'Журавлики-кораблики летят под небесами,
И серые, и белые, и с длинными носами! '
Осень… Осень – пора прощанья. Осень – пора грусти и печали. Осень – время, когда первые отголоски грядущих холодов увядающими листьями накрывают сознание. И именно сейчас они улетают – птички-журавлики. И становится так одиноко, будто на самом деле всю жизнь ты жил с ними и ради них. Но ты не замерзаешь, нет. Ведь и в этом крае уныния остается надежда, надежда, что они прилетят вновь… для тебя. Журавлики-кораблики…
Как теперь не вспомнить о знаменитом фильме Михаила Калатозова «Летят журавли»? Он ведь тоже немножко об осени и о надеждах на весну. Пятьдесят лет прошло со времени создания этого фильма, а кажется, что это было вчера, более того – это было всегда.
О сюжете. Он прост. Размеренное течение жизни 40-х внезапно прерывается, когда начинается Великая Отечественная война, и главной героине - Веронике – ничего не остается, как ждать возвращения возлюбленного с фронта. Стечение обстоятельств толкает ее на поступок, о котором ей вскоре приходится пожалеть.
Сказав так, я, тем не менее, не раскрываю всей неповторимости, трагичности и трогательности этой истории. Рискуя скатиться к описательности, скажу поподробнее.
Итак, в начале фильма мы видим счастливых героев – Веронику и Бориса, опьяненных жизнью и молодостью, летящих по набережной. Кажется, вся жизнь впереди, кажется, так будет всегда. Да, будут и проблемы, но все будет хорошо. Счастливые… летят под небесами…
Но все обрывается со словами «Говорит Москва…» Так, громко и беспокойно, тревожно в жизнь героев врывается война. Война! – теперь нельзя быть молодыми, теперь «война – нельзя веселиться». Журавлики улетели, настало время испытаний. И каждый герой пройдет этот путь по-своему. Кто знает, может журавли еще прилетят для кого-то?
Удивительно, но в картине Калатозова нет ненужных персонажей. Герои фильма вызывают симпатии или презрение, интерес или негодование, к их судьбам не остаешься равнодушным, ведь они люди, а люди совершают ошибки, просто есть люди прогнившие, а есть оступившиеся. И серые, и белые… Тем не менее, не остается нераскрытым ни один представленный персонаж. Мы это видим даже в небольших, но ярких ролях, будь то солдат, которого не дождалась невеста или некая чувствительная особа, празднующая свой день рождения. Это как в жизни, где нет второстепенных и вспомогательных людей (если только вы не придадите им такого значения) - есть только те, о ком ваше повествование. Это как на картине, где изображено множество людей, но с центральной драмой пары героев. Ведь не дорисуй художник кого-нибудь, мы бы это сразу же заметили, и впечатление было бы испорчено.
Как бы странно это ни прозвучало, но М. Калатозова можно назвать либералом советского времени. И дело даже не в том, что он решился сказать о том, что в Советском Союзе были невесты и жены, не дождавшиеся тех, кого ждать обещали. Нет. Я называю его либералом потому, что он не навязывает свое видение проблем зрителю. Можно сказать, что «Летят журавли» - это хождение около смыслов. Еще секунда, и нам скажут, в чем смысл жизни. Но секунда проходит, и мы понимаем, что этого не произошло. (Оставили нас с длинными носами!) Наверное, картина может дать ответ на этот вопрос, но зритель должен сам постараться найти его. И так во всем.
Немного об актерах. Татьяна Самойлова играет восхитительно, игра ее смотрится удивительно современно, но при этом обладает достоинствами старой актерской школы. Жаль, ей дальше не везло так на роли, но, хотя это прозвучит не очень уместно, «чем триста лет питаться падалью, лучше хоть раз напиться живой кровью». Яркая, неповторимая роль. Алексей Баталов сумел превосходно воплотить образ честного, доброго, «лучистого» человека. Остальные актеры тоже играют хорошо, но выделить хотелось именно этих.
Нельзя не сказать и о великолепной операторской работе. Здесь очень тонко расставлены световые акценты. Здесь удалось создать безумно, потрясающе красивые сцены, какими редкий фильм может похвастаться. Я уж не говорю о том, с какой любовью и бережностью показана в фильме Вероника-Самойлова.
