Умирать не трудно, что действительно трудно так это жить
Я смотрел много фильмов про войну, в них всех показываются 'ужасы войны'. Говорят, психологическая боль может быть гораздо сильнее физической. Эта картина тому подтверждение, здесь нет оторванных рук, кучи умирающих или сцен пыток. Нет, этот фильм куда глубже. Он показывает все кошмары того времени обращаясь к нашему подсознанию, и те вещи о которых повествует данная лента для меня оказались гораздо страшнее чем, например потеря конечностей или смерть. Я буквально прожил все моменты вместе с героями - это феноменально!
''Умирать не трудно, что действительно трудно так это жить', это особенно верно для военного и послевоенного времени. Когда ты постоянно в подвешенном состоянии, ты боишься не за себя, но за своих близких, за своего любимого человека, ведь каждый день может стать для него последним. И всё! Ты его больше никогда не увидишь.
'Выжившие всегда страдают' - и действительно, тем кто многое потерял, кто пережил столько несчастливых, да что там! Кошмарных лет! Радоваться победе, тому что всё закончилось, практически невозможно. Это чем-то похоже на выход из тюрьмы после долгого срока, вроде и отпускают, но уже и не очень-то хочется.
За невероятную передачу эмоций, гениальный сценарий и отличную актёрскую игру, это 2-й из множества просмотренных мной фильмов, которому я ставлю:
Впервые посмотрела этот фильм. Он вызвал бурю эмоций. И не только положительных.
Наверное, первая мысль, которая у меня возникла - как в принципе можно лечь в постель с тем, кого не любишь. Особенно тогда, когда твой любимый воюет за ваше будущее. На войне, страшной войне. Я не понимаю. Это предательство. Наверное, одно из самых страшных, которое может случиться в этом мире. Мне не жалко Веронику, да, я хочу, чтобы она жила с этим всю жизнь, чтобы всю жизнь себя корила за это. Я презираю таких женщин. Она не осталась одна - у нее была семья Бориса, которая ее любила. У нее был смысл жизни - ждать его. Страшно не дождаться, но еще страшнее предать. Никаких не может быть оправданий. Иначе тогда можно найти оправдание любой подлости в этом мире. Честь и достоинство всегда, в любые времена были одними из лучших качеств людей.
Борис мог остаться, но он ушел на фронт. Чтобы защитить Родину, чтобы освободить ее. Настоящий мужчина. Сейчас таких уже мало. Сейчас считается, что лучше сбежать. Что Родины нет. Только Родина - это не правительство, это твой дом, родные, твоя земля. Отдашь свой дом, маму, жену врагам? Разве отдашь?
Марк. Не верю в его любовь. Это страсть, желание обладать тем, что ему не дается в руки. Это просто мерзок.
Единственный хороший поступок героини - это взять на воспитание сироту, стать ему матерью.
Надежда- самообман, но это все что у нас есть..(с)
Самая проникновенная, трогательная картина про войну. Может потому что гордость за победу греет, а может очень порадовали такие большие достижения в области кинематографа в конце 50-х годов, скорее всего- это то и другое и конечно же что- нибудь еще..
Так или иначе в ленте все правильно и органично, мне совсем не хотелось ни к чему придираться или критиковать. Очень сильно, четко и в самое сердце попадают эмоции героев. Игра завораживает, фразы так близки и понятны, они словно проходят сквозь годы и ты оказываешься кем- то по ту сторону экрана. Война зла, ей чужда любовь, но несмотря на это, если человек любит- он никогда не сдается. Это кино обязательно стоит смотреть, оно расскажет историю двух влюбленных, они вынуждены быть на большом расстоянии друг от друга, в связи со страшными обстоятельствами.
Героиня фильма, в самом начале, глядя на небо с летящими птицами, читает стишок про журавлей, она держит своего любимого за руку и они бегут по мостовой, как дети... После просмотра, мне кажется, что журавли летят до сих пор, а это значит стоит жить дальше.
