«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей...»
(Марк Бернес)
«Летят журавли» фильм с первого взгляда весьма неоднозначный. И неподготовленный зритель, привыкший уже к такому классическому столпу отечественного кинематографа как война, момент может и не уловить. А ведь на дворе 57-ой, товарищ Сталин ушёл на покой четыре года назад, что явно ослабляет железную хватку у горла всех культурологических структур. Вот Калатозов и воспользовался ситуацией, превратив пьесу Виктора Розова в просто пронзающую историю любви, не такую, какую обычно у нас чтят - скупую и хлёсткую, а по-европейски пробивающую противоречиями. Дело то не шуточное.
И Пальмовая ветвь (единственная в своём роде), была выдана не за красивые глаза Татьяны Самойловой (если бы давали только за это, актриса унесла бы гран-при), а за слаженную работу всей съёмочной группы. Чего стоит только нескончаемая динамика созданная руками Урусевского. Собственно, самих боевых действий в ленте на пару сцен, а вот дух выдержан совершенно страстный и тяготеющий к эмоциям. Очень вдохновляет Василий Меркурьев, одна речь в госпитале которого способна выбить скупую мужскую слезу любого несчастно влюблённого.
И тут совершенно понятно, почему господин Хрущев называет картину идеологически невыдержанной, а Веронику и вовсе - шлюхой. Чуждая русскому менталитету новая волна, которая нашла своё место в русских «Журавлях...», поломала все устоявшиеся догмы, которые ранее диктовала партия. Где это видано, чтоб главная героиня расхаживала без косынки, да ещё и мужиков выбирала самостоятельно? Не по христиански как-то... но, чёрт побери, как же красиво. По страшному красиво.
Спустя множество лет после выхода, спустя множество лет пересмотров, ленты подобные этой уже обладают исключительной историей, и вовсе не служат критическим взглядом. Меняются эпохи, меняются отношение людей. Летящие журавли так и остаются парящими перед зрителями, а зритель отплачивает им уважением.
В сюжетном плане фильм не накручивает вистов – история о двух влюблённых, один из которых уходит добровольцем на фронт, проста и понятна, а главное – человечна. Удивительно, что оттепель наступила так скоро и смогла разбавить не гнушавшуюся обмана и манипуляций пропаганду. Интересны компромиссы, к которым то и дело обращается фильм – на самом деле его позиция ныне чрезмерна близка более молодому поколению. Постановка открыта к обеим сторонам отношения – она одинаково признаёт мужество, храбрость, стойкость, отдаёт им долг и в некоторой степени восхищается советским человеком, в то же время считая прошедшую войну исключительным злом, пороком, не боясь высказаться насчёт неё со стороны правды, заметить отрицательные стороны человека, сделать акцент на его ошибках и не создавать ненависть вокруг врага (прекрасно, что фильм замкнут исключительно на себе, на своём сюжете). Одно это возвышает эту ленту над остальными советскими, а впоследствии и российскими фильмами о войне, для которых это событие стало исключительным праздником, демонстрацией своей силы и внезапно перестало быть трагедией.
Второй отличительной чертой этой ленты, которая также несомненно возвышает её над остальными, является её художественность и операторская работа. Скоро в элиту ворвётся Тарковский, который выработает собственный киноязык, у которого каждая постановка будет если не интересной, захватывающей работой, то визуальным шедевром уж точно. А на тот момент «Журавли» - это единственное, конечно, после эпохи немого кино, что действительно смогло разговаривать не лозунгами, а камерой. Дышать камерой и чувствовать камерой. Исключительная поэтичность образов, ракурсы, перекличка монтажа – одно только это приводит зрителя в восхищение. Пускай десятилетиями этот фильм разобран по всем своим составляющим, кадры такого уровня захватывают как в первый раз.
Неслучайно фильм Михаила Калатозова получил в 1958 году Золотую Пальмовую Ветвь Каннского кинофестиваля – ни до, ни после ни одни из национальных фильмов так и не смог это сделать, лишь близко подбираясь, но уступая либо в романтизации горькой правды жизни, либо в художественных мотивах.
