Фильм 'Летят журавли' после выхода на экран был неоднократно награжден разными призами и наградами. Он действительно на это заслуживает, несмотря на то, что он рассказывает нам о страшных временах Второй Мировой войны, когда тысячи храбрых и, возможно, совершенно невинных бойцов гибли на поле боя. Одной из этих жертв судьбы стал главный герой этого фильма Борис Бороздин, до начала войны нашедший свою настоящую любовь, но события сложились так, что он так и не смог повязать свою жизнь с ней.
Она - робкая, но одновременно чрезвычайно сильная девушка, ставшая жертвой обстоятельств, поламавших всю ее дальнейшую жизнь. Нет, лучше сказать - жертвой наглого быдла, воспользовавшегося тяжелым положением девушки, до поры до времени верящей в светлое будущее, переполненной оптимизмом и большим желанием жить, жить ради себя, ради любимого, ради надежды. Как же одна бессовестная тварь может разрушить все это. Таких уродов нужно расстреливать за измену, измену Родине (ведь оплаченная бронь - это по-моиму самая настоящая измена, достойна самого большого осуждения) и предательство родного брата, доверившего ему оберегать самое дорогое, что у него есть. До чего же разными могут быть братья: один - действительно честный, правильный гражданин Советского Союза, погибший на поле боя, как настоящий герой, защищая свою Родину, во время войны бомбленную фашистами, второй - с помощью отцовских денег оформивший себе бронь под видом, будто ее ему выдали, как активисту, сволочь первого разряда, увевшая в своего родного брата (!) невесту, которую брат действительно искренне любил и мечтал побыстрее на ней жениться. Возможно, все бы так и произошло, если бы не эта проклятая война.
В фильме есть все признаки качественной мелодрамы: хорошо продуманная последовательность действий, разворачиваемость этих действий во времена каких-то происшествий, имевших большое влияние на дальнейшую жизнь ни в чем не повинных граждан, красивая главная героиня (Татьяна Самойлова действительно невероятно красивая - это лично моя точка зрения, я никому ее не навязываю. Для завоевания такой в самом деле стоит пойти на многое, добиться ее неравнодушия, но никак не насильственными методами, как в этом случае), осмысленное разумное завершение, суть которого заключается не в блестящих от радости глазах вновь встретившихся влюбленных, а в ноте отчаяния и наступившей сразу же после нее ноте отродившегося оптимизма. Лично мне этот фильм, как мелодрама, очень понравился, а ведь я являюсь очень придирчивым к такому жанру кино. Сравнить хотя бы 'Летят журавли' с современной российской мелодрамой - небо и земля, в этом фильме есть глубокий смысл, поучительные моменты, мораль в конце концов, а в современной российской мелодраме ни одного, ни другого, ни третьего, самая обыкновенная любовная история с отвратительными актерами, пропитанными пошлостью любовными сценами, с отсутствием хоть какой-то по ходу проявляющейся логической связи между главными событиями и деталями, на которые мы вначале не обращаем совершенно никакого внимания (как например игрушечная белка или машина, потребовавшаяся имениннице, благодаря которой вскоре наружу всплыла истина).
Попрошу не удивляться, что оценка немножко не соответствует рецензии, я все же не любитель мелодрам, но этот фильм до бесконечности уважаю. Он достоен занимать почетное место в рейтинге. Фильму через год исполнится 55 лет, но он не потерял актуальности и в наше время. В советские времена действительно умели снимать качественные фильмы, которые может быть в некоторых случаях не очень интересно смотреть, но, что самое главное, смотреть приятно.
Стоить начать с того, что данный фильм вышел в 1957 году, в эпоху оттепели, вызванной смертью Сталина и это многое объясняет. Так чем же всё таки он так поразил зрителей, не только советских, но и западных?
Фильм стал одним из первых в этой волне. Картина примечательна с точки зрения необычного подхода к войне, мы видим реальных людей, с их слабостями и изъянами. И ведь именно «Летят журавли» считается прорывом советского кино на запад, и даёт понять, что кроме авангарда 20-х годов, нам ещё есть, что показать. Успех подтверждает главный приз Каннского кинофестиваля. Это единственный отечественный фильм, получивший «Золотую Пальмовую ветвь».
