Михаил Калатозов забрал две 'Ветки' в Каннах, ну а спустя 65 лет я наконец-то посмотрел его классику советского кино и остался под большим впечатлением.
Это сугубо антивоенное кино от и до, хотя краеугольным камнем тут является мелодраматическая сюжетная линия. Управляющая идея словно и не устарела - нужно верить и надеяться в лучшее, даже когда все вокруг тебя не поддерживают. Это очень личное, скорее даже интимное, полотно, которое наверняка несет за собой определенный бэкграунд автора, и который нам не дано понять в полной мере. Если оценивать кино в ретроспективе, то это очень крепкий представитель военно-исторических картин, причем никакой агитки или пропаганды тут нет. Фильм чуть ли не прямым текстом тебе говорит, что война - это страх и трагедия, катастрофа и горе. Все, что нам остается, это смотреть на все ужасы того времени со стороны, на 'гражданке', где весь замес остается за кадром, а смерти настолько утрированы, что прямо ассоциируются с полетом фантазии или покатушках на карусели (добрый день, Гаспар Ноэ).
Скорее, не сюжет, сколько форма мне приглянулось: очень много длинных планов, порой, к тому же, изобретательно снятых. Даже при дефолтном монтаже того времени с 'фэйд-инами' и 'фэйд-аутами' все это выглядит хорошо и не вызывает диссонанс. Актерские работы прекрасны: наконец-то мы обошлись без лишнего фарса и начали играть на серьезных щах, пущай даже если сеттинг обязывает. Увы, как многим из вас, мне каст незнаком ввиду 'старины' данной кино-работы. Липсинк, как обычно, вышел из чата, но этим грешит все советское кино. Не баг, а фича.
'Летят журавли' - это кино, которое я посмотрел в правильное время. Срезонировало. Сработало. Оказалось нужным. Это один из лучших на данный момент фильм СССР, с которым я ознакомился. Да, пока глупо сравнивать его со всем остальным синематографом, ибо просмотрено далеко не все, но пока это прям очень хорошо. Это тот случай, когда по сценарию и смыслу нет никаких вопросов: все прекрасно. История циклична. Включите данный фильм, откиньтесь на спинку кресла в ближайшие полтора часа, и поймите, что время идет, а ничего и не меняется. Кольцевые дороги никуда не ведут.
Война. Это не только подвиги советских солдат и их союзников. Это также боль, слёзы, потери, сломанные судьбы... Вот как раз иллюстрацией сломанных судеб и стала картина Михаила Константиновича Колотозова (Колатозишвили) 'Летят журавли'. И это, кажется, первый военный фильм, где тяготы и лишения Великой Отечественной освещены в большей степени не сквозь призму фронтовых сражений (хотя ключевой момент картины будет показан - причём так реалистично, что даже после взрыва ошмётки попадали в воду!..), нет, главным образом ВОВ перенесут в тыл - мы, как будто сегодня, видим трагедию тех, кто остался. Тех, кто трудился на благо общей победы. Как может в раз всё порушиться и пойти через пень-колоду...
Если ж таки вспомнить действия на фронте из этой картины, то снято таким образом, что неприятель в кадре не появляется. Так что любителям баталий и лощёных вражеских кителей и прочих одеяний ловить при просмотре нечего. Война пришла в наш дом. Вот как примерно показано здесь! И те, кто ещё вчера жили, радовались и любились - сегодня замирают в тревожных ожиданиях. Как команды 'Воздух!', так и весточек с передовой!
В центре повествованияБорис и Вероника - любящая друг друга пара. Молодые собираются пожениться. Но... 22 июня. Имея возможность получить бронь, Борис тем не менее принимает решение идти воевать. У Белки, как ласково называет свою возлюбленную Борис, скоро день рождения и будущий солдат оставляет ей в подарок игрушку - пушистую белочку. Этот подарок должны ей передать, сам он торопится в пункт сбора (Вероника же не успевает на проводы)...
Далече идёт кое-что по сюжету такое, что вызвало жаркие споры, обвинения Белки и окрещние её шлюхой (даже на уровне тогдашнего генсека!!!). В то время, покуда Борис защищает Родину, борисов двоюродный брат Марк охмуряет Веронику!!!
