «Кровавая надпись», лично для меня, лучший фильм серии. Но и «Знакомство» заслуживает высшей оценки.
Мистер Ватсон!.. Ватсон, я могу вас утешить. Дело в том, что таких людей, как я в мире очень немного. Можете даже считать, что я такой один.
Кто в наше время не знает мистера Шерлока Холмса с его безошибочным методом дедукции и несравненной силой воображения?..
Вот уже тридцать лет мы не перестаем восхищаться актерской игрой Василия Ливанова, Виталия Соломина и Рины Зеленой. Многим сейчас довольно трудно представить себе знаменитого сыщика без характерного Ливанову уникального тембра голоса, голоса крокодила Гены, Громозеки, Карлсона, задумчивого удава и других героев замечательных мультфильмов советского времени.
Это образ на все времена, непреходящий и нетленный: великий сыщик с трубкой во рту, часто со скрипкой или лупой в руке, в шапке с двумя козырьками и завернутыми наверх наушниками, сером пальто, белоснежном воротничке и бабочке, и всегда – с небывалой проницательностью и наблюдательностью в глазах. Он распутывает самые сложные, самые загадочные дела, в которых другие не видят ни одной нити решения. Он храбр, обладает огромной физической и волевой силой, находчив и отзывчив. Великолепный боксер, фехтовальщик, химический экспериментатор – как много граней и сторон в этом человеке! Возможно, он тщеславен, но он не гонится за славой, зная себе цену и понимая, что никому не должен ничего доказывать, а просто делает свою работу, которой посвятил свою жизнь и свои необыкновенные таланты. Он никому не откажет в помощи и, презрев риск и опасность, защитит угнетенного, ободрит отчаявшегося и спасет невиновного осужденного.
Как же все-таки хорошо, что нашелся такой вот доктор Ватсон, который по собственному желанию взял на себя труд (подобно Джеймсу Босуэллу, регистрировавшему каждую подробность в жизни Сэмюэла Джонсона) рассказать всему миру об удивительном и неповторимом человеке по имени Шерлок Холмс.
«Мой мозг бунтует против безделья. Дайте мне дело! Дайте мне сложнейшую проблему, неразрешимую задачу, запутаннейший случай – и я забуду про искусственные стимуляторы. Я ненавижу унылое, однообразное течение жизни. Ум мой требует напряженной деятельности. Именно поэтому я и выбрал для себя уникальную профессию, точнее, создал ее, потому что второго Шерлока Холмса нет на свете».
Как хорошо, что он выбрал своим призванием борьбу с преступностью, а не работу на нее.