Итак действие данной ленты охватывает всю войну, с первых дней и до победного конца. Главные герои Вероника и Борис, молодые, в чём-то беззаботные люди, на пути к счастью которых встаёт война, у него впереди фронт, а у неё долгое ожидание любимого. Но их планам не суждено сбыться. Конечно сразу хочется отметить отличную актёрскую игры Татьяны Самойловой в роли Вероники. У героини сильный, но не безупречный характер, она живой человек, всё может быть, тем более когда идёт война. И всё таки не смотря ни на что мы ей сочувствуем.
Нужно подчеркнуть не только великолепную режиссёрскую работу Михаила Калатозова, который к тому времени уже считался мэтром советского кино, но и работу оператора Сергея Урусевского, данный фильм стал его лучшим творением. Множество его приёмов используются и по сегодняшний день, многие из них нам кажутся уже незаметными, ввиду частого заимствования их в различных произведениях более позднего времени. Одним из самых ярких примеров операторского мастерства является сцена неба перед глазами Бориса.
Конечно надо учесть что в фильме ещё много персонажей и сцен достойных описания, но всё таки лучше самому посмотреть фильм и узнать о них.
'Летят журавли' можно смело включить в пятерку лучших фильмов о ВОВ и назвать самой выдающейся картиной знаменитого кинематографического дуэта Калатозов - Урусевский.
Достоинство картины в том, что она рассказывает не о войне, а о людях, которые несмотря на эту самую войну, остаются прежними, а война - это лишь способ изобличения человеческих пороков, проверка на душевную стойкость или бессилие.
Это история о том, что человека нужно судить не только по его поступкам, но и по намерениям, стремлениям!
'Летят журавли' - фильм о жизни. О том, как все есть на самом деле. О неопределенности, недосказанности, о диалогах настоящих, живых людей.
Новаторство данной картины заключается в реалистичности, с которой изображены персонажи. Особенно это прослеживается в поведении героини Татьяны Самойловой - Веронике. Живая, сильная, добрая, но запутавшаяся и раскаивающаяся девушка.
Нелогичные, странные, местами совсем непонятные поступки девушки, даже несмотря на то, что она любит, по-настоящему любит Бориса, демонстрируют всю неоднозначность ситуации того времени.
Съемка
Это что-то поистине великолепное! Никак не ожидаешь увидеть съёмку такого уровня в картине 50-ых годов. Подвижность изображения, 'слежка' за героями, монтаж сцен. Сказка!
Хочется провести аналогию с Дюнкерком. Ни в том фильме, ни в этом не было военных сцен. Но от этого ужас и страх никуда не ушли. Ощущение первобытного страха перед всем, что происходит ощущается каждой клеточкой тела. Блестяще.
Актёрская игра
Актёры на экране будто живут, а не играют. Во время просмотра фильма очень часто складывалось впечатление, будто наблюдаешь за соседской жизнью в окно. Великолепно!
На сегодняшний день «Летят журавли» единственный отечественный победитель международного Каннского кинофестиваля. После успеха в Каннах, фильм вышел во французский прокат и собрал 5,5 миллионов зрителей. Такого успеха не знал ни один российский фильм ни до, ни после.
Пронзительная история двух влюблённых, которых разлучает война. Безжалостная война обрывает мечты о совместном счастье и большой любви, оставляя за собой шлейф отчаянья, утраты и боли, но где-то в самом дальнем уголке души остается надежда.
Определённо, в фильме «Летят журавли» камера играет роль первой скрипки, выражая портретные характеристики основных персонажей, и раскрывает глубокий смысл происходящего. Сильным выразительным средством в фильме «Летят журавли» являются свет, ракурс, крупность плана. Оператор Сергей Урусевский поспособствовал тому, чтобы актёрская мимика была не просто выделена, но и точно передавала бы образный смысл роли. Выразительный взгляд героини Вероники (Татьяна Самойлова), взятый крупным планом, психологически действует на восприятие зрителя.
Интересную трактовку представляет собой сцена проводов. Главная героиня Вероника пытается пробиться сквозь толпу в попытке отыскать своего возлюбленного Бориса (Алексей Баталов). Камера следует за героиней в человеческом водовороте: перед нами проплывают лица солдат, и затем лицо актрисы выходит на первый план. Оператору удаётся слить в единое целое чёткий ритм марша, бурлящий человеческий поток и отчаянные движения Вероники. А над небом проплывает клин журавлей, которые говорят нам, что жизнь продолжается и нужно ценить каждый прожитый в ней миг.
Потрясающе красивое по лёгкости изображения, и глубокое по содержанию кино.
