Приведя мысли и чувства в порядок, начну с банального, я посмотрела данный фильм и, я в откровенном замешательстве. В целом у меня сложилось хорошее мнение, и, прочитав не только положительные, но и негативные отклики, я его не изменила. Ну что ж приступим.
Увидев волну возмущения в рецензиях по поводу того, что в фильме выставлены на показ пороки людей, я невольно задалась вопросом: Простите, а чего вы хотели? Сладко-приторную историю про то, как одна кисейная барышня дождалась любимого с войны, и жили они долго и счастливо? Или может такой сюжет: невеста, ждущая парня, узнаёт, что его убили, и находится в горе до самой своей смерти, в одиночестве и отшельничестве? Так вот что я вам скажу, не сочтите меня бесчувственной, это жизнь, а она как известно жестока!!! Почему вы осуждаете ту, которая ошиблась? Разве вы не ошибались, не делали того за что потом обливались горькими слезами? Каждый может оступиться, главное, что бы потом хватило сил подняться. А Вероника смогла. Смогла пережить горе, и продолжать жить хотя бы для тех, кому она дорога.
Вернёмся к порокам. Неужели вы решили, что в годы войны все девушки дожидались своих суженых? Это же смешно, даже в наше время, время, когда война не разрушает мир, полно предательства. Этот фильм не настроен на то, чтобы люди смотрели его и думали, что когда мы победили, жили долго и счастливо, он не показывает, как замечателен русский народ, он даёт повод задуматься, а лучше ли мы тех же самых фашистов. Наши солдаты отдавали свою жизнь, за то что бы сейчас мы спокойно жили. Но это ведь не значит, что все люди такие благородные. Трусы, которые бросали всё, лишь бы спастись, были и у нас в стране, и я думаю, их было не мало. Поэтому, если вы ожидали увидеть какой у нас верный и непорочный народ, то я понимаю ваше возмущение, но позвольте напомнить, что тут показана реальная жизнь.
Перехожу непосредственно к фильму. Никто не задумывался, почему фильм назвали: «Летят журавли», а не: «Предательство и обман во время войны» к примеру? Моё мнение такого: «Журавли в этом фильме, как символ вечности, любви и мира, и хотя на протяжении всех девяноста трёх минут мы видим обратное, это не значит, что жизнь безнадёжно потерянна и обезображена. Я вместе с героиней, до последнего надеялась на то, что Борис вернётся, но это не счастливая история с блистательным финалом. И когда в конце картины снова полетели журавли, я вместе с толпой, стоящей на перроне, поверила в будущее.
«-А вы всё ждёте?
-Жду, человек должен надеяться на что-то хорошее»
И в заключении, если вы всё-таки дочитали все эти мысли из моей головы, хочу сказать, если вы собираетесь провести эти полтора часа за просмотром данного фильма, то не надо ждать от него чего-то феерического, сюжет довольно банален. Просто вдумайтесь в смысл, которого здесь предостаточно, я уверенна каждый откроет его для себя, свой собственный, особенный.
Фильм, потрясающе воздействующий на сознание человека, весь наполнен какой-то мощнейшей неземной силой. Оторваться от экрана в эти полтора час поистине невозможно.
Война это ведь не только кровавые сражения. Это также сражения душевные, с самим собой. Идти ли в пекло? Или остаться дома с близкими и родными, согласившись на бронь? Может быть пусть кто-то другой ползет по грязи на разведку под градом пуль? Пусть кого-то другого обжигают раскаленные кусочки металла... Кто-то не выдерживает этого испытания. Кому-то удается себя перебороть. А кому-то этот выбор дается легко просто потому, что совесть не позволяет колебаться. К сожалению, в современном кино нравственный выбор давно утратил свою фундаментальную значимость. Да что там в кино, уже и в жизни мы с трудом отличаем белое от черного, а часто и вовсе не желаем этого делать. Так легче жить. И такое страшное понятие как 'война' сегодня мало в ком вызывает хотя бы толику того ужаса, что пережили герои фильма. Теперь 'война' - это всего лишь безликое слово... Оттого и восклицают некоторые авторы красных рецензий: А где же драма? Таким зрителям, воспитанном на 'проходном кино', врядли удастся уловить тот смысл, что заложил режиссер в скупые, но невероятно емкие диалоги героев.