Драматичное полотно об обратной стороне войны. Снятое Михаилом Калатозовым кино рассказывает о любви и счастье на фоне надвигающейся угрозы. Ностальгический монтаж кадра, сведения звука и крупные планы оператора придают «Журавлям» некую сокровенную ностальгию, такое приятное путешествие в прошлое. Конечно, на фоне более современных военных лент: будь то ужасы войны глазами детей, либо история непосредственно в самой фашисткой Германии, советский фильм выглядит более простым, но этим он и цепляет. Не нужны подробные кадры концлагерей, не нужны опыты доктора Менгеле – здесь у нас принятие войны девушкой Вероникой, которая любит, которая любима.
Первые кадры не предвещают ничего трагического, влюблённые молодые ребята, красивые пейзажи. Студенты технологического университета, свидания, любовный треугольник. Грустная романтика о третьем лишнем (без медведей Тедди), где позиции мужчин понятны и логичны. Элементы интерьера, условия быта создают приятный мир, пока не наступает 22 июня 1941 года. События предсказуемые, но фильм делает акцент не на доблести мужчин (она там безукоризненная!), а на реакции девушки. Цепляет то, что каждая девушка, жена, мать, бабушка хотят сохранить своих мужчин, но враг у ворот, а, значит, за добровольным порывом последует принудительный.
Фильм отлично демонстрирует тех, кого не призвали на войну. Бронь, которая позволяла деятелям науки, искусства находиться в тылу. На фоне этой вещицы всплывает первый конфликт персонажей. Великолепно представил добровольца и романтика Алексей Баталов (Гоша, он же Гога, он же Жора!), от персонажа веет энергией, упорством и целеустремлённостью. Вероника в лице Татьяны Самойловой прекрасно передавала озабоченность и грусть, которая выражалась в совершенно противоположной манере. Третьим лишним в любовном треугольнике оказался Марк – таинственная личность, которая в последующем снимет с себя маскарадную маску.
Кадры самой войны выполнены мимолётом, для главных элементов сюжета только. Тихо и спокойно, а на фоне рытья окопов возникали и шутки-прибаутки и личные, пусть и ненароком сказанные, оскорбления. Типичная солдатская жизнь. Вот тут отлично просматривается цель режиссёра: не показывать напрямую смерть и утрату (хотя кадры «жизнь проходит перед глазами» весьма классно сняты), а продемонстрировать сам факт войны – как объекта, который вершит судьбу.
Кажется, где же тут сама изюминка фильма. Понятное дело, что драма справляется с положением зрителей, выполняет свои функции, но главный вопрос то не в этом. Ответ предстаёт сразу же, перенося зрителей в жизнь Вероники. Оказывается – некоторые кадры пророческие. Вот тут и возникает сильная неловкость и понимание положения девушки. Картина даёт тебе право на осуждение, на лояльность, на осознание происходящего. Когда среди мужского коллектива поднимается тема женщин, верности и любви, то безупречная игра Самойловой позволяет проникнуться к ней ещё сильнее. Жестокое чувство неизвестности и предательства, которое откладывает отпечаток на всех героях ленты.
Переломный момент всего фильма играет на эмоциях зрителей. Окончание войны сопровождается с правдой и принятием своего положения в обществе. Женский персонаж проходит несколько стадий за время сюжета, меняется, осознаёт ошибки, делает выводы и понимает цену победы. Что же, за полтора часа нам позволили взглянуть на войну глазами одинокой девушки. Ведь таких «Вероник» было много, на примере «Летят журавли» можно понять, какого было юным девушкам в тылу.
Многим из нас, выросшим на территории бывшего Советского Союза, нравятся старые фильмы той далёкой и уже почти забытой эпохи. И это скорее говорит не об исключительности самих фильмов, а о том, что они нам, как людям данного культурного контекста, понятны и близки. Вот почему до сих пор популярны «Бриллиантовая рука», «Операция Ы», «Девчата» и другая киноклассика того периода. Всё это кино создавалось русскими для русских же, и на представителей других культур оно уже не произведёт подобного впечатления.
«Летят журавли» - это уже другое дело. Тот факт, что фильм этот получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах говорит о том, что его смысловое содержание гуда более глубокое, чем у прочих творений советской киноиндустрии. Фильм был понят и хорошо воспринят представителями других культур, а это уже многое значит.