Это действительно редкая и знаменательная художественная работа отечественного кинематографа.
Предлагаю отбросить на время все похвалы, касаемые операторской, режиссёрской работы, а так же забыть образ «преступной» главной героини фильма. Сегодня это попросту не наблюдается и едва ли это то, что касается современного зрителя. Сложно связывать какую-то привязанность к фильму, исходя из бесконечных упоминаний новаторских вещей.
Сегодня зрителю от фильма осталась лишь тень, того что раньше можно провозгласить трагедией. Это в целом связано с тем, что картина одномерная и смотрящий вполне представляет и знает, что будет дальше. Картина как проповедь, звучит складно и достоверно, а со своими лишениями картина остается достоверной, реальной и сегодня. И в этом направлении нету особого продолжения. Разве что хождения героев по одиноким улицам Москвы, как будто они в райском саду. Эту мысль можно продолжать, говоря о метафоре образа главной героини и присвоение этого образа всем нам. Но фильмом это подхватывается, если только начинаем связывать, а в целом это не то.
Если в фильме «Летят журавли» рассматривать сцены отдельно, отделяя их от рядом стоящих, то мы никуда не уйдем. Там где фильм вроде бы заполнен, будет ощущается пустым и вычурным. Взять ту же сцену в телефонной будке, отдельно ее трепать не имеет смысла, она за собой ничего не несет. А если начать говорить о том, как передвигается героиня в кадре, подобное замыкание становится куда интереснее. И все мои попытки передать что я чувствую, сводятся к перечислению действий героини. Воспринимать нужно все наблюдаемое единым целым, героиня фильма одновременно остается около школьницей, ребенком и медсестрой перевязывающая раненых. Можно попробовать разбирать, но в таком случае это больше будет похоже на пересказ. И в этом и сложность описания фильма, он уживается лишь только в голове, а как я привык что-то вытаскивать и говорить: «смотрите, это работает за счет этого». Тут такого нет. С вытаскиванием мы будем приходить разве что к вторичности каждого кадра, но такого же не бывает.
Чем, наверное, и возможно продолжить – это о простоте. Сегодня отсутствие шума как никогда важно. Один за другим, фильм выходит без попытки даже рассмотреть мысль о простоте, что в дизайне, что в повествовании. Возвращаясь к телефонной будке, для чего тут эта сцена. Для надежды не остаться одинокой. Нет каких-то сложных перипетий и выходов с неожиданными поворотами. Ценность хоть одной сцены во всех значениях этого слова, крайне важна, особенно сегодня. И тут не дело в отсутствии немцев на заднем плане, дело может быть даже в сумбурности. Не было предпосылок к ежеминутному усыновлению ребенка, не было причины вбегать в уже развалившейся дом (для зрителя, для белки может быть, но я говорю о зрителе). Но все это интуитивно понятно, и почему у Вероники именно такой партнер, это тоже не нужно объяснять либо и так все понятно. А на вопрос: «зачем ей нужен был именно тут ребенок, которого она сразу же воспринимает за родного», ответ прост - захотелось. Отсюда и берется отчасти образ ребенка переростка.
А теперь начинаем вспоминать, о чем все-таки фильм, и тут начинаем погружаться в мысли. В мысли, опять-таки, понятные о семье, справедливости, долге и т.д.
Этим фильм и примечателен для меня, что он работает только в грезах, как будто ты в детстве, а не героиня фильма. И именно в такой последовательности: одинокий ребенок, а потом война. А выразить в большей степени словами того что я хочу, просто бессилен. А вообще, фильм со своей задачей справился, я в буквальном смысле слова нахожусь во сне, когда смотрю «журавлей». Да, я потыкался в образы ребенка главной героини, которая становится все более одинокой, отчужденной от происходящего вокруг, о ее одновременных прибываниях в двух состояниях. Все это лишь в малой степени мне объясняет, что я такого нашел в этом фильме.