Итак, талантливый 25-летний инженер Борис (А. Баталов) добровольцем уходит в действующую армию. Обратите внимание ни тени сомнения не мелькнет в лице Бориса: только на фронт. И мы с горечью понимаем, как могла бы быть безмерно счастлива с таким мужем Белка (Т.Самойлова)... Чтобы понять всю глубину этого поступка достаточно знать только одну фразу Бориса из пьесы Вечно Живые, опущенную в экранизации: 'Если я честный, я должен быть там'. И тут же: 'Ничего не случится, я знаю.Ты все поймешь, ты умная...' Может быть ничего и не случилось бы, не растеряй Белка мужество в ожидании вестей с фронта. Но сумбурное расставание с Борисом, смерть родителей, печали и заботы выбили и без того хрупкую почву из-под ног, так по юношески взбалмошной еще, незрелой, девушки. А что ей было думать, когда любимый уходит на фронт? Почему? Неужели не нужна ему, неужели не любит раз оставляет ее и идет туда, где смерть забирает всех без разбору: умный ты или дурак...
Юность - пора дикой жажды жизни, самых невероятных надежд, безрассудных поступков и, конечно, 'взаимного головокружения' любви. Рассказывая историю Вероники и Бориса, режиссер рассказывает на самом деле историю миллионов людей. Все мы в концов-концов одинаковые: любящие и любимые, ждущие, верящие, предающие или трусливые. Все способны совершать ошибки. У всех есть шанс одуматься и раскаяться. Всем нам способна помочь только вера и любовь, что сподвигает горы свернуть, бережет от любых пуль и помогает вернуться домой живым и здоровым. Всего в нескольких героях - групповой портрет целой страны.
С момента выхода ленты на экраны прошло уже более 50-ти лет, но не поддается испытанию временем блестящая игра всех без исключения актеров. Сценарий, написанный Виктором Розовым участником ВОВ, по просьбе М.Калатозова. Оригинальная, даже для меня, современного зрителя, живущего в эпоху невероятных технологий, съемка: нестандартные ракурсы - снизу, сбоку, крупным планом, стремительные полеты камеры и бесконечные крупные кадры, схватывающие мимолетные эмоции, сцены в полумраке, скрывающие эмоции в темноте, или напротив, выхватывающие лучом света глаза. Сама история - нечто вневременное, великое, рассказанное обыденным языком. Для меня данный фильм, бесспорно, один из лучших примеров синтеза драматической составляющей, актерской игры, музыки и операторской работы.
«А журавлики - кораблики летят над небесами и серые и белые и с длинными носами…»
До некоторых пор самым моим любимым отечественным проектом оставался шедевр Андрея Тарковского «Сталкер». Я годами пытался найти то, что могло бы составить конкуренцию этой картине, возможно даже то, что могло бы ее переплюнуть, и я такую нашел (правда скорее по первому пункту). До некоторых пор я игнорировал эту картину, сейчас не решусь сказать почему, но таковой факт имеет место быть. И вот, настало то время, когда я решил наконец-то увидеть этот, как многие говорили, шедевр отечественной кинематографии. И вставил диск, нажал соответствующую кнопку, и началось…
Подобного мне никогда видеть не доводилось, кино, которое если не перевернуло мое представление об отечественном кинематографе, то хотя бы его обогатило, да еще и как. Уже с первых кадров мне начало казаться, что что-то из этого должно получиться. С первых же секунд хорошая работа оператора, вполне себе симпатичные актеры, которых знаешь еще с самого раннего детства, очень приятная музыка и симпатичные черно-белые столичные пейзажи – но это было только начало.