... 'Верность и предательство'. Хоть убейте меня, не хочу ковыряться в грязном белье и казнить бедную Белку. А вот посмотреть за кое-чем ещё - предлагаю!.. Фильм в какой-то момент имеет иносказания! Уж без спойлеров то тут тяжко (ох)... Ясно-понятно, что явнее всего лезет в глаза украденная жизнь!.. Но сильно зацепило душу момент с сиротским мальчиком по имени... Борис! Случайно? Да нет, конечно!.. Вот он теперь её Борис!..
Это тяжёлое кино. В эмоциональном плане. В плане кинематографичности - новаторское! В плане значимости - незаменимое! В плане художественности - образное!
Эпилог настолько сильный, что я заплакал. То, как Вероника меняется и принимает такое решение с цветами - в этом есть что-то библейское даже!!!
Такое кино не забудется никогда! Стоит его лишь раз посмотреть - оно врастёт в сердце!.. А посмотреть его точно стоит!!!
Было такое направление в кино – неореализм; и одно время, при просмотре этого фильма, думал, хотел думать, что «журавли» и стали тем проявлением того самого нео-реализма. Точнее даже лучшим довершением того жанра: открытого, послевоенного, где Висконти, де Сантис и немногие другие. Теперь же, в переходе с шестого технологического уклада, на выходе из системного кризиса расширенного спроса капитала, картина будоражит и другими смыслами. Теперь это снова поэтическая постанова, лишь с некоторым реалистичным значением в замахе снова затронувшей всех войны. Только не той священной, и уже даже эстетичной – а полной сверхнового реализма. И не столько в том, как мне казалось ранее, неприукрашенных решений Михаила Калатозова, сколько сейчас раскрывшейся коллективной палитры – это и доработанный сценарий Виктора Розова (по его же пьесе «вечно живые», где всё пореальнее и попроще), и не по времени крутая операторская работа экшен-камерой Сергея Урусевского, и многих других композитов, каких лучше наверно и не будет. Как контрпример, и Татьяна Самойлова (а не Сильвана Мангано, при всей симпатии в «la grande guerra») – в естественно чёрно-белом свете, в невероятном движении бегущего кадра…
Моя единственная! Поздравляю тебя с твоим счастливым, радостным днём рождения! В этот день ты появилась на земле. Какое счастье, жизнь моя. Уйти от тебя тяжело, но остаться нельзя. Я не могу жить прежней жизнью, беспечно веселиться в часы, когда по нашей земле идёт смерть. Ты поймёшь это, моя родная Белочка. Бывают дни и минуты, когда наша частная жизнь, пусть очень счастливая, становится ничтожной перед жизнью всех нас, всего народа, всей страны. Люблю и верю в тебя.
Для меня это фильм 'для галочки'. Для советского кино он стал шагом вперед после соц. реалистического застоя, претензией на серьезную драму с большим количеством межличностных конфликтов и внутренних переживаний, показал новые средства выразительности. Меня впечатлило отсутствие врагов в кадре, которое не помешало создать тяжелую атмосферу войны.
Особенно запомнились монологи, они берут за душу, я даже пару раз перемотал для повторного прослушивания, жалко только, что они появились ближе к концу - первая половина фильма, как по мне, скучна и нудна, да к тому же раздражали Вероника и ее жених.
Тут следует пояснить: как мне показалось, на 'Белку', вернее на ее жизнь, в отрыве от Бори, просто не хватило хронометража. Ее личная трагедия раскрыта не полностью, ситуация с Борькой надуманна (перемудрили маленько), а любовные метания из-за этого выглядят неестественными. Во второй половине фильма, когда остальные герои начинают раскрываться, выравнивается и Вероника: взять хотя бы сцену с падением и мальчиком или с 'пиром во время чумы' - очень яркие, пронзительные сцены.
Что касается Бори, тут тоже не совсем ясна его мотивация. Толком не объясняется...
6.5 из 10
Первая половина очень душная, герои сыроваты. Фильм неплохо состарился, но местами смотрится странно. По сути, стоит смотреть ради последних 40-50 минут.
'И не думать как приземлиться, а у птиц свободе учиться'
В этом году на 9 мая я решил не смотреть ничего нового на тематику войны, а пересмотреть фильм, недооцененный мной по достоинству около десяти лет назад. Со второй попытки мне удалось понять, почему это кино считается великим, и его можно окрестить громким словом «шедевр».