Так бывает. Знаешь, что есть кино, которое ты не видел. Кино известное, признанное многими, если не сказать всеми. И ты ждешь, ну когда же, наконец, уже и тебе представится возможность оценить этот, со слов других, шедевр. И вот это происходит! И вдруг совершенно неожиданно ты чувствуешь себя обманутым. Потому что то, чем все так восхищались, оказывается на поверку пустышкой. Обидно!
Сразу скажу: как человек, далекий от профессионального кинематографа, не возьмусь оценивать работу оператора. Знаю, что в данном конкретном фильме этой составляющей всегда уделялось особое внимание. Спорить не буду - просто оставлю этот аспект картины в стороне. Скажу лишь, что не считаю возможным присваивать статус шедевра пусть и мастерски снятой картине... ни о чем.
Да! Именно так! Фильм, который многие ассоциируют со словом 'гуманизм' для меня, видимо, будет синонимом слова 'предательство'.
Дело в том, что я придерживаюсь той точки зрения, что раз кто-то снимает кино, то ему есть, что сказать людям. Он хочет донести до них свое мнение по тому или иному поводу. Иногда это получается, иногда нет - всякое бывает. А иногда это мнение настолько противоречит твоим собственным убеждениям и принципам, что ты просто не понимаешь: ну зачем было снимать об этом кино?!
'Летят журавли'. История бедняжки, которая в моих глазах представляется полнейшим ничтожеством. Опоздание на проводы, когда твой, якобы, любимый человек уходит на войну - это факт. Продирания сквозь толпу, крики, слезы, пакет печенья и пр. - эмоции. Цена им - грош. Выйти замуж за другого человека, не дождавшись с войны всё того же, якобы любимого - факт. Размышления, метания, угрызения совести и пр. - эмоции. Фальшь. Истерия. Мерзость.
О чем этот фильм?! В чем его позитивная составляющая? Во всепрощении?! Самым главным разочарованием стал для меня герой В. Меркурьева (к слову сказать, самого яркого персонажа картины, превосходно сыгранного талантливым актером). Я готов был апплодировать его монологу в госпитале, когда он утешал и наствлял на путь истинный раненного солдата, которого не дождалась невеста. И что же?! В конце-концов и он оказался не в состоянии отличить добро от зла. Невероятно обидно! Равно как и невероятно раздражает улыбающаяся главная героиня в последних кадрах фильма - в этот момент она, в моих глазах, будто бы вторично отреклась от героя А. Баталова. И это на фоне пламенной речи о памяти и скорби - речи вернувшегося домой, но мыслями оставшегося на полях сражений со своими товарищами, солдата.
Как можно восхищаться этим фильмом, если он аморален по своей сути, противен и беспринципен изначально?! Это не укладывается у меня в голове!
Я высоко оцениваю эту ленту как произведение искусства - всё-таки отрицательные, яркие, острые, безумно негативные впечатления от просмотра - это тоже результат чьей-то работы. Но поставить высокую оценку фильму просто не могу. Противно.
Этот фильм сняли 60 лет назад, в далёком 1957 году, когда о советском кино в мире позабыли после 'Потёмкина' и 'Человека с киноаппаратом'. И лента Калатозова вернула венец величия Советам, по крайней мере, на один год, в виде Золотой Пальмовой ветви. К слову, больше ни один отечественный фильм не был удостоен такой чести.
'Летят журавли' взял ветвь неспроста. Он рассказывает простую, но необычную историю. Возлюбленный главной героини по имени Вероника уходит на фронт. Таких Вероник на советской карте в 1941 не сосчитать. Однако конкретно героиня актрисы Татьяны Самойловой по ходу фильма попадает в весьма неоднозначную ситуацию. На неё давят сразу три силы. С одной стороны бомбёжки немецкой авиации, война, с другой постоянное давление со стороны нового ухажёра, а с третьей... С третьей другая, самая мощная сила на земле - это любовь.
И, конечно же, любовь взяла своё. Сквозь переживания и слёзы, она остаётся и победит любую войну. Именно это чувство ведёт героиню Самойловой, вряд ли здесь обошлось патриотизмом. Она исправно трудится в тылу, пока её Борис, сыгранный Алексеем Баталовым, защищает родину. Каждый день проходит с правом на надежду, с верою в любовь...