Премьера фильма Михаила Калатозова «Летят журавли» на Каннском кинофестивале 1958 года ознаменовала собой начало оттепели в советском кино. Стагнация кинематографа, вызванная сталинским режимом и шаблонным и ограниченным соцреализмом, заканчивается после смерти Сталина. Наступает долгожданное облегчение — война позади, люди полны надежд и жаждут изменений, а прошлое пора переосмыслить и двигаться в лучшее будущее. Михаил Калатозов — кинематографист с опытом, который начинал свою карьеру еще в двадцатых годах будучи оператором — вместо привычных для себя патетичных и героических историй, выбирает для своего нового фильма бытовую и скромную военную драму Виктора Розова «Вечно живые».
«Летят журавли», в пору своему названию — поэтическое, свободное, неукротимое и жизнеутверждающее кино, которое подобно легкому дуновению ветра освежило умы и сердца советских и зарубежных зрителей. Казалось бы банальная история двух влюбленных во время войны — история знакомая, но благодаря виртуозному подходу со стороны одного из самых органичных дуэтов режиссер-оператор в истории, Калатозов-Урусевский выбрали экспрессивный и абсолютно новаторский художественный подход. Адаптировав пьесу Розова, Калатозов создал вечно актуальный гуманистический и антивоенный гимн, где самые ужасные вещи — это война (будто невидимая и где-то вдалеке), потеря любимых и невозможность вернуться к прежней жизни. В то же время, «Летят журавли» будто весь пронизан надеждой на лучшие времена, состраданием и эмпатией к ближнему, когда цена победы равноценна горечи от потерь.
Работе Сергея Урусевского позавидовал бы и сам Эммануюэль Любецки — оператор во время съемок изобрел несколько операторских приемов и механизмов, часто использовал ручную камеру и снимал длинные непрерывные кадры, а для съемок этого фильма использовал сверхширокоугольный 18мм объектив, подчеркивая «воздушное» название фильма и эмоциональный полёт своей субъективной камеры. Но, пожалуй, главной звезда фильма можно по праву считать Татьяну Самойлову — первую брюнетку советского кино. Её нетипичная внешность, целостность и сила характера, сексуальность и нежность вызвали бурю эмоций не только у обычных зрителей, а даже у Пабло Пикассо и Никиты Хрущева. И если великий художник был в восторге от советской актрисы, то генсек прокомментировал её героиню более сдержанно: «Да шлюха она обычная, вот и всё».
«Идеологически невыдержанный фильм» по мнению партии, частично благодаря Клоду Лелушу (который во время экскурсии по Москве попал на съемки фильма и рассказал о нём позднее президенту Каннскому кинофестиваля) в 1958 году попал на Каннский кинофестиваль и по праву выиграл единственную для Советского Союза (и, позднее, постсоветских республик) Золотую пальмовую ветвь. Самый кассовый в истории фильм-победитель Канн стал культовым как среди зрителей, так и среди кинематографистов и кинокритиков. Эта искренняя, визуально и драматургически актуальная как никогда лента (в этом году исполнилось 60 лет с момента премьеры), доказывает, что формула «стиль=смысл» существует.
На сегодняшний день «Летят журавли» единственный отечественный победитель международного Каннского кинофестиваля. После успеха в Каннах, фильм вышел во французский прокат и собрал 5,5 миллионов зрителей. Такого успеха не знал ни один российский фильм ни до, ни после.
Пронзительная история двух влюблённых, которых разлучает война. Безжалостная война обрывает мечты о совместном счастье и большой любви, оставляя за собой шлейф отчаянья, утраты и боли, но где-то в самом дальнем уголке души остается надежда.
Определённо, в фильме «Летят журавли» камера играет роль первой скрипки, выражая портретные характеристики основных персонажей, и раскрывает глубокий смысл происходящего. Сильным выразительным средством в фильме «Летят журавли» являются свет, ракурс, крупность плана. Оператор Сергей Урусевский поспособствовал тому, чтобы актёрская мимика была не просто выделена, но и точно передавала бы образный смысл роли. Выразительный взгляд героини Вероники (Татьяна Самойлова), взятый крупным планом, психологически действует на восприятие зрителя.