«Летят журавли» сильно отличается от большинства советских фильмов о Великой Отечественной Войне. Вместо классических сюжетов о доблести советских солдат на фронте, мы видим нетривиальную историю, рассказанную глазами главной героини, которую война разлучила с любимым. Именно нетипичный взгляд на проблему, новаторский подход к реализации идеи, ну и, конечно, воля случая, позволили картине стать первой и единственной в СССР, ставшей лауреатом Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля.
Главное, что впечатляет в картине, это невероятная работа в тандеме режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. Практически каждая сцена фильма - выдающаяся, около пяти сцен - гениальные. С помощью тонкой режиссёрской мысли и революционных технических решений при работе с камерой, были созданы невероятные художественные образы, которые навсегда вошли в историю кинематографа. Визуально фильм смотрится настолько современно, что не верится что ему 64 года.
Очень показательна реакция на фильм. В Советском Союзе его посчитали идеологически невыдержанным, его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Сергеевич Хрущёв был вовсе возмущён, и после просмотра назвал главную героиню «шлюхой». Во Франции же фильм обрёл невероятный успех у зрителей и критиков, Татьяну Самойлову обрекли советской Бриджит Бардо, а Пабло Пикассо назвал фильм гениальным. Вероятно, наш зритель был просто не готов сопереживать главной героине Веронике, которая мало того, что даже внешне не очень вписывается в воспеваемый образ советской женщины, так ещё и нравственно позорит его и ставит под сомнение прописные истины и идеалы.
К счастью, время расставило все по своим местам, и сейчас «Летят журавли» считаются не просто классикой, а одним из важнейших фильмов всего советского кинематографа. Тут восхитительно всё, какой аспект фильма не затронь. Дуэт Калатозова и Урусевского за кадром, и дуэт Самойловой и Баталова в кадре создали удивительное произведение, открывшее новые выразительные возможности кинематографа и позволявшее зрителю пережить эмоциональный катарсис во время просмотра.
Драматичное полотно об обратной стороне войны. Снятое Михаилом Калатозовым кино рассказывает о любви и счастье на фоне надвигающейся угрозы. Ностальгический монтаж кадра, сведения звука и крупные планы оператора придают «Журавлям» некую сокровенную ностальгию, такое приятное путешествие в прошлое. Конечно, на фоне более современных военных лент: будь то ужасы войны глазами детей, либо история непосредственно в самой фашисткой Германии, советский фильм выглядит более простым, но этим он и цепляет. Не нужны подробные кадры концлагерей, не нужны опыты доктора Менгеле – здесь у нас принятие войны девушкой Вероникой, которая любит, которая любима.
Первые кадры не предвещают ничего трагического, влюблённые молодые ребята, красивые пейзажи. Студенты технологического университета, свидания, любовный треугольник. Грустная романтика о третьем лишнем (без медведей Тедди), где позиции мужчин понятны и логичны. Элементы интерьера, условия быта создают приятный мир, пока не наступает 22 июня 1941 года. События предсказуемые, но фильм делает акцент не на доблести мужчин (она там безукоризненная!), а на реакции девушки. Цепляет то, что каждая девушка, жена, мать, бабушка хотят сохранить своих мужчин, но враг у ворот, а, значит, за добровольным порывом последует принудительный.
Фильм отлично демонстрирует тех, кого не призвали на войну. Бронь, которая позволяла деятелям науки, искусства находиться в тылу. На фоне этой вещицы всплывает первый конфликт персонажей. Великолепно представил добровольца и романтика Алексей Баталов (Гоша, он же Гога, он же Жора!), от персонажа веет энергией, упорством и целеустремлённостью. Вероника в лице Татьяны Самойловой прекрасно передавала озабоченность и грусть, которая выражалась в совершенно противоположной манере. Третьим лишним в любовном треугольнике оказался Марк – таинственная личность, которая в последующем снимет с себя маскарадную маску.
Кадры самой войны выполнены мимолётом, для главных элементов сюжета только. Тихо и спокойно, а на фоне рытья окопов возникали и шутки-прибаутки и личные, пусть и ненароком сказанные, оскорбления. Типичная солдатская жизнь. Вот тут отлично просматривается цель режиссёра: не показывать напрямую смерть и утрату (хотя кадры «жизнь проходит перед глазами» весьма классно сняты), а продемонстрировать сам факт войны – как объекта, который вершит судьбу.