А суммировав интересный сюжет, режиссерский подход, актерскую игру и операторскую работу, мы получаем то, что называется Искусством. Искусство разное бывает: то, что пробуждает потаенные страхи, то, что заставляет нас взглянуть на мир по-новому, то, что становится для нас образцом для подражания. Но здесь – самое ценное для меня искусство – искусство, которое проникает в душу, затрагивая самые тонкие ее струнки.
Да, проходят годы, надежды превращаются в руины, рушатся целые миры… И только журавли все летят!
Эта картина потрясает своей художественной завершённостью. Практически каждый ракурс, каждый кадр завораживает своей глубиной. Операторская и режиссёрская работа выполнены на эталонном уровне.
При работе над картиной Михаил Калатозов позволил полностью раскрыться таланту Сергея Урусевского. Урусевский, будучи 'одержимым художником', искал пути наполнить фильм невероятной живописью. Возможно, что Михаил Калатозов в прошлом также работал оператором, эта картина оставляет такое неизгладимое впечатление именно своей 'картинкой'.
Я думаю, что именно этой волшебной атмосферой и обязан успех фильма у зрителя и у критиков. Конечно, необходимо отметить великолепную игру Алексея Баталова и Татьяны Самойловой, но всё же больше бросается в глаза, не КАК они великолепно играют, а ГДЕ они это делают. А действие происходит в невероятно красноречивом мире, созданном двумя великими мастерами.
Также фильм потрясает глубиной затрагиваемых чувств. И иногда сложно объяснить, что же трогает так глубоко, но какие-то глубочайшие струны души натягиваются и звенят вместе с сюжетом, заставляя переживать и радоваться вместе с героями. Уверен, что фильм будет интересен как глубоко думающим ценителям, так и людям, которые воспринимают кино чисто эмоционально. Картина помогает, и переосмыслить что-то и даёт большой заряд эмоциональности.
Потрясающе красивое, по сути, и глубокое по смыслу кино.
Сразу скажу - это мой любимый фильм. Анализировать любимые фильмы - сплошное мучение, ведь как бы красочно я не расписала великолепную актёрскую игру, изумительную режиссуру, операторскую работу, я всё равно не смогу передать главного. Того, за что я этот фильм так люблю. Ведь любят как известно, не за что-то, а вернее не за то, что можно описать словами. Тем не менее:
Москва, лето, до войны остаётся совсем немного времени. А пока - молодость, счастье, любовь, свидания, прогулки до утра... И -'Журавлики - кораблики летят под небесами...'. Вероника и Борис очень любят друг друга. Он - хороший парень, честный, работящий, серьёзный... Она - ещё совсем юная, легкомысленная, но искренне и глубоко любящая. Их счастье разбивает война (уж извините за банальную фразу). Он может получить бронь, но предпочитает идти на фронт. Она сердится на него, и опаздывает на проводы. Конечно, она виновата. И конечно, она будет мучиться из-за этого всю жизнь. А потом погибают родители Вероники. А от Бориса писем нет. Она остаётся одна, растерявшаяся, не понимающая что происходит. И этой ситуацией пользуется брат Бориса, Марк. Он давно в Веронику влюблен, причём влюблён искренне, настолько, насколько способна его душа любить. Другое дело, что способна его душа не намногое. Вероника выходит за Марка замуж, чтобы потом мучиться от сознания этой вины и пытаться искупить её...
Фильм изумительный. Причём, на мой взгляд, самая слабая его составляющая - сценарная. Нет, сценарий не плох, но актёрская игра, режиссура и операторская работа просто выше всяких похвал.
Михаил Калатозов сделал из несложной, в общем-то, истории потрясающей глубины фильм. Татьяна Самойлова в роли Вероники... Ну что тут говорить. Это надо видеть. Финальная сцена на вокзале - просто шедевр. Ещё ни разу мне не удалось посмотреть её без слёз. Причём актриса не заламывает руки и не воет от горя. Но глубина её отчаяния открывается во всей полноте. Самойлова великолепна. Описать это невозможно. Алексей Баталов тоже весьма хорош, но его роль менее выигрышна. Его герой гораздо проще, он не мучается внутренними конфликтами в силу цельности натуры. Василий Меркурьев чудесно играет хорошего и по-настоящему благородного человека.