Сюжет фильма, в общем, привычен: молодая, любящая пара – Борис и Вероника строит планы на будущее и кажется, что этим двоим ничто не может помешать. Жизнь идёт своим чередом и война, что внезапно вторгается в тихие московские будни, разом перечёркивает все радужные планы наших героев. С этого момента запущен страшный и неумолимый механизм проявки истинного облика каждого из персонажей. Борис уходит на фронт, Вероника остаётся ждать в тылу. По стечению обстоятельств она не может проводить его вместе с родными, и каждый день звонит на его завод в ожидании новостей от него. Но ждать долго она не может и выходит за Марка, который обманом получил броню от призыва, но только не от времени, что всё тайное делает явным. И здесь, как водится, трудно не возмутиться мужской части аудитории в порицании слабой женской натуры, что живёт лишь инстинктами и неспособна к проявлению истинно духовных качеств, таких, как верность и любовь. Говорят, что экстремальные условия и алкоголь действуют одинаково: они выявляют в человеке его подлинную сущность. Постепенно нам раскрываются глубинные черты персонажей. Со временем становится ясно, что Вероника – не ветреная девчонка, но просто несчастный и одинокий человек, которого война лишила родителей и в последующем – любимого. Она несчастна и, не выдержав мук совести, понимает, что женившись на Марке, предала Бориса. И почти дойдя до самоубийства, наступает момент, в котором она решает исправить все ошибки. В её жизни появляется новый человек – мальчик по имени Борис, который, как и она потерял родных. Она едва успевает выхватить его из-под колёс проносящихся мимо машин, и сердитая реплика какого-то военного словно определяет ход её дальнейших мыслей. Вероника забирает Бориса с собой и, как кажется, становится его новой матерью. Она продолжает ждать того Бориса, с которым не успела попрощаться и даже весть о том, что его уже нет в живых не лишает её надежды. Теперь мы понимаем, она тоже способна на верность. Хотя, может быть, это было только проявление чувства вины за предательство? Признаться, у меня возникала такая мысль пи просмотре. Но лично я предпочитаю думать, что здесь имело место что-то более возвышенное. Всё-таки, здесь была верность. Или, по крайней мере, ошибка, совершённая под тяжестью обстоятельств.
Но чем же это кино отличается от прочих? Здесь поднимаются всё те же темы любви, верности, испытания разлукой, трагедии, совести. Даже метафора журавлей в небе, которой начинается и заканчивается фильм, для нас понятна и о предпочтении синицы в руке здесь уже трудно не догадаться. Однако этот фильм сделан удивительно красиво и эмоционально. Характеры персонажей и атмосфера фильма переданы на столько живо, что просто невозможно смотреть на всё это равнодушно. И что хочется отметить – здесь нет той крикливости и навязчивости, которая свойственна многим современным образчикам кино. Всё сбалансировано и поставлено в нужное место в нужном количестве, создавая гармоничную и складную картину, которую хочется пересматривать снова и снова. Работа операторов тоже не может не обратить на себя внимание. Часто композиция кадра была составлена на столько эффектно, что хотелось нажать на «стоп» и просто рассматривать эту картинку.
А что до основной идеи фильма, то она стара, как человеческий род. В нём нет ничего принципиально нового, мысли всё те же, что и всегда. Война, любовь, разлука… Но то, как они раскрыты, пожалуй, и делает этот фильм настолько притягательным. И, как говорится, я верю в происходящее на экране, я погружаюсь в ту реальность и живу жизнями героев. Просто нравится мне это кино.
Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень. (с)
История молодых людей, врасплох захваченных войной. Шаг в пропасть, в невзгоды и труды. Не просто во взрослую жизнь, а в страдания.
Часто в юности мы не можем точно определить свои чувства. И героям, возможно, не было дано много времени разобраться в себе. Это было только начало. И если бы не война… Ведь не приди Вероника просто на свидание, Борис бы пришел к ней на следующий день. А она не пришла на проводы – и всё. Война – и всё. Как часто в повседневной жизни мы не ценим данное нам. И это вечная тема, неотделимая от юности.