Кажется, где же тут сама изюминка фильма. Понятное дело, что драма справляется с положением зрителей, выполняет свои функции, но главный вопрос то не в этом. Ответ предстаёт сразу же, перенося зрителей в жизнь Вероники. Оказывается – некоторые кадры пророческие. Вот тут и возникает сильная неловкость и понимание положения девушки. Картина даёт тебе право на осуждение, на лояльность, на осознание происходящего. Когда среди мужского коллектива поднимается тема женщин, верности и любви, то безупречная игра Самойловой позволяет проникнуться к ней ещё сильнее. Жестокое чувство неизвестности и предательства, которое откладывает отпечаток на всех героях ленты.
Переломный момент всего фильма играет на эмоциях зрителей. Окончание войны сопровождается с правдой и принятием своего положения в обществе. Женский персонаж проходит несколько стадий за время сюжета, меняется, осознаёт ошибки, делает выводы и понимает цену победы. Что же, за полтора часа нам позволили взглянуть на войну глазами одинокой девушки. Ведь таких «Вероник» было много, на примере «Летят журавли» можно понять, какого было юным девушкам в тылу.
«Летят журавли» - это замечательный советский фильм о трагической судьбе двух влюбленных, которых разлучила война. Казалось бы, банальный сюжет коим в наше время особо и не удивишь, но у этого фильма получилось засесть у меня в сердце.
Крепкая драма, разворачивающаяся на протяжении пяти военных лет, заставляет прильнуть к экрану на все полтора часа и переживать за каждого героя фильма. Фильм прежде всего о верности. Верности любимому человеку и верности Родине. Многие, в том числе и Никита Хрущев, увидели в этом фильме прямо противоположное верности, а именно измену. Но с этим сложно согласиться, так как на протяжении всего фильма ясно можно наблюдать то, с каким трепетом и обожанием главная героиня относится к своему любимому человек ушедшему на фронт и до самого конца не хотела верить в ужасный исход.
Если и есть в этом фильме какие-либо минусы, то очень незначительные, о которых даже и нет смысла упоминать. Куда больше плюсов: великолепные актеры, каждый из которых справился со своей ролью на сто баллов; с технической стороны все на высочайшем уровне, чего стоит только операторская работа; трогательная история о любви с гнетущей атмосферой ужасного военного времени – все это, без исключения, делает фильм «Летят журавли» настоящей советской классикой, которую обязательно должен посмотреть каждый.
Фильм Летят журавли напомнил мне книгу Доктор Живаго Пастернака. Конечно сложно сравнить книгу и фильм, но что-то общее несомненно у них есть. Данный фильм 1957 года не пытается показать нам подвиг героев Великой отечественной войны, а пытается показать нам тяжесть жизни тыловой. А если быть точнее тяжесть жизни одной главной героини - Вероники. Без сомнения этот фильм можно и нужно называть советской классикой, которая в свою очередь обязательна к просмотру.
Обладая небольшим хронометражем, фильм успевает показать на экране все пять лет войны очень удачными приемами кино. Например, в начале фильма мы видим сцену с прогулкой главных героев в мирное время на углу. А чуть позже на том же самом углу мы уже видим противотанковые ежи, это дает зрителю понять, что война началась. Еще чуть позже ежей становиться еще больше. Также крайне интересны показаны сцены невероятного напряжения главных героев. Для 1957 года эти решения многослойности пленки были не новы, но сделаны они интересно и когда это необходимо.
Сюжет фильма стандартный для людей, которые жили в военное и послевоенное время. Люди создавали семьи, сплетались по принципу нужности и необходимости друг другу, а не по кровному родству. Переплетение жизней, переплетения семей надеюсь никогда больше не затронут нашу страну так сильно, как тогда. Примечательно, что данный фильм не старается возвеличить войну, или возвеличить подвиг советских солдат по сравнению с немцами. В фильме нет негатива по отношению к врагу, создатели понимают, что война это зло. Зло в первую очередь для обычных людей, как Вероника (белка), имеющих свои мечты, стремления и желания. Война не щадит никого - такой вывод делают сами авторы фильма в конце в монологе солдата. Но люди встают и продолжают жить.