Интересную трактовку представляет собой сцена проводов. Главная героиня Вероника пытается пробиться сквозь толпу в попытке отыскать своего возлюбленного Бориса (Алексей Баталов). Камера следует за героиней в человеческом водовороте: перед нами проплывают лица солдат, и затем лицо актрисы выходит на первый план. Оператору удаётся слить в единое целое чёткий ритм марша, бурлящий человеческий поток и отчаянные движения Вероники. А над небом проплывает клин журавлей, которые говорят нам, что жизнь продолжается и нужно ценить каждый прожитый в ней миг.
Потрясающе красивое по лёгкости изображения, и глубокое по содержанию кино.
Это единственный советский фильм, получивший золотую пальмовую ветвь. Думаю, этого достаточно, чтобы вы прониклись значением этого фильма. Но награда - это оценка психологизма картины. Западное жюри при всем желании в конце 50-х не могло понять значения этого фильма для СССР.
С этого и начнем. Этот фильм - некое выступление против неписанных запретов, против своего рода табу. Хоть убейте - я не помню, где в фильмах до этого можно было не то что четко увидеть просвечивающий лифчик (хотя для этого времени уместно слово бюстгальтер - оно такое же массивное как и описываемый им предмет), но вообще заметить, что у девушки есть грудь. А уж пробежаться босой перед камерой? Да вы что?! Опять же, куда только делась типичная серо-патриотичная работящая мышка из идеологически верного советского кино? Тут тебе и волосы не под платком и одежда не то что броская, но выделяющаяся на фоне. Такого нельзя было и представить. Неудивительно, что фильм был оценен скорее негативно, а о его награждении упоминали мимоходом. не фильм, а сплошное наказание!
Теперь о его психологической составляющей. Темы войны, верности и долга - золотой стандарт советского кинематографа. Но даже тут режиссер умудрился 'пойти против системы'. Вероника предает своего жениха, да еще и выходит не за кого-то, а за его брата. Освистать! Оплевать! Вывалять в грязи и перьях!
Нет.
Понять.
Автор не просит простить ее, но он и не занимается осуждением, как бы говоря с одной стороны, что жизнь рассудит (и то что брат оказался трусом, и то, что он ей изменял, и то, что любимый погибает, а от него лишь карточка осталась - все это символы если не осуждения, то наказания), а с другой, что идет война, а она молодая и слабая девушка, которая почти в одночасье теряет все, причем, как и всегда в военное время - неожиданно. В канун дня рождения - жениха, он уходит на фронт. В момент обычной прогулки - безопасность (объявление о бомбардировке), в одну секунду - дом и родителей, ведь они погибли во взрыве, не пожелав оставить дом. Она теряет всю свою жизнь, а остается - настойчивый и вроде бы влюбленный молодой человек, вроде бы за заслуги получивший увольнение от армии, 'бронь' - и новые бомбардировки. Она больше инстинктивно, чем разумно бросилась к тому, кто, как показалось, защитит. Если не от смерти, то хотя бы от страха. Оказавшись на грани она уцепилась за первую протянутую руку, не посмотрев дающему в глаза. Да, это подло, бессердечно и жестоко, но на тот момент могла ли она поступить иначе? Эта девушка, еще и не взрослая даже? Я так не думаю. А осуждать ее... как верно сказал отец обоих братьев, осуждать ее может лишь тот, кто совершил худшее.
Но отсюда переходим к тому, что идет постоянным фоном большей части картины, к тому, что является первопричиной: война. Война это враг людей, враг уклада, враг жизни. О ней можно много говорить, но суть одна: она отнимает, разрушает и заставляет людей делать то, что навсегда ломает их жизнь, неважно, вернулся ли фронтовик с медалью, либо невеста бросила парня: оба они в той или иной мере будут надломлены. Что характерно, война тут превращается в нечто высшее над людьми, она не имеет конкретных очертаний. Это звуки, крики, стоны, развалины и смерть. Это не сущность человека, это то, что ей противостоит.