В обычной жизни, Вероника могла бы никогда не оказаться наедине с Марком. А после смерти родителей она не хотела беречь свою жизнь и не знала точно, нужна ли она Борису. Ведь только от такого отношения к жизни, она не поспешила в убежище.. В убежище от бомб, от Марка, от себя.
Каждое действие имеет последствия. А время расставляет по местам действующих лиц в пьесе любви. Но увы, у Вероники остаются лишь ритуальные попытки приблизиться к Борису.
Как быстро игра стала суровой реальностью. Вероника не сумела перестроиться, её душа еще кокетничала, хотела беззаботного счастья. И записка Бориса обрела для неё смысл именно тогда, когда она её прочла. Ведь сразу, в первые дни войны – ей было это не нужно.
Прекрасно показано одиночество женщины, не дождавшейся возлюбленного с войны. Она встречает людей, близких ему, но все чужие. И отсутствие сцен войны – это именно то, что нужно для передачи её состояния.
Героиня не боролась с войной непосредственно. Она должна была меняться вместе с ежесекундно изменяющимся миром. Да кто знает, что еще она была должна. Но наша жизнь (и русского человека, да) не дает четкого сценария всем и сразу. И если стержень формируется в таких условиях, через такие ситуации, то остается надеяться, что он будет в дальнейшем направлять человека верно.
В конце 50-х годов. фильмы становятся более человечнее. Особенно это касается фильмов о войне. На этом фоне на экраны выходит фильм Летят журавли, который был признан шедевром мирового киноискусства. Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале, положительные отзывы в отношении актёров Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, замечательная постановка режиссёра Михаила Колотозова и блестящая операторская работа Сергея Урусевича. Не могу не пройти мимо музыки. Моисей Вайнберг написал гениальную музыку, которая держит нерв фильма.
Мне понравилось, как герои преодолевают себя. Я считаю Веронику и Бориса Ромео и Джульттой военного времени. Они, как вечные двигатели прогресса, навсегда стали эталоном героев вечной любви. Есть и другие персонажи, но на фоне Бориса и Вероники, они настолько второстепенны, но их образы незабываемы.
Кинонаграды, которые получил этот фильм, конечно, заслуженны. Можно сколько угодно фильмов вспомнить на военную тему, но Летят журавли всегда будут стоять выше остальных.
10 из 10
За режиссёрскую и операторскую работу, за роли актёров и музыку, а также за то, что этот фильм горячо любим во всём мире.
Фильм Михаила Калатозова 'Летят журавли', сценарий к которой по своей же пьесе написал драматург Михаил Розов, - единственная русская картина, удостоенная такой высочайшей награды, как Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля. Эта лента в свое время нарушила традицию советских фильмов о Великой отечественной войне и вместо того чтобы показывать подвиги солдат на поле боя, перенес зрителей в тыл и с удивительной эмоциональной силой рассказал историю людей, разлученных войной.
Картина Калатозова начинается с показа светлого мирного времени, показывая влюбленных и счастливых героев Веронику (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баттлов), гуляющих по летней Москве и наблюдающих за летящими в небе журавлями (этот образ вновь появляется в финале). Начинается война, атмосфера и окружение полностью преображаются (авторы с успехом противопоставляет мирное и военное время), Борис отправляется на фронт, оставляя Веронику. Обоих героев ждут суровые испытания, проверяющие стойкость и достоинство.
Розов и Калатозов не идеализирует своих героев, показывая живых героев, понятных и близких зрителю. Татьяна Самойлова - сердце фильма. Своей игрой она заряжает его эмоциями и создает образ сильной и выносливой русской женщиной. Нельзя не выделить работу гениального оператора Сергея Урсуевского, который стал изобретателем многих ныне широко используемых приемов съемки, блестяще играющего со светом и тенью, порой снимающего впечатляющими непрерывными планами.
'Летят журавли' - великое кино, реалистично и мрачно отображающее реалии военного времени, но заряженное верой в светлое будущее. Фильм с успехом прошел проверку временем и я рекомендую посмотреть, или пересмотреть его в славный праздник победы.