Оператор Сергей Урусевский намного опередил своё время. Хотя дело не технике, а в таланте. Каждый кадр служит более глубокому раскрытию характеров. Как хорошо, с каким вкусом сняты и сцена свидания Вероники и Бориса, и сцена соблазнения Вероники Марком, и та знаменитая сцена, где Вероника бежит по заснеженным улицам. Но самые потрясающие сцены для меня - это сцена с разбомблённой квартирой Вероники и, конечно, сцена на вокзале.
Что же касается моральной стороны... Конечно, в идеале люди должны быть верными, честными и благородными. Но наша жизнь так уж по-дурацки устроена - люди ошибаются. И поступают неправильно очень часто. И хорошие люди оступаются тоже. Особенно если вокруг война, и твой мир рушится. И фильмы о людях, которые ошибаются, мучаются, людях с внутренним конфликтом намного интереснее, чем фильмы с лубочными неестественными персонажами-марионетками. Цель искусства, по моему мнению, - вызвать чувства. Тот самый катарсис, который есть нравственное очищение через глубокое переживание. И 'Летят журавли' делает это как ни один другой фильм.
Это фильм не о войне, а о людях в этой войне. Об отчаянии, разрушенных мечтах и судьбах. Фильм, вызывающий неподдельные чувства, трогающий до глубины души.
И самое главное - это фильм о надежде, ведь снова 'журавлики-кораблики летят под небесами'.. А значит нужно жить. Солдаты на этой войне погибли, чтобы мы жили...
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних
Летят и подают нам голоса,
Не потому ль так часто и печально
Мы замолкаем, глядя в небеса?»
Сила духа… Скажите, вас не удивляет, что в нашем сознании это словосочетание приняло образ бульварного фразеологизма? Вас не смущает, что для упоминания силы духа нам достаточно показать элементарное, дешевое проявление не то, что храбрости, – глупости – сродни примитивной ссоре с боссом? Вас не пугает, что мы не знаем, что такое настоящая «сила духа»? Не страшит, что у нас ее нет? Меня ужасает…
У людей того, кровавого, жуткого, смертоносного, стихийного, катастрофического времени сила духа была. Понять это не столь сложно, довольно лишь взглянуть на скромное геройство людей, безропотно бросивших жизни к ногам идеи, Родины, а главное, любимых и близких. И, пожалуй, даже не столь важно, на чьей стороне они водились. Главное, что были не способны оставаться в стороне, умели сражаться, бороться, дышать, жить, любить…
Любовь вечна. Любовь всепрощающа. Любовь питательна. Любовь спасительна. Любовь бесценна. Это то, чему нас учат создатели неописуемого шедевра «Летят журавли». Создатели, заставившие меня испытать и леденящий благоговейный трепет, и комом стоящие внутри слезы, давящие, рвущиеся наружу, и дрожание рук, и мурашки, и ужас, и счастье. Создатели, так и не ответившие, но намекнувшие, лукаво подмигнувшие, в чем же смысл жизни. Создатели-новаторы, рассказавшие, что есть предательства и просто ошибки, влюбленные и по-настоящему любящие, извиняющиеся и раскаявшиеся. Создатели, подарившие будущим поколениям махонькую возможность прикоснуться, почувствовать и ужаснуться.
Простая, казалось бы, на вид история оказывается удивительно-действенной, «прошибающей», шокирующей. Рассказывая о чувствах двух (а на деле-то – миллионов) молодых людей, блестящий режиссер Михаил Калатозов открывает перед зрителем богатую драматическую палитру, вобравшую в себя, полагаю, всю «светлую темноту» военного, пред- и послевоенного времени. Замечательные актерские работы прелестной Самойловой, вдохновляющего Баталова, неоднозначного Шворина, конечно же, богатого и сильного Меркурьева, поражающих эпизодических героев; блистательная музыкальная находка Вайнберга; просто-таки, повторюсь, новаторский операторский труд Урусьева, ассоциирующийся у меня не с самим импрессионизмом, а его определением – «культ впечатления» – поглощают зрителя и долгое-долгое время, словно разрушенный бомбежкой город, не выпускают из себя, заставляя переваривать свою богатейшую субъективно-объективную мораль.