Сложно сказать, что оценило западное жюри. Психологизм? Новаторство с круговыми операторскими рельсами? Но факт остается фактом: на западе вручена пальмовая ветвь, актрису поздравляли мастера жанра того времени, а наш лидер Хрущев по рабоче-крестьянски высказался о главной героине: «Да обычная шлюха она, вот и все». На этом этот фильм был для советского человека исчерпан. И это печально, но не умаляет, а только увеличивает ценность картины.
Простая, но гениальная история двух молодых людей, по судьбе которых прошлась безжалостно война. Сюжет с самого начала растягивает нервы как тетиву до предела и не дает расслабиться ни на секунду. Запредельная концентрация эмоций и переживаний, от которых подступает комок к горлу. И только к концу фильма можно спокойно выдохнуть. Война закончилась, вроде бы нужно радоваться, но почему-то подступают слезы. Фильм о простых людях, так естественно и неподдельно любящих друг друга, но война разлучает их. Простая история любви, за полтора часа вдруг разворачивается в глубокое и точное высказывание о великой и ужасной трагедии человечества.
Это первый и единственный советский фильм, удостоенный в Каннах награды высшей пробы. И заслужено, вся съемочная группа проделала колоссальную работу. Сложные постановочные кадры, как пробег Бориса по лестничной площадке, великолепная режиссура, сценарий, и конечно игра актеров на грани возможного.
Картина правдиво и талантливо раскрывает разные грани человеческой натуры. Герои настоящие, а не карикатурные. Здесь все по-настоящему. Это вообще один из лучших фильмов о войне, что я видел. В нем нет эффектных и батальных сражений, изувеченных тел и моря крови. Сама война на втором плане, ее здесь практически нет, но, при просмотре, каждой клеткой своего тела ощущаешь гнетущее состояние и весь ужас военного времени. Переживаешь фрустрацию героини, которую не передать словами. Безмолвная эмоциональная пустота, глубокое несчастье и безысходность.
Фильм тяжелый, но финал там светлый. Ведь война все-таки закончилась.
Представьте себе: начало 60-х годов ХХ века в самой что ни на есть глухой советской провинции. Но и здесь работает радио, есть кино, иногда приезжают артисты. Есть ощущение сопричастности ко всему на свете. Между прочим, в кинотеатре каждые два-три дня - новый фильм, и билеты - доступны. Молодежь кино уважает.
И вот - 'Летят журавли'.
Мы тогда не поняли, что война и твои отношения с войной - уже не главное, а главным становится человек и его личное право на человеческую судьбу, право на борьбу за эту судьбу. И героиню фильма мы, послевоенные дети, не полюбили, как не полюбили ее миллионы солдаток по всей стране. Мы, современники фильма, еще создадим новый Праздник - ДЕНЬ ПОБЕДЫ, а уж потом... позже - будем пересматривать этот фильм и увидим в нем то, о чем сейчас знают все. Но не в 60-х!
Образ главного героя тоже шел вразрез с воспитанным в нас образом солдата-героя, защитника Отечества, который, если и умирал - то в ореоле славы и вечной памяти о нем. Сама мысль, что можно погибнуть вот так - 'никак' - оскорбляла, шокировала, потрясала.
Воспоминание о том, как мы были одеты, каким был наш быт через 20 лет после войны заставляет думать о том, что фильм эту сторону нашей жизни приукрасил.
Иначе и быть не могло в то время.
Мне так и кажется до сих пор, что это был фильм из русского фантастического будущего. Потому что не может русская женщина так в облаках витать. Никогда. Слишком многое на ней 'стоит' и ей держится в обширном славянском мире.
Этот фильм сняли 60 лет назад, в далёком 1957 году, когда о советском кино в мире позабыли после 'Потёмкина' и 'Человека с киноаппаратом'. И лента Калатозова вернула венец величия Советам, по крайней мере, на один год, в виде Золотой Пальмовой ветви. К слову, больше ни один отечественный фильм не был удостоен такой чести.