Перед просмотром я всячески старался оградить себя от каких-либо деталей сюжета, хотя это конечно не «Обычные подозреваемые» Сингера, где каждая деталь влияет на общую картинку, но все-таки… Хотя конечно общие черты сценария мне были известны, думаю как и любому любителю хорошего кино, как отечественного, так и зарубежного. Мне было известно, что это кино о войне, о любви, которую эта самая война преградила, в итоге все оказалось несколько иначе, хотя в общих чертах все конечно так и есть.
«Летят журавли» - кино все же скорее о любви, нежели о войне, но и ей здесь место предостаточно, ведь именно она разлучила двух влюбленных, но повторюсь, не война здесь главное. «Летят журавли» - великая история любви, любви двух, казалось бы, разных людей, имеющих, как не парадоксально, общие душевные качества, которые их и связали. Война разлучила их, но они каждый день верили, что снова будут вместе и даже смерть не сможет их разлучить.
Калатозов снял очень атмосферное и очень гнетущее кино. Атмосфера постоянно накаляется с развитием событий. Режиссер нагнетает атмосферу благодаря всем тем чувствам и эмоциям, в большинстве своем переживаниям главной героини, которая верит, что ее возлюбленный вернется с фронта живым и здоровым. Однако ждать героини придется слишком долго. На этом нелегком пути она приобретет огромный опыт. Брат ее возлюбленного не оставляет ее в покое, ибо он тоже влюблен в нее. И героине просто пришлось выйти за него замуж (по крайней мере мне хочется так думать), ибо поступи она иначе, житья бы он ей не дал. Многие эту картину осуждают именно из-за поступка главной героини, мол не должна была она так поступать, надежда умирает последней. Я все-таки соглашусь с этим мнением, потому что настоящая любовь должна пройти все испытания, хотя возможно в тот момент героиня утратила ту самую надежду, но это лишь небольшое отступление. Картину в большинстве своем из-за этого ругали и «верхи» Советом, мол нет в фильме патриотизма, да и героиня не дождалась солдата. Возможно, конечно, они были правы, патриотизм воспитывать нужно, но здесь он проваляется несколько в других планах. Но несмотря на эти, как мне показалось, ну совершенно незначительные мелочи, главные достоинства картины неумолимы.
Актеры подобраны очень и очень хороши. Дуэт Самойлова-Баталов очень красив, хотя это сложно назвать дуэтом, ибо героя Баталова в ленте не так много. Но своим недолговременным появлением в кадре актер все равно заставляет поверить в своего героя. Тоже и с героиней Самойловой. Время экранного у нее предостаточно, и веришь ей без промедления. Актриса была немногословна, но вся тревога и печать читалась у нее на лице.
Говоря о «Журавлях», нельзя не вспомнить безупречную работу операторы и режиссуру. Работа первого вне всяких похвал. Как он двигает камеру, как он охватывает мельчайшие детали повествования, стараясь ничего от зрителя не утаить. Заслуги Калатозова также огромны. Не будь его на площадке, не прояви он свой талант, ничего в итоге было бы обсуждать.
И все-таки во йна. Как бы ни была сильна любовь в этой картине, эту тематику стороной обойти невозможно. Пустота – вот что ощущаешь, когда видишь первые кадры военной Москвы. Вероника взбегает по лестнице своего когда-то дома, открывает дверь, а там ничего нет, лишь остатки стен да часы, которые уже никогда не покажут точное время. Не обделил внимание режиссер и непосредственно военные действия. Эпизод, когда, казалось бы, два «неприятеля» оказываются перед лицом опасности, и один вынужден помогать другому, забыв все прежние обиды, проявляются одни из главнейших черт русского солдата – настоящая отвага, любовь к Родине и преданность, которые и обеспечили победу советской армии.