Символично, что в конце фильма, как и в начале летят журавли над Москвой. Тем самым замыкая порочный круг насилия и жертв, возвращая нас к мирному времени, к солнцу и стремлениям. Возвращая людей к жизни с чистого листа. Мне искренне понравился фильм Летят журавли. Татьяна Самойлова великолепно отыгрывает одними глазами и своей неземной красотой. А большего, пожалуй, и не нужно. Фильм замечательный, смотрится в 2021 настолько легко, что можно сказать, что он просто покоряет время. И время не властно над ним. Обязательно к просмотру!
Фильмы о войне, особенно советских времен, всегда оставляют глубокий след в моей душе. Их мне тяжело смотреть, так как понимаю: какой ценой нам досталась победа. Я и люди моего поколения и представить не можем, через что прошли те доблестные герои, которые ценой собственной жизни защитили нас от фашизма. К сожалению, с каждым днем все отчетливее понимаю, что мы не достойны их усилий. В наше время, люди не ценят друг друга: брат предает брата; мы отворачиваемся от людей, которым негде жить, даже хлеба купить не на что; повзрослевшие дети забывают о своих родителях; каждый норовит урвать свой кусок, не думая об остальных; сущность человека познается лишь после его смерти.
Во время просмотра кинокартины «Летят журавли» 1957 года, у меня снова и снова возникал вопрос, на который я так и не сумел дать удовлетворяющего меня ответа: зачем? Сказать по правде, я намеревался гораздо больше разузнать о данной кинокартине, а не только, что Михаил Константинович Калатозов оживил героиню пьесы Виктора Розова «Вечно живые», но после просмотра фильма, я решил написать лишь то, как подействовала картина целиком и Вероника в частности на меня.
Вероника, хоть и достаточно взрослая, но умом легкомысленная красивая девочка. Она задорная и кокетливая, видящая жизнь в розовом цвете, однако, благодаря своему опрометчивому поступку, она становится взрослой женщиной. К сожалению, урок, который преподносит ей сама жизнь - слишком горька и жестока.
Вероника, выходит замуж за музыканта, который ложным путем добыл себе бронь от войны в то время, как ее молодой человек защищает родину с оружием в руках. Больше всего меня раздражал тот факт, что Вероника прекрасно понимала, что поступает гнусно, но осознанно шла на встречу подлости. Она не переставала ждать от Бориса письма, хоть каких-то известий. И тут я возвращаюсь к вопросу, про который упомянул выше. Зачем она так поступила? Ведь была в здравом уме. Актриса Татьяна Самойлова прекрасно продемонстрировала все эмоции героини. Она, уставшая, потерянная, приходит на вокзал встречать своего Бориса, который уже никогда не вернется, но она ждет его и верит. В ее красивых глазах еще теплится огонек надежды, и не угасает он и тогда, когда смерть любимого становится очевидной. Однако ни создатели фильма, ни Татьяна Самойлова не дали мне ответа на уже упомянутый вопрос. Безусловно, с технической стороны - картина выполнена безукоризненно, чего только стоит работа Сергея Урусевского: даже тонкие линии на одежке героев отчетливо прослеживаются.
Кино может быть сделано в высшей степени профессионально: работа режиссера, оператора, художника-постановщика и т.д., но без истории, трогающей нотки души, в конечном счете оно ничего не стоит.
В конце 50-х годов. фильмы становятся более человечнее. Особенно это касается фильмов о войне. На этом фоне на экраны выходит фильм Летят журавли, который был признан шедевром мирового киноискусства. Золотая пальмовая ветвь на Каннском кинофестивале, положительные отзывы в отношении актёров Татьяны Самойловой и Алексея Баталова, замечательная постановка режиссёра Михаила Колотозова и блестящая операторская работа Сергея Урусевича. Не могу не пройти мимо музыки. Моисей Вайнберг написал гениальную музыку, которая держит нерв фильма.
Мне понравилось, как герои преодолевают себя. Я считаю Веронику и Бориса Ромео и Джульттой военного времени. Они, как вечные двигатели прогресса, навсегда стали эталоном героев вечной любви. Есть и другие персонажи, но на фоне Бориса и Вероники, они настолько второстепенны, но их образы незабываемы.
Кинонаграды, которые получил этот фильм, конечно, заслуженны. Можно сколько угодно фильмов вспомнить на военную тему, но Летят журавли всегда будут стоять выше остальных.
10 из 10
За режиссёрскую и операторскую работу, за роли актёров и музыку, а также за то, что этот фильм горячо любим во всём мире.