И мораль эта ценна именно неоднозначностью. Каждый из нас поддержит последние слова Степана, в исполнении харизматичного Зубкова, и прощальные и прощающие (в первую очередь, самих себя) слезы Вероники. Однако далеко не все признают и опять-таки простят национально-русскую, сильную, трагическую Белку, как звали ее в беззаботном влюбленном юношестве, примут и поймут ее выбор. Быть может, некоторые и не увидят пророчество Розова, словно кричащее, что любовь и настоящее предательство, идущее из черного сморщенного «кровогонного» сердца, не совместимо. Да, есть ошибки, «оступления», заблуждения, но только не предательства. А еще не все осмыслят, что сила духа, а, следовательно, сила Человека, заложена в преодолении созданных самим собою препятствий; что Человек не может без них жить, ибо без проявления сей благородной мощи он не Человек…
«Говорит Москва!», - сколько жизней перестали быть после этих слов? Миллионы. Мировой ужас под страшным именем Война безжалостно вторгся в человеческое бытие и, подобно мифической старухе, напрочь выкосил нестройные, пусть, не всегда красивые, но непременно живые и здоровые сорняки людских созданий. Подсечно-огневое «землеуничтожение» войны стерло с лица планеты следы чувств, их внешние обрамления, но не их самих… То и с Любовью, и с Человеком, способным ее принять. Их невозможно уничтожить, ибо, подобно стройной стае журавлей, они будут возвращаться и «подавать нам голоса», заставляя нас, бессильных и немощных, «так часто и печально замолкать, глядя в небеса»…
Легендарный фильм режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, привнёс столько новаторского не только в мировой кинематограф, но и в сердца людей.
Любовь – взаимное головокружение. Белка и Борис. Когда они вместе, они ничего не боятся. Но жизнь не устроена так складно, как нам того хочется…
Во время войны – главное не растеряться, сохранить ритм нормальной человеческой жизни. Жить за чужой спиной не для Бориса. Хотя за всей этой оптимистичной бравадой и патриотизмом – страх неотвратимого. Не всем дано вернуться.
Кто-то идёт добровольцем, а кто-то остаётся в тылу. Но, как на фронте кто-то сражается за победу, а кто-то отсиживается в окопах, так и в тылу – кто-то не смыкает глаз ради долгожданной победы, а кто-то наслаждается своей «бронёй». Живёт ради себя, одним днём. Разве можно слышать голос вечности, живя мгновеньем? Нельзя жить прежней жизнью и веселиться, когда по родной земле идёт смерть.
Сколько эмоций в этом фильме. Сколько выразительных средств. Один взгляд Вероники говорит много больше, чем все её монологи. Глаза Белки, когда погибли родители. Её глаза, когда Марк признался ей в любви. Разве можно чувствовать смерть, не приближаясь к ней? Вот правда характеров.
Веронику считают нервной. Но где ей найти покой? Она не то, чтобы не может, не хочет забыть прошлое. Казнит себя за ошибки. Отчаянно ждёт письмо от Бориса.
Уже нет войны… И ей стало ещё страшнее. Вероника всё ждёт. Человек должен надеяться на что-то хорошее. Верит в то, что никогда не сбудется…
Она ощущает себя одинокой даже среди толпы. Испытывает боль, даже когда улыбается. Невесты, матери, мужественные отцы знают то, что не известно никому и стремятся к тому, чего никогда не достичь. Помнят, чувствуют и никогда не забудут.
Любовь как журавль в небе – так легко увидеть, но так сложно поймать. Человек может видеть то, что кажется невидимым. В сердце каждого из нас журавлики-кораблики летят под небесами.
'И не думать как приземлиться, а у птиц свободе учиться'
В этом году на 9 мая я решил не смотреть ничего нового на тематику войны, а пересмотреть фильм, недооцененный мной по достоинству около десяти лет назад. Со второй попытки мне удалось понять, почему это кино считается великим, и его можно окрестить громким словом «шедевр».