И вот, когда на экране появилось привычное «Конец фильма», ты нажимаешь «стоп», и сидишь в полной тишине, обдумывая то, что ты только что увидел. В голове очень много мыслей, касающихся картины, но одно является константой: «Летят журавли» - это великое творение отечественного кинематографа. Это чрезвычайно красивое, качественное и интересное кино, которое не может оставить равнодушным. Подобные картины напоминают современному зрителю, что были времена, когда наш кинематограф был на передовице, когда наше кино было популярно за пределами союзов, и когда наше кино покоряло зрителя по всему миру, таковым и является картина Калатозова, такими фильмами нужно гордиться.
Какие дифирамбы пели этому фильму! Он такой шедевральный, такой необычный, там просто гениальные актеры. Вчера я все-таки посмотрела этот фильм и в лишний раз убедилась, что советский кинематограф на порядок лучше, чем нынешний российский, которому, кажется временами, уже ничто не поможет.
Итак, молодые счастливые влюбленные Борис и Вероника разгуливают по Москве, держась за руки и наслаждаясь жизнью. Но начинается война, и мирное течение меняется. Борис уходит добровольцем на фронт, а Вероника выходит замуж за его брата. И на кой леший она это сделала?
В фильме есть хорошие трогающие моменты. Например, когда коварный братик признается Веронике в любви под грохотом выстрелов. Мне кажется, Борис на его месте просто утащил бы Веронику силком в убежище, вздумай она артачиться. А этот, предприняв две дохлые попытки, садится и начинает классикой перебивать шум снарядов. Они оказываются буквально на краю гибели, а он начинает твердить о своей любви. Или он идиот, или я законченный циник, не ценящий щемящую романтику признания. Дальше, проводы Бориса. Вероника кричит ему вслед, но он ее не видит - мало ли Борисов кругом, но все-таки продолжает высматривать. Нет банальной истерики, есть лишь опустившиеся руки и взгляд, который скажет лучше всяких слов и рыданий. Финальная сцена на вокзале, когда Вероника все равно высматривает Бориса, и речь. Вот эта речь тронула за живое. И еще я переживала за Веронику - успеет ли она забрать свою белку и прочитать спрятанную в ней записку. Успела. Можно вздыхать спокойно. Я ее поддерживала руками и ногами, когда она начала хлестать своего мужа по щекам в гостях. По-хорошему, я бы этим не ограничилась. Но это Вероника, а это я.
Очень яркие образы героев и весьма незаурядные актеры. Во-первых, сама Вероника, поначалу эгоистичная и бездумная, далее потерянная и ждущая. Она поддалась импульсу и выскочила замуж, но в душе все равно дожидалась Бориса. И мне кажется, что сирота, которого она спасла, олицетворял для нее именно его. Не зря же она так крепко обняла мальчика, когда узнала, как его зовут. Все-таки есть в Татьяне Самойловой нечто такое, что отличает ее от советских актрис того времени. Она потрясающе играет глазами, но в сцене с признанием ее манерные всплески руками вместо хлестких пощечин мне не понравились. Но кроме этого этого маленького недочета, ее игра безупречна. Интересно было посмотреть на молодого Баталова - Бориса. Борис самый обычный парень с патриотизмом в душе и неизменной храбростью. В те годы таких было большинство юношей. И, умирая, он видит перед собой кружащиеся в танце березы и Веронику в том белом платье, какое она хотела на свою свадьбу...Искреннее неприятие вызвал персонаж Марка. Значит, пусть абсолютное большинство молодых здоровых парней складывают головы на поле боя с фашистами, а он будет отсиживаться в так называемом тылу, играя на вечеринках крашеной куклы, которой блажь пришла в голову, видите ли, покататься на машине. А с транспортом и так не густо. Можно упомянуть папу Бориса - честного безаппеляционного старика.
Также этот фильм отличает крепкая режиссура и хорошая работа оператора Урусевского. Для пятидесятых годов это было новаторством, нечто таким, что вытягивало советский кинематограф на другой уровень. Сейчас это смотрится не менее здорово. Есть даже некие отблески того, как снимали еще немое кино.