'Летят журавли' взял ветвь неспроста. Он рассказывает простую, но необычную историю. Возлюбленный главной героини по имени Вероника уходит на фронт. Таких Вероник на советской карте в 1941 не сосчитать. Однако конкретно героиня актрисы Татьяны Самойловой по ходу фильма попадает в весьма неоднозначную ситуацию. На неё давят сразу три силы. С одной стороны бомбёжки немецкой авиации, война, с другой постоянное давление со стороны нового ухажёра, а с третьей... С третьей другая, самая мощная сила на земле - это любовь.
И, конечно же, любовь взяла своё. Сквозь переживания и слёзы, она остаётся и победит любую войну. Именно это чувство ведёт героиню Самойловой, вряд ли здесь обошлось патриотизмом. Она исправно трудится в тылу, пока её Борис, сыгранный Алексеем Баталовым, защищает родину. Каждый день проходит с правом на надежду, с верою в любовь...
Подвиг советского народа бесценен, но важно помнить, что народ состоит из простых людей. И этот фильм - как раз тот случай, где не надо демонстрировать величие победы в абстрактном смысле. Это всего лишь одна история о людях из сотен тысяч других, со своей судьбой и горечью. И самое главное, что здесь герои - простые советские люди. Ни политики, ни военные командиры, не чекисты. И фильм Калатозова убеждает нас, что вклад рабочего населения в победу не менее значим. Они боролись, гибли, но не сдавались. Как и Вероника, которая не отпустила свою любовь даже после самого худшего исхода, ведь она помогла девушке сначала прожить эти нелёгкие 4 года, а затем сделать для себя важное умозаключение в самом конце ленты.
Главной особенностью фильма является его психологизм. Фильм полон тяжёлых сцен, его нелегко смотреть без эмоций. Последняя сцена на вокзале вообще пробирает бесконечной моралью насквозь. Сопереживание героям остаётся даже после их спорных решений. Качество фильма достойно высокой оценки, актёрская игра - преданных оваций. Особенно роль удалась Самойловой, ведь непросто хорошо сыграть такую противоречивую героиню, да ещё в стране победившего социализма, где не должно быть подобной 'аморалки'. Критика от Хрущёва тому подтверждение. К слову, о достижениях фильма на Каннском кинофестивале в Союзе сообщили весьма сдержанно.
И под конец немножко о символизме. Много журавлей пролетало над Московским небом в картине. И каждый раз, сначала Вероника с Борисом, а потом и народ-победитель тянули головы вверх и радовались их пролёту, как дети. Всё-таки здорово, что люди, которые прошли ад, будь-то в тылу, будь-то в окопах, вышли оттуда людьми и не разучились радоваться мелочам, как дети. Разве возможно победить страну с такими людьми?
— С тобой случилось несчастье. Осуждать тебя может только тот, кто способен совершить худшее. Оставайся.
С этим фильмом я познакомился сейчас впервые. Обычно я не жду ничего особенного от подобных картин. но эта оказалась весьма неплоха.
Фильм на самом деле просто шикарный. Умели же тогда снимать, без всяческих технических ухищрений и примочек. В те давние времена, подобного рода фильмы тащили сюжетка и актерская игра. Вот так получилось и здесь.
Не нудно, не затянуто. Все персонажи не просто так вписаны для увеличения хронометража ленты, а играют свои роли в развитии сюжета. Некоторые даже немаленькую.
Я не берусь оценивать актерскую игру, ибо временной промежуток в котором снят фильм породил целую кучу звезд советского кинематографа, и сказать что кто то переиграл или наоборот не дотянул, было бы кощунством с моей стороны. Что от от актеров требовалось — то они и выдали. Ни больше, ни меньше
Смотрибельно ли это сейчас? Безусловно да. Актуальна эта тема сейчас? Вот тут неоднозначно. Но фильм достаточно интересный, и заслуживает внимания. Минусы конечно есть, но плюсов все таки больше. По крайней мере для меня. Так что заслуженная высокая семерка.