Подвиг советского народа бесценен, но важно помнить, что народ состоит из простых людей. И этот фильм - как раз тот случай, где не надо демонстрировать величие победы в абстрактном смысле. Это всего лишь одна история о людях из сотен тысяч других, со своей судьбой и горечью. И самое главное, что здесь герои - простые советские люди. Ни политики, ни военные командиры, не чекисты. И фильм Калатозова убеждает нас, что вклад рабочего населения в победу не менее значим. Они боролись, гибли, но не сдавались. Как и Вероника, которая не отпустила свою любовь даже после самого худшего исхода, ведь она помогла девушке сначала прожить эти нелёгкие 4 года, а затем сделать для себя важное умозаключение в самом конце ленты.
Главной особенностью фильма является его психологизм. Фильм полон тяжёлых сцен, его нелегко смотреть без эмоций. Последняя сцена на вокзале вообще пробирает бесконечной моралью насквозь. Сопереживание героям остаётся даже после их спорных решений. Качество фильма достойно высокой оценки, актёрская игра - преданных оваций. Особенно роль удалась Самойловой, ведь непросто хорошо сыграть такую противоречивую героиню, да ещё в стране победившего социализма, где не должно быть подобной 'аморалки'. Критика от Хрущёва тому подтверждение. К слову, о достижениях фильма на Каннском кинофестивале в Союзе сообщили весьма сдержанно.
И под конец немножко о символизме. Много журавлей пролетало над Московским небом в картине. И каждый раз, сначала Вероника с Борисом, а потом и народ-победитель тянули головы вверх и радовались их пролёту, как дети. Всё-таки здорово, что люди, которые прошли ад, будь-то в тылу, будь-то в окопах, вышли оттуда людьми и не разучились радоваться мелочам, как дети. Разве возможно победить страну с такими людьми?
«Жизнь на земном шаре еще не устроена так складно, как бы нам этого хотелось… Вот ты и идешь, на войну, Борис…» - говорит глава семейства, не договаривая свою фразу до конца, зная наперед, что шансы выжить у смелого Бориса невелики. Сидящие за столом не особенно об этом задумываются, но смерть его тронет всех, кому он был дорог. Глава семейства понимает и говорит «Когда наши вернутся, вы нам позавидуете», прекрасно понимая, что не все вернутся. Он занимает яркую патриархальную позицию. А Борис в глубине души понимает, что Марк преследует Веронику, хотя и не хочет в это верить, и осознает в отличие и от невесты, и от отца, что вся его бронь досталась ему по блату, прекрасно все понимает, и сам не советует ему идти. Простил бы он его, если бы вернулся? А простил бы свою неверную?.. В фильме надо вслушиваться не только к словам героев, но и к их реальным мыслям. Слова хороши для толпы. Пули – для войны. А мысли – для искусства.
Это становится понятно после одной третьей части фильма, когда слов становится еще меньше. Как безумна сцена бомбардировки, в которой Марк кричит Веронике «Люблю!», добиваясь ее. Словно сама война, как страшный демон, стоит за спиной Марка и придает ему сил. Нет, в этом лживом слове «люблю» нет никакой силы – сила стоит за Марком в войне, на которую он побоялся пойти. И в том, что рядом нет знакомых людей, перед которыми было бы стыдно получать по лицу. Она ему помогает, поскольку на ней гибнут люди, более храбрые, нежели он. И не любил Марк Веронику никогда. Влюблен был, да – но никогда не любил. Знал путь к ее слабому сердцу, к ее поддающейся душе. Но никогда не любил. Вот когда тебя будут бить по щекам при всех, то никакая война тебе не поможет.
А официальная пропаганда – «за прошедшие сутки ничего существенного не произошло». Это для Сталина ничего существенного не произошло за последние сутки (а может, и произошло – только он хочет, чтобы люди думали, что ничего не произошло) – а для Вероники произошло все! Сутки, когда исчезла вся надежда, когда она потеряла самого любимого человека. Она еще не знает об этом. Она, возможно, хочет уверить себя в том, что и к Марку испытывает любовь. Как первое, так и второе – самообман, первое помогает выжить, второе, наоборот, душит. Ибо поверить ей в то, что Борис жив – легче, чем в то, что она хоть немного любит Марка. И это правда – в ее сердце Борис жив, а вот Марка она никогда не любила, и он ее никогда не любил. Это брак по вожделению того, кто сильнее, а не по любви.
Страшная сцена в госпитале. Главной героине не напрямую говорят, что она, не дождавшись Бориса, стала хуже фашиста. Никто не знает, что Вероника тоже не дождавшись любимого, вышла замуж за другого. Сцену можно посмотреть и глазами несчастного солдата, и глазами Вероники, и глазами остальных солдат, и глазами Федора Михайловича – представить себя можно на месте каждого, настолько хорошо она снята. Глазами осуждающих и осужденных. Есть осуждающие, осужденные – и никто не рад. Так может, этот фильм доносит ту истину, что не надо никого осуждать?