«Летят журавли» сильно отличается от большинства советских фильмов о Великой Отечественной Войне. Вместо классических сюжетов о доблести советских солдат на фронте, мы видим нетривиальную историю, рассказанную глазами главной героини, которую война разлучила с любимым. Именно нетипичный взгляд на проблему, новаторский подход к реализации идеи, ну и, конечно, воля случая, позволили картине стать первой и единственной в СССР, ставшей лауреатом Золотой пальмовой ветви Каннского фестиваля.
Главное, что впечатляет в картине, это невероятная работа в тандеме режиссёра Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского. Практически каждая сцена фильма - выдающаяся, около пяти сцен - гениальные. С помощью тонкой режиссёрской мысли и революционных технических решений при работе с камерой, были созданы невероятные художественные образы, которые навсегда вошли в историю кинематографа. Визуально фильм смотрится настолько современно, что не верится что ему 64 года.
Очень показательна реакция на фильм. В Советском Союзе его посчитали идеологически невыдержанным, его победе на Каннском фестивале в советской прессе посвятили небольшую заметку без указания авторов, а Никита Сергеевич Хрущёв был вовсе возмущён, и после просмотра назвал главную героиню «шлюхой». Во Франции же фильм обрёл невероятный успех у зрителей и критиков, Татьяну Самойлову обрекли советской Бриджит Бардо, а Пабло Пикассо назвал фильм гениальным. Вероятно, наш зритель был просто не готов сопереживать главной героине Веронике, которая мало того, что даже внешне не очень вписывается в воспеваемый образ советской женщины, так ещё и нравственно позорит его и ставит под сомнение прописные истины и идеалы.
К счастью, время расставило все по своим местам, и сейчас «Летят журавли» считаются не просто классикой, а одним из важнейших фильмов всего советского кинематографа. Тут восхитительно всё, какой аспект фильма не затронь. Дуэт Калатозова и Урусевского за кадром, и дуэт Самойловой и Баталова в кадре создали удивительное произведение, открывшее новые выразительные возможности кинематографа и позволявшее зрителю пережить эмоциональный катарсис во время просмотра.
Когда любишь по-настоящему, то не представляешь жизни без своей второй половинки. Только он всегда приходит по первому зову, когда тебе плохо, только он понимает тебя, только он может утешить тебя в горе и разделить твою радость, только с ним становится спокойно и кажется, что ничего не страшно. Когда он уходит ненадолго, создаётся ощущение, что вместе с ним ушла и часть тебя. А когда он возвращается, вместе с ним возвращается та утерянная часть, и солнце начинает снова по-прежнему ощущать твою жизнь, как будто и не было никакого расставания.
Но иногда случается, что приходится расставаться из-за каких-либо жизненных обстоятельств на неопределённый срок. Часть тебя оказывается утерянной, и неизвестно, когда она возвратится на своё место. Жизнь начинает казаться чёрной безлунной ночью, и неизвестно, когда солнце взойдёт вновь. Ни что не приносит радости, что принесло бы, будь он рядом. Остаются только боль и пустота от потери. И надежда, что вы ещё встретитесь, что он обнимет и скажет, что всё прошло, всё позади, надежда, что где-то далеко он тоже любит тебя, тоже тоскует и ощущает ту же самую пустоту, тоже мечтает о встрече.
А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.
Вероника и Борис любили друг друга, но война их разлучила навсегда, даже не дав попрощаться. Он ушёл и никогда не вернётся. Она осталась одна и никогда его не увидит. Они никогда больше не встретятся. Никогда.
И как ей быть в такой ситуации? Поставить крест на своей жизни и с головой погрузиться в бездну страданий и вечного одиночества, храня преданность их любви? Или же пытаться жить дальше, храня в памяти светлые воспоминания о самом счастливом времени в своей жизни и радуясь тому, что оно было, хоть и недолго? Пытаться обрести новое счастье, хоть и не такое, какое было, но хоть какое-то, думая, что любимый хотел бы, чтобы она была счастлива с другим, раз уж он сам не может сделать её такой?