Сегодня непросто смотреть такие фильмы. Очень много времени прошло. Слишком многое поменялось. Как в кинематографическом искусстве, так и в общественном сознании.
Сегодня, чтобы посмотреть и по-достоинству оценить «Летят журавли», нужно «настроиться» на соответствующую временную волну, когда эпоха цветного кино еще не вступила в свои полные права, а воспоминания о той Ужасной Войне еще были свежи в памяти советского народа. Универсальный совет для тех, кто порой критически воспринимает старые фильмы.
Только так можно прочувствовать всю боль утраты, которую ощутила на себе главная героиня этого произведения. Ровно, как и тысячи других людей, переживших те непростые годы. И не стоит впадать в отчаяние. Лучше возьмите пример со славной девушки Вероники – не сдавайтесь.
«Летят журавли» я впервые посмотрела лет в двенадцать и с тех пор не могла к нему вернуться – потрясение от фильма хоть и не было полностью осознанным, но было сильным. Есть произведения, которые составляют нашу культурную память – они словно бы впечатаны в нас с рождения, и фильм Михаила Калатозова, без сомнения, один из них.
Можно не быть киноманом, не любить советские фильмы, ничего не знать об операторских приемах, но многие кадры из «Летят журавли» остаются с тобой навсегда – я тоже с первой встречи с фильмом постоянно возвращалась в памяти к тому головокружительному вращению деревьев в момент падения Бориса. Этот кадр вообще стал для меня выражением беспросветной тоски по погибавшим в той войне без героического ореола – в болотах, в безвестности, при отступлениях и в окружении.
Что нового можно сказать о фильме, о котором столько написано, каждый кадр и образ которого препарирован посекундно, на котором до сих пор учатся в киношколах? Наверное, ничего, кроме твоего личного отношения, рассказа о том, что в тебе разбудил фильм, который давно разобран на цитаты. И посмотрев впервые или пересмотрев «Летят журавли» сегодня, нужно суметь абстрагироваться от всего, что ты слышал о нем – фильм смотрится не просто современно, он настолько совершенен, что отчетливо понимаешь: так сейчас не снимают!
Просто потому, чтобы создать такое произведение, нужно не только быть оператором-перфекционистом, какими были и Михаил Калатозов, и Сергей Урусевский, не только быть тончайшим драматургом, как Виктор Розов, не только суметь подобрать таких великих и настоящих актеров, как Татьяна Самойлова, Алексей Баталов или Василий Меркурьев… Но нужно быть, наверное, самим Михаилом Калатозовым, обладать его светлым и вдумчивым взглядом, чтобы собрать все это воедино. Нужно было пережить все то, о чем рассказываешь в фильме, превратить переживания героев в личный эмоциональный опыт для зрителя через собственное авторское отношение ко всему показанному.
Пересмотрев фильм после долгих лет, я подумала про себя: как жаль, что я знала и помнила основные сюжетные перипетии, иначе фильм еще сильнее потряс бы меня сегодня, заново. «Летят журавли» нужно воспринимать целостной картиной, в которой новаторство в работе с камерой – это не самоцель, и сюжет также важен, как операторские приемы, а образы героев настолько глубоки и сложны, что, разбирая их, писались целые книги.
Говоря о фильме Калатозова, принято вспоминать о Каннском фестивале, о триумфе на нем Татьяны Самойловой, о Клоде Лелуше, работавшем пару дней на съемочной площадке. Это часть не только истории фильма, но и истории советского кино. А твоя личная история с фильмом может быть совсем другой, и ты связан с ним не только постоянными напоминаниями в прессе и на телевидении, но и сотней невидимых нитей – ассоциациями и воспоминаниями, которые, возможно, даже не твои. Вот на старых семейных фотографиях видишь, что бабушка подвела глаза, как у Вероники, или сопоставляешь год выхода фильма с годом рождения своих родителей, или вспоминаешь тех, кого ты не знал, потому что они погибли задолго до твоего рождения – погибли, и повоевать-то не успев. Но ведь от этого ты их меньше не любишь, просто очень хочется знать, что в том журавлином клине кто-то окликает по имени и тебя…