Итог - вышла прекрасная военная драма, которую интересно пересматривать даже по прошествии стольких лет, благодаря не в последнюю очередь игре актеров и мастерству режиссера и оператора. Вроде бы в этом фильме нет ничего чересчур особенного, но все-таки он цепляет за какие-то струны в душе... Вряд ли он кого-то оставит равнодушным.
Было такое направление в кино – неореализм; и одно время, при просмотре этого фильма, думал, хотел думать, что «журавли» и стали тем проявлением того самого нео-реализма. Точнее даже лучшим довершением того жанра: открытого, послевоенного, где Висконти, де Сантис и немногие другие. Теперь же, в переходе с шестого технологического уклада, на выходе из системного кризиса расширенного спроса капитала, картина будоражит и другими смыслами. Теперь это снова поэтическая постанова, лишь с некоторым реалистичным значением в замахе снова затронувшей всех войны. Только не той священной, и уже даже эстетичной – а полной сверхнового реализма. И не столько в том, как мне казалось ранее, неприукрашенных решений Михаила Калатозова, сколько сейчас раскрывшейся коллективной палитры – это и доработанный сценарий Виктора Розова (по его же пьесе «вечно живые», где всё пореальнее и попроще), и не по времени крутая операторская работа экшен-камерой Сергея Урусевского, и многих других композитов, каких лучше наверно и не будет. Как контрпример, и Татьяна Самойлова (а не Сильвана Мангано, при всей симпатии в «la grande guerra») – в естественно чёрно-белом свете, в невероятном движении бегущего кадра…
Моя единственная! Поздравляю тебя с твоим счастливым, радостным днём рождения! В этот день ты появилась на земле. Какое счастье, жизнь моя. Уйти от тебя тяжело, но остаться нельзя. Я не могу жить прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идёт смерть. Ты поймёшь это, моя родная Белочка. Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны. Люблю и верю в тебя.
В СССР не было секса. Мы живём под впечатлением, что в СССР много ещё чего не было – сомнений, полутонов, искренних фильмов. Только ч/б, только диалоги-лозунги, только прямые лбы, безукоризненные весы с чашами «правильно» и «неправильно». Промытые агитацией мозги… впрочем, таких и сейчас полно.
И как же приятно открывать для себя, что в СССР жили люди! Такие же, как мы сейчас, абсолютно такие же: кто-то с простыми голубыми глазами, кто-то с горем в сердце, кто-то безразличный и подлый. Они спали в воскресенье до полудня, просыпались на запах бабушкиного пирога, мечтали о любимом человеке. Они попадали в плен обстоятельств – пропадали на войне, выходили замуж за нелюбимого человека, теряли родителей. А сердце их всё так же рвалось журавлиным клином в небо – к лучшей жизни, к надежде. Ведь ты не знаешь наверняка, что он умер. И слёзы твои чисты, и к лицу прижат букет полевых ромашек, которые тебе некому отдать…
Фильм цепляет чем-то невидимым. За простым сюжетом («не дождалась») слышится подлинное сердцебиение, образы едва уловимо вываливаются из своих жанровых оков. Борис не совершает великих подвигов, Вероника выходит замуж за его брата. Но кто без греха, пусть первый бросит в меня камень. В кои-то веки советский фильм обошёлся без ура-патриотизма, а его чёрно-белые кадры совсем невозможно разделить на «чёрные» и «белые». Режиссёру удалось уловить что-то вечное, невозможно тоскливое и чистое – как апрельское небо, и тонкие ветки берёз в нём, и журавлиный клин, и последняя несбыточная мечта о счастье.
В конце концов, это первый советский фильм на моей памяти, которому удалось вытянуть из меня слезу. Поэтому – must see. А некоторые кадры положить в коробочку и хранить вечно. Спасибо.