Фильм много пластов имеет, он глубокий и наполнен многими метафорами, вроде разрушенной комнаты. При этом фильм немногословен – но слов в фильме хватает, чтобы заставить задуматься. Никогда не угаснет наша лютая ненависть к войне, так что пора задуматься над ее причинами. Ведь никто не хочет воевать просто так, разве что кроме самых уже отъявленных мерзавцев еще похуже Марка. Надо думать о том, чтобы война не повторилась. Не судите – вот первый шаг к тому, чтобы мировой войны более не повторилось. Увы, люди разучились это делать. И ведь религию сейчас многие исповедуют христианскую, а не судить так и не научились…
А все отрицательные рецензии кишат словом «предательство», якобы оно здесь оправдывается. Ну и где же оно тут оправдывается? Да нигде. Нам нигде не звучит закадровый голос о том, что предательство это хорошо. Нам практически беспристрастно, с неявно выраженной авторской позицией, показывают очень поучительную историю. О том, что по возможности лучше никого не осуждать, поскольку у нас у всех свои мерзкие дела на совести. И нам блестяще показывают народ, который, в отличие от того, что изображен во многих современных фильмах, способен победить в Великой Отечественной войне.
Сегодня я посмотрел этот фильм в первый раз. Давно хотел это сделать, но все глаза и уши не доходили. Наконец, это произошло.
Есть такая категория фильмов, к которым иначе чем с почтительным уважением не отнесешься. Летят журавли - как раз из таких. Мы понимаем, что это золотой фонд кинематографа, оценивать его - не по нашей части.
Не могу сказать, что я потрясен, ведь прошло уже полвека с момента его выхода на экраны, и взгляды на войну и драму человеческих обстоятельств, показанных тут, бесповоротно изменились. Но фильм не отпускал меня до конца. Техническое исполнение идеально на все времена. Актерская игра - совершенна.
Стилистика картины Калатозова напоминает многие черно-белые фильмы Советской эпохи, но помимо того она уникальна. Благодаря оператору Урусевскому. К каждому кадру у него свой особенный подход, он выбирал такие ракурсы, которые глубже подчеркивали и актерскую игру, и драматизм ситуаций. В фильме есть массовые сцены, например, когда Белка пришла на сборочный пункт увидеть в последний раз своего любимого, - исполнено это на высшем уровне, - камера вместе с героиней пробирается через толпу, и зритель поневоле ощущает себя там, несмотря на старую черно-белую пленку и некоторую старомодность построения кадра. Последняя сцена встречи поезда с побетителями войны, - также очень массовая, и она насыщена летним светом. Несмотря на полную потерю надежды для Белки, этот эпизод дарит надежду. Вера в будущее возрождается. Белка преподносит окружающим цветы, и ты ощущаешь себя там, будто следующий цветок она подарит тебе...
Редко от просмотра фильма остаешься под впечатлением и тяжестью всех мыслей, которые к тебе подступаются. Фильм 'Летят Журавли' - один из таких немногих. Фильм тяжелый и очень светлый одновременно, фильм, оставляющий осадок для людей, неравнодущных к историческому прошлому, и людей, понимающих настоящее. Фильм многогранный, фильм, после которого твое осознание переворачивается и ты перестаешь делить людей на 'плохих' и 'хороших', мир - на 'злой' и 'добрый', и понимаешь, что какие-бы поступки волей или не волей человек не совершил, как бы не сложилась судьба, cамое главное - быть верным себе. Быть верным cвоим идеалам, принципам, своей любви, своему долгу, устремлениям своей души. Остаться человеком прежде всего для себя - потом, для окружения...
Cломаные судьбы не сломят людей, в сердцах которых живет любовь, война не унесет память тех, кто будет жить вечно в твоей душе, а боль предательства может быть такой ничтожной по сравнению с минутой, когда мы что-либо не успели - не успели попрощаться, обнять, сказать слова любви своим близким….. иногда бывает, что эта минута становится точкой не возврата, когда изменить уже ничего не возможно. Вот этого действительно та настоящая боль, от которой можно 'умереть' внутри себя (как Вероника). Берегите своих родных и, пользуясь случаем, низкий поклон нашим ветеранам, cудьбы которых, могут быть очень схожи с судьбами героев этой потрясающей картины.