Вероника выбрала жизнь, попытку обрести новое счастье. В её жизни появился другой. Не такой, каким был тот. И новая любовь не более чем слабое эхо той, что была. Но Его она всё равно не забыла, и вспоминала каждый раз, когда трещины нового счастья отчётливо вырисовывались перед глазами. Она променяла бойца на тыловую крысу и не выдержала испытание временем, но всё равно новая любовь не затмила ту, а другой мужчина не занял в её сердце место того. Иначе она не стала бы считать до пятидесяти на бегу к почтальонке в надежде, что, может быть, от Него пришло письмо.
Фильм снят в 1957 году, но он не выглядит на свои года. Кажется, что он снят в этом веке с маскировкой под старину, а не в середине прошлого. Его свежесть, «молодость» и «современность» видны во всём: в режиссуре, в игре актёров, в работе оператора и т.д.
История, показанная в фильме «Летят журавли» будет близка каждому, кто по-настоящему любил, и уж тем более тем, кто терял любимого. Она показана интересно, проникновенно, ненавязчиво, красиво и даже легко, давая зрителям шанс просто смотреть, любуясь картинкой. Легко, потому что в фильме нет гнетущего драматизма, который своим давлением указывал бы на страдания или мучения героини, нет намеренно выделенных эпизодов или речей героев, которые бы указывали на что-либо еще.
Актёры не демонстрируют каких-либо неимоверных страданий, искажая лица гримасами боли, не делают никаких специальных эмоциональных движений, что тоже говорит о «современности» фильма. Но по одному их виду понятно, что чувствуют и думают их герои, и этого хватает, чтобы героя понять и начать ему сочувствовать или же, наоборот, невзлюбить его.
Работа оператора Сергея Урусевского, которая играет значительную роль в сохранении «молодости» фильма, отличается своим новаторством и исключительностью. Различные ракурсы, ракурсы сверху и снизу, положение света и тени, переходы между ними поражают своей красотой и создают ощущение, что каждый кадр – это современная профессиональная чёрно-белая фотография. Оператор сотворил чудо. А некоторые моменты, благодаря такой съёмке и режиссёрской постановке, даже слегка отдают сюрреализмом.
Спустя 52 года фильм выглядит современным и новым. Он не постарел, а это главный критерий качественности и главный показатель шедевра.
***
А что если разлука оказывается навечно? Если он больше никогда не вернётся? Если ты его никогда больше не увидишь? Если встречи больше никогда не будет? Никогда.
«Ты же не видел, как его хоронили!»
Тогда остаётся лишь одно – цепляться за каждую мелочь, которая может дать хоть малюсенькую, хоть призрачную надежду. Только тогда можно будет найти в себе силы и смысл жить дальше.
Журавли летят, как и раньше, только вот Его нет рядом, чтобы вместе поднять головы и счастливо улыбаясь посмотреть на их полёт.
Война. Это не только подвиги советских солдат и их союзников. Это также боль, слёзы, потери, сломанные судьбы... Вот как раз иллюстрацией сломанных судеб и стала картина Михаила Константиновича Колотозова (Колатозишвили) 'Летят журавли'. И это, кажется, первый военный фильм, где тяготы и лишения Великой Отечественной освещены в большей степени не сквозь призму фронтовых сражений (хотя ключевой момент картины будет показан - причём так реалистично, что даже после взрыва ошмётки попадали в воду!..), нет, главным образом ВОВ перенесут в тыл - мы, как будто сегодня, видим трагедию тех, кто остался. Тех, кто трудился на благо общей победы. Как может в раз всё порушиться и пойти через пень-колоду...
Если ж таки вспомнить действия на фронте из этой картины, то снято таким образом, что неприятель в кадре не появляется. Так что любителям баталий и лощёных вражеских кителей и прочих одеяний ловить при просмотре нечего. Война пришла в наш дом. Вот как примерно показано здесь! И те, кто ещё вчера жили, радовались и любились - сегодня замирают в тревожных ожиданиях. Как команды 'Воздух!', так и весточек с передовой!
В центре повествованияБорис и Вероника - любящая друг друга пара. Молодые собираются пожениться. Но... 22 июня. Имея возможность получить бронь, Борис тем не менее принимает решение идти воевать. У Белки, как ласково называет свою возлюбленную Борис, скоро день рождения и будущий солдат оставляет ей в подарок игрушку - пушистую белочку. Этот подарок должны ей передать, сам он торопится в пункт сбора (Вероника же не успевает на проводы)...
Далече идёт кое-что по сюжету такое, что вызвало жаркие споры, обвинения Белки и окрещние её шлюхой (даже на уровне тогдашнего генсека!!!). В то время, покуда Борис защищает Родину, борисов двоюродный брат Марк охмуряет Веронику!!!
... 'Верность и предательство'. Хоть убейте меня, не хочу ковыряться в грязном белье и казнить бедную Белку. А вот посмотреть за кое-чем ещё - предлагаю!.. Фильм в какой-то момент имеет иносказания! Уж без спойлеров то тут тяжко (ох)... Ясно-понятно, что явнее всего лезет в глаза украденная жизнь!.. Но сильно зацепило душу момент с сиротским мальчиком по имени... Борис! Случайно? Да нет, конечно!.. Вот он теперь её Борис!..
Это тяжёлое кино. В эмоциональном плане. В плане кинематографичности - новаторское! В плане значимости - незаменимое! В плане художественности - образное!
Эпилог настолько сильный, что я заплакал. То, как Вероника меняется и принимает такое решение с цветами - в этом есть что-то библейское даже!!!
Такое кино не забудется никогда! Стоит его лишь раз посмотреть - оно врастёт в сердце!.. А посмотреть его точно стоит!!!
Момент расставания приблизился незаметно, и вот уже последние минуты уносятся с преступной быстротой. Девчоночья обида за добровольную присягу еще свежа, а ему так о многом хочется сказать на прощание, вглядеться в родные глаза и с юношеским жаром пообещать: «Я непременно вернусь, ты только дождись». Война нарушила безмятежность союза, оставив Веронике и Борису слабую надежду, что трагедия пронесется мимо, а жизнь еще заполнится счастьем. Но невеста не сохранила верность, примерила ярлык предательницы и обманщицы. Девчонка, не познавшая жестокости быта, одинокий ребенок с игрушечной белкой - памятью о беззаботной жизни. За спиной у Вероники веер разрушенных планов и лента несбывшихся желаний, а впереди всеобщее порицание и презрение, от которых не убежать и не скрыться. Заметно посеревшая и погрустневшая, но это по-прежнему ее жизнь. Последнее, ради чего необходимо преодолеть свое горе.
Побед без поражений не бывает – эта горькая истина справедлива со времен Эллады. Настоящий триумф немыслим без трагедии, маленькой или крупной. Уникальная кинолента – наш первый и единственный каннский лауреат, источник великого наследия – лишила российский экран одной из самых талантливых и красивых актрис на долгие десять лет. Печальная история Татьяны Самойловой перестала быть секретом, и, оглядываясь в далекое прошлое, понимаешь – такова жестокая цена бессмертной славы. Никто в «теплеющей» стране не ожидал подобного размаха от адаптации простенькой пьесы Виктора Розова. Громкий успех поэтической кинотрагедии «Летят журавли» сопоставим с феноменом русской стойкости. Наша страна выиграла войну, когда по всем бессердечно-четким нацистским планам должна была ее без шансов проиграть. Михаил Калатозов и Сергей Урусевский создали настолько духоподъемный фильм, что он ошеломил закомпостированное идеологией советское руководство. К счастью, существуют явления, не привязанные к эпохе. Они естественны, как сама жизнь с ее печалями и невзгодами.
Многогранность композиции не позволяет считать «Летят журавли» только лишь военным фильмом. Боевых действий на экране почти нет, подвиг русского народа лента не восхваляет, криков «За родину!» в ней не услышать. Однако в картине есть кое-что другое: трагедия личности и преображение от расколотой бомбежкой на «до» и «после» жизни. Вероника, весело бегущая за руку с Борисом, и она же, мрачно делающая перевязку в госпитале – два разных человека. Ее образ – метафора войны и того, во что превращается мирная жизнь. Неопределенность лишает покоя, девушке неизвестна судьба любимого, иначе наверняка была бы сильнее и не поддалась Марку. Лишенная настоящей любви, Вероника получает уродливое ее замещение – точно в духе страшного времени. В миг ее особой горечи вспоминается лукавый взор девушки, благодаря искусной игре света и тени выхваченный как зернышко непоколебимой чистоты. В никуда пережитое не уходит, трагедия делает человека сильнее, как и целую нацию. Пусть война по большей части проходит фоном, но ее последствия довершают сложный женский образ. Уже не такой девственно-романтичный, но другой – привлекательно-стойкий.
Беспримерный образец гармоничной работы режиссера и оператора-постановщика позволяет не просто сопереживать героям, а находиться с ними буквально в одном шаге. Вместе с Вероникой ощущаешь ломоту в груди, уносящую по мостовой в поисках избавления. Рядом с Борисом предаешься предсмертным головокружительным грезам, которые прекраснее самого смелого воплощения. Калатозов словно строгий учитель озвучивает прегрешения, за которые приходится отвечать, а Урусевский заставляет глядеться в молодые глаза и ощущать сквозящую в них вселенскую печаль. Эмоций у персонажей так много, что они изнемогают от невозможности воспарить журавлями в небо и унестись от судьбы, принесшей горе. Названным братом смерти, царящей на передовой, выступает тяжелый быт в тылу. Все вокруг переменилось, везде теперь другая жизнь: сумрачная и жестокая. Многому приходится учиться заново, пока страх разделить участь погибших сковывает руки. Переживают, впрочем, не все, и, добавляя в сюжет сцену пирушки недобропорядочных господ, Калатозов лишний раз утверждает главенство житейской прозы на поэтичном небосклоне. Святых в картине нет, люди ошибаются, переживают и расплачиваются. Но разница между чистотой порыва и бесчестностью расчета огромна, и не случайно столь существенен контраст в восприятии добровольца Бориса и обманщика Марка. Кому война, а кому и мать родна.
«Что-то в журавлином полете есть от вечности» – говорил Виктор Розов. Жизнь скупо отмерила Борису и Веронике лишь день единения перед разлукой, но даже им можно распорядиться по-разному. Сюжет картины вращается вокруг одних и тех же мест, где девушка-белка оказывается и юной, и взрослой. Михаил Калатозов по-отечески терпеливо поясняет важность смысла в жизни. А быть им может что угодно: забота о близких, труд во благо родины, прощение самой себя за совершенную ошибку. Случайно найденный на дороге ребенок – символ продолжающейся жизни, не подернутой войной. Ни к чему лишние слова, если детская улыбка заставляет поверить в лучшее. Враг причинил нашей стране неисчислимые бедствия, но не смог покуситься на главное: на русский характер. Характер, позволивший снести потрясения, оправиться от удара и жить дальше. Физические раны зарубцеваться могут, душевные – никогда. Прежний мир оказался разрушен, но на его осколках возник новый, в котором по-прежнему жива непорочная вера. И она останется чиста до тех пор, пока будет, кого вспоминать, провожая взглядом летящий по небу журавлиный клин.
«А журавлики-кораблики летят над небесами и серые и белые и с длинными носами…»
Что бы описать этот фильм, я приведу цитату режиссера Сергея Соловьева: «Искусству не нужны объяснения. Они или недостаточны, или условны, или просто нелепы. Настоящее искусство – это магия, которая находится в прямом взаимодействии с подсознанием человека. «Летят журавли» может посмотреть и дебил, и на него они произведут не меньшее впечатление, чем на Жанна Кокто или Сартра.».
Когда-то этот фильм я смотрел на 9 мая, будучи еще школьником и даже тогда фильм врезался в память и не забывался. И вот сейчас я решил его пересмотреть. Действительно – этот фильм шедевр на века. И если кого-то история, описываемая в фильме может оставить равнодушным и не затронуть, то уж извините, но этот человек – «сухарь».
История любви, измены, надежды, страданий и искупления… Образ главной героини, который не может быть воспринят «плоско» и однозначно. Война, которая внесла свои коррективы в планы многих людей и помешавшая счастью и счастливой жизни, выворачивающая на изнанку людей. Меня эта история не оставила равнодушной. Это – фильм шедевр мирового кинематографа. Этот фильм один из лучших в истории.