Самые значительные фильмы на военную тему, снятые в СССР, практически не касаются непосредственно войны. Она, конечно, вмешивается в личную жизнь героев, но остается максимально обезличенной. Здесь нет фашистов, которых надо бить во имя жизни, здесь почти нет крови и нет батальных сцен. Зато много другого – глубоких и чистых чувств, не замутненных идеологией, много горькой правды о людях, в которых война обострила характер почти до предела, поломанных судеб. Они гениально сочетают в себе черты реалистичного гуманистического кино и кино метафоричного, несущего в себе черты мифа. Добро и зло определены с силой греческой трагедии, переведенной на современный киноязык. Таковы и 'Проверка на дорогах', и 'Баллада о солдате', и 'Иди и смотри'...
Именно таков и фильм Калатозова. Он почти идеален, в нем нет слабых или просто незаметных работ. Это и поэма о любви и силе духа, и суровая проза о выживании и предательстве...
Сценарий, режиссура, актерская игра и операторская работа сделаны на таком уровне, который остается недосягаемым даже сегодня. В первую очередь это относится к работе оператора Сергея Урусевского, сделавшего свою камеру живой и живущей своими героями... И это при отсутствии современных технологий и прочих благ технического прогресса.
Игра Татьяны Самойловой на постоянном накале настолько нюансирована, что ставит зрителя порой в абсолютный тупик. Чем-то еле уловимым она смогла передать логику и алогичность поступков героини, внутреннюю силу и напряжение. Безусловно прекрасен и Алексей Баталов, но среди мужских ролей на первый план выходит монументальная во всех смыслах фигура Василия Меркурьева, актера огромного обаяния и таланта, несколько забытого сегодня. Только прожженный циник не уронит слезу в самых драматичных сценах несостоявшегося прощания и несостоявшейся встречи в середине и финале картины. И это ощущение не исчезает даже после 20 просмотров. А это признак шедевра. Причем шедевра, понятного всем - от ребенка до высоколобого критика.
Очень захотелось поделиться эмоциями после просмотра фильма. За полгода до просмотра попал на пьесу 'Вечно живые' и был поражен. Еще долго ощущаешь контрастность чувств, которые переживают актеры и тех, что мы встречаем в повседневной жизни. Надо отдать должное превосходному сценарию. Но, посмотрев фильм, я испытал еще более глубокие эмоции и смотрел буквально весь фильм со слезами на глазах - это поистине шедевр, и что касаемо, как игры актеров, так и работы оператора, и режиссера.
На мой взгляд, одна из сильнейших картин советского кинематографа.
Впервые я этот фильм увидела в подростковом возрасте, затем последовали и пересмотры, но эмоции нисколько не утихают. Потрясающий фильм про любовь. Любовь, для которой даже смерть не является преградой. Такую любовь могут испытать только сильные и искренние сердца.
Любовь этой женщины сильнее смерти, она верна своему избраннику. Но иногда события немного сильнее, но какими они не были, не способны были сломить её.
Искренняя игра Татьяны Самойловой не подаётся описанию. Вершина актёрского мастерства. На мой взгляд, воплотила образ сильной русской женщины.
Алексей Баталов. Он сыграл не менее блестяще свою роль, я понимаю, почему настолько сильная любовь. По-другому нельзя его любить. Настоящий, добрый, сильный, благородный...
Светлана Харитонова. Очень характерный, категоричный персонаж. Острая на язык женщина. Даже создаётся впечатление, что её категоричность и излишняя твёрдость, исходит от отсутствия любви к мужчине. Ирина, эдакая 'мужчина в юбке'.
Александр Шворин. Он тоже любит. Но себя. Он не понимает, что Вероника не любит его. Предположу, что ему даже всё равно. Он не понимает, что от его любви страдает Вероника. Не понимает, все те шаги, которые он предпринимает, для своей любви, губительны, как и для него, так и для Вероники. Благо, ей удаётся 'освободиться' от этой 'любви'.
Сильный фильм о сильных эмоциях, о